Осенние изменения у растений. Урок по окружающему миру "Изменения в природе осенью"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Осенние изменения в жизни растений. Осенние изменения у растений


Изменения в природе осенью

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно. Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад

Листья - это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез - процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны - это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.

Еще один веский повод избавиться от листвы - зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка - так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет "водоносных" сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.

Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл - вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.

Физические принципы образования тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).

туман

Туман. Фото: Christoffer H. Støle

Сезонность в туманообразовании

Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей. Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более. Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.

Как образовывается иней

Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных. Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.



biofile.ru

Урок по окружающему миру "Изменения в природе осенью"

Тема: Изменения в природе осенью.

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.

Форма проведения: Экскурсия.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеёк.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего?» на зелёном листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

  1. Повторение изученного.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце?

- Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).

- Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?

- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?

3. Работа по теме урока.

а) Осенние изменения в неживой природе.

Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?

Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.

Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.

б) Как меняется осенью жизнь растений.

А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений . Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.

Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?

А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.

Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Игра « Отгадай растение».

Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.

Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.

в) осенние изменения в жизни животных.

Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Загадки о перелетных птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?..

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю паучков.

В теплый край не улетаю

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …

Трещала с самого утра:

Поррра, поррра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

и ставит подпись …

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).

Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех , кто их прислал. Попробуем их угадать.

«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».

«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».

« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».

«Врагов у меня полным – полно. И все - таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней - веточками деревьев, корой их стеблей».

4. Итог урока.

О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?

Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

infourok.ru

Осенние изменения в жизни растений

  • Home
  • Documents
  • Осенние изменения в жизни растений
  • Published on12-Feb-2016

  • View344

  • Download0

DESCRIPTION

Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской…

Transcript

Осенние изменения Осенние изменения в жизни растений МБОУ гимназия №5 г. Морозовска Ростовской области Кнышова Марина Евгеньевна Учитель начальных классов 2013 Осенние изменения в жизни растений Осенние изменения в жизни растений Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.(И. Бунин) Осенние изменения в жизни растений НА КАКИЕ ГРУППЫ МОЖНО РАСПРЕДЕЛИТЬ КАРТИНКИ? Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки , но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета? Осенние изменения в жизни растений Почему осенью меняется окраска листьев? Осенние изменения в жизни растений Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче. Осенние изменения в жизни растений В листьях есть вещество «ксантофилл», которое делает лист желтым. Осенние изменения в жизни растений Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок. Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки. Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья. На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.   Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень. Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают. Почему осенью меняется окраска листьев? 1.Уменьшается световой день 2.Хлорофилл не восстанавливается 3.Меняется окраска РАБОТА В ТЕТРАДИ №7 С.13 КРОССВОРД ЛИСТОПАД Почему листья осенью опадают? Понижение температуры Замедление движения соков Пробковый слой Листопад Зачем листья осенью опадают? Нет лишнего испарения – спасают дерево от засухи Избавляют дерево от лишних минеральных солей Почему у хвойных деревьев нет листопада? 1.Восковой налёт хвоинок спасает от «зимней засухи» 2.Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно Лиственница - исключение у хвойных деревьев Осенью её мягкая хвоя желтеет и опадает. Почему? У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя Травянистые растения осенью ФИЗМИНУТКА Т Е С Т Растения осенью РАБОТА В ГРУППАХ КАРТИНКА НАЗВАНИЕ ТЕКСТ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. РАБОТА В ГРУППАХ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила. Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. ИТОГ УРОКА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен урок прошел без пользы для меня В ЗА КЛЮЧЕ НИЕ Снова осень взялась за краски И вовсю золотит листву. Прекратив на время осадки, Она спешит показать красоту. Красоту осенних деревьев, Красоту тёплых дней осенних, Чтоб в холодные дни у печки Было что вспоминать о них. Кнышова М.Е. 9.10.2013г СПАСИБО ЗА РАБОТУ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/ Видеофильм «Осень в лесу» Янкова Ирина Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list; Картинки http://images.yandex.ru/ Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E Физминутка «Осень» Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616

docslide.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта