Конспект урока по окружающему миру "Почва и её состав". Урок почва и растения
Урок познания мира "Растениям нужна почва"
Познание мира. 2 класс.
Тема: «Растениям необходима почва»
Цель: раскрыть значение почвы в жизни растений
Задачи урока:
расширить знания учащихся о почве и её значении для растений;
продолжить формирование умений работать с учебным текстом, выявлять причинно-следственные связи между неживой и живой природой;
развивать функциональную грамотность;
обучать работать в «команде», сотрудничать, объективно оценивать свой уровень ЗУН;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядные пособия: учебник «Познание мира. 2 класс», ИКТ, ПК, презентация, дидактический материал, схема- кластер, оценочный лист.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оргмомент.
–Здравствуйте, юные исследователи. Сегодня мы работаем в группах. Я желаю вам быть успешными и добиться успеха.
– Что значит быть успешным?
– Каких успехов вы бы хотели добиться сегодня на уроке?
Девиз нашего урока – пословица «Порядок дела не портит» (воспитательный момент по структуре пословицы)
- Работая в команде нужен не только порядок. Что еще необходимо для результативной работы в команде?
-Перед вами оценочный лист, по нему мы подведем результат работы каждой команды.
Проверка домашнего задания: «выполнил- не выполнил», результат за каждого члена группы.
( 1балл за выполнение в оценочный лист)
Слайд 1
Актуализация опорных знаний и умений
-Для изучения нового материала необходимо вспомнить изученный материал по темам «Растения» и «Почва»
А) Задание на карточках для группы.
Выберите верное утверждение, выделите:
Необходимые условия жизни растений:
Свет, тепло, воздух
Питание, вода, тепло, свет, воздух
Растение – это…
Тело неживой природы
Тело живой природы
Живой организм
Неживой организм
Слайд 2
Проверка ( 3балла за выполнение в оценочный лист)
Б) Задание на карточках.
- Докажите, что растения – это живой организм. Обсудите ответ в группе , продолжите предложение:
Растение - живой организм, так как (что делает?) _____________________________________________________________
Слайд 3
Проверка ( 1балл за выполнение в оценочный лист)
В) Задание - схема на карточках.
1)Соедините с верным утверждением.
Растение
Питается пьет дышит
Питательные вещества вода кислород
Слайд 4
2) Какой орган добывает воду и питательные вещества? Подчеркни.
Листья стебель цветок корень плод
Слайд 5
Проверка ( 2балла за выполнение в оценочный лист)
Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учащимися.
Сделайте вывод:
-Откуда корень добывает воду и минеральные соли? Значит растению для жизни необходима…..почва
Определите тему урока: («Растениям необходима почва» )
Слайд 6
Физкультминутка.
- Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать руками круг) -Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, помахать кистями) Здравствуй, вольный ветерок, (Помахать руками перед лицом) -Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими) -Мы живём в одном краю – Любим Родину свою. (Тихо садятся).
Изучение нового материала
- Изучение нового материала мы начнем с чтения текста с. 75- 77. Выберите новую информацию из параграфа и дополните.
«Что добавить к 5 строкам»
Растению необходима почва
Почва – это верхний плодородный слой
В почве есть вода, воздух, песок, глина, перегной
Главное свойство почвы - плодородие
В почве находятся питательные вещества
…
..
…
Чем больше перегноя в почве, тем плодороднее почва.
Чем темнее почва, тем она плодороднее.
Перегной образуется из отмерших остатков растений и животных. Плодородные почвы богаты перегноем и минеральными солями- растут сочные густые травы.
Песчаная и глинистая почва бедная перегноем- скудная растительность
Почву удобряют
Слайд 7-8
Составление кластера на доске с дополнениями из параграфа.
Проверка ( 6 баллов за выполнение в оценочный лист)
Осмысление нового материала
(презентация – растения леса, луга, т.д. Слайд 9-13
Обобщение . Слайд 14
Почва в природе образуется очень медленно: 1см — за 250 -300 лет, 20 см — за 5-6 тысяч лет. Вот почему нужно заботиться о почве родного края и не допускать её разрушения.
Почва — важнейшее богатство страны.
Там, где почвы плодородные, выращивают богатые урожаи.
Решение для повышения плодородия почвы в неё также вносят удобрения (подкармливают почву перегноем, навозом, травяным компостом).
Почву защищают от загрязнений промышленными отходами, строительным и бытовым мусором.
Защищают от наводнений и сильных ветров, которые могут нанести большой вред. Чтобы защитить землю-кормилицу от размыва и от разрушения ветром, люди сажают деревья и кустарники, высевают травы. Растения своими корнями укрепляют почву.
Игра «Веер вопросов»
Учитель показывает на классной доске заранее подготовленный из бумаги "Веер вопросов" (или подготовленный в виде записи на экране). В его середине нарисован вопросительный знак, а на лепестках перечислены вопросы: Кто? Как? Почему? Какие? Зачем? Сколько? Чем? Учитель предлагает школьникам составить и задать одноклассникам вопросы по теме урока, например:
Подумайте и скажите, где находятся питательные вещества, необходимые растению для жизни?
Что повышает плодородие почвы?
Как вы думаете, зависит ли состояние растительного покрова (скудный или сочный) от состояния почвы? Докажите.
Как человек может изменить (улучшить или ухудшить) состояние почвы? Приведите примеры. Слайд 15
Подведение итогов. Рефлексия .
а)– Что нового ты узнал?
–В чем затруднялся?
- Где можно применить полученные знания?
б) Оценивание работы в группе: «отлично», «хорошо»
в) Самооценивание :
«Я доволен собой»
«Хочу работать лучше»
«Мне было трудно»
Рекомендации к домашнему заданию.
Найти сведения о почве и растениях вашего региона (ВКО).
infourok.ru
Конспект урока на тему "Почва"
Урок проведённый в 3 классе по окружающему миру учителем начальных классов МКОУ СОШ СП Урожайное Бесланеевой Ф.В.
Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.
Задачи:
· сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
· продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно - следственные связи между живой и неживой природой;
· делать выводы на основе проведенных опытов;
· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
· прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Формируемые УУД:
Познавательные: определять с помощью наблюдений и опытов свойства почвы;
развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации.
Личностные: продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность.
Регулятивные : организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ( наблюдений, эксперимента, практической работы) ,
формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа,
учить правильному построению алгоритма действий, принимать (ставить) учебно - познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Коммуникативные: развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами.
I. Организационный момент.
- Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать. (1 слайд)
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили ответы на вопросы.
III. Объявление темы и целей урока. Введение в тему.
1. Отгадайте загадки
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).
3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора)
4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).
- Как называются, одним словом отгаданные слова?
- Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли. (2 слайд)
2. Задание в тетради на стр. 38, №82.
- Нарисуйте различные формы земной поверхности.
- Какие формы суши вы нарисовали?
- Где обычно селятся люди? (На равнинах.)
- Почему? (Реки по равнинам текут спокойно, удобнее обрабатывать почву, строить здания, прокладывать дороги.)
3. Задание в тетради на стр. 38, №83.
- Прочитайте задание.
- Почему так написали?
-Отгадайте загадку
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
(ЗЕМЛЯ) (3 слайд)
-Слово это означает разное.
-Кто догадается, что мы подразумеваем под словом «земля»?
(4 слайд)
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте стихотворение на стр. 87.
- О какой земле идёт речь? (О почве.)
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
- Итак, тема нашего урока. (5 слайд)
IV. Изучение нового материала.
- Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- Почему в этих местах нет почвы?(В некоторых местах планеты холодно, песчаная местность и т. д.) (6 слайд)
- Но в наших местах есть почва и очень хорошая, на которой растут и деревья и цветы. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
V. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
VI. Актуализация знаний.
1.Поиск по словарю определения слова «почва».
-Давайте полистаем толковый словарь и скажем точное определение слова «почва».
-Теперь сравним сказанное со слайдом. (7слайд)
-К нам пришла телеграмма, давайте прочтём её. (8,9 слайды)
-Здесь есть такие вопросы:
Что такое почва?
Из чего состоит почва?
Какие бывают почвы?(10 слайд)
-Какие бывают почвы? Посмотрите на рисунки и читайте.(11 слайд)
2.Почва и её состав.
- Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
- В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
- Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
- И как подтверждение моим словам, прочитаем стихотворение в тетради на стр. 38, №84.
- Почему гора снова стала молодой?
- Но что такое почва? Как она образуется?
- Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем стр. 88.
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли.)
- Что такое перегной? (Самый плодородный слой земли.)
- Какие факторы влияют на образование почвы?
- Мы узнали, как образуется почва. Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву. (Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы,
необходимо проделать опыты.)
3. Исследование состава и свойств почвы (опыты по тетради, задание №85).
(12 слайд)
Опыт 1.
- Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: положим в стакан с водой комок почвы.
Вывод: в почве есть воздух.
(Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.)
- Для чего нужен воздух в почве? (13 слайд)
Опыт 2.
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта: положим на сковородку немного почвы и нагреем ее.
Вывод: в почве есть вода.
(Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.)
- Зачем в почве вода? (14 слайд)
Опыт 3.
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
-Ход опыта: нагреваем почву. Что вы видите и чувствуете?
Вывод: Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных.
Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется
количеством в ней перегноя. (слайды 15,16,)
Опыт 4.
Оборудование: стакан, вода, комок почвы.
Ход опыта: размешаем почву в стакане.
Вывод: в почве есть песок, глина.
(Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.) (17,18 слайды)
Опыт 5.
Цель: увидеть наличие солей.
Ход опыта: возьмем несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде. (слайды 19,20)
- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, вода, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
-Итак подведём итоги. Почва состоит из……..,…….,……,……,……,…….,(слайд 21)
3. Свойство почвы.
-Давайте теперь скажем свойства почвы. (слайд 22)
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 250 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. (слайд 23)
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? (В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.) (слайд 24)
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на стр. 89–90.
- Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
- Как вы думаете, в нашей почве плодородная почва или нет?
VII. Физкультминутка.
- Игра на внимание. Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
- Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
- Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.
VIII. Актуализация знаний.
- По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.) (слайд 25)
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 90.
- Что изображено?
- Где расположен плодородный слой?
- Как вы догадались?
- Далее идёт переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
- В каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?
IX. Рефлексия.
1. - Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.
- Перед вами 6 вопросов.
Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. (Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли.)
Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Животные или растения стали первыми обитателями суши? (Растения.)
Самая богатая перегноем почва. (Чернозём.)
Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)
3. Вывод.
- Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.(26,27 слайды)
-Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.(28 слайд)
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на уроке?
-Спасибо за урок! Покажите свои смайлики, и мы определим ваше настроение от данного урока.
X. Домашнее задание: стр. 87–90 читать, ответить на вопросы, №86-87 стр. 40.
infourok.ru
Конспект урока по технологии на тему "Почва, виды почв, земельные смеси для растений" (9 класс)
Урок технологии по теме: " Почва, виды почв, земельные смеси».
Разделы: Технология 9 класс Румянцева Татьяна Александровна . КГОБУ Арсеньевская КШ.
Цели задачи урока: Углубление знаний о разнообразных видах почв, воспитание трудолюбия и экологической культуры.
Образовательные: Расширение кругозора учащихся, повторение и закрепление знаний. Показать их значение для человека.
Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать объекты. Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.
наглядные пособия:
Образцы почвы, составные части земельной смеси,
книги о почве;
журнал “ цветы в доме”;
папка “комнатные и садовые растения;
инструкционные карты.
материалы и приспособления;
Спецодежда для учащихся: фартуки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
Хотите узнать, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?
Тогда вычеркните буквы, которые повторяются три раза и у вас должно получиться слово, которое будет в названии темы урока.
У П Л З Д О У Д Л Ч УД З В З А Л
П С В С П С И Р Д Р Л Л Ы Л Р П П Т О Т Ч Т В.
О чем мы будем говорить? О почве и видах почв.
Новая тема. Почва. Виды почв.
«Отчего зацвёл цветок?» -
Мальчик спрашивает мать.
«Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!»
Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!
Словарная работа.
II. 2.Повторение пройденного материала.
Проверить знания учащихся по пройденной теме «Однолетние растения»
I) Укажите однолетние и комнатные растения. *Выдели вредителей комнатных растений
А) Почему называют однолетние растения?
Б) Средства борьбы с вредителями растений. В) )Назовите профессии в цветоводстве?
Вывод:
Можно ли представить жизнь современного человека без растений?
Почему сейчас стали больше выращивать растений?
III. Основная часть урока.
В рабочих тетрадях записывают тему урока:
Кроссворд «ПОЧВА.
Вопросы к кроссворду:
– Давайте вспомним состав почвы с помощью вопросов и загадок.
1.Составная часть почвы, которая хорошо удерживает воду (глина). 1.Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу – Они понадобятся сразу. (Глина.)
2. Часть почвы, которая является хорошим разрыхлителем (песок). Он очень нужен детворе,Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода ) Мною можно умываться,Я умею проливаться.В кранах я живу всегда.Ну, конечно, я ... (вода
4. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).
6. Вещество, которое помогает корням растений дышать (воздух).
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь.Он невидимый, и все жеБез него мы жить не можем. (Воздух.)
Проверка кроссворда: глина, песок, вода, перегной, микробы, воздух.
Получилось слово: плодородие.
А кто из вас может объяснить, что означает слово плодородие?
Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Промежуточная рефлексия.
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.
Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
4. Земля для комнатных растений: различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В комнатном цветоводстве используют смеси, составленные из-
компостной, листовой, торфяной, парниковой, глинисто-дерновой, хвойной смеси.
Компостную землю готовят из остатков: травы, опавших листьев.
Все это складывают в кучи или ямы и поливают помоями, мыльной водой, навозной жиже. Через 1-2 года земля готова.
Листовую землю из опавшей перегнившей листвы деревьев. Листья сгребают в кучи и перелопачивают 3-4раза.
Торфяную землю заготавливают из разложившегося торфа болотистых лугов. Сгребают в кучи и выдерживают перегнивая 2-3 года, для испарения кислот из почвы.
Парниковую или перегнойную землю получают из сложенного и перепревшего навоза из парников.
Глинистую землю берут в лугах с глинистой почвой.
Дерновую землю готовят так- пласты земли(дернины) срезанные летом укладывают кверху пластами, переслаивая коровьим навозом.
В перепревшую землю добавляют речной песок. (Дерн-верхний слой почвы, густо заросший травой
Песок- добавляют в земляные смеси для того, чтобы почва была рыхлой. ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ- вывод как много нужно трудиться, чтобы чего-то добиться.
У: Сейчас в магазинах можно видеть много различных смесей, которые упакованы в красивые пакеты. Однако горький опыт убеждает в том, что содержимое явно не обладает обещанными достоинствами - в пакетах порой обнаруживается торф или перегной с неразложившимися остатками растений. Удачный опыт тот, что приносит хорошие результаты, состоит в том, что в собственноручно приготовленной земляной смеси растения хорошо развиваются и не болеют.
(Демонстрация готовой смеси).
Что необходимо каждому растению, чтобы оно могло расти, цвести? (уход и правильно подобранная почва).
Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли или огородной земли, перегноя или торфа, листовой земли и песка. Приемы составления смесей.
Легкая
(для молодых растений, для рассады)
Папоротники
Средняя
(для быстро растущих растений: герань, бальзамин аспарагус )
Тяжелая
(для растений с мощной корневой системой) Пальмы, лимон, апельсин
составляется из:
1 части огородной земли,
3 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка.
Смесь составляется из:
2 частей огородной земли,
2 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка.
Состоит: 3 частей огородной земли
1 части листовой или перегнойной
1 части песка.
Вывод: для каждого растения необходимо подбирать соответствующую смесь.
Мы с вами сегодня составим почвенную смесь для разных растений.
Но прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем.
5.Практическая работа.
Практическая работа « Составление почвенной смеси».
-С чего вы начнете практическую работу?
Устно прочитайте.
Прочитайте, что необходимо сделать, чтобы правильно составить почвенную смесь и выполнить практическую работу.
Выполнить составление почвенной смеси в следующем порядке:
Последовательность работы:
Подготовить посуду для готовой земельной смеси.
Подготовить части почвенной смеси.
Смешать части.
Заполнить горшки почвой.
Убрать рабочее место.
- Сравните почвенные смеси на ощупь. Какая из них самая пышная, мягкая?
6. Коррекционное задание « Путанница».
Составить из слогов названия растений.
за – мин – баль бальзамин
ха – бар – цы бархатцы
тус – как кактус
ра – ас –т астра
бе – ни – го – я бегония
я- ни – я – ци цинния
- Названия каких растений вы составили?
Где выращивают эти растения?
7. Итог урока: 1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Что вам понравилось на уроке?
3.Где вам показалось трудно?
4. Что такое почва? Плодородие?
5.О каких видах почв вы узнали? Рассказать о составе перегнойной земли, торфяной, дерновой , глинистой земли. 6.Как называется смесь для комнатных растений?
7.Где могут пригодиться полученные знания?
8.Где можно использовать полученные знания?
8 . Домашнее задание.
Нарисовать растения, которые выращивают на клумбе.
Закон природы:
Человек, ты не царь,
Ты - частица!
Пусть любовью к земле
Твое сердце искрится!
infourok.ru
Открытый урок Окружающий мир "Почва"
Урок – исследование по окружающему миру
Тема урока: Почва и ее свойства
Класс: 3класс
УМК: «Школа России»
Тип урока:изучение нового материала
Цели :
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы,
- с помощью тестирования закрепить состав почвы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применениеметодовинформационногопоиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация
-В начале урока я предлагаю вам посмотреть клип. («Октябрь»)
-Как прекрасно это время года – осень! И жаль, что у нас на севере оно так быстро пролетело. А на материке до сих пор осень радует людей своей красотой.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Сегодня наш класс будет учебной лабораторией, а вы научными сотрудниками.
Мы будем наблюдать, рассуждать и делать выводы.
- Начнем наш урок с игры «Верите ли вы, что…»
У вас на парте таблица. Вам необходимо заполнить первую строку таблицы. Я буду читать вопросы, а вы, поставите знаки «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В состав воздуха входит углекислый газ? +
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород?+
При нагревании воздух расширяется? +
Песок растворяется в воде? -
Вода обладает текучестью? +
6. Вода имеет запах? -
7. При охлаждении вода расширяется? -
8. Бактерии – это крошечные организмы? +
10.Вода превратится в лёд при температуре +5 градусов?-
(Для проверки использую документ–камеру)
IV.Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку:
Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
(Земля)
( слайд 1-а) -Да. Это земля.
-У слова «земля» есть несколько значений. (Толковый словарь)
Это и название нашей планеты, на которой мы живем; это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство.
-Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице.
- Какое значение имеет слово «земля» в нашей загадке? (Почва)
(слайд 1-б)
Определите тему сегодняшнего урока.
-Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю составить план работы.
-Можете ли вы сразу дать научное определение, что такое почва?
(слайд 2)
Что такое почва?
- На столах у вас почва. Рассмотрите почву под микроскопом.
-Она состоит из однородной массы? (Нет)
-Значит, мы должны узнать состав почвы.
-Знаете, почему растения растут в почве? (Нет)
-Значит мы должны узнать свойство почвы.
Состав почвы.
Свойство почвы.
Кто участвует в образовании почвы?
V. Новая тема. Практическая работа.
-Сейчас мы будем выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будем записывать в таблицу. Таблица у вас на столах.
ПОЧВА
Состав почвы
Кто участвует в образовании почвы?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основное свойство почвы
-Ребята, внимательно рассмотрите почву.
-Какого она цвета? (Тёмного)
-Твердая или рыхлая?(Рыхлая)
(Слайд 3)Посмотрите, на каком слое земли растут растения?(Верхнем)
-Так, что же такое почва? Дайте определение. (слайд 4)
Почва - верхний, темный, рыхлый слой земли.
(слайд 5-а)-Рассмотрите картинки. Что вы видите на картинках. (Фруктовые деревья, овощи на огороде)
-Как назвать одним словом фрукты, овощи? Что это? ( Плоды)
А как появляются плоды? (Родятся)
Если соединить эти два слова, то мы узнаем основное свойство почвы. (Слайд 5-б)
Плодородие-основное свойство почвы.
-Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…
(Запись в таблицу –плодородие)
-Для того, чтобы узнать, что делает почву плодородной,
мы проведем опыты.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте
туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
(Дети делают запись в таблицу)Воздух
(Размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода. Вода из почвы
поднимается вверх в виде водяного пара.
Вода
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки,
остатки листьев, остатки насекомых, из этого
получается перегной.
Учитель: Перегной или гумус– это разложившиеся
остатки растений и животных.Перегной
Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх, которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Песок Глина
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Соли - это питательные вещества, необходимые
для роста и развития растений. Они образуются
благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Соль
-Мы исследовали почву и составили таблицу "Состав почвы"
Подведем итог. Почва состоит из … (Слайд 6)
VI. Физминутка.
VII. Просмотр видеофильма.
-Кто же участвует в образование почвы? (Слайд 7)
-Все мелкие животные роют в почве ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву. Измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары, а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.
Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
(слайд 8)
Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и превращаются в перегной. А потом из перегноя благодаря микроорганизмам образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
VIII. Самостоятельная работа. Тест (ноутбуки).
-Проверим свои знания. Ответьте на вопросы теста.
IX. Рефлексия.
-Вернемся к целям, которые поставили в начале урока.
В таблице отметьте то, что узнали на уроке и оцените свои знания по каждому пункту.
№
Я знаю
Баллы
1, 2, 3, 4, 5
1.
Что такое почва?
2.
Состав почвы.
3.
Свойство почвы.
4.
Кто участвует в образовании почвы?
-Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва.
Сказала лопата:
— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить!
X. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Почва».
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Почва».
В конвертах индивидуальные задания
А) Как человек использует землю и её охраняет?
Б) Сообщение о русском ученом Василии Васильевиче Докучаеве.
Самоанализ урока
Окружающий мир 3 класс
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о том, что такое почва, каков её состав;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с главным свойством почвы,
- с помощью тестирования закрепить состав почвы.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формировались следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применениеметодовинформационногопоиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседников; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, словарь толковый, микроскопы, спиртовка, предметное стекло, одноразовые тарелки с землей, ложечки, стаканчики, вода, спички, презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Школы России», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.
infourok.ru
Конспект урока «Почва. Её состав и свойства», ФГОС
Урок
Близнецовой Натальи Владимировны
Окружающий мир, 3 «В» класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва. Её состав и свойства»
Тип урока: исследование, работа в парах.
Оборудование: карточки, образцы почв, стаканы с водой, презентация, проектор.
Цель урока: формирование представления о почве, её составе и свойствах.
Формирование УУД
Познавательные
Общеучебные универсальные действия
1.Обучение работе с разными видами информации :
а) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .
2. Оценка достоверности получаемой информации .
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1) Подведение под понятие.
2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.
Коммуникативные
Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.
Регулятивные
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2).
Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.
Тетрадь для самостоятельной работы №2.
Экран, проектор, ноотбук.
Ход урока.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Раз, два, три - слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас…
Определение темы и целей урока
Есть на Земле чудесная кладовАя. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовОй превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
– Сказка это или не сказка? /ответы детей/Нет, это не сказка. Чудесная кладовАя есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? /земля, почва/
- Слово земля многозначно, и одно из значений земли – почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? /Почва/ СЛАЙД
- Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
- Возьмите карточки и отметьте те цели /задачи/, которые вы бы хотели сегодня поставить перед собой на уроке. /спросить 3 человек – потом у них же и проверить в конце/
Узнать, что такое почва
Узнать из чего состоит почва
Узнать какие есть свойства почвы
Научиться делать выводы на основе проведённых опытов.
Развивать умения работать в группе
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит.
Изучение нового материала
- Я сегодня на уроке вам предлагаю стать научными сотрудниками, которые изучают состав и свойства почвы. Хотите? Тогда начнём работу в научной лаборатории.
– Научные сотрудники работают по плану.
– Я предлагаю план работы на уроке. Изучите его.
Слайд.
План работы:
Что такое почва и как она образуется?
Из чего состоит почва?
Свойства почвы?
– Согласны? Ну что ж, начнем?
Приступим к работе, следуя плану. Так, что же такое почва?
Дети внимательно рассматривают изображение почвы.
– Внимательно рассмотрите верхний слой. (Слайд 6).– Какого он цвета.– Сделайте вывод.– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.
Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)
– Ответили на первый пункт плана? (Да.)
– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/
3. Образование почвы.
Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.
В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
Физминутка
Перейдём ко 2 пункту плана.
- Вы помните, что мы с вами научные сотрудники, приступим к исследованию.
– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
а) Проведение опытов.
Опыт № 1 (группа 1).
Возьмите стакан с водой.
Бросьте туда комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 2 (группа 2).
Возьмите фильтровальную бумагу.
Насыпьте на нее немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы наблюдаете?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________
Опыт № 3 (группа 3).
Возьмите горшок с почвой.
Налейте туда немного воды.
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 4 (группа 4).
Возьмите посуду с почвой.
Рассмотрите почву через лупу
Что вы увидели?
Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
Ребята, вам понравилось быть сотрудниками научной лаборатории?/да…/
- Итак, подведём итоги: заслушаем ответы каждой группы./ если две группы, то выслушать ответы двух одинаковых групп/
После заслушивания всех групп на экране -слайд
В почве есть воздух.
В почве есть вода.
Почва не удерживает воду.
В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/
Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.
- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.
– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
В плодородной почве лучше растут растения.
- Это главное свойство почвы.
- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?
-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.
IV. Обобщение урока.
– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. – А вы любите кроссворды?
Перед вами кроссворд. (Слайд 13).
Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)
Основное свойство почвы. (Плодородие.)
Животные, которые рыхлят почву? /Черви/
Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.)
п | е | р | е | г | н | о | й | ||||
п | л | о | д | о | р | о | д | и | е | ||
ч | е | р | в | и | |||||||
в | о | з | д | у | х | ||||||
г | л | и | н | а |
Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.
Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?
А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебникена страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.
Давайте вспомним, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока.
/вернёмся к карточкам/
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок по природоведению "Почва. Ее состав и свойства"
Разделы: Начальная школа
ЦЕЛИ УРОКИ:
Познакомить с процессом образования почвы.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Выделить основное свойство почвы – плодородие.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность.
Оборудование: иллюстрации “ Облик Земли в разные периоды ее жизни”, репродукции: “Голые скалы”, “Горы, заросшие растениями”, “Поле засеянной пшеницей”; компьютер, экран; на каждой парте образцы почв, стаканы водой, бумажные салфетки, стебельки растений, тест, учебник.
Ход урока
“Я дрозд, ты дрозд У меня нос, у тебя нос У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие Я друг, ты друг
Если тебе будет трудно, я тебе помогу” (учащиеся поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу!) (Такой аутотренинг дает положительный настрой на весь урок)
– Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать
1. Постановка цели урока.
Мы сегодня на уроке откроем большую тайну.
– Нам сегодня принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней?
Что это?
Уч-ся. Земля.
– А почему ее положили в разные мешочки?
Уч-ся. Она отличается светом.
Учитель. Земля кормилица, земля поилица, родная мать земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не переворачивал ее пласты при посадке деревьев, кустарников и других растений.
Посмотрите на портрет. Этот человек впервые дал определение почвы, как плодородного слоя Земли, созданного под воздействием всех компонентов природы. Это В. В. Докучаев. Он много путешествовал по России и собрал тысячи проб почвы (у нас вы видите только 2вида почв)
Прежде повести рассказ о почве, давайте вспомним историю.
– Как вы думаете когда человек начал обрабатывать землю и выращивать растения? (ответы уч-ся)
– Очень давно, около 8 тысяч лет тому назад. Это подтверждают археологи, которые находят в раскопках зерна пшеницы, льна, ржи.
2. Новая тема.
Как вы думаете, всегда ли была почва? (ответы уч-ся)
Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
– Земля безжизненная, каменистая.
А на этой иллюстрации Земля современного природного облика.
– Почему изменился облик Земли? (ответы уч-ся)
– Она создалась под воздействием всех компонентов природы.
– А какие компоненты природы вы знаете?
– Вот под воздействием воды, ветра, жары, холода горные породы разрушались, в них поселились микробы и растения. Вот так и началась история почвы.
– Так из чего же состоит почва?
– Чтобы ответить на этот вопрос нам надо проделать ряд опытов.
3. Лабораторно-практическая работа.
1. Инструктаж по технике безопасности при работе.
2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.
Состав |
Свойства |
Опыт № 1.
Цель: определение состава почвы.
- Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.
- Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.
- Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
- Рассмотри под микроскопом её состав.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
- Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.
- Брось её в стакан с водой.
- Размешай палочкой.
- Дай отстояться.
- Наблюдай за осадком.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 3.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
- Зачерпни мерную ложку почвы.
- Брось её в стакан с водой.
- Наблюдай, что происходит.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 4*.
Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.
- Внимательно проследи за действиями учителя. Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
Опыт № 5*
Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.
- Внимательно проследи за действиями учителя. Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах). Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).
- Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
- Прочитай в учебнике, что такое перегной.
Опыт № 6*.
Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.
- Прочитай, что такое минеральные соли.
- Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем.
- делай вывод. Запиши его в таблицу.
Состав |
Свойства |
Песок
Глина
Воздух
Вода Остатки растений, мелких животных Перегной (главная часть почвы) Минеральные соли |
– Вот мы с вами определили: из чего состоит почва.
– А сейчас узнаем еще одно свойство почвы.
– Вы знаете, что после дождя почва быстро просыхает. Влага, выпавшая на землю, впитывается почвой и уходит вниз. Вода хорошо усваивается корнями растений, и они нормально развиваются. Но бывает, что в течение несколько недель нет дождей, а растения по-прежнему растут и не увядают. Оказывается, вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх.
– Посмотрите опыт.
– возьмем сито, и насыплем в нее сухую почву, поместим в тарелку с водой. Через некоторое время мы увидим, что почва стала влажной до самого верха. Это вода из посуды поднялась вверх и смочила весь слой почвы.
– А сейчас наполним сито камешками и также поставим на тарелку с водой. Сколько бы мы с вами не ждали, камешки, находящиеся сверху, так и останутся сухими. Намокнут лишь те, которые находятся на дне емкости.
– Оказывается у почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у почвы называется – влагопроницаемостью.
– Как вы думаете это хорошее свойство почвы? (ответы уч-ся)
– Да, но не всегда, поднявшись на поверхность вода может и испариться и почва высохнет.
– Что для этого надо сделать, чтобы этого не произошло?(рыхлить почву)
Рыхление почвы называют сухим поливым.
– Сколько нового узнали мы на уроке.
– Что еще мы не узнали?
– Почему у нас почва имеет разную окраску?
– Первом мешочке она темная, а во втором мешочке серая.
– А про это вам расскажут ваши товарищи, которые подготовились заранее.
– Сообщение учащихся.
– Когда говорят о плодородии почвы, то прежде всего имеют в виду ее верхний слой, который бывает более темного цвета. В нем располагается большая часть корней растений. На его поверхность также опадают отмершие листья и стебли. Все это истлевает, образуется перегной, который перемешается с глиной, песком и окрашивает почву в темный цвет. Это почва взята с поля, где растет пшеница.(иллюстрация поля пшеницы)
– Ученик. А это почва взята с хвойного леса. В густых хвойных лесах грунт слабо прогревается солнцем, медленно разлагается опавшая хвоя, талые воды промывают почвы, вынося перегной, окраска их становится пепельно-серой, как у золы. Перегноя в этих почвах очень мало.
– Сейчас поняли, почему почва имеет разную окраску? (ответы уч-ся)
5.Работа с учебником.
а) Как человек борется с разрушением почвы?
б) Какой вред приносят пыльные бури?
– Итог урока.
Выполните тест
Верхний плодородный слой земли – это …
а) глинаб) почва в) дренаж
2. Цвет почвы зависит от количества в ней …
а) перегнояб) удобрений в) влаги
3. Перегной – это …
а) перепревшие листья, погибшие растения и животныеб) растения и животные в) корни растений
4. Основное свойство почвы – это …
а) солончак б) водопроницаемостьв) плодородие
5. Чернозем – это …
а) наиболее плодородная почваб) почва, содержащая песок в) неплодородная почва
6. Белые пятна на поверхности почвы – это …
а) сольб) солончак в) чернозем
7. Человеку в борьбе с разрушением почвы помогает …
а) удобрение б) животныев) растительность
8. Какой вред приносят пыльные бури?
а) уносят плодородный слой землиб) уничтожают растительность в) уменьшают численность животных
9. Для чего нужны зимой в поле трактора с плугами?
а) защищают почву от размывания б) сеют озимыев) препятствуют выдуванию снега с полей
10. Для чего удобряют землю?
а) для получения стабильных урожаевб) для сохранения почвы от выдувания в) для увеличения влажности
Домашнее задание: Написать сочинение: “ Какую опасность представляет загрязненная почва для растений, животных и человека”
Нарисовать места, где происходит загрязнение почвы.(Свалка, заброшенный карьер, добыча полезных ископаемых, овраг и тд).
– А сейчас посмотрим фильм о почве.
– Что нового узнали?
– Спасибо за урок.
Презентация
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока по окружающему миру "Почва и её состав"
Конспект урока по теме: «Почва. Значение почвы и её охрана» 2 класс
Цели:
Образовательные:
Закрепить такие понятия как: почва, состав почвы, перегной, плодородие,
выявить значение почвы и меры по её охране.
Развивающие:
Познавательные процессы,
речь учащихся, внимание, мышление, память, любознательность,
расширять словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе,
привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Компьютер, презентация
видеоролик,
М.Ильин, рассказ «Чудесная кладовая»,
коробочки с почвой и с перегноем,
картина «Работа на школьном цветнике»
стакан с водой, комочек почвы,
творческие работы учащихся и родителей,
цветочные горшки с календулой,
опорные слова по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент
Ребята, девиз нашего урока «Нам жизнь дана на добрые дела!»
В процессе нашей работы вы поймете, какие добрые дела я имела в виду.
II. Актуализация опорных знаний
1. Игра “Узнай меня”
- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).
- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).
- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).
- Что можно назвать почвой? (ответы учащихся)
2. Разгадав кроссворд, мы повторим состав почвы.
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)
- Что такое плодородие?
- На каком простейшем опыте можно убедиться в том, что в почве есть воздух? (демонстрация опыта учащимися)
- Какой пример из жизни легко убеждает нас в наличии воды в почве?
- Что называют перегноем?
3. Создание проблемной ситуации
Работа в группах.
Ребята, у меня в руках и у каждой группы на столах имеются по две коробочки (зелёная и синяя).
Внимательно рассмотрите содержимое коробочек и подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать своему соседу.
Вопрос ученика: Почему почва, которая содержится в коробочках, имеет разный цвет?
Решение проблемной ситуации.
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (в зелёной коробочке)
Из всего сказанного возникает следующий вопрос: Зачем нужен перегной?
III. Совместное открытие новых знаний
1. Заслушать отчёт о результатах эксперимента - наблюдения за ростом календулы, посаженной в горшочки с различным содержанием почвы: с перегноем и без перегноя.
В сентябре месяце учащиеся получили задание посеять семена календулы в два горшка с разным составом почвы и проследить за развитием растений. Выводы записывались в тетрадь наблюдений.
Дети сделали вывод, что растения в горшочках с более плодородной землёй имеют яркую окраску, листья календулы больше по размеру и зацвело растение раньше.
На наглядном примере учащиеся убедились в необходимости перегноя для плодородия почвы.
Но чтобы почва была плодородной одного перегноя недостаточно.
Посмотрите и скажите, какое еще условие необходимо соблюдать для улучшения плодородия почвы (ответы учащихся).
(Опорные слова помещаются на доске) (Приложение 1)
2. Физминутка – импровизация «Мы работаем в саду»
Представьте себе, что вы идёте в сад помогать родителям.
Какие из перечисленных предметов вы возьмёте с собой? (Слайд №5)
Выписываем только номер предмета.
Проверка (2, 6, 7, 8 )
Инструменты мы взяли, а теперь поработаем (пантомима).
- Вы копаете грядки.
- Рыхлите землю граблями
- Набираете в ведро воду и наливаете в лейку.
- Поливаете цветник с вашей календулой.
3. Путешествие в библиотеку (видеосюжет)
Библиотекарь читает учащимся рассказ-загадку М.Ильина «Чудесная кладовая», после чего задаёт вопрос: О какой чудесной кладовой рассказал автор М. Ильин? (выслушать мнения ребят)
Вопросы учителя:
1.Почему автор называет почву «чудесной кладовой»?
2.Во многих произведениях можно встретить такое выражение - «мать-земля».
Почему земля сравнивается с образом матери? (лексическое значение слов)
А сейчас главный вопрос нашего урока:
- Какое значение для человека имеет почва? (ответы учащихся)
- Как мы должны относиться к почве?
В настоящее время перед человечеством стоит глобальная проблема: защита окружающей среды, частью которой является почва.
4Творческое домашнее задание (совместная работа родителей и учащихся).
Защита совместных проектов детей и их родителей,
Материалом для создания картин послужили сухие листья, ветки, пластик, битое стекло и другой бытовой мусор.
1 группа. Проект «Что нас ждёт в будущем, если мы будем плохо относиться к почве»
1 ученик: А знаете ли вы, что в 2007 году в Мехико студенты собрали полтора миллиона банок. Они выложили из банок изображение цветка диаметром 100 м.
2 ученик: На создание цветка ушло несколько дней. Зато чтобы растоптать банки, понадобилось несколько минут.
3 ученик: Как сообщает пресса, за один только выходной день алмаатинцы оставляют на природе более 5 тонн мусора! Лужайки завалены бутылками и пакетами.
4 ученик: В своем проекте мы хотели показать, что трудно вырастить дерево, но очень легко его погубить, если безответственно относиться к почве. Засорять её бутылками, пакетами и другим мусором. Почва станет бесплодной, что приведёт к гибели не только растений , но и всего человечества в целом. Своим безрассудным поведением человек становится сам себе злейшим врагом.
2 группа: Проект «Защитим свою Землю»
1 ученик: Предлагаю решить экологическую задачу.
Условие задачи: Плодородных почв на земле очень-очень мало.
Вопрос задачи: Сколько плодородных почв?
Решение задачи: Представим, что земля – это яблоко.
Разделим его на 4 части. 3 из них – это вода. Люди живут на одной восьмой части оставшегося ломтика. Обитаемую часть разделим ещё на 3 части , 2 из них города и другие сооружения. И лишь только 1 крошечный ломтик остаётся для плодородной почвы, которая кормит всё человечество.
2 ученик: Мы ответили на вопрос задачи. Но теперь возникает другой более острый и проблематичный вопрос: Как сохранить этот крошечный ломтик?
3 ученик: Мы предлагаем свой проект по защите почв.
4 ученик: На всех предприятиях поставить очищающие фильтры.
5 ученик: Для мусора – контейнеры
6 ученик: Для свалок - специальные ограждённые места
7 ученик: читает стихотворение:
Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь , ты должен , ты в силах
Земле своей подарить.
V. Первичное закрепление изученного.
Работа с компьютером, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Задание: Даны слова: почва, перегной, уход за почвой, плодородие, благосостояние человека. Нужно составить цепочку зависимости данных понятий.
Ребята, из всего того, что мы говорили на уроке, из ваших замечательных
творческих работ, мы подтверждаем девиз урока? (хором повторяем)
VI. Итог урока:
- Что повторяли?
- Что важного узнали?
- В жизни это вам пригодится?
- На какой самый главный вопрос урока ответили?
- Какие слова должны пронести через всю свою жизнь?
Домашнее задание.
1 ряд. Cоставить мини-сочинение: «Почвы в беде» (5-6 предложений).
2 ряд. Подобрать пословицу, поговорку о земле. Сделать к ней рисунок (о почве).
Рефлексия.
По пятибалльной шкале оцените своё отношение к сегодняшнему уроку (учащиеся показывают карточки с оценками):
Было: интересно -
трудно -
дружно –
Учитель: Спасибо за работу!
Приложение А
1.Опорные слова по теме «Почва»
Почва
Плодородие
Охрана почвы
2.Состав почвы
Глина
Песок
Перегной
Воздух
Вода
infourok.ru