Урок биологии для 6 класса "Ткани растений и животных". Урок 6 класс ткани растений
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | биология | Класс | 6 класс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Клеточное строение организма. Ткани | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений; сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, о строении и функциях растительных тканях | Умение работать с источниками биологической информации, сравнивать разные точки зрения. | Умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы | Формирование системы знаний о растительных тканях: многообразии, особенностях строения и функциях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Ткань, образовательная, покровная (кожица лука, кора пробкового дерева), основная (фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная), механическая (опорная), проводящая и выделительная ткани. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Таблица: “Ткани растений”, Микроскопы световые и электронные, микропрепараты, рисунки учебника по данной теме. Электронный учебник Биология 6 класс издательства «Русское слово». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | Информационный ЭОР. Единая образовательная коллекция http://school-collection.edu.ru/ Мультимедийное приложение к учебнику "Биология. 6 класс" Исаевой Т.А., Романовой Н.И. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя Выполнение теста по теме “Жизнь клетки”. | Деятельность обучающихся Вопрос 1 - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32cb0-0a01-022a-01a2-fd1bf863abbb/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_04%5D.html Вопрос 2- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32e00-0a01-022a-01a8-05d2fee63707/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_05%5D.html выполнение теста и самопроверка на экране | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя Помощь учителя: в ходе предварительной беседы учащиеся формулируют проблему урока | Деятельность обучающихся Ответ учащихся + Определение термина ткани. Основные места расположения тканей. - Виды тканей растений. Как строение ткани связано с выполняемой функцией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ЭТАП целеполагания. Изучение нового материала - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя Повышение мотивации учащихся к изучению проблемы через демонстрацию микропрепаратов тканей растений. Рассматриваем микропрепараты и живые объекты (листья комнатных растений, побеги , корни) заполняем таблицу: | Деятельность обучающихся
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ЭТАП практикум. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79166/? Видео фрагмент на странице- 4 ткани. Сравнение строения различных видов тканей. Выявление черт сходства и различия. Оформление результатов в виде таблицы в рабочей тетради. заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя Просмотр ресурса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/feb41a04-1bf9-4a44-810f-b388214152c6/%5BBIO6_02-09%5D_%5BPT_02%5D.html | Деятельность обучающихся Сравнение результатов таблицы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя Ткани отдельного органа | Деятельность обучающихся http://learningapps.org/875821 или электронное приложение учебника биология 6 класс издательство «Русское слово» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 ЭТАП Домашнее задание. прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма” параграф 10 |
kopilkaurokov.ru
Конспект урока биологии 6 класс "Ткани растений" страница 3
Вставьте пропущенное слово.
По особенностям строения и функциям узнайте, о какой
ткани растительного организма идёт речь?
1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения. Это ____________ ткань.
2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, расположенными тесно друг к другу, прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток
толстые и прочные. Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений.
Обеспечивает связь растения с окружающей средой
(дыхание, испарение). Это ____________ ткань.
3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие
оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует.
Придаёт опору растению. Это ____________ ткань.
4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми
клетками, напоминающими сосуды или трубочки.
Обеспечивает передвижение растворов минеральных и
органических веществ. Это ____________ ткань.
5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей.
В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.
Главная функция - образование и накопление
питательных веществ. Это ____________ ткань.
7. Этап обобщения и систематизации.
Беседа:
- Что такое «ткань»?
- Какие виды тканей выделяют у растений?
- Как называется ткань, клетки которой постоянно
делятся?
- У какой ткани клетки имеют хлоропласты?
- Как называется самая тонкая покровная ткань?
- Какая ткань образует каркас растений?
8. Этап информации о домашнем задании.
Учитель предлагает дома прочитать п.4, ответить на вопросы1-5 на стр.25
Творческое задание: сварить клубни картофеля и сравнить ткани варёного картофеля с тканями сырого, найти различия.
9.Рефлексия
Учитель:
Предлагает вспомнить цель урока
Насколько наша деятельность соответствовала цели урока.
На все ли вопросы мы нашли с вами ответ?
Ученик: Мы не ответили на вопрос: «Практическое значение тканей».
- Когда мы копали картофель у бабушки, то она меня попросила, чтобы я принёс крапивных мешков под клубни. Значит, из некоторых частей растений можно сделать материал.
infourok.ru
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Ткани растительного организма"
Технологическая карта урока
ФИО учителя
Скотникова Ирина Александровна
Место работы
МБОУ Дружбинская СОШ Карачевского района
Должность
Учитель
Предмет
биология
Класс
6 класс
Тема и номер урока в теме
Многообразие клеток. Ткани растительного организма.
Тема 1 Урок №5
Тип урока
Комбинированный
Базовый учебник
В.В. Пасечник
Цели урока: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.
планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении клеток растений, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль тканей в жизни растений.
Метапредметные:
Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, определяя принадлежность разных типов клеток и органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные:
Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение
Методы обучения: Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация учителя.
Ход урока
Этапы
Уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организация начала занятия
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания
Контроль знаний.
1) Сам. работа
2) Биологический диктант
Сам. Работа по теме «Клетка»
Отвечают на вопросы :
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
Построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учет разных мнений
Познавательные УДД
Подведение под понятие
Аналогия, обобщение
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Эмоциональный настрой на тему
3. Подготовка к основному этапу занятия
Активизация познавательной деятельности.
1) Вопрос к классу: Почему клетки разных органов растений имеют разное строение? Что общего в их строении?
2)Что такое «Клетка» как понятие в биологии?
3)Что такое «Ткань» как понятие в быту и в биологии?
Какую цель поставим перед собой?
Зачем нам эти знания?
Имеют общий план строения, состоят из клеток.
Высказывают предположения
Эмоциональный настрой на тему
4. Усвоение новых знаний и способов действий
1) Задание № 1Работа в паре: Работа с учебником по рис. 14 (стр. 42)
Ответив на вопрос «В чем сходство и различие клеток растений?», учащиеся самостоятельно составляют определение понятия «ткань».
Примерный рассказ: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий
Выделяют 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая.
2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого?
Давайте вспомним строение растительной клетки.
Учащиеся отвечают, что клетка – это единица строения и жизнедеятельности растительного организма.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
6. Закрепление знаний и способов действий
Задание № 2 Работа по рабочему листу «Строение и функции тканей растений»
Заполнениерабочего листа «Строение тканей растений», проверка выполненного задания.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
7. Обобщение и систематизация знаний
Лабораторная работа
по теме «Ткани растений»
Ученику необходимо выделить особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.
Познавательные УДД
Анализ, синтез. Подведение под понятие
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УУД
Контроль
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
8. Контроль и самопроверка знаний
Самостоятельная работа
Ученики выполняют сам. работу
Контроль
9. Подведение итогов занятий
10. Рефлексия
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело
11 Информация о домашнем задании
Домашнее задание (комментирование учителем)
Параграф 10, творческое задание –написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения».
infourok.ru
урок "Ткани растений" - Биология
СкобелинаЛ.К
МАОУ СОШ№7
Открытый урок биологии в 6-м классе
"Ткани растений" (в рамках городского «Дня школы»)
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, учавствовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
- Выработать умение распознавать виды тканей.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы: проблемно-поисковый, создание минипроекта,
Оснащение урока: мультимедиа, микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
- Достаньте разные виды тканей, возьмите в руки по лоскутку
- Чем же они отличаются?(по цвету, качеству, структуре, толщине)
- Поднимите вверх лоскутки покажите друг другу.
-Что вы увидели и можете сказать о тканях (они разные, у них есть волокна)
- Как связать о чем мы сейчас говорим с растительным организмом? ( у растений тоже есть ткани)
- Какие знания и с какого предмета вам сегодня пригодились? ( технологии)
- Сформулируйте тему урока
Тема урока. Ткани растительного организма
Само определение понятия - ткань в процессе мини-исследования, для вас подготовила(……_).
Ученица(Мы на предыдущих уроках выяснили, что все состоит из клеток. Рассматривая мякоть плодов, видели рыхло расположенные клетки, в кожице лука и элодеи они плотно прилегают друг к другу.
РЕШИЛА ВЫЯСНИТЬ ВСЕГДА ЛИ ЭТО ТАК.
1.Взяла срез сырого картофеля, рассмотрела под микроскопом…
2. Надавила на клубень, не изменил свою форму
3.Сварила картофель, надавила на клубень, он разрушился
4. С помощью учебника выяснила, что связывает клетки между собой
5. Сделала вывод: ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, которое удерживает клетки между собой.
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.1
III. Изучение нового материала:
Целеполагание: Что такое ткань мы выяснили, а еще что бы вы хотели узнать по теме?
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Учитель- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.2
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу.
Демонстрирую гербарий древесного растения и водоросли )
Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на доске.
Одежда, защита -
Опора -
Вода -
Питание -
Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани.
К примеру древесные растения отличаются от травянистых тем, что они многолетние, их защита - кора намного прочнее, толще. Как и мы с вами ведь в разные сезоны носим одежду из разных тканей, летом лучше натуральные в них не жарко, защищают от перегрева.
- Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет)
Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд3)
Различают : несколько видов тканей. (слайд 4)
Задание: на партах конверты, ваша задача познакомиться с разновидностями тканей, каждая группа получает индивидуальное задание по инструктивной карточке, есть информационный материал, листы чертежные, где отражаете свою работу
.после выполнения вы должны подготовить отчет по работе, выступают представители, а у вас на партах есть оценочные карты, которыми вы должны оценить группу
3.Физкультминутка (слайд 5)
4.Работа в группах. Время работы 7 минут
Отчет групп - всем приготовиться к оцениванию, цветные карточки
При ответе, попытайтесь определить на схеме строения цветкового растения место, куда вы поместите свою ткань (Слайд 6-10)
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет ткань.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
Привести учащихся к ситуации успеха
Задание:
1.Работа с раздаточным материалом
1.Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
корень -
чешуя лука -
Жилка листа –
Скорлупа ореха
2.Выполните упражнение, вставив пропущенные слова(слайд12)
3.Подведем итог. Сформулируйте определение, что такое ткань (слайд 13)
Где вам могут пригодится знания о тканях?
V. Рефлексия: на слайде – 14
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
(выбрать и закончить предложение) (слайд)
VI. Д/З:
1 Выучить определение ткань
2. Пользуясь информационным листом.
Заполнить таблицу по всем видам тканей
Тип ткани | Место нахождения | Функции | Особенности клеток |
Приложение1
Группа №1 Задание: 1.Изучите характеристику образовательной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №2 Задание: 1.Изучите характеристику основной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №3 Задание: 1.Изучите характеристику покровной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №4 Задание: 1.Изучите характеристику проводящей ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №5 Задание: 1.Изучите характеристику механической ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №6 Задание: 1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа традесканции 2. Поперечный срез герани или традесканции 3. Поперечный срез стебля традесканции 4. Настройте микроскоп, рассмотрите увиденное. |
Приложение2
Информационный лист
1.Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения, поэтому они располагаются на верхушках молодых побегов, кончиках корней, молодых почках. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
2.Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
3.Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
4.Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
5.Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).
multiurok.ru
Урок биологии для 6 класса "Ткани растений и животных"
Конспект урока биологии для 6 класса по теме
«Ткани растений и животных»
Дегралёва Наталия Евгеньевна,
учитель биологии МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы имени Героя Советского Союза М.С.Бочкарёва»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: изучить ткани растительного и животного организма и выявить их характерные особенности
Задачи:
1) Образовательные:
- развить понятие о тканях;
- сформировать представление об особенностях их строения, расположения и функциях;
- раскрыть взаимосвязь строения тканей от выполняемой ими функций.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и увеличительными приборами;
- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать суть понятия «ткань», «межклеточное вещество»;
- называть основные ткани растений и животных;
-уметь распознавать и показывать на таблицах растительные и животные ткани
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- организовывать свою учебную деятельность;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- формировать ответственное отношение к обучению;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения характеризовать ткани растений и животных .
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, микропрепараты «Внутреннее строение листа», «Строение корня», «Гладкая мышечная ткань», «Высокий призматический эпителий», «Кровь лягушки», микроскопы.
Использованные источники
Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.
Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.
Ссылки на сайт:
http://bio.1september.ru/
http://images.yandex.ru/
http://go.mail.ru/search_images
Технологическая карта урока:
№ | Этапы урока | Приём урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент ( слайд 1) | Приветствие. Определение целей и задач урока | 1 мин | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения уроке. | Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. |
2 | Изучение нового материала. Мотивация | Создание проблемной ситуации | 4 мин | Учитель: «Давайте представим строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким домом? Клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны они скрепляться чтобы организм не развалился на отдельные кирпичики? Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее. Это межклеточное вещество». Предлагает записать определение в тетради (слайд 2) | Отвечают на вопросы учителя, записывают определение межклеточного вещества в тетради |
2 мин | Учитель: «Кроме соединяющей функции, межклеточное вещество выполняет питательную функцию(из него в клетки попадают питательные вещества и обратно уходят ненужные вещества). Иногда межклеточное вещество разрушается и клетки отделяются друг от друга (варка картофеля). Итак , мы знакомимся с новым понятием «ткань».Из чего она состоит? (слайд 3) | Предлагают варианты строения ткани | |||
Индивидуальная работа с текстом учебника по заполнению таблицы | 7 мин | Учитель: «Ткани организма неоднородны и отличаются друг от друга по строению и функциям. Предлагаю Вам поиграть в игру «Диалоги о тканях». Все учащиеся делятся на две группы «Ботаники» и «Зоологи», самостоятельно знакомятся с тканями растительного и животного организма (1 группа работает с текстом «Ткани растений, а 2-я группа «Ткани животных») и рассказывают о них. А для простоты запоминания материала предлагаю вам новый материал оформить в виде таблицы (слайд 4) | Самостоятельно заполняют таблицу, работая с текстом учебника | ||
Физкультминутка ( слайд 5) | 2 мин | Демонстрирует задание на улучшение эмоционального состояния | Повторяют слова учителя | ||
Выступление учащихся каждой группы ( слайд 6-15) | 10 мин | Учитель вызывает учащихся каждой группы, просит их рассказать о той или иной ткани, сопровождает их рассказ демонстрацией соответствующего слайда, комментирует и дополняет ответы учащихся | По очереди рассказывают свой вид ткани, остальные кратко конспектируют новые данные в таблицу | ||
3 | Закрепление нового материала | Практическая работа «Ткани живых организмов» (Приложение 1) | 15 мин | Выдает учащимся инструктивные карточки с заданиями. При выполнении работы учитель корректирует и дополняет работу учащихся | Выполняют практическую работу и оформляют ее в тетрадях |
4 | Итоги урока. Домашнее задание ( слайд 16) | Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия. | 4 мин. | Организует беседу с классом по вопросам:
Демонстрирует слайд с домашним заданием. | Отвечают на вопросы. Заполняют диагностические карты Записывают домашнее задание |
kopilkaurokov.ru
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения |
Мотивационно-ориентированный компонент 1. Организационный момент. (1–2 мин.) Проектор, ПК. Обеспечивает Благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. | Словесные. |
2. Актулизация опорных знаний Проектор, ПК. Организует работу по актуализации опорных знаний |
Словесные. | |
3 Проверка домашнего задания. (5 мин.) Проектор, ПК. http://www.biodan.narod.ru Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА. (Презентация. Слайд 3). |
Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (Слайд 2),(Приложение 1). | Наглядно-иллюстративный |
4. Этап мотивации. Проектор, ПК. Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (Слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (Слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”. У вас у каждого “Маршрутный лист” (Приложение 2,3,4) – где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала – № 1, 2, 3*– по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, |
Словесные. Наглядные. Практические. |
|
Операционно-содержательный компонент Изучение нового материала. (15–20 мин.) Физкультминутка. (2–3 мин.) http://www.floranimal.ru Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (Слайды 5–12). Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполним лабораторную работу № 6. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места. |
Работают по маршрутным листам.
Все ребята делают физкультминутку. |
Словесно-иллюстративный.
Практически-иллюстративный и практически-исследовательский. |
Первичное закрепление. (7 мин.) Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*– по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”. |
||
Рефлексивно-оценочный Контроль и самопроверка знаний. http://pro-school.ru Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон): Клетка – структурная и функциональная единица живого. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета). Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани. Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма. Организм – единое целое. Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток. Схема на доске:
|
Делают выводы у доски 3 учащихся, остальные дети работают с учителем. | Наглядно-исследовательский. |
Подведение итогов. Рефлексия (2–3 мин.) Самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все). |
||
Словесный. | ||
Информация о дом. задании. Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д. |
Записывают домашнее задание. | Словесный. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Ткани растений Урок биологии 6 класс Проверка
Ткани растений Урок биологии 6 класс
Проверка домашнего задания Движение цитоплазмы Дыхание Жизнедеятельность клетки Питание Размножение Рост «Мозговой штурм» Дайте определения понятий этих терминов
Подумай и ответь: 1). Как называют содержимое вакуолей клеток растений: а) клеточный сок; б) матрикс; в) цитоплазма; г) ядерный сок.
Подумай и ответь: 2. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука? а) да; б) нет.
Подумай и ответь: 3. Цитоплазма в клетке: а) медленно движется; б) движется только при нагревании; в) не всегда движется.
Подумай и ответь: 4. Каждая живая клетка: а) питается, дышит и растёт в течение всей своей жизни; б) питается, дышит, а растёт до зрелого состояния; в) питается и растёт.
Подумай и ответь: 5. Хромосомы находятся в: а. ) Цитоплазме б) Ядре в) Вакуолях г) Хлоропластах
Ткань- - группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, соединённых межклеточным веществом. Клетки Межклеточное вещество
Механическая Покровная Проводящая Виды тканей растений Основная Образовательная
II. Особенности строения и функции растительных тканей Тип ткани Образовате льная ткань Покровная ткань Основная ткань Проводящая ткань Механическ ая ткань Строение Функции Внешний вид
Образовательная ткань - группа одинаковых по строению клеток, интенсивно делящихся, сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни и обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения. Конус нарастания верхушки побега Зона роста корня Камбий
Образовательная ткань Строение: Мелкие постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами, вакуолей нет. Функции: Образование клеток Рост растения
Покровные ткани - наружные ткани растения, защищающие его органы от высыхания, действия высоких и низких температур, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды. Кожица лука Пробка коры Кожица листа
Покровная ткань Строение: Живые и мертвые клетки. Имеют толстые и прочные оболочки Прочно соединены друг с другом Функции: Защита от неблагоприятных воздействий, повреждений.
Механическая ткань - опорная ткань, придающая прочность растительному организму. Древесинные и лубяные волокна
Механическая ткань Строение: Мертвые клетки с утолщенными и одревесневшими оболочками. Функция: Опора растения
Проводящие ткани - это ткани растений, служащие для перемещения по растению питательных веществ и продуктов жизнедеятельности растения, растворенных в воде. Сосуды древесины Ситовидные трубки коры
Проводящая ткань Строение: Клетки живые и мертвые, напоминают сосуды и трубочки. Функции: Передвижение веществ по растению Ситовидные Сосуды трубки
Основная ткань - это ткань, составляющая основную массу различных органов растения. Основная ткань выполняет различные функции: осуществляет фотосинтез, служит для отложения запасных веществ, осуществляет всасывание воды. . Фотосинтезирующая ткань листа Зона всасывания корня
Основная ткань Строение: Живые клетки, в которых содержатся хлоропласты и питательные вещества Функция: Образование и накопление питательных веществ
Поперечный срез листа- синтез тканей Верхняя кожица – покровная ткань Нижняя кожицапокровная ткань Основная фотосинтезирующая ткань Волокна механическая ткань Проводящие ткани – сосуды и ситовидные трубки
Проверь себя!
II. Особенности строения и функции растительных тканей Тип ткани Строение Функции Образовате льная ткань Мелкие постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами, вакуолей нет. Рост растения Покровная ткань Живые и мертвые клетки. Имеют толстые и прочные оболочки Прочно соединены друг с другом Защита от неблагоприятных воздействий, повреждений. Связь с внешней средой (устьица и чечевички) Основная ткань Живые клетки, в которых содержатся хлоропласты и питательные вещества Образование и накопление питательных веществ Проводящая ткань Клетки живые и мертвые, напоминают сосуды и трубочки. Передвижение веществ по растению Механическ ая ткань Мертвые клетки с утолщенными и одревесневшими оболочками. Опора растения. Внешний вид
Молодцы! Хорошо потрудились!
Источники информации: • Биология. Живой организм. 6 класс Учебник-навигатор. Автор: Сонин Н. И. http: //www. e-drofa. ru/materials/bio 6/0124 tkani-rastenij-tkan. html- текст, рисунки • http: //cor. edu. 27. ru/catalog/rubr/0000019 fa 000 -4 ddd-c 5 d 5380046 b 1 d 850/28467/? &subject=83 - видео • http: //cor. edu. 27. ru/dlrstore/6 c 804 ce 9 -065 f 465 e-93 f 1 -5 a 65 dd 0 f 6 c 08/%5 BBI 6 RA_302%5 D_%5 BTR_06%5 D. swf- интерактивный тренажер
present5.com