Уроки на тему растения. Конспект урока по природоведению на тему "Растения сада" (5 вспомогательный класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие растений». Уроки на тему растения


Урок на тему:"Растения. Виды растений". - Открытый урок - Методическая копилка

Тема: Растения. Виды растений. 

Цель урока: углубить знания учащихся о растениях. Дать понятие о видах растений, местах произрастания растений. Учить различать растения (деревья, кустарники, травы). Развивать речь, кругозор, память учащихся. Умение логически мыслить, и выражать свои мысли. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным. . Ход урока: 1.Организационный момент: Психологический настрой. Слушаем звуки природы. (2 мин) 2.Вступительная беседа учителя -Ребята, мы с вами окунулись с вами в тихий лес. Наполненный только звуками пения птиц. Где бы мы не находились повсюду нас окружают растения. Мы на них даже не обращаем внимания. Проходим мимо и не удивляемся. Но когда мы попадаем на улицу, где нет зелени, деревьев, кустарника мы понимаем сразу, что чего-то не хватает. А не хватает привычного глазу зелёного наряда. Зелёный наряд красит планету. Растения растут везде: на холодном севере, юге, в морях, океанах, в пустыне. В глубокой древности люди жили среди природы - в мире растений. Растений на земле тысячи, но люди стали их разделять по внешним признакам. Растения: • Деревья; • Кустарники; • Травы; • Мхи; • Лишайники; • Грибы; • Водоросли; • Бактерии. -Давайте сейчас совершим путешествие в лес и более близко познакомимся с растениями. -Ребята как себя должны вести путники в лесу? Что нельзя делать в лесу? (иллюстрация леса) Все растения в лесу расположены ярусами: как выдумаете какой самый верхний ярус? (деревья) Ниже деревьев – кустарники, а ниже кустарников – трава. (Лесенка) 1.Дерево - один стебель (ствол). Покрыт корой. 2.Кустарник – несколько стеблей, гибких и тонких, покрытых корой. 3. Трава – невысокая. Стебель тонкий, без коры, гибкий. -Чем отличаются растения? (высокие , низкие, ствол, стебель, листья, кора) - Чем растения похожи между собой? (индивидуальные карточки с изображением растений) Мы с вами выяснили, чем походи растения. Пора и отдохнуть. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше … А сейчас мы с вами зайдём в лес и познакомимся с различными растениями. Запоминайте их названия и чем они являются (деревьями, кустарниками, травами) (просматриваем слайды с изображениями растений) 

Это интересно: 

• Дерево-долгожитель (секвойя -5000 лет) • Растения – хищники • Самое высокое дерево (секвойя – до 120 метров или 40 этажей) • Растения-паразиты (лиана) • Самое быстрорастущее дерево (бамбук) 7 метров за 2 недели • Самое толстое дерево (баобаб) Дети, чем важны растения для живых существ? Составляем кластер: • Жильё; • Питание; • Лекарство; • Одежда; • Топливо • Бумага; • Очищение воздуха; • Украшение; 3.Закрепление: Ребята мы разделимся на команды, и я проверю, как вы запомнили материал. Вы должны выполнить некоторые задания, каждая команда получает очки за выполненное задание. 1. Задание: Кроссворд: «Растение». Читаю загадки, отгадываем, записываем отгадки. 1. На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд, Но нередко льются слёзы. Тех, кто рвёт их это… (роза) 2. В поле сестрички стоят Жёлтые глазки на солнце горят. У каждой сестрички Белые реснички (ромашка) 3. Никто не пугает, а она вся дрожит (осина) 4. Неказиста, шишковата, А придёт на стол она. Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель) 5. Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке, В белом сарафане. (берёза) 6. Я- дерево в родной стране, Найдёшь меня в лесах ты всюду. А слоги переставь во мне – И воду подавать я буду. (сосна) 7. Это зелье ты не тронь, Жжётся больно как огонь. (крапива) 8. В поле росла Под жерновом была, Из печки на стол Караваном пришла (пшеница) 2 задание: Отгадайте ребусы: Алина, аист, тигр. 3 задание: Блиц- опрос: вопросы задаются поочерёдно каждой команде. 1. Много рук, а нога одна. (дерево) 2. Самое высокое дерево (секвойя) 3. Растения, растущие под водой (водоросли) 4. Как называются растения, которые имеют несколько гибких, невысоких стволов, покрытых корой? (кустарники) 5. Растение, у которого вместо листьев иголки? (ёлка) 6. Самое толстое дерево? (баобаб) 7. Растение с мягкими гибкими стебельками (трава) 8. Растение, которое растёт на камнях ( мох) 9. Это растение очень любят белки и ежи (гриб) 10. Что общего у всех растений (есть ствол, листья, цветки, корень, плоды, семена) 11. Очень жгучее растение. (крапива) 12. Эту ягоду любит медведь (малина) Итог урока

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Я, надеюсь, вам урок понравился. Что именно понравилось на уроке? Скачать работу:/Растения. Виды растений/

16school.ucoz.net

Урок природоведения на тему "Части растения"

Тема урок: Части растения

Цели урока: 

способствовать формированию знаний учащихся о строение растения;способствовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес; развивать умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. 

способствовать развитию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к животному миру.

Оборудование: презентация ИКТ

Предполагаемые результаты

Предметные

Социальные (жизненные)

Личностные

Называть и показывать части растения

Применять правила коммуникации и умение использовать их в жизненных ситуациях

Уметь сотрудничать, высказывать свою точку зрения и слушать окружающих.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы, технологии обучения: РКМ

Ход урока

Проверяет готовность класса к уроку и переключает внимание на урок.

- Здравствуйте! Я рада всех вас видеть! Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть какие вы активные, внимательные и сообразительные.

Поздоровайтесь.

- Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Готовятся к уроку

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного.

Тема нашего урока закрыта.

Загадки

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (РЕПКА)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (АРБУЗ)

Кругла обычно, и красна как зорька

В борще, в салате…Это…(СВЕКЛА)

Жёлтая Луна

На прилавке всем видна.

Вкусная да спелая,

На Солнце загорелая. (ТЫКВА)

Я росту, чтоб в Новый год,

Плыл весёлый хоровод,

Зелена я и свежа

И похожа на ежа,

И в жару или метель,

Называют меня (ЕЛЬ)

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые …(НЕЗАБУДКИ)

Конфеты есть такие,

И есть такой цветок,

И нитки, из которых

Смотаешь ты клубок. (ИРИС)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

Каким одним словом мы можем назвать все эти отгадки? (по первым буквам) РАСТЕНИЯ.

- Назови своё любимое растение.

- Все ли растения одинаковы?

- А чем они отличаются? (по высоте, по цвету, по месту, где растут)

Но называем одним словом. Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений. Что это? Хотите узнать? Что объединяет все растения?

-Что общего у них вы узнаете, расшифровав слово.

19.20.18.16.6.15.10.6

СТРОЕНИЕ

По серии специальных вопросов воспроизводят знания, которые будут использованные непосредственно на уроке.

Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке нам нужно найти ответы на такие вопросы:

- Из каких частей состоят растения?

- Какое значение имеют для растений эти части?

Основная часть

ФИЗМИНУТКА

Рассказ учителя.

- Из каких частей состоят растения?

Задание «Найди слово» (работа в парах)

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ

Какая часть растения находится в земле?

Часть растения, которая прикрепляется к стеблю?

Самая красивая часть растения?

Часть растения, которая отходит от корня?

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ПОМОЖЕТ УЧЕБНИК (СТР.54)

Соедини части растения и его название

Какое значение имеют для растений эти части? (КРОСВОРД)

- Какая часть растения, удерживает его в почве?

- По какой части растения в него поступает вода и питательные вещества?

- С помощью какой части растение дышит?

- Из этой части растения образуется плод

- Почему цветок так красив? Так ароматен?

-Зачем растению нужен плод?

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Слушают.

Корень. Стр. 54 - читает один ученик.

Стебель. Стр. 54 – читает один ученик.

Лист. Стр. 54 – читает один ученик.

Цветок. Стр. 55 – читает один ученик.

Выполняют физкульминутку.

Учащиеся выходят к доске и выполняют задание.

Закрепление.

- Цветок удерживает растение в почве.

- По стеблю в растение поступает вода и питательные вещества.

- С помощью корня растение дышит.

- Из цветка образуется плод.

РЕБЯТА, А КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Выполняют упражнения

Подведение итогов и оценка работы учащихся.

Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят не помогают

И деток убеждают:

«Деревья не нужны»

-ПРАВЫ ЛИ ДЕВОЧКИ? ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ?

РЕФЛЕКСИЯ - Дерево успеха

Вырастим наше собственное дерево.

Пусть на нем распустятся листочки.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

зеленый — все сделал правильно,

желтый — встретились трудности.

Делают выводы.

infourok.ru

Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие растений»

Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие растений»

. Приемы: «Кластеры», «Верите ли вы?», выступления подготовленных учащихся.

Формы работы: парная, групповая.

Задачи:

Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Оборудование урока: презентация «Разнообразие растений», компьютер, проектор, экран, учебники, рабочие тетради, «Атласы - определители», гербарии.

Ход урока.

I Организационный момент.

Создание психологической комфортности. Стихи о природе

С желтыми листочками

Ветерок играет.

Осенью природа

Под дождик засыпает.

Разноцветный листопад –

Осени всегда я рад. И. Ерофеева Слайд

II Актуализация имеющихся знаний учащихся.

-Отгадайте загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение) Слайд

- Вспомните, что вы знаете о растениях.

(живой организм, без него невозможна жизнь , есть лекарственные травы, комнатные растения для украшения интерьера и т.д.)

-Докажите, что растение живой организм. Слайд

(дышит, растет, питается, размножается, умирает).

-К какой большой группе они относятся и как эта группа называется? (Царство растений) Слайд

-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) Слайд

III Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.

а)Слово учителя.

Вы, наверное, не раз слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли».Действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой! Но царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев. Как же их можно узнать и не перепутать одно растение с другим? Вот сегодня мы хорошенько потрудимся и постараемся найти ответ на этот вопрос. Вы хотите этого? Если «да», то начинаем наш поиск. Слайд

б) Приём «Верите ли вы?...»

п/п

Верите ли вы?

До чтения

После чтения

1

…что водоросли могут окрасить воду?

2

…что водоросли не имеют корней и стеблей?

3

…что у мха есть только стебель и листья?

4

…что мох может ожить после того, как его засушили?

5

…что папоротники когда-то были деревьями?

6

… что папоротники не имеют цветов?

7

…что хвойные растения размножаются семенами?

8

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?

9

…что на Земле больше всего цветковых растений?

10

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?

-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения.

в). Стадия осмысления. Работа в группах.

У каждого ученика есть текст и вопросы к содержанию текста. Дети находят вопросы и готовят ответ на них, прочитав статью.

1-группа. Водоросли

Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).

Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют?

2-группа. Мхи

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

3-группа Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.

Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

4-группа.

Хвойные растения

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет. Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Каких хвойных растений ты знаешь?

-Какие у них листья?

-Что у них на месте плодов?

-Как долго они живут?

б) Выступление учащихся по группам. Параллельно идёт показ Слайдов.

Цветковые растения.

-Я тоже подготовила для вас загадки по теме.

  1. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головы и кажется: вот-вот пробежит ветерок - и над поляной послышится тихий серебряный перезвон ( колокольчик) Слайд

  2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита (ландыш) Слайд.

  1. Один из самых ранних цветов в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница) Слайд.

- К какой группе растений они относятся? (цветковые)

Большой слайд Цветковые растения

Докажите это словами из учебника.

в) Работа по учебнику, с 72

Цветковые растения - те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.

-Назовите тему сегодняшнего урока.

Учащиеся:

Разнообразие растений.

Физкультминутка

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одном из видов растений, которую мы сейчас послушаем.

г)Выступление подготовленных учащихся.

Водоросли

1) Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" - результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.

Слайд

Мхи

2) Сфагнум - особый вид болотного мха, известный своими необычными свойствами. Этот мох легко переносит неблагоприятный болотистый климат, может приспосабливаться на стволах деревьев, камнях, стекле и металле!

В природе растет в лесах. Там, где под ногами хлюпает вода можно собирать это удивительное растение.

Сфагнум - многолетнее споровое растение, не имеет корней. Ветки и стебель сфагнума покрыты мелкими чешуйчатыми листьями. Во влажные периоды поры сфагнума способны впитать в себя много воды. Отсюда и греческое название мха - "сфагнос", что значит - губка. Именно это свойство сфагнума используется цветоводами. Слайд

Папоротник

3) Венерин волос – один из видов папоротников. У него перистые листья, достигающие 40 см в длину. Он требователен к влажности воздуха и поэтому редко выращивается в условиях помещения.

Слайд

Хвойные растения

4) Пихта обыкновенная представляет собой хвойное дерево, достигающее в высоту 30 метров. Пихта широко распространена в Сибири, где она образует целые леса. Пихта содержит эфирные масла, витамины

Лечебные свойства пихты известны уже давно. Из пихты получают скипидар и камфару – вещества, которые давно и успешно применяются в официальной медицине, в том числе и для лечения многочисленных заболеваний опорно-двигательного аппарата. В отличие от сосны и ели шишки у пихты смотрят вверх. Слайд

-Вот теперь ответьте на вопрос, который был задан в начале урока! (Растения разделены на группы)

V Первичное закрепление новой темы.

1)Приём «Верите ли вы?..» После чтения.

Слайд

Проверьте свои ответы по таблице.

2)Составление кластера.

3)Работа по «Атласам- опеделителям». Слайд

4)Составление синквейна о растениях.

Растение

Зелёное полезное лекарственное

Растёт выделяет дышит размножается

Чем удобряли, то и выросло

Организм

3).Работа в рабочей тетради. С.29, № 1. Взаимопроверка.

VI Домашнее задание.

Познакомиться с текстом учебника на стр.71-75.

Каждой группе подготовить загадки о растениях.

По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.

VII Заключение урока.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок закончен.

представил

Я узнал

смог

globuss24.ru

Конспект урока на тему: Растения и животные леса

Тема: Растения и животные леса.

Цель урока:

-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2, 4 классах.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник 5 класс, О.А. Хлебосолова , Е.И. Хлебосолов «Природоведение», М, «Владос», 2005.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

I. Актуализация знаний учеников, сообщение темы урока

1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы поговорим о мире природы. Ведь каждую минуту, ежесекундно все мы общаемся с окружающим миром. И, наверное, вы уже успели заметить: все, что нас окружает, находится в неразрывной взаимосвязи, живые организмы полностью зависят от неживой природы. Да и в самой живой природе все связано друг с другом. Вы также являетесь неотъемлемой частью исполинской Вселенной.

Итак, я хотела бы начать наш урок со сказки. А почему со сказки? Да потому, что в детстве все начинается со сказки.

А присмотрись, пожалуйста, В лесу всюду сказка. Она блуждает лесом. Прислушайся, пожалуйста, В лесу всюду сказка.

(С. Бабник)

Что такое лес? (Слайд №1)

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

3.Объяснение нового материала. (слайд № 2)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд № 3.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд № 4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 5)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 6)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд № 7)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд № 7)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад № 8)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд № 9)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд № 10- 12)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №13)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд № 14)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд № 14)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 14)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд № 15)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 15-16)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. ( слайд № 17)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха. Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд № 18)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд № 19)

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Ребенок рассказывает интересные случаи, которые с ним приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 20 - 30)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №32)

неосторожное обращение с огнем;- детская шалость с огнем;- сжигание мусора в близи жилых домов и на территории, прилегающих к лесным массивам;- искры из выхлопных труб автотранспорта;- грозовые разряды молнии;- эффект фокусирование солнечных лучей стеклом.

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём. (Слайд № 33)

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!

Лекарственные растения.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

СКАЗКА

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему «Разнообразие растений»

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.

Задачи:

1. Выделить характерные особенности царства растений.

2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Результаты:

Учащиеся научатся квалифицировать растения, определять с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование:

1. Природный материал: мох, водоросли, еловые и сосновые веточки, цветы, веточки папоротника.

2. Карточки с заданиями.

3. Обучающие диски «Уроки Кирилла и Мефодия .2, 3 класс»

Класс разделён на группы по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»

2. Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение деятельности.

Учитель загадывает загадку:

Дышат, растут,

А ходить не могут.

Зимой замирают,

Весной оживают,

Зелёными бывают.

Что это?

Учитель:

- Правильно, это растения.

Звучит « Вальс цветов».

IV. Работа по теме.

1. Учитель:

- На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.

2. Задание: «Соедини начало каждого предложения с его окончанием»

Лист - это

орган растения, на месте которого созревает плод

Цветок – это

орган растения, который растёт вниз, находится в почве

Корень – это

орган, внутри которого находится зародыш растения

Плод – это

орган растения, который растёт вверх. По нему осуществляется передача питательных веществ.

Семя – это

орган растения, который растёт на стебле. С его помощью растение «питается» и «дышит».

Стебель - это

орган растения, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.

3. Учитель:

- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?

Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.

- Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.

4. Ученик 1.

-Мхи  - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.

5. Учитель помещает на доску таблички: царство растений, мхи.

- Что это? (показывает перо страуса) 

- Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?

- Правильно, на папоротник. ( на доске появляется ещё одна табличка –папоротники)

6. Ученик 2.

- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.

7. Учитель:

- Ребята, рассмотрите природный материал и скажите, а какие растения всегда живут в воде?

- Правильно, водоросли. ( На доске появляется новая табличка - водоросли).

8. Ученик 3.

Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.

9. Учитель:

- Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).

– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?

(На доске появляются ещё две таблички – хвойные, цветковые)

– Как называется наука о растениях?

– Где растут водоросли?

– Где можно встретить мхи?

– Назовите хвойные растения.

– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?

10. Работа в рабочих тетрадях.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Расставить под изображениями названия групп растений.

2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.

VII. Работа в группах.

1. Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Планета должна быть счастливой.

2. Защита творческих работ.

3. Учитель:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если на планете будут уничтожены они

Мы останемся одни.

4. Ученик 4:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

5. Ученик 5:

Давайте люди любить планету

Во всей Вселенной похожей нет.

Во всей Вселенной на всех одна

Что будет делать без нас она?

VIII. Подведение итогов.Рефлексия.

- На какие группы делятся растения?

- Приведите примеры растений разных групп.

- Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.

- Что особенно понравилось на уроке?

globuss24.ru

Урок на тему: «Комнатные растения»

Стадник Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория, КГУ «Таманская средняя школа» СКО район им. М. Жумабаева, село Таманское

Цель: углубление знаний о комнатных растениях.

Задачи:

  •  формировать знания учащихся о комнатных растениях;
  •  развивать речь, умение работать с текстом, выделять главное;
  •  прививать бережное отношение к живой природе, воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: комнатные растения, корзиночка, тексты о растениях, чистые листы бумаги, 3 рисунка цветка, слайды.

Ход урока

1. Организация класса

Психологический настрой

Здравствуйте, солнце, дубы, тополя!Здравствуйте, горы, леса и поля!Здравствуйте, всё, что растёт и цветёт!Здравствуйте, все, кто на свете живёт!

2. Проверка домашнего задания

Уч. с 64 — изображение только цветка. (1 слайд)

— Что необходимо для жизни растения? Раскрывают значимость каждого условия.

(открывается поочерёдно — свет и тепло — солнце, воздух, питательные вещества, вода, почва)

— Как называется место, где растёт растение? (среда обитания) 2 слайд

3. Изучение нового материала

1) Введение в тему

Загадки

Пахнет стебель и цветочки,Опушённые листочки.Ты пораньше утром встаньИ полей свою....(герань).

Хотели детишки от мамы удрать,Но мама сумела их всех удержать.Вот так и висят те пучки-малолеткиНа нитях — зелёные растения — детки. (хлорофитум)

На лугу и в поле мы его встречаем,Лепесточки белые мы на нём считаем,Серединка жёлтая у цветка того,Будто крошка-солнышко забралось в него. (ромашка)

Зелена, а не луг,Бела, а не снег,Кудрява, а не голова. (берёза)

Вы не трогайте меня!Обожгу и без огня. (крапива)

(картинки с изображением растений) 3 слайд

2) Беседа

— На какие группы можно разделить отгадки?

— Какие ассоциации возникли со словом ЦВЕТЫ?

— В чём различие между цветами — ромашкой, хлорофитумом, геранью и декабристом?

— Почему цветы называют комнатными?

ПРОБЛЕМНЫЙ вопрос. — Откуда появились комнатные цветы?

Изучение комнатных растений. (живые цветы в горшочках)

1) Сегодня мы познакомимся с некоторыми комнатными растениями (работа в микрогруппах).

1 микрогруппа — хлорофитум2 микрогруппа — герань3 микрогруппа — декабрист

Учащимся раздаются листочки с текстами о растениях. Дети изучают растение, рассказывают о нём по плану. 4 слайд — план

План

1) Название цветка.2) Родина растения.3) Описание цветка.4) Особенности цветка.

Представители от каждой микрогруппы знакомят учащихся с комнатными растениями.

3) Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки.Ветерок всё тише лепестки колышет.Наши алые цветки закрывают лепестки,Тихо засыпают, головой качают.

4) О пользе цветов

— Какую пользу приносят комнатные растения?

«Корзиночка идей» (корзиночка)

Учитель зачитывает то, что написали учащиеся.

5) Работа с текстом, с. 61

Учащиеся читают текст и составляют кластер о пользе комнатных растений.

5 слайд — кластер

Комнатные цветы обогащают воздух кислородом, убивают вредные микробы, радуют, украшают, напоминают о лете, используют при заболеваниях, повышают влажность в помещении.

— Какую пользу растениям может принести человек? (высказывания учащихся)

6) Уход за комнатными растениями

— Что необходимо знать для того, чтобы комнатные растения лучше росли?

(высказывания учащихся)

— Как ухаживать за цветами?

Работа в микрогруппах — составить памятку по уходу за комнатными растениями (раздать рисунок цветка)

Одна из микрогрупп читает правила ухода, другие отмечают знаком + если у них есть такой ответ, затем дополняют.

6 слайд

Правила ухода за комнатными растениями

1) Знать среду обитания.2) Рыхлить почву.3) Поливать.4) Опрыскивать.5) Удобрять.6) Бороться с вредителями.

— Как всё это нужно выполнять? (с любовью)

— Почему?

Практическая часть по уходу за растениями

— Как вы думаете, растения чувствуют любовь человека к ним, заботу?

— А могут ли растения ответить взаимной любовью? (высказывания учащихся)

Рассказ учителя о девочке Маше

Сказка «Маша и фруктовый сад».

Жила была девочка Маша. Каждое утро она приходила в фруктовый сад, где росли разные деревья и кустарники. Яблони, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и чёрная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев.

Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями, поливать и удобрять их.

Однажды Маша заболела. У неё поднялась температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, чёрной и красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с болезнью. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно-вишнёвый, грушевый, сливовый.

Обрадовались деревья и кустарники, расправили ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы её дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малины, напоила Машу.

Поела девочка ягоды красной и чёрной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше.

На следующий день Маша вышла в свой любимый фруктовый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь.

Долго шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.

— Почему Маша справилась с болезнью? (высказывания учащихся)

— Какой девочкой была Маша?

— Кто хотел бы быть похожим на Машу? Почему?

4. Домашнее задание: с. 61-64, читать и пересказывать.

Подобрать дополнительный материал о комнатных растениях, которые приносят счастье, о лекарственных растениях, растениях астрологах.

5. Итог урока

— Пригодятся ли вам в жизни знания о комнатных растениях? Докажите.

Наш урок завершается.Подведём сейчас итог:А не зря ль прошёл урок?Подойдите-ка сюда,Отвечайте без труда.

Учащиеся передают друг другу цветок и говорят:

— Я узнал(а) о комнатных растениях...

www.azbyka.kz

Конспект урока по природоведению на тему "Растения сада" (5 вспомогательный класс)

Конспект урока по природоведению

в 5 вспомогательном классе

Составил:

Учитель: Зотке Оксана Александровна

Тема : Растения сада.

Цель: формировать у детей представления о растениях сада.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания о плодовых деревьях и ягодных кустарниках;

формировать умение отличать плодовые деревья от неплодовых, находить их на картинках, знать название плодов деревьев и кустарников; формировать у детей представления об уходе за растениями сада.

Коррекционно-развивающие: развивать речь, обогащать и активизировать словарный запас; развивать внимание, мышление, память; развивать коммуникативные навыки; развивать координацию движений, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к растениям.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, предметные картинки с изображением фруктов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок природоведения.

II. Вводная часть.

Учитель: - Где человек выращивает растения? (Слайд 1)

(в огороде, в саду, на клумбе, дома)

III.Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Учитель: - Сегодня на уроке я расскажу вам о растениях, которые выращивают в саду.

2. Знакомство с новым материалом. (Слайд 2)

(рассказ учителя)

Сад — это специальная территория с посаженными людьми ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.

После посадки плодовых деревьев, необходимо ухаживать за садом. Уход включают в себя борьбу с сорняками и уход за почвой. Прополку сорняков и рыхление земли нужно проводить за лето несколько раз. Весной и осенью ее перекапывают. В засушливое лето плодовые деревья поливают водой, после чего землю рыхлят. Чтобы повысить плодородность, в весенний и осенний период нужно вносить минеральные и органические удобрения.

Необходимо также убирать листья, которые уже опали, удалять срезанные ветви из сада, лечить раны.

Выполнение всех этих рекомендаций по уходу за плодовыми деревьями позволит саду плодоносить долгое время.

Вопросы:

  1. Что такое сад?

  2. Чем похожи и чем отличаются сад и лес?

  3. Чем отличается дерево от кустарника?

  4. Назовите плодовые деревья.

  5. Назовите ягодные кустарники.

  6. Как нужно ухаживать за почвой в саду?

  7. Как нужно ухаживать за деревьями и кустарниками?

3.Закрепление материала.

Игра «Четвертый лишний» (Слайд 3)

Учитель:- Найдите лишнюю картинку. Почему вы так думаете?

Игра «Что растет в саду?» (Слайд 4)

Учитель: - Обведите растения сада: кустарники зеленым цветом, деревья – желтым.

(работа на индивидуальных карточках)

Игра « Угадай, откуда упал фрукт?»

Учитель: - Назовите фрукт и определите с какого дерева или кустарника он упал.

(предметные картинки с изображением фруктов)

  1. Физминутка «Зайцы скачут»

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Практическая работа «Посади сад» (Слайд 4,5)

(коллективная работа)

Учитель: - Сейчас мы с вами будем сажать сад. По углам посадим кустарники. Вишню посадим в центре, яблони слева от вишни, груши – справа.

Учитель: - А что мы возьмем для ухода за садом?

IV. Итог урока.

Учитель: - О каких растениях мы сегодня говорили на уроке? Назовите свой любимый фрукт или ягоду.

Учитель: - Ребята, закрасьте то яблочко, которое соответствует количеству понятого вами нового материала на уроке.

hello_html_4f4931c8.pnghello_html_m6a46a5d6.pnghello_html_m446e5e95.png

Оценивание. Домашнее задание.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта