В половом размножении растений. Половое размножение растений. 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 17. Половое размножение растений. В половом размножении растений


Параграф 17. Половое размножение растений



1. Какие способы размножения встречаются у растений?

Растения размножаются как бесполым, так и половым способом.

2. Рассмотрите рисунок на с. 125. Что общего и в чём разница в половом размножении хламидомонады и спирогиры?

Общим в половом размножении хламидомонады и спирогиры можно считать образование зиготы, имеющей двойной набор хромосом, которая покрывается плотной оболочкой и в таком состоянии переживает зиму. С наступлением тепла её содержимое делится.

Отличием можно считать:

1. Процессы предшествующие образованию зиготы:

При половом размножении хламидомонады под оболочкой материнской клетки развивается много мелких двухжгутиковых гамет (от 32 до 64 клеток). Прорвав оболочку, они выходят наружу, где попарно сливаются с гаметами других особей, образуя зиготы.

Осенью две параллельно расположенные нити спирогиры обволакиваются слизью. В клетках, находящихся одна напротив другой, образуются выросты — мостики, оболочки на концах выростов растворяются. Содержимое одной клетки перетекает в другую, их ядра сливаются — происходит оплодотворение.

2. Процессы, происходящие после образования зиготы:

С наступлением тепла содержимое зиготы хламидомонады делится путём мейоза, образуя четыре хламидомонады. Они выходят наружу и начинают вести самостоятельный образ жизни.

Переждав неблагоприятные условия, ядро зиготы спирогиры дважды делится, три ядра из четырёх отмирают, а одноядерная клетка прорастает в новую нить спирогиры.

3. Почему для полового размножения мхов и папоротников нужна вода, а для цветковых растений — нет?

Мхи и папоротники не образуют пыльцу, надежно защищенную от высыхания. Их мужские половые клетки, спермии, добираются до яйцеклеток вплавь, а на воздухе неподвижны и беззащитны.

Много воды для оплодотворения не требуется. Мхам, например, достаточно тонкой пленки, образованной каплями росы или дождя, но в сухую погоду у них могут возникнуть проблемы с размножением, особенно если мужские и женские растения удалены друг от друга. В этих условиях перенос спермиев могут обеспечить только животные.

4. Чем оплодотворение у цветковых растений отличается от подобного процесса у других организмов?

У цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а второй — с ядром центральной клетки, составляющей большую часть зародышевого мешка.

5. Составьте схему двойного оплодотворения, которая отражала бы суть процесса. Почему оплодотворение называют двойным?

У цветковых растений в оплодотворении участвуют два спермия, поэтому оплодотворение у них называют двойным.

6. Каково биологическое значение двойного оплодотворения?

Несомненное его преимущество очень быстрое (опережающее развитие зародыша) образование питательной ткани, которое происходит только после оплодотворения. Двойное оплодотворение ускоряет весь процесс формирования семяпочки и семени.

7. Какова роль опыления в размножении?

Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. В противном случае гаметы не встретятся и оплодотворения не произойдет.

8. Сравните понятия «перекрёстное опыление» и «самоопыление». Как их отличить?

При самоопылении пыльца попадает с тычинки на пестик того же самого цветка. Пшеница, рис, овёс, горох — самоопыляющиеся растения.

При перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения имеют красивые, яркие цветки или мелкие цветки, собранные в соцветия. Обычно они богаты нектаром, пыльцой, обладают приятным запахом. У ветроопыляемых растений мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. Пыльца у них сухая, мелкая, лёгкая. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, рожь.

resheba.com

Половое размножение

Половое размножение

В половом размножении участвуют две родительские особи. Ему предшествует образование в организмах родителей в результате мейоза специализированных половых клеток – гамет, каждая из которых несёт одинарный (гаплоидный) набор хромосом. Само размножение заключается в оплодотворении – слиянии гамет в зиготу. Зигота делится, образует специализированные ткани, и, в конце концов, получается взрослый организм.

Мужские и женские половые клетки у животных обычно образуются в половых железах (семенниках и яичниках). Они могут находиться в разных особях или в одной; в последнем случае особи называются гермафродитами. Гермафродитизм – наиболее примитивная форма размножения, характерная для многих низших животных (в том числе солитёров, дождевых червей, улиток) и цветковых растений. Гермафродитизм делает возможным самооплодотворение, что существенно, в первую очередь, для малоподвижных видов или особей, ведущих одиночное существование. С другой стороны, самооплодотворение препятствует обмену генетическим материалом между особями; многие организмы имеют приспособления, препятствующие самооплодотворению (генетическая несовместимость половых клеток от одного организма, образование мужских и женских гамет в разное время, особое строение цветка, благоприятствующее перекрёстному опылению).

Кольчатые черви являются гермафродитами. У каждого червя имеются и женские, и мужские половые органы; на фотографии они оплодотворяют друг друга

1

Кольчатые черви являются гермафродитами. У каждого червя имеются и женские, и мужские половые органы; на фотографии они оплодотворяют друг друга

Гаметы могут быть как морфологически идентичными (изогамия), так и отличающимися друг от друга (анизогамия). Крайняя форма анизогамии – оогамия – наблюдается, в частности, у человека; женская гамета представлена крупной и богатой питательными веществами яйцеклеткой, а мужская гамета – это мелкий и подвижный сперматозоид.

Мужские и женские гаметы могут сильно отличаться по размерам

2

Мужские и женские гаметы могут сильно отличаться по размерам

Многие водные животные выбрасывают зрелые половые клетки в воду. Именно в воде и происходит оплодотворение. Более прогрессивным является внутреннее оплодотворение, при котором самец вводит сперматозоиды в половые пути самки. У некоторых животных (особенно, насекомых) половое размножение может происходить без оплодотворения – то есть партеногенетически.

Среди позвоночных внешнее оплодотворение (в воде) практикуется у рыб и амфибий

3

Среди позвоночных внешнее оплодотворение (в воде) практикуется у рыб и амфибий

Появлению внутреннего оплодотворения у высших позвоночных способствовал выход их на сушу

4

Появлению внутреннего оплодотворения у высших позвоночных способствовал выход их на сушу

Количество потомства при половом размножении варьирует в широких пределах. Так, человек и крупные млекопитающие рожают за один раз обычно только одного детёныша, в то время как луна-рыба вымётывает 300 миллионов икринок за один нерест.

Эти розовые тли появились на свет из неоплодотворённых яиц

5

Эти розовые тли появились на свет из неоплодотворённых яиц

Многие животные и растения чередуют бесполое и половое размножение. Гидроидные чередуют половое и вегетативное размножение (полипы размножаются почкованием, затем образуются медузы, имеющие половые железы) – так называемый метагенез. У некоторых групп ракообразных наблюдается гетерогония: в течение лета они размножаются партеногенетически, а к осени развиваются самцы и самки.

 

www.ebio.ru

Половое размножение растений. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить понятие «половое размножение» на примере растений.

Задачи:

  • образовательные: раскрыть особенности строения цветка как органа полового размножения; показать преимущества полового процесса над бесполым.
  • развивающие: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником и в группах.
  • воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Форма организации: классно-урочная с работой в парах и группах.

Методы: частично-поисковые, проблемные, наглядные.

Оборудование урока: мультимедиа, комнатные растения, горшочки с землей, карточки-задания.

План урока:

  1. организационный момент.
  2. защита проекта открытого урока.
  3. проверка ранее усвоенного материала с помощью практической работы.
  4. новая тема: а) актуализация знаний учащихся; б) половое размножение растений; в) цветок – орган полового размножения; г) работа по проектам
  5. подведение итогов, оценивание учащихся.

Проблема урока: Какая связь существует между цветком и семенем?

Этапы проектной деятельности:

  1. наблюдение и восприятие;
  2. определение проблемы и ее описание;
  3. анализ и объяснение причин;
  4. прогнозирование и оценка последствий;
  5. принятие решений и индивидуальная оценка этих решений;
  6. планирование последующей деятельности.

Цель проекта урока:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

Умения учителя:

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
  • умение организовать исследовательскую работу учащихся;
  • умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • умение направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Результат проектной деятельности учащихся:

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Совместная деятельность учителя и учеников:

  • учитель помогает ученикам в поиске источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Структура проекта:

  • Проблема.
  • Планирование деятельности.
  • Решение проблемы.
  • Продукт деятельности и его представление.

Понятия: вегетативное размножение, органы размножения, цветок, семя, пестик, тычинка, пыльца, опыление, насекомоопыляемые, ветроопыляемые, партеногез, гермафродит, обоеполый, раздельнополый, двудомные, однодомные.

Варианты развития урока:

Ожидаемые результаты урока:

  • Учащиеся должны усвоить понятие «половое размножение растений».
  • Повышенная активность деятельности учащихся.
  • Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
  • Самостоятельный поиск учащимися решения поставленной задачи.

Ход урока

(изложение материала сопровождается презентацией)

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Знаете ли вы?

  • Самый большой цветок – у раффлезии – диаметр 1 м, а самый маленький у ряски.
  • Самые тяжелые семена у сейшельской веерной пальмы – 18 кг.
  • Наибольшее количество семян выбрасывает тополь черный – 28 млн. семян за год.

Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Я думаю, что каждый из вас согласится с этим. Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем раскрывать значение цветов.

III. Проверка пройденного материала.

Но прежде чем мы прейдем к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока «Вегетативное размножение растений». Перед вами на столах стоят комнатные растения. Задача каждой пары назвать все возможные способы вегетативного размножения данного растения.

(ответы учащихся).

Молодцы!

IV. Проблемное изложение материала.

(Демонстрация семени финиковой пальмы и растения пальмы)

Покажите взаимосвязь между данными объектами.

(ответы учащихся)

Итак, вывод: семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает.

А что такое семя? Что оно представляет из себя?

Рассмотрим внимательно строение семени.

Что мы видим?

(ответы учащихся)

Вывод: семя – зачаточное растение

А откуда берутся семена?

А плоды?

Конечно же, из цветков.

А что такое цветок?

Как вы уже знаете, цветок – орган полового размножения растения.

А что такое половое размножение?

(ответы учащихся)

Значит, в нашем случае в цветке должно быть два пола – женский и мужской. Давайте их найдем.

Органы размножения цветка

Вывод: главные части цветка – пестик и тычинки.

А все ли растений имеют цветы?

(ответы учащихся)

Вывод: цветы характерны только для цветковых.

А что предшествует образованию семени?

(ответы учащихся)

Опыление – процесс переноса пыльцы на рыльце пестика

Оплодотворение – слияние половых клеток

Вывод: для оплодотворения необходимо опыление.

А как может произойти опыление?

Существует следующие способы опыления: насекомыми, ветром, животными, ветром.

V. Проектная деятельность учащихся

А как же образуется семя?

Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка.

(группам выдаются карточки задания)

Задание для 1 группы.

По ролям разыграть процесс образования семян.

Роли: Ведущий, Пчела, Пыльца, Пестик, Пыльцевая трубка, 2 спермия, Семя, Центральная клетка, Яйцеклетка

Задание для 2 группы.

Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее.

Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой

Задание для 3 группы.

Написать рассказ об образовании семян для детского журнала «Свирель» по предложенному плану:

  1. как размножаются растения?
  2. для чего нужны цветы?
  3. кто опыляет цветы? Для чего?
  4. из чего образуется семя?

Проект: путь образования семени из цветка (творческая мастерская)

  • 1 группа – показать инсценировку образования семени
  • 2 группа – построить схему этого же процесса и защитить
  • 3 группа – сочинить рассказ по плану для детского журнала «Свирель»

(Защита творческих проектов)

VI. Рефлексия (фронтальный опрос)

Значение цветковых растений.

VII. Домашнее задание

Составить синквейн о половом размножении растений.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Половое размножение растений - Справочник химика 21

    ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИИ [c.237]

    Половое размножение свойственно как растениям, так и животным. В последнее время, особенно благодаря работам Ледерберга, получены генетические доказательства возможности оплодотворения и рекомбинации также у бактерий, для которых прежде было известно только бесполое размножение. Недавно половую конъюгацию у бактерий наблюдали при помощи электронного микроскопа (см. стр. 242). [c.124]

    Уже раньще мы сделали заключение, что половое размножение обеспечивает рекомбинацию генов и генотипическую адаптацию. Указывалось также, что существуют различные механизмы, благоприятствующие перекрестному оплодотворению. Наиболее действенно в этом отношении разделение на два пола, которое, за некоторыми исключениями, широко распространено у животных. Среди растений также много раздельнополых видов, хотя у них чаще, чем у животных, встречаются различные случаи гермафродитизма. [c.124]

    У животных полиплоидия встречается гораздо реже и, как правило, сочетается с апомиксисом, т. е. с утратой нормального полового размножения. Апомиксис также влечет за собой неспособность к образованию гибридов, и благодаря этому полиплоидные формы действенно изолируются от исходных диплоидных форм. Так как апомиксис широко распространен не только среди животных, но и среди растений, нужно несколько остановиться на его роли в образовании видов. [c.381]

    Как уже указывалось, апомиксис означает, что половое размножение, т. е. образование новых особей путем слияния мужских и женских половых клеток, замещено тем или иным типом бесполого размножения. У растений бесполое размножение может происходить либо чисто вегетативным путем (посредством луковиц, отводков и т. п.), либо посредством настоящих семян, которые, однако, образуются без [c.381]

    Наверное, многие мои читатели умеют выращивать из листьев бегонии целые растения. И действительно, у многих растений, окультуренных столь сильно, что при половом размножении они либо почти, либо совсем не дают потомства, размножение черенками и отводками — единственный способ их сохранения. Хоть это и искусственное, но зато вполне эффективное размножение. А картофель Никто не получает его из семян, только из клубней, а ведь клубни — это части материнского растения, приобретшие самостоятельность (другой пример подобных структур — луковицы-детки). Для организмов, полученных таким способом, характерно то, что все их клетки возникли посредством митоза, т. е. вегетативным, неполовым путем, из клеток материнского растения, и что все они представляют собой точные копии друг друга и материнского растения, поскольку содержат одинаковую генетическую информацию. [c.105]

    Цветок.— орган половою размножения у цветковых растений. Цветок состоит ив 1) половых органов растения — пестика (завязь) и тычинок у обоеполых цветков 2) околоцветника двойного, образованного венчиком и чашечкой, или простого, не расчлененного на венчик и чашечку. Иногда цветки бывают однополыми, т. е. содержат или только пестика (завязи) или только тычинки. [c.18]

    В ряде случаев можно быстро размножить растения с желаемыми признаками, получая много идентичных копий. Этого нелегко добиться, используя традиционные методы, основанные на половом размножении, особенно если растения адаптированы к перекрестному опылению и аутбридингу (см. далее). Метод культуры ткани имеет важное значение при выращивании ряда зерновых и других сельскохозяйственных растений. Он позволяет быстро размножать новые сорта, полученные путем скрещивания растений. [c.51]

    Генетическое единообразие. Растения, получаемые при использовании метода культуры ткани, генетически идентичны иными словами, все они обладают желаемыми признаками исходного растения и размножаются в чистоте. Такие растения (т. е. растения, гомозиготные по желаемым признакам) очень трудно получить при половом размножении. [c.54]

    Половое размножение у цветковых растений [c.56]

    Успех, достигнутый цветковыми растениями в жизни на суше, в значительной степени обусловлен адаптациями, связанными с половым размножением в наземной среде. Этот вопрос был рассмотрен в разд. 2.7.7. К числу главных адаптаций относятся следующие  [c.56]

    Растение не нуждается в водной среде для полового размножения, и, следовательно, лучше адаптировано к жизни на суше. [c.71]

    Мейоз представляет собой процесс деления клеточного ядра с образованием дочерних ядер, каждое из которых содержит вдвое меньше хромосом, чем исходное ядро. Мейоз называют также редукционным делением, так как при этом число хромосом в клетке уменьшается от диплоидного (2л) до гаплоидного (л). Значение мейоза состоит в том, что у видов с половым размножением он обеспечивает сохранение постоянного числа хромосом в ряду поколений. Мейоз происходит при образовании гамет у животных и спор у растений. В результате слияния гаплоидных гамет при оплодотворении восстанавливается диплоидное число хромосом. [c.145]

    Получение трансгенных организмов представляет собой альтернативу традиционным методам селекции животных и растений. Это новое перспективное направление сельского хозяйства. Улучшение сортов растений или пород животных традиционными методами — длительный процесс, который во многом основан на вероятностных событиях, происходящих при кроссинговере в мейозе и при случайной сегрегации хромосом в ходе полового размножения. Например, для того чтобы создать новый сорт злаков, требуется 7—12 лет. Генная инженерия дает возможность добавлять в организм новые гены, конструировать растения и животных с нужными человеку свойствами. Транс генные растения и животные, подобно бактериям в ферментерах, могут стать живыми фабриками по производству полезных продуктов, и не только пищевых. Важнейшая цель сельского хозяйства — увеличить производство пищевых продуктов в развивающихся странах. Есть надежда, что новые технологии помогут миллионам людей справиться с голодом. Однако использование трансгенных растений и животных влечет [c.229]

    Насекомые и другие членистоногие не способны синтезировать стероидное ядро, однако для их жизненно важных функций, в частности для линьки, стероиды необходимы. Они требуются также для полового размножения у некоторых грибов. Ничего неизвестно о функции стероидов у сосудистых растений, однако, как полагают, стероиды у них могут принимать участие в морфогенезе. Ингибиторы биосинтеза стероидов нарушают размножение грибов и цветение у высших растений. [c.32]

    Использование культур клеток и тканей в селекции расте ний. Помимо того что культура тканей используется при вегетативном размножении растений, она может служить также средством для осуществления необычного пути их полового воспроизведения. Предположим, что мы имеем высокоурожайное культурное растение, восприимчивое к определенной болезни, и родственный, но ие скрещивающийся с ним вид, устойчивый к данной болезни. Если их нормального скрещивания нельзя достичь с помощью опыления, то не существует никакого дру  [c.435]

    Хотя, как известно, эволюция может происходить и в отсутствие полового процесса, это нельзя считать нормой. Половой процесс представляет собой механизм, объединяющий генетический материал отдельных особей и создающий новые, ранее неизвестные сочетания родительских генов. В результате создается огромный запас изменчивости, а это, по-видимому, дает такие большие преимущества, что половой процесс стал преобладающим способом размножения у всех растений и животных. Половое размножение, очевидно, возникло на очень ранней стадии эволюции организмов.  [c.22]

    С половым размножением (в большинстве случаев растения, некоторые животные) [c.195]

    Без полового размножения (некоторые животные и растения) [c.195]

    Селекционный дифференциал — разность между средней величиной признака в отбираемой ч ти пгауляции и средней величиной его во всей популяции (5 = Хотб—-Хобш,). Очевидно, селекционное улучшение популяции будет достигаться тем быстрее, чем больше величина 5. Коэффициент наследуемости в широком смысле слова можно использовать для отбора в популяциях самоопыляющихся, вегетативно размножаемых растений и апомиктов. В подавляющем же большинстве случаев при половом размножении растений структура генотипов из-за мейоза и расщепления все время будет меняться, и любые, в том числе и самые выдающиеся, сочетания геиов могут распадаться. Это привело к необходимости [c.323]

    Гибридизация растеиий - выведение новых форм растепий путем рекомбинации признаков и свойств родительских организмов при половом размножении. Растение, нолученное в результате скрещивания генетически различающихся форм, называют гибридным. [c.548]

    При половом размножении растений и животных (в том числе ,Й человека) преемственность между поколениями обеспечивается Только через половые клетки — яйцеклетку и сперматозоид. Если яйцеклетка и сперматозоид обладали полным набором генети-веских характеристик (2п2с), свойственных клеткам тела, то при ИХ слиянии образовался бы организм с удвоенным набором (4п4с). Йапример, в соматических клетках организма человека содержится 46 хромосом. Если бы яйцеклетка и сперматозоид человека содержали по 46 хромосом, то при их слиянии образовалась бы зиго- Га с 92 хромосомами. В следующем поколении проявились бы по-,Томки со 184 хромосомами и т.д. [c.35]

    Половое размножение — обычное явление в жизненном цикле как растений, так и животных. У позвоночных и многих беспозвоночных это единствешплй способ образования новых особей. У протистов половое размножение редко бывает обязательным этапом жизненного цикла у многих из них вообще отсутствует половая стадия, и даже у тех видов, у которых она имеется, половое размножение может происходить редко, а новые особи возникают главным образо и бесполым путем (например, путем деления клетки на две или путем образования спор). [c.50]

    Клетки высших растений Высшие растения (порядка 300 ООО видов) — это дифференцированные многоклеточные, преимущественно наземные организмы Способы их бесполого и полового размножения хорошо описаны в учебниках ботаники В процессе дифференциации и специализации клетки растений группировались в ткани (простые — из однотипных клеток, и сложные — из разных типов клеток) Ткани, в зависимости от функции, подразделяют на образовательные, или меристемные (от греч menstos — делимый), покровные, проводящие, механические, основные, секреторные (выделительные) Из всех тканей лишь меристематические способны к делению и за их счет образуются все другие ткани Это важно для получения клеток, которые затем должны быть включены в биотехнологический процесс (см специальную часть). [c.37]

    Размножение возможно н без полового процесса. Например, амебы размножаются простым митотическим делением гидра производит потомков, сгг-почковьшая их от средней части своего тела (рис. 14-1) актинии и некоторые морские черви делятся на две половинки, каждая из которых регенерирует недостающую часть организма. Такого рода бесполое размножение-процесс весьма несложный, но он не ведет к образованию новых форм все потомство генетически идентично родительскому организму. В отличие от этого при половом размножент происходит смешивание геномов двух разных особей данного вида, и образующиеся в результате потомки обычно генетически отличаются друг от друга и от обоих родителей. Половое размножение, приводящее к генетическому разнообразию, по-видимому, имеет большие преимущества, так как оно свойственно подавляющему большинству растений и животных. Даже у многих прокариот н одноклеточных эукариот выработалась способность к размножению половым путем. В этой главе мы познакомимся с клеточным аппаратом полового размножения но прежде чем переходить к подробностям, мы рассмотрим причины возникновения этого аппарата и генетические последствия его функционирования. [c.7]

    При половом размножении происходит циклическое чередование диплоидного и гаплоидного состояний диплоидная клетка делится путем мейоза, порождая гаплоидные клетки, а гаплоидные клетки попарно сливаются при оплодотворении и образуют новые диплоидные клетки. Во время этого процесса происходит перемешивание и рекомбинация геномов, в результате чего появляются особи с новыми наборами генов. Высшие растения и окивотные большую часть жизненного цикла проводят в диплоидной фазе, а гаплоидная фаза у них [c.14]

    Изменчивость высших растений определяется в основном перераспределением генов при половом размножении. Хотя такая изменчивость и важна с эволюционной точки зрения, она служит помехой при разведении сортов растений с желаемым набором признаков. К -Счастью, не все цветковые растения размножаются только половым путем, У многих из них образуются особые органы вегетативного размножения, например видоизмененные стебли —известные всем усы земляники и клубни картофеля. Многие растения обладают ценной особенностью они способны к полной регенерации из небольшого отрезка стебля, черенка. Эта особенность широко используется для разведения растений с ценными сортовыми признаками. Только таким способом можно разводить растения, неспособные давать потомство половьШ путем.. Некоторые растения полностью регенерируют из целых листьев (многие суккуленты) или их частей (например, бегонии-). [c.382]

    У всех высших растений и животных в процессе полового размножения происходит смена ядерных фаз. При оплодотворении половые клетки (гаметы) и их ядра сливаются, образуя зиготу. Отцовское и материнское ядра вносят при оплодотворении одинаковое число хромосом (п) таким образом, ядро зиготы содержит двойной хромосомный набор (2п). Иными словами, гаметы-гаплоидные клетки (т.е. клетки с одним набором хромосом), а соматические клетки-диплоидные (с двумя наборами). Поэтому при образовании гамет следующего поколения число хромосом в клетке (2и) должно уменьшиться вдвое (2и/2 = и). Совокупность процессов, приводящих к уменьшению числа хромосом, называют мейозом или редукционным делением (рис. 2.3). Мейоз - важнейший процесс у организмов, размножающихся половым путем он приводит к двум результатам 1) к перекомбинированию отцовских и материнских наследственных факторов (генов) и 2) к уменьшению числа хромосом. Мейоз начинается с конъюгации хромосом-каждая хромосома соединяется с соответствующей (гомологичной) хромосомой, происходящей от дфугого родителя. Во время конъюгации путем разрыва и перекрестного воссоединения (кроссинговера) может происходить обмен фрагментами одинаковой длины между гомологичными хромосомами. Затем следует двукратное разделение спаренных расщепившихся хромосом, и в результате образуются четыре клетки, каждая из которых имеет гаплоидное ядро. Таким образом, в процессе мейоза не только происходит перетасовка хромосом материнского и отцовского происхождения, но может произойти и обмен сегментами между гомологичными хромосомами. Оба процесса приводят к новым сочетаниям генов (к их рекомбинации). [c.24]

    К диплонтной стерильности относятся такие случаи, когда причина понижения плодовитости или полной неспособности давать потомство при половом размножении связана с генотипической конституцией растения. Примером полной диплонтной стерильности, обусловленной генотипом, может служить стерильность, связанная с ненормальным строением пыльников и пестиков. Иногда подобные аномалии выражены слабо, и в этих случаях наблюдается частичная стерильность. Иногда трудно отличить стерильность, вызванную аномалиями, вследствие которых материнское растение не может служить кормилицей для гаплонтов, от подлинной гаплонтной стерильности, определяемой в первую очередь конституцией самих гаплонтов. [c.306]

    Факт безусловного преобладания на Земле семенных растений говорит о том, что семя служит чрезвычайно эффективным приспособлением для сохранения и распространения видов. Эта эффективность обусловлепа, во-первых, способностью семян переносить в состояпии покоя неблагоприятные условия (например, зимние холода, засуху и т. д.), во-вторых, их физическими свойствами, позволяющими им распространяться с помощью ветра, воды и различных животных, и, наконец, тем фактом, что каждое семя представляет собой продукт полового размножения со всеми вытекающими отсюда последствиями в отношении возможности генетической изменчивости и рекомбинации. Совместное действие этих факторов определило эволюционный взлет, благодаря которому семенные растения заняли господствующее положение в частности, это относится к травянистым покрытосеменным растениям. Распространение семян в весьма различных условиях внешней среды и короткий жизненный цикл, характерный для травянистых растений, способствовали отбору вариантов, приспособленных к специальным условиям. Возможно, что такой быстрой эволюции цветковых растений содействовало одновременное развитие видов насекомых, принимающих участие в опылении, которое представляет собой одну из стадий полового размножения покрытосеменных. [c.465]

    Обычно такое идентичное потомство называют клоном, и получение клонов — не просто забава клоны имеют большое значение для науки и практики. Например, если надо проверить влияние климатических факторов, действие внесенных удобрений или эффективность тех или иных средств защиты растений, то нужно иметь очень много генетически идентичных растений или животных. А этого цочти невозможно добиться путем полового размножения. [c.105]

    Если затем подействовать на точки роста отселектированных гаплоидов полиплоидизирующим агентом, то можно получить диплоидные побеги, способные к половому размножению. Полученные из них растения будут гомозиготные по всем генам и закрепят ценные признаки. [c.82]

    Пожалуй, наитруднейшей проблемой, которую надо было как-то преодолеть, чтобы перейти от водного образа жизни к наземному, была проблема обезвоживания. Любое растение, незаши-шенное тем или иным способом, например не покрытое восковой кутикулой, очень скоро высохнет и несомненно погибнет. Даже если преодолеть эту трудность, останутся другие нерешенные проблемы. И прежде всего вопрос о том, как успешно осушествить половое размножение. У первых растений в размножении участвовали [c.70]

    В половом размножении участвуют две особи это сопряжено с затратами времени и энергаи на поиски партнера или, у неподвижных организмов, таких как растения, специальных механизмов, например опьшения, при котором напрасно гибнет [c.48]

    Прививка черенками производится путем переноса части растения — привоя — на нижнюю часть другого растения — подвоя. Первоначально прививки делали на яблонях, потому что эти деревья не удавалось вырашивать из черенков, а у яблонь, выращенных из семян, наблюдалась слишком сильная изменчивость, так как семена получали путем полового размножения. Теперь эти прививки используют также для размножения других плодовых деревьев, например персиковых, а также слив. Привой выбирают по качеству плодов, а подвой — за такие качества, как устойчивость к болезням и к неблагоприятным условиям. [c.49]

    У видов с половым размножением симпатрическое видообразование без географической изоляции маловероятно. Однако у организмов, размножающихся бесполым путем, в том числе у высших растений с вегетативным размножением, один мутант, достаточно отличающийся от родительской популяции, чтобы бьггь генетически изолированным, может симпатрически дать начало новому виду. Примером служит полиплоидия у Spartina (разд. 24.9.2). [c.336]

    Необыкновенно разнообразен набор природных веществ, продуцируемых низшими растениями и выполняющих функции медиаторов между отдельными особями. Так, в цикле полового размножения морских водорослей мужские половые клетки сближаются с женскими половыми клетками благодаря наличию в водной среде медиаторов полового размножения, например алкатриена — фукозосеротена С18Н12. Подобный механизм широко используется многими видами низших растений, при этом для выполнения сигнальных функций используются разнообразные углеводороды  [c.471]

    Не все многоклеточные организмы воспроизводятся с помощью специальных дифференцированных клеток. Многие простые животные (среди них губки и кишечнополостные) способны размножаться почкованием. Аналогичный способ используется многими растениями. Для полового размножения, однако, необходимы зародышевые клетки. Процесс полового размножения столь хорошо известен, что кажется простым, хотя он несомненно сложнее неполового воспроизведения и фебует мобилизации значительных ресурсов. Две особи одного вида, но разного пола обычно производят совершенно различные зародышевые (половые) клетки одна особь - яйцеклетки, Оругая - сперматозоиды. Яйцеклетка сливается со сперматозоидом с образованием зиготы - клетки, генотип которой представляет собой случайным образом перетасованный набор генов двух родителей Практически все виды эукариот, как многоклеточ- [c.48]

    Полный двойной набор хромосом называют диплоидным (2 п), а набор, получаемый от каждого из родителей через половые клетки, — гаплоидным (п). Все клетки высшего растения, за исключением гаплоидных половых, как минимум диплоидны. Гаплоидные половые клетки находятся преимущественно в зрелых пыльцевых зернах и в зародышевом мешке семязачатка. В жизненном цикле растения гаплоидный набор" получается из диплоидного в результате редукционного деления, или мейоза (см. стр. 34), протекающего в материнских клетках микро- и мегаспор, находящихся соответственно в пыльниках и семязачатке цветка. Возникшие таким путем гаплоидные клетки де лятся и дают начало мужским и женским гаметофитам, в которых в конце концов и образуются половые клетки, или гаметы, т. е. спермии и яйцеклетки. Когда — при половом размножении— женские и мужские гаметы сливаются в зиготу, происходит восстановление диплоидного числа хромосом, свойственного спорофиту. Прослеживая изменения в числе хромосом и в содержании ДНК, мы видим, что в цветковом растении совершается цикл, в котором диплоидия сменяется гаплоидией, а последующее слияние гаплоидных клеток разного генетического происхождения в новый диплоидный организм порождает новые комбинации генетических признаков. [c.33]

    У организмов с бесполым размножением (многие бактерии и некоторые растения) нет скрещивающихся популяций, потому что каждая особь размножается независимо от остальных. Однако большинство организмов, размножающихся бесполым путем, время от времени прибегают к половому размножению. Например, многие виды боярышника ( rataegus) размножаются семенами, которые образуются без оплодотворения. И все же иногда эти растения образуют некоторое количество семян обычным половым путем, т. е. в результате слияния двух гамет — яйцеклетки и спермия. Популяция организмов, размножающихся бесполым путем, представляет собой скрещивающуюся популяцию в той мере, в какой у нее происходит половое размножение. [c.10]

chem21.info


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта