Биология грибы растения бактерии. Биология - Растения, бактерии, грибы, лишайники - Учебник для 6-7 класса - Корчагина В.А.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Биология бактерии. Грибы. Лишайники. Низшие растения Методические рекомендации. Биология грибы растения бактерии


Класс. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. — КиберПедия

Классический, выдержавший несколько переизданий (предлагается 24 издание) и проверенный временем учебник по биологии (а точнее - по ботанике) для 6-7 классов средней школы. Учебник знакомит с 3-мя из 4-х царств, на которые делятся живые организмы: с растениями, бактериями, грибами и лишайниками. В доступной и наглядной манере в учебнике излагаются все базовые сведения по ботанике, вполне достаточные для неспециалиста по биологии.

Автор В.А. Корчагина. Издательство: Просвещение. 1993 г. 256 стр. Формат DJVU, 15 Мб.

 

Лобжанидзе А.А. «Сферы»

Учебника у меня нет

 

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Школа 2100»

Биология. Учебник 5 класс. Обо всём живом.Учебник предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, является продолжением непрерывного курса окружающего мира и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Посвящён знакомству с живыми организмами и их свойствами, наукой биологией, царствами бактерий, грибов и растений. Материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов позволяет школьникам изучать биологические объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.

М.: 2013. - 176 с. Формат: pdf, 31,3 Мб.

Биология. Учебник. 6 класс. Они растут, цветут и пахнут.

Учебник предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, является продолжением непрерывного курса биологии и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Учебник посвящён знакомству с широко распространёнными на нашей планете покрытосеменными, или цветковыми, растениями. Строение растений рассматривается с точки зрения их приспособления к выполнению жизненно важных функций в экосистеме. Ученики познакомятся с отличительными чертами цветковых растений, их значением в природе и жизни человека. Изучение основных семейств цветковых растений позволит школьникам ориентироваться в природе и применять на практике полученные знания.

М.: БАЛЛАСС, 2012. - 144 с. Pdf, 20 Мб.

Биология. 6 класс. Проверочные и контрольные работы.

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология», 6-й класс («О тех, кто растёт, но не бегает») содержат дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и развитием умений и являются составной частью учебно-методического комплекта для 6-го класса по курсу «Биология». Учебник «Биология» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».М.: 2013. - 64 с. Pdf, 10 Мб

 

Никишов А.И.

Введение в биологию. Неживые тела. Организмы. 5-6 классы.

Учебник содержит материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в живой и неживой природе. Он расширяет и углубляет знания о телах и веществах, полученные при изучении окружающего мира в начальных классах, и обогащает новыми знаниями о составе тел и веществ и их свойствах. В учебник включены вопросы, задания, цветные иллюстрации, способствующие доступности в усвоении изучаемого материала.

М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2012. 240 с. Формат: pdf, 90 Мб.

 

Пасечник В.В. «Вертикаль»

Помимо учебника и тетради в состав УМК входят электронное приложение, методическое пособие и рабочая программа.

Учебник. Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения.Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 5 класса. Все учебники линии для основной школы (5—9 классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Издательство: Дрофа. 2012 г. 144 стр. Формат: pdf, 28,5 Мб.

Рабочая тетрадь. Тетрадь является приложением к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», 5 класс.

Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.4-е изд., стер. - М.: Дрофа. 2015. - 64 с. Pdf, 7 Мб.

Биология 6 класс.«Бактерии, грибы, растения»

Предлагаемый учебник входит в учебный комплект по биологическому образованию для основной школы, разработанный под руководством В.В. Пасечника.Большое количество красочных иллюстраций, вопросы и задания, лабораторные работы, любопытные факты способствуют усвоению учебного материала.Учебник. — 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011. — 304 c. Формат pdf. 12 Мб.

Рабочая тетрадь. 6 класс.

Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков и терминологических кроссвордов. Задания в тетради соответствуют содержанию разделов учебника и предназначены для самостоятельных работ учащихся. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА.

Преображенская Н.В. М.: Экзамен, 2011. 79 с.

6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 94 с. 2016. Формат pdf. 3 Мб.Тесты по биологии. 6 класс.Сборник содержит тестовые задания для проверки знаний по курсу «Биология. Признаки живых организмов». Задания предназначены для работы с учебником В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс».

Пособие включает различные типы тестов для тематической и итоговой проверки, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме.В конце пособия приводятся ответы, что дает читателю возможность проверить себя.Пособие адресовано учителям и репетиторам, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам.Автор: Елена Бенуж. Издательство: АСТ, 2007 г. 90 стр. Формат: fb2 epub. 2,2 Мб.

 

cyberpedia.su

Биология. Бактерии, грибы, растения.

 

Класс (35 ч, 1ч в неделю)

 

Введение (6 ч)

 

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые ор-ганизмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

 

Лабораторные и практические работы

 

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

 

Экскурсии

 

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

 

Предметные результаты обучения.

 

Учащиеся должны знать:

—о многообразии живой природы;

—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

 

—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

 

—экологические факторы;

 

—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

 

—правила работы с микроскопом;

 

—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

 

Учащиеся должны уметь:

 

—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологи-ческие факторы»;

 

—отличать живые организмы от неживых;

—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

 

—характеризовать среды обитания организмов;

—характеризовать экологические факторы;

—проводить фенологические наблюдения;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 

Метапредметные результаты обучения

 

Учащиеся должны уметь:

—составлять план текста;

—владеть таким видом изложения текста, как повествование;

—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

 

—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результа-ты, выводы;

 

—получать биологическую информацию из различных источников;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта.

 

 

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

 

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболоч-ка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клет-ку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

 

Демонстрация

 

Микропрепараты различных растительных тканей.

 

Лабораторные и практические работы

 

Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.

 

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

 

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

 

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 

—строение клетки;

—химический состав клетки;

—основные процессы жизнедеятельности клетки;

 

—характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь:

 

—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пла-стиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

 

—работать с лупой и микроскопом;

—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

—распознавать различные виды тканей.

 



infopedia.su

Биология бактерии. Грибы. Лишайники. Низшие растения Методические рекомендации

БИОЛОГИЯ

Бактерии. Грибы. Лишайники. Низшие растения

Методические рекомендации

При выполнении контрольной работы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1). Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их роль в природе и для человека.

2). Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

3). Лишайники как пример симбиотических организмов. Общая характеристика. Особенности строения слоевища, миксотрофное питание. Многообразие лишайников, их роль в природе, практическое значение. Индикаторная роль лишайников.

4). Водоросли – представители низших растений. Общая характеристика водорослей, особенности строения таллома. Отделы: Красные, Бурые и Зеленые водоросли, их многообразие, распространение. Роль в природе, практическое значение.

Рекомендуемая литература

  1. Корчагина В. А. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. для 6-7 кл.
  2. Серебрякова Т.И и др. Биология 6-7 кл.
  3. Пасечник В.Б. Биология, 6 кл.
  4. Пономарева И.Н. Биология: учебник для 6 кл.
  5. Трайтак Д.И. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Пособие для уч-ся 6-7 кл.
  6. Популярная энциклопедия растений.
  7. Смирнова А.В. Мир растений.
  8. Энциклопедический словарь юного биолога.
  9. Шорина Н.И., Былова А.В. Экология растений 6 кл.
  10. Интернет-ресуры:
    1. http://biolicey2vrn.ucoz.ru/
    2. http://olgasol18.narod.ru/index/0-21

Задания

Бактерии

  1. Выделите главную особенность бактерий: а- нет ядра и клеточной оболочки, б- нет цитоплазмы, в- все являются паразитами, г- клетки без оформленного ядра.
  2. Как размножаются бактерии? А- семенами, б- спорами, в- делением клетки, г- почкованием.
  3. При неблагоприятных условиях бактерии: а- превращаются в паразитов, б- образуют спору, в- погибают, г- быстро делятся.
  4. Спорами не размножаются: а- грибы, б- папоротники, в- бактерии, г- водоросли.
  5. Без участия бактерий и грибов производится: а- уксус, б- сыр, в- чай, г- мармелад.
  6. Азотфиксирующие клубеньковые бактерии часто живут в симбиозе с растениями семейства: а- пасленовые, б- крестоцветные, в- бобовые, г- злаковые.
  7. Кишечные палочки обитают: а- в желудке, б- в двенадцатиперстной кишке, в- в тонком кишечнике, г- в полости рта.
  8. К характеристикам бактерий не относится: а- они имеют клеточную структуру, б- они имеют ядро, в- они видны в световой микроскоп, г- они свободноживущие, паразитические или симбиотические.
  9. Муреин составляет основу клеточной стенки у: а- грибов, б- сине-зелёных водорослей, в- бурых водорослей, г- зелёных водорослей.
  10. Бациллы – это бактерии, имеющие форму: а- шарика, б- цепочки, в- палочки, г- спиральки.

Грибы. Лишайники

  1. Почему лишайники используются как биоиндикаторы? А- обогащают воздух кислородом, б- живут только в чистом воздухе, в- живут только в загрязнённом воздухе, г- очищают воздух.
  2. В состав каких низших растений входят грибы? А- лишайники, б- бурые водоросли, в- красные водоросли, г- зелёные водоросли.
  3. Что такое слоевище? А- орган размножения, б- тело низшего растения, в- орган защиты, г- орган прикрепления.
  4. Где грибы сгруппированы по способу питания? А- одно- и многоклеточные, б- сапрофитные и паразитические, в- трубчатые и пластинчатые, г- ядовитые и съедобные.
  5. У груздя в пищу используют: а- только грибницу, б- только ножку, в- только шляпку, г- плодовое тело.
  6. Найдите съедобный пластинчатый гриб: а- подберёзовик, б- опёнок, в- мухомор, г- боровик.
  7. Между берёзой и подберезовиком возникает: а- паразитизм, б- сапрофитизм, в- симбиоз, г- взаимоотношений нет.
  8. Какие организмы считаются «пионерами» освоения суши? А- мхи, б- грибы, в- плауны, г- лишайники.
  9. Какие грибы паразитируют на злаках? А- дрожжи, б- пеницилл и мукор, в- головня и спорынья, г- трутовик и мухомор.
  10. Лишайники – это симбиоз: а- бактерии и гриба, б- гриба и водоросли, в- бактерии и водоросли, г- мха и водоросли.
  11. Стенки клеток грибов содержат преимущественно: а- глюкозу, б- целлюлозу, в- пектин, г- хитин.
  12. Грибы не образуют микоризу с корнями: а- хвощей и плаунов, б- голосеменных, в- однодольных покрытосеменных, г- двудольных покрытосеменных.

Водоросли

  1. Что представляет собой тело низших растений? А- состоит из разнообразных тканей, б- из одной единственной клетки, в- состоит из органов, г- слоевище.
  2. Назовите структурные компоненты клеток зелёных водорослей, в которых происходит фотосинтез: а- вакуоли, б- хлоропласты, в- хроматофоры, г- ядра.
  3. Назовите зелёную водоросль, у которой имеется красный глазок – стигма: а- хлорелла, б- хламидомонада, в- спирогира, г- улотрикс.
  4. Назовите водоросль, которая наиболее часто встречается во время «цветения» мелких луж и других водоёмов: а- ламинария, б- улотрикс, в- спирогира, г- хламидомонада, д- вольвокс.
  5. Что можно сказать о жгутиках хламидомонады: а- отсутствуют, б- имеются два жгутика, в- имеется один жгутик, г- имеются реснички.
  6. Назовите процесс, который происходит в хроматофорах хламидомонады, хлореллы и улотрикса: а- фотосинтез, б- образование гамет, в- клеточное дыхание, г- формирование спор.
  7. С какой целью используют хлореллу в очистных сооружениях: а- для поглощения углекислого газа, б- для удаления органических веществ, в- в качестве источника кислорода, г- в качестве пищи для других организмов.
  8. Назовите стадию развития, на которой зимует хламидомонада: а- зооспора, б- гамета, в- зигота, г- зрелая форма.
  9. Назовите зелёную водоросль, у которой жгутиковые стадии отсутствуют: а- улотрикс, б- хламидомонада, в- хлорелла, г- вольвокс.
  10. Как называется тело ламинарии: а- корпус, б- мицелий, в- слоевище, г- матрикс.
  11. Какая форма хроматофора у хламидомонады: а- незамкнутое кольцо, б- чашевидная, в- лентовидная, г- сетчато-продырявленный цилиндр.
  12. Назовите одноклеточную зелёную водоросль: а- ламинария, б- улотрикс, в- спирогира, г- хламидомонада.
  13. Назовите водоросль, у которой имеются ризоиды: а- хлорелла, б- хламидомонада, в- ламинария, г- вольвокс.
  14. Назовите многоклеточную зелёную водоросль: а- хламидомонада, б- спирогира, в- ламинария, г- хлорелла.
  15. Назовите водоросль, клетка которой имеет хроматофор в виде незамкнутого кольца: а- хламидомонада, б- улотрикс, в- спирогира, г- ламинария, д- вольвокс, е- хлорелла.
  16. Назовите зелёную водоросль, у которой хроматофор имеет вид закрученной ленты: а- кладофора, б- спирогира, в- хламидомонада, г- хлорелла.
  17. Назовите бурую водоросль: а- хлорелла, б- спирогира, в- ламинария, г- хламидомонада.
  18. Назовите систематическую группу водорослей, представители которой преобладают на больших глубинах океана: а- синезелёные водоросли, б- зелёные водоросли, в- бурые водоросли, г- красные водоросли.
  19. Назовите водоросль, которую употребляют в пищу и называют «морской капустой»: а- фукус, б- ламинария, в- улотрикс, г- спирогира.
  20. Назовите систематическую группу, к которой относят фукус: а- зелёные водоросли, б- синезелёные водоросли, в- бурые водоросли, г- красные водоросли.
  21. Назовите структуры, посредством которых ламинария прикрепляется к подводным предметам: а- корни, б- ризоиды, в- слоевище, г- корневище.
  22. Назовите лимитирующий фактор, ограничивающий возможность обитания зелёных морских водорослей на большой глубине: а- низкая температура, б- недостаток органических веществ, в- недостаток минеральных веществ, г- недостаток световых лучей определённой длины волны.
  23. Назовите систематическую группу, к которой относят спирогиру: а- зелёные водоросли, б- синезелёные водоросли, в- бурые водоросли, г- красные водоросли.
  24. Какую форму имеет хроматофор спирогиры: а- чашевидную, б- в виде незамкнутого кольца, в- в виде двух спирально закрученных лент, г- в виде двух звёзд.
  25. Какую форму имеет хроматофор улотрикса: а- чашевидную, б- в виде незамкнутого кольца, в- в виде двух спирально закрученных лент, г- в виде двух звёзд.
  26. Укажите красные водоросли: а- ульва, улотрикс, спирогира; б- фукус, саргассум; в- порфира, полисифония; г- хлорелла, хламидомонада, вольвокс.

l.120-bal.ru

учеб. для уч-ся 6 класс — ГДЗ-онлайн

Что изучает биология. Как вы уже знаете, существующие на Земле организмы по основным признакам сходства и различия распределены в 4 царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные (■ рис. 1). Изучением живых организмов занимается наука биология (от греч. «биос» — жизнь), включающая в себя ряд наук о живой природе, в том числе и науку о растениях — ботанику (от греч. «ботанэ» — растение). Ботаника — одна из древнейших биологических наук. Она возникла в III в. до н. э. В то время все организмы были разделены только на две группы — животные и растения. Первоначально грибы и бактерии, наряду с растениями, изучались уче — ными-ботаниками. Бактерии и грибы были выделены в отдельные царства живой природы только в ХХ в., когда были установлены их существенные отличия от растений. Однако по традиции учебные предметы по ботанике продолжают включать сведения как о растениях, так и о бактериях и грибах. Из трех царств живой природы (Бактерии, Грибы, Растения) самое крупное и многообразное — царство Растения. Оно включает около 350 тыс. видов, тогда как грибов к настоящему времени известно около 100 тыс. видов, а бактерий около 20 тыс. видов. Значение растений, бактерий и грибов в природе.

Растения широко расселились на Земле от экваториальных до по- ВВЕДЕНИЕ Тыква Лярных областей. Они образуют растительность тундры, лесов, степей, пустынь, гор, лугов, болот и водоемов и оказывают большое влияние на состав воздуха, почвы, жизнь животных. Прежде всего, велико значение растений в обогащении воздуха кислородом и освобождении его от избытка углекислого газа, поддержании его влажности. Главная роль в этом принадлежит лесам, которые смягчают климат, ослабляют иссушающее действие ветра, способствуют накоплению влаги в почве, препятствуют обмелению рек и об разованию оврагов. Растения — основная пища многих животных, которыми, в свою очередь, питаются другие животные. Они же служат многим животным естест венным убежищем, надежной защитой ле том от палящих солнечных лучей. Велико значение в природе бактерий и грибов. Многие бактерии и грибы превращают растительные и другие органические остатки в перегной. Существует немало бактерий и грибов, вызывающих различные болезни у растений и животных.

Значение расжений, бакжерий и грибов в жизни человека. Человек издавна использует в своей жизни не только растения, но и грибы и бактерии. Растения — источник нашей пищи, лекарств, корма для сельскохозяйственных животных, строительного материала, сырья для производства бумаги, хлопчатобумажных тканей. Многие растения используются при выделке кожи, получении красок. С древних времен человек начал выращивать пищевые растения. Эти растения послужили основой для выведения многих сортов пшеницы, ржи, кукурузы, риса, проса, картофеля, свеклы, моркови, капусты и других культурных растений (■ рис. 2). О ВВЕДЕНИЕ Валерьяна лекарственная Рис. 3. Лекарственные растения Боярышник Кроваво-красный Некоторые бактерии полезны человеку.

Он использует их в квашении капусты, засолке огурцов, превращении молока в молочнокислые продукты. Но известны и такие бактерии, которые вызывают порчу продуктов питания, а также тяжелые заболевания — чуму, холеру, туберкулез. Некоторые грибы человек употребляет в пищу, для получения лекарств. Имеются среди грибов и паразиты сельскохозяйственных растений, значительно снижающие их урожай. Знания о растениях необходимы каждому человеку. Они дают возможность ближе познакомиться с окружающим растительным миром, рационально использовать его богатства, определять его биологическое состояние, а также проявлять заботу о природе и устранять причины, вызывающие ее разрушение. Изучение растений помогает человеку в выращивании сельскохозяйственных и декоративных культур, в озеленении городов, поселков и других населенных пунктов, в использовании лекарственных растений (■ рис. 3), а также сохранении своего организма от отравлений ядовитыми растениями и их плодами. Знания о растениях помогают человеку видеть красоту природы и делать все необходимое для ее сохранения.

Самая многообразная группа растений — Цветковые. Многие из них знакомы каждому человеку. Поэтому изучение растений начнем именно с них. ■ Какие царства живых организмов изучает биология? Каково значение растений в природе и жизни человека? Каково значение грибов и бактерий в жизни человека? Почему знания по биологии необходимы каждому человеку?

Органы цветкового растения Почки Стебель Вегетативный побег Рис. 5. Система побегов вишни Листья Система Рис. 4. Органы цветкового растения Рассмотрите на рисунках (■ рис. 4, 6, 7) цветковые растения — сурепку, мак, черемуху. Вспомните, встречали ли вы их в природе. Что общее у этих растений и в чем их различие. Вегетативные органы растения. У цветкового растения различают два основных вегетативных органа (от лат. «вегетативус» — растительный) — корень и побег. Их главные функции связаны с питанием и дыханием растения, его ростом. Побег состоит из стебля, листьев и почек (■ рис. 4, 5). У большинства растений корень — подземный орган. Он закрепляет растение в почве, всасывает в организм воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Основная функция побега — образование на свету из неорганических веществ органических, необходимых для роста и развития растения. И корни и побеги растения способны ветвиться: на корнях образуются боковые корни, а на побеге из почек развиваются новые побеги (■ рис. 5). Благодаря ветвлению у растения формируются две системы органов. Все корни одного растения составляет его корневую систему, а побеги — систему побегов. Ветвление корней и побегов, способствующее увеличению их числа, дает возможность растению расширять свое жизненное пространство, получать необходимое количество воды, питательных веществ и солнечного света. Генеративные органы растения. Лепесток Чашелистик Цветоложе Цветоножка Венчик Пестик Цветки в соцветии Рис. 7. Черемуха Плоды Цветок Плод Рис. 6. Мак Каждое растение не только растет, но и развивается, то есть изменяется в зависимости от возраста. По мере роста и развития на его побегах образуются цветки, а из них — плоды и семена. Цветки, плоды и семена называют органами размножения растения, или генеративными органами (от лат. «генеро» — рождаю, произвожу). Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми, или покрытосеменными.

Название покрытосеменных растений связано с тем, что семена находятся внутри плода (покрыты им). Цветки, плоды и семена разнообразны по величине, форме, окраске и другим признакам. У мака (■ рис. 6), например, цветки — крупные, красные, желтые или голубоватые, одиночные, без запаха. Плоды у мака — сухие, бурые коробочки, содержащие очень много мелких семян. У черемухи цветки — мелкие, белые, собраны в большие группы, имеют сильный запах (■ рис. 7). Плоды у черемухи — сочные, темно-синие, округлые, с одним семенем внутри. Строение цветка вишни. Рассмотрим в качестве примера цветок вишни (■ рис. 8). Самая заметная часть цветка вишни — венчик. Он образован пятью лепестками молочно-белого цвета. Под венчиком располагается чашечка, состоящая из пяти зеленых чашелистиков. Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник. В центре цветка расположены главные его органы — один пестик и около тридцати тычинок. Все части цветка расположены на расширенной оси — на цветоложе.

Цветки вишни имеют цветоножки, соединяющие их со стеблем. В центре цветка распложены тычинки и пестик. Строение плода и семени вишни. Плод вишни (■ рис. 9) состоит из околоплодника и одного семени. Околоплодник образован тонкой кожицей, сочной мякотью и деревянистой косточкой. Семя вишни имеет семенную оболочку и зародыш, в котором выделяют зародышевый корень и зародышевый побег. Околоплодник Семя Рис. 9. Плоды и семена вишни Околоплодник защищает семя от различных повреждений. Яркой окраской он привлекает птиц, поедающих сочные плоды и распространяющих непереваренные косточки с семенами на большие расстояния, где семена могут прорасти. ■ Цветковое растение; вегетативные органы: побег (стебель, лист, почка), система побегов, корень, корневая система; генеративные органы: цветок, плод, семя, околоцветник (венчик, лепестки, чашечка, чашелистики), цветоножка, цветоложе, тычинка, пестик. Какие растения называют цветковыми?

2. Из каких органов состоит цветковое растение? 3. Какие органы, называют вегетативными, а какие — генеративными? 4. Каковы, основные функции вегетативных органов? 5. Каковы функции генеративных органов? 6. Какие основные части различают в цветке? 7. Какое строение имеют плод и семя? Рассмотрите сурепку или дикую редьку, которые осенью в цветущем состоянии легко найти на огороде, в поле или на учебно-опытном участке. Зарисуйте в тетради растение. Обозначьте стрелками с надписями генеративные и вегетативные органы,.

Перечертите в тетрадь и заполните таблицу. Органы цветкового растения

Вегетативные органы: Основные функции органов
Генеративные органы:

Жизненные формы цветковых растений Рис. 11. Береза Рассмотрите рисунки (■ рис. 10,11,16,18). Чем различаются между собой изображенные на нем деревья, кустарники и травы? Как вы полагаете, в чем отличие многолетних травянистых растений от двулетних и однолетних? Что такое жизненная форма растения. Цветковые растения очень многообразны. Их различают по продолжительности жизни, величине, строению стеблей, листьев, цветков, плодов и семян. Однако по своему облику береза во многом сходна с липой и осиной, орешник сходен с жимолостью, бузиной, сиренью и крыжовником. Подорожник сходен с лютиком, земляникой и одуванчиком. Общий облик растения — это его жизненная форма (■ рис. 10). Каждая из жизненных форм растений имеет название.

Например, береза (■ рис. 11), Кустарник Кустарничек Травянистые Растения 1 5# (к /К Вяз (■ рис. 12), осина — деревья. Орешник, жимолость, сирень и крыжовник — кустарники. Подорожник, земляника и одуванчик — травянистые растения, или травы. Дерево, кустарник, трава — основные жизненные формы цветковых растений. Рис. 12. Вяз Существуют и другие жизненные формы растений. Так, черника, брусника и клюква — кустарнички. Дерево. Главные особенности внешнего строения дерева известны каждому.

Дерево имеет прочный главный стебель, который называют стволом; крону, образованную побегами разного возраста и мощную корневую систему. Средняя высота крупных деревьев наших лесов 20-30 м. Яблони и груши в садах обычно бывают высотой не более 5-6 м. Самые высокие деревья — австралийские эвкалипты, высотой около 100 м (■ рис. 13). Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них среди цветковых растений — баобаб (несколько тыс. лет), каштан (более 1000 лет), дуб (■ рис. 14) (живет до 500 лет). Кустарник. В отличие от дерева у кустарника не один ствол, а несколько деревя- Нистых стволиков разной высоты и толщины. Стволики кустарника — стебли боковых побегов. Они образуются у самой поверхности земли из боковых почек основного стволика, развившегося из зачаточного побега семени. Стволики быстро растут, сменяя друг друга. Высота кустарников обычно от 0,8 до 6 м. Черника Брусника Без листьев С листьями Рис. 16. Смородина Рис. 15. Орешник Кустарники, как и деревья, — многолетние растения. Продолжительность жизни стволика сравнительно небольшая.

Сам же кустарник живет долго, так как наряду с отмиранием стволиков происходит образование новых. Самый распространенный кустарник лиственного леса— орешник (■ рис. 15). Его стволики бывают высотой до 5-6 м. Продолжительность жизни одного стволика в среднем 25-30 лет. Из кустарников, выращиваемых в садах, наиболее распространены смородина (■ рис. 16), крыжовник, малина, сирень. * Кустарнички. Растения этой жизненной формы тоже многолетние. Их побеги тонкие, но прочные (одревесневающие). Высота кустарничков обычно достигает 20-40 см. К наиболее известным кустарничкам относятся черника, брусника, клюква (■ рис. 17). В отличие от кустарников кустарнички зимой бывают полностью укрыты снегом. ) Травы, или травянистые растения. В отличие от деревьев, кустарников и кустарничков, у трав, как правило, побеги с зелеными неодревесневшими стеблями. К высоким травянистым растениям относятся, например, подсолнечник, кукуруза, крапива, пустырник.

Наиболее крупные тропические травы — сахарный тростник (высотой до 7 м), банан (до 15 м) (■ рис. 20). По продолжительности жизни травянистые растения бывают однолетними, двулетними и многолетними (■ рис. 18). Рис. 18. Травы разной продолжительности жизни. Схема Фиалка полевая (однолетнее растение) ) — Г 1 # ■> Однолетние Многолетние 1! Однолетние травы (например, редька дикая, василек синий, фиалка полевая, просо, горох, томат) живут в течение весны, лета и начала осени — в благоприятное для них время года. Их семена обычно прорастают весной. Появившиеся молодые растения быстро растут и развиваются. Вскоре они зацветают, образуют плоды и семена, а затем отмирают. * Семена некоторых однолетников прорастают осенью. Развившиеся из них молодые растения зимуют, а весной возобновляют свой рост и развитие. Зимующие однолетние растения называются озимыми (озимая пшеница, пастушья сумка). ) Лапчатка гусиная (многолетнее растение) Лопух большой (двулетнее растение) Рис. 19. Травянистые растения разной продолжительности жизни Двулетние травы (например, лопух (■ рис. 19), чертополох, морковь, свекла) в первый год жизни образуют вегетативные органы, накапливают в подземных органах питательные вещества и зимуют. Во второй год, используя накопленный запас питательных веществ, они быстро возобновляют рост и развитие, образуют цветки, плоды и семена, и отмирают.

Подземные органы, образовавшиеся в первый сезон жизни у культурных растений (свекла, морковь, брюква, редька), в открытом грунте обычно не перезимовывают. Поэтому осенью их выкапывают и хранят в погребах или подвалах. Рис. 20. Банан Многолетние травы (например, земляника, ландыш, щавель, банан (■ рис. 20), лапчатка, люпин). Они живут более двух лет. Достигнув определенного возраста, многолетники образуют цветки и плоды обычно в течение 10-20 и более лет. * Многолетние травы к осени накапливают в подземных органах запас питательных веществ. Надземные побеги у них почти полностью отмирают. На зиму остаются лишь их нижние части с зимующими почками, которые находятся в верхнем слое почвы или у самой ее поверхности. Весной из почек за счет запасных питательных веществ у многолетних трав вырастают новые побеги. ) ■ Жизненные формы растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава; травы: однолетние, двулетние и многолетние. Какие основные жизненные формы различают у цветковых растений?

www.planshetnik.com

Биология бактерии грибы растения

Биология Бактерии грибы растения 6 класс В В

Полная версия видеообзора книжного издания "Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. В. В. Пасечник" будет позже, скачать этот интересный учебник, а также множество других книг вы можете отсюда http://freeuchebniki.ru/biologiya__ba...

Биология. бактерии, грибы, растения. 5 класс. пасечник в.в.

М.: 2012. - 144 с.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методическийкомплекс по биологии для 5 класса. Все учебники линии для основной школы (5—9классы) созданы под руководством В. В. Пасечника и соответствуют Федеральномугосударственному образовательному стандарту основного общего образования.Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания,лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные фактыспособствуют эффективному усвоению учебного материала.

 

 

Формат: pdf / zip     

Размер:  24,3 Мб

Скачать:  rusfolder.com  

   RGhost    

 

Электронное приложение к учебнику:

Формат: exe / zip     

Размер:  302 Мб

Скачать:  RGhost    

 

 

 

 

ОглавлениеВведение§ 1. Биология — наука о живой природе 6

§ 2. Методы исследования в биологии 10

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительныепризнаки живого 15

§ 4. Среды обитания организмов 19

§ 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 25

Глава 1 Клеточное строение организмов§ 6. Устройство увеличительных приборов 30

§ 7. Строение клетки 34

§ 8. Химический состав клетки 40

§ 9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост 42

§ 10. Ткани 46

Глава 2 Царство Бактерии§ 11. Строение и жизнедеятельность бактерий 52

§ 12. Роль бактерий в природе и жизни человека 56

Глава 3 Царство Грибы§ 13. Общая характеристика грибов 66

§ 14. Шляпочные грибы 70

§ 15. Плесневые грибы и дрожжи 78

§ 16. Грибы-паразиты 81

Глава 4 Царство Растения§ 17. Разнообразие, распространение, значение растений 88

§ 18. Водоросли 93

§ 19. Лишайники 102

§ 20. Мхи 106

§ 21. Плауны. Хвощи. Папоротники 112

§ 22. Голосеменные 119

§ 23. Покрытосеменные, или Цветковые 127

§ 24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира132

Предметный указатель 143

 

 

О том, как читать книги в форматахpdf, djvu- см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др."

 

Пасечник в. в. биология. бактерии, грибы, растения. учебник для 6 класса онлайн

Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. — 14-е изд., стереотип. — М. : , 2011. — 301 г.: ил.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В. В. Пасечника.

Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Оглавление

Введение. Биология — наука о живой природе 9

Клеточное строение организмов 13

§ 1. Устройство увеличительных приборов 14

§ 2. Строение клетки 17

§ 3. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост 21

§ 4. Ткани 25

Царства Бактерии и Грибы 29

§ 5. Строение и жизнедеятельность бактерий 30

§ 6. Роль бактерий в природе и жизни человека 33

§ 7. Общая характеристика грибов 38

§ 8. Шляпочные грибы 40

§ 9. Плесневые грибы и дрожжи 46

§ 10. Грибы-паразиты 48

Царство Растения 53

§ 11. Разнообразие, распространение, значение растений 54

§ 12. Водоросли 58

§ 13. Лишайники 67

§ 14. Мхи 71

§ 15. Плауны. Хвощи. Папоротники 75

§ 16. Голосеменные 80

§ 17. Покрытосеменные, или Цветковые 87

Строение и многообразие покрытосеменных растений 91

§ 18. Строение семян 92

§ 19. Виды корней и типы корневых систем 95

§ 20. Зоны (участки) корня 98

§ 21. Условия произрастания и видоизменения корней 103

§ 22. Побег и почки 107

§ 23. Внешнее строение листа 112

§ 24. Клеточное строение листа 116

§ 25. Влияние факторов среды на строение листа.

Видоизменения листьев 120

§ 26. Строение стебля 123

§ 27. Видоизменения побегов 130

§ 28. Цветок 134

§ 29. Соцветия 139

Ozon.ru - книги

Товар дня:

Развивающий коврик Playgro "Веселая прогулка" + Поильник Canpol Babies "Balonik", от 6 месяцев, в подарок

Развивающие коврики, комплексы (2013)

(1 отзыв)

2128,6 руб

скидка 30%

1 49000руб

В корзину

Вес: 950 г

Произошла ошибка

В корзине

Вес: 950 г

На складе. Ожидаемая дата передачи

в службу доставки 24 июля

«биология. растения. бактерии. грибы. лишайники.», 6 класс, пономарева и.н. и др.

Методические материалы180Педагогическая мастерская412Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Биология. Живой организм», 6 класс, Сонин Н.И.1Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Биология. Растения, бактерии, грибы,лишайники», 6 класс, 3 издание, Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.1Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», 6 класс, Пономарева И.Н. и др.2

Ozon.ru - книги

От производителя

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника.

Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

От OZON.ru

13-е издание, стереотипное.

Уважаемые покупатели! В настоящее время у поставщиков нашего магазина имеется в наличии на складах несколько абсолютно идентичных по содержанию и оформлению изданий данной книги, отличающихся только годом выпуска.

Поэтому, обращаем Ваше внимание на то, что заказывая эту книгу у них, мы не можем гарантировать в дальнейшем доставку Вам данного издания именного того года выпуска, который указан в его описании. Содержание же и оформление книги будет полностью соответствовать размещенным выше изображению обложки и тексту аннотации.

Книга "биология. бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений" - владимир пасечник. купить книгу, читать рецензии

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В.В. Пасечника.

Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

16-е издание, стереотипное.

Еще записи по теме

actibo.ru

Биология - Растения, бактерии, грибы, лишайники - Учебник для 6-7 класса

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу и похожие книги в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Биология - Растения, бактерии, грибы, лишайники - Учебник для 6-7 класса.

Автор: Корчагина В.А.

1993.

По этому учебнику вы будете учиться в 6 и 7 классах. По оглавлению учебника можно легко найти нужные разделы. Отыскать их в учебнике поможет также надпись в верхней части страницы. Вопросы к тексту параграфа обозначены красным вопросительным знаком. Красный треугольник после вопросов показывает на задание для самостоятельной работы. Номера рисунков в тексте и под соответствующим рисунком выделены цифрой в красном квадрате. Термины и видовые названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

Фотографии перед каждой темой помогут вам лучше понять ее содержание. В начале и в конце учебника на обороте переплета (форзаце) представлены схемы четырех царств органического мира, происхождения и развития бактерий, грибов, растений.

В учебник включен лабораторный практикум. Работая с натуральными объектами, вы приобретете практические умения и навыки, необходимые для изучения растительного мира.

ОГЛАВЛЕНИЕОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ§ 1. Биология - наука о живой природе. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека 7§ 2. Органы растения 9§ 3. Плоды и семена 12§ 4. Распространение плодов и семян 15§ 5. Разнообразие растений 17§ 6. Осенние явления в жизни растений 20КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА§ 7. Устройство увеличительных приборов 23§ 8. Строение растительной клетки 25§ 9. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку 26§ 10. Деление и рост клеток 28КОРЕНЬ§11. Стержневые и мочковатые корневые системы 31§ 12. Почва и ее охрана 33§ 13. Рост корня 35§ 14. Зоны (участки) корня 37§ 15. Поглощение воды корнем 40§ 16. Передвижение воды и минеральных веществ в растении 42§ 17. Удобрения 43§ 18. Дыхание корней 45§ 19. Видоизменения корней 46ПОБЕГ§ 20. Побег и почки 49§ 21. Развитие побега из почки. Рост побега в длину 53§ 22. Внешнее строение листьев 55§ 23. Клеточное строение листовой пластинки 58§ 24. Растения и свет 60§ 25. Образование крахмала в листьях на свету 61§ 26. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода 63§ 27. Выращивание растений в парниках и теплицах 65§ 28. Дыхание листа 67§ 29. Испарение воды растениями 68§ 30. Видоизменения листьев 70§ 31. Листопад 72§ 32. Значение зеленых растений в природе и жизни человека 74§ 33. Строение стебля 76§ 34. Рост стебля в толщину. Годичные кольца 80§ 35. Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ . 82§ 36. Передвижение по стеблю органических веществ 83§ 37. Корневище, клубень, луковица 85ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ§ 38. Вегетативное размножение растений побегами 91§ 39. Вегетативное размножение растений корнями и листьями 95ЦВЕТОК И ПЛОД§ 40. Цветок 99§ 41. Соцветия 102§ 42. Перекрестное опыление насекомыми 104§ 43. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление 105§ 44. Искусственное опыление... 107§ 45. Оплодотворение у цветковых растений 108§ 46. Образование семян и плодов 110СЕМЯ§ 47. Строение семян двудольных растений 115§ 48. Строение семян однодольных растений 116§49. Состав семян 118§ 50. Прорастание семян 120§ 51. Дыхание семян 123§ 52. Питание и рост проростков 124§ 53. Время посева и глубина заделки семян 126РАСТЕНИЕ - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.§ 54. Взаимосвязь в растительном организме 131§ 55. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма 133§ 56. Растения и окружающая среда 136§ 57. Растительное сообщество 140§ 58. Взаимосвязи растений в сообществе 143§ 59. Влияние факторов природы на растительные сообщества 144§ 60. Охрана растений 147§ 61. Весенние явления в жизни растений§ 62. Летние задания 155ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ (ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ) РАСТЕНИЯ§ 63. Деление цветковых растений на группы 157§ 64. Семейство крестоцветных 160§ 65. Дикорастущие растения семейства крестоцветных 162§ 66. Семейство розоцветных§ 67. Шиповник - растение семейства розоцветных 167§ 68. Семейство бобовых 168§ 69. Семейство пасленовых 170§ 70. Семейство сложноцветных 172§ 71. Семейство лилейных 176§ 72. Семейство злаков 179СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ§ 73. Происхождение культурных растений 185§ 74. Пшеница - важнейшая зерновая культура 187§ 75. Капуста - ценная овощная культура 190§ 76. Картофель - важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура§ 77. Масличные сельскохозяйственные растения§ 78. Плодово-ягодные культуры 196ОТДЕЛЫ PACTЕНИЙ§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли 201§ 80. Многоклеточные нитчатые зеленые водоросли 203§ 81. Морские бурые и красные водоросли 205§ 82. Зеленый мох кукушкин лен 207§ 83. Торфяной мох и образование торфа 208§ 84. Папоротники, хвощи, плауны 210§ 85. Древние папоротникообразные и образование каменного угля 213§ 86. Разнообразие голосеменных растений 215§ 87. Размножение голосеменных. Значение голосеменных 217§ 88. Покрытосеменные (Цветковые) растения 220РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА§ 89. Многообразие растений. Доказательства их происхождения 223§ 90. Основные этапы развития растительного мира 225§ 91. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений 229БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ§ 92. Бактерии, их строение и жизнедеятельность 233§ 93. Роль бактерий в природе и жизни человека 235§ 94. Болезнетворные бактерии 236§ 95. Шляпочные грибы 237§ 96. Плесневые грибы и дрожжи 241§ 97. Грибы-паразиты 243§ 98. Лишайники 245Лабораторный практикум 248

Купить - Книгу - Биология - Растения, бактерии, грибы, лишайники - Учебник для 6-7 класса - Корчагина В.А. .com

Купить - Книгу - Биология - Растения, бактерии, грибы, лишайники - Учебник для 6-7 класса - Корчагина В.А. .net

Дата публикации: 14.06.2011 17:16 UTC

Теги: учебник по биологии :: растение :: гриб :: бактерия :: лишайник :: 6 класс :: 7 класс :: Корчагина

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:

nashol.me

Биология 7 класс: вирусы, бактерии, грибы, растения

Программа по биологии - - Химический лицей

«Ботаника – 7 класс.» г. Тулы.

БИОЛОГИЯ - 7 КЛАСС: ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ.

(136 часов - 4 часа в неделю.)

  1. ВВЕДЕНИЕ: ОСНОВЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ВИРУСЫ. - 24 часа.
Единство химического состава всех живых организмов. Макромолекулы, их свойства и значение. Белки, нуклеиновые кислоты, липиды. Ферменты. Роль нуклеиновых кислот в жизни организмов. Гены и хромосомы. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип.

^ Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Движущие силы и результаты эволюции. Микро- и макроэволюция, их закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение и развитие жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Система органического мира. Карл Линней и его вклад в биологию. Искусственная и естественная классификации. ^ Вид - основная единица классификации. Вид и его критерии. Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности.

^ Особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Размножение вирусов. Роль в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. Другие вирусные заболевания человека: инфекционный паротит, полиомиелит, оспа, грипп, бешенство, герпес.

^

  1. ЦАРСТВА БАКТЕРИЙ И АРХЕБАКТЕРИЙ - 12 часов.
История открытия бактерий. Общая характеристика бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. Классификация по форме клеток. Строение прокариотической клетки и ее отличия от эукариотической. Строение бактериальной клетки под световым и электронным микроскопом. Бактерии - возбудитель заболеваний растений, животных, человека (источники заражения, характер поражения, способы профилактики): дизентерия, чума, холера, дифтерия, туберкулез. Основные методы микробиологии. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии гниения и борьба с ними. Положительная роль бактерий в природе и жизни человека: почвенные бактерии редуценты и азотфиксаторы, симбионты животных и человека. Аэробные и анаэробные бактерии.

Оксифотобактерии. Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и их роль в природе. Хлороксибактерии (прохлорон) и их роль в эволюции. Архебактерии - новый, уникальный по своим свойствам домен в живой природе. Симбиотическая теория происхождения эукариотической клетки.

^ С.Виноградского, А. Флемминга. Антибиотики и борьба с болезнетворными микроорганизмами.

  1. ЦАРСТВО ГРИБОВ - 20 часов.
Общие признаки грибов. Черты сходства грибов с растениями и животными. Особенности, характерные только для царства грибов.

Миксомицеты (слизевики): особенности строения, жизнедеятельности и размножения. Происхождение и систематическое положение слизевиков. Возбудители килы капусты и парши картофеля.

Классификация грибов:

^

Отдел Хитридиомицеты - особенности строения, размножения и жизнедеятельности.

Отдел Оомицеты. Поражения сапролегниевыми грибами, корневая гниль, фитофтороз, мильдью винограда, пероноспора. Методы борьбы с оомицетами.

^

Отдел Зигомицеты. Строение и размножение мукора и ризопуса. Поражение насекомых грибами зигомицетами. Развитие гриба пилобуса.

Отдел Аскомицеты - особенности строения и размножения. Дрожжевые грибы. Курчавость листьев, “дутые плоды”, “ведьмины метлы” и причины их возникновения. Микозы пчел. Заболевания человека, вызываемые грибами: дерматомикоз, гистоплазмоз. Мучнистая роса и ее вред. Спорыньевые грибы - цикл развития, особенности отравления спорыньей, медицинское использование. Белая гниль сельскохозяйственных культур (род склеротиния). Пецициевые грибы: сморчки, строчки и другие. Трюфелевые грибы - практическое значение, разведение. Пеницилл и аспергилл. История открытия антибиотиков.

Отдел Базидиомицеты (гименомицеты, гастеромицеты, телиомицеты). Трутовые грибы и их роль в природе. Агариковые и болетовые грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Малоизвестные съедобные грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Головневые и ржавчинные грибы.

Отдел Несовершенные грибы (дейтеромицеты) и их роль в природе и жизни человека. Черная гниль сельскохозяйственных растений и другие заболевания. Особенности систематики данной группы.

Основные экологические группы грибов: почвенные грибы, копрофилы, ксилофиты, водные грибы, паразиты растений и животных, хищные грибы, сапрофиты, повреждающие промышленные материалы. Микориза и микоризообразователи. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Отдел Лишайники: строение, размножение и роль в природе. Лишайники - комплексные симбиотические организмы. Происхождение грибов и лишайников.

Лабораторные работы:

1. Внешнее строение и слизевиков.

2. Строение гименофора трутовика.

  1. Изучение различных плесеней под микроскопом.
  2. Внешнее строение лишайников и их многообразие.
  1. ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ - 12 часов.
Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Общие признаки царства растений. Фотосинтез и дыхание у растений.

Общие признаки низших растений. Водоросли и их характерные особенности.

^

Особенности внешнего и внутреннего строения, происхождения и распространения красных водорослей. Основные представители и их использование.

^

Краткая характеристика (особенности строения, набор пигментов, размножение, важнейшие представители и их экологическая роль) основных отделов водорослей: Пиррофитовые, Золотистые, Диатомовые, Желто-зеленые, Бурые, Эвгленовые, Зеленые, Харовые.

Циклы развития зеленых, бурых и красных водорослей. Чередование поколений.

Экологические группы водорослей: планктонные, бентосные, наземные, почвенные, водоросли горячих источников, снега и льда, соленых водоемов, сверлящие и туфообразующие водоросли. Симбиоз водорослей с другими организмами (эпифиты и эмдосимбионты).

Лабораторные работы:

  1. Строение бурых, зеленых и диатомовых водорослей под микроскопом.
^

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ.

  1. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ - 8 часов.
Общие признаки высших растений. Риниофиты – самые первые представители высших растений.

Моховидные как особая линия эволюции высших растений. Размножение и развитие моховидных. Чередование поколений.

Класс Печеночники. Строение и размножение маршанции.

Класс Листостебельные мхи - особенности строения и размножения. Зеленые мхи на примере кукушкиного льна, другие представители рода политрихум. Сфагновые или белые мхи и их экологическая роль.

Лабораторные работы:

1. Внутреннее и внешнее строение зеленого и сфагнового мхов.

  1. ^ - 8 часов.
Спорофитная линия эволюции. Высшие споровые и их особенности.

Отдел плауновидные: плауновые и полушниковые. Строение и размножение плаунов на примере плауна годичного. Особенности размножения и строения селагинеллы. Полушник.

Отдел псилотовидные.

Отдел хвощевидные. Особенности строения и размножения хвощей. Основные представители хвощей Тульской области: хвощ полевой, луговой, лесной, зимующий.

Отдел папоротниковидные. Строение и размножение папоротника на примере щитовника мужского. Многообразие папоротников Тульской области. Водные папоротники: марсилия и сальвиния. Разноспоровые и равноспоровые. Вымершие папоротникообразные.

Лабораторные работы:

  1. Строение спорангиев папоротника
  2. Определение папоротникообразных по гербарию.
^

СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

  1. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ - 8 часов.
Возникновение семенных растений в процессе эволюции. Цикл развития голосеменного растения на примере сосны обыкновенной. Многообразие голосеменных: классы Семенные папоротники, Саговниковые, Беннеттитовые, Гнетовые (эфедра, вельвичия, гнетум), Гинкговые, Хвойные (кордаиты, араукарии, сосны, ели, пихты, тсуги, ложнотсуги, лиственницы, кедр, кипарис, туя, тисс, секвойя, секвойядендрон, можжевельник).

Практическое значение важнейших представителей голосеменных для человека.

^

1. Строение шишек голосеменных.

  1. ОТДЕЛ ЦВЕТКОВЫЕ ИЛИ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ - 30 часов.
Общая характеристика отдела. Строение генеративных органов цветкового растения. Цикл развития цветкового растения. Двойное оплодотворение. Классификация цветковых. Деление цветковых на два класса и основные отличительные признаки двудольных и однодольных.

Класс Двудольные - 22 часа.

Подкласс Магнолиевые - наиболее примитивные двудольные. Представители: магнолии, лавр, коричник, авокадо, черный перец, мускатный орех, копытень, раффлезия, непентес, кувшинки, кубышки, роголистник, лотос, китайский лимонник.

Подкласс Лютиковидные. Важнейшие дикорастущие и культурные представители семейства лютиковых Тульской области. Барбарис, пионы, клематисы, маковые. Ядовитые растения подкласса. Хищное растение саррацения.

Подкласс Гвоздичные. Представители семейства гвоздичных Тульской области. Семейства маревые, гречишные, кактусовые.

Подкласс Гамамелисовые: платан, самшит, буковые (бук, дуб, каштан съедобный), березовые (береза, ольха, лещина), ореховые (грецкий орех) и другие представители: фикусы, инжир, хлебное дерево, ильм, шелковица, анчар, конопля, хмель, крапива,.

Подкласс Диллениевые: чай, камелии, зверобой, актинидия (киви), первоцветные, фиалковые, тыквенные, крестоцветные, ивовые, вересковые, рододендроны, липовые, шоколадное дерево, кола, баобаб, мальвовые (шток-роза, хлопчатник, гибискус).

Подкласс Розовидных: камнеломковые (толстянки, крыжовник, смородина, камнеломка), росянковые, розоцветные ( спиреи, яблоневые, сливовые), миртовые (гранат, эвкалипты, фейхоа, кипрейные), бобовые, кленовые, конский каштан, рутовые (неопалимая купина, цитрусовые ), гераниевые (герани, бальзамин, настурции, лен), зонтичные.

Подкласс Астериды (губоцветные и сложноцветные): мареновые (хинное и кофейное дерево), ясень, маслина, жасмин, сирень, жимолость, валериана, вьюнки, батат. Губоцветные, норичниковые, пасленовые и сложноцветные Тульской области.

Класс Однодольные - 8 часов.

Подкласс Частуховидных: сусак, водокрас, рдест, стрелолист, частуха, элодея, ситник.

Подкласс Лилиевидных: лилейные (дикорастущие и культурные представители), нарциссы, амариллисы, юкка, агава, алоэ, спаржевые (спаржа, ландыш, иглица), ирисы, крокусы. Порядок орхидные и бромелиевые (ананас). Осоки, злаки, бамбук, папирус. Имбирные - имбирь, кардамон, канны, бананы. Значение представителей подкласса для развития цивилизации.

Подкласс Пальмовидных: финики, сахарная пальма, саговая пальма, кокосы. Рогозовые, ароидные (каллы, монстера), рясковые, рогозовые.

Филогенетические связи между различными группами растений.

^

  1. Типичные представители семейств крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, лилейных, злаковых: формулы цветка, многообразие.
  2. Определение растений по определительным карточкам и определителю.
  1. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ - 6 часа.
Происхождение культурных растений и их важнейшие представители. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 8 часов.

Желательны экскурсии во внеурочное время в сентябре и мае. В июне необходима пятидневная полевая практика.

Максимова Татьяна Владимировна

dopoln.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта