Тесты по интродукции растений. ", в данном случае "введение растений в культуру", хотя традиционно это понятие называется " интродукция растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тест с ответами по курсу Физиология растений. Тесты по интродукции растений


ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ - PDF

Транскрипт

1 ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ УДК :635.9: (477.60) ИТОГИ ИНТРОДУКЦИИ DIANTHUS DELTOIDES L. НА ЮГО-ВОСТОКЕ УКРАИНЫ Н.В. Усманова Донецкий ботанический сад НАН Украины Изложены результаты изучения биоморфологических особенностей Dianthus deltoides L. в Донецком ботаническом саду НАН Украины. Установлено, что при интродукции растения исследованного вида полностью проходят весь цикл роста и развития, что свидетельствует о достаточной степени адаптации вида к условиям региона. Выявлено, что оптимальными способами размножения D. deltoides в культуре являются семенной и черенкование. Дана оценка успешности интродукции и перспективности использования вида в озеленении на юго-востоке Украины. Ключевые слова: интродукция, Dianthus deltoides L., ритм сезонного развития, размножение, онтогенез, успешность интродукции. В последнее время в декоративном садоводстве усиливается тенденция использования новых многолетних растений с продолжительным периодом цветения и декоративного эффекта. С этой точки зрения сем. Гвоздичные (Caryophyllaceae Juss.) представляет существенный интерес. Представители семейства характеризуются изяществом и утончённостью, которые утрачены многими садовыми декоративными формами и гибридами, различаются по высоте, габитусу куста, окраске листьев и цветков. Многие виды сохраняют зелёные листья и зимой, а потому декоративны в течение всего года. К условиям произрастания виды семейства нетребовательны, т.к. в природных условиях они растут на бедных, преимущественно каменистых и песчаных почвах. Одним из таких видов является Dianthus deltoides L. (гвоздика дельтовидная или гвоздика-травянка) красивоцветущее и декоративнолиственное растение. Широкое применение гвоздикитравянки, как и большинства дикорастущих видов сем. Caryophyllaceae, в современном озеленении на юго-востоке Украины сдерживает недостаточная изученность её биологических и декоративных особенностей и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по выращиванию и размножению вида в условиях культуры. В связи с этим интродукционное изучение D. deltoides является актуальным для расширения ассортимента цветочнодекоративных растений в озеленении и для сохранения генофонда видов природной флоры ex situ. В связи с вышеизложенным, цель данной работы оценить перспективность введения D. deltoides в культуру на юговостоке Украины на основе изучения биоморфологических особенностей вида в условиях интродукции. В задачи входило изучение ритмики сезонного развития, онтогенеза, особенностей семенного и вегетативного размножения вида в Донецком ботаническом саду НАН Украины (ДБС). 19

2 Материал и методика Объектом исследования является D. deltoides многолетнее вечнозелёное поликарпическое растение, рыхлодерновинный хамефит с плагиотропными укореняющимися безрозеточными побегами. В естественных условиях произрастает на сухих лугах, в разреженных лесах, по лесным опушкам и полянам в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке (Флора СССР, 1936; и др.). В ДБС интродуцирован семенами из ботанического сада г. Берлин в 1996 г. Интродукционные испытания проводили согласно общепринятым методикам (Методика фенологических, 1975; Былов, 1978). Онтогенез растений изучали по методике И.П. Игнатьевой (1983). Терминология периодов онтогенеза и возрастных состояний приводится по А.А. Уранову (1960), морфологическая терминология по П.Ю. Жмылёву, Ю.Е. Алексееву (Жмылёв и др., 2002). Оценку успешности интродукции проводили по В.В. Бакановой (1984). При оценке декоративности и перспективности для введения в культуру использована авторская 100-балльная шкала (Усманова, 2012). Результаты и их обсуждение Успешность интродукции травянистых растений в значительной степени зависит от полноты прохождения ими цикла сезонного развития, что является проявлением жизнеспособности вида в новых условиях выращивания и определяет практическую целесообразность его интродукции в данном регионе. Результаты фенологических наблюдений показали, что в условиях ДБС вегетация у D. deltoides начинается после устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через 0 С, т.е. вид относится к растениям с ранневесенним началом отрастания. Сроки начала отрастания за годы наблюдений колебались 20 от второй декады марта до второй декады апреля (табл. 1). Амплитуда колебаний сроков отрастания за исследованный период достигала 30 дней. Один из наиболее важных моментов в жизни растения цветение. Многолетние наблюдения позволили установить, что растения исследованного нами вида в условиях интродукции регулярно цветут. По срокам начала цветения гвоздика травянка отнесена к группе поздневесеннецветущих: в фазу начала цветения растения вступают во второй половине мая. Для вида характерно дружное, в пределах дней, массовое цветение. Общая продолжительность периода цветения не превышает 50 дней. За годы наблюдений сроки начала цветения варьировали в пределах 7 дней. Следует также отметить, что в условиях ДБС у вида отмечено повторное цветение с конца августа и до заморозков. Полное прохождение растением при интродукции всего жизненного цикла, вплоть до созревания семян показатель его успешной адаптации к новым условиям. В ДБС у D. deltoides отмечено регулярное плодоношение. Период созревания семян у вида растянут: начинается созревание в конце июня, а заканчивается через дней. после окончания цветения. После полного созревания семян у интродуцента наблюдается активный рост и развитие вегетативных побегов, продолжающиеся до конца октября начала ноября. Заканчивается вегетация после перехода среднесуточных температур через 0 С. В целом средняя продолжительность вегетационного периода интродуцента составляет дней. По результатам десятилетних фенологических наблюдений нами был составлен феноспектр изученного вида, где графически отображены особенности ритма его развития (рис. 1).

Таблица 1 Основные фенологические фазы Dianthus deltoides L. при интродукции в Донецком ботаническом саду НАН Украины Фенофаза Сроки наступления min max M ± m Амплитуда Начало вегетации 11.03 11.

3 Таблица 1 Основные фенологические фазы Dianthus deltoides L. при интродукции в Донецком ботаническом саду НАН Украины Фенофаза Сроки наступления min max M ± m Амплитуда Начало вегетации ± 5,7 31 Бутонизация ± 1,4 6 Начало цветения ± 1,4 7 Конец цветения ± 0,5 2 Созревание семян ± 0,6 3 Конец вегетации ± 2,1 24 Примечание: M ± m среднее значение, ± ошибка средней Как видно из графика, по ритму развития гвоздика травянка относится к вечнозелёным видам поздневесеннего цветения, по продолжительности вегетации к длительновегетирующим растениям. Изучение вопросов размножения растений является необходимым условием при их интродукции и культивировании. Это один из хозяйственно-биологических признаков, который учитывается при оценке степени успешности интродукции растений. Отсутствие плодоношения или его нерегулярность свидетельствуют о недостаточной приспособленности интродуцента к новым условиям (Некрасов, 1973). Исследования показали, что в условиях юго-востока Украины D. deltoides плодоносит регулярно и характеризуется довольно высокими показателями реальной семенной продуктивности (40 50 семян на плод и до семян на растение). Наряду с высокой лабораторной (более 90%) и полевой (не менее 50%) всхожестью это свидетельствует как о достаточно высокой степени адаптации интродуцента к новым условиям, так и о перспективности семенного размножения данного вида в данном регионе. Рис. 1. Феноспектр Dianthus deltoides ( гг.): 1 вегетация, 2 бутонизация, 3 цветение, 4 созревание семян. 21

4 Вегетативный способ размножения имеет большое практическое значение, так как гарантирует получение растений, повторяющих все признаки материнских. При исследовании способности вида к вегетативному размножению установлено, что хотя растения образуют придаточные корни и укореняются, они не могут самостоятельно размножаться вегетативно. Их можно размножать только искусственно, делением куста. Коэффициент вегетативного размножения вида невысокий и колеблется от 5 до 8 п.ед. на трехлетнее растение, у четырёхлетних растений этот показатель увеличивается на 2 3 п.ед. Таким путем невозможно быстро получить большое количество посадочного материала. В результате исследования регенерационных способностей интродуцированного вида было установлено, что для него характерна очень высокая степень укоренения (табл. 2). Установлено, что для данного вида оптимальным является весеннее и осеннее черенкование, а лучшим субстратом перлит. К тому же, для D. deltoides характерна высокая продуктивность черенкования: за период вегетации с одного трёхлетнего растения можно получить от 70 до 160 черенков. Таким образом, в условиях культуры для гвоздики травянки приемлемы как черенкование, так и семенное размножение. Размножение растений делением куста нецелесообразно. Следует также отметить, что исследованный вид характеризуется высокой степенью устойчивости к неблагоприятным погодным условиям юго-востока Украины и при оценке успешности интродукции по 7-балльной шкале В.В. Бакановой получил оценку 6 баллов. Введение в культуру дикорастущих видов требует изучения индивидуальных особенностей и оценки жизненного состояния при адаптации к новым условиям существования. Онтогенез D. deltoides в ДБС изучали в течение 5 лет. Был изучен цикл развития вида от семени до зрелого генеративного состояния. На рис. 2 приведена схема малого жизненного цикла интродуцента. Латентный период. Плод одногнёздная коробочка, вскрывающаяся Укореняемость стеблевых черенков Dianthus deltoides L. в зависимости от субстрата и сроков черенкования Таблица 2 Укореняемость, % min max M ± m Сроки укоренения весеннее (2-я декада апреля) ,6 ± 2,1 летнее (2-я декада июля) ,4 ± 1,6 осеннее (2-я декада сентября) ,2 ± 2,3 перлит ,6 ± 2,1 Субстрат песок ,7 ± 1,6 22 почвосмесь ,1 ± 2,1 Примечание: M ± m среднее значение, ± ошибка средней

Рис. 2. Схема малого жизненного цикла Dianthus deltoides L.: se семена, pl проростки, j ювенильное состояние, im имматурное состояние, v виргинильное состояние, g1 молодое генеративное состояние.

5 Рис. 2. Схема малого жизненного цикла Dianthus deltoides L.: se семена, pl проростки, j ювенильное состояние, im имматурное состояние, v виргинильное состояние, g1 молодое генеративное состояние. 5 зубчиками. Семена эллипсовидные, плоские, чёрные, мелкобугорчатые. Крупный подковообразный зародыш согнут вокруг мучнистого перисперма. Размеры семян: дл. 1,19 мм, шир. 0,79 мм. Масса 1000 шт. семян составляет 0,25 г. Количество семян в коробочке от 40 до 50 шт. Период покоя отсутствует: прорастание начинается на 2 3 день, и все жизнеспособные семена прорастают в течение 5 6 дней. Лабораторная всхожесть свежесобранных семян высокая (до 93%) и после двух лет хранения снижается незначительно. Проростки. Семена прорастают быстро. Зародышевый корешок появляется на 3 4-ый день. Зародышевый корешок длиной 6,5 мм густо покрыт корневыми волосками. Прорастание семян надземное: семядоли выносятся гипокотилем над поверхностью почвы, семенная кожура соскальзывает и остается в почве. Семядоли развертываются на 6 7 день, они яйцевидной формы, на небольшом (до 1,5 мм) черешке, тонкие, гладкие, ярко зелёные, 2,0 2,5 мм дл., 1,5 мм шир. Фаза проростка длится дн., до появления первой пары настоящих листьев. Ювенильное состояние. Первые листья появляются на ый день. В это же время начинается ветвление корня. Первые листья продолговатые, тупые, зелёные, супротивно расположенные. У ювенильных растений имеется 3 пары настоящих листьев. Корень разветвлённый, длиной 3,0 3,5 см. В ювенильном состоянии растения находятся дней. Имматурное состояние. В фазе 3 пар настоящих листьев из пазушных почек настоящих и семядольных листьев появляются побеги первого порядка. Корневая система сильно разрастается. Ветвление боковых корней достигает 2 3- го порядка, длина главного корня 7,0 см. Увеличиваются размеры листа: длина составляет 0,7 1,1 см, ширина 2 3 мм. В целом продолжительность имматурного периода составляет дней. Виргинильное состояние. К концу вегетационного периода растения 23

приобретают черты, свойственные взрослым особям. Увеличивается вегетативная сфера, сильно разрастается корневая система.

6 приобретают черты, свойственные взрослым особям. Увеличивается вегетативная сфера, сильно разрастается корневая система. К концу первого года жизни растение представляет собой кустик высотой 5,0 6,0 см, состоящий из 5 7 равноценных хорошо разветвлённых побегов длиной 10,0 12,0 см. В пазухах листьев этих побегов по всей их длине расположено до 30 побегов второго порядка длиной 5,0 9,0 см. На большинстве побегов второго порядка развивается до 15 побегов третьего порядка длиной от 0,3 до 2,5 см. Корень стержневой, хорошо разветвлённый, 8 10 см дл. Листья зелёные, мелкие, длиной 1,0 2,0 см, шириной 3,0 5,0 мм. Нижние продолговатые, тупые; стеблевые линейно-ланцетные, острые, с тремя жилками. Зимует растение зелёным. Генеративный период наступает на второй год жизни растений. Бутонизация наступает во второй декаде мая. Начало цветения третья декада мая. К моменту цветения на молодом генеративном растении развивается генеративных побегов. Репродуктивные побеги восходящие, тонкие, ветвистые, как и листья, коротко шероховато опушённые, достигающие в период цветения 18,0 22,0 см. Листья зелёные, линейно ланцетные, заострённые, с тремя жилками, 1,0 2,5 см дл., 2,0 3,0 мм шир. Цветки розово малиновые, 1,4 1,6 см в диаметре, одиночные на конце вильчато разветвлённых побегов. Прицветные чешуи обычно в количестве 2, они шиловидно заострённые, достигают половины длины чашечки. Чашечка узкоцилиндрическая, 14,0 18,0 мм дл., 3,0 4,0 мм шир., частично пурпурноокрашенная. Венчик розово-малиновый, состоит из 5 обратноклиновидных, по краю зубчатых лепестков, у зева с кольцом пурпурных пятнышек и более светлыми точками, с немногочисленными волосками на верхней стороне пластинки. Плод коробочка, размеры соответствуют размерам чашечки. Семена созревают в июле. Во второй половине августа у вида отмечено повторное цветение. В августе-сентябре при наличии достаточного увлажнения в базальной части плагиотропных побегов в пазухах листьев формируются придаточные корни, благодаря которым побеги укореняются. Зрелое генеративное состояние (рис. 3) наступает на третьем году жизни. Растения достигают максимальной декоративности. Диаметр куста составляет 18,0 23,0 см. Количество генеративных побегов доходит до Значительно увеличивается число вегетативных побегов. В базальной части приподнимающихся побегов и по всей длине плагиотропных побегов в пазухах листьев образуются придаточные корни, продолжается процесс укоренения побегов. Продолжительность зрелого генеративного состояния 3 4 года. Рис. 3. Зрелое генеративное растение Dianthus deltoides L. Сенильной стадии за период исследований растения не достигли. Оценка перспективности для введения в культуру гвоздики травянки была проведена по признакам, имеющим 24

7 наиболее существенное значение для практического использования. К числу этих признаков относится: обильность и продолжительность цветения, декоративные качества цветков, габитус куста, способность к семенному и вегетативному размножению, устойчивость к вредителям и болезням. Суммарная оценка вида по этим признакам составила 94 балла по 100-балльной шкале, что позволяет отнести D. deltoides к числу очень перспективных видов для использования в озеленении на юговостоке Украины. На основании проведённых исследований D. deltoides рекомендуется нами как декоративное, устойчивое и неприхотливое растение для использования в зелёном строительстве на юго-востоке Украины для цветников ландшафтного типа, рокариев и гравийных садов, каменистых горок и миксбордеров. В экспозициях хорошо сочетается с другими видами гвоздик (тяншаньской, туркестанской, багровой, картузианской), ясколкой, ирисом злаколистным, очитком видным, аквилегией, иберисом вечнозеленым, а также низкорослыми однолетниками. Выводы Таким образом, изучение биоморфологических особенностей индивидуального развития D. deltoides и комплексная оценка его перспективности при интродукции показали, что данный красивоцветущий и декоративнолиственный вид может успешно культивироваться на юговостоке Украины. Установлено, что при интродукции исследованный вид полностью проходит весь цикл роста и развития. По ритму развития гвоздика травянка относится к длительновегетирующим вечнозёленым видам поздневесеннего цветения. Растения декоративны с марта по октябрь, наиболее эффектны в течение дн. в период цветения. Оптимальными способами размножения данного вида в культуре являются семенной и черенкование. Оценка успешности интродукции и перспективности использования в озеленении показала, что вид успешно адаптировался в условиях региона и является очень перспективным для озеленения. Растение рекомендуется нами для использования в рокариях, каменистых горках и миксбордерах. Л и т е р а т у р а Баканова В.В. Цветочно-декоративные многолетники открытого грунта. Киев: Наукова думка, с. Былов В.Н., Карписонова Р.А. Принципы создания и изучения коллекции малораспространённых декоративных многолетников // Бюл. Гл. ботан. сада АН СССР Вып С Жмылев П.Ю., Алексеев Ю.Е., Карпухина Е.А., Баландин С.А. Биоморфология растений: иллюстрированный словарь. М., с. Игнатьева И.П. Онтогенетический морфогенез вегетативных органов травянистых растений: Методические рекомендации. М.: ТСХА, с. Методика фенологических наблюдений в ботанических садах СССР. М., с. Некрасов В.И. Роль семенной репродукции в оценке степени акклиматизации растений // Ритм роста и развития интродуцентов: тез. докл. М., С Уранов А.А. Жизненные состояния вида в растительном сообществе // Бюл. МОИП. Сер. биол Т. 67. Вып. 3. С Усманова Н.В. Оценка видов семейства 25

8 Caryophyllaceae Juss. по декоративным и хозяйственно-биологическим признакам // Промышленная ботаника Вып. 12. С Флора СССР. Т. 6. М., Л.: Изд-во АН СССР, С RESULTS OF THE INTRODUCTION OF DIANTHUS DELTOIDES L. IN THE SOUTH-EASTERN UKRAINE Usmanova N.V. Donetsk Botanical Garden of the National Academy of Sciences of Ukraine. Key words: introduction, Dianthus deltoides L., seasonal development rhythm, reproduction, ontogeny, introduction successfulness. Biomorphological peculiarities of Dianthus deltoides L. in Donetsk Botanical Garden, National Academy of Sciences of Ukraine have been given. It has been stated that while introduced, plants of the species under consideration go through the complete cycle of growth and development, which speaks about sufficient rate of adaptation of the species to the conditions of the region. It has been revealed that the optimal ways of reproduction for D. deltoides in harvest are semination and grafting. The introduction successfulness and perspectives of the use of the species in landscape gardening in the southeast of Ukraine. Tabl. 2. Il. 3. Bibl

docplayer.ru

Тесты по физиологии растений.

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1. В процессе жизнедеятельности растения используют органические вещества,

которые они:

1) поглощают из воздуха 3) получают от других организмов

2) всасывают из почвы 4) создают в процессе фотосинтеза

2. Растения в процессе дыхания:

1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ

2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

3) накапливают энергию в образующихся органических веществах

4) синтезируют органические вещества из неорганических

3. Почему кактусы выживают в условиях пустыни:

1) у них приостанавливается фотосинтез

2) их корни глубоко уходят в почву

3) запасают воду в видоизмененных стеблях

4) у них интенсивное дыхание

4. Чтобы доказать, что растения дышат, надо определить:

1) какие газы растения поглощают и выделяют в темноте

2) какие вещества образуются в растениях на свету

3) какие вещества передвигаются по сосудам

4) сколько воды поглощает растение за сутки

5. Что иллюстрирует опыт, результаты которого изображены на рисунке:

1) для прорастания семян необходим воздух

2) прорастающие семена дышат

3) для прорастания семян необходима вода

4) для прорастания семян необходимо тепло

hello_html_m67fc673e.gif

6. Что иллюстрирует опыт, результаты которого изображены на рисунке:

1) процесс транспирации

2) восходящий ток воды и минеральных веществ

3) нисходящий ток воды и органических веществ

4) необходимость воды в жизни растений

hello_html_m6bbc5d44.gif

7. Что иллюстрирует опыт, результаты которого изображены на рисунке:

1) наличие у растений корневого давления

2) наличие у растений процесса транспирации

3) необходимость воды в жизни растений

4) нисходящий ток воды и органических веществ

hello_html_m323a69bd.gif

8. Морозоустойчивость растений это:

1) способность растений переносить положительные температуры от +5 до +100С;

2) способность растений расти и нормально развиваться при температуре от 0 до +100 С;

3) способность растений расти и развиваться при температуре ниже 00 С ;

4) способность расти и развиваться при температуре от –5 до +50С

9. Как называются растения засоленных мест обитания?

1) суккуленты;

2) гликофиты;

3) галофиты;

4) ксерофиты.

10. Какие удобрения повышают засухоустойчивость?

1) калийные и фосфорные;

2) калийные, фосфорные, азотные;

3) азотные, особенно в больших дозах;

4) азотные и калийные.

ВЫБЕРИТЕ ДВА ВЕРНЫХ ОТВЕТА.

1. Жиры состоят из:

1) нуклеиновых кислот;

2) ферментов;

3) глицерина;

4) жирных кислот;

5) белков.

2. К полисахаридам относится:

1) крахмал;

2) сахароза;

3) фруктоза;

4) целлюлоза;

5) лактоза.

3. Какой компонент присущ только растительной клетке?

1) микросома

2) митохондрия

3) пластида

4) рибосома

5) диктиосома

4. К биотическим факторам, оказывающим влияние на растения, относятся

1) фитопатогены, переувлажнение;

2) животные,

3) другие растения;

4) животные, вредные газы, засуха;

5) ионизирующее излучение.

5.К абиотическим факторам внешней среды, влияющим на растения, не относится

1) недостаток влаги в почве;

2) взаимовлияние растений;

3) высокая температура воздуха;

4) животные;

5) избыток влаги в почве.

6. Хлороз листьев у растений вызывает недостаток в среде:

1) железа

2)серы

3) фосфора

4) кальция

5) фосфора

7. К неорганическим веществам относится:

1) белки,

2) минеральные соли

3) витамины,

4) вода.

5) липиды

8. Микроэлементом в клетки является:

1) калий

2) молибден

3) азот

4) углерод

5) марганец

9. Макроэлементом в клетки является:

1) азот

2) железо;

3) углерод;

4) медь;

5) марганец.

10. К моносахаридам относятся:

1) глюкоза, фруктоза;

2) глюкоза, сахароза;

3) сахароза, крахмал;

4) фруктоза, сахароза;

5) фруктоза, галактоза.

ВЫБЕРИТЕ ТРИ ВЕРНЫХ ОТВЕТА.

1. Какие функции выполняют пластиды:

1) накапливают продукты синтеза

2) транспортируют вещества

3) участвуют в фаго- и пиноцитозе

4) накапливают крахмал

5) придают окраску плодам и осенним листьям растений

6) обеспечивают фотосинтез

2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза:

1) фотолиз воды

2) синтез АТФ

3) образование молекул крахмала

4) соединение водорода с молекулой-переносчиком

5) синтез глюкозы

6) использование энергии АТФ для синтеза углеводов

3. Какова роль испарения воды в жизни растений:

1) защищает от перегрева

2) способствует двойному оплодотворению

3) увеличивает тургор клеток

4) ускоряет процесс дыхания

5) обеспечивает всасывание воды корнями

6) способствует передвижению веществ в растении

4. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит:

1) фотолиз воды

2) восстановление углекислого газа до глюкозы

3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

6) образование молекул крахмала из глюкозы

5. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ между биохимическими реакциями и процессами

жизнедеятельности.

БИОХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) кислород поглощается 1) дыхание

Б) синтезируется крахмал 2) фотосинтез

В) расщепляется глюкоза

Г) выделяется углекислый газ

Д) синтезируется кислород

Е) энергия поглощается

6. Основными причинами гибели растений при низких отрицательных температурах является

1) образование льда в межклетниках,

2) замерзание воды в цитоплазме и повреждение мембран

3) нарушение синтеза органических веществ

4) гидролиз белков и нарушение транспорта веществ

5) обезвоживание цитоплазмы

6) повреждение мембран

7. Подставив цифры к буквам, укажите в какой части хлоропласта (буквы справа) локализуются перечисленные слева вещества или процессы.

8. Распределите буквы, относящиеся к перечисленным ниже организмам в двух столбцах:

1) человек,2) ромашка,3) кишечная палочка,4) мышь, 5) зверобой,6) сойка,7) инфузория,8) картофель

9. Фитогормон ауксин влияет на:

1) влияние на рост клеток в фазе растяжения

2) усиление роста стебля у карликовых форм различных растений.

3) регулируют коррелятивный рост

4) усиливают вытягивание стебля и у многих нормальных растений.

5) помогает при росте придаточных корней

6) влияет на пол цветков

10. Перечислите наиболее важные процессы световой (I) фазы фотосинтеза.

1) возбуждение электронов хлорофилла,

2) связывание рибулёзодифосфата с углекислым газом,

3) синтез молекул АТФ,

4) синтез глюкозы,

5) фотолиз воды,

6) образование свободного кислорода,

7) образование атомов водорода в форме НАДФ·h3.

11. Перечислите наиболее важные процессы темновой (II) фазы фотосинтеза

1) возбуждение электронов хлорофилла,

2) связывание рибулёзодифосфата с углекислым газом,

3) синтез молекул АТФ,

4) синтез глюкозы,

5) фотолиз воды,

6) образование свободного кислорода,

7) образование атомов водорода в форме НАДФ·h3.

infourok.ru

Тест с ответами по курсу Физиология растений

1.Является ли правильным утверждение, что раздражение — это способность живых организмов, их клеток соответственно реагировать на внешние изменения физиологическими приспособительными реакциями:

А) да; * Б) нет.

2.Кто с ученых впервые доказал, что у растений раздражение возникло в процессе эволюции:

А) Пристли; Б) Дарвин; * В) Гейлс; Г) Пфеффер.

3.Геотропизм- это реакция растения на:

А) контакт с твердым предметом; Б) одностороннее освещение;

В) неравномерное распределение кислорода; Г) силу тяжести. *

4. Как называется экспериментальная адаптация приспособления растительного организма к искусственно созданных условиях:

А) акклиматизация; Б) акклимации; * В) генетическая; Г) быстрая.

5.Какой ученый предложил термин «фитострес»:

А) Селье; Б) Таран; В) Генкель; * Г) Блюм.

6. Дефицит или избыток влаги, низкие, высокие температуры, разная освещенность относятся к факторам:

А) физические; * Б) химические; В) биологические; Г) неспецифические.

7. Отличаются понятия секреция и экскреция?

А) Нет; Б) Да. *

8.Какой ученый предложил разделить все продукты выделения растения на внешние и внутренние:

А) Зауралов; * Б) Саламатов; В) Холодный; Г) Гродзинский.

9.Изменение пространственной укладки белковой молекулы, ее 3 и 4 структур это:

А) денатурация; * Б) ренатурация.

10.Сколько фаз имеет апоптоз у растений:

А) 5; Б) 2; В) 3; * Г) 7.

11.Растения, которые не способны регулировать свой водный баланс:

А) гомеогидровые; Б) пойкилогидровые; * В) олигогидровые;

Г) нет правильного ответа.

12.К какой фазе роста относится остановка роста, структурно-метаболические перестройки, усиление связи между окислением и фосфорилированием:

А) Первой; * Б) Второй; В) Третьей; Г) В зависимости от условий.

13.Растения тропического пояса не способны выдерживать незначительные снижение температуры до

А) 0..4˚; Б) 5..8˚; В) 10-12˚; * Г) 16-20˚.

14.Как называются теплолюбивые растения с высоким значением кардинальных точек:

А) фригофильные; Б) термофильные; * В) галофильные; Г) устойчивые.

15.Критическая доза γ-излучения для семян редиса:

А) 1000..2500; * Б) 400..680; В) 75..300; Г) 100..200.

16.В зависимости от дозы различают облучения:

А) острое и пролонгированное; *

Б) быстрое и медленное;

В) первой и второй степени.

17.Способность теплолюбивых растений выдерживать температуры несколько выше 0˚С это:

А) холодостойкость; *

Б) морозостойкость;

В) зимостойкость.

18.Время от начала действия раздражителя до начала видимой реакции называют:

А) потенциалом действия; Б) адаптацией; В) время реакции; * Г) градиентом нарастания.

19.Движения, вызванные односторонним влиянием фактора окружающей среды:

А) тропизмы; * Б) настии; В) нутации; Г) тургорные.

20.Видилення конечных продуктов обмена веществ, которые уже не используются в метаболизме:

А) секреция; Б) экскреция. *

21. Свободное передвижение у растений происходит с помощью:

А) ресничек; Б) жгутиков; * В) невозможно; Г) ресничек и жгутиков.

22.Сине-зеленые водоросли, существующие в горячих источниках гейзера, выдерживают температуры до

А) 100˚; Б) 85˚; * В) 45˚; Г) 69˚.

23.До растений-бомбардиров можно отнести:

А) разрыв-траву; * Б) подсолнечник; В) мимозу застенчивую; Г) плющ.

24.Максимальную радиоустойчивость имеют растения:

А) злаковых; Б) гречка; В) крестоцветных; * Г) лютиковых.

25.Ростовые движения, обусловленные строением органа и вызванные общей диффузной изменением соответствующего фактора:

А) тропизмы; Б) настии; * В) нутации; Г) тургорные.

26.Большые клетки, которые по своему строению, форме и функции очень отличаются от клеток той ткани, где они расположены:

А) осмофоры; Б) идиобласты; * В) трихомы; Г) волоски.

27.Какие температуры устанавливают на первом этапе закалки злаков:

А) 10..7; Б) 5..0; В) 5 ..- 5, * Г) 0 ..- 10.

28. Наблюдается гелиотропизм у:

А) сои; * Б) одуванчиков; В) мимозы стыдливой; Г) Венериной мухоловки.

29.Растения, способные накапливать тяжелые металлы из почвы разной степени загрязнения:

А) аккумуляторы; * Б) индикаторы; В) элиминаторы; Г) фригофилы.

30.За характером реакции на наличие токсичных газов различают:

А) газостойкие и газонестийкие;

Б) газочувствительные и газостойкие; *

В) газостийкие и газонетерпимые;

Г) нет привильного ответа.

31.Какие ученые выдвинули гормональную теорию тропизмов:

А) Хамнер и Боннер; Б) Любименко и Дорошенко;

В) Адамис и Янг; Г) Вент и Холодный. *

refworm.ru

Интродукция растений

        введение (привлечение) видов или сортов растений в места, области, где они раньше не встречались. Термин применяется со 2-й половины 19 в. Теория И. р. впервые была обоснована в 1855 А. Декандолем (См. Декандоль), а затем развита и углублена Н. И. Вавиловым на основе созданной им теории центров происхождения культурных растений (См. Центры происхождения культурных растении). В первичных центрах сосредоточен основной Генофонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений — носителей генов, ценных в селекционном отношении. Во вторичных географических центрах многих культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или другого вида. Таким образом от диких видов, которые часто представляют ценность и сами по себе, произошли современные культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др. География важнейших культурных растений изменилась. Ареалы их значительно расширились. При этом связь с первичными центрами нередко терялась: например, родина кофе — Эфиопия, а ныне основное производство его сосредоточено в Латинской Америке; основное производство арахиса, родина которого Северная Аргентина, сосредоточено в Экваториальной Африке. По Н. И. Вавилову, источниками для И. р. могут быть: 1) генцентры, из которых можно черпать важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.; 2) окраины ареалов высокоразвитого земледелия, где сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисленные ценные в селекционном отношении признаки.

         Материал для И. р. поставляют главным образом научные экспедиции, направляемые многими странами мира в первичные и вторичные центры происхождения культурных растений. Повседневную интродукцию дикорастущих видов с последующей их акклиматизацией (См. Акклиматизация) ведут Ботанические сады и др. ботанические и селекционные учреждения.

         Лит.: Вавилов Н. И., Избранные труды, т. 5, М., 1965; Жуковский П. М., Новые очаги происхождения и генцентры культурных растений и узкоэндемичные микроцентры родственных видов, «Ботанический журнал», 1968, т. 53, № 4; Whyte R. O., Plant exploration collection and introduction, Rome, 1958.

         Д. В. Тер-Аванесян.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

тесты по темам Плодоводство

Тесты по теме . Производственно-биологическая группировка плодовых растений

  1. К древовидным относятся:

  1. черешня, яблоня, груша, рябина

  2. вишня древовидная, облепиха, лещина

  3. смородина, крыжовник, малина, ежевика

  4. голубика, черника, брусника, толокнянка.

2. К кустовидным относятся:

  1. черешня, яблоня, груша, рябина

  2. вишня древовидная, облепиха, лещина

  3. смородина, крыжовник, малина, ежевика

  4. актинидия, лимонник, виноград.

3. К семечковым культурам относятся

  1. все породы, относящиеся к подсемейству Яблоневых семейства Розанных.

  2. плодовые породы, формирующие плоды типа “яблоко”.

  3. все породы, формирующие ложные, яблоковидные плоды.

  4. древесные листопадные растения с яблоковидными плодами

4. К косточковым культурам относятся плодовые породы,

  1. формирующие плоды типа сочной костянки.

  2. формирующие сухие и сочные костянки.

  3. формирующие простые и сборные сочные костянки.

  4. относящиеся к подсемейству Сливовых семейства Розанных

5. К орехоплодным культурам относятся:

  1. породы, умеренной и субтропической зон из разных ботанических семейств, формирующие плоды – орехи или сухие костянки.

  2. породы, относящиеся к семейству Ореховых и Березовых.

  3. породы, формирующие плоды типа сухой костянки, со съедобным маслянистым ядром.

  4. крупноствольные деревья, формирующие плоды типа орех со съедобным маслянистым ядром.

6. К ягодным культурам относятся:

  1. породы, формирующие плоды типа “ягода”.

  2. породы, формирующие ягодообразные, долго не хранящиеся плоды и относящиеся к разным ботаническим семействам

  3. породы, формирующие плоды типа “сборных сочных костянок”.

  4. породы, формирующие ягодообразные плоды и имеющие растения кустовидной формы.

7. К лианам относятся

  1. земляника, клубника.

  2. ежевика, черная малина.

  3. актинидия, лимонник.

  4. крыжовник, шиповник.

8. К кустарникам относятся

  1. земляника, клубника.

  2. актинидия, лимонник.

  3. малина, крыжовник

  4. груша, яблоня

9. Наиболее долговечными, но поздно вступающими в плодоношение являются

  1. древовидные

  2. кустовидные

  3. кустарники

  4. лианы

10. Высокая скороплодность и малая долговечность характерна для:

  1. многолетних травянистых растений

  2. кустовидных

  3. кустарников

  4. лиан

11. К цитрусовым относятся:

  1. вечнозеленые растения подсемейства Померанцевые семейства Рутовые

  2. плодовые листопадные и вечнозеленые растения, требующие для своего роста и плодоношения почти круглогодичной вегетации

  3. теплолюбивые плодовые породы, возделываемые в тропической зоне земного шара

  4. породы умеренной зоны, относящиеся к разным ботаническим семействам

Тесты к теме . Морфология плодовых культур

1. Основными вегетативными органами плодового растения являются:

  1. стебель, лист и корень.

  2. стебель и корень.

  3. стебель, лист, почка и корень.

  4. побег и корень.

2. Самым коротким плодовым образованием яблони является

  1. копьецо

  2. кольчатка

  3. плодушка

  4. плодуха

3. Самым коротким плодовым образованием вишня являются

  1. шпорцы

  2. букетные веточки

  3. простые плодовые веточки

  4. смешанные плодовые веточки

4. Нижняя часть ствола от корневой шейки до первого крупного ответвления называется

  1. стволом

  2. штамбом

  3. кроной

  4. лидером

5. Угол, под которым ветвь отходит от ствола или более крупной несущей ветви, называется

  1. углом отхождения

  2. углом расхождения

  3. угол схождения

  4. угол восхождения

6. Корневая шейка у растений, выращенных из семян

  1. условная

  2. настоящая

  3. ложная

  4. утолщенная

7. Кольчатка от плодухи отличается

  1. возрастом и наличием плодовой сумки

  2. многократным плодоношением и разветвленностью

  3. возрастом и разветвленностью

  4. возрастом и многократным плодоношением

8. Под углом отхождения скелетной ветви понимается угол,

  1. образованный между скелетной ветвью и горизонталью

  2. образованный между скелетной ветвью и вертикалью

  3. образованный между скелетной ветвью и центральным проводником

  4. между двумя скелетными ветвями одного яруса в проекции

9. Под углом расхождения понимается угол

  1. между двумя скелетными ветвями одного яруса в проекции

  2. образованный между скелетной ветвью и центральным проводником

  3. образованный между скелетной ветвью и вертикалью

  4. образованный между скелетной ветвью и горизонталью

Тесты к теме 3. Морфология побегов, почек и листьев

1. В зависимости от происхождения почки бывают

  1. адвентивные (придаточные) и провентивные (пазушные)

  2. придаточные и боковые

  3. боковые и провентивные

  4. верхушечные и боковые

2. Почки в зависимости от их месторасположения бывают

  1. сериальные и верхушечные

  2. одиночные и придаточные

  3. верхушечные и боковые

  4. боковые и групповые

3. В зависимости от срока пробудимости почки бывают

  1. спящие и скороспелые

  2. скороспелые и позднеспелые

  3. позднеспелые и спящие

  4. зимующие и спящие

4. В зависимости от наличия вегетативных и генеративных элементов почки различают

  1. вегетативные и генеративные

  2. вегетативные, генеративные и вегетативно-генеративные

  3. вегетативные и спящие

  4. одиночные и генеративные

5. Из вегетативно-генеративных почек формируются

  1. побеги возобновления

  2. генеративные побеги

  3. побеги замещения и генеративные

  4. ростовые побеги и генеративные

6. Цветковая почка яблони состоит из

  1. зачатков вегетативных и репродуктивных органов

  2. зачатков репродуктивных органов и листьев

  3. листьев и укороченных побегов

7. Цветковая почка вишни состоит из

  1. зачатков вегетативных и репродуктивных органов

  2. зачатков репродуктивных органов

  3. зачатков репродуктивных органов и листьев

  1. В зависимости от выполняемых функций можно выделить побеги

1. генеративные и побеги продолжения

2. провентивные и придаточные

3. вегетативные и генеративные

4. вегетативные и провентивные

9. Основные типы листорасположения у побегов плодовых растений

1. супротивное и очередное

2. мутовчатое, очередное и супротивное

3. мутовчатое и супротивное

4. очередное и мутовчатое

Тесты к теме 4. Морфология цветков и соцветий

1. Соцветие яблони, вишни

  1. сложный зонтик

  2. простой зонтик

  3. щиток

  4. кисть

2. Соцветие земляники

  1. дихазий

  2. монохазий

  3. развилина

  4. метелка

3. К двудомным растениям относится

  1. облепиха

  2. фундук

  3. малина

  4. жимолость

4. Плодовыми породами с раздельнополыми цветками являются

  1. яблоня, груша, рябина.

  2. земляника, малина, крыжовник.

  3. облепиха, фисташка, фундук.

  4. вишня, слива, алыча.

5. Сначала зацветают краевые цветки, а затем центральные у соцветия

  1. щиток

  2. зонтик

  3. кисть

  4. колос

6. Однополые цветки имеются

  1. яблоня, груша

  2. фисташка, облепиха

  3. земляника, малина

  4. крыжовник, смородина

  1. Соцветием называется

  1. укороченный видоизмененный генеративный побег, несущий цветок

  2. система видоизмененных генеративных побегов, несущих цветки

  3. удлиненный генеративный видоизмененный побег, несущий цветок

  4. видоизмененные побеги, несущие цветки

  1. В зависимости от разветвленности главной оси различают соцветия

  1. сложные

  2. простые

  3. смешанные

  4. простые и сложные

  1. Тип соцветия фундука, лещины, грецкого ореха

  1. кисть простая

  2. метелка

  3. колос

  4. сережка

  1. Цветки раскрываются последовательно, от основания к вершине у соцветия

  1. головка

  2. кисть

  3. колос

  4. сережка

Тесты к теме 5. Морфология плодов

1. Плод земляники и клубники

  1. сочная ягода.

  2. сборная сочная семянка

  3. сборная сухая семянка.

  4. сборная костянка

2. Плод малины и ежевики

  1. сочная ягода.

  2. сборная сочная семянка

  3. сборная сухая семянка.

  4. сборная костянка

3. Плоды, в образовании которых участвует только завязь, называются

  1. настоящими

  2. ложными

  3. сложными

  4. простыми

4. Плоды, образованные при участии несколько пестиков одного цветка, расположенных на одном цветоложе и не сросшиеся, называются

1. соплодиями

2. сложными

3. простыми

4. сборными

5. Ложным является плод

1. костянка

2. ягода

3. яблоко

6. Назовите растение, имеющее плод соплодие

1. малина

2. земляника

3. жимолость съедобная

4. груша

7. Назовите растение с сухим плодом

1. яблоня

2. лещина

3. вишня

4. ежевика

Тесты к теме 6. Строение корневой системы

1. Корневая система плодовых растений в зависимости от их происхождения бывает

  1. боковой и придаточный.

  2. семенной.

  3. семенной и придаточный.

  4. придаточный

2. Корневая система представлена корнями семенного происхождения

  1. у растений, привитых на клоновые подвои.

  2. у растений, привитых на семенные подвои.

  3. у растений с придаточной корневой системой.

  4. у растений с втягивающими корнями

3. По величине корни различают

  1. скелетные, обрастающие, активные.

  2. полускелетные, скелетные и ростовые.

  3. обрастающие, активные и полускелетные.

  4. скелетные, полускелетные и обрастающие

4. В зависимости от силы развития и выполняемых функций у плодовых растений выделяют корни

1. скелетные, обрастающие, активные

2. полускелетные, скелетные и ростовые

3. обрастающие, активные и полускелетные

4. скелетные, полускелетные и обрастающие

5. В зависимости от размещения в почве корни бывают

1. горизонтальные и скелетные

2. вертикальные и скелетные

3. скелетные и полускелетные

4. горизонтальные и вертикальные

6. К активным корням относятся

1. Ростовые и переходные

2. Ростовые, сосущие и переходные

3. Ростовые и проводящие

4. Переходные, сосущие и проводящие

7. Корневые волоски имеются на корнях

1. ростовых и сосущих

2. ростовых и переходных

3. переходных и сосущих

4. сосущих и проводящих

8. У сосущего и ростового корня можнов ыделить зоны

1. роста и всасывания

2. всасывания и ветвления

3. меристематическая, ростовая, всасывающая, ветвления

4. меристематическая и ветвления

9. Поглощение воды и элементов минерального питания происходит в зоне

  1. меристематической и всасывающей

  2. роста и меристематической

  3. всасывающей и роста

  4. меристематической и ветвления

Тесты к теме 7. Закономерности роста и плодоношения смородины

1. Назовите тип соцветия смородины.

  1. метелка

  2. кисть

  3. зонтик

  4. щиток

2. Черная смородина плодоносит преимущественно на

1. кольчатках и плодушках

2. однолетнем приросте

3. однолетних приростах, кольчатках и плодушках

4. однолетних приростах и плодушках

3. При оптимальных условиях с 1 га можно получить урожай черной смородины

1. 10-15 ц

2. 25-30

3. 40-50 ц

4. 70-100 ц

4. Преимущественное плодоношение красной смородины наблюдается на

1. кольчатках, плодушках и букетных веточках

2. однолетних приростах, кольчатках, плодушках и букетных веточках

3. однолетних приростах и кольчатках

4. однолетних приростах, плодушках и букетныхветочках

5. Для сортов золотистой смородины характерны

1. низкая побеговосстановительная способность и слабая загущенность кроны

2. высокая побеговосстановительная способность и загущенная крона

3. средняя побеговосстановительная способность и умеренно загущенная крона

4. низкая и удовлетворительная побеговосстановительная способность, сильнорослый, слабо загущенный куст

6. Окраска плодов у сортов красной смородины

1. красная

2. белая

3. красная и белая

4. бурая и светло-коричневая

7. Окраска плодов сортов золотистой смородины

1. красная

2. белая

3. красная и белая

4. бурая и светло-коричневая

8. Окраска цветков сортов красной смородины

1. ярко-желтая

2. зеленоватая

3. зеленовато-антоциановая

4. антоциановая, ярко-фиолетовая

9. Окраска цветков сортов черной смородины

1. ярко-желтая

2. зеленоватая

3. зеленовато-антоциановая

4. антоциановая, ярко-фиолетовая

10. При оптимальных условиях с 1 га можно получить урожай красной смородины

1. 120-160 ц

2. 25-30

3. 40-50 ц

4. 70-100 ц

11. Окраска цветков сортов золотистой смородины

1. ярко-желтая

2. зеленоватая

3. зеленовато-антоциановая

4. антоциановая, ярко-фиолетовая

Тесты к темам 8-10. Закономерности роста и плодоношения крыжовника, малины, земляники и клубники

1. Тип соцветия крыжовника

  1. метелка

  2. кисть

  3. малоцветковый зонтик

  4. малоцветковый щиток

2. Крыжовник начинает плодоносить на

1. 3-4 год

2. 5-6 год

3. 7-8 год

4. 1-2 год

3. Надземная часть малины состоит из ветвей

1. многолетних

2. двухлетних

3. однолетних

4. однолетних и двулетних

5. Побеги возобновления формируются из почек

1. надземных пазушных

2. подземных пазушных

3. придаточных на корнях

4. придаточных на корневище

6. Корневые отпрыски формируются из почек

1. надземных пазушных

2. подземных пазушных

3. придаточных на корнях

4. придаточных на корневище

7. Расположение цветковых почек малины

1. одиночное пазушное

2. групповое коллатеральное

3. групповое сериальное

4. одиночное верхушечное

8. Повторное плодоношение малины наблюдается

1. по всей длине однолетнего побега

2. по всей длине двухлетнего побега

3. в верхней части однолетнего побега

4. в верхней части двухлетнего прироста

9.Тип соцветия земляники и клубники

1. кисть

2. щиток

3. зонтик

4. дихазий

10. Жизненная форма земляники

  1. многолетний кустарничек

  2. многолетний полукустарничек

  3. многолетнее травянистое растение

  4. многолетний кустарник

11. У крыжовника наибольшая часть урожая образуется на приростах

1. текущего года

2. прошлого года

12. У крыжовника наиболее плодоносны кольчатки

1. 2-летние

2. 3-летние

3. 4-летние

Тесты к теме 11. Закономерности роста и плодоношения новых и перспективных плодовых растений

1. Преобладающая жизненная форма облепихи

1. крупное дерево

2. подземно-ветвящийся типичный кустарник

3. надземно-ветвящийся древовидный кустарник

4. лиана

2. Преобладающая жизненная форма жимолости съедобной

1. лиана

2. крупное дерево

3. подземно-ветвящийся типичный кустарник

4. надземно-ветвящийся древовидный кустарник

3. Преобладающая жизненная форма актинидии и лимонника

1. подземно-ветвящийся типичный кустарник

2. лиана

3. крупное дерево

4. надземно-ветвящийся древовидный кустарник

4. Цветки облепихи

1. однополые (тычиночные и пестичные)

2. обоеполые

3. обоеполые и стерильные

4. однополые и обоеполые

5. Цветки калины

1. обоеполые

2. однополые (тычиночные и пестичные)

3. однополые и обоеполые

4. обоеполые и стерильные

6. Цветки рябины

1. однополые и обоеполые

2. обоеполые

3. обоеполые и стерильные

4. однополые (тычиночные и пестичные)

7. Растения облепихи

1. однодомные с обоеполыми цветками

2. полигамные

3. однодомные с раздельнополыми цветками

4. двудомные

8. Растения актинидии

1. полигамные

2. однодомные с обоеполыми цветками

3. однодомные с раздельнополыми цветками

4. двудомные

9. Растения аронии и рябины

1. однодомные с обоеполыми цветками

2. двудомные

3. однодомные с раздельнополыми цветками

4. полигамные

Тесты к теме 13. Строение семян плодовых растений

1. Из каких основных частей состоит плод у сливы?

  1. косточка и околоплодник.

  2. семя и околоплодник.

  3. семя, эндокарп и околоплодник.

  4. косточка, экзокарп и мезокарп

2. Семена с эндоспермом у растений

1. фундук и миндаль

2. калина и хурма

3. вишня, слива

4. яблоня, груша

3. Семена без эндосперма у растения

1. калина

2. жимолость съедобная

3. слива

4. хурма

4. Отверстие в кожуре, расположенное рядом с рубчиком называется

1. халаза

2. микропиле

3. основание

4. вершина

5. Под семенами у косточковых культур понимают

1. зародыш с пленкой эндосперма

2. зародыш с пленкой эндосперма, семенной кожурой и эндокарпом

3. зародыш с пленкой эндосперма и семенной кожурой

4. зародыш с пленкой эндосперма, семенной кожурой и перикарпом

Тесты к теме 14. Заготовка, хранение и оценка качества семян плодовых растений

1 Заготовку семян плодовых растений проводят в

1. маточно-черенковом саду

2. маточно-семенном саду

3. производственном саду

4.маточно-сортовом саду

2.Отношение массы семян данной культуры к массе взятой пробы вместе с примесями, выраженная в процентах это

1. чистота семян

2. жизнеспособность семян

3.годность семян

4.дефектность семян

3. отношение количества живых семян к общему количеству семян, взятых для определения, выраженное в процентах это

1. годность семян

2. дефектность семян

3. чистота семян

4. жизнеспособность семян

4. При определении жизнеспособности тетразоловым способом живые клетки

1. окрашиваются

2. не окрашиваются

Тесты к теме 15. Покой семян и подготовка их к посеву

  1. Метод подготовки семян к посеву путем искусственного создания комплекса внешних условий называется _______________ (стратификация).

  2. Семена косточковых пород стратифицируют в ________ этапа.

  3. Семена семечковых пород стратифицируют в ________ этапа.

  4. При прорастании _____________ % семян их переносят в холодильное отделение.

  5. Продолжительность стратификации семян культурных сортов яблони составляет

  1. 120-130

  2. 60-80

  3. 150-180

  4. 130-150

  1. Продолжительность стратификации семян сортов вишни и сливы составляет

1. 120-130

2. 60-80

3. 150-180

4. 130-150

  1. Продолжительность стратификации семян уссурийской груши составляет

1. 120-130

2. 60-80

3. 150-180

4. 90-100

Тесты к теме 17. Прививки и их использование в плодоводстве

1. Выпуклое лезвие клинка имеет нож

1.прививочный

2.окулировочный

3.садовый

2. Для окулировки пригодны подвои диаметром штамбика в месте вставки щитка не менее

1. 3 мм

2. 4 мм

3. 5 мм

4. 6 мм

3. Окулировка проводится

1. В период весеннего сокодвижения

2. В период осеннего сокодвижения

3. В период летнего сокодвижения

4. В любое время

4. Если листовой черешок подсох и от прикосновения к нему отваливается, то щиток

1. прижился

2. не прижился

5. Только в период сокодвижения можно выполнять прививку

1. врасщеп

2. в боковой зарез

3. вприклад

4. за кору

6. Длина косого среза должна быть равна

1. 1-2 диаметрам черенка

2. 2-3 диаметрам черенка

3. 3-4 диаметрам черенка

4. 4-6 диаметрам черенка

7. Для прививки одинаковых или почти одинаковых по толщине подвоев и привоев используется способ

1. врасщеп

2. копулировка

3. окулировка

4. вприклад

8. При механических повреждениях штамба или повреждениях его грызунами применяют прививку

1. мостиком

2. вприклад

3. врасщеп

4. зонтиком

Тесты к теме 18. Система производства здорового посадочного материала ягодных растений

1. Пространственная изоляция маточников от производственных насаждений земляники

1. 1,5-2 км

2. 0,5-1 км

3. 2,5-3 км

4. 1-1,5 км

2. Элитные маточники земляники эксплуатируются

1. 3 года

2. 4 года

3. 2 года

4. 5 лет

3. Заготовка укоренившихся розеток земляники при узких междурядьях проводится

1. КТН-1

2. КПС-4

3. КСМ-6А

4. СЛН-1

4. Корневые черенки малины должны быть

1. длиной 3-5 см, диаметром 2 мм

2. длиной 5-8 см, диаметром не более 2 мм

3. длиной 8-12 см, диаметром не менее 2 мм

5. Выкопку корневых отпрысков малины проводят

1. ВПН-2

2. РВК-3,6

3. ВИП-5,6

6. Срок эксплуатации маточной плантации смородины при схеме 2,5-3х0,5-1,5 м

1. 4 года

2. 5 года

3. 6 лет

4. 8 лет

7. Толщина одревесневших черенков смородины

1. 6-8 мм

2. 8-12 мм

3. 4-6 мм

4. 12-14 ммт

8. Перед посадкой зеленые черенки обрабатывают

1. стимуляторами роста

2. фунгицидами

3. цитокининами

4. минеральными удобрениями

Тесты к теме 20. Режущие садовые инструменты

  1. Садовый нож имеет заточку

    1. с одной стороны

    2. двухстороннюю

  2. У секатора затачивают

    1. внешнюю сторону режущего клинка

    2. наружную сторону

    3. обе стороны

  3. Угол заточки зубьев пилы должен составлять

    1. 20°

    2. 30°

    3. 45°

  4. Отклонение зубьев от оси полотна пилы должно составлять

    1. 0,1 толщины полотна

    2. 0,2-0,3

    3. 0,4-0,5

Тесты к теме 21. Приемы работы садовым ножом, секатором и садовой пилой

1. При обрезке в сторону срезаемой части должен быть обращен клинок секатора

1. режущий

2. опорный

2. При вырезке многолетних ветвей срез необходимо делать

  1. по внешней границе кольцевого наплыва

  2. по внутренней границе кольцевого наплыва

  3. с пеньком

  4. Скорость зарастания ран (см в год)

1. 1

2. 2

3. 3

5. В холодную погоду садовый вар из нигрола, парафина и канифоли готовят в соотношении

1. 2:1:2

2. 1:2:1

3. 2:1:1

4. 1:2:2

6. При теплой погоде садовый вар из нигрола, парафина и канифоли готовят в соотношении

1. 2:1:2

2. 1:2:1

3. 1:1:1

4. 1:2:2

7. Состав садового вара

1. 10% парафина и 90% петролатума

2. 90% парафина и 10% петролатума

8. Если обрезка проводится рано весной, то целесообразно оставлять над почкой _________________

9.При срезании ветвей с острым углом отхождения секатор нужно подводить __________________.

10.Если срез делать очень косой, то верхняя часть стебля __________.

11.При вырезке толстых ветвей пилой и секатором необходима зачистка ран _____________.

12.Все раны более ____________ см замазывают садовым варом.

13. При укорачивании многолетней ветви ее верхнюю часть удаляют _________________.

Тесты к теме 22. Приемы формирования кроны, регулирования роста и плодоношения плодовых растений

  1. Наиболее приемлемый угол отхождения от штамба составляет

  1. 10-30°

  2. 30-40°

  3. 45-60°

2. При сильном укорачивании ветви количество обрастающих веточек

  1. увеличивается

  2. не изменяется

  3. уменьшается

3. С увеличением наклона ветви

1. усиливается ее рост, ускоряется плодоношение

2. усиливается ее рост, задерживается плодоношение

3. замедляется рост и плодоношение

4. замедляется рост и ускоряется плодоношение

4. С уменьшением наклона ветви

1. усиливается ее рост, ускоряется плодоношение

2. усиливается ее рост, задерживается плодоношение

3. замедляется рост и плодоношение

4. замедляется рост и ускоряется плодоношение

5. Лучшее время для проведения обрезки – период ______________.

6. Различают два основных способа обрезки: укорачивание или ____________, и прореживание или ______________.

7. Прореживание и укорачивание обрастающих ветвей называют ________________ обрезкой.

8. После значительного подмерзания плодовых деревьев нужна ______________ обрезка.

9. При слабой обрезке удаляют не более четверти, средней – не более ________, и при сильной – не более ________ годичной ветви.

10. Сильная укорачивающая обрезка _____________ молодые деревья, _______________ вступление их в плодоношение и _______________ урожайность молодых садов.

11. При умеренной степени омолаживания урожайность не снижается, а размер и качество плодов __________________, плодоношение становится ________________.

12. Удаление полоски коры над или под почкой шириной 3-4 мм называется ____________.

Тесты к теме 23. Системы формирования кроны яблони и груши

1. Главные ветви должны отходить от ствола под углом больше _______.

2. Главные ветви должны быть хорошо соподчинены ______________.

3.Верхние ветви, образующие острый угол с проводником, должны быть______________________.

4. Предпочтение следует отдавать _____________________ размещению ветвей.

5. В случае ярусного размещения в каждом из ярусов количество основных ветвей не должно превышать у сортов с раскидистой кроной _______, с компактной __________.

6. Крона закладывается с высотой штамба ________________.

7. Угол между скелетными ветвями одного яруса плодового дерева называется углом _________________.

8. Угол, образованный скелетной ветвью и центральным проводником, называется углом __________________.

studfiles.net

Тест по разделу "Царство растений"

Контрольная работа по теме «Царство растений» 7 класс

Задание №1 Выберите правильный ответ.

1. К одноклеточным водорослям относятся:

А. Хлорелла Б. Хламидомонада

В. Ламинария Г. Спирогира

2. Гамета – это:

А. Название водоросли Б. Название споры

В. Часть слоевища Г. Половая клетка

3. Ризоиды – это:

A. Название водоросли Б. Форма таллома

B. Особый тип клеток Г. Выросты тела водоросли, служащие для прикрепления к субстрату

4. Листья папоротника выполняют функцию:

A. Испарения излишней влаги Б. Размножения

B. Фотосинтеза Г. Размножения и фотосинтеза

5. К однодольным относится семейства:

А. Злаковые Б. Крестоцветные

В. Бобовые Г. Пасленовые

6. К семейству Бобовых относится:

А. Фасоль Б. Дикая редька

В. Клевер Г. Лук

7. К семейству Крестоцветных относятся:

A. Капуста и пастушья сумка Б. Дикая редька и картофель

B. Томат и горох Г. Одуванчик и горчица

8. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1 соответствует семейству:

А. Розоцветных Б. Пасленовых

В. Крестоцветных Г. Сложноцветных

9. Для семейства Крестоцветных характерны плоды:

А. Стручок Б. Коробочка

В. Ягода Г. Зерновка

10. Воронковидные, язычковые, трубчатые цветки характерны для семейства:

А. Сложноцветных Б. Бобовых

В. Злаковых Г. Пасленовых

Задание 2. Выберите верное утверждение, поставьте «Да», если вы не согласны с утверждением поставьте «Нет»

1. Хламидоманада – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.

2. Водоросли размножаются только бесполым путем.

3. Мхи относятся к высшим растениям.

4. У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.

5. Отдел Цветковые включает 2 класса – Однодольные и Двудольные

6. Папоротник орляк цветет один раз в год.

7. Цветок – орган семенного размножения голосеменных

8. Мохообразные растения имеют листья и стебли

9. У хвойных растений хвоя никогда не опадает

10. Злаковые и лилейные относятся к классу однодольных.

Задание 3 Найдите соответствие.

1. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:

I. Бобовым

II. Сложноцветным

А. Плод семянка Б. Плод боб В. Соцветие корзинка

Г. Листья сложные с прилистниками Д. Формула цветка - Ч0 Л(5) Т5 П1

Е. На корнях – симбиотические азотофиксирующие бактерии.

2. Из перечисленных признаков выпишите признаки характерные для: I – класса «Однодольные», II – класса «Двудольные».

A. Число лепестков и чашелистиков кратное четырем или пяти

Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система

Г. Число чашелистиков и лепестков кратное трем

Д. Дуговое или параллельное жилкование

Е. Сетчатое жилкование

Ж. Две семядоли

3. Одна семядоля

Задание 4 . Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

1. Отличительная особенность покрытосеменных – наличие ... и ...

2 Все покрытосеменные подразделяются на классы: ... и ...

3. Ламинарию иногда называют ………..

4. Редька, пастушья сумка, капуста представители семейства ….

5. Стебель злаковых называется ……

6. Василек и ромашка относятся к семейству ……

7. Водоросли относятся к ……….. растениям.

8. Для пасленовых характерны плоды ….. и ……..

9. Формула цветка крестоцветных ……..

10. Лепестки имеют названия парус, весла, лодочка у представителей семейства ……

infourok.ru

", в данном случае "введение растений в культуру", хотя традиционно это понятие называется " интродукция растений

Введение

Латинское слово "introductio" означает "введение", в данном случае - "введение растений в культуру", хотя традиционно это понятие называется "интродукция растений". Следует согласиться с широко распространенной точкой зрения, что интродукция растений - это целеустремленная деятельность человека по введению в культуру растений. Следовательно, интродукция растений представляет собой своеобразный процесс – неограниченный во времени и ограниченный в пространстве.

Интродукция растений - ровесница земледелия и всегда предшествовала началу культивирования того или иного растения. Интродукцией растений человечество начало заниматься со времени перехода от собирательства к выращиванию растений. Современное разнообразие культивируемых растений - результат осуществлявшейся на протяжении тысячелетий интродукции растений. Проводимое иногда разграничение интродукции растений на "стихийную", или "ненаучную", и "научно обоснованную", по меньшей мере, некорректно. Интродукция растений во все времена и у всех народов имела характер целеустремленного действия и опиралась на имевшиеся в данный период знания. Яркими примерами интродукции растений в древности могут послужить: походы древних египтян в страну Пунт (современная Эфиопия), из которых привозились растения, которые затем выращивались в дворцовых и храмовых садах Египта; создание знаменитых висячих садов вавилонской царицы Семирамиды, основу которых составили горные растения с Армянского нагорья, родины царицы; завоз в Китай в качестве кормовой культуры легендарной травы мун (люцерны) из Средней Азии. Интродукция растений нашла свое отражение во многих религиях: боги и божества их пантеонов добывали, даже похищали, различные полезные растения для людей или просто сотворяли их чудесным образом. Взять хотя бы миф о превращении жезла древнегреческой богини Афины в оливковое дерево. Однако, несмотря на столь почтенный возраст и большое значение в жизни всех земледельческих народов мира, интродукция растений лишь в последнее время начала оформляться в самостоятельную научную дисциплину. И такому положению дел есть объяснение.

Интродукция растений, как наука - это неоднозначное по своей сути явление на стыке ботанических знаний и практики культивирования растений. При этом, имея дело с декоративными растениями, интродукция растений, испытывает на себе специфическое влияние искусства. Интродукция растений – явление сугубо региональное, и ее осуществление определяется возможностями той местности, где вводятся растения в культуру. Интродукция растений, как и все земледелие, основывается на практической деятельности человека, но, в отличие от классического земледелия, имеет дело с немногими экземплярами преимущественно новых растений. Отдельные положения интродукции растений являются общими с селекцией растений, хотя научно-практическая направленность последней носит принципиально иной характер. Все это мало способствовало выделению интродукции растений в самостоятельную научную дисциплину. Однако интродукции растений, как любой науке, присущи свои внутренние закономерности, познание которых возможно лишь на основе научного подхода и которые, в конечном счете, носят глобальный характер. А поскольку в глобальном масштабе потребление продуктов естественных ценозов неуклонно сокращается, а доля потребляемой продукции агроценозов возрастает, то это неизбежно ведет к усилению роли интродукции растений в жизни человеческого общества, способствует преобразованию интродукции растений в научную ботаническую дисциплину синтетического плана.

Роль интродукции растений на современном этапе ее развития достаточно многосторонняя. Это и направление ботанической науки, своеобразный раздел экспериментальной ботаники, практические результаты которой помогают прояснить те или иные моменты теоретической ботаники. Это и источник экспериментального материала для многих сельскохозяйственных наук, в первую очередь для селекции растений. Это и способ удовлетворения материальных и культурных потребностей человечества, поскольку все культивируемые растения, в том числе и декоративные, являются интродуцентами. Это и один из методов изучения растения вне естественных мест обитания (ex situ), которому в последнее время придается особое значение в программе сохранения разнообразия растений.

До известного времени в интродукции растений как бы превалировала ее практическая направленность, а теоретическая сторона оставалась недостаточно выраженной. Такое положение дел является следствием присущей интродукции растений закономерности убывания результативности, позволяющей, образно выражаясь, сравнивать процесс интродукции растений с процессом золотодобычи в новом золотоносном районе, когда вначале подбираются самородки, затем собираются крупицы золота, после чего начинается промывка золотоносного песка на примитивных приспособлениях, а под конец оказываются задействованными мощные механизмы. Соответственно, на начальных этапах интродукции растений из конкретного региона в конкретный пункт интродукции высокая результативность достигается при минимальных теоретических обоснованиях и технической оснащенности; со временем результативность снижается, а значение предварительной теоретической и технической подготовки возрастает.

Интродукция растений оперирует своими понятиями и терминами, такими, например, как объект интродукции, пункт интродукции, интродукционный поиск, первичное и вторичное интродукционное испытание, подведение итогов интродукции и т.п. Интродукции растений присущи свои методы и методики: методы подбора интродуцентов для первичного интродукционного испытания, методики определения степени адаптации интродуцентов и так далее. Присущ интродукции растений и целый ряд достаточно четко сформулированных закономерностей.

Все это диктует настоятельную необходимость последовательно и методично рассмотреть весь круг вопросов, связанных с интродукцией растений, во всем многообразии проявления внешних признаков и выявления внутренних взаимосвязей. Непременными предпосылками осуществления процесса интродукции растений является наличие объектов интродукции, пунктов интродукции и интродукторов, людей, занимающихся интродукцией растений. Сам же процесс интродукции протекает последовательно и состоит из нескольких этапов, основными из которых являются: интродукционный поиск, первичное и вторичное интродукционное испытание.

Объекты интродукции растений

Потенциально объектами интродукции являются все растительные организмы нашей планеты, хотя обычно в качестве таковых выступают представители высших растений, которые традиционно, подразделяются на ряд функциональных интродукционных групп. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные растения; среди первых чаще всего объектами интродукции выступают папоротники и селягинеллы, реже - мхи; вторые, обычно, делят на, так называемые, голосеменные и покрытосеменные. В свою очередь у голосеменных растений объектами интродукции отдельно выступают хвойные и саговниковые. Выделение обособленных объектов интродукции среди покрытосеменных растений более сложное и основывается на многих признаках. Общепринято выделение группы древесных (древовидных) растений, куда включаются и голосеменные растения (в организационной структуре таких пунктов интродукции как ботанические сады и дендрологические парки этой группе соответствуют Отделы дендрологии), и группы травянистых растений, с включением в их число споровых растений (соответственно эта группа составляет сферу интродукционной деятельности Отделов травянистых (цветочных) растений).

Древесные растения, как объекты интродукции, могут подразделяться на уже упоминавшиеся хвойные (голосеменные) и лиственные растения, иногда выделяют древовидные однодольные растения. По принципу жизненных форм выделяют в отдельные группы лианы, пальмы, бамбуковидные злаки и другие. Часто выделение объектов интродукции, как древесных, так и травянистых растений, производится по флористическому принципу, обычно за основу берутся одна или несколько флористических областей, например: Восточно-азиатская флористическая область, совокупность флористических областей Южной Америки с умеренно-теплым климатом и тому подобное. Еще чаще выделение объектов интродукции производится на основе систематического подхода, и здесь число вариантов не ограничено. В традиционной группе травянистых растений, помимо вышеперечисленного, довольно часто выделяют группы летников и многолетников. Здесь же довольно обычно выделение объектов по принципу родовых (роды Ирис, Лилия и др.) и даже видовых комплексов (сорта однолетней астры, гибридного гладиолуса и тому подобное).

Грибы, лишайники и водоросли в качестве объектов интродукции выступают крайне редко, соответственно методы интродукционной работы с ними разработаны недостаточно. Хотя их интродукция подчиняется тем же основным закономерностям, что и интродукция представителей других групп растений.

Выделение функциональных групп объектов интродукции происходит, обычно, в соответствии с целями и задачами пункта интродукции, его интродукционной емкостью и его агроклиматическими характеристиками. Но в ряде случаев, обычно при создании новых пунктов интродукции, требуется вначале определиться с параметрами будущего пункта интродукции растений.

Пункт интродукции растений

Наличие пункта интродукции является непременным условием процесса интродукции растений, а параметры такого пункта определяют характер данного процесса. В качестве пункта интродукции могут выступать ботанические, лесные, селекционные, питомниководческие и другие учреждения и хозяйства любой формы собственности, в том числе и частные. В России, например, интродукционными пунктами являются все ботанические сады и дендрологические парки, учреждения селекционной направленности; в ряде стран в качестве таковых активно работают семеноводческие и питомниководческие хозяйства.

Характер каждого пункта интродукции определяется такими интродукционными параметрами, как: интродукционные возможности, интродукционная емкость и интродукционная направленность. Совокупность этих специфических параметров во многом определяет цели и задачи интродукционного пункта. Последние не являются неизменными, могут корректироваться и трансформироваться.

Интродукционные возможности пункта интродукции характеризуются естественными условиями местонахождения данного пункта и определяют возможность культивирования в условиях открытого или закрытого грунта тех или иных интродуцентов. Интродукционные возможности открытого и закрытого грунта конкретного пункта интродукции устанавливаются раздельно. Под открытым грунтом в интродукции растений понимается культивирование растений под открытым небом. При этом допускается устройство защиты от ветра, прямых солнечных лучей или атмосферных осадков, а также укрытие растений в холодный период года. В качестве защищенного грунта обычно используются полностью или частично светопрозрачные не отапливаемые культивационные сооружения различной конструкции. Закрытый грунт традиционно представлен светопрозрачными культивационными помещениями различных типов и конструкций с регулируемыми параметрами искусственного климата, обычно температурой. Так называемая пристановочная культура - выращивание интродуцентов в кадках, вазах, контейнерах, цветочных горшках под открытым небом только в теплое время года - может быть элементом как открытого грунта, если растения помещают на зимовку в защищенный грунт, так и закрытого грунта, если зимовка происходит в культивационных помещениях. Интродукторам следует уделить должное внимание этому древнему приему культивирования растений, позволяющему, помимо прочего, резко расширить интродукционные возможности открытого грунта и существенно улучшить состояние растений в закрытом грунте. Хотя и приходится мириться с тем, что пристановочная культура сопряжена с определенными техническими сложностями.

Интродукционные возможности открытого грунта представляют собой совокупность всех климатических и почвенных факторов той местности, где располагается пункт интродукции, с учетом факторов антропогенного воздействия и иных факторов биогенного и абиогенного влияния. Последние, практически, не влияют на саму возможность выращивания в конкретном пункте интродукции тех или иных интродуцентов, но оказывают воздействия на их рост, развитие и состояние. Для удобства пользования, климатические и почвенные характеристики сводятся в отдельные таблицы, которые, в тех или иных целях, упрощают до отражения основных почвенно-климатических параметров. Так поступают, например, когда выявляется зона интродукционного влияния и, соответственно, устанавливается район интродукции.

Из общей совокупности почвенно-климатических факторов, факторов антропогенного воздействия и иных факторов биогенного и абиогенного влияния выбирают те, которые могут наиболее активно влиять на процесс интродукции конкретных растений; их, обычно, называют лимитирующими факторами. Из их числа, по возрастающей степени возможности нейтрализации их лимитирующего влияния, выделяют главный лимитирующий фактор, основные лимитирующие факторы и частные лимитирующие факторы. Главный лимитирующий фактор для каждого из растений устанавливает саму возможность их культивирования в данном интродукционном пункте в любой форме, с использованием любых агротехнических приемов. В большинстве случаев, в качестве главного лимитирующего фактора для открытого и защищенного грунта выступает абсолютный минимум температуры воздуха. Спектр действия основных лимитирующих факторов шире и они, преимущественно, определяют возможность растений произрастать в виде той или иной жизненной формы, возможность возобновления генеративным путем, проявления желаемых хозяйственных или декоративных достоинств и т. п. В качестве последних часто выступают средний из абсолютных минимумов, абсолютный максимум температуры воздуха, сумма эффективных температур, особенности гидрологического режима, показатель рН почвы и другие. Частные лимитирующие факторы достаточно многочисленны, наиболее мобильны и базируются на различных характеристиках почвы и климата, факторах антропогенного и иного воздействия на растения в пункте интродукции. В ряде случаев они оказывают существенное влияние на судьбу растений-интродуцентов. Так, к примеру, высокая плотность популяции черных дроздов в районе Сочи, что можно рассматривать в качестве частного лимитирующего фактора, делает бесперспективным выращивание в качестве красивоплодных декоративных растений тех из них, плоды которых поедаются черными дроздами.

Интродукционные возможности закрытого грунта определяются, преимущественно, техническими характеристиками конкретного культивационного помещения; роль естественных почвенно-климатических и иных факторов в ряде случаях игнорируется вообще, а в норме принимается во внимание опосредственно, через их воздействие на агротехнические параметры культивационного помещения.

Выявление интродукционных возможностей данного пункта интродукции позволяет предварительно установить круг интродуцентов, которые могли бы здесь культивироваться, на уровне жизненных форм, представительства тех или иных флористических регионов, различных таксономических групп растений. Так, например, интродукционные возможности открытого грунта района Сочи позволяют культивировать интродуценты всех жизненных форм, включая пальмы, бамбуковидные злаки и розеточные древовидные растения, в том числе и вечнозеленые, практически всех крупных таксономических групп, изо всех умеренных, умеренно-теплых и субтропических регионов. Интродукционные возможности закрытого грунта данного района еще шире. Разумеется, интродукционные возможности пунктов интродукции других регионов России не столь масштабны.

Выявив интродукционные возможности, можно определить интродукционную емкость пункта интродукции, сопоставив его интродукционные возможности с результатами проведенной ботанической инвентаризации имеющихся в данной местности культивируемых растений. Подобная инвентаризация проводится или по отношению ко всем культивируемым растениям, или только по отношению к растениям предварительно выделенных групп по ботаническим, техническим, декоративным и другим признакам. В ходе такой инвентаризации выявляется не только наличие того или иного вида или формы, но и их количественная представленность, а также состояние растений. Анализируя результаты такого сопоставления, устанавливается, достаточно приближенно, планируемый объем интродукции, что отражается на размерах пункта интродукции, его предполагаемой структуре и технической оснащенности.

Интродукционная емкость условна, соотносительна и тесно смыкается с интродукционной направленностью. Под последней следует понимать привлечение к интродукции видов и форм растений с заранее установленными параметрами: принадлежность к конкретной группе растений, хозяйственные и декоративные свойства, агротехнические особенности культивирования и тому подобное. Интродукционная направленность изначально определяется целями и задачами интродукционного пункта и в процессе функционирования этого пункта подвергается корректировкам сообразно изменениям целей и задач. Так, например, интродукционная направленность может быть обусловлена необходимостью выявить ассортимент лилий с белыми цветками, пригодными для срезки в условиях защищенного грунта. На практике интродукционная направленность, как правило, разнохарактерна и достаточно объемна.

lib.znate.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта