Сходство растения и животные. Черты сходства и различия животных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Различие и сходство растений и животных. Сходство растения и животные


Черты сходства и различия животных растений

Сходство и различие растений и животных 

Между животными и растениями, несмотря на внешние различия, существует много общего. Сходство растительных и животных клеток обнаруживается на элементарном химическом уровне. Современными методами химического анализа в составе живых организмов обнаружено около 90 элементов периодической системы. На молекулярном уровне сходство проявляется в том, что во всех клетках найдены белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и т. д. Особенность молекулярной организации растительных клеток состоит в том, что в них находится фотосинтезирующий пигмент — хлорофилл. Благодаря фотосинтезу в атмосфере Земли накапливается - кислород и ежегодно образуются сотни миллиардов тонн органических веществ. - Растениям, как и животным, присущи такие свойства живого, как рост (деление клеток за счет митоза) , развитие, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение, причем половые клетки животных и растений формируются путем мейоза и в отличие от соматических имеют гаплоидный (п) набор хромосом. Клетки и растений, и животных окружены тонкой цитоплазматической мембраной. Однако у растений имеется еще толстая целлюлозная клеточная стенка. Клетки, окруженные твердой оболочкой, могут воспринимать из окружающей среды необходимые им вещества только в растворенном состоянии. Поэтому растения питаются осмотически. Интенсивность же питания зависит от величины поверхности тела растения, соприкасающейся с окружающей средой. Вследствие этого у большинства растений наблюдается значительно более высокая степень расчлененности, чем у животных, за счет ветвления побегов и корней. Существование у растений твердых клеточных оболочек обусловливает еще одну особенность растительных организмов — их неподвижность, в то время как у животных мало форм, ведущих прикрепленный образ жизни. Именно поэтому распространение животных и растений происходит в разные периоды онтогенеза: животные расселяются в личиночном или во взрослом состоянии; растения осваивают новые местообитания путем переноса ветром или животными зачатков (спор, семян) , находящихся в состоянии покоя. Растительные клетки отличаются от клеток животных особыми органоидами-пластидами, а также развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток. Животные клетки изолированы друг от друга, а у клеток растений каналы эндоплазматической сети через поры в клеточной стенке сообщаются друг с другом. В качестве запасных питательных веществ в клетках животных накапливается гликоген, а в растительных — крахмал. Форма раздражимости у многоклеточных животных — рефлекс, у растений — тропизмы и настии. У растений встречается как половое, так и бесполое размножение и у подавляющего большинства их существует чередование полового и бесполого поколений. У животных определяющей формой воспроизводства потомков служит половое размножение. Низшие одноклеточные растения и одноклеточные простейшие животные трудно различимы не только внешне. Например, у эвглены зеленой - организма, стоящего как бы на границе растительного и животного мира, питание смешанное: на свету она синтезирует органические вещества с помощью хлоропластов, а в темноте питается гетеротрофно, как животное. Рост растений почти непрерывен, а у большинства животных он ограничен определенным периодом онтогенеза, после прохождения которого рост прекращается. Бесспорно то, что у современных растений и животных были общие предки. Именно они и послужили общим корнем для эволюционного развития и дивергенции растений и животных

Оцени ответ

shkolniku.com

Различие и сходство растений и животных

Различие между растениями и животными является не качественным, а количественным. То есть оно выражается в том, что преобладают определенные особенности строения тех или иных организмов. Нельзя вести речь об исключительной их свойственности растениям или животным.

Строение тела

В строении тела наблюдается сходство и различие животных и растений. В чем же они состоят? Имеются сходства клеток растений и животных. Низшие растения и животные состоят из простых клеток. При этом они часто являются подвижными. Сходства и различия клеток растений и животных требуют детального рассмотрения. Предлагаем углубиться в этот вопрос.

сходство растений и животных

Клеточное строение

То, что между ними наблюдается сходство, является результатом общности происхождения жизни. Как животные, так и растительные клетки обладают следующими свойствами: они живые, делятся, растут, в них происходит обмен веществ. В клетках и тех и других организмов есть цитоплазма, ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы.

Что касается различий, то они появились в результате разных путей развития, расхождения в питании, а также появления возможности у животных двигаться самостоятельно, в отличие от растений. У последних клеточная стенка есть, она состоит из целлюлозы. У животных же ее не наблюдается. Функция клеточной стенки состоит в том, что она придает дополнительную жесткость растениям, а также защищает эти организмы от потерь воды. У животных нет вакуоли, а у растений она есть. Хлоропласты имеются исключительно у представителей растительного царства. В них формируются из неорганических органические вещества, при этом происходит поглощение энергии. Животные же питаются готовыми органическими веществами. Они получают их с пищей.

Развитие животных и растений

У многоклеточных животных имеется важная особенность. Она состоит в том, что тело этих организмов снабжено множеством полостей. Их можно рассматривать как результат того, что покровы оказались ввернуты внутрь тела животного. Эти полости в большинстве своем образуются именно так. Иногда они появляются в результате расщепления тканей, которые формируют тело животного. Развитие животного, таким образом, можно свести к появлению ряда складок, а также загибов внутрь организма. Что касается многоклеточных растений, то в этом смысле они лишены полостей. Если у них имеются сосуды, то они формируются с помощью прободения и слияния рядов клеток. Однако развитие растений сводится к тому, что у них образуются выступы наружу плотного зачатка. Это и приводит к тому, что появляются различные придатки организма, такие как корни, листья и т. д.

Подвижность

Сходство и различие животных и растений наблюдаются также в подвижности. Животные обладают большей подвижностью. Из-за этого клетки их в большинстве своем являются голыми.

сходства и различия клеток растений и животных

У малоподвижных растений же, как мы уже говорили, они одеты плотной оболочкой. Она состоит из целлюлозы (клетчатки). Раздражительность и подвижность не являются исключительными свойствами животных. Однако эти особенности у них все-таки достигают высшего развития. Тем не менее подвижны не только одноклеточные, но и многоклеточные растения. Между одноклеточными растениями и животными или же зародышевыми стадиями многоклеточных наблюдается сходство даже в том, какие они используют способы движения. И тем и другим свойственны такие, которые осуществляются непостоянными отростками, иначе называемыми псевдоподиями. Это называется амебоидным движением. Сходство между растениями и животными состоит в том, что и те и другие могут перемещаться, используя жгуты.

Они также могут делать это при помощи выделений вещества из своего тела. Эти выделения позволяют организму двигаться в нужную сторону, противоположную направлению истечения вещества. Данным свойством обладают, в частности, диатомовые водоросли и грегарины. Многоклеточные высшие растения поворачивают листья к свету определенным образом. Некоторые из них складывают их на ночь. В этом случае можно говорить о явлениях так называемого сна растений. Некоторые виды способны отвечать движениями на прикосновение, сотрясение и другие раздражения.

Весьма интересны эти черты сходства животных и растений. Однако многие другие не менее любопытны. Предлагаем вам узнать и о них.

Обособление мышечной и нервной ткани

Следующее сходство и отличие животных и растений связано с мышечной и нервной тканью. Чарльз Дарвин показал, что кончики корней и стеблей всех растений совершают вращательное движение. Однако лишь у многоклеточных животных существует обособление в качестве отдельной ткани сократимой мышечной, выполняющей функцию раздражимости, а также обособление специальных органов чувств, которые служат для восприятия различных раздражений. Но и среди многоклеточных животных имеются виды, не обладающие обособленными нервной и мышечной тканью, а также органами чувств. Это, к примеру, некоторые губки.

Способ питания растений

В питании также имеется сходство и отличие животных и растений. Однако здесь определенности все-таки больше. Считается, что основное отличие между растениями и животными сводится именно к типу их питания. Растения с помощью хлорофилла (зеленого пигмента) формируют органическое вещество из кислорода, углерода и водорода, которые они находят в воде и в воздухе. Так создается клетчатка, крахмал и другие вещества, не содержащие азота. А путем присоединения азота, находимого в почве в виде азотистых солей, растение строит и белковые вещества. Таким образом, эти организмы способны находить пищу везде. В жизни растений движение не может играть такой большой роли, как у животных.

Способ питания животных

Эти организмы могут существовать лишь за счет органических соединений, представленных в готовом виде. Они получают их или от растений, или от других животных, то есть в конечном счете от растений.

сходство между растениями и животными

Животное должно суметь добыть себе пищу. Именно отсюда проистекает его большая подвижность. Растение формирует органические соединения, животное же их разрушает. Оно сжигает эти соединения в своем теле. В результате этого процесса выделяются продукты распада в виде мочи и углекислоты. Животное все время выделяет из атмосферы обратно в атмосферу угольную кислоту. При жизни своей оно освобождает азот через мочеиспускание, а после гибели – при разложении. Растение берет из атмосферы угольную кислоту. Нитрогенные бактерии осуществляют перевод азота в почву. Из нее он вновь потребляется растениями.

Особенности дыхания

Сходства и различия между животными и растениями касаются также дыхания. По поводу того, которое сопровождается выделением углекислоты и поглощением кислорода, можно сказать, что оно свойственно в равной степени как растениям, так и животным. Однако у последних этот процесс совершается намного энергичнее.

черты сходства животных и растений

У растений же такое дыхание заметно только тогда, когда процесс питания, противоположный этому процессу, не совершается. Питание – это поглощение углекислоты, при котором в атмосферу выбрасывается часть кислорода. Оно может не совершаться, к примеру, при прорастании семян или же в темноте.

Поскольку процесс горения у животных происходит энергичнее, повышение температуры у них заметнее и сильнее, нежели у растений. Таким образом, дыхание у растений все-таки существует, однако основная роль этих организмов в круговороте веществ заключается в поглощении углекислоты, освобождении кислорода, а также потреблении азота, находящегося в атмосфере (с помощью бактерий). У животных же обратная роль. Они производят в атмосферу углекислоту и азот (тоже частично с помощью бактерий – при гниении), а кислород поглощают.

сходства клеток растений и животных

Питание: исключения из правил

Нередко наблюдается сходство растений и животных в том, как у них осуществляется питание. К примеру, не содержащие хлорофилла грибы используют в пищу уже готовые органические вещества. А некоторые жгутиковые и бактерии могут создавать органическое вещество, при этом они лишены хлорофилла. Ряд насекомоядных растений способен захватывать и перерабатывать животные ткани. Таким образом проявляется сходство растений и животных. Некоторые виды жгутиковых, которые содержат хлорофилл, вырабатывают на свету зерна, по своим свойствам сходные с крахмальными. Значит, они питаются тем же способом, что и растения. А в темноте их питание происходит сапрофитически, то есть оно осуществляется всей поверхностью тела за счет разлагающихся веществ.

сходство и отличие животных и растений

Нетипичный химический состав элементов

Сходство растений и животных наблюдается и в химическом составе элементов, из которых сложены их тела. Деятельный хлорофилл, правда, свойственен только растениям. В некоторых случаях его можно найти в организме высших животных. Однако при этом он принадлежит не им, а водорослям. Некоторые из них симбиотически живут в теле животных. Нам уже известно о том, что хлорофилла лишены многие растения. С другой стороны, Euglena, которая имеет деятельный хлорофилл, и другие формы, подобные ей, имеют чуть ли ни такое же право быть отнесенными к животному царству, как и к растительному. На сегодняшний день не доказано сходство с хлорофиллом зеленого пигмента, имеющегося в крыльях прямокрылых насекомых. Этот пигмент, во всяком случае, не функционирует в них как хлорофилл.

Похожие вещества

Сходство растений и животных проявляется и в похожих веществах, присутствующих в их телах. Для первых характерно наличие клетчатки. Однако оболочка, облекающая тела ряда морских животных, состоит из туницина. Данное вещество имеет сходство с клетчаткой. Для растений, как известно, свойственно такое вещество, как крахмал. Однако в жизни животных его изомер (гликоген) играет такую же важную роль. А у миксомицетов, или слизистых грибов, вместо крахмала имеется как раз гликоген.

сходство и различие животных и растений

Вывод

Все вышесказанное приводит нас к заключению о том, что различия между растениями и животными достаточно условны. Можно сделать вывод и о том, что и те и другие ведут свое происхождение из некоего общего источника, то есть от таких форм, которые могут быть с полным правом отнесены как к растениям, так и к животным. Эти формы отчасти сохранились на нашей планете.

загрузка...

buyokproduction.ru

Урок-проект для 1 класса по теме "Различия и сходство между растениями и животными"

Учитель начальных классов

МОУ лицея №9 г. Волгоград

Селезнёва Н.И.

Урок- проект по теме

«РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВО МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ»

учащиеся должны знать различия и сходства между растениями и животными,

признаки животных и растений, их приспособленность

к окружающему миру;

учащиеся должны уметь работать с разными видами информации,

обрабатывать её и фиксировать в таблице, применять

имеющиеся знания для создания определённого

продукта своей деятельности; работать в группе.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Учащиеся делятся на 4 группы:

Задание группе №1

1.Нарисовать рисунок о том, как будет выглядеть растение без света.

2.Нарисовать рисунок о том, как будут выглядеть растения в огороде,

если их не поливать.

Задание группе №2

1. Подготовить рассказ о медведе: - чем дышит;

- чем питается;

- что умеет делать?

2. Подготовить рассказ о лисе: - чем дышит;

- чем питается;

- что умеет делать?

3. Подготовить рассказ о ласточке:- чем дышит;

- чем питается;

- что умеет делать?

Задание группе №3

  1. Подготовить рассказ о грибах.

Группа №4 – эксперты:

Готовят карточки для итоговой таблицы «Различие и сходство между растениями и животными»

Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.

II. Подготовка к созданию проекта:

Воспроизведение основных этапов проекта.

Дети повторяют:

  1. Выбор темы.

  2. Определение целей проекта.

  3. Разработка основных этапов проекта.

  4. Сборка.

Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку – проекту была определена тема урока, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определённое задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа о животных, третья – о грибах, а четвёртая группа – эксперты. Эксперты называют цель данной проектной деятельности.

  1. Выбрали тему.

  2. Определили цель: создать таблицу «Различие и сходство растений и животных»

  3. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

III. Актуализация знаний:

Учитель: Что вы знаете о природных объектах?

Ученик: Природные объекты делятся на живые организмы и неживые предметы

( На доске записаны слова (или иллюстрации): (СОЛНЦЕ РОМАШКА БЕЛКА)

Учитель: Как природные объекты «солнце», «ромашка» и «белка» распределить на 2 группы?

Ученик: Солнце – неживой объект природы; ромашка и белка – живые организмы.

Учитель: На какие 2 группы делятся неживые предметы?

Ученик: В неживых предметах можно выделить силы природы и то, что сделано руками человека.

Учитель: На какие 2 группы делятся живые организмы?

Ученик: Живые организмы делятся на растения и животных.

Учитель: Что мы узнали на прошлых уроках о живых организмах?

Ученик: Живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, растут, размножаются.

Учитель: Как называют растения и как называют животных?

Ученик: Растения называют кормильцами, а животных – едоками.

Учитель: Вы знаете, что необходимо всем живым организмам – и животным и растениям, поэтому без особого труда выполните игровые задания. На с. 5 учебника в зелёной рамке нужно, рассмотрев все нарисованные объекты каждого ряда и проанализировав их признаки, выделить лишний объект и зачеркнуть его. На пустых линиях напишите, как можно назвать оставшиеся предметы.

( Коллективная работа. Учащиеся записывают: живые организмы, животные и растения)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем определять различия и сходства между растениями и животными; повторим признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.

IV Разработка этапов проекта:

Учитель: Покажите рисунок, соответствующий словам:

Плачет ребёнок в тёмной кладовке:

«Плохо мне здесь, как в мышеловке».

Пожелтели, завяли листочки,

Исчезла свежесть, красота цветочка.

В тёмном месте завянет растение и пропадёт,

Ведь не ребёнок оно – на помощь не позовёт.

(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если поставить его в тёмное место.)

Ученик: На основе сказанного можно сделать вывод: растения не могут долго жить без света. Они теряют зелёный цвет, болеют и погибают.

Учитель: Теперь покажите рисунок, который подходит к таким строкам:

В огороде много гряд!

Морковь, капуста и салат.

Но никто не прибегает,

Огород не поливает.

Сверху солнышко печёт,

А водичка не течёт…..

«Ох, мы чахнем, увядаем,

Без водицы умираем».

(Учащиеся показывают свои рисунки – домашнее задание, комментируют их, отвечают на вопрос: что будет с растением, если оставить его без воды)

Ученик: Если растение оставить без воды, то оно погибнет.

Учитель: Подведём итог работы 1– ой группы. Для этого мы должны ответить на вопросы.

- Чем питаются растения?

Ученик: Растения питаются солнечным светом, углекислым газом, который они поглощают из воздуха, водой, в которой растворены питательные вещества, радуют наш взгляд, пахнут, поднимают настроение.

Учитель: Вопрос к учащимся второй группы: расскажите, что вы знаете о животных.

У

ченик: В нашей стране медведи встречаются по всей лесной зоне. Медведи отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень

он велик. Зимой ему трудно прокормиться, трудно двигаться по глубокому снегу. Поэтому во время зимней спячки медведь живёт за счёт накопленного жира. Дышит медведь кислородом, а выдыхает углекислый газ.

Ученик: Рыжую лисицу знают все с детства из сказок, песен и пословиц. В них она умная, хитрая и проворная. Но всё - таки лиса не самый хитрый

и даже не самый осторожный зверь. Лису выручает острый слух, зрение и нюх – врага она чувствует издали и вовремя успевает убежать и скрыться. Ест она лягушек, мышей, ящериц, крупных насекомых, может разорить гнездо птицы, живущей на земле. Но главная еда лисицы – мыши – полёвки.

Их она уничтожает по несколько тысяч в год, тем самым приносит пользу человеку, ведь эти грызуны наносят огромный вред сельскому хозяйству. Дышит лиса кислородом, выдыхает углекислый газ.

У

ченик: Ласточки живут в разных местах, отличаются друг от друга и внешне и, и по образу жизни. Но у всех длинные, узкие, заострённые на концах крылья. Хвост у городской ласточки и у

береговушки вырезан не сильно, у деревенской – вилообразно. Глядя

на полёт ласточки, можно подумать, что они просто резвятся, играют,

купаются в солнечных лучах. На самом деле они всё время

«работают» - ловят насекомых. С ласточками связана народная

примета: высоко они летают – быть хорошей погоде, низко – к

дождю. Примета верная и дело вовсе не в ласточках, а в

насекомых, которыми они питаются. Перед ненастьем крылышки

насекомых становятся влажными и тянут их к земле. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. А легко ли поймать насекомого в полёте? Вот и проводят эти птички всё светлое время суток в воздухе, лишь изредка присаживаясь отдохнуть. Дышат ласточки кислородом, а выдыхают углекислый газ.

Ученик: Ребята очень хорошо нам рассказали зверях и птицах, поэтому мы можем сделать вывод: животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ, питаются растениями и животными, активно двигаются: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают.

Учитель: Ребята, вы любите грибы? Что вы знаете о грибах? А вот подробнее о них нам расскажут ребята третьей группы.

Ученик: Грибы не растения и не животные. Но они тоже живые организмы. Как растения и животные они тоже дышат. Грибы образуют своё грибное царство. Подосиновики, рыжики, лисички, мухоморы – это грибы, вернее не грибы, а их плодовые тела.

Ученик: Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он их тонких белых ветвящихся нитей – грибницы. Когда грибу достаточно влаги, тепла и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело. Но гриб – это не только то, что растёт под ёлкой или на поляне и что мы собираем в корзинки.

Ученик: Зеленоватый кусочек плесени на забытом в хлебнице кусочке хлеба тоже гриб. Твёрдые полосатые образования на стволах берёз тоже гриб. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным – это тоже гриб. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях.

Ученик: Участники моей группы хорошо рассказали о грибах, поэтому можно сделать вывод: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они тоже

дышат, как растения и животные и тоже имеют разный окрас.

Учитель: Итак, без чего же не могут жить живые организмы? Я предлагаю вам разгадать кроссворд «Без чего не могут жить живые организмы?»

  1. Как называется плодородный слой земли? (почва)

  2. Чем дышат живые организмы? (воздух)

  3. Что даёт свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? (солнце)

4. Без чего всё живое на Земле засохнет? (вода)

4

1

Учитель: Теперь к работе приступают эксперты. Обобщая ответы учащихся трёх групп, вы должны составить таблицу «Различие и сходство растений и животных»

Группа экспертов заполняют таблицу:

Сходство и различия растений и животных.

Учитель: Данную таблицу мы создали для того, чтобы ею пользовались не только учащиеся нашего класса, но и учащиеся других классов.

V Итог урока:

Учитель: Пользуясь данной таблицей и полученными знаниями, вы прочитав задание, подчеркните правильный ответ.

ТЕСТ

  1. Что используют растения для питания?

- насекомых;

- питательные вещества, растворённые в воде;

- мелких животных.

2. Живая природа – это:

- звери

- глина;

- дождь.

3. Что необходимо растениям и животным для выживания и роста?

- вода;

- темнота;

- ветер.

4. Что необходимо животным для роста и развития?

- движение;

- засуха;

- питание.

5. Что нужно делать для охраны живых организмов?

- чаще бывать в лесу;

- не ловить и не уничтожать живые существа;

- ставить ловушки вредным и хищным животным.

(Коллективная проверка.)

Учитель: Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?

Литература:

  1. Окружающий мир: учебник – тетрадь для 1 класса «Я и мир вокруг».

Часть 2 / авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, руководитель; О.В. Бурский,

Н.В.Иванова, А.С. Раутиан.-Изд.2-е, дораб.-М.:Баласс,2004. – 64с.: илл.

ISBN 8-85939-086-6.

  1. Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. «Человек и природа». – М.: Баласс, 2003.

  2. Завитаев П.А., Низова А.М. Экскурсии и предметные уроки в 1–3 классах. – 2-е изд., доп. И перераб. - М., издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1973. – 150с. – Педагогическая библиотека учителя.

  3. С. Шмаков. Игры – потехи, забавы – утехи. Издательство Липецк НПО «Ориус» - 1994 ISBN 5-85831-069-9

  4. Батуев А.М. Чудесный мир: Рассказы о животных. М.: Дет. лит., 1978. Гл. «Лесник». С. 8 – 15.

  5. Н.Надеждина. Полное лукошко. М., Дет.лит., 1986. С. 353 – 475.

2

3

Различия.

Сходство.

Растения

Животные

Растения

Животные

Питаются: солнечным светом, водой, в которой растворены питательные вещества.

Питаются: растениями, насекомыми, мелкими животными

Дышат.

Питаются.

Растут.

Дышат.

Питаются.

Растут.

Выделяют в воздух кислород.

Поглощают углекислый газ.

Выделяют в воздух углекислый газ.

Поглощают кислород.

Потребляют воду.

Потребляют воду.

Не двигаются: не умеют ходить, бегать, прыгать.

Двигаются: умеют ходить, бегать, прыгать.

Размножаются.

Размножаются.

doc4web.ru

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ

 

Есть вопросы: если задать их кому‑нибудь, то человек даже рассердится – таким простым покажется этот вопрос и ясным, что и спрашивать не о чем. Так и теперь, читатель, когда я задаю свой вопрос – чем отличается животное от растения, то я ожидаю встретить сердитый ответ: есть о чем еще разговаривать! Мало ли чем отличается: видом своим и формой, движением, чувствами, тем, наконец, что у собаки четыре ноги, а у березы ни одной и т. д.

Посмотрим, так ли это, действительно ли мною задан пустячный вопрос, которым и заниматься‑то не следует? Или, быть может, над ним стоит подумать и заодно узнать что‑нибудь новое и интересное.

Подробнее...

 

Мы уже рассказывали выше о ветвях и зарослях морских кораллов, и о стебельчатых морских лилиях, которые остаются на всю свою жизнь, как и растения, прикрепленными к морскому дну. Тут же, на подводных мелях, можно найти прикрепленные к камням странные образования, которые получили название «морских желудей» и «морских уточек».

Они действительно похожи на желуди. Из отверстия, расположенного по верху такого желудя, или уточки, высовывается наружу пучок, состоящий из 6 пар нежных и тонких усиков, окаймленных тонкими щетинками, которые находятся в постоянном движении, попеременно то вытягиваясь, то втягиваясь внутрь раковинки. При помощи этих движений, захватывающих воду как накидная сеть в последней стадии лова, морская вода прогоняется внутрь «желудя», или «уточки», и выходит оттуда с уже заметно поредевшим количеством мельчайших морских обитателей. Точность и изящество этих движений представляют очень красивое зрелище.

Подробнее...

 

На этот раз нам придется проверить, действительно ли растения уж так неподвижны и нечувствительны, как это многие думают.

Начнем с хорошо известного нам растения – подсолнечника. Уже само название указывает на его поразительную способность во всякое время дня «смотреть» на солнышко. Как верный оруженосец, он совершает вслед за солнцем полукруг, так, что всегда солнце в упор освещает его широко раскрытое соцветие, представляющее собою огромную корзинку, наполненную множеством трубчатых цветов, заполняющих середину этой удивительной корзинки и язычковых цветов, окаймляющих ее края.

Подробнее...

Говоря о дыхании, мы прежде всего должны условиться, что подразумевать под этим словом. Нередко считают самым существенным признаком дыхания то попеременное колебание груди при вдыхании и выдыхании воздуха, которое мы наблюдаем у себя и у ближайших к нам животных – собак, лошадей, мышей и т. д.

Но если бы мы стали держаться такого взгляда, то пришлось бы отказать в способности дышать уже рыбам, которые дышат не легкими, а жабрами, то есть совсем иначе, чем млекопитающие животные и человек. Рыбы не обнаруживают каких‑либо ритмических движений груди, а прогоняют воду через жабры и выпускают ее через жаберные щели, которые расположены у них по бокам головы.

Подробнее...

 

Главный признак, с помощью которого мы отличаем животное от растения, – это способ питания.

В самом деле, кто из нас не обращал внимания на эту удивительную способность растений создавать свое тело как будто бы «из ничего», то есть из земли, воды и воздуха, в то время как человек и все другие животные для поддержания своей жизни должны уничтожать другие живые существа.

Такие животные, как волк, тигр, лисица, лев и другие, не могут жить, не питаясь мясом других животных, а овца, мышка или дикая коза, которыми они питаются, в свою очередь должны поедать разные растения (тоже ведь живые существа), листья, плоды или корни. Но что было бы, если бы мы попробовали питать себя или же этих животных землей, воздухом и водой? Конечно, и человек, и все животные быстро погибли бы с голоду.

Подробнее...

 

Но нам далеко еще не все ясно в этом последнем способе питания растений. Какова роль света в питании растений и почему питание их невозможно при отсутствии света?

Все живые существа для своей жизни нуждаются в достаточном количестве пищи. Эта пища необходима им для того, чтобы они могли жить, расти, согревать свое тело, двигаться и работать. Но ведь мы знаем из повседневного опыта и наблюдений над неживыми машинами, что всякое движение есть работа, а всякая работа требует известного источника силы. Ни одна паровая машина не придет в движение, если ее не отапливать, ни один двигатель внутреннего сгорания не будет двигаться, если в нем нечему будет сгорать, машины приводятся в движение ветром (ветряная мельница), водой (водяные мельницы, гидротурбины), электрическим током или рукой человека. Всегда и везде работа не берется из ничего, а требует какого‑то источника энергии.

Подробнее...

 

Нам теперь ясно основное различие между животными и растениями. Это совсем не внешний вид или форма. Это не способность к движению и чувствованию и не дыхание. По всем этим признакам между ними почти нет никакой разницы по существу, а разве только в степени: у большинства животных способность дыхания и движений выражена особенно ярко, но существуют все переходы к слабо движущимся и слабо дышащим растениям.

Другое дело питание. Здесь разница не просто в степени, а уже по существу, и на ней основывается противоположная роль животных и растений в общей жизни природы.

Подробнее...

Надеюсь, читатель простит мне маленькое отступление в историческое прошлое, которое необходимо для правильного понимания учения Дарвина.

27 декабря 1831 г. из английского морского порта в Плимуте вышел в открытое море, отправляясь в кругосветное плавание, держа курс к далеким берегам Патагонии, легкий, красивых очертаний парусный бриг, корму которого украшала четкая надпись «Бигль », что по‑русски означает – ищейка.

Подробнее...

 

Кто в нашей стране не знает имени великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина? Кто не знает чудесных сортов яблок, груш, винограда, персиков, рябины, вишен и многих других плодов и ягод, выведенных Мичуриным?

Творчески восприняв учение Дарвина, Иван Мичурин шел своим собственным оригинальным путем и, совершенно самостоятельно развивая и углубляя учение Дарвина, раскрыл сокровенную тайну природы – тайну формирования растительных организмов и овладел законами, определяющими направленное развитие живых форм в сторону, наиболее полезную для человека.

Подробнее...

znaew.ru

Различие и сходство растений и животных

Различие между растениями и животными является не качественным, а количественным. То есть оно выражается в том, что преобладают определенные особенности строения тех или иных организмов. Нельзя вести речь об исключительной их свойственности растениям или животным.

Строение тела

В строении тела наблюдается сходство и различие животных и растений. В чем же они состоят? Имеются сходства клеток растений и животных. Низшие растения и животные состоят из простых клеток. При этом они часто являются подвижными. Сходства и различия клеток растений и животных требуют детального рассмотрения. Предлагаем углубиться в этот вопрос.

сходство растений и животных

Клеточное строение

То, что между ними наблюдается сходство, является результатом общности происхождения жизни. Как животные, так и растительные клетки обладают следующими свойствами: они живые, делятся, растут, в них происходит обмен веществ. В клетках и тех и других организмов есть цитоплазма, ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы.

Что касается различий, то они появились в результате разных путей развития, расхождения в питании, а также появления возможности у животных двигаться самостоятельно, в отличие от растений. У последних клеточная стенка есть, она состоит из целлюлозы. У животных же ее не наблюдается. Функция клеточной стенки состоит в том, что она придает дополнительную жесткость растениям, а также защищает эти организмы от потерь воды. У животных нет вакуоли, а у растений она есть. Хлоропласты имеются исключительно у представителей растительного царства. В них формируются из неорганических органические вещества, при этом происходит поглощение энергии. Животные же питаются готовыми органическими веществами. Они получают их с пищей.

Развитие животных и растений

У многоклеточных животных имеется важная особенность. Она состоит в том, что тело этих организмов снабжено множеством полостей. Их можно рассматривать как результат того, что покровы оказались ввернуты внутрь тела животного. Эти полости в большинстве своем образуются именно так. Иногда они появляются в результате расщепления тканей, которые формируют тело животного. Развитие животного, таким образом, можно свести к появлению ряда складок, а также загибов внутрь организма. Что касается многоклеточных растений, то в этом смысле они лишены полостей. Если у них имеются сосуды, то они формируются с помощью прободения и слияния рядов клеток. Однако развитие растений сводится к тому, что у них образуются выступы наружу плотного зачатка. Это и приводит к тому, что появляются различные придатки организма, такие как корни, листья и т. д.

Подвижность

Сходство и различие животных и растений наблюдаются также в подвижности. Животные обладают большей подвижностью. Из-за этого клетки их в большинстве своем являются голыми.

сходства и различия клеток растений и животных

У малоподвижных растений же, как мы уже говорили, они одеты плотной оболочкой. Она состоит из целлюлозы (клетчатки). Раздражительность и подвижность не являются исключительными свойствами животных. Однако эти особенности у них все-таки достигают высшего развития. Тем не менее подвижны не только одноклеточные, но и многоклеточные растения. Между одноклеточными растениями и животными или же зародышевыми стадиями многоклеточных наблюдается сходство даже в том, какие они используют способы движения. И тем и другим свойственны такие, которые осуществляются непостоянными отростками, иначе называемыми псевдоподиями. Это называется амебоидным движением. Сходство между растениями и животными состоит в том, что и те и другие могут перемещаться, используя жгуты.

Они также могут делать это при помощи выделений вещества из своего тела. Эти выделения позволяют организму двигаться в нужную сторону, противоположную направлению истечения вещества. Данным свойством обладают, в частности, диатомовые водоросли и грегарины. Многоклеточные высшие растения поворачивают листья к свету определенным образом. Некоторые из них складывают их на ночь. В этом случае можно говорить о явлениях так называемого сна растений. Некоторые виды способны отвечать движениями на прикосновение, сотрясение и другие раздражения.

Весьма интересны эти черты сходства животных и растений. Однако многие другие не менее любопытны. Предлагаем вам узнать и о них.

Обособление мышечной и нервной ткани

Следующее сходство и отличие животных и растений связано с мышечной и нервной тканью. Чарльз Дарвин показал, что кончики корней и стеблей всех растений совершают вращательное движение. Однако лишь у многоклеточных животных существует обособление в качестве отдельной ткани сократимой мышечной, выполняющей функцию раздражимости, а также обособление специальных органов чувств, которые служат для восприятия различных раздражений. Но и среди многоклеточных животных имеются виды, не обладающие обособленными нервной и мышечной тканью, а также органами чувств. Это, к примеру, некоторые губки.

Способ питания растений

В питании также имеется сходство и отличие животных и растений. Однако здесь определенности все-таки больше. Считается, что основное отличие между растениями и животными сводится именно к типу их питания. Растения с помощью хлорофилла (зеленого пигмента) формируют органическое вещество из кислорода, углерода и водорода, которые они находят в воде и в воздухе. Так создается клетчатка, крахмал и другие вещества, не содержащие азота. А путем присоединения азота, находимого в почве в виде азотистых солей, растение строит и белковые вещества. Таким образом, эти организмы способны находить пищу везде. В жизни растений движение не может играть такой большой роли, как у животных.

Способ питания животных

Эти организмы могут существовать лишь за счет органических соединений, представленных в готовом виде. Они получают их или от растений, или от других животных, то есть в конечном счете от растений.

сходство между растениями и животными

Животное должно суметь добыть себе пищу. Именно отсюда проистекает его большая подвижность. Растение формирует органические соединения, животное же их разрушает. Оно сжигает эти соединения в своем теле. В результате этого процесса выделяются продукты распада в виде мочи и углекислоты. Животное все время выделяет из атмосферы обратно в атмосферу угольную кислоту. При жизни своей оно освобождает азот через мочеиспускание, а после гибели – при разложении. Растение берет из атмосферы угольную кислоту. Нитрогенные бактерии осуществляют перевод азота в почву. Из нее он вновь потребляется растениями.

Особенности дыхания

Сходства и различия между животными и растениями касаются также дыхания. По поводу того, которое сопровождается выделением углекислоты и поглощением кислорода, можно сказать, что оно свойственно в равной степени как растениям, так и животным. Однако у последних этот процесс совершается намного энергичнее.

черты сходства животных и растений

У растений же такое дыхание заметно только тогда, когда процесс питания, противоположный этому процессу, не совершается. Питание – это поглощение углекислоты, при котором в атмосферу выбрасывается часть кислорода. Оно может не совершаться, к примеру, при прорастании семян или же в темноте.

Поскольку процесс горения у животных происходит энергичнее, повышение температуры у них заметнее и сильнее, нежели у растений. Таким образом, дыхание у растений все-таки существует, однако основная роль этих организмов в круговороте веществ заключается в поглощении углекислоты, освобождении кислорода, а также потреблении азота, находящегося в атмосфере (с помощью бактерий). У животных же обратная роль. Они производят в атмосферу углекислоту и азот (тоже частично с помощью бактерий – при гниении), а кислород поглощают.

сходства клеток растений и животных

Питание: исключения из правил

Нередко наблюдается сходство растений и животных в том, как у них осуществляется питание. К примеру, не содержащие хлорофилла грибы используют в пищу уже готовые органические вещества. А некоторые жгутиковые и бактерии могут создавать органическое вещество, при этом они лишены хлорофилла. Ряд насекомоядных растений способен захватывать и перерабатывать животные ткани. Таким образом проявляется сходство растений и животных. Некоторые виды жгутиковых, которые содержат хлорофилл, вырабатывают на свету зерна, по своим свойствам сходные с крахмальными. Значит, они питаются тем же способом, что и растения. А в темноте их питание происходит сапрофитически, то есть оно осуществляется всей поверхностью тела за счет разлагающихся веществ.

сходство и отличие животных и растений

Нетипичный химический состав элементов

Сходство растений и животных наблюдается и в химическом составе элементов, из которых сложены их тела. Деятельный хлорофилл, правда, свойственен только растениям. В некоторых случаях его можно найти в организме высших животных. Однако при этом он принадлежит не им, а водорослям. Некоторые из них симбиотически живут в теле животных. Нам уже известно о том, что хлорофилла лишены многие растения. С другой стороны, Euglena, которая имеет деятельный хлорофилл, и другие формы, подобные ей, имеют чуть ли ни такое же право быть отнесенными к животному царству, как и к растительному. На сегодняшний день не доказано сходство с хлорофиллом зеленого пигмента, имеющегося в крыльях прямокрылых насекомых. Этот пигмент, во всяком случае, не функционирует в них как хлорофилл.

Похожие вещества

Сходство растений и животных проявляется и в похожих веществах, присутствующих в их телах. Для первых характерно наличие клетчатки. Однако оболочка, облекающая тела ряда морских животных, состоит из туницина. Данное вещество имеет сходство с клетчаткой. Для растений, как известно, свойственно такое вещество, как крахмал. Однако в жизни животных его изомер (гликоген) играет такую же важную роль. А у миксомицетов, или слизистых грибов, вместо крахмала имеется как раз гликоген.

сходство и различие животных и растений

Вывод

Все вышесказанное приводит нас к заключению о том, что различия между растениями и животными достаточно условны. Можно сделать вывод и о том, что и те и другие ведут свое происхождение из некоего общего источника, то есть от таких форм, которые могут быть с полным правом отнесены как к растениям, так и к животным. Эти формы отчасти сохранились на нашей планете.

загрузка...

bisbroker.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта