Как используются растения человеком. Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Где человек использует различные вещества растительных клеток. Как используются растения человеком


что дают нам растения схема

Использование растений человеком

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для своих нужд. При этом природный растительный покров постепенно изменяется. Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле. Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:• в качестве продуктов питания;• источник сырья для промышленности;• как лекарственные средства;• с декоративными целями;• для сохранения и улучшения окружающей среды.

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом. Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и сахаро-содержащих растений. Роль источников растительного белка в рационе человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных масел. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие кофеин, — чай и кофе.

Чайная плантация. Фото: Jakub Michankow

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

Техническое использование растений и продуктов из них осуществляется по нескольким основным направлениям. Наиболее широко применяются древесина и волокнистые части растений. Древесина используется при изготовлении строительных и иных конструкций, мебели, а также в производстве бумаги. Сухая перегонка древесины позволяет получить значительное количество важных органических веществ, широко употребляемых в промышленности и в быту. Во многих странах древесина — один из основных видов топлива.

В мировой торговле большим спросом пользуются разнообразные окрашенные древесины, употребляющиеся для получения мебельной и декоративной фанеры. Это красное дерево, например, махагони (Swietenia macrophylla), добываемое в Южной Америке; зеленое дерево (Ocotea roiaci), также встречающееся в Южной Америке; черное дерево (виды рода Diospyros), поставляемое странами Африки и Восточной Азии; тиковое дерево (Tectona grandis) — обитатель тропических лесов Восточной Азии и т. д.

Несмотря на широкое распространение синтетических волокон, растительные волокна, получаемые из хлопчатника (морфологически это трихомы), льна, конопли и джута, сохранили большое значение при производстве многих тканей.

Многие дикие растения служат источником получения разнообразных душистых веществ, которые используют в качестве сырья в производстве мыла, парфюмерных изделий, а также продуктов, употребляемых в пищевой промышленности и медицине. Наиболее ценны из них (кроме культивируемых розовой герани, казанлыкской розы, мускатного шалфея, лимонного сорго и др.) многочисленные виды семейств зонтичных, губоцветных, сложноцветных (полыни) и др., произрастающих в разных частях Земли.

Для лечебных целей растения применяют очень давно. В народной медицине они составляют основную массу лекарственных средств. В научной медицине стран бывшего СССР примерно треть препаратов, применяемых для лечения, получают из растений. Считается, что с лечебными целями народы мира используют не менее 21000 видов растений (включая грибы).

Не менее 1000 видов растений разводят с декоративными целями: либо из-за красивых цветков, либо из-за эффектной зелени.

Розы. Фото: T.Kiya

Существование и нормальное функционирование всех экологических систем биосферы, частью которой является и человек, целиком определяется растениями. Растения, уже используемые человеком или которые могут быть использованы им в будущем, составляют растительные ресурсы. Растительные ресурсы относятся к категории восполняемых (при правильной эксплуатации) в противоположность, например, невосполняемым минеральным ресурсам. Чаще всего растительные ресурсы делят на ресурсы природной флоры (сюда относятся все дикорастущие виды) и ресурсы культивируемых растений. По объему и значимости в жизни человечества они существенно различаются.

Введение растений в культуру и формирование таким образом дополнительных растительных ресурсов связано со становлением древнейших человеческих цивилизаций. Существование этих цивилизаций могло обеспечиваться только определенным "ассортиментом" окультуренных растений, дающих необходимое количество растительных белков, жиров и углеводов. Жизнь современного человека и современная цивилизация невозможны без широчайшего использования культивируемых растений. Почти все культурные растения, число которых достигает сейчас примерно 1500 видов, относятся к покрытосеменным . К середине XX в. культивируемые растения занимали 1,5 млрд. га, т. е. около 10% всей поверхности суши земного шара.

Каучук. Фото: Yun Huang Yong

Сегодня человек имеет уникальную возможность не только использовать растения, уже придуманные природой, но и придумывать и создавать что-то новое. Речь идет о генетической биотрансформации растений и создании трансгенных растений с уникальными свойствами, устойчивых к различным факторам.

Для чего используются трансгенные растения? Конечно, в первую очередь, для того, чтобы сохранить урожай. Трансгенные растения в основном являются устойчивыми или к гербицидам, или к насекомым-вредителям. До 50% всего нетрансгенного картофеля погибает от вредных насекомых, в том числе от колорадского жука. Это значительный удар по экономике и по ценам, поэтому в США и других развивающихся странах мира внедряются и используются генетически модифицированные соя, трансгенный картофель, трансгенная кукуруза. Трансгенные растения, устойчивые к гербицидам, несут в себе ген, взятый у одного из видов бактерий. Этот ген кодирует токсин, который используется для опрыскивания нетрансгенных растений, то есть по сути ничего не меняется. Что мы внешне опрыскиваем нетрансгенные растения, что мы внедрили этот ген, и он действует изнутри.

Помимо трансгенных растений, устойчивых к гербицидам и к традиционным вредителям, существуют растения с улучшенными свойствами: повышенное содержание витаминов, повышенное содержание аминокислот, измененный состав жирных кислот.Примером может служить рис с повышенным содержанием бета-каротина, который в организме человека превращается в витамин А. Известно, что на сегодняшний день в странах развивающегося мира человек не получает достаточного количества витамина А. В крайних случаях это может привести к слепоте. Поэтому разработка таких организмов является актуальной. В качестве другого примера можно привести разработку генетически модифицированной моркови, в которой бета-каротин увеличен. Эта морковь на сегодняшний день уже успешно продается в американских магазинах.



Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:

  • в качестве продуктов питания;
  • источник сырья для промышленности;
  • как лекарственные средства;
  • с декоративными целями;
  • для сохранения и улучшения окружающей среды. Рассмотрим отдельно каждую из них.

Начнём с питания. Углеводы, белки и жиры — это три главнейшие группы веществ, которые нужны человеку для построения своего тела и обеспечения его жизнедеятельности. На протяжении жизни человек перерабатывает огромное количество веществ — более чем в 1000 раз превышающее массу его тела. Усваивая вещества, он перерабатывает их внутри своего организма, берёт у них энергию и затем частично выделяет их снова, но уже в изменённом виде.

Общая потребность в продуктах питания прямо или опосредованно обеспечивается растениями: прямо употреблением в пищу самих растений или растительных продуктов, а опосредованно — через животных, которые в итоге тоже питаются растениями. Соотношение растительной и животной пищи в питании человека бывает весьма различным и зависит как от его возможностей, так и от сложившихся традиций.

Впервые сознательное отношение человека к растениям появилось, без сомнения, в том, что он стал собирать их, чтобы есть. Плоды и семена, клубни и корни, молодые побеги и даже целые растения составляли существенную часть рациона первых людей. При этом надо было отличить съедобные растения от несъедобных и ядовитых. Так очень быстро установилась прямая и тесная связь людей с растениями, которая крепла по мере накопления знаний о разных видах растений, а также с изобретением способов получения огня и связанной с этим обработкой собранных растений и улучшением их пищевых качеств.

Когда и где человек пришёл к сознательному возделыванию растений, не выяснено, да и вряд ли когда-либо может быть выяснено. Твёрдо установлено лишь, что он уже очень давно целенаправленно возделывает растения.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК. Изучить химический состав клетки. — презентация

Самые древние следы этого насчитывают возраст 10 000 лет, то есть восходят к тем далёким временам, когда люди на некоторых территориях перешли к оседлому образу жизни.

Важнейшие современные культурные растения — крахмалоносные, и среди них прежде всего представители семейства злаков: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс и рожь. По использованию человеком на первом месте, несомненно, стоит пшеница. Немногим уступает пшенице рис.

Третья очень широко распространённая зерновая культура— кукуруза, которая в большей части идёт на корм скоту.

К крахмалоносным растениям, кроме злаков, относятся и представители других семейств, среди них в первую очередь относится картофель.

Следующее важное крахмалоносное растение — банан. Особенно богаты крахмалом плоды мучнистого банана. Их варят, жарят и запекают, из него получают коричневую муку, которая находит самое разнообразное применение.

Кроме крахмала, в качестве одного из важнейших углеводов человек использует сахар. Но число сахароносных растений в сравнении с крахмалоносными относительно невелико, и лишь два из них — сахарный тростник и сахарная свекла — имеют большое значение.

Белки в отличие от углеводов человек получает главным образом из животной пищи. Конечно, и многие пищевые растения содержат белки, но фактически в качестве источника используемых человеком растительных белков в настоящее время важны лишь семена бобовых растений.

По-иному обстоит дело с жирами, поскольку значительную их часть дают человеку растения.

Это такие растения как рапс, сурепица, мак, подсолнечник и другие. У всех этих растений жиры содержатся в плодах или семенах.

Однако углеводы, белки и жиры чисто растительного происхождения — это лишь часть основного рациона человека. Другую, не менее важную часть человек получает от растений через животных.

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.

Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

От вторичных растительных веществ зависят ценные свойства культурных растений другой группы — растений, содержащих возбуждающие вещества. Важнейшие из них — кофе, чай, какао и табак.

Однако растения используются человеком не только как продукты питания и возбуждающие средства; немаловажную роль растения и получаемые из них продукты играют и в других областях повседневной жизни человека. Растения часто используют как сырьё или исходный материал для его получения. Древесина, хлопок, джут и другие волокна, а также получаемые из растения целлюлоза, каучук, растительные жиры и масла, красители и дубильные вещества всё ещё необходимы для многих отраслей народного хозяйства. Древесину человек использует с давних пор; она была первым топливом, а в ряде областей и первым строительным материалом.

Лён — одно из наиболее известных культурных растений. По сие время он служит основным сырьём для выделки тканей, идущих, например, на постельное и столовое бельё.

Конопля — древнейшее волокнистое растение. Из её сравнительно толстых и ломких волокон в настоящее время изготавливают преимущественно канаты, парусины, толстые нити и т. п. ещё более грубое волокно даёт джут. Почти весь джут идёт на производство мешковины.

Однако самую важную роль в мировом хозяйстве играет хлопчатник — волокнистое растение.

Волокна растений состоят из почти чистой целлюлозы, а растительная целлюлоза представляет собой основное сырьё для изготовления очень многих продуктов, из которых достаточно назвать лишь бумагу, картон, искусственный шёлк, вискозу, искусственную шерсть, лаки. Исходным сырьём для получения целлюлозы служит преимущественно древесина, но иногда используются тростник и солома.

Ещё один важный для промышленности продукт растительного происхождения — натуральный каучук, хотя в наши дни он уже не имеет большого значения как раньше.

Дубильные вещества, входящие в состав некоторых растений, горьковаты на вкус и широко используются в пищевой промышленности, поскольку наряду с другими веществами определяют вкусовые качества многих плодов, возбуждающих средств и продуктов питания.

Дубильные вещества имеются в плодах брусники и черники; они придают им вяжущий вкус. Дубильные вещества содержатся в листьях чайного куста; богаты ими и семена кофейного дерева. Особенно много этих веществ в коре и ядровой древесине некоторых деревьев. Наличие дубильных кислот часто защищают эти ткани от повреждений микроорганизмами, делает их более стойкими.

Хозяйственное применение находят и многие другие растительные вещества. Правда, в результате развития химии значение некоторых из них снизились, а иные теперь вообще уже не применяются, как, например, многие красители растительного происхождения.

Как лекарственные средства растения всё ещё играют важную роль. Сведения о целебном действии растений сохранялись у разных народов многие столетия. Теперь известны вещества, содержащиеся во многих растениях, и мы знаем, какое действие они оказывают на организм человека. Но в народной медицине также имеется и немало ложных, мистических и суеверных представлений. В какой-то мере это отношение сохранилось и сейчас.

Однако растения не только используются для питания, для хозяйственных и медицинских целей, они, кроме того, украшают нашу жизнь и улучшают окружающую человека природную среду, будучи её постоянным компонентом.

В повседневной жизни людей цветы всегда играли и играют большую роль. Как знак внимания к другу и товарищу, как подарок любимой женщине, как последний поклон ушедшему из жизни — цветы никогда не бывают забыты. Они придают уют нашему жилищу и рабочему месту, они украшают парки и сады. Об их роли в нашей жизни свидетельствуют тысячи видов и сортов декоративных растений. Красивы не только декоративные растения. Даже микроскопически мелкие растения не могут не обратить на себя внимание своеобразной формой.

Растительный мир, бесспорно, главный компонент биосферы, собственно, и возникшей-то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. С тех пор общий баланс вещества и энергии находится в тесной зависимости от состояния растительного покрова отдельных областей и планеты в целом.

* * *

Основная статья: Цветковые растения

Значение цветковых растений в природе

Цветковые растения, наряду с другими растениями, являются главными производителями органического вещества. Рас­тения, и в первую очередь цветковые, обеспечива­ют пищей все живые организмы планеты. Кроме того, они являются поставщиками кислорода, который необходим большинству организмов для дыхания. Цветковые растения являются неотъемлемой частью ландшафтов и формируют облик нашей планеты.

Значение цветковых растений в жизни челове­ка

Цветковые растения играют важнейшую роль в жизни человека, так как они обеспечи­вают его продуктами питания и кормами для домашних жи­вотных.

Культурные растения

см. Культурные растения

Растения и промышленность

Помимо культурных растений человек использует в пищу в качестве кормов для животных и в других целях многие дикорастущие растения.

Растения являются сырьем для различных отраслей про­мышленности: деревообрабатывающей, фармацевтической, пищевой. Они используются для постройки домов и других сооружений, в кораблестроении.

Из целлюлозы, которая входит в состав оболочек кле­ток растений, делают бумагу, картон, древесно-волокнистые плиты.

В коре многих деревьев имеется пробковая ткань, состо­ящая из мертвых клеток, как правило, заполненных возду­хом.

Использование растений человеком

Такая ткань надежно защищает растения от неблаго­приятных условий. Она плохо проводит тепло и не пропу­скает воду, т. к. оболочки клеток этой ткани пропитаны особым водоотталкивающим веществом. Такую ткань у не­которых деревьев можно срезать без вреда для растения. Из коры пробкового дуба, например, делают пробки для бутылок и легкие, упругие, не пропускающие воду и воздух облицо­вочные плиты. Материал с сайта http://wiki-med.com

Растения и медицина

Многие растения содержат ядовитые, сильно пахнущие или целебные вещества. Эти вещества применяют для про­изводства лекарств, духов. Цветки, листья, стебли или пло­ды некоторых растений используются в качестве пряно­ароматических добавок к пищевым блюдам.

Растения для декора

Красивоцветущие растения применяют для украшения парков, скверов, приусадебных участков. Комнатные рас­тения играют важную роль в озеленении жилых и рабочих помещений, рекреаций. Природа делает жизнь людей более гармоничной. Она является источником вдохновения и твор­чества для человека.

Материал с сайта http://Wiki-Med.com

На этой странице материал по темам:

  • распространение цветковых

  • значение цветковых растений и их охрана

  • роль покрытосеменных в жизни человека и его хозяйственной деятельности

  • как используются цветковые растения человеком

  • доклад о применение покрытосемяных в жизни человека

Где человек использует различные вещества растительных клеток

§1. Наука о живой природе

1) Вставьте пропущенные слова.

  • Ответ: 1) Биология – это наука, которая изучает живые организмы, их строение, развитие, многообразие и жизнедеятельность.

    2)Ботаника изучает растения, зоология – животных, микология – грибы.

2)Напишите, что означают греческие слова:

3) Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.

  • Ответ:

4) Заполните таблицу.

  • Ответ:

                                        Животные в жизни человека

    Животное

    Хозяйственное значение

    Корова

    Получение молока, мяса, кожи

    Лошадь

    В сельском хозяйстве (рабочая сила), мясо, конный спорт

    Кролик

    Мясо, шкура, шерсть

    Курица

    Яйца, мясо

    Овца

    Шерсть, молоко, мясо

         

5) Вставьте пропущенные буквы в слова.

  • 1- Собиратель
  • 2- Многоклеточный
  • 3- Организм
  • 4- Биология

6) Составьте два предложения со словами, составленными в задании 5.

Перейти к оглавлению

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.1. Биология – это наука, которая изучает живые организмы, их строение, многообразие, развитие и жизнедеятельность.2. Ботаника изучает растения, зоология – животных, микология – грибы.

Задание 2. Напишите, что означают греческие слова:«биос» — жизнь«логос» — учение

Задание 3. Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.

Растения: культурные, декоративные, дикорастущие, кормовые, ядовитые, лекарственные.

 Задание 4. Заполните таблицу.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в слова.1. Собиратель2. Многоклеточный3.

Организм4. Биология

Задание 6. Составьте два предложения со словами, перечисленными в задании 5.Биология изучает одноклеточные и многоклеточные организмы.Древние люди занимались собирательством.

Ответ оставил Гуру

В настоящее время человечество продолжает широко использовать растения для

своих нужд.

При этом природный растительный покров постепенно изменяется.

Уменьшаются площади лесов, увеличиваются безлесные пространства, исчезают и не

восстанавливаются некоторые растения, когда-то широко распространенные на Земле.

Хотя этот процесс уничтожения первоначальной природной растительности постепенно

прогрессирует, тем не менее все еще остаются многие виды растений, продолжающие

сохранять большое хозяйственное значение для жизни людей.

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует

растения:• в качестве продуктов питания;• источник сырья для промышленности;• как лекарственные средства;• с декоративными целями;• для сохранения и улучшения окружающей среды.

Пищевое значение растений общеизвестно. В качестве продуктов питания человека

и корма для животных, как правило, используются части, содержащие запасные

питательные вещества или сами вещества, извлеченные тем или иным способом.

Потребность в углеводах в основном удовлетворяется за счет крахмало- и

сахаро-содержащих растений. Роль источников растительного белка в рационе

человека и животных выполняют в основном некоторые растения из семейства

бобовых. Плоды и семена многих видов используют для получения растительных

масел. Существенную роль в питании людей играют пряности и растения, содержащие

кофеин, — чай и кофе.

magictemple.ru

Растения - человеку — реферат

Растения — человеку

 

 

 

 

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или  косвенно использует растения:

в качестве продуктов питания;

источник сырья для  промышленности;

как лекарственные средства;

с декоративными целями;

для сохранения и улучшения  окружающей среды. Рассмотрим отдельно каждую из них.

 

Начнём с питания. Углеводы, белки и жиры — это три главнейшие группы веществ, которые нужны человеку для построения своего тела и обеспечения  его жизнедеятельности. На протяжении жизни человек перерабатывает огромное количество веществ — более чем  в 1000 раз превышающее массу его  тела. Усваивая вещества, он перерабатывает их внутри своего организма, берёт у  них энергию и затем частично выделяет их снова, но уже в изменённом виде.

 

Общая потребность в продуктах  питания прямо или опосредованно  обеспечивается растениями: прямо употреблением  в пищу самих растений или растительных продуктов, а опосредованно —  через животных, которые в итоге  тоже питаются растениями. Соотношение  растительной и животной пищи в питании  человека бывает весьма различным и зависит как от его возможностей, так и от сложившихся традиций.

 

Впервые сознательное отношение  человека к растениям появилось, без сомнения, в том, что он стал собирать их, чтобы есть. Плоды и  семена, клубни и корни, молодые побеги и даже целые растения составляли существенную часть рациона первых людей. При этом надо было отличить съедобные растения от несъедобных и ядовитых. Так очень быстро установилась прямая и тесная связь людей с растениями, которая крепла по мере накопления знаний о разных видах растений, а также с изобретением способов получения огня и связанной с этим обработкой собранных растений и улучшением их пищевых качеств.

 

Когда и где человек  пришёл к сознательному возделыванию растений, не выяснено, да и вряд ли когда-либо может быть выяснено. Твёрдо установлено лишь, что он уже очень давно целенаправленно возделывает растения. Самые древние следы этого насчитывают возраст 10 000 лет, то есть восходят к тем далёким временам, когда люди на некоторых территориях перешли к оседлому образу жизни.

 

Важнейшие современные культурные растения — крахмалоносные, и среди них прежде всего представители семейства злаков: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс и рожь. По использованию человеком на первом месте, несомненно, стоит пшеница. Немногим уступает пшенице рис.

 

Третья очень широко распространённая зерновая культура – кукуруза, которая  в большей части идёт на корм скоту.

 

К крахмалоносным растениям, кроме злаков, относятся и представители других семейств, среди них в первую очередь относится картофель.

 

Следующее важное крахмалоносное растение — банан. Особенно богаты крахмалом плоды мучнистого банана. Их варят, жарят и запекают, из него получают коричневую муку, которая находит самое разнообразное применение.

 

Кроме крахмала, в качестве одного из важнейших углеводов человек  использует сахар. Но число сахароносных растений в сравнении с крахмалоносными относительно невелико, и лишь два из них — сахарный тростник и сахарная свекла — имеют большое значение.

 

Белки в отличие от углеводов  человек получает главным образом  из животной пищи. Конечно, и многие пищевые растения содержат белки, но фактически в качестве источника  используемых человеком растительных белков в настоящее время важны  лишь семена бобовых растений.

 

По-иному обстоит дело с жирами, поскольку значительную их часть дают человеку растения. Это  такие растения как рапс, сурепица, мак, подсолнечник и другие. У всех этих растений жиры содержатся в плодах или семенах.

 

Однако углеводы, белки  и жиры чисто растительного происхождения  — это лишь часть основного  рациона человека. Другую, не менее  важную часть человек получает от растений через животных.

 

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти  все фруктовые и овощные растения.

 

Существенную роль в нашем  питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

 

От вторичных растительных веществ зависят ценные свойства культурных растений другой группы –  растений, содержащих возбуждающие вещества. Важнейшие из них — кофе, чай, какао и табак.

 

Однако растения используются человеком не только как продукты питания и возбуждающие средства; немаловажную роль растения и получаемые из них продукты играют и в других областях повседневной жизни человека. Растения часто используют как сырьё  или исходный материал для его  получения. Древесина, хлопок, джут и  другие волокна, а также получаемые из растения целлюлоза, каучук, растительные жиры и масла, красители и дубильные  вещества всё ещё необходимы для  многих отраслей народного хозяйства. Древесину человек использует с  давних пор; она была первым топливом, а в ряде областей и первым строительным материалом.

 

Лён — одно из наиболее известных  культурных растений. По сие время  он служит основным сырьём для выделки  тканей, идущих, например, на постельное и столовое бельё.

 

Конопля – древнейшее волокнистое  растение. Из её сравнительно толстых  и ломких волокон в настоящее  время изготавливают преимущественно  канаты, парусины, толстые нити и  т. п. ещё более грубое волокно  даёт джут. Почти весь джут идёт на производство мешковины.

 

Однако самую важную роль в мировом хозяйстве играет хлопчатник — волокнистое растение.

 

Волокна растений состоят  из почти чистой целлюлозы, а растительная целлюлоза представляет собой основное сырьё для изготовления очень  многих продуктов, из которых достаточно назвать лишь бумагу, картон, искусственный  шёлк, вискозу, искусственную шерсть, лаки. Исходным сырьём для получения  целлюлозы служит преимущественно  древесина, но иногда используются тростник и солома.

 

Ещё один важный для промышленности продукт растительного происхождения  — натуральный каучук, хотя в  наши дни он уже не имеет большого значения как раньше.

 

Дубильные вещества, входящие в состав некоторых растений, горьковаты на вкус и широко используются в  пищевой промышленности, поскольку  наряду с другими веществами определяют вкусовые качества многих плодов, возбуждающих средств и продуктов питания.

 

Дубильные вещества имеются  в плодах брусники и черники; они  придают им вяжущий вкус. Дубильные  вещества содержатся в листьях чайного  куста; богаты ими и семена кофейного  дерева. Особенно много этих веществ  в коре и ядровой древесине  некоторых деревьев. Наличие дубильных  кислот часто защищают эти ткани  от повреждений микроорганизмами, делает их более стойкими.

 

Хозяйственное применение находят  и многие другие растительные вещества. Правда, в результате развития химии  значение некоторых из них снизились, а иные теперь вообще уже не применяются, как, например, многие красители растительного  происхождения.

 

Как лекарственные средства растения всё ещё играют важную роль. Сведения о целебном действии растений сохранялись у разных народов  многие столетия. Теперь известны вещества, содержащиеся во многих растениях, и  мы знаем, какое действие они оказывают  на организм человека. Но в народной медицине также имеется и немало ложных, мистических и суеверных представлений. В какой-то мере это отношение сохранилось и сейчас.

 

Однако растения не только используются для питания, для хозяйственных  и медицинских целей, они, кроме  того, украшают нашу жизнь и улучшают окружающую человека природную среду, будучи её постоянным компонентом.

 

В повседневной жизни людей  цветы всегда играли и играют большую  роль. Как знак внимания к другу  и товарищу, как подарок любимой  женщине, как последний поклон ушедшему из жизни — цветы никогда не бывают забыты. Они придают уют  нашему жилищу и рабочему месту, они  украшают парки и сады. Об их роли в нашей жизни свидетельствуют  тысячи видов и сортов декоративных растений. Красивы не только декоративные растения. Даже микроскопически мелкие растения не могут не обратить на себя внимание своеобразной формой.

 

Растительный мир, бесспорно, главный компонент биосферы, собственно, и возникшей-то только тогда, когда  появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную  энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. С тех пор общий  баланс вещества и энергии находится  в тесной зависимости от состояния  растительного покрова отдельных  областей и планеты в целом.

 

                                                                     * * *

referat911.ru

Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан

Цель:

Ознакомить с причинами, породившими необходимость защиты и охраны растительного мира, с мерами защиты растений в нашей стране. 

Задачи:

    Закрепить и углубить знания детей об использовании человеком растений.

На основе изучаемого материала развивать речь, память, мышление школьников.

Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Оборудование:

Ход урока:

1   Организационный момент

- Ребята, в классе вам тепло? (да)

- Всем уютно и светло?  (да)

- Прозвенел уже звонок?  (да)

- Что, закончился урок?  (нет)

- Значит, начался урок?  (да)

- Тихо за парты садитесь тогда.

2    Объявление темы и цели урока

- Внимательно послушайте стихотворение. Вам нужно будет добавить некоторые слова, соблюдая рифму.

 Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся…(одни).

Что же делать? Как же быть?

Как природу… (сохранить)?

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

(Об охране природы, растений)

- Прочитайте, как правильно называется тема нашего урока: «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан».

- Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу» Республики Казахстан и  почему появилась необходимость охранять эти растения.

3    Проверка домашнего задания

- Но сначала я хочу проверить, что вы знаете о растениях.

№1. Продолжите высказывание.

Растения – это живой организм, потому что …(растут, размножаются, дышат, питаются, погибают) Для жизни растению необходимы условия:…(свет, тепло, вода, воздух, питатель-ные вещества)

Учёные - биологи делят растения на группы….

   (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

№2 Работа в парах

- Сейчас работать будете в парах.

- У вас на парте лежит карточка № 1.

-Прочитайте внимательно задание и выполните его.

            Назовите группу растений.

  • У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Живут в воде.
  • У них есть стебли и листья, но нет корней и цветков. Живут во влажных местах.
  • Они имеют корни, стебли и листья, напоминающие перья птиц. Много миллионов лет назад они были древовидными.
  • Их листья – хвоинки, их плоды – шишки. Почти все они вечнозелёные.
  • Они населяют почти всю планету. Имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. ___

- Проверим.

- Как можно разделить растения по сроку жизни? (однолетние, двулетние, много-летние)

№3 Работа в парах

-  У вас на парте лежат картинки. Работаем по вариантам:

1 вариант – выбрать однолетние растения

2 вариант – выбрать двулетние растения

3 вариант – выбрать многолетние растения

Проверка.

№4 Игра «Крестики-нолики»  - Если вы согласны с моим утверждением ставьте – Х, если не согласны – О  1. Влаголюбивые растения, это растения которые живут в воде. – О  2. У влаголюбивых растений широкие листья, короткие корни. – Х  3. Подсолнух, хлопок – это светолюбивые растения. – Х  4. В жарких пустынных районах растут засухоустойчивые растения. – Х  5. У засухоустойчивых растений короткие корни, широкие листья. – О  6. Овёс, пшеница – это морозоустойчивые растения. – Х  7. Верблюжья колючка, молочай растут в местах, где много влаги. – О  8. Кукуруза теневыносливое растение. – О  9. Все растения важны в природе. – Х 

Проверка

Проверка в паре. (По ключу) - Если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если вы допустили 5 и больше ошибок, то вам обязательно дома надо будет повторить тему «Какие бывают растения» 

4. Физминутка.  Игра «Деревья, кустарники, травы»  Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). 

Берёза, осина, колокольчик, малина, тополь, крапива, василёк, крыжовник, одуванчик, сосна, акация, яблоня, ромашка, шиповник, тополь, смородина.

5     Работа по теме урока

А)     У казахов есть пословица:

- Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.

Прочитайте эту пословицу на казахском языке.

-  Бір а?аш кессе?, орнына он а?аш отыр?ыз.

_ Какой смысл у этой пословицы? Чему она учит?  Пословица учит бережно относиться к природе. Если что-то берёшь у природы, будь благодарным и отдай ей в 10 раз больше.

   Б)     Совсем недавно вы писали сочинение о том, что человек получает от растений. Эти знания вам пригодятся для того, чтобы составить кластер.

Человек использует растения

1 кислород

2 пища

3 отдых

4 лекарства

5 красота

6 топливо

7 промышленность

8 строительство

9 для ухода за домашними животными

В) Дискуссия «Что люди делают, чтобы сохранить жизнь на земле?»

 - Как вы считаете, растениям нужна защита? От кого?

- Какое отрицательное влияние человек оказывает на растения?

Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте 3-5 абзац и подумайте, какой ещё вред растениям наносит человек.

(Жужжащее чтение. Обсуждение)

- Дочитайте текст до конца и скажите, какие меры человек принимает для охраны растений.

Вывод:

- Люди создают заповедники, чтобы охранять и разводить редких животных и исчезающие виды растений.

- Создана Красная книга, в которой записаны редкие растения и животные, находящиеся под охраной человека.

- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.

Г) А теперь познакомимся с некоторыми  растениями, которые в нашей стране считаются редкими и находятся под охраной. (Презентация)

Ландыш майский, Дуб обыкновенный, Кувшинка белая (Водяная лилия), Росянка круглолистая, Гусиный лук,

- Какие растения вы запомнили?

- Составьте правила поведения в природе (Работа в парах)

(Фронтальная проверка)

  • Нельзя срывать растения для букетов.

  • Лекарственные растения можно собирать в тех местах, где их много, оставляя частьв природе.

  • Больше сажать растений в городах и сёлах.

  • Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

    6  Домашнее задание

    Страничка для «Красной книги» (Творческое задание)

    7  Итог урока: подготовленные дети читают стихи.

На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Давайте, ребята,

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём!

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Просмотр содержимого документа «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан »

Тема: Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан

Цель:

Ознакомить с причинами, породившими необходимость защиты и охраны растительного мира, с мерами защиты растений в нашей стране.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей об использовании человеком растений.

На основе изучаемого материала развивать речь, память, мышление школьников.

Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Оборудование:

Ход урока:

1 Организационный момент

- Ребята, в классе вам тепло? (да)

- Всем уютно и светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Что, закончился урок? (нет)

- Значит, начался урок? (да)

- Тихо за парты садитесь тогда.

2 Объявление темы и цели урока

- Внимательно послушайте стихотворение. Вам нужно будет добавить некоторые слова, соблюдая рифму.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся…(одни).

Что же делать? Как же быть?

Как природу… (сохранить)?

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

(Об охране природы, растений)

- Прочитайте, как правильно называется тема нашего урока: «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан».

- Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу» Республики Казахстан и почему появилась необходимость охранять эти растения.

3 Проверка домашнего задания

- Но сначала я хочу проверить, что вы знаете о растениях.

№1. Продолжите высказывание.

Растения – это живой организм, потому что …(растут, размножаются, дышат, питаются, погибают)Для жизни растению необходимы условия:…(свет, тепло, вода, воздух, питатель-ные вещества)

Учёные - биологи делят растения на группы….

(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

№2 Работа в парах

- Сейчас работать будете в парах.

- У вас на парте лежит карточка № 1.

-Прочитайте внимательно задание и выполните его.

Назовите группу растений.

  • У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Живут в воде.

  • У них есть стебли и листья, но нет корней и цветков. Живут во влажных местах.

  • Они имеют корни, стебли и листья, напоминающие перья птиц. Много миллионов лет назад они были древовидными.

  • Их листья – хвоинки, их плоды – шишки. Почти все они вечнозелёные.

  • Они населяют почти всю планету. Имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. ___

- Проверим.

- Как можно разделить растения по сроку жизни? (однолетние, двулетние, много-летние)

№3 Работа в парах

- У вас на парте лежат картинки. Работаем по вариантам:

1 вариант – выбрать однолетние растения

2 вариант – выбрать двулетние растения

3 вариант – выбрать многолетние растения

Проверка.

№4 Игра «Крестики-нолики» - Если вы согласны с моим утверждением ставьте – Х, если не согласны – О 1. Влаголюбивые растения, это растения которые живут в воде. – О 2. У влаголюбивых растений широкие листья, короткие корни. – Х 3. Подсолнух, хлопок – это светолюбивые растения. – Х 4. В жарких пустынных районах растут засухоустойчивые растения. – Х 5. У засухоустойчивых растений короткие корни, широкие листья. – О 6. Овёс, пшеница – это морозоустойчивые растения. – Х 7. Верблюжья колючка, молочай растут в местах, где много влаги. – О 8. Кукуруза теневыносливое растение. – О 9. Все растения важны в природе. – Х 

Проверка

Проверка в паре. (По ключу)- Если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если вы допустили 5 и больше ошибок, то вам обязательно дома надо будет повторить тему «Какие бывают растения» 

4. Физминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы» Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). 

Берёза, осина, колокольчик, малина, тополь, крапива, василёк, крыжовник, одуванчик, сосна, акация, яблоня, ромашка, шиповник, тополь, смородина.

5 Работа по теме урока

А) У казахов есть пословица:

- Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.

Прочитайте эту пословицу на казахском языке.

- Бір ағаш кессең, орнына он ағаш отырғыз.

_ Какой смысл у этой пословицы? Чему она учит? Пословица учит бережно относиться к природе. Если что-то берёшь у природы, будь благодарным и отдай ей в 10 раз больше.

Б) Совсем недавно вы писали сочинение о том, что человек получает от растений. Эти знания вам пригодятся для того, чтобы составить кластер.

Человек использует растения

1 кислород

2 пища

3 отдых

4 лекарства

5 красота

6 топливо

7 промышленность

8 строительство

9 для ухода за домашними животными

В) Дискуссия «Что люди делают, чтобы сохранить жизнь на земле?»

- Как вы считаете, растениям нужна защита? От кого?

- Какое отрицательное влияние человек оказывает на растения?

Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте 3-5 абзац и подумайте, какой ещё вред растениям наносит человек.

(Жужжащее чтение. Обсуждение)

- Дочитайте текст до конца и скажите, какие меры человек принимает для охраны растений.

Вывод:

- Люди создают заповедники, чтобы охранять и разводить редких животных и исчезающие виды растений.

- Создана Красная книга, в которой записаны редкие растения и животные, находящиеся под охраной человека.

- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.

Г) А теперь познакомимся с некоторыми растениями, которые в нашей стране считаются редкими и находятся под охраной. (Презентация)

Ландыш майский, Дуб обыкновенный, Кувшинка белая (Водяная лилия), Росянка круглолистая, Гусиный лук,

- Какие растения вы запомнили?

- Составьте правила поведения в природе (Работа в парах)

(Фронтальная проверка)

  • Нельзя срывать растения для букетов.

  • Лекарственные растения можно собирать в тех местах, где их много, оставляя часть в природе.

  • Больше сажать растений в городах и сёлах.

  • Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

6 Домашнее задание

Страничка для «Красной книги»

7 Итог урока: подготовленные дети читают стихи.

На земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Давайте, ребята,

Везде, где живём,

Деревья посадим,

Сады разведём!

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

5

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта