Таблица покровные ткани растений. Виды растительных тканей: образовательная, покровная, основная механическая проводящая

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта по биологии на тему: "Покровные ткани растений". Таблица покровные ткани растений


5 класс. Биология. Ткани растений - Ткани растений

Комментарии преподавателя

Не все клетки растения одинаковы. Рассматривая под микроскопом срезы различных органов растений, учёные замечали, что клетки расположены упорядоченно, они как будто образуют узор. Так были открыты ткани.

Ткань

Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции. Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.

Многие ткани включают клетки нескольких типов. Однако общее происхождение всех этих клеток и единая функция, выполняемая ими, позволяют говорить о единстве ткани.

Обычно растительный организм включает несколько тканей каждого типа. Так, различные участки тела растения могут быть покрыты первичной покровной тканью, состоящей из одного слоя клеток, и многослойными вторичными и третичными покровными тканями. Рис. 1.

   Рис. 1.

Покровная ткань 

Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев. Оболочки клеток могут пропитываться специальными веществами, которые делают их более прочными или усиливают их изолирующие свойства.

Механическая ткань 

Механические ткани придают прочность растениям. Они также образованы группами клеток с утолщенными оболочками.  Рис. 2. У некоторых клеток оболочки одревесневают – пропитываются специальным веществом – лигнином.

   Рис. 2.

Проводящие ткани образованы живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества. Рис. 3. 

   Рис. 3.

Основная ткань 

Основные ткани занимают всё пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Их различают несколько видов в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки. Рис. 4. Основная их функция – синтез и запасание различных веществ.

   Рис. 4.

Секреторными называются ткани, выделяющие некие вещества. Они весьма разнообразны. Железистые волоски служат для выведения ненужных веществ из организма растения, иногда для защиты (вспомните, например, крапиву). Рис. 5. Нектарники служат для выделений сахаристой жидкости. Нектар служит средством привлечения опылителей. Также секреторной тканью выделяются эфирные масла (ими пахнут многие цветы и пряные растения) и млечный сок.

Железистые волоски   Рис. 5. Железистые волоски

Воздухоносная ткань, или аэренхима, встречается у водных и болотных растений. Рис. 6. Это вместилище запасов воздуха для потребностей дыхания. Иногда выделительную и воздухоносную ткани относят к основным.

   Рис. 6.

Образовательная ткань 

Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Клетки остальных тканей часто настолько специализированы, что не могут делиться.

Гистология

Два выдающихся натуралиста XVII в. – итальянец Мальпиги и англичанин Грю – являются основоположниками науки о тканях – гистологии. Исследуя под микроскопом стебли, листья, почки и плоды растений, они, кроме клеток, которые описал Р. Гук, нашли множество простых и спиральных трубочек, а также волокон, свидетельствующих о сложности строения растений.

Покровные ткани

Они защищают ткани от высыхания, температурных повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Эпидерма – первичная покровная ткань, состоит из одного слоя живых клеток, плотно примыкающих друг к другу.

Пробка – вторичная покровная ткань, состоит из нескольких слоев отмерших клеток.

Корка – третичная покровная ткань, несколько слоев пробки. Рис. 7.

   Рис. 7.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/tkani-tkani-rasteniy-prodolzhenie?seconds=0&chapter_id=2398

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/tkani-rastenijj.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Qbqyfiqer9g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=pZedKjQXXtw

http://www.youtube.com/watch?v=Qbqyfiqer9g

http://www.youtube.com/watch?v=LhSN6n7odd4

http://infourok.ru/prezentaciya-tkani-rasteniy-klass-425765.html

www.kursoteka.ru

образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

В многоклеточном организме клетки со сходными функциональными возможностями и строением объединены в группы и образуют растительные ткани.

Растительные ткани — это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций.

Существуют следующие типы растительных тканей:

  • Образовательные;
  • покровные;
  • основные;
  • механические;
  • проводящие.

Есть ткани простые, в которые входят однородные группы клеток (паренхима), и сложные, где встречаются клетки, отличающиеся по виду, размеру и функциям, но имеют одних предшественников (ксилема).

Образовательная

Образовательная ткань

Клетки образовательной ткани тесно связаны между собой, с минимальным количеством межклеточного вещества, имеют тонкие мембраны. Цитоплазма вязкая, в ней находится генетическая информация. Клетки способны к длительному митотическому делению, служат основой для формирования всех тканей растения.

Образовательные ткани расположены в верхушечной части побегов, на кончике корня. Участки меристемы сохраняются также у основы черешков листьев и междоузлий. Есть латеральные или боковые меристемы, которые отвечают за увеличение размера стебля в поперечной плоскости. К ним относят прокамбий и камбий.

Раневая образовательная ткань формируется в месте повреждения, при этом пограничные клетки вступают в процесс деления и видоизменяются в плотную защитную ткань – каллюс.

Покровная

Покровная ткань растений

Отдельные части растения со всех сторон покрыты шаром плоских клеток – эпидермой. Основная их функция – защита глубже расположенных клеток от пересыхания или чрезмерной влаги, перегрева или заморозков, механических воздействий, проникновения инородных агентов.

Покровные ткани также отвечают за взаимодействие растения с внешней средой. Обмен газов, водяных паров осуществляется через мелкие поры в покровной ткани — устьица. Строение устьица простое: две замыкающие клетки и устьичная щель.

Замыкающие клетки реагируют на перемены факторов окружающей среды, при этом они смыкаются или размыкаются. Например, в светлое время суток, когда интенсивно идут фотосинтезирующие процессы, замыкающие клетки расходятся и пропускают максимальное количество углекислого газа. На ночь они закрываются. Смыкание происходит и при повышении температуры, для защиты от потери влаги.

Многолетние растения нуждаются в более прочной защите, поэтому под эпидермой в них развивается плотная защитная ткань — пробка, которая построена из отмерших клеток.

Вместо устьиц в пробке находятся чечевички, которые необходимы для газообмена.

На замену пробке у многих деревьев формируется корка – очень прочный и грубый слой мертвых клеток.

Проводящая

Строение проводящей ткани растенийСтроение проводящей ткани растений

Проводящая ткань отвечает за перенос питательных веществ в растительном организме. Известны 2 разновидности проводящих тканей — луб и древесина.

По восходящим путям идет транспорт воды и минералов от корневой системы к вышерасположенным органам растения — через сосуды и трахеиды древесины (ксилема). По нисходящим путям переносятся синтезированные органические соединения к корневой системе с помощью ситовидных трубок луба (флоэма).

Луб представляет собой совокупность безъядерных длинных клеток, вертикально идущих друг за другом. Стенки, которыми клетки соприкасаются, имеют множество выходов, поэтому жидкость может свободно передвигаться. На всем протяжение ситовидные трубки сопровождают вспомогательные клетки спутницы, они продуцируют ферментативные соединения необходимые для эффективного транспорта.

Древесина осуществляет ток жидкости с помощью трахеид и сосудов. Трахеиды – это отмершие клетки с отвердевшими стенками. Сосуды — это последовательный ряд клеток, идущих друг за другом цепочкой. Перегородки между смежными клетками разрушены, поэтому ничего не препятствует току жидкости.

Основная

Основная ткань растений

Промежутки в растительных тканях заполнены основной тканью, которая построена из паренхиматозных клеток. Они образуются из верхушечной меристемы. Основная ткань играет важную роль: в паренхиме зеленых органов растения идут фотосинтезирующие процессы, в корневище накапливаются углеводы.

Воздухоносная паренхима включает множество полостей наполненных воздухом. Характерна для растений, населяющих поверхность водоемов, помогает им удерживаться наплаву. Отдельно выделяют водоносную паренхиму, которая долго может поддерживать стабильный уровень влаги, (развита у растений из семейства кактусовые).

Механическая

Механическая ткань

Механическая ткань придает стеблям и листьям прочность и гибкость. Так они могут выдерживать нагрузку, сгибания, сжатия. Клетки данной растительной ткани имеют утолщенную оболочку, иногда отвердевшую. Выделяют 2 подвида механической ткани: колленхиму и склеренхиму.

Колленхима построена из жизнеспособных клеток, что также содержат хлорофилл. Поэтому колленхима обеспечивает опору в листьях и стеблях.

Склеренхима — это группа клеток с твердой мембраной, продольно вытянутых и названых волокнами. Терминальные части клеток острые, а на срезе имеют многоугольную форму. Выделяют лубяные волокна, которые находятся в лубе и древесные, расположенные ближе к центральной оси.

Сводная таблица растительных тканей

Вид тканиКлеткиФункцииРасположение
ПокровнаяБольшие, плоские клеткиЗащита от механических влияний, чужеродных организмовПокрывает листья, корни, входит в состав коры
ПроводящаяУдлиненные, отмершие клетки, объединённые в рядыПередвижение жидкости по восходящим и нисходящим путямДревесина и луб
ОсновнаяКлетки с толстыми стенками, плотно прижаты друг к другуФотосинтез, запасание воды, накопление воздуха Листья, стебли, корень
ОбразовательнаяНе утрачивают митотическую активность, имеют тонкую оболочкуСлужит основой для развития других растительных тканей, восстанавливает утраченные части при поврежденияхАпикальная часть стебля, кончики корней
МеханическаяКрупные, отличаются по форме, стенка прочная, часто одревесневшаяПридает прочность и гибкостьДревесина и луб
Запасающая Тонкостенные мелкие клетки с большим ядромЗапасает питательные веществаКорни, стебли

animals-world.ru

Технологическая карта по биологии на тему: "Покровные ткани растений"

Учитель Н.М.Крутько

Предмет биология

Класс - 5

Урок №25

Технологическая карта урока

Тема урока. Покровные ткани растений

Цель урока

Создание условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма

Задачи урока

Образовательные:

Изучить  особенности тканей, расширить представления  учеников   о строении покровных тканей и органов растений и животных

Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

Тип урока

открытие новых знаний

Вид урока

Урок рефлексии (практикум)

Опорные понятия, термины

Ткань, межклеточное пространство, кожица, пробка, корка, чечевички, устьице

Новые понятия

Ткань, межклеточное пространство, кожица, пробка, корка, чечевички, устьице

Формы контроля

Текущий, тематический

Домашнее задание

§21 (с.56-58)

Формируемые УУД

Познавательные УУД

1.Продолжить формирование умения работать  с учебником.

2.Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

3.Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. 

Коммуникативные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2.Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения ткани.

4.Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

6.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 3.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.Оценивать собственный вклад в работу группы.

Используемые методы, приемы

частично-поисковый

Формы работы

 индивидуальная, фронтальная, групповая.

Организационный

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Садитесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели урока

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

  • Давайте, сравним лист, корень и цветок растения. Чем они отличаются? (Цветом, формой)

Подсказка:

  • Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

  • Ребята, скажите какую ткань мы можем увидеть не вооруженным взглядом? (только то, что снаружи)

  • Значит наш урок будет посвящен каким тканям (покровным)

Тема урока 

«Покровные ткани растений».

Актуализация пройденного материала

Какие вопросы мы с вами сегодня на уроке рассмотрим?

Ткань. Покровная ткать растений.

(строение, местонахождение и функции).

восстановить знания о методах исследования в биологии

Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий,

1. Что такое ткань?

2.Каково строение покровной ткани растений.

3. Местонахождение покровной ткани.

4. Основные функции покровной ткани.

И так, одинаковые клетки образуют одинаковые ткани.

Что же такое ткань?

Давайте прочтем в учебнике с.56.

Запись в тетрадь

Группа клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковую функцию в живом организме, называют ТКАНЬЮ.

сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

-Какие ткани вы знаете? (шелк, лен, хлопок.)

-Из чего состоят эти ткани? (Из волокон, ниток).

-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами носим, одежду?

(Чтобы не замерзнуть от холода или не обгореть на солнце. Значит, она предохраняет нас от воздействий окружающей среды. Правильно!)

Мы сейчас лабораторным способом изучим одежду растений или покровную ткань.

Используя микроскоп, рассмотрите микропрепарат покровной ткани растений.

Но вначале вспомним методику работы с микроскопом.

Что увидели?

Давайте рассмотрим интерактивную схему и определим какое строение имеет покровная ткань растений? 

(кожица, пробка, корка).

Назовите функцию элементов покровной ткани.

Правильно настроить микроскоп.

Клетки ткани плотно прилегают друг к другу и имеют утолщенную оболочку.

Эта ткань называется ПОКРОВНОЙ ТКАНЬЮ. Она покрывает все части растения: лист, стебель, корень.

Просмотр интерактивной схемы «Покровные ткани растений»

- Защита.

Теперь давай те рассмотрим более подробно строение кожицы растения-герани  (просмотр фидео-фрагмента).

- Что мы видим?

Эти клетки располагаются парами и носят название замыкающие, если они отодвигаются друг от друга, между ними появляется щель, которую называют устичной.

Как вы думаете для чего нужны устьица растениям?

- клетки листа плотно прилегают друг к другу.

Устьице участвует в газообмене и испарении воды.

- клетки кожицы некоторых растений образуют волоски, давай те откроем учебник на стр.57 рис.3.4, различные формы волосков кожицы растений.

Почему крапива жжётся?

Упражнение для релаксации

«Волшебный сон»

Самостоятельная работа с учебником.

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно с учебником на стр.58, вы должны прочитать и дать характеристику покровной ткани. Прочитав должны заполнить оставшиеся колонки в таблице.

Таблица перед вами. Вклейте ее в тетрадь. И заполните недостающие элементы.

Характерные черты покровных тканей растений

Функции

Кожица (эпидерма)

Пробка

Корка (покровный комплекс)

А у доски будет работать тот, кто быстрее всех справится в тетради.

Первичное закрепление

нового материала

У Вас на столе есть карточки с утверждениями . Определите какие из них верные, а какие ошибочные?

Обменяйтесь карточками и оцените друг друга. На доске вы увидите верные ответы.

1.Покровная ткань выполняет защитную функцию.+

2. Пробка состоит из живых клеток.-

3. Чечевички и устьица обеспечивают защиту от механических повреждений покровных тканей.-

4. Покровные ткани животных выполняют ту же функцию, что и ткани растений.+

5. У многих растений кожица покрыта воском или другими веществами.+

Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

Что мы сегодня изучили на уроке?

-Что такое ткань?

Назовите функции ткани?

Рефлексия и подведение итога.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Оцените свою работу на уроке цветными фигурками.

Желтый цвет – у вас все получилось.

Розовый – остались некоторые сомнения.

Белый цвет - не смог разобраться

Оцените Ваше самочувствие  на уроке.

Домашнее

задание

Цель: организовать закрепление изученного на уроке, самообразование

Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з 21

Приложение№1.

Характерные черты покровных тканей растений

Функции

Кожица (эпидерма)

Плотно сомкнутые живые клетки с утолщённой наружной стенкой. Имеются устьица

Покрывает листья, зелёные стебли, все части цветка

Защита органов от

высыхания, колебаний температуры, повреждений

Пробка

Мёртвые клетки, стенки

пропитаны жироподобным

веществом суберином

Покрывает зимующие стебли, клубни, корневища, корни

Корка (покровный комплекс)

Много слоёв пробки и других мёртвых тканей

Покрывает нижнюю часть стволов деревьев

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта