Биология грибы бактерии растения. Занимательная биология. Почему грибы и бактерии называют разрушителями?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология, Растения, Бактерии, Грибы и лишайники, 6 класс, Викторов В.П., 2011. Биология грибы бактерии растения


Занимательная биология. Почему грибы и бактерии называют разрушителями?

Образование 18 марта 2015

В природе существует множество так называемых пищевых цепочек. Одни животные питаются растениями. Другие – плотью организмов, потребляющих растительную пищу. А теми, в свою очередь, может питаться человек. Но всему живому когда-либо приходит время, так уж устроена природа.почему грибы и бактерии называют разрушителями

Закон обновления природы

В самом деле, представьте, если бы организмы существовали вечно? В мире давно уже произошло бы перенаселение, приведшее к недостатку стабильного питания, а также к глобальному загрязнению окружающей среды. Поэтому, согласно законам, существующим в биосфере, все живые организмы рождаются, взрослеют, оставляют после себя потомство, стареют и умирают. А биосфера таким образом обновляется ежесекундно!

Царства природы: растения, животные, грибы, бактерии

Все они вовлечены в этот разумный и сбалансированный круговорот веществ. А когда любой организм прекращает свою жизнедеятельность, наступает час разложения материи на составляющие. И тут на помощь самой природе приходят бактерии и грибы. Почему грибы и бактерии называют разрушителями? Это понятие напрямую можно связать с их деятельностью.

Видео по теме

Сапрофиты

Так по-научному называются те организмы, которые осуществляют свое питание за счет останков других животных и растений. В основном к ним относятся бактерии и грибы. Они разлагают мертвую плоть на «исходники» - неорганические простейшие соединения, микроэлементы, давая возможность природе построить из них новые организмы или использовать для питания существующих. Вот почему грибы и бактерии называют разрушителями. Но своей разлагающей деятельностью они приносят скорее пользу, чем вред.растения животные грибы бактерии

Мир без сапрофитов

Представьте себе, что бы произошло, если бы бактерии и грибы не перерабатывали отмершие клетки? Сама бы жизнь, наверное, задохнулась под ежечасно увеличивающимся слоем мертвых останков. А сапрофиты, осуществляя питание, как бы «утилизируют» мертвые ткани, выступают в роли санитаров или дворников, помогающих убирать ненужное, перерабатывать отходы. Вот почему грибы и бактерии называют разрушителями, утилизирующими останки умерших организмов. Ныне научно доказан положительный эффект воздействия этого глобального биологического процесса на окружающую среду.биология бактерии грибы растения

Занимательная биология: бактерии, грибы, растения – сапрофиты

Само понятие имеет греческие корни и происходит от двух слов «гнилой» и «растения». Какие же организмы можно отнести к этой группе?

  • В первую очередь это многие бактерии. Они разлагают органику, вызывают гниение продуктов питания, участвуют в минерализации и фиксации азота. А некоторые бактерии расщепляют даже целлюлозу, образуют углеводороды. Некоторые микроорганизмы отличаются особой требовательностью к субстрату: используют в качестве питания только определенные виды органики (например, молочные продукты). Другие же практически всеядны и могут питаться различными органическими соединениями: спиртами, белками, углеводами и кислотами.
  • К данной группе можно отнести и многие крупные грибы. Ведь солома и перегной, опавшие листья, навоз, перья, отпавшие рога и многое другое служат им в качестве субстрата с питательными веществами. Опенок летний, как правило, живет на остатках листвы и деревьев, а ложные опята выбирают хвойные породы. Навозник белый развивается в богатых азотом местах. А микроскопические грибы-сапрофиты портят человеческую еду, делая ее непригодной. Многие грибы вступают в симбиоз с высшими растениями, перерабатывая их отходы в микроэлементы, которыми могут питаться растения из почвы. Этот процесс взаимовыгоден и отражается порой в самих названиях грибов: подберезовик, подосиновик. Группа грибов-хищников, питающихся мелкими насекомыми, условно также может быть отнесена к сапрофитам. Поскольку, когда живая добыча отсутствует, они могут питаться мертвой органикой.
  • Есть сапрофиты и среди представителей фауны. К ним можно отнести: росянку, омелу, повилику, например.

Теперь вы знаете, почему грибы и бактерии называют разрушителями (скорее, имеют в виду их положительную роль в природе). Все сапрофиты и сапрофаги «ответственны» за круговорот веществ в биосфере и утилизацию умерших организмов, без которой, наверное, планета перестала бы существовать.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Известные афоризмы и высказывания великих людей о войнеИскусство и развлечения Известные афоризмы и высказывания великих людей о войне

Война – это не просто конфликт между государствами или политическими группировками. Это – настоящая беда и горе для народа. Сколько жизней с собой уносит война, и сколько боли причиняет миллионам людей! Об...

Герб Твери и флаг: описание и значениеНовости и общество Герб Твери и флаг: описание и значение

Тверь - старинный город на Волге, расположенный недалеко от столицы России. Герб Твери и её флаг - какие они? Когда они были утверждены и что означают? Об этом мы расскажем в данной статье.Тверь: страницы исто...

Одноклеточные грибы и их роль в природеОбразование Одноклеточные грибы и их роль в природе

Одноклеточные организмы стали известны человеку лишь с появлением увеличительных приборов. Однако на сегодняшний день именно они - основа ценных генетических исследований для накопления теоретического материала по мно...

Искусство и развлечения "Благие намерения": отзывы о фильме, актеры, персонажи и сюжет

В сентябре 2017 года на телеканале "Россия" прошел премьерный показ фильма "Благие намерения". Основная мысль, которую хотели донести авторы до зрителя, кроется в самом названии фильма: "Благими намерениями вымощена д...

Роли и актеры фильма Искусство и развлечения Роли и актеры фильма "Сталкер" (1979 г.)

Имя Андрея Тарковского стоит рядом с такими гениями мирового кинематографа, как Федерико Феллини, Акира Куросава, Сергей Параджанов и Ингмар Бергман. Одной из его наиболее интересных работ является картина, замышлявша...

Что такое споры в биологии (у бактерий, грибов и растений)?Образование Что такое споры в биологии (у бактерий, грибов и растений)?

Так называют особый вид клеток с довольно плотной оболочкой. Что такое споры? Они могут иметься у нескольких категорий организмов: бактерий, грибов, растений. Функции их различны. Если у бактерий формирование данных к...

Куры-гриль как перспективный и прибыльный бизнес-проектБизнес Куры-гриль как перспективный и прибыльный бизнес-проект

Все любят недорого и вкусно поесть, а аромат свежеприготовленной курочки едва ли оставит равнодушным голодного человека. Именно поэтому куры-гриль можно смело отнести к разряду прибыльных бизнес-идей. Изо дня в день н...

Коляска Esspero и ее положительные стороныДом и семья Коляска Esspero и ее положительные стороны

Известный норвежский бренд специализируется на выпуске средств передвижения для детей от рождения и до трехлетнего возраста, ярким примером которых есть коляска Esspero. Отличительной чертой модельного ряда колясок эт...

Как развести Дом и семья Как развести "Смекту" (порошок) взрослым и детям

Опытные мамы и папы знают о том, что самое безопасное средство при болях в животике у р...

Граненые стаканы - народный символ застолий и помощник по хозяйствуДом и семья Граненые стаканы - народный символ застолий и помощник по хозяйству

С 1950-х годов граненый стакан стал одним из главных "народных" символов Советского Союза, а после его распада - предметом бесконечной ностальгии. Не потерявшим, впрочем, своего практического применения: как непременн...

monateka.com

Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс

Владимир Васильевич ПасечникБиология. Бактерии, грибы, растения. 6 классТекст предоставлен правообладателемhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8657935Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В.Пасечник: Дрофа; Москва; 2013ISBN 978-5-358-11877-5АннотацияПредлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5—9 классы), разработанный под руководством В. В.Пасечника.Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания,лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала. В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»3СодержаниеКак работать с учебником5Введение. Биология – наука о живой природе7Клеточное строение организмов10§ 1. Устройство увеличительных приборов11§ 2. Строение клетки14§ 3. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост17§ 4. Ткани20Царства Бактерии и Грибы23§ 5. Строение и жизнедеятельность бактерий24§ 6. Роль бактерий в природе и жизни человека27§ 7. Общая характеристика грибов30§ 8. Шляпочные грибы32§ 9. Плесневые грибы и дрожжи37§ 10. Грибы-паразиты39Царство Растения42§ 11. Разнообразие, распространение, значение растений43§ 12. Водоросли47§ 13. Лишайники54§ 14. Мхи57§ 15. Плауны. Хвощи. Папоротники61Конец ознакомительного фрагмента.65

В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»4В. В. ПасечникБиология. Бактерии,грибы, растения. 6 класс

В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»5 Как работать с учебником Вы начинаете изучать, пользуясь этим учебником, биологию. Нужный раздел учебника вы найдете по оглавлению или по названию в верхней части страницы.Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.Ответив на вопросы перед текстом параграфа, вы вспомните то, что узнали на преды- дущих уроках. Это необходимо для понимания нового. Читая текст, выделяйте основные мысли. Для удобства текст разделен на параграфы, названия которых выделены жирным шрифтом.Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.Ответьте на вопросы конце параграфа.Лабораторные работы , как правило, выполняют на уроке, пользуясь заданиями и вопросами из учебника. В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»6Прочитайте задания в конце параграфа и выполните их.Знаком отмечены задания для самостоятельной работы, обязательные для всех, зна- ком отмечены усложненные задания.Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.В конце каждого параграфа отмечены знаком и выделены шрифтом новые для вас понятия.В рубрике, помеченной знаком , приведен дополнительный материал для углублен- ного изучения биологии.Желаем вам успехов! В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»7 Введение. Биология – наука о живой природе Что изучает биология. Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов«биос» – жизнь и «логос» – учение).Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле [1]. Живые орга- низмы на нашей планете очень разнообразны. Это – и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Ученые насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочкуЗемли – биосферу (от греческих слов «биос» и «сфера» – шар) [2]. Биосфера включает ниж- ние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. В. В. Пасечник. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс»8 1. Биологические дисциплины2. Биосфера – область распространения жизниБиология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие,законы исторического и индивидуального развития.Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые орга- низмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды.Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их сре- дой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» – дом, жилище, родина и «логос»).Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической дея- тельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, меди- циной.Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от био- логов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сор- тов культурных растений и пород домашних животных.Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробио- логическая промышленность. Ее предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэф- фективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также пре- параты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.С каждым годом человек все шире использует природные ресурсы. Мощная техника,которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Поделитесь с Вашими друзьями:

bio.ekonoom.ru

«Биология. Бактерии, грибы, растения»

скачать

игра

"Путешествие в царство растений"

Цели
  • Закрепить знания учащихся по теме «Биология. Бактерии, грибы, растения».
  • Повысить интерес учащихся к предмету.
  • Развивать познавательные способности учащихся.
  • Развивать навыки общения, коллективного взаимодействия.
  • Выявить учащихся, увлеченных предметом, имеющих стабильные знания.
Оформление доски и правила игры
  • На доске представлены категории, которые будут выбирать команды.
  • В каждой категории пять вопросов по данной теме.
  • Эти вопросы могут иметь цифровые коды (1, 2, 3, 4, 5), а могут быть цветные (красный,синий,желтый зеленый, коричневый).
  • Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса в ней.
  • Если на вопрос команда ответила правильно, вопрос снимается с доски и отдается тому игроку, который ответил на данный вопрос (таким образом учитель в конце игры определит не только команду победительницу, но и лучших игроков).
  • Если команда отвечает на вопрос неправильно, то последний остается на доске, и следующая команда, знающая ответ на этот вопрос, может выбрать его еще раз (очень важно, чтобы вопросы не остались вопросами, на каждый необходимо найти ответ).
  • В конце игры подводятся итоги командные и индивидуальные.
Категории

Вопросы для категорий

Самые-самые

1. Какой фрукт является самым питательным?

Самым питательным фруктом, который едят в сыром виде, считается авакадо, называемый «крокодильей грушей». В 100 г. Авакадо содержится 163 калории. Плод богат витаминами.

2. У какого растения самые крупные цветки?

У паразитической лилии раффлезии Арнольди. Размер цветков 91 см в диаметре. Вес цветков достигает 7 кг.

3. Какое дерево на нашей планете считается самым высоким?

Самым высоким на планете из деревьев был царственный эвкалипт в Австралии. Его высота была 132,6 м.

4. Назовите самое старое из зарегистрированных деревьев.

Самое старое из зарегистрированных учеными дерево – сосна долговечная. Было подсчитано что ей 5100 лет.

5. У какого растения отмечен самый быстрый рост?

Самый быстрый рост отмечен у бамбука, за сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на 1 м.

Растения-символы

1. Сок этого дерева был основным источником сахара для индейцев Северной Америки. И теперь весной сбор этого сока превращается в настоящий национальный праздник, привлекающий туристов. Собранный сок выпаривают до получения душистой патоки. Лист этого дерева изображен на государственном флаге одного из государств североамериканского континента.

Сахарный клен

2. Часто это дерево называют проклятым – по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира… Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, а в наше время делают спички и фанеру.

Осина

3. В популярности этого растения немалую роль сыграло то, что форма его корней напоминала фигурку человека, отсюда и пошло его название – «человек-корень». Что это за растение?

Женьшень

4. Это растение было посвящено богу Аполлону. Венком из листьев этого растения награждались художники, артисты и ученые в знак признания их творческих успехов. Что же это за растение?

Лавр благородный

5. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображения есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария. Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева.

Дуб

Побег

  1. Как по спилу ствола определить возраст дерева?
  2. Какие ткани входят в состав жилки листа?
  3. Почему в листьях, смазанных вазелином, не образуется крахмал?
  4. Картофель, лук, морковь. Что у них общего и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?
  5. Какое значение имеют устьица?
(Ответы, которые можно найти в школьном учебнике, я не приводила)

Корень

1. Что такое корневые волоски? Какова их функция?

2. Что такое пикировка? С какой целью ее осуществляют?

Отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Пикировка вызывает рост боковых и придаточных корней.

3. Что такое микориза? Какие растения образуют микоризу?

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя микоризу, или грибокорень

4. Каким образом атмосферный воздух поступает к корням растений, растущих на заболоченных почвах?

У таких растений имеются дыхательные корни, растущие вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы.

5. Что такое аэропоника? Что такое гидропоника?

Аэропоника – выращивание растений без почвы путем опрыскивания корней питательными растворами. Гидропоника – выращивание растений на водных растворах со всеми элементами питания.

Клетка

1 . Окраска цветков мякоти арбуза – розовая, мякоти помидора – красная, мякоти лимона – желтая. Однако известно, что цитоплазма растительных клетокбесцветна. С чем связаны различия в окраске клеток?

В клеточном соке, заполняющем вакуоли, могут содержаться красящие вещества – пигменты. Они и обуславливают окраску органов и тканей, в которых накапливаются.

2. Объектив микроскопа увеличивает в 40 раз, а окуляр – в 10 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

3. Клубни сырого картофеля твердые. Но при варке, особенно очищенного картофеля, они становятся рассыпчатыми. С чем это связано?

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если это вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля.

4. Клетки какой ткани обеспечивают питание растений на свету? В каких органах растения расположена эта ткань?

5. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, то легко можно увидеть движение цитоплазмы в ее клетках, хотя она совершенно прозрачна. Объясните, благодаря чему видно движение цитоплазмы.

Цветковые растения

1. Ботаники совершенно авторитетно заявляют, что до 1815 г. лопух совсем не встречался во Франции, однако в настоящее время он очень широко распространен там. Каким образом это сорное растение попало во Францию? Какое историческое событие этому способствовало?

2. На суходольном лугу скосили все растения. Вам предложили выяснить, росли ли на лугу растения из семейства бобовых. Выполнимо ли это задание? Ответ поясните.

3. Различия между двудольными и однодольными цветковыми растениями не всегда бывают четко выражены. Однако по многим признакам эти растения четко отличаются друг от друга. Перечислите признаки различий между двудольными и однодольными растениями.

4. Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? Назовите растения, относящиеся к этому семейству.

Рассмотрите формулы цветков (готовлю на отдельных карточках). К представителям каких семейств цветковых относятся данные формулы?

Культурные растения

1. Какое растение объединяет такие национальные блюда, как итальянская полета, румынская и молдавская мамалыга, грузинская мчади или гоми?

Кукуруза

2. Часто это растение называют «зеленой коровой», так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а так же масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение.

Соя

3. В Древнем Риме ее называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать»,»хрустеть». А как это растение называем мы?

Капуста

4. В древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней даже увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение?

Абрикос

5. В одном из посланий испанский конкистодор Кортес писал своему королю: «Одной чашки этого ценного напитка достаточно, чтобы человек оставался бодрым в течении целого дня похода.» О каком растении идет речь и что вы о нем знаете?

Какао

Споровые растения

1. Какие растения относятся к высшим споровым? Почему они так называются?

2. Почему большинство мхов произрастают плотными дерновинками и являются невысокими растениями?

3. Чем представлено половое поколение в жизненном цикле папоротника? Из чего развивается и как живет это поколение папоротника?

4. В торфяниках порой находят неразложившиеся тела людей, например средневековых тевтонских рыцарей в латах. С какими свойствами сфагновых мхов связана сохранность таких удивительных находок?

5. Латинское название этого растения происходит от двух слов: «еквус» – лошадь и «сета» – щетина, или хвост, то есть «лошадиный хвост». Колонисты Северной Америки называли это растение «камышовыми мочалками». Что это за растение?

Хвощполевой

Лишайники

1. Чего больше всего боится лишайник?

Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. При высоком содержании серы и других загрязнителей в атмосфере они гибнут.

2. Почему вблизи лишайников гибнут бактерии и плохо прорастают споры грибов?

Лишайниковые кислоты.

3. Русский физиолог растений К.А.Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами». Объясните – почему?

Лишайники считают самыми старыми растениями. Например, возраст антарктических корковых лишайников как минимум 10000 лет.

4. В чем заключается симбиоз лишайников?

5. Вид лишайников, который часто называют ягелем?

Кладония, или олений мох.

Грибы

1. Какие грибы растут под землей недалеко от корней деревьев?

Трюфеля

2. Почему внутри «ведьмина круга» нет травы?

Трава внутри «ведьмина круга» не растет потому, что там слишком плотная грибница. Грибы активно потребляют воду и питательные вещества, почва истощается.

3. Знаете ли вы фамилию ученого, который работая с грибами в 1929 г. выделил природный пеницеллин. Оценило ли человечество это открытие?

Флеминг, получил Нобелевскую премию.

4. Почему дрожжи назвали дрожжами?

От слова дрожать, как дрожит пена на бродящем соке.

5. Гриб паразит хлебных злаков, вызывающий у человека и животных заболевание «злые корчи», или «антонов огонь».

Спорынья.

Литература

1. Ивченко С.И. Книга о деревьях. – М.: Лесная промышленность, 1973.

2. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват.учеб. заведений.–М.: Дрофа, 1997. 3. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для Учащихся и родителей.– М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 4. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения – М.: ТКО «АСТ», 1996. скачать

nenuda.ru

Биология, Растения, Бактерии, Грибы и лишайники, 6 класс, Викторов В.П., 2011

Биология, Растения, Бактерии, Грибы и лишайники, 6 класс, Викторов В.П., 2011.   Учебник написан в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования и требований к уровню подготовки учащихся основной (базовой) школы. Он содержит самые необходимые сведения о строении и жизнедеятельности цветковых растений, их важнейших семействах, основных отделах растений, начиная с низших и заканчивая семенными. Наряду с растениями в учебнике рассматриваются бактерии, грибы и лишайники. Значительный объем информации базового курса позволяет использовать учебники этой серии для подготовки и сдачи экзаменов экстерном по любым программам, используемым в средних учебных заведениях.

Что изучает биология. Как вы уже знаете, существующие на Земле организмы по основным признакам сходства и различия распределены в 4 царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные (рис. 1). Изучением живых организмов занимается наука биология (от греч. «биос» - жизнь), включающая в себя ряд наук о живой природе, в том числе и науку о растениях - ботанику (от греч. «ботанэ» - растение).

Ботаника - одна из древнейших биологических наук. Она возникла в III в. до н. э. В то время все организмы были разделены только на две группы - животные и растения. Первоначально грибы и бактерии, наряду с растениями, изучались учеными-ботаниками. Бактерии и грибы были выделены в отдельные царства живой природы только в XX в., когда были установлены их существенные отличия от растений. Однако по традиции учебные предметы по ботанике продолжают включать сведения как о растениях, так и о бактериях и грибах.

Из трех царств живой природы (Бактерии, Грибы, Растения) самое крупное и многообразное - царство Растения. Оно включает около 350 тыс. видов, тогда как грибов к настоящему времени известно около 100 тыс. видов, а бактерий около 20 тыс. видов.

ОГЛАВЛЕНИЕ§1. Введение 6Глава 1. Общее знакомство с цветковыми растениями 9§2. Органы цветкового растения 10§3. Жизненные формы цветковых растений 13§4. Растительные сообщества и растительный покров 18Глава 2. Внешнее строение органов цветковых растений 21§5. Корень. Корневые системы 22§6. Видоизменения корней 25§7. Побег, его строение. Разнообразие побегов. Листорасположение 28§8. Почки, их строение и разнообразие 32§9. Лист, его строение. Разнообразие листьев 36§10. Надземные видоизмененные побеги 40§11. Подземные видоизмененные побеги 44§12. Цветок. Однодомные и двудомные растения 47§13. Соцветия 50§14. Плоды 53§15. Семена 56Глава 3. Клеточное строение растения 59§16. Строение растительной клетки 60§17. Растительные ткани 64§18. Клеточное строение листа 67§19. Клеточное строение стебля 70§20. Клеточное строение корня 72Глава 4. Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений 75§21. Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ 76§22. Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений 79§23. Образование растениями кислорода в процессе фотосинтеза 83§24. Дыхание растений 85§25. Испарение воды растением 89§26. Листопад 92§27. Рост и развитие растений. Деление клеток 95§28. Рост и развитие вегетативных органов 98Глава 5. Размножение и расселение цветковых растений 101§29. Вегетативное размножение растений в природе 102§30. Вегетативное размножение культурных растений 106§31. Генеративное размножение растений. Опыление 111§32. Оплодотворение. Образование плодов и семян 115§33. Распространение плодов и семян 118§34. Прорастание семян и формирование проростков 121§35. Подготовка семян к посеву. Посев семян и уход за выращиваемыми растениями 125Глава 6. Классы и семейства цветковых растений 129§36. Классификация цветковых растений 130§37. Семейство крестоцветных, или капустных 135§38. Семейство розоцветных, или розовых 140§39. Семейство мотыльковых, или бобовых 145§40. Семейство пасленовых 150§41. Семейство сложноцветных, или астровых 154§42. Семейство лилейных 159§43. Семейство злаков, или мятликовых 164§44. Важнейшие зерновые культуры из семейства злаков 167Глава 7. Отделы растений 171§45. Отдел Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли 172§46. Многоклеточные зеленые водоросли 175§47. Отдел Бурые водоросли и отдел Красные водоросли 178§48. Отдел Моховидные, или Мхи. Сфагновые мхи 182§49. Зеленые листостебельные мхи. Кукушкин лен 186§50. Отдел Папоротниковидные, или Папоротники 189§51. Отделы: Хвощевидные и Плауновидные. Вымершие папоротникообразные 192§52. Отдел Голосеменные 196§53. Размножение и значение хвойных деревьев 200§54. Отдел Цветковые, или Покрытосеменные 203§55. Развитие растительного мира на Земле 208Глава 8. Царство Бактерии 211§56. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 212§57. Роль бактерий в природе и жизни человека 216Глава 9. Царство Грибы 219§58. Плесневые грибы и дрожжи 220§59. Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы 223§60. Шляпочные грибы 226§61. Лишайники 231Глава 10. Растительные сообщества и их охрана 235§62. Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество 236§63. Растительные сообщества: луга, болота, тундры, степи, пустыни. Смена растительных сообществ 241§64. Растительность и флора. Охрана растительности и редких видов растений 245.

x-uni.com

Биология, Бактерии, грибы, растения, 6 класс, Пасечник В.В., 2011

Биология, Бактерии, грибы, растения, 6 класс, Пасечник В.В., 2011.

  Учебник для 6 класса "Биология: Бактерии. Грибы. Растения" входит в УМК по биологическому образованию для основной школы, разработанный под руководством Пасечника В.В. Учебник содержит большое количество красочных иллюстраций, разнообразные задания и вопросы, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты.

Процессы жизнедеятельности в клетке. В клетках листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить о движении цитоплазмы. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить.

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.Как делится клетка. Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут.

ОглавлениеВведение. Биология — наука о живой природе 9Клеточное строение организмов 13§ 1. Устройство увеличительных приборов 14§ 2. Строение клетки 17§ 3. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост 21§ 4. Ткани 25Царства Бактерии и Грибы 29§ 5. Строение и жизнедеятельность бактерий 30§ 6. Роль бактерий в природе и жизни человека 33§ 7. Общая характеристика грибов 38§ 8. Шляпочные грибы 40§ 9. Плесневые грибы и дрожжи 46§ 10. Грибы-паразиты 48Царство Растения 53§ 11. Разнообразие, распространение, значение растений 54§ 12. Водоросли 58§ 13. Лишайники 67§ 14. Мхи 71§ 15. Плауны. Хвощи. Папоротники 75§ 16. Голосеменные 80§ 17. Покрытосеменные, или Цветковые 87Строение и многообразие покрытосеменных растений 91§ 18. Строение семян 92§ 19. Виды корней и типы корневых систем 95§ 20. Зоны (участки) корня 98§ 21. Условия произрастания и видоизменения корней 103§ 22. Побег и почки 107§ 23. Внешнее строение листа 112§ 24. Клеточное строение листа 116§ 25. Влияние факторов среды на строение листа.Видоизменения листьев 120§ 26. Строение стебля 123§ 27. Видоизменения побегов 130§ 28. Цветок 134§ 29. Соцветия 139§ 30. Плоды 142§ 31. Распространение плодов и семян 147Жизнь растений 153§ 32. Химический состав растений 154§ 33. Минеральное питание растений 157§ 34. Фотосинтез 161§ 35. Дыхание растений 166§ 36. Испарение воды растениями. Листопад 170§ 37. Передвижение воды и питательных веществ в растении 176§ 38. Прорастание семян 180§ 39. Растительный организм как единое целое 187§ 40. Способы размножения растений 190§ 41. Размножение споровых растений 192§ 42. Размножение голосеменных растений 198§ 43. Вегетативное размножение покрытосеменных растений 200§ 44. Половое размножение покрытосеменных растений 208Классификация растений 217§ 45. Основы систематики растений 218§ 46. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства 221§ 47. Класс Двудольные.Семейство Крестоцветные (Капустные) 225§ 48. Класс Двудольные. Семейство Розоцветные 230§ 49. Класс Двудольные. Семейство Пасленовые 235§ 50. Класс Двудольные.Семейство Мотыльковые (Бобовые) 238§ 51. Класс Двудольные.Семейство Сложноцветные (Астровые) 241§ 52. Класс Однодольные. Семейство Лилейные 245§ 53. Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые) 248Природные сообщества 257§ 54. Основные экологические факторы и их влияние на растения 258§ 55. Характеристика основных экологических групп растений 264§ 56. Растительные сообщества 271§ 57. Взаимосвязи растений в сообществе 275Развитие растительного мира 281§ 58. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 282§ 59. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 289Летние задания 295Предметный указатель 297.

x-uni.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта