Ткани растений лабораторная работа. Лабораторная работа №5 Тема: Морфологические особенности строения тканей растений Цель: Ознакомиться с особенности морфологического строения тканей растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа по биологии на тему: "Строение тканей животного организма и тканей растительного организма". Ткани растений лабораторная работа


Лабораторная работа на тему "Строение тканей животных и растений"

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: Строение тканей животных и растений.

ЦЕЛЬ: Изучить типы и виды тканей многоклеточных организмов. Выяснить зависимость строения растительных тканей разных видов от выполняемых функций. Закрепить навыки работы с микроскопом и приготовления временных препаратов.

ОБОРУДОВАНИЕ: световой микроскоп, предметное стекло, лезвие.

ОБЪЕКТИ ИССЛЕДОВАНИЯ: листья алоэ (или другого растения), корень молодого растения, микрофотографии тканей.

БЖД:

Помните! Растения могут быть ядовитыми, а также вызывать аллергические реакции.

При работе с микроскопом придерживайтесь установленных правил.

Будьте внимательными при работе с лезвием.

Внимание! Во время выполнения лабораторной работы, не оставляйте своего рабочего места. Не отвлекайте окружающих от работы и не мешайте им. Следите за состоянием своего рабочего места.

ХОД РАБОТЫ

  1. Подготовка светового микроскопа к работе.

  2. Приготовление временного препарата поперечного среза листа через жилку. Изучение тканей листа растений под микроскопом.

  3. Приготовление временного препарата продольного среза корня. Изучение тканей корня.

  4. Изучение животных тканей.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

hello_html_m31032625.png

Рис. 1. Поперечный срез листа алоэ:

1 - ассимиляционная губчатая ткань; 4 - водозапасающая ткань

2 - покровная ткань; 5 - проводящая ткань;

3 - ассимиляционная столбчатая ткань; 6 - механическая ткань

hello_html_m6a47876d.png

Рис. 2. Строение корня:

1 - Корневой чехлик;

2 – Точка роста.

ВЫВОДЫ:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите самую жидкую и самую твердую ткани животных. К какому типу тканей они относятся?

  2. Какие виды и типы тканей входят в состав жилки листа? Каковы особенности клеток, которые входят в состав этих тканей?

  3. К какому типу тканей относятся гаустории паразитических растений?

  4. По каким признакам можно отличить склеренхиму от колленхимы?

infourok.ru

Ознакомиться с особенности морфологического строения тканей растений.

Методические указания. Ткани растений – это группы клеток, которые в определенном порядке располагаются в теле растения и предназначены для выполнения различных функций в жизнедеятельности растения. Все многоклеточные организмы имеют клетки различной структуры, совокупности которых являются тканями. Степень дифференцировки клеток тканей растений возрастает от низших растений к высшим. В отличие от тканей животных, у растений процесс образования тканей из первичных клеток можно наблюдать не на зародыше, а в растущих частях тела растения. Первичные клетки растения однородны, имеют примерно равные размеры и пропорции, состоят из протоплазмы и ядра. Из этих клеток формируется первоначальная меристема. Она в свою очередь позднее делится на составляющие: первый внешний слой (протодерм), из которого образуется кожица; срединный слой (прокамбий), являющийся предшественником сосудисто-волокнистых пучков; слой основной меристемы, который находится между протодермом и прокамбием и называется основной паренхимой или основной тканью растений, из нее появляется сердцевина, часть проводящей паренхимы. Это образовательная ткань растений.

О том, как проходит сосудисто-волокнистый пучок, можно судить по нервации листьев. Образуется характерная сеть, причем пучки листьев соединены с пучками стеблей, которые формируют разветвленную систему, переходящую в корень. Это проводящая ткань растения. Если изучать строение этой системы, можно увидеть, что образуется сплошной скелет во всем теле растения. Он состоит из правильно связанных друг с другом пучков, хотя они соединены по-разному у разных растений. Скелет растения из проводящих волокон, по которым перемещаются питательные вещества от листьев к корню и наоборот, представляет собой механическую ткань растения.

У растений формируется практически замкнутое кольцо сосудисто-волокнистых структур, а парехима центральной части ствола тесно связана с паренхимой коры через маленькие «окна» в сосудисто-волокнистом кольце, в которых находятся паренхиматические клетки. В процессе длительного преобразования клеток камбия образуется ряд слоев сосудисто-волокнистых образований. У многих деревьев это внутренний слой (наиболее древний) – первичная древесина, камбий и вторичная кора (паренхима, включающая луб). Под кожицей формируется пробковая ткань растения, основная функция которой – защитная так же, как и кожицы. Таким образом, кожица и пробковая ткань являются покровными тканями растений. Функции покровной ткани растения – предохранение органов растения от высыхания, влияния высоких и низких температур, повреждений и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Классификация тканей растений разработана по генетическим и морфологическим признакам. Характеристика тканей растений определяется расположением ткани и выполняемым ею функциям. К системам защиты относися покровная ткань (кожица, корка, пробка) и механическая ткань или система скелета (толстостенный луб, склеренхима, колленхима, либриформ). Система питания включает всасывающую систему (ризоиды, кожица корня, корневые волоски), усвояющую (ассимиляционную) систему (губчатая ткань, хлорофиллоносная паренхима), проводящую ткань (сосудистые пучки, проводящая паренхима, млечные сосуды), накапливающую систему (водоносная ткань, ткань с запасами питательных веществ) и выделительную ткань (железки, хранилища слизей, смол, масла).

Функции тканей растений разнообразны в зависимости от типа ткани растения. Покровная ткань выполняет защитную функцию. Благодаря проводящей ткани, обеспечивается передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ внутри растения. Функция механической ткани – обеспечение прочности органов растения. Элементы ткани этого вида формируют каркас для поддержания всех составных частей растения и противодействия любым механическим повреждениям. Как заметно из названия «основная ткань», именно она представляет собой основу органов растения. Основная ткань выполняет множество различных функций. Поэтому выделяют ее подтипы - ассимиляционная, запасающая, воздухоносная и водоносная паренхима. Клетки ассимиляционной ткани ответственны за фотосинтез, в клетках запасающей паренхимы содержатся запасы белков, жиров, углеводов, других веществ. Водоносная паренхима обеспечивает накопление воды. А воздухоносная ткань (аэропаренхима), имеющаяся у водных растений, обеспечивает доставку воздуха к тем частям растения, куда его доступ затруднен.

Задание Изучить механические и проводящих тканей растений, зарисовать делая необходимые обозначения.

Материалы и реактивы: свежие или фиксированные кусочки стебля тыквы (кабачка)

Порядок проведения работы. Делают несколько тонких срезов через хорошо различимые глазом пористые проводящие пучки стебля тыквы (кабачка), вдоль его оси, окрашивают их анилином и делают препарат. Микроскопируя при малом увеличении, находят сосуды древесины, видимые по длине: кольчатые, спиральные (почти не окрашенные), сетчатые и пористые (самые толстые, жёлтого цвета), а рядом с ними - тонкие неокрашенные ситовидные трубки флоэмы. Для их подробного изучения соответствующий участок среза рассматривают с объективом 40х. Вращая микровинт, можно увидеть поры в сосудах и ситовидные пластинки, расположенные несколько наклонно к оси ситовидной трубки и видные как узкие блестящие полоски.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое ткань?

  2. Как классифицируют ткани растений?

  3. Каковы функции и строение тканей?

  4. Функции и особенности строения пробки?

  5. Чем отличается ассимиляционная ткань от запасающей?

  6. Что такое камбий?

  7. Как образуются сосудисто-волокнистые пучки?

  8. Как происходит процесс образования тканей у растений?

Лабораторная работа №6

Тема: Влияния первичных и вторичных покровных тканей растений на сохранность пищевого сырья в процессе транспортировки

Цель: Изучить влияние покровных тканей на транспортабельность столовых сортов винограда.

Методические указания. Для успешного продолжительного хранения винограда требуются определенные условия, при которых на нем не образовывалась бы плесень. Она является основной причиной порчи винограда при хранении. Появившись сначала на отдельных ягодах, плесень постепенно распространяется по всей грозди. Она поражает как ягоды, так и гребень винограда. Вначале плесень возникает преимущественно на поврежденных ягодах. Повреждаться они могут на шпалере от трения о проволоку, от дождей, птиц и насекомых, а также от неосторожного обращения с гроздью до укладки ее на хранение. В последнем случае возможно и частичное отделение ягоды от подушечки, отчего обнажается кисточка ягоды (сосудисто-волокнистые пучки) и выделяется почти незаметное количество сока. На таком месте повреждения, как показывает наблюдение, при благоприятных условиях тоже появляется плесень.

Нужно стараться сохранить на ягодах восковой налет (пруин), который выполняет защитную роль. Хранить можно только хорошо созревший виноград. Перед укладкой его необходимо осторожно и тщательно осмотреть каждую гроздь и удалить из нее ягоды, которые имеют даже незначительные повреждения, недоразвитые и сухие. Для такой обработки грозди лучше пользоваться маленькими ножницами с неширокими и немного притуплёнными концами. Их удобно пропускать между ягодами, особенно в плотной кисти, в то же время — не повреждая ягоды.

Транспортабельность столовых сортов винограда зависит от особенностей сорта, условий культуры, сбора, сортировки и упаковки. Некоторые сорта, ввиду плохой транспортабельности, могут быть использованы только на месте, другие же можно перевозить на значительные расстояния.

При правильной организации сбыта столовых сортов необходимо заранее знать степень их устойчивости, так как это позволяет определить, на какое расстояние можно отправить тот или иной сорт, а в связи с этим установить вид тары и способ упаковки.

Ряд ценных столовых сортов винограда, имеющих недостаточную устойчивость при транспортировке, может быть перевезен на большое расстояние, если обеспечить более совершенную упаковку гроздей в мелкую тару. Наоборот, сорта, обладающие высокой транспортабельностью, экономически выгоднее перевозить в более емкой таре, не применяя специального упаковочного материала.

На степень устойчивости ягод при храпении и транспортировке большое влияние оказывают прочность прикрепления ягод к плодоножке, прочность ягод на раздавливание, толщина кожицы и ее прочность и толщина восковидного налета.

Задание. Определить восковидный налет весовым методом.

Материалы и реактивы: свежие плоды винограда, аналитические весы, технический спирт, вата.

Порядок проведения работы. Взвесить 100 ягод с восковидным налетом, затем стереть налет ваткой смоченной в техническом спитре и произвести на аналитических весах повторное взвешивание. После этого отделить кожицу и взвесить. Расчет восковидного налета произвести по формуле:

W= (Мсв-Мяп)/Мк x 100,

где W- восковидный налет, %

Мсв - масса 100 свежих ягод,

Мяп - масса 100 ягод после удаления восковидного налета,

Мк- масса кожицы

Контрольные вопросы:

  1. От чего зависит транспортабельность столовых сортов винограда ?

  2. Какие меры можно предпринять для улучшения транспортабельности столовых сортов винограда

  3. Какие факторы влияют на степень устойчивости ягод при транспортировке?

  4. Что такое пруин?

  5. Какие факторы способствуют хранению винограда?

studfiles.net

разработка серии уроков в 6 классе по модулю "Растительная клетка. Ткани растений"

Приложение к модулю №1

Урок№1. Растительные клетки. Ткани растений.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вводная лекция учителя

  2. Обзорная лекция. Знакомство с ОС, ее запись

  3. Закрепление

В ходе лекции учитель использует презентации по данной теме.

Краткое содержание лекции:

Общий признак всех живых организмов – клеточное строение. Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Открытие клетки связано с появлением микроскопа. В 1665 году английский ученый Р.Гук впервые рассмотрел под микроскопом тонкий срез пробки растения. Рассмотрев маленькие ячейки, он назвал их клетками. Световые микроскопы дают увеличение до 1500. Каждая клетка состоит из оболочки и живого содержимого. Оболочка придает клетке определенную форму и прочность, защищает внутреннее содержимое от повреждений и высыхания. Живое содержимое клетки включает цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли. В состав клетки входят неорганические и органические вещества. Растения состоят из огромного количества клеток. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции образуют ткань. Из тканей образуются органы и системы органов. У растений различают шесть видов тканей: образовательная, покровная, основная (запасающая и фотосинтезирующая), опорная или механическая, проводящая и выделительная.

Запись опорной схемы.

Учитель предлагает вниманию учащихся опорную схему темы урока. Еще раз кратко ее поясняет и просит записать в тетрадь. После этого дается время на осмысление записанной ОС. Ученики озвучивают схему в парах. По желанию несколько учащихся озвучивают схемы у доски.

Закрепление. Лист взаимоконтроля

  1. Прибор, позволяющий получить увеличенное изображение очень мелких предметов, называется……………

  2. Ученый, назвавший мелкие ячейки среза пробки растения клетками ………..

  3. Местонахождение увеличительных стекол …………..

  4. Опора всех частей микроскопа ………………………

  5. Участвуют в накоплении органических веществ, придают растениям различную окраску …………………………

  6. Назовите основные группы тканей растительного организма ………………

  7. Обеспечивает проведение образовавшихся в листьях органических веществ к местам их использования …………………..

  8. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть - в молодых зеленых стеблях …………….

  9. Ткань, клетки которой постоянно делятся ……………..

  10. Часть клетки, в которой хранится наследственная информация

Ответы на лист взаимоконтроля

  1. микроскоп

  2. Роберт Гук

  3. тубус

  4. штатив

  5. пластиды

  6. выделительная, проводящая, основная, опорная, образовательная, покровная

  7. флоэма или луб

  8. фотосинтезирующая (основная)

  9. образовательная

  10. ядро

Домашнее задание: выучить опорные схемы, читать п.3-6

Урок № 2-3. Закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником

с последующей взаимопроверкой.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Обращение к структуре модуля.

  2. Вспомним ОПС (озвучивание учащимися у доски)

  3. Самостоятельная работа с учебником.

Самостоятельная работа.

(УровеньIII ) Работа №1. Заполните таблицу, вписав в нее составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией.

Части микроскопа

Выполняемые функции

1

Направление света

2

В верхней части тубуса

3

Подъем и опускание тубуса

4

Крепление тубуса

5

Размещение препарата

6

Опора всех частей микроскопа

7

Местонахождение увеличительных стекол

8

В нижней части тубуса

9

Показатель увеличения изображения

(УровеньIII ) Работа №2. Рассмотрите рисунок клетки, назовите ее структурные элементы, обозначенные цифрами от 1 до 6

(Уровень II) Работа №3. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.

Клетка снаружи имеет плотную……….. Под…………..расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ………., в которой находится округлое или овальное тельце -…… В цитоплазме расположены полости - ……….., заполненные …….., и многочисленные мелкие тельца -………..Зеленые пластиды носят название………….

(Уровень II) Работа №4. Рассмотрите рисунок. Под каким номером изображена самая молодая клетка, под каким - самая старая? Чем отличаются молодые клетки от старых?

(Уровень II) Работа №5. Изучите по учебнику правила работы с микроскопом и выполните следующее задание.

Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:

1.Накрывают препарат покровным стеклом. 

2. На предметное стекло помещают кожицу лука. 

3.На предметное стекло наносят водный раствор йода. 

4. Устанавливают препарат на предметный столик. 

5.Очищают луковицу от шелухи. 

6.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу. 

7. Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы. 

Дополнительно (уровень I). Работа №6. Обозначьте ткань заглавной буквой ее названия и напишите ответ напротив фразы.

«О» образовательная; «П» покровная; ткани, относящиеся к основной: «З» запасающая; «Ф» фотосинтезирующая; «Оп» опорная ткань.

1. Межклеточное пространство

2. Косточки абрикоса, вишни, персика, скорлупа ореха

3. Находится на верхушке стебля и верхушке корня

4. Заживление поврежденного места

5. Группа живых клеток с хлоропластами

6. Предохраняет от избыточного испарения

7. Лубяные волокна

8. Раскрытие почек

9. Расправление листовых пластинок, устойчивость к ветрам

10. Накопление запаса углеводов, белков

Взаимопроверка . 7-10 минут.

Образцы ответов

Работа №1. Части микроскопа

1 зеркало

2 окуляр

3 винты настройки

4 штатив

5 предметный столик

6 подошва

7 тубус

8 объектив

9 цифры на объективе и окуляре

Работа №2. Строение клетки

1- ядро

2- пластиды

3- вакуоль

4- наружная плотная оболочка

5- внутренняя тонкая оболочка

6- цитоплазма

Работа №3. Оболочку, оболочку, цитоплазма, ядро, вакуоли, клеточным соком, пластиды. хлоропласты

Работа №4. Рисунок. Самая молодая клетка под номером 5, самая старая под номером 4.

Работа № 5. Последовательность приготовления препарата: 5 - 3 - 7 - 2 - 6 -1 -4.

Работа №6. Определяем ткани:

1 Межклеточное пространство - З

2. Косточки абрикоса, вишни, персика, скорлупа ореха - Оп

3. Находится на верхушке стебля и верхушке корня - О

4. Заживление поврежденного места - О

5. Группа живых клеток с хлоропластами - Ф

6. Предохраняет от избыточного испарения - П

7. Лубяные волокна - Оп

8. Раскрытие почек - О

9. Расправление листовых пластинок, устойчивость к ветрам - Оп

10. Накопление запаса углеводов, белков – З

1.Подведение результатов работы, выставление оценок.

2.Краткие выводы по уроку

3.Домашнее задание: повторить схему, прочитать все параграфы главы 1

Урок № 4. Закрепление материала. Индивидуально – групповая работа: заполнение таблицы с последующей взаимопроверкой.

Ход урока:

1.Организационный момент. Обращение к структуре модуля.

2.Вспомним ОПС (озвучивание учащимися у доски)

3.Самостоятельная работа с учебником.

(Уровень II) Работа №1. Заполните таблицу: «Ткани растений»

Вид ткани

Строение и роль ткани

Месторасположение

1

2

3

4

5

6

7

(уровень I). Работа №2. Заполните таблицу, вписывая буквы, соответствующие правильному ответу:

Образова-

тельная

Покров-

ная

Основная

Опор-

ная

Прово-

дящая

Выдели-

тельная

Фотосинтези

рующая

Запасающая

А) защищает растения от неблагоприятных воздействий; Б) молодые клетки постоянно делятся; В) участвует в образовании органических веществ; Г) откладываются в запас питательные вещества в подземных и надземных органах; Д) растение растет в толщину; Е) восстанавливает поврежденные места растений; Ж) регулирует газообмен, испарение; З) растения засушливых мест накапливают воду в клетках; И) защищает растение от поедания животными; К) придает листовой пластинке прочность; Л) имеются млечные и смоляные ходы; М) обеспечивает движение питательных веществ; Н) хорошо развиты лубяные волокна; О) стенки клеток ситовидные с мелкими порами; П) доставляет минеральные вещества из почвы в надземные органы;

(УровеньIII ) Работа №3. Подпишите части микроскопа

3

2

7

6

5

1

4

Взаимопроверка . 7-10 минут.

Образцы ответов

Работа №1. Заполнение таблицы «Ткани растений»

Вид ткани

Строение и роль ткани

Месторасположение

1.Образовательная

Клетки молодые, благодаря их постоянному делению растут растения, раскрываются почки, из семян прорастают молодые растения

Верхушка побега и верхушка корня

2. Покровная

Клетки плотно прилегают друг к другу, поэтому защищают растения от воздействия внешних неблагоприятных условий

На поверхности органов. Представлены кожицей, пробкой, лубом

3.Выделительная

Форма клеток разная, оболочка тонкая, постепенно утолщается. Выделяют млечный сок, эфирные масла, нектар

Млечные трубки, железистые волоски, нектарники

4.Запасающая

Клетки по размеру очень крупные, в них накапливаются запасы питательных веществ

Стебли, луковицы, листья, корнеплоды, корневища, межклеточное пространство

5.Фотосинтезирующая

В клетках содержится большое количество хлоропластов. Образуются органические вещества.

Основная масса в листьях, меньшая часть в молодых зеленых побегах

6.Проводящая

Клетки удлиненные, через ситовидные трубки и сосуды обеспечивается транспорт веществ в растении

Ситовидные трубочки в лубе, сосуды в древесине

7.Опорная

Оболочка клеток утолщенная. Придает прочность органам. Благодаря ткани растение противостоит ветрам, изгибается и не ломается

В стеблях, листьях, плодах

Работа №2. Заполните таблицу, вписывая буквы ответов

Образова-

тельная

Покров-

ная

Основная

Опор-

ная

Прово-

дящая

Выдели-

тельная

Фотосинтези

рующая

Запасающая

Б Д Е

А И Ж

В

Г З

К Н

М П О

Л

Работа №3. Части микроскопа:

1-подошва 2- штатив 3 – винты настройки 4 – тубус

5 – зеркало 6 – предметный столик 7 - объектив

1.Подведение результатов работы, выставление оценок.

2.Краткие выводы по уроку

3.Домашнее задание: повторить схему, прочитать все параграфы главы 1, принести тетради для лабораторных работ и цветные карандаши

Урок № 5-6. Закрепление материала. Лабораторные работы.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Озвучивание ОС (1-2 ученика по желанию)

3. Индивидуальная работа по инструктивным карточкам

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Дает образец ведения тетрадей для лабораторных работ и учит правилам оформления лабораторной работы.

Ученики (по желанию) озвучивают опорные схемы «Строение микроскопа» и «Клетки и ткани растительного организма».

Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа, приемы работы с микроскопом, приготовление микропрепарата. Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки (на примере кожицы лука и кожицы листьев любого комнатного растения).

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетки, слабый раствор йода, препаровальные иглы, пинцет, фильтровальная бумага. Микропрепарат «Кожица лука». Луковица, комнатные растения.

Ход работы:

  1. Капните пипеткой каплю слабого раствора йода на предметное стекло

  2. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с выпуклой стороны луковицы

  3. Положите кожицу на предметное стекло в каплю раствора, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

  4. Рассмотрите приготовленный препарат при малом, а затем большом увеличении

  5. Зарисуйте группу клеток кожицы чешуи луковицы. Найдите оболочку, цитоплазму и ядро клетки.

  6. Рассмотрите готовый микропрепарат при большом увеличении. Сравните его с вашим микропрепаратом.

  7. Зарисуйте одну клетку и подпишите ее части.

  8. Приготовьте микропрепарат листа элодей или другого комнатного растения

  9. Рассмотрите препарат, найдите пластиды

  10. Зарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее части: оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты

Лабораторная работа № 3,4. Ткани растений (образовательная, покровная, основная, проводящая, выделительная).

Оборудование: 10 –дневный проросток пшеницы, кора карагача, березы, урюк, ореховая скорлупа, груша, морковь, корнеплоды свеклы, стебли тыквы, комнатные растения, готовые микропрепараты тканей растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом препарат, приготовленный из кончика корня молодого 10 –дневного проростка пшеницы. Ознакомьтесь с образовательной тканью.

  2. Приготовьте препарат из тонкой кожицы с нижней стороны пластинки листа комнатного растения. Ознакомьтесь с клетками покровной ткани. Рассмотрите кору карагача, березы.

  3. Невооруженным глазом рассмотрите косточку абрикоса, скорлупу ореха. Растолките каменистые клетки мякоти плода груши. Рассмотрите клетки опорной ткани.

  4. Невооруженным глазом рассмотрите корнеплоды моркови, свеклы, стебли луковицы. Ознакомьтесь с запасающей тканью.

  5. рассмотрите поперечный срез стеблей кукурузы, тыквы под микроскопом. Ознакомьтесь с проводящей тканью.

  6. Используя гербарные образцы молочая, комнатного фикуса ознакомьтесь с выделительной тканью.

  7. зарисуйте в тетради рассматриваемые ткани, укажите отличительные признаки.

  8. сделайте вывод о функциях и особенностях строения тканей.

Домашнее задание: подготовиться к зачету по главе 1.

Урок № 7. Закрепление материала. Работа с учебником. Игра «Угадай».

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Озвучивание ОС (1-2 ученика по желанию)

3. Индивидуальная работа по вопросам учебника.

В конце каждого параграфа и всей главы есть вопросы, на которые ученики отвечают сами, либо используют помощь учебника. Повторяют все термины, с которыми встречались при изучении темы «Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани растений». Игра «Угадай». Выбирается ведущий. Он зачитывает ребятам определение термина, игроки должны назвать его. Кто первый назовет правильно, получает жетон или просто фиксирует балл в личном листке. По окончании игры подсчитываются баллы.

Учитель отвечает на все вопросы учащихся и проводит корректировку знаний по данной теме. Проводит анализ выполнения лабораторных работ.

Урок №8. Зачет по теме «Клетки и ткани растительного организма».

Ход урока:

Тестирование. 2 варианта / четные и нечетные задания/

1.Пластиды, придающие зеленый цвет растениям и участвующие в образовании органических веществ:

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) вакуоль

Д) митохондрии

Е) лейкопласты

2. Содержит клеточный сок:

А) цитоплазма

В) ядро

С) хромопласт

Д) вакуоль

Е) митохондрия

3. Принимает участие в размножении клетки:

А) ядро

В) митохондрия

С) вакуоль

Д) рибосома

Е) цитоплазма

4. Ткань, выполняющая функцию опоры, скелета у растений:

А) покровная

В) механическая

С) запасающая

Д) основная

Е) образовательная

5. Совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям:

А) орган

В) группа клеток

С) мякоть листа

Д) организм

Е) ткань

6. Бесцветные пластиды, участвующие в накоплении запасов питания в растениях:

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) лейкопласты

Д) митохондрии

Е) хлорофилл

7. Делятся на 3 вида в зависимости от цвета красящих веществ, находящихся в их составе:

А) рибосомы

В) митохондрии

С) вакуоли

Д) ядрышки

Е) пластиды

8. Какие ткани стебля проводят воду с минеральными веществами?

А) ситовидные трубочки

В) сосуды

С) волокна

Д) камбий

Е) жилки

9. Назовите структурные компоненты, ответственные за транспорт питательных веществ из листа в другие части?

А) устьице

В) древесина

С) лубД) ксилема

Е) сердцевина

10. Что из перечисленного относится к оптической части микроскопа?

А) подошва

В) предметный столик

С) зеркало

Д) тубус

Е) штатив

11.Ученый, впервые рассмотревший срез пробки под микроскопом.

12. Прибор, позволяющий получить увеличенное изображение мелких предметов.

13. Ученый, первым разглядевший одноклеточные организмы.

14.Полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком.

15. Красящие вещества клетки.

16. Ткань, в клетках которой происходит образование органических веществ.

17. Ткань, обеспечивающая движение воды и минеральных солей.

18. Пучки, образованные элементами проводящей, опорной, запасающей тканей.

19. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

20. Приспособление для улавливания света в микроскопе.

21. Цитоплазмы соседних клеток взаимодействуют между собой через поры:

А) цитоплазмы

В) оболочки

С) ядра

Д) вакуолей

Е) пластид

22. Органоид растительной клетки, участвующий в накоплении крахмла, запасов питательных веществ

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) лейкопласты

Д) вакуоли

Е) ядро

23. Часть микроскопа, к которой крепится окуляр

А) подошва

В) штатив

С) револьвер

Д) тубус

Е) объектив

24. Дают увеличение в 10-25 раз

А) лупа

В) штативная лупа

С) световой микроскоп

Д) электронный микроскоп

Е) зрительная труба

25. Каменистые клетки мякоти плодов груши, косточек вишни, сливы относятся:

А) к покровной ткани

В) запасающей ткани

С) основной ткани

Д) опорной ткани

Е) образовательной ткани

26. Регулирует давление клеточной жидкости, определяет упругость тканей

А) вакуоль

В) ядро

С) цитоплазма

Д) оболочка

Е) пластиды

27. Впервые рассмотрел и назвал клетки

А) А.Левенгук

В) Р.Гук

С) К.Линней

Д) Ч.Дарвин

Е) Г.Галилей

28. Опора всех частей микроскопа

А) тубус

В) штатив

С) предметный столик

Д) подошва

Е) винты

29. Обычный световой микроскоп дает увеличение до

А) 3-5 раз

В) 10-25 раз

С) 32 раз

Д) 1500 раз

Е) 300000 раз

30. Конечные продукты из растительного организма выводятся через:

А) железы

В) устьица

С) ксилему

Д) флоэму

Е) поры

Задание №2. Разноуровневая контрольная работа.

Уровень А

1.Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.

2.Назовите части клетки. Каковы особенности оболочки клетки, какие функции она выполняет? Что такое поры?

3.Что такое ткань? Какие ткани растений вы знаете?

Уровень В

1.Назовите основные части микроскопа, их расположение. Назовите правила работы с микроскопом.

2.Какими свойствами обладает цитоплазма? Почему ее называют живым веществом? Какие функции выполняет вакуоль?

3.Почему фотосинтезирующие и запасающие ткани называют основными? Назовите выполняемые ими функции.

Уровень С

1.Укажите предпосылки истории открытия клетки. Назовите ученых, впервые описавших клетку.

2.Какие органоиды свойственны растительной клетке. Какие функции они выполняют?

3.Дайте полное описание основных тканей растительного организма. В чем особенность образовательной ткани по сравнению с другими?

www.metod-kopilka.ru

Лабораторная работа "Ткани" 5 класс

Урок 7

5 класс

Тема "Ткани"

Тип урока: Комбинированый

Цель: закрепить знания о растительных тканях, рассмотрев их под микроскопом

Задачи:

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, микропрепараты, микроскопы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка наличия тетрадей, учебников и дневников.

Показывают готовность к уроку

2. Проверка домашнего задания

Биологический диктант: (да-нет)

1. Промежутки, которые находятся между тканями заполнены водой (нет)

2. Основная ткань - это ткань растений (да)

3. Покровная ткань защищает снаружи все органы растения (да)

4. В эпителиальной ткани много межклеточного вещества (нет)

5. Из нервной ткани состоят мышцы (нет)

Отвечают письменно на вопросы

3. Актуализация знаний (проблемный вопрос)

Легко ли отличить по внешнему виду одну растительную ткань от другой?

Отвечают, делают предположения

4. Выполнение лабораторной работы №2 " Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах"

Сегодня вы сами посмотрите, похожи ли растительные ткани друг на друга.

Но прежде, чем начать работать с микроскопом, давайте вспомним основные правила работы с ним

На столах у вас лежат листы с порядком проведения ЛР

Давайте прочитаем, мы должны будем сделать.

Проведение лабораторной работы (прил.1)

Вспоминают и называют правила работы с микроскопом

Читают порядок выполнения работы

Выполняют ЛР

5. Закрепление материала

Сделайте вывод о сходстве и различии различных тканях растений.

Делают вывод, записывают в тетрадь

6. Домашнее задание

РТ стр.___ зад. ____

Записывают д/з

Приложение 1

Лабораторная работа №2

Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах

Цель работы: рассмотреть под микроскопом различные растительные ткани

Оборудование: готовые микропрепараты, микроскоп

Ход работы:

1. Настроить микроскоп

2. Рассмотреть под микроскопом образцы растительных тканей

3. Заполнить таблицу

4. Сделать вывод об особенностях строения растительных тканей

Лабораторная работа №2

Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах

Цель работы: рассмотреть под микроскопом различные растительные ткани

Оборудование: готовые микропрепараты, микроскоп

Ход работы:

1. Настроить микроскоп

2. Рассмотреть под микроскопом образцы растительных тканей

3. Заполнить таблицу

4. Сделать вывод об особенностях строения растительных тканей

infourok.ru

Лабораторная работа - ОСНОВНЫЕ ТКАНИ РАСТЕНИЙ (Занятие 1)

Цель работы: разобраться в особенностях строения и функционирования основных тканей растений; изучить особенности анатомического строения стеблей травянистых растений.

Необходимые материалы и оборудование: микроскопы, постоянные препараты.

Задания:

1. Рассмотреть поперечный срез стебля кукурузы (Zea mays L.) при малом и при большом увеличении микроскопа. Нарисовать схему поперечного среза при малом увеличении, отметив на ней эпидермис, склеренхиму, паренхиму, проводящие пучки. В проводящих пучках найти ситовидные трубки с клетками-спутницами, флоэмную паренхиму, сосуды ксилемы, волокна склеренхимы. При большом увеличении зарисовать один проводящий пучок с прилегающими клетками паренхимы. Красным цветом показать одревесневшие ткани.

2. Рассмотреть поперечный срез стебля тыквы (Cucurbita pepo L.) при малом и большом увеличении микроскопа. Нарисовать схему поперечного среза при малом увеличении, отметив на ней эпидермис, склеренхиму, паренхиму, проводящие пучки, воздушную полость. В проводящих пучках отметить флоэмную паренхиму, сосуды ксилемы, волокна склеренхимы, камбий. Зарисовать один проводящий пучок с прилегающими клетками паренхимы при большом увеличении. Красным цветом показать одревесневшие ткани.

 

Тканями принято называть комплексы клеток, сходных по строению, выполняющих определенные функции и имеющих общее происхождение.

При характеристике тканей стоит обратить особое внимание на форму и особенности строения клеток, расположение ткани и ее функции. Удлинённые клетки называют прозенхимными, а клетки, имеющие практически равные длину, ширину и высоту — паренхимными.

Ткани могут состоять из однотипных или из разных клеток. Клетки растений соединены между собой при помощи цитоплазматических нитей – плазмодесм, проходящих через поры в клеточной стенке.

Меристемы, или образовательные ткани, состоят из живых, тонкостенных, плотно прилегающих друг к другу клеток без крупных вакуолей. У растений способны к митотическому делению только клетки меристемы. В зависимости от положения в теле растения могут быть выделены:

а) верхушечная меристема – расположена на верхушке стебля и под корневым чехликом в корне, обеспечивает рост растения в длину;

б) боковая, или латеральная (камбий) меристема – расположена в корне и стебле; способствует росту растений в толщину; камбий характерен для двудольных и голосеменных растений и не характерен для однодольных;

в) вставочная, или интеркалярная меристема – находится в основании междоузлий некоторых растений, например, злаков; обеспечивает рост в длину отдельных междоузлий;

г) раневая меристема возникает в местах повреждений.

Ткани, возникшие в результате дифференциации клеток меристем, называют постоянными. К ним относятся все остальные типы тканей.

Основные ткани,или паренхимы, состоят из живых, обычно рыхло расположенных клеток с тонкими стенками. В зависимости от выполняемой функции различают ассимилирующую (фотосинтезирующую), запасающую, водоносную, воздухоносную (аэренхиму), поглощающую (эпиблема, или ризодерма — поверхностная ткань зоны всасывания корня с корневыми волосками).

Покровные ткани растений защищают внутренние ткани от механических повреждений, иссушения, проникновения микроорганизмов, а также регулируют транспирацию и газообмен. К покровным тканям относятся:

а) эпидермис (кожица) – живая однослойная ткань, состоящая из плотно сомкнутых, как правило, лишённых хлорофилла прозрачных клеток. В эпидермисе могут находиться устьица — отверстия между двумя замыкающими клетками с неравномерно утолщёнными оболочками. Замыкающие клетки устьиц – обычно единственные клетки эпидермиса, способные к фотосинтезу. Благодаря этой особенности, устьица участвуют в газообмене и транспирации. Эпидермисом покрыты все незимующие части растений.

б) пробка, образованная пробковым камбием, на которую заменяется эпидермис в конце первого вегетационного сезона. Пробка состоит из довольно плотно прилегающих друг к другу мёртвых, обычно заполненных воздухом клеток, клеточная оболочка которых пропитана суберином. Для дыхания внутренних тканей служат специальные участки рыхло расположенных клеток – чечевички.

в) корка – тоже мёртвая покровная ткань, покрывающая стволы и корни многолетних растений, в первую очередь деревьев.

Механические тканивыполняют в растениях опорную функцию, придают органам прочность. К ним относятся колленхима, образованная живыми плотно сомкнутыми клетками с неравномерно утолщённой целлюлозной оболочкой, и склеренхима, представленная мёртвыми удлинёнными клетками с толстой одревесневшей (пропитанной лигнином) оболочкой. Клетки склеренхимы (так называемые древесинные и лубяные волокна) могут быть расположены среди проводящих тканей.

Проводящие ткани, отвечающие за передвижение в растении воды и минеральных веществ (ксилема, или древесина) и органических веществ (флоэма, или луб), представляют собой комплексные образования. Ксилема состоит из сосудов (у голосеменных – трахеид), древесинной паренхимы и древесинных волокон. Транспорт осуществляется по сосудам – полым трубочкам, состоящим из мёртвых, лишённых содержимого клеток-члеников, между которыми находятся отверстия – перфорации. Трахеиды – мёртвые клетки, суженные к концам. Древесинные волокна, сосуды и трахеиды – мёртвые клетки, оболочки которых пропитаны суберином. Флоэма состоит из ситовидных трубок, клеток-спутниц, лубяной паренхимы и лубяных волокон. Транспорт осуществляется по ситовидным трубкам, состоящим из живых, но безъядерных клеток-члеников, между которыми находится ситовидная пластинка с мелкими отверстиями, напоминающая сито. Клетки-спутницы имеют ядро и обеспечивают клетки ситовидных трубок необходимой энергией.

Как правило, флоэма и ксилема располагаются рядом друг с другом, образуя так называемые проводящие, или сосудисто-волокнистые, пучки. Если между ксилемой и флоэмой есть камбий, пучок называется открытым, если нет – закрытым. Для двудольных и голосеменных растений обычно характерны открытые, для однодольных – закрытые проводящие пучки.

У растений могут встречаться и выделительные ткани – млечники, нектарники, железистые волоски, смоляные каналы. В большинстве случаев в выделительных тканях накапливаются вещества, защищающие растения от поедания животными и проникновения микроорганизмов.

 

Анатомическое строение стебля травянистых растений

В стебле обычно выделяют 3 анатомо-топографические зоны: покровную, первичной коры и центрального, или осевого, цилиндра.

Стебель травянистых растений снаружи покрыт эпидермисом, под которым залегает первичная кора, состоящая либо только их паренхимы, либо из паренхимы и механической ткани (у однодольных – склеренхимы, у двудольных – колленхимы). Наружные слои паренхимных клеток часто зелёные, способны к фотосинтезу. Внутренний слой первичной коры дифференцируется в крахмалоносное влагалище, или эндодерму. Стенки клеток крахмалоносного влагалища часто неравномерно утолщены, пропитаны суберином и лигнином (на срезах видны как пояски Каспари).

Внутреннюю часть стебля занимает центральный цилиндр, состоящий из проводящих, механических и запасающих тканей. Периферическую часть центрального цилиндра, отделяющую проводящие пучки от первичной коры, называют перициклом. Он представлен либо паренхимой, либо склеренхимой (иногда перицикл отсутствует).

У травянистых двудольных растений проводящие пучки расположены кольцом вокруг сердцевины. При этом центральный цилиндр может иметь пучковое или непучковое строение. Проводящие пучки открытые (есть камбий), коллатеральные или биколлатеральные. Между ними находятся широкие или узкие сердцевинные лучи из паренхимы. Механические ткани обычно занимают периферическое положение, при этом колленхима входит в состав первичной коры, а склеренхима – в состав перицикла (склеренхима может отсутствовать).

 

Поперечный срез стебля кукурузы

В стебле кукурузы почти не развита первичная кора. Под эпидермисом расположено тонкое кольцо клеток склеренхимы из толстостенных одревесневших плотно прилегающих друг к другу клеток. Часть проводящих пучков примыкает к склеренхиме, другие расположены среди паренхимных клеток центрального цилиндра.

Особенностью проводящих пучков кукурузы (как и других злаков) является правильное чередование ситовидных трубок и клеток-спутниц во флоэме и немногочисленные сосуды ксилемы (рис. 63).

Проводящие пучки закрытые, коллатеральные. Флоэма имеет вид сети, имеющей крупные ячейки (клетки ситовидных трубок) и мелкие узлы (прямоугольные клетки-спутницы с зернистым содержимым). Ксилема представлена 3-5 сосудами, между которыми находятся одревесневшие клетки механической ткани. При развитии пучка некоторые внутренние элементы ксилемы разрушаются, и образуется воздухоносная полость.

Проводящие пучки окружены обкладкой из механической ткани (склеренхимы) (рис. 64).

Поперечный срез стебля тыквы

На поперечном срезе стебля тыквы видна покровная ткань – эпидермис из плотно сомкнутых клеток, покрытых слоем кутикулы. Местами на эпидермисе заметны многоклеточные волоски (рис. 65).

Под эпидермисом находятся участки механической ткани – уголковой колленхимы, для которой характерно утолщение стенок в местах соединения нескольких клеток, при этом смежные стенки двух соседних клеток остаются тонкими.

Между отдельными участками колленхимы и внутрь от колленхимы расположены клетки паренхимы, округлые в очертании, часто с хлоропластами. Внутренний слой паренхимы представляет собой эндодерму – крахмалоносное влагалище. Колленхима и паренхима с эндодермой вместе составляют первичную кору стебля, окружающую центральный проводящий цилиндр.

Внутрь от эндодермы расположено узкое кольцо плотно сомкнутых одревесневших многоугольных клеток склеренхимы (волокон) и несколько слоёв паренхимных клеток. Вместе склеренхима и паренхима составляют наружную часть центрального цилиндра – перицикл.

В центральной части среза находится пятилучевая воздушная полость, образовавшаяся в результате разрушения паренхимных клеток. Между лучами полости и снаружи от них среди клеток паренхимы расположены проводящие пучки – 5 больших и 5 маленьких.

Пучки построены по одному плану, но лучше детально рассматривать крупный пучок (рис. 66). В центре каждого пучка расположена ксилема (обычно на срезах обработанных флороглюцином и соляной кислотой – красного цвета, т.е. ее клетки одревесневшие, содержат лигнин). В ней видны крупные отверстия с толстыми стенками – сосуды и мелкие клетки механической ткани. С внешней и внутренней стороны к ксилеме прилегает флоэма (т.е. пучки биколлатеральные). Флоэма состоит из крупных округло-многоугольных клеток ситовидных трубок (иногда заметны ситовидные пластинки), мелких клеток-спутниц и немногочисленных клеток паренхимы. Камбий, расположенный между ксилемой и наружной флоэмой, заметен только при большом увеличении микроскопа. Он представляет собой слой тонкостенных клеток, способных к делению. Вновь образованные клетки со временем дифференцируются в ксилему (внутрь от камбия) или флоэму (наружу от камбия).

У однодольных травянистых растений проводящие пучки расположены диффузно, они закрытые, коллатеральные или концентрические. Из механических тканей обычна склеренхима, вторичного утолщения стебля, как правило, нет.

 

 

Вопросы к пройденному материалу:

1. Какие типы тканей встречаются у растений? В чем их особенности?

2. Дайте сравнительную характеристику флоэмы и ксилемы.

3. Назовите отличия в анатомическом строении стебля однодольных и двудольных травянистых растений.

4. Назовите и объясните особенности типов строения проводящих пучков (открытый и закрытый коллатеральный, биколлатеральный, концентрический, радиальный).

www.ronl.ru

Лабораторная работа "Растительные ткани"

Лабораторная работа №4

ТЕМА: Растительные ткани.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с основными растительными тканями.

ЗАДАНИЕ: Рассмотреть под микроскопом и зарисовать.

1. Образовательные ткани:

• Конус нарастания стебля.

• Конус нарастания корня.

• Боковая меристема-камбий.

2. Покровные ткани:

• Эпидермис и устьица.

• Защитные волоски герани.

• Перидерма и чечевички бузины.

3. Механические ткани:

• Колленхима (уголковая, пластинчатая).

• Склеренхима.

• Склеренды.

4. Проводящие ткани:

• Сосуды.

• Трахеиды.

• Ситовидные трубки.

5. Выделительные ткани:

• Смоляной ход.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:

  1. Образовательные ткани :

а) Конус нарастания стебля:

  • Конус нарастания.

  • Зачатки листа.

  • Бугорок пазушной почки.

  • Листья.

  • Клетки первичной меристемы.

б) Конус нарастания корня:

  • Корневой чехлик.

  • Точка роста.

  • Корневые волоски.

  • Растущая зона.

  • Всасывающая зона.

  • Проводящая зона.

в) Боковая меристема-камбий:

  • Корка.

  • Луб.

  • Камбий.

  • 3аболонь.

  • Ядро.

  • Древесина.

  • Сердцевина.

2. Покровные ткани:

а) Эпидермис и устьица:

  • Замыкающие клетки с хлоропластами и ядром.

  • Устьичная щель.

  • Клетки эпидермиса.

б)3ащитные волоски герани.

в) Перидерма и чечевички бузины:

  • Эпидермис.

  • Пробка.

  • Пробковый камбий (феллоген).

  • Феллодерма (зелёная паренхима).

  • Выполняющие клетки.

3. Механические ткани :

а)Уголковая колленхима черешка листа:

4 .Проводящие ткани:

а) Сосуды:

б) Ситовидные трубки:

в) Трахеиды:

5. Выделительные ткани:

Смоляной ход:

  • Выстилающие клетки эпителия.

  • Слой мертвых трахеидных клеток.

  • Живые клетки паренхимы.

  • Трахеиды.

infourok.ru

"Строение тканей животного организма и тканей растительного организма"

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Строение тканей животного организма и тканей растительного организма

ЦЕЛЬ: Изучить типы и виды тканей многоклеточных организмов. Выяснить зависимость строения растительных тканей разных видов от выполняемых функций. Закрепить навыки по работе с микроскопом и приготовлению временных препаратов.

ОБЪЕКТИ ИССЛЕДОВАНИЯ: листья алоэ (или другого растения), корень молодого растения, ткани животных.

ОБОРУДОВАНИЕ: световой микроскоп, предметное стекло, лезвие, листья и корень растений, микрофотографии тканей, постоянные препараты тканей животных.

ХОД РАБОТЫ

1. Подготовка светового микроскопа к работе.

2. Приготовление временного препарата поперечного среза листа через жилку. Изучение тканей листа растений под микроскопом.

3. Приготовление временного препарата продольного среза корня. Изучение тканей корня.

4. Изучение животных тканей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите самую жидкую и самую твердую ткани животных. К какому типу тканей они относятся?

  2. Какие виды и типы тканей входят в состав жилки листа? Каковы особенности клеток, которые входят в состав этих тканей?

  3. К какому типу тканей относятся гаустории паразитических растений?

  4. По каким признакам можно отличить склеренхиму от колленхимы?

Приложение

hello_html_m31032625.png

Рис. 1. Поперечный срез листа алоэ:

1 - ассимиляционная губчатая ткань; 4 - водозапасающая ткань

2 - покровная ткань; 5 - проводящая ткань;

3 - ассимиляционная столбчатая ткань; 6 - механическая ткань

hello_html_m6a47876d.png

Рис. 2. Строение корня:

1 - Корневой чехлик;

2 – Точка роста.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта