Таблица экологические группы растений. Практическая работа № 2 Экологические группы и жизненные формы организмов

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Практическая работа № 2 Экологические группы и жизненные формы организмов. Таблица экологические группы растений


Практическая работа № 2 Экологические группы и жизненные формы организмов

Экологический фактор

Экологическая группа

Приспособительные реакции, вызванные экологическим фактором

Представители экологической группы

Свет

?????

Растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (проявляются признаки угнетённости и задержка развития)

Побеги: с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, часто розеточные, побеги часто с шипами или колючками.

Листья: мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой кутикулой, часто с восковым налетом или с густым опушением; много жилок; часто фотометричные, хлоропласты мелкие и многочисленные.

Растения семейств: мятликовых, осоковых, аизовых, портулаковых, амарантовых, маревых, гвоздичных, молочайных; василек русский, софора, сахарный тростник, кукуруза.

?????

Растения, обитающие исключительно в затемнённых условиях, предпочитающие рассеянный свет. При прямом солнечном освещении проявляются признаки угнетённости развития и возможны солнечные ожоги.

Листья располагаются горизонтально, часто бывает выражена листовая мозаика; темно-зеленые, более крупные и тонкие; жилок меньше; хлоропласты крупные и малочисленные

Зеленые мхи, плауны, папоротники, лишайники, кислица обыкновенная, грушанки, майник двулистный; водоросли, обитающие в толще воды, бегонии, недотрога, травы из семейств имбирные, мареновые, коммелиновые

?????

Фотосинтетический аппарат может перестраиваться при изменении светового режима: в разные сезоны могут проявлять себя то, как светолюбивые, то, как теневыносливые. У лиственных теневыносливых древесных пород и кустарников листья расположены по периферии кроны, имеют световую структуру и называются световыми, а в глубине кроны расположены теневые листья с теневой структурой

Сныть обыкновенная, осока волосистая, черника, седмичник европейский; дуб черешчатый, липа сердцевидная, сирень обыкновенная

Температура (низкая)

?????

Сильно повреждаются или гибнут при температурах выше точки замерзания воды

Растения влажных тропических лесов, водоросли тёплых морей

?????

Переносят низкие температуры, но гибнут, как только в тканях начинает образовываться лёд

Некоторые вечнозелёные субтропические виды

?????

Сохраняют жизнеспособность при промерзании надземных органов

Деревья и кустарники, произрастающие в областях с сезонным климатом, с холодными зимами

Температура (высокая)

?????

Повреждаются уже при t + 30...+40° С

Эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты

?????

Переносят получасовое нагревание до t + 50... + 60° С

Растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией

?????

Могут жить в горячих источниках при t + 85... + 90° С

Термофильные бактерии и некоторые виды цианобактерий (синезелёных водорослей)

?????

Устойчивы к пожарам. У деревьев на стволах толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани. Плоды и семена имеют толстые, часто одревесневшие покровы, которые растрескиваются при опалении огнём.

Растения саванн, сухих жестколистных лесов и кустарниковых зарослей типа чапараля

Вода

?????

Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Вне воды быстро погибают. Листья тонкие, часто рассеченные. Корневая система сильно редуцирована или отсутствует совсем. Поглощение воды — всей поверхностью тела. Перед опылением цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются

Элодея, рдест, водяные лютики, валлиснерия, ряска

?????

Наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.

Листья часто тонкие, теневые. Высокая обводненность тканей

(80 % и более). Гибнут даже при непродолжительной и несильной засухе или это растения открытых местообитаний, с постоянно влажными почвами и влажным воздухом.

недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы, папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка

?????

Могут переносить непродолжительную

и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием

Самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений

?????

Растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи

Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов

?????

Сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: в стеблях – стеблевые; в листьях – листовые; в корнях– корневые

Стеблевые: кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи

Листовые: алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки

Корневые: аспарагус, кислица

?????

Внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку.

Это многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами. У некоторых свернутых в трубочку листьев внутри находится влажная

камера

полукустарнички, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный, узколистные дерновинные злаки - ковыли, тонконоги, типчак

Почва

(кислотность почвы)

?????

Растут на кислых почвах с рН менее 6,7

Растения сфагновых болот, белоус

?????

Тяготеют к почвам с рН 6,7-7,0

Большинство культурных растений

?????

Растут при рН более 7

Мордовник, лесная ветреница

?????

Растут на почвах с разным значением рН

Ландыш, овсяница овечья

Почва

(валовый состав почвы)

?????

Довольствуются малым количеством зольных элементов

Сосна обыкновенная

?????

Нуждаются в большом количестве зольных элементов

Дуб, сныть обыкновенная, ковыль

?????

Требуют умеренного количества зольных элементов

Ель обыкновенная

?????

Предпочитают почвы, богатые азотом

Крапива двудомная

?????

Растут на засолённых почвах

Солерос, сарсазан, кокпек

studfiles.net

6 класс. Биология. Основные экологические группы растений - Основные экологические группы растений

Комментарии преподавателя

Эко­ло­ги­че­ские груп­пы рас­те­ний, в от­ли­чие от си­сте­ма­ти­че­ских, объ­еди­ня­ют нерод­ствен­ные друг другу рас­те­ния. Каж­дый вид рас­те­ний вхо­дит сразу во мно­гие эко­ло­ги­че­ские груп­пы.

Эко­ло­ги­че­ские груп­пы рас­те­ний вы­де­ля­ют по пред­по­чи­та­е­мым усло­ви­ям жизни, т.е. по пред­по­чи­та­е­мым зна­че­ни­ям эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров. Так, те­не­лю­би­вые рас­те­ния живут при неболь­шой осве­щен­но­сти, вы­со­кая осве­щен­ность для них гу­би­тель­на.  

Ге­лио­фи­ты: сосна, бе­ре­за, лист­вен­ни­ца, ро­би­ния (см. Рис. 1).

Робиния

Рис. 1. Ро­би­ния

Де­ре­вья невы­со­кие, с ши­ро­кой раз­ветв­лен­ной кро­ной. В лесу такие де­ре­вья вы­со­кие, с кро­ной, рас­по­ло­жен­ной на вер­шине. У де­ре­вьев на опуш­ке крона од­но­бо­кая, если их спи­лить, то го­дич­ные коль­ца ока­жут­ся шире на осве­щен­ной сто­роне (см. Рис. 2).

Годичные кольца

Рис. 2. Го­дич­ные коль­ца

Тра­вя­ни­стые све­то­лю­би­вые рас­те­ния об­ра­зу­ют низ­ко­рос­лые или ро­зе­точ­ные стеб­ли (по­до­рож­ник, оду­ван­чик, кам­не­лом­ка). Лу­го­вые травы (го­ре­чав­ка (см. Рис. 3), иван-чай) имеют вы­тя­ну­тые стеб­ли.

Горечавка желтая

Рис. 3. Го­ре­чав­ка жел­тая

Ли­стья све­то­лю­би­вых рас­те­ний неболь­шие, тол­стые, с бле­стя­щей ко­жи­цей и боль­шим ко­ли­че­ством устьиц. Тол­стый вос­ко­вой налет и гу­стое белое опу­ше­ние предо­хра­ня­ют рас­те­ния от дей­ствия пря­мых сол­неч­ных лучей. Ли­стья могут рас­по­ла­гать­ся вер­ти­каль­но к солн­цу или по­вер­ну­то к нему реб­ром (эв­ка­липт).

Ли­стья имеют свет­ло-зе­ле­ную окрас­ку, так как в клет­ках мя­ко­ти листа немно­го хло­ро­пла­стов. Хо­ро­шо раз­ви­ты ме­ха­ни­че­ская и про­во­дя­щая ткани. Глу­бо­кая кор­не­вая си­сте­ма.

Сцио­фи­ты, как пра­ви­ло, рас­тут в ниж­них яру­сах ли­стьев. Пред­ста­ви­те­ли: май­ник, во­ро­ний глаз, вет­ре­ни­ца. Они рас­тут в усло­ви­ях по­вы­шен­ной влаж­но­сти, по­ни­жен­ной тем­пе­ра­ту­ры, неболь­шой осве­щен­но­сти.

Ме­ха­ни­че­ские и про­во­дя­щие ткани раз­ви­ты слабо, по­это­му по­бе­ги неж­ные и хруп­кие. Ли­сто­вые пла­стин­ки ши­ро­кие и тон­кие (кис­ли­ца (см. Рис. 4)).

Кислица

Рис. 4. Кис­ли­ца

Ко­жи­ца ли­стьев тон­кая, много хло­ро­пла­стов, что обес­пе­чи­ва­ет фо­то­син­тез при рас­се­ян­ном свете. Устьи­ца могут рас­по­ла­гать­ся на обеих сто­ро­нах листа.

Гид­ро­фи­ты – рас­те­ния вод­ных ме­сто­оби­та­ний (те­ло­рез (см. Рис. 5)). Имеют боль­шое со­от­но­ше­ние пло­ща­ди тела к массе. По­гло­ща­ют воду всей по­верх­но­стью тела. Слабо раз­ви­та или от­сут­ству­ет кор­не­вая си­сте­ма (эло­дея, пе­ри­сто­лист­ник). На под­вод­ных ли­стьях нет устьиц. Слабо раз­ви­ты ме­ха­ни­че­ские ткани, рас­те­ния спо­соб­ны под­дер­жи­вать вер­ти­каль­ное по­ло­же­ние толь­ко в воде.

Телорез

Рис. 5. Те­ло­рез

На верх­ней сто­роне ли­стьев рас­те­ний, пла­ва­ю­щих на по­верх­но­сти во­до­е­ма, об­ра­зу­ют­ся мно­го­чис­лен­ные устьи­ца (кув­шин­ка белая (см. Рис. 6), вик­то­рия ама­зон­ская). Они обес­пе­чи­ва­ют ин­тен­сив­ный га­зо­об­мен и ис­па­ре­ние. Это необ­хо­ди­мо, по­то­му что ли­стья быст­ро на­гре­ва­ют­ся. Ли­стья по­кры­ты глян­це­вой ко­жи­цей, с ко­то­рой ска­ты­ва­ет­ся вода.

Кувшинка белая

Рис. 6. Кув­шин­ка белая

Меж­клет­ни­ки за­пол­не­ны воз­ду­хом. Раз­ви­та воз­ду­хо­нос­ная ткань, снаб­жа­ю­щая под­вод­ные ор­га­ны.

Су­хо­пут­ные рас­те­ния, жи­ву­щие во влаж­ной среде, не вы­но­сят ис­су­ше­ния. Они не могут ре­гу­ли­ро­вать транс­пи­ра­цию. Они вянут и по­ги­ба­ют при за­су­хе.

Сюда от­но­сят­ся сцио­фи­ты. Они имеют сла­бую кор­не­вую си­сте­му и устьи­ца, рас­по­ло­жен­ные с обеих сто­рон листа. Также име­ют­ся ги­да­то­ды – ор­га­ны, через ко­то­рые из рас­ти­тель­но­го ор­га­низ­ма уда­ля­ют­ся из­лиш­ки воды. По­это­му на такие рас­те­ни­ях можно уви­деть капли воды – плач рас­те­ний (см. Рис. 7).

Плач растений

Рис. 7. Плач рас­те­ний

Также к этой груп­пе от­но­сят­ся гиг­ро­фи­ты – рас­те­ния, оби­та­ю­щие на пе­ре­увлаж­нен­ных поч­вах, в усло­ви­ях до­ста­точ­но­го осве­ще­ния. Это ка­луж­ни­ца бо­лот­ная, под­ма­рен­ник бо­лот­ный (см. Рис. 8), рогоз, трост­ник. Слабо раз­ви­тая кор­не­вая си­сте­ма. Раз­ви­та си­сте­ма меж­клет­ни­ков, воз­ду­хо­нос­ная ткань. Такие рас­те­ний имеют при­зна­ки ге­лио­фи­тов: хо­ро­шо раз­ви­ты ме­ха­ни­че­ская и про­во­дя­щая ткань, устьи­ца с ниж­ней сто­ро­ны листа.

Подмаренник болотный

Рис. 8. Под­ма­рен­ник бо­лот­ный

Рас­те­ния сухих ме­сто­оби­та­ний живут при вы­со­ком осве­ще­нии и недо­стат­ке влаги. Это оби­та­те­ли сте­пей, са­ванн, по­лу­пу­стынь, пу­стынь. У таких рас­те­ний есть 2 спо­со­ба при­спо­соб­ле­ния к недо­стат­ку влаги:

  • Скле­ро­фи­ты. Ис­па­ре­ние ма­ло­го ко­ли­че­ства воды. Ли­стья ма­лень­кие, сухие, жест­кие (эфед­ра, си­не­го­лов­ник (см. Рис. 9), сак­са­ул), могут быть пре­вра­ще­ны в ко­люч­ки. Пре­об­ла­да­ет ме­ха­ни­че­ская ткань.

Синеголовник

Рис. 9. Си­не­го­лов­ник

  • Сук­ку­лен­ты. Запас воды в раз­рос­ших­ся стеб­лях, ли­стьях, кор­нях. Ли­стья имеют плот­ную ко­жи­цу (тол­стян­ка (см. Рис. 10)). Могут быть умень­ше­ны и пре­вра­ще­ны в ко­люч­ки. Мя­си­стые ли­стья по­кры­ты опу­ше­ни­ем или во­до­не­про­ни­ца­е­мым вос­ко­вым на­ле­том.

Толстянка

Рис. 10. Тол­стян­ка

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined-0/osnovnye-ekologicheskie-gruppy-rasteniy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IMoZEL7kMs0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JNIXuRsGAF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IAPE0PFFzzs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=P0hyZGnijlQ

источник презентации - http://volna.org/biologija/ekologhichieskiie_ghruppy_rastienii.html

-uni.com/biologiya/6-klass/video/osnovnye-ekologicheskie-gruppy-rasteniy - видеоурок

www.kursoteka.ru

Практическая работа № 2 Экологические группы и жизненные формы организмов

Экологический фактор

Экологическая группа

Приспособительные реакции, вызванные экологическим фактором

Представители экологической группы

Свет

?????

Растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (проявляются признаки угнетённости и задержка развития)

Побеги: с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, часто розеточные, побеги часто с шипами или колючками.

Листья: мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой кутикулой, часто с восковым налетом или с густым опушением; много жилок; часто фотометричные, хлоропласты мелкие и многочисленные.

Растения семейств: мятликовых, осоковых, аизовых, портулаковых, амарантовых, маревых, гвоздичных, молочайных; василек русский, софора, сахарный тростник, кукуруза.

?????

Растения, обитающие исключительно в затемнённых условиях, предпочитающие рассеянный свет. При прямом солнечном освещении проявляются признаки угнетённости развития и возможны солнечные ожоги.

Листья располагаются горизонтально, часто бывает выражена листовая мозаика; темно-зеленые, более крупные и тонкие; жилок меньше; хлоропласты крупные и малочисленные

Зеленые мхи, плауны, папоротники, лишайники, кислица обыкновенная, грушанки, майник двулистный; водоросли, обитающие в толще воды, бегонии, недотрога, травы из семейств имбирные, мареновые, коммелиновые

?????

Фотосинтетический аппарат может перестраиваться при изменении светового режима: в разные сезоны могут проявлять себя то, как светолюбивые, то, как теневыносливые. У лиственных теневыносливых древесных пород и кустарников листья расположены по периферии кроны, имеют световую структуру и называются световыми, а в глубине кроны расположены теневые листья с теневой структурой

Сныть обыкновенная, осока волосистая, черника, седмичник европейский; дуб черешчатый, липа сердцевидная, сирень обыкновенная

Температура (низкая)

?????

Сильно повреждаются или гибнут при температурах выше точки замерзания воды

Растения влажных тропических лесов, водоросли тёплых морей

?????

Переносят низкие температуры, но гибнут, как только в тканях начинает образовываться лёд

Некоторые вечнозелёные субтропические виды

?????

Сохраняют жизнеспособность при промерзании надземных органов

Деревья и кустарники, произрастающие в областях с сезонным климатом, с холодными зимами

Температура (высокая)

?????

Повреждаются уже при t + 30...+40° С

Эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты

?????

Переносят получасовое нагревание до t + 50... + 60° С

Растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией

?????

Могут жить в горячих источниках при t + 85... + 90° С

Термофильные бактерии и некоторые виды цианобактерий (синезелёных водорослей)

?????

Устойчивы к пожарам. У деревьев на стволах толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани. Плоды и семена имеют толстые, часто одревесневшие покровы, которые растрескиваются при опалении огнём.

Растения саванн, сухих жестколистных лесов и кустарниковых зарослей типа чапараля

Вода

?????

Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Вне воды быстро погибают. Листья тонкие, часто рассеченные. Корневая система сильно редуцирована или отсутствует совсем. Поглощение воды — всей поверхностью тела. Перед опылением цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются

Элодея, рдест, водяные лютики, валлиснерия, ряска

?????

Наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.

Листья часто тонкие, теневые. Высокая обводненность тканей

(80 % и более). Гибнут даже при непродолжительной и несильной засухе или это растения открытых местообитаний, с постоянно влажными почвами и влажным воздухом.

недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы, папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка

?????

Могут переносить непродолжительную

и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием

Самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений

?????

Растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи

Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов

?????

Сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: в стеблях – стеблевые; в листьях – листовые; в корнях– корневые

Стеблевые: кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи

Листовые: алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки

Корневые: аспарагус, кислица

?????

Внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку.

Это многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами. У некоторых свернутых в трубочку листьев внутри находится влажная

камера

полукустарнички, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный, узколистные дерновинные злаки - ковыли, тонконоги, типчак

Почва

(кислотность почвы)

?????

Растут на кислых почвах с рН менее 6,7

Растения сфагновых болот, белоус

?????

Тяготеют к почвам с рН 6,7-7,0

Большинство культурных растений

?????

Растут при рН более 7

Мордовник, лесная ветреница

?????

Растут на почвах с разным значением рН

Ландыш, овсяница овечья

Почва

(валовый состав почвы)

?????

Довольствуются малым количеством зольных элементов

Сосна обыкновенная

?????

Нуждаются в большом количестве зольных элементов

Дуб, сныть обыкновенная, ковыль

?????

Требуют умеренного количества зольных элементов

Ель обыкновенная

?????

Предпочитают почвы, богатые азотом

Крапива двудомная

?????

Растут на засолённых почвах

Солерос, сарсазан, кокпек

studfiles.net

Урок по теме "Экологические группы растений"

Учитель

Галимова Н. М.

Тема урока

Экологические группы растений

предмет

биология

Класс

6 а

Тип урока

комбинированный

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

  • раскрыть особенности строения растений различных мест обитания;

  • показать влияние абиотических экологических факторов на организм;

  • отработать практические навыки работать с учебной литературой, микроскопом,

биологическими объектами, готовить

микропрепараты, анализировать, делать выводы;

  • выяснить приспособления листьев к условиям освещенности и влажности;

  • развить понятие о тканях листа;

  • показать практические умения работы с микроскопом и навыки приготовления микропрепаратов;

  • научиться определять условия произрастания растения по строению листа;

  • развитие мотивации и познавательного интереса к изучению биологии;

  • развитие смыслообразующей функции самообразования;

  • формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • умение работать с различными источниками информации;

  • структурирование знаний;

  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;

Образовательная среда урока

комнатные растения, таблица «Внутреннее строение листа», рисунки учебника, компьютер, презентация , микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов, задания группам (приложение )

Форма работы на уроке

частично-поисковый, проблемный, групповая

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1.организационный

Ах, эта среда обитания!

Все связаны между собой

Обменом, цепями питания,

Составом, структурой, судьбой...

В чащобах, и в грядах, и в весях,

Где дышит и движется жизнь,

Да будет всегда равновесье!

Его потревожить страшись!

( Елена Николаевская)

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку

Готовность к восприятию предмета

2.актуализация знаний

  • О какой науке идет речь?

  • Что изучает наука экология?

  • Известный немецкий ученый Эрнст Геккель дал такое определение экологии: «Это наука, изучающая животных у себя дома». Не нуждается ли оно в уточнении?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

выполнение учебного задания в соответствии с целью

3.изучение нового материала

Растения в течении своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находятся благоприятные условия для жизни. Условия окружающей среды от которых зависит жизнь организма , называют экологическими факторами среды. (схема ) Какие экологические факторы среды веделяют?

Пользуясь конструктором слов дайте определения понятий.

Определите факторы среды.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта