§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней. Улучшают условия для произрастания корней растений разрыхляют
Вопросы для проведения районной олимпиады по экологии в 10-11 классе (2010-2011 уч. год)
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии 2010 г
10 -11 класс
Задания с выбором правильного ответа:
1. К проявленпиям абиотических факторов нельзя отнести:
а) расселение одуванчика лекарственного;
б) расселение коробочки дуба;
в) распространение желудей дуба;
г) перенос пыльцы мятлика.
2. Глубина проникновения корней растений в условиях нормальных температурного и водного режима зависит от:
а) наличия почвенных микроорганизмов;
б) наличия элементов питания;
в) содержания атмосферного воздуха;
г) глубины проникновения всета
3. Явление замора, т.е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:
а) нехвакой пищи;
б) недостатком кислорода;
в) отсутствием света;
г) наличием паразитов
4. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:
а) кроты и землеройки;
б) дождевые черви;
в) личинки хрущей и щелкунов;
г) медведки и мокрицы
5. Способность видов к увеличению численности в геометрической прогрессии сдерживают:
а) погодные условия;
б) отношения между поколениями;
в) ресурсы местообитания;
г) сезонные ритмы жизни
6. К жароустойчивым прокариотам относят некоторые виды:
а) цианобактерий;
б) голосеменных растений;
в) мхов;
г) папоротников
7. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов заключается в:
а) прекращении роста;
б) накоплении сахаров;
в) синтезе жиров;
г) денатурации белков
8. Совокупность особей считают популяцией, если:
а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;
б) они принадлежат к одному виду;
в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;
г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.
9. В полосе широколиственных лесов в разных дубравах встречаются такие растения, как:
а) черника, зеленые мхи;
б) клен, лещина;
в) лилия белая, рдест курчавый;
г) лиственница европейская, можжевельник высокий
10. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:
а) многочисленные виды;
б) доминирующие виды;
в) малочисленные виды;
г) средообразующие виды
11. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится невозможным, называют:
а) мутуализмом;
б) комменсализмом;
в) аменсализмом;
г) нейтрализмом
12. Для обеспечения круговорота веществ экосистеме необходимо наличие таких составляющих, как:
а) биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты;
б) продуценты, сапротрофы, консументы, паразиты;
в) продуценты, редуценты, консументы;
г) биогенные элементы, продуценты, консументы
13. Возросший дефицит пресной воды вызван в основном:
а) ухудшением климата;
б) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) глобальным засолением почв.
14. Особенно сильно подвергаются водной эрозии почвы, расположенные на:
а) плоской поверхности без растительности;
б) плоской поверхности со слабой растительностью;
в) наклонной поверхности, заросшей кустарником;
г) наклонной поверхности, заросшей травой
15. Основным типом особо охраняемях территорий являются:
а) заказники;
б) природные парки;
в) биосферные заповедники
г) национальные парки
16. Климатические ресурсы относят к разряду:
а) неисчерпаемых;
б) исчерпаемых возобновимых
в) исчерпаемых невозобновимых
г) возобновимых
17. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:
а) в качестве убежища от хищников;
б) для испарения излишков влаги;
в) для внутрипопуляционных контактов;
г) при выведении токсичных продуктов обмена
18. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных водоемов;
б) природных экосистем суши;
в) экосистем Мирового океана
г) агроценозов
Задания с обоснованием правильного ответа
19. Зоомасса суши:
а) примерно равна фитомассе;
б) во много раз меньше фитомассы
в) значительно превышает фитомассу
г) зависит от географического распределения автотрофов
20. Согласно американскому экологу П.Клементсу, все зрелые экосистемы в пределах одной природной зоны характеризуются:
а) сходством видов, которые в наибольшей степени оказывают влияние на среду обитания;
б) накоплением доступных питательных веществ в биомассе сообщества и уменьшением их содержания в окружающей среде;
в) сходством видов, составляющих сообщества;
г) достижением максимально возможной разомкнутости биохимического круговорота веществ.
Задания с обоснованием правильного и неправильных ответов.
21. В условиях урбанизации (крупного города) происходят следующие изменения абиотических факторов:
а) снижение температуры, увеличесние скорости ветра и кислотности;
б) повышение температуры и скорости ветра, снижение кислотности;
в) снижение температуры и скорости ветра, снижение кислотности;
г) повышение температуры, снижение скорости ветра, повышение кислотности
Номер задания | правильный ответ | номер задания | правильный ответ |
1 | в | 12 | а |
2 | б | 13 | в |
3 | б | 14 | в |
4 | б | 15 | в |
5 | в | 16 | а |
6 | а | 17 | а |
7 | в | 18 | г |
8 | в | 19 | б |
9 | б | 20 | а |
10 | в | 21 | г |
11 | а |
19. Правильный ответ б. В разных биогеоценозах зоомасса составляет от 0,05 до 5 % всей биомассы. При этом наиболее высока биомасса почвенных микроорганизмов и беспозвоночных, а доля наземных позвоночных в общей зоомассе - от 0,2 до 4% (т.е. в сотни раз меньше)
20. Правильный ответ а.Американский эколог Клементс, наиболее полно разработавший учение о сукцессиях, считает, что в любом обширном географическом районе, который по масштабам можно примерно приравнять к природной среде (лесная, степная, пустынная и т.п.), каждый ряд завершается одной и той же климаксной экосистемой. Видовой состав климаксных экосистем может существенно различаться. Общим является лишь то, что эти экосистемы объединяет сходство видов-эдификаторов, то есть тех, которые в наибольшей мере создают среду обитания.
Например, для степных экосистем эдификаторами являются плотнокустовые злаки (ковыль и типчак). Для тропических лесов в качетсве эдификаторов выступает большое количество древесных видов, создающих сильное затенение для других видов своим пологом.
Для лесной зоны северных и срединных регионов Евразии основными эдификаторами выступают ель или пихта. Из набора всех древесных видов они в наибольшей степени изменяют условия местопроизрастания: сильно затеняют подпологовое пространство, создают кислую среду почв и обусловливают процессы их оподзоливания (растворение и вымывание из поверхностного слоя практически всех минералов, кроме кварца). С этими эдификаторами уживаются только те древесные виды, которые не отстают от них в росте и способны первыми захватить пространство. При сочетании таких условий возможно формирование климаксных смешанных елово-лиственных (пихтово-лиственных), чаще всего с березой и осиной, лесов. Последнее наиболее характерно для зоны смешанных лесов.
21. Ответ а неверный., так как за счет большого числа городстких построек, которые являются препятствием, скорость ветра в городе в целом снижается
Ответ б неверный, так как за счет большого числа городских построек, которые являются препятствием, скорость ветра в городе в целом снижается, а не повышается. Кроме того, в городе не может снижаться кислотность, так как именно в городской среде сжигается много топлива (в двигателях внутреннего сгорания, печах и т.п.), в результате чего образуются кислотные оксиды.
Ответ в неверный, поскольку в городской среде температура воздуха обычно выше, чем в сельской местности за счет того, что город потребляет, а значит и отдает в окружающую среду много дополнительной (за счет топлива) энергии. Каменные сооружения постепенно отдают это тепло в окружающую среду. В городе кислотность не снижается, так как сжигается много топлива (автомобили, печи), в результате чего образуются кислотные оксиды.
Ответ г правильный, так как в городской среде много объектов, которые отдают тепло в окружающую среду: это предприятия, теплотрассы, жилые дома. В результате температура воздуха в городе может быть выше, чем за городом на 7-15 С. Летом, когда энергопотребление снижается, температура воздуха в городах увеличивается за счет того, что днем здания, асфальтовые и др. покрытия нагреваются, а ночтью отдают это тепло в окружающую среду. Многочисленные строения в городской среде являются препятствием для ветра. Оксиды азота, серы, углерода, растворяясь в воде осадкой, образуют кислоты. Основными источниками образования этих оксидов в нижних слоях атмосферы являются автотранспорт и мелкие котельные.
www.openclass.ru
Тесты на конференцию по экологии
1. Диапазон благоприятного воздействия факторов на организмы называют зоной:
а) экологической
б) пессимума
в) буферной
г) оптимума;
2. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов, называют:
а) биотическими факторами
б) природными условиями
в) абиотическими факторами
г) окружающей средой;
3. К проявлениям абиотических факторов нельзя отнести:
а) расселение одуванчика лекарственного
б) растрескивание коробочки мака
в) распространение желудей дуба
г) перенос пыльцы мятликов;
4. Животные получают воду за счет окисления:
а) нуклеотидов
б) протеинов
в) витаминов
г) минералов;
5. Одной из особенностей наземно-воздушной среды является:
а) высокое содержание молекулярного азота.
б) возможность свободного перемещения по суше
в) существенные колебания температуры
г) наличие капельно-жидкой влаги;
6. Почву как среду обитания сближает с водной средой:
а) способность к перемешиванию
б) угроза иссушения верхних горизонтов
в) температурный режим
г) проникновение солнечного света;
7. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
а) малого поперечного сечения
б) с жесткими чешуйчатыми покровами
в) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина
г) с роющими конечностями;
8. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:
а) с очень быстрым постоянным течением
б) сильно заселенных бактериями и животными
в) с большой плотностью фитопланктона
г) сильно заселенных бурыми водорослями;
9. Условия близкие к анаэробным могут создаваться в:
а) прибрежной зоне водоема
б) серединной зоне водоема
в) зоне прилова
г) придонной области;
10. Переход из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если не:
а) нарушена структура макромолекул
б) сдвинуты жизненные ритмы организма
в) увеличена концентрация сахаров
г) уменьшено содержание воды;
11. Время является одним из важнейших экологических факторов, потому что:
а) запасы энергии в организме исчерпаемы
б) периоды покоя и активности должны чередоваться
в) факторы окружающей среды изменяются циклически
г) необходимо постоянное возобновление микроэлементов;
12. По смене периодов сна и бодрствования животных делят на а) холоднокровных и теплокровных
б) хищников и жертв
в) дневных и ночных
г) гетеротрофов и автотрофов;
13. Впервые на сходство форм разных видов животных в связи со сходным образом жизни указал профессор Московского университета:
а) К. А. Тимирязев
б) А. Гумбольдт
в) М. В.Ломоносов
г) К. Ф.Рулье.
14. Компактное тело с длинным хвостом, с удлиненными задними конечностями и значительно укороченными передними характерно для животного, которое:
а) плавает
б) прыгает
в) летает
г) лазает.
15. Саранча, отличающаяся заостренной формой головы и сжатым с боков гладким телом зеленого цвета, является обитателем:
а) участков, поросших густой злаковой растительностью
б) каменистых почв
в) пустынных участков
г) песчаных почв;
16. Один гектар леса, состоящего из лиственных пород деревьев, за год способен задержать пыль весом:
а) 1 т
б) 10 т
в) 100 т
г) 1000 т;
17. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:
а) кроты и землеройки
б) дождевые черви
в) личинки хрущей и щелкунов
г) медведки и мокрицы;
18. Взрослая береза, произрастающая на хорошо освещенном участке, за один летний день способны испарить воду объемом:
а) 10000 л
б) 10 л
в) 100 л
г) 1000 л;
19. Высокой плодовитостью отличаются те виды, у которых:
а) в избытке пищевые ресурсы
б) отсутствует внутривидовая конкуренция
в) велика гибель потомства в природе
г) новорожденные особи небольших размеров;
20. Плодовитость резко снижена у тех видов животных, которые:
а) ведут хищный образ жизни
б) имеют короткую продолжительность жизни
в) заботятся о потомстве
г) живут в неблагоприятных условиях среды;
21. Типичным местообитанием гигрофитов (растений, произрастающих в условиях повышенной влажности) считают:
а) верхние ярусы хвойных лесов
б) озера
В) нижние ярусы широколиственных лесов
г) прерии;
22. Фактором, который лимитирует жизнь в наземно-воздушной среде обитания на Крайнем Севере, является:
а) высокая влажность
б) наличие снежного покрова
в) температурный режим
г) особенность ландшафта;
23. Совокупность особей одного вида на определенной территории называют:
а) экосистемой
б) популяцией
в) ареалом
г) биоценозом;
24. Общую территорию, которую занимает вид, называют:
а) экологической нишей
б) биотопом
в) ареалом
г) кормовой территорией;
25. Высокая плотность популяции является сигнальным фактором, который свидетельствует:
а) об ухудшении условий
б) о стабильности условий
в) об улучшении условий
г) о влиянии хищников;
testua.ru
Тесты и задания по теме «Организм и среда обитания» — МегаЛекции
Выберите правильный ответ:
1. Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют:
1) условиями среды;
2) абиотическими факторами;
3) биотическими факторами;
4) антропогенными факторами.
2. Комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, называют:
1) условием;
2) фактором;
3) спектром;
4) средой.
3. Жизнедеятельность организмов ограничивается недостатком тепла в:
1) сухих субтропиках;
2) тундре и лесотундре;
3) широколиственных лесах;
4) зоне приливов и отливов.
4. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:
1) оптимальным;
2) экологическим;
3) минимальным;
4) ограничивающим.
5. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов, называют:
1) биотическими факторами;
2) природными условиями;
3) абиотическими факторами;
4) окружающей средой.
6. Любое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называют:
1) экстремальным условием;
2) экологическим фактором;
3) местом обитания;
4) экологическим ресурсом.
7. Диапазон благоприятного воздействия фактора на организмы называют зоной:
1) экологической;
2) пессимума;
3) буферной;
4) оптимума.
8. Силы и явления природы, которые обязаны своим происхождением деятельности человека, называют:
1) абиотическими факторами;
2) антропогенными условиями;
3) природными условиями;
4) окружающей средой.
9. Сущность закона оптимума заключается в том, что:
1) при ухудшении условий существования по одному фактору изменяется диапазон восприимчивости других факторов;
2) наиболее значим тот экологический фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма величин;
3) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов;
4) все экологические факторы среды играют равнозначную роль.
10. Одной из существенных особенностей наземно-воздушной среды является:
1) возможность перемещения в трех измерениях;
2) быстрая циркуляция воздуха;
3) наличие капельно-жидкой влаги;
4) действие геомагнитных полей.
11. Одной из особенностей наземно-воздушной среды является:
1) высокое содержание молекулярного азота;
2) возможность свободного перемещения по суше;
3) существенные колебания температуры;
4) наличие капельно-жидкой влаги.
12. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено необходимостью:
1) закрепления в почве;
2) поглощения кислорода;
3) регуляции температуры;
4) регуляции водообмена.
13. Одной из существенных особенностей наземно-воздушной среды обитания является:
1) низкая плотность воздушной среды;
2) действие геомагнитных полей;
3) присутствие солей в почвенных растворах;
4) рассеяние солнечной радиации.
14. Рыхлый, тонкий органо-минеральный слой суши, который контактирует с воздушной средой, и возник в результате взаимодействия живых организмов и сил неживой природы, называется:
1) субстратом;
2) грунтом;
3) перегноем;
4) почвой.
15. Почву как среду обитания сближает с водной средой:
1) способность к перемешиванию;
2) угроза иссушения верхних горизонтов;
3) температурный режим;
4) проникновение солнечного света.
16. Почва представляет собой трехфазную систему, состоящую из:
1) свободной влаги с твердыми частицами и воздухом;
2) твердых частиц, которые окружены воздухом и водой;
3) воздуха со взвешенными твердыми частицами и влагой;
4) воздушной, водной и твердой фаз в равной пропорции.
17. Неоднородность условий в почве контрастней всего проявляется:
1) в горизонтальном направлении;
2) при смене дня и ночи;
3) в вертикальном направлении;
4) при смене сезона.
18. В почвенной среде могут возникать анаэробные условия при:
1) возрастании температуры;
2) засолении почвы;
3) понижении давления;
4) затоплении почвы.
19. Почвой называют:
1) находящиеся на поверхности суши, полуразложившиеся остатки организмов, включающие структуры, сохранившие тканевое строение;
2) особый, рыхлый, тонкий поверхностный слой суши, залегающий преимущественно в пределах зоны выветривания земной коры и контактирующий с воздушной средой;
3) органо-минеральное природное образование, возникшее при воздействии живых организмов и сил неживой природы на минеральный субстрат и остатки мертвых организмов;
4) темноокрашенный полуразложившийся слой, являющийся продуктом биохимического разложения растительных и животных остатков.
20. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:
1) малого поперечного сечения и способное изгибаться;
2) с жесткими чешуйчатыми покровами;
3) с головой, расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;
4) с роющими конечностями.
21. Водная среда пополняется кислородом за счет:
1) химических реакций;
2) дыхания зоопланктона;
3) разложения органики;
4) фотосинтеза водорослей.
22. Особенностью Мирового океана как водной среды обитания является:
1) постоянная циркуляция воды;
2) равномерное распределение жизни;
3) рассеивание энергии;
4) изолированность от суши.
23. Одной из особенностей Мирового океана как водной среды обитания является постоянная циркуляция водных масс, которая обусловлена:
1) перемещением гидробионтов;
2) постоянно дующими ветрами;
3) разницей температур слоев воды;
4) испарением с поверхности.
24. Явление замора, то есть массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:
1) нехваткой пищи;
2) недостатком кислорода;
3) отсутствием света;
4) наличием паразитов.
25. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:
1) с очень быстрым постоянным течением;
2) сильно заселенных бактериями и животными;
3) с большой плотностью фитопланктона;
4) сильно заселенных бурыми водорослями.
26. Условия, близкие к анаэробным, могут создаваться в:
1) прибрежной зоне водоема;
2) серединной части водоема;
3) зоне прилива;
4) придонной области.
27. Физиологическое состояние организма, при котором приостанавливаются все жизненные процессы, называют:
1) симбиозом;
2) паразитизмом;
3) анабиозом;
4) аменсализмом.
28. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву для:
1) убежища от неблагоприятных температур;
2) получения питьевой воды;
3) убежища от эктопаразитов;
4) обучения потомства охоте.
29. Организмы, жизнедеятельность и активность которых зависят от поступающего извне тепла, называют:
1) теплокровными;
2) эндотермными;
3) холоднокровными;
4) гетеротермными.
30. Избегание животными неблагоприятных условий как способ выживания в условиях недостатка влаги проявляется в:
1) образовании метаболической влаги;
2) развитии волосяных покровов;
3) поиске водопоев;
4) развитии ороговевших покровов.
31. К физиологическим приспособлениям регуляции температуры тела относят:
1) потоотделение;
2) специальные жировые отложения;
3) развитие волосяных покровов;
4) густое оперение.
32. Цикличность факторов внешней среды обусловлена в первую очередь:
1) вращением Земли вокруг Солнца;
2) передвижением воздушных масс;
3) направлением океанических течений;
4) количеством атмосферной влаги.
33. Чередование темного и светлого времени суток не оказывает существенного влияния на жизнедеятельность:
1) крота;
2) тритона;
3) белки;
4) гадюки.
34. По смене периодов сна и бодрствования животных делят на:
1) холоднокровных и теплокровных;
2) хищников и жертв;
3) дневных и ночных;
4) гетеротрофов и автотрофов.
35. Для определения времени года большинство организмов используют:
1) сезонные соотношения дневных и ночных температур;
2) изменение соотношения увлажнений воздуха и почвы;
3) ритм чередования темного и светлого времени суток;
4) изменение амплитуды значений атмосферного давления.
36. Кроме циклического воздействия абиотических факторов, внешними ритмами для жизнедеятельности рыси является цикличность жизни:
1) дятла;
2) косули;
3) кобчика;
4) медведя.
37. Характерным признаком организмов, активно передвигающихся в плотной и вязкой среде, является:
1) развитие конечностей;
2) развитый скелет;
3) развитая продольная мускулатура;
4) развитие органов осязания.
38. Компактное тело с мощными передними конечностями характерно для животного, которое:
1) скачет;
2) прыгает;
3) бегает;
4) роет.
39. Локальные модификации климата, которые складываются в приземном слое воздуха благодаря наличию растительного покрова, называют:
1) средой;
2) фактором;
3) погодой;
4) микроклиматом.
40. Биологическое самоочищение водоемов является результатом деятельности разнообразных организмов, питание которых основано на:
1) паразитизме;
2) фотосинтезе;
3) хищничестве;
4) фильтрации.
41. Наиболее существенное влияние на формирование мягкого климата на планете оказывают:
1) степи;
2) луга;
3) болота;
4) леса.
42. Основным источником поступления кислорода в атмосферу Земли является:
1) жизнедеятельность бактерий;
2) вулканический процесс;
3) таяние ледников;
4) процесс фотосинтеза.
43. Главным компонентом почвы, который определяет ее биологическую продуктивность и является результатом совместной деятельности многих организмов и сил неживой природы, является:
1) подзол;
2) кремнезем;
3) гумус;
4) подстилка.
44. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:
1) кроты и землеройки;
2) дождевые черви;
3) личинки хрущей и щелкунов;
4) медведки и мокрицы.
45. Способ питания, основанный на отцеживании и/или осаждении взвешенных в воде частиц органического происхождения и многочисленных мелких организмов, называют:
1) гумификацией;
2) фильтрацией;
3) деструкцией;
4) транспирацией.
46. Способность видов к увеличению численности в геометрической пропорции основана на таком фундаментальном свойстве живой материи, как:
1) наследственность;
2) изменчивость;
3) самовоспроизведение;
4) саморегуляция.
47. Главным ограничителем беспредельного роста численности вида является:
1) гибель от инфекционных заболеваний;
2) влияние хищников;
3) недостаток пищи;
4) число потомков.
48. Главным свойством живой материи, позволяющим различным видам организмов поддерживать свое существование неограниченно долго, считают способность к:
1) обмену веществ;
2) самовоспроизведению;
3) передвижению;
4) освоению новых местообитаний.
49. Высокой плодовитостью отличаются те виды, у которых:
1) в избытке пищевые ресурсы;
2) отсутствует внутривидовая конкуренция;
3) велика гибель потомства в природе;
4) новорожденные особи небольших размеров.
50. Показатель, который отражает теоретический максимум потомков от одной пары (или одной особи) за год или за весь жизненный цикл, в экологии называют:
1) естественным отбором;
2) экологической валентностью;
3) биотическим потенциалом;
4) геометрической прогрессией.
51. Характерным местообитанием петрофитов, то есть растений, произрастающих на каменистых почвах, являются:
1) тропические леса;
2) побережья рек;
3) низинные болота;
4) расщелины скал.
52. Наст - твердая корка на поверхности снега - имеет важное значение в жизни зимующих животных, потому что:
1) облегчает передвижение;
2) препятствует добыче пищи;
3) способствует созданию убежищ;
4) затрудняет размножение.
53. К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги относят:
1) ороговение покровов;
2) впадение в спячку;
3) строительство нор;
4) развитие раковины.
54. Фактор, находящийся в избытке или недостатке и ограничивающий распространение организмов, является:
1) антропогенным;
2) лимитирующим;
3) угнетающим;
4) абиотическим.
55. Растения, которые произрастают в районах с жарким климатом, избегают перегрева благодаря увеличению:
1) синтеза углеводов;
2) интенсивности фотосинтеза;
3) листовой транспирации;
4) поглощения минеральных веществ.
56. Фактором, который лимитирует жизнь в наземно-воздушной среде обитания на Крайнем Севере, является:
1) высокая влажность;
2) наличие снежного покрова;
3) температурный режим;
4) особенность ландшафта.
57. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы, называют:
1) модифицирующими факторами;
2) абиотическими факторами;
3) антропогенными факторами;
4) биотическими факторами.
58. На нашей планете представлены несколько сред жизни:
1) океаны и материки;
2) литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера;
3) вода и суша;
4) водная, наземно-воздушная, почва и живой организм;
5) среда обитания и местообитание.
59. Условиями среды можно назвать:
1) все факторы, оказывающие влияние на организм;
2) взаимоотношения организмов в сообществе;
3) факторы, воздействие которых на организм не зависит от их потребления другими организмами;
4) климат;
5) абиотические факторы.
60. Толерантность - это:
1) способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных значений;
2) способность организмов переносить неблагоприятные условия;
3) реакция организмов на изменение действия абиотических факторов;
4) степень выносливости организмов к воздействиям факторов среды;
5) способность организмов приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
61. Экологической нишей является:
1) место обитания организма;
2) положение вида в пространстве;
3) положение вида в пространстве и его функциональная роль в сообществе;
4) совокупность условий жизни, которые требуются для существования вида в сообществе;
5) ярус, занимаемый видом в сообществе.
62. Автором правила минимума является:
1) Ю. Либих;
2) Г. Гаузе;
3) Б. Коммонер;
4) В. И. Вернадский;
5) Ч. Дарвин.
63. Виды, имеющие широкий диапазон устойчивости к действию экологического фактора, называются:
1) стенобионтами;
2) эврибионтами;
3) гидробионтами;
4) доминантами;
5) эдификаторами.
64. У большинства растений цветение происходит в светлое время суток, но некоторые из них раскрывают свои цветы ночью. Так, свои сильно пахнущие цветки ночная красавица, душистый табак раскрывают около 20 часов, а маттиола двурогая с 21 до 5 часов утра.
Каково значение ночного цветения этих растений?
1) это приспособление от яркого света;
2) позволяет использовать в качестве опылителей ночных насекомых;
3) украшают сады и леса ночью;
4) используют ночную прохладу и влагу;
5) так задумано было Богом при создании этих растений.
65. Экология - наука, изучающая:
1) влияние загрязнений на окружающую среду;
2) влияние загрязнений на здоровье человека;
3) влияние деятельности человека на окружающую среду;
4) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).
66. Какие из абиотических факторов (1 - минералы; 2 - свет; 3 - азот; 4 - кислород) лимитируют распространение жизни в океане, но обычно не лимитируют распространение жизни на суше?
1) 1, 3;
2) 1, 4;
3) 2, 3;
4) 2, 4.
67. Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся:
1) абиотические;
2) биотические;
3) антропогенные;
4) абиотические и биотические.
68. Толерантность - это способность организмов:
1) выдерживать изменения условий жизни;
2) приспосабливаться к новым условиям;
3) образовывать локальные формы;
4) приспосабливаться к строго определенным условиям.
Выберите несколько правильных ответов
69. К экологическим факторам относятся:
1) климат;
2) рельеф;
3) затмение Солнца;
4) опыление насекомыми растений;
5) содержание кислорода в воде.
70. Для растений ресурсами являются:
1) вода;
2) минеральные соли;
3) солнечная энергия;
4) органические вещества;
5) углекислый газ.
71. Основные среды жизни:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушная;
4) живые организмы;
5) щелочно-кислотная.
72. Выберите правильные суждения:
1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.
2. Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.
3. Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.
4. Высокая специализация характерна только для организмов с короткой продолжительностью жизни.
5. В ходе эволюции сходные жизненные формы могут возникнуть в сходных экологических условиях у систематически разных групп организмов.
6. Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью.
7. Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района.
8. Систематически далекие друг от друга организмы могут занимать сходные ниши в экосистемах.
9. Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование.
10. Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.
73. Расставьте объекты экологического изучения разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, сообщество.
74. Впишите после знака равенства названия объектов экологии по составляющим их компонентам.
Группа особей одного вида =
Совокупность популяций разных видов =
Биотоп + биоценоз =
Совокупность всех экосистем =
Факторы + ресурсы + пространство =
75. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? Впишите их названия в рамки на схеме. По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?
76. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.
Среда обитания | Основные факторы |
Суша | |
Вода | |
Почва |
77. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизнь организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?
78. Впишите в таблицу названия животных и растений из предлагаемого списка соответственно их экологической характеристике, то есть принадлежности к стенобионтам или эврибионтам.
Лишайники, кораллы, млекопитающие, орхидеи, птицы, медузы, пресмыкающиеся, мхи, форель, человек.
Стенобионты | Эврибионты |
79. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.
Природные ресурсы среды | Растения | Животные | Грибы |
Территория | |||
Растительная пища | |||
Минеральные вещества | |||
Животная пища | |||
Органические остатки | |||
Солнечный свет | |||
Тепло | |||
Вода | |||
Кислород | |||
Гумус почвы |
80. Заполните таблицу примерами жизненных форм разных млекопитающих (напишите названия животных) в зависимости от среды обитания и способа передвижения. Если животное обитает в двух или более средах, укажите.
Способ передвижения | Среда обитания | |||
Суша | Вода | Почва | Воздух | |
Бег, ходьба | ||||
Прыгание | ||||
Лазание | ||||
Рытье | ||||
Полет | ||||
Плавание |
81. Укажите на рисунке номера соответствующих жизненных форм рыб согласно прилагаемому списку.
1. Глубоководные. 2. Донные. 3. Обитающие в толще воды. 4. Верховые.
82. Назовите несколько известных вам животных и растений и адаптации (приспособления), способствующие переживанию ими неблагоприятных циклических изменений внешней среды.
Организмы | Адаптации |
83. В чем различие экзотермных и эндотермных животных? Как те и другие поддерживают свой тепловой баланс?
84. Приведите примеры животных из каждой группы:
Эндотермные -
Экзотермные -
85. По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:
Симбиоз -
Мутуализм -
Протокооперация -
Комменсализм -
Паразитизм -
Конкуренция межвидовая -
Конкуренция внутривидовая -
Хищничество -
Аменсализм -
Нейтрализм -
86. Во многих водоемах средней полосы России, в том числе и в Подмосковье, в последнее время широко распространился и акклиматизировался так называемый ротан (головешка). При этом почти везде, где появляется ротан, исчезает исконный обитатель озер и прудов - карась.
Можно ли сказать, что ротан вытесняет карася в результате конкуренции? Если «да» - то за какой ресурс они конкурируют? Если «нет» - то как называются взаимоотношения между этими двумя популяциями, в результате которых одна исчезает? (Проанализируйте толерантность обоих видов, их экологические ниши, характер питания.)
87. Прочтите внимательно предлагаемый список животных. Они объединены здесь по одному определенному общему способу питания. По какому? Определите и вычеркните из списка тех животных, которые здесь лишние.
Дельфин, божья коровка, сокол, акула, ласточка, сова, осьминог, дрозд, тигр, щука, кит, жужелица, лягушка, белка, лиса, дятел, судак, стрекоза, летучая мышь, кашалот, клест, улитка, орлан, ротан, жук-плавунец, карп, ящерица, саранча, жаба, дафния, гадюка, актиния, крокодил, паук, пчела, дождевой червь, тюлень, морж, черепаха.
88. Подумайте и напишите, какие свойства сорняков дают им возможность не только успешно конкурировать с культурными растениями, значительно снижая урожай, но и столь же успешно выдерживать борьбу с ними человека? Можно ли сказать, что эти свойства выработались у сорняков в процессе эволюции в результате конкуренции?
89. Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы (например, 1-Е).
Тип взаимоотношений | Примеры растений иживотных |
1. Хищничество 2. Симбиоз 3. Аменсализм 4. Конкуренция внутривидовая 5. Конкуренция межвидовая 6. Паразитизм 7. Протокооперация 8. Мутуализм 9. Комменсализм 10. Нейтрализм | А. Густой подрост ельника Б. Волк и олень, сова и мышь В. Травы под елью Г. Лишайники Д. Аскарида и человек Е. Росянка и муха Ж. Прусак и черный таракан 3. Повилика и крапива И. Акула и рыба-прилипала К. Пчелы и луговые цветы Л. Синица и лягушка |
90. Как можно показать и доказать, что растения действительно конкурируют между собой за влагу и питательные вещества почвы? Предложите один-два способа доказательства и объясните смысл эксперимента.
91. Соедините организмы, которые образуют между собой устойчивый симбиоз- прямой линией, а те, которые находятся в отношениях протокооперации (сотрудничества), пунктиром.
Рак-отшельник Актиния
Цветки клевера Шмели-опылители
Термиты Жгутиковые (простейшие)
Грибы Водоросли
Жвачные животные Кишечные бактерии
Деревья Грибы
Бобовые растения Бактерии-азотофиксаторы
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Школьный этап 9-11 класс 2014 год
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии 2014 г.
9 -11 класс
Продолжительность олимпиады 2 часа
Задания с выбором правильного ответа:
1. К проявленпиям абиотических факторов нельзя отнести:
а) расселение одуванчика лекарственного;
б) расселение коробочки дуба;
в) распространение желудей дуба;
г) перенос пыльцы мятлика.
2. Глубина проникновения корней растений в условиях нормальных температурного и водного режима зависит от:
а) наличия почвенных микроорганизмов;
б) наличия элементов питания;
в) содержания атмосферного воздуха;
г) глубины проникновения всета
3. Явление замора, т.е. массовой гибели обитателей водной среды, может быть вызвано:
а) нехвакой пищи;
б) недостатком кислорода;
в) отсутствием света;
г) наличием паразитов
4. Улучшают условия для произрастания корней растений, разрыхляют и перемешивают почву, при этом существенно повышая почвенное плодородие:
а) кроты и землеройки;
б) дождевые черви;
в) личинки хрущей и щелкунов;
г) медведки и мокрицы
5. Способность видов к увеличению численности в геометрической прогрессии сдерживают:
а) погодные условия;
б) отношения между поколениями;
в) ресурсы местообитания;
г) сезонные ритмы жизни
6. К жароустойчивым прокариотам относят некоторые виды:
а) цианобактерий;
б) голосеменных растений;
в) мхов;
г) папоротников
7. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов заключается в:
а) прекращении роста;
б) накоплении сахаров;
в) синтезе жиров;
г) денатурации белков
8. Совокупность особей считают популяцией, если:
а) у них наблюдается определенное внешнее сходство и они населяют общую территорию;
б) они принадлежат к одному виду;
в) они занимают общую территорию и свободно скрещиваются между собой, принося плодовитое потомство;
г) они населяют общую территорию, и между ними наблюдается пищевая конкуренция.
9. В полосе широколиственных лесов в разных дубравах встречаются такие растения, как:
а) черника, зеленые мхи;
б) клен, лещина;
в) лилия белая, рдест курчавый;
г) лиственница европейская, можжевельник высокий
10. Наиболее уязвимой частью биоценозов являются:
а) многочисленные виды;
б) доминирующие виды;
в) малочисленные виды;
г) средообразующие виды
11. Взаимовыгодные отношения между разными видами, без которых существование особей становится невозможным, называют:
а) мутуализмом;
б) комменсализмом;
в) аменсализмом;
г) нейтрализмом
12. Для обеспечения круговорота веществ экосистеме необходимо наличие таких составляющих, как:
а) биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты;
б) продуценты, сапротрофы, консументы, паразиты;
в) продуценты, редуценты, консументы;
г) биогенные элементы, продуценты, консументы
13. Возросший дефицит пресной воды вызван в основном:
а) ухудшением климата;
б) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоемов;
г) глобальным засолением почв.
14. Особенно сильно подвергаются водной эрозии почвы, расположенные на:
а) плоской поверхности без растительности;
б) плоской поверхности со слабой растительностью;
в) наклонной поверхности, заросшей кустарником;
г) наклонной поверхности, заросшей травой
15. Основным типом особо охраняемях территорий являются:
а) заказники;
б) природные парки;
в) биосферные заповедники
г) национальные парки
16. Климатические ресурсы относят к разряду:
а) неисчерпаемых;
б) исчерпаемых возобновимых
в) исчерпаемых невозобновимых
г) возобновимых
17. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:
а) в качестве убежища от хищников;
б) для испарения излишков влаги;
в) для внутрипопуляционных контактов;
г) при выведении токсичных продуктов обмена
18. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных водоемов;
б) природных экосистем суши;
в) экосистем Мирового океана
г) агроценозов
Задание 2
выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным и в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа
19. Большой вред экосистемам тундры наносят многочисленные проезды тяжелой техники. Результатом проездов гусеничных вездеходов по колее летом является :
а – водная эрозия почв;
б- термокарст и термоэрозия;
в – местная ветровая эрозия;
г – естественная эрозия.
Задание 3
Письменно обоснуйте ответ на предлженный вопрос
20. При озеленительных работах особо важен подбор теневыносливых видов древесных пород (на затененных улицах, с северной стороны зданий, в парках и т.д.). По каким признакам выделяются теневыносливые растения?
21. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1-2 детенышей, а других – несколько сотен тысяч.
22. Назовите птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.
23.Чем в естественной среде обитания определяются границы ареалов биологических видов? Что способствует изменению ареалов в настоящее время?
24.В чем заключаются возможные нарушения водного баланса территории, возникающие в результате уничтожения на ней древесной растительности.
25.Расчеты, проведенные учеными, говорят о том, что в ближайшие 150-180 лет количество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием. Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере.
flamingo-nn.ucoz.com
Параграф 4. Условия произрастания и видоизменения корней
1. Какие виды корней вам известны?
Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.
2. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
Вопросы
1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых — всего 50 см, но там они гуще.
Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.
2. С чем связаны видоизменения корней?
У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.
3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?
Корни моркови называют корнеплодами, георгины - корневыми клубнями, плюща - корнями-прицепками, орхидеи - воздушными корнями.
4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.
5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.
Подумайте
1. С чем связано видоизменение корней у растений?
Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.
2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?
Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).
resheba.me
Как улучшить структуру почвы? | AgroCounsel
Структура почвы не является его постоянной характеристикой и изменяется как под влиянием природных факторов (осадка и слипание приводят к почвенного уплотнения, разрыва морозом и корнями растений - до разрыхления), так и вследствие человеческой деятельности (проезды техники и прикатывание уплотняют почву, вспашка, культивация и дисковка - разрыхляют). Основной задачей обработки является оптимизация его структуры. Эта статья поможет правильно оценить ее и выбрать наиболее подходящий способ обработки.
Для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности растений почва должна иметь соответствующую структуру.
Что же им нужно для жизни? Обеспечение воздухом, влагой и питательными веществами в доступной форме. Последние превращаются в доступную форму благодаря деятельности микроорганизмов, которым для жизни нужны, опять же, воздух и влага. Газо-и влагообмен происходят через разные времена между грунтовыми фракциями, конечно, их должно быть достаточное количество. Все поры имеют различные величину и функциональность: крупные - воздушные, средние - водные и малые - мертвоводные.Большие поры, диаметром более 1 мм, отвечают за газообмен. Насыщение воздухом в значительной мере определяет температурный режим почвы. Достаточное количество крупных пор весной обеспечивает более быстрое прогревание земли, и она быстрее становится пригодной к посеву. Влага такими временами может двигаться только вниз. Достаточное количество крупных пор предотвращает застой воды на поверхности поля и обеспечивает быстрый перенос влаги в глубокие почвенные слои. Средние поры, диаметром до 1 мм, через капилляры поднимают влагу из более глубоких слоев, а малые - очень незначительного диаметра, благодаря чему образуется вакуумное давление более 17 атм. Поскольку корни растений для впитывания влаги могут развивать давление не более 17 атм., то влага из малых пор недоступна для растений - так называемая мертвая вода.
Недостаточное разрыхления почвы вызывает значительное уплотнение грунтовых фракций и уменьшение доли крупных и средних пор. Малое количество крупных пор может вызвать кислородное голодание растений и застой воды на поверхности поля. А при недостаточного количества средних - наблюдается хуже обеспечения корневой системы растений влагой из более глубоких слоев почвы. На этом фоне значительный процент имеют малые поры. Такой грунт выглядеть влажным, но значительная часть воды в нем содержится в малых порах и недоступна для корней растений. Чрезмерное разрыхления будет означать уменьшение доли малых и средних пор и увеличение больших. Такой грунт быстро пропускает влагу в глубокие слои, но мало аккумулирует ее и не сможет подтягивать в доступную для растений зону. При чрезмерной аэрации, при высоких температур такой грунт будет склонен к перегреву.
Если фактор структуры почвы является столь важным и определяющим в вопросе урожайности, то стоит уделять ему должное внимание. Ведение контроля за этим показателем состояния почвы не требует применения дорогостоящей аппаратуры. Простые вещи, которые всегда под рукой: лопата, нож и лист фанеры - помогут аграрию определиться с обработкой и сэкономить деньги.
Так, с помощью этой нехитрой амуниции выкопайте блок почвы из пахотного слоя (кубик размером сторон 20 см).
Визуально оцените грунтовой агрегат. Проведите тест: сбросьте кубик почвы с высоты 1-1,5 м на фанерную доску. Блок почвы имеет рассыпаться на небольшие агрегаты без острых углов. Оцените прочность и форму агрегатов, наличие корней и ходов дождевых червей. Можно проследить, каким образом меняется структура почвы по глубине: это позволит правильно определить глубину обработки. Выкопайте яму глубиной 50-60 см. Зачистите одну ее стенку и попробуйте проткнуть ножом на разной глубине. Усилия, которые для этого понадобятся, помогут оценить степень плотности почвы на разной глубине. Как правило, маленькие усилия нужны для слоя от 0 до 5-6 см (слой поверхностной обработки), большие - для слоя от 7 до 25-27 см (слой основной обработки), крупнейшие - для слоя толщиной 5-7 см под пахотным слоем (слой плужной подошвы), в более глубоких слоях плотность почвы уменьшается (слой естественной устойчивости структуры почвы - на эту глубину не доходит механическое усилие, создает вредное уплотнения). Наличие уплотненного пласта под слоем основной обработки является вполне естественным явлением. Бороться с таким уплотнением стоит только в случае, если оно создает негативное влияние. Как же оценить влияние этого уплотнения?
Разрыхлите стенку вырытой ямы и проверьте на наличие в ней корешков растений. Отсутствие живых корешков ниже уровня уплотнения означает его высокую степень, то есть вредное воздействие.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕОсновной причиной появления уплотнения является переезды полем техники, непригодной для этого: КамАЗ или его «коллеги» - это техника для дороги, а не для поля. Подумайте о применении перегружателей зерна. Тракторы оснастите спаренными колесами, а еще лучше - резиновыми гусеницами. Давление в шинах не должна превышать 1 атм., А лучше - они должны быть как можно минимальными, насколько это позволяют технические характеристики шин. Благоприятный к изменению своей структуры влажный и физический неспелые грунт, поэтому в этот период следует не допускать никаких переездов полем. Только комплекс всех действий может помочь успешно бороться с вредным уплотнением почвы.
Аналогичный вывод можно сделать при отсутствии ходов дождевых червей. Обратите внимание на разветвление корневой системы растений. Если на глубине основной обработки корешки расходятся по сторонам и размещаются горизонтальным слоем - уплотнения вредно. Неприятный запах и сероватый цвет почвы на уровне уплотнения может быть следствием застоя воды на этой глубине и тоже указывает на вредность уплотнения. Рыхлить почву глубже слоя основной обработки - это недешевое и рискованное дело, поэтому проводить ее следует только после окончательного убеждения во вредности влияния такого уплотнения.
■ Перед тем, как запускать глубокорыхлитель в поле, постарайтесь найти ответ на следующие вопросы:■ Во-первых, промерзнет ли грунт на глубину вредного уплотнения (глубину подскажет проба стенки ямы ножом, описанная выше). Мороз лучше справляется с вредным уплотнением, разрывая почвенные агрегаты.
■ Во-вторых, можно ли на этом поле в режиме вашего севооборота или учитывая другие факторы высевать культуры, растения которых имеют стержневой корень, например, люцерну или некоторые сидераты. Стержневой корень также эффективно борется с вредным уплотнением.■ В-третьих, сможет ли на такой глубине работать плуг? В отличие от глубокорыхлителей, плуг может выворачивать на поверхность целые «чемоданы», но в этом нет ничего страшного. На поверхности они обязательно промерзнут, а мороз - это лучший способ борьбы с вредным уплотнением почвы.
■ В-четвертых, и это, пожалуй, самый важный вопрос: как предотвратить образование вредного уплотнения? Ведь все упомянутые выше шаги будут иметь смысл только в комплексе мероприятий.
Поэтому, помня о том, что в основном именно структура почвы является определяющим фактором урожайности, и оценить ее можно без труда с помощью простых орудий, не лучше обезопасить себя от переуплотнения почвы и всех неприятностей, связанных с этим, чем потом страдать от экономически достаточно ощутимых последствий. Если небольшая ямка на поле может дать четкий ответ на важный вопрос, которого возделывания желает ваше поле, то почему бы ее не выкопать ...
www.agrocounsel.ru
Что важно знать о корнях растений?
- Анатомия корня
- Типы корневых систем
- Поглотительная функция корней
- Транспортировка воды
- Союз мицелия гриба с корневой системой растения
- Роль микроорганизмов
- Маленький секрет большого урожая
Питательные вещества растение получает из почвы или питательного раствора. Они поступают в растительный организм с водой, которую активно поглощает корневая система. Помимо транспортировки воды, корни выполняют и другие функции: укрепление в почве и субстрате, синтез гормонов и органических соединений, хранение запаса питательных веществ.
Анатомия корня
Чтобы лучше разобраться с функциями корней, нужно понять их анатомию. Корень делится на несколько зон. Внешний слой – корневой чехлик, который защищает точки роста. Над ним располагается зона деления. Она состоит из множества клеток, заполненных цитоплазмой, которые очень быстро делятся. Далее идет зона растяжения, где молодые клетки вытягиваются и напитываются водой. За зоной растяжения следует область корневых волосков. По мере старения клеток волоски исчезают, оболочки грубеют, образуется так называемая опробковевшая зона. Корневые волоски растение продуцирует в течение всей своей жизни. Большую часть воды поглощают зоны растяжения и корневые волоски, однако небольшую роль в этом процессе играет и опробковевшая область корня.
Типы корневых систем
У каждого растения имеется не один корень – множество боковых и придаточных корешков. Основной корень появляется из зародышевого, от него идут боковые, а придаточные появляются из стебля и впитывают влагу из атмосферных осадков. Корневая система, в которой главный корень четко выделяется и располагается по центру, называется стержневой. Если визуально выделить основной корень не получается, значит система является мочковатой. Она характеризуется наличием одинаковых корешков, которые не имеют большой длины, но при этом занимают значительную площадь у поверхности и плотнее обвивают частицы субстрата или почвы. В результате, водный раствор мочковатой системой всасывается более эффективно. Также существует смешанный тип корневой системы.
Полезной находкой для гровера станет текстильный мешок-горшок. С ним создать благоприятные условия для развития мочковатой корневой системы гораздо проще! Основная функция аксессуара – воздушная подрезка лишних корней, которые пробились сквозь ткань.
Почему это важно?
Потому что разные типы корневых систем по-разному приспосабливаются к имеющимся условиям. Мочковатая корневая система в этом вопросе имеет преимущество. Если растение растет в закрытом грунте, корни могут путаться, а направление их роста меняться в хаотичном порядке. Это приводит к сдавливанию корневища, из-за чего нарушается всасывание воды и поступление питательных веществ.
Поглотительная функция корней
И у корневой, и у мочковатой системы главная задача сводится к всасыванию воды с растворенными в ней питательными веществами. Всасывание происходит в зоне корневых волосков, которая не защищена водонепроницаемой корой.
Непрерывное всасывание обеспечивает процесс транспирации. Под ним понимается цикл, при котором растение выделяет влагу через листья и восполняет ее через корни. Транспирация обеспечивает непрерывный ток воды с растворенными солями и предупреждает перегрев флоры.
В некоторых условиях, например при недостаточном поливе или засухе впитывающая способность субстрата выше по сравнению с корневой. Это приводит к тому, что корневая система не всасывает влагу, а отдает. Соответственно,на растениях это сказывается негативно.
На сопротивление воды влияет ее температура. Чем холоднее жидкость, тем более вязкой она становится и тем сложнее ее впитывать корням. В результате листья растений становятся вялыми. В запущенных ситуациях появляется гниль и вредоносные грибы.
Рекомендации
- Не стоит поливать растения ледяной водой, используйте воду для полива комнатной температуры;
- Степень увлажненности субстрата должна быть оптимальной. Не следует переувлажнять среду выращивания;
- В излишне рыхлых средах невозможно достичь хорошего контакта с корневыми волосками. В результате поглощение воды усложняется.
Транспортировка воды
Корневая система растения впитывает воду следующим образом. Изначально она попадает в зону проведения, по которой далее питательные вещества разносятся по всем частям растения.
При пересадке насаждений или переносе из одной среды в другую, корни не только должны адаптироваться к новым условиям, но и обеспечить поставку воды. В связи с этим, применение стимуляторов корнеобразования может помочь зеленому питомцу скорее отрастить корневые волоски, восстановить функции питания и транспорта.
Союз мицелия гриба с корневой системой растения
Эволюция привела к тому, что корни отдельных растений начали выполнять ранее несвойственные им функции. Отдельные насаждения вступили во взаимовыгодные симбиозы. Один из таких – взаимодействие корневой системы и грибов. Подобная ассоциация носит название микориза. Она имеет несколько разновидностей, при которых гифы гриба оплетают поверхность и даже находятся непосредственно в самом корне.
Польза микоризы заключается в том, что всасывающая способность насаждений возрастает. Улучшается усвояемость воды, а вместе с ней и питательных элементов. Кроме того, микориза выделяет специфические ферменты, которые расщепляют отмершие частицы, превращая их в полезные для культур вещества. В результате зеленые насаждения быстрее растут, дают крупные соцветия и крепкие плоды, их сопротивляемость стрессам становится выше. Грибы также защищают от фитофтороза и некоторых других заболеваний. Все, что берут взамен – растворимые углеводы.
Микоризное партнерство может состояться только при определенных обстоятельствах. Это температура среды не ниже 18 С, наличие влаги и растворимых фосфатов до 8 %, недоступность ультрафиолетовых лучей.
Можно самостоятельно принять меры по созданию полезного союза. Для этой цели существует микориза Funky-Fungi от B.A.C. Продукт уникален тем, что в его состав входит 4 типа грибов, которые проникают даже в труднодоступные участки корня, обеспечивая максимальную эффективность симбиоза. Препарат рекомендуется использовать при выращивании в субстратах и в любых почвосмесях.
Роль микроорганизмов
Большую роль в функционировании корневой системы играют бактерии. В естественных условиях они тесно переплетаются с высшими растениями. Бактерии участвуют в разложении сложных элементов, расщепляя их до тех, что легко усваиваются насаждениями.
Чтобы воссоздать процессы, которые естественным образом происходят в природе, при выращивании на биопонике (гидропоника с применением органических удобрений), необходимо применять комплекс микроорганизмов Bioponic Mix, благодаря которым сложные соединения расщепляются в более доступную для растений форму. При внесении микроорганизмов в емкости с питательным раствором рекомендуется установить Фильтр для воды Biofiltre GHE.
Маленький секрет большого урожая
Выращивание в субстратах, грунте и на гидропонике имеет свои преимущества и недостатки. Наблюдение за состоянием корневой системы растения проще осуществлять в гидропонике. Также есть и преимущество у культивирования традиционным методом – почва является естественной средой, которая имеет способность к саморегулированию, тогда как при гидропонном методе выращивания человек должен постоянно контролировать показатели EC и pH.
Полезной находкой для гровера станет текстильный мешок-горшок. С ним создать благоприятные условия для развития мочковатой корневой системы гораздо проще! Основная функция аксессуара – воздушная подрезка лишних корней, которые пробились сквозь ткань. Это важно, потому что разные типы корневых систем по-разному приспосабливаются к имеющимся условиям. Мочковатая система в этом вопросе имеет преимущество. Если растение растет в закрытом грунте, корни могут путаться, а направление их роста меняться в хаотичном порядке. Это приводит к сдавливанию корневища, из-за чего нарушается всасывание воды и поступление питательных веществ.
Мешок-горшок обеспечивает достаточное вентилирование и защиту от УФ-лучей. Он также впитывает излишнюю влагу, поэтому корни не загнивают. Уникальный материал на основе полиэфирного волокна делает изделие очень прочным. Его можно использовать повторно множество раз. Горшок не боится щелочи, грибка, удобрений, плесени и кислот.
Больше полезных аксессуаров и препаратов вы найдете в нашем интернет-магазине “АгроДом”.
agrodom.com