Практическая работа № 2 Экологические группы и жизненные формы организмов. Таблица экологические группы растений
Экологический фактор | Экологическая группа | Приспособительные реакции, вызванные экологическим фактором | Представители экологической группы |
Свет | ????? | Растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (проявляются признаки угнетённости и задержка развития) Побеги: с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, часто розеточные, побеги часто с шипами или колючками. Листья: мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой кутикулой, часто с восковым налетом или с густым опушением; много жилок; часто фотометричные, хлоропласты мелкие и многочисленные. | Растения семейств: мятликовых, осоковых, аизовых, портулаковых, амарантовых, маревых, гвоздичных, молочайных; василек русский, софора, сахарный тростник, кукуруза. |
????? | Растения, обитающие исключительно в затемнённых условиях, предпочитающие рассеянный свет. При прямом солнечном освещении проявляются признаки угнетённости развития и возможны солнечные ожоги. Листья располагаются горизонтально, часто бывает выражена листовая мозаика; темно-зеленые, более крупные и тонкие; жилок меньше; хлоропласты крупные и малочисленные | Зеленые мхи, плауны, папоротники, лишайники, кислица обыкновенная, грушанки, майник двулистный; водоросли, обитающие в толще воды, бегонии, недотрога, травы из семейств имбирные, мареновые, коммелиновые | |
????? | Фотосинтетический аппарат может перестраиваться при изменении светового режима: в разные сезоны могут проявлять себя то, как светолюбивые, то, как теневыносливые. У лиственных теневыносливых древесных пород и кустарников листья расположены по периферии кроны, имеют световую структуру и называются световыми, а в глубине кроны расположены теневые листья с теневой структурой | Сныть обыкновенная, осока волосистая, черника, седмичник европейский; дуб черешчатый, липа сердцевидная, сирень обыкновенная | |
Температура (низкая) | ????? | Сильно повреждаются или гибнут при температурах выше точки замерзания воды | Растения влажных тропических лесов, водоросли тёплых морей |
????? | Переносят низкие температуры, но гибнут, как только в тканях начинает образовываться лёд | Некоторые вечнозелёные субтропические виды | |
????? | Сохраняют жизнеспособность при промерзании надземных органов | Деревья и кустарники, произрастающие в областях с сезонным климатом, с холодными зимами | |
Температура (высокая) | ????? | Повреждаются уже при t + 30...+40° С | Эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты |
????? | Переносят получасовое нагревание до t + 50... + 60° С | Растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией | |
????? | Могут жить в горячих источниках при t + 85... + 90° С | Термофильные бактерии и некоторые виды цианобактерий (синезелёных водорослей) | |
????? | Устойчивы к пожарам. У деревьев на стволах толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани. Плоды и семена имеют толстые, часто одревесневшие покровы, которые растрескиваются при опалении огнём. | Растения саванн, сухих жестколистных лесов и кустарниковых зарослей типа чапараля | |
Вода | ????? | Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Вне воды быстро погибают. Листья тонкие, часто рассеченные. Корневая система сильно редуцирована или отсутствует совсем. Поглощение воды — всей поверхностью тела. Перед опылением цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются | Элодея, рдест, водяные лютики, валлиснерия, ряска |
????? | Наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах. Листья часто тонкие, теневые. Высокая обводненность тканей (80 % и более). Гибнут даже при непродолжительной и несильной засухе или это растения открытых местообитаний, с постоянно влажными почвами и влажным воздухом. | недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы, папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка | |
????? | Могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием | Самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений | |
????? | Растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи | Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов | |
????? | Сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: в стеблях – стеблевые; в листьях – листовые; в корнях– корневые | Стеблевые: кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи Листовые: алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки Корневые: аспарагус, кислица | |
????? | Внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Это многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами. У некоторых свернутых в трубочку листьев внутри находится влажная камера | полукустарнички, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный, узколистные дерновинные злаки - ковыли, тонконоги, типчак | |
Почва (кислотность почвы) | ????? | Растут на кислых почвах с рН менее 6,7 | Растения сфагновых болот, белоус |
????? | Тяготеют к почвам с рН 6,7-7,0 | Большинство культурных растений | |
????? | Растут при рН более 7 | Мордовник, лесная ветреница | |
????? | Растут на почвах с разным значением рН | Ландыш, овсяница овечья | |
Почва (валовый состав почвы) | ????? | Довольствуются малым количеством зольных элементов | Сосна обыкновенная |
????? | Нуждаются в большом количестве зольных элементов | Дуб, сныть обыкновенная, ковыль | |
????? | Требуют умеренного количества зольных элементов | Ель обыкновенная | |
????? | Предпочитают почвы, богатые азотом | Крапива двудомная | |
????? | Растут на засолённых почвах | Солерос, сарсазан, кокпек |
studfiles.net
6 класс. Биология. Основные экологические группы растений - Основные экологические группы растений
Комментарии преподавателя
Экологические группы растений, в отличие от систематических, объединяют неродственные друг другу растения. Каждый вид растений входит сразу во многие экологические группы.
Экологические группы растений выделяют по предпочитаемым условиям жизни, т.е. по предпочитаемым значениям экологических факторов. Так, тенелюбивые растения живут при небольшой освещенности, высокая освещенность для них губительна.
Гелиофиты: сосна, береза, лиственница, робиния (см. Рис. 1).
Рис. 1. Робиния
Деревья невысокие, с широкой разветвленной кроной. В лесу такие деревья высокие, с кроной, расположенной на вершине. У деревьев на опушке крона однобокая, если их спилить, то годичные кольца окажутся шире на освещенной стороне (см. Рис. 2).
Рис. 2. Годичные кольца
Травянистые светолюбивые растения образуют низкорослые или розеточные стебли (подорожник, одуванчик, камнеломка). Луговые травы (горечавка (см. Рис. 3), иван-чай) имеют вытянутые стебли.
Рис. 3. Горечавка желтая
Листья светолюбивых растений небольшие, толстые, с блестящей кожицей и большим количеством устьиц. Толстый восковой налет и густое белое опушение предохраняют растения от действия прямых солнечных лучей. Листья могут располагаться вертикально к солнцу или повернуто к нему ребром (эвкалипт).
Листья имеют светло-зеленую окраску, так как в клетках мякоти листа немного хлоропластов. Хорошо развиты механическая и проводящая ткани. Глубокая корневая система.
Сциофиты, как правило, растут в нижних ярусах листьев. Представители: майник, вороний глаз, ветреница. Они растут в условиях повышенной влажности, пониженной температуры, небольшой освещенности.
Механические и проводящие ткани развиты слабо, поэтому побеги нежные и хрупкие. Листовые пластинки широкие и тонкие (кислица (см. Рис. 4)).
Рис. 4. Кислица
Кожица листьев тонкая, много хлоропластов, что обеспечивает фотосинтез при рассеянном свете. Устьица могут располагаться на обеих сторонах листа.
Гидрофиты – растения водных местообитаний (телорез (см. Рис. 5)). Имеют большое соотношение площади тела к массе. Поглощают воду всей поверхностью тела. Слабо развита или отсутствует корневая система (элодея, перистолистник). На подводных листьях нет устьиц. Слабо развиты механические ткани, растения способны поддерживать вертикальное положение только в воде.
Рис. 5. Телорез
На верхней стороне листьев растений, плавающих на поверхности водоема, образуются многочисленные устьица (кувшинка белая (см. Рис. 6), виктория амазонская). Они обеспечивают интенсивный газообмен и испарение. Это необходимо, потому что листья быстро нагреваются. Листья покрыты глянцевой кожицей, с которой скатывается вода.
Рис. 6. Кувшинка белая
Межклетники заполнены воздухом. Развита воздухоносная ткань, снабжающая подводные органы.
Сухопутные растения, живущие во влажной среде, не выносят иссушения. Они не могут регулировать транспирацию. Они вянут и погибают при засухе.
Сюда относятся сциофиты. Они имеют слабую корневую систему и устьица, расположенные с обеих сторон листа. Также имеются гидатоды – органы, через которые из растительного организма удаляются излишки воды. Поэтому на такие растениях можно увидеть капли воды – плач растений (см. Рис. 7).
Рис. 7. Плач растений
Также к этой группе относятся гигрофиты – растения, обитающие на переувлажненных почвах, в условиях достаточного освещения. Это калужница болотная, подмаренник болотный (см. Рис. 8), рогоз, тростник. Слабо развитая корневая система. Развита система межклетников, воздухоносная ткань. Такие растений имеют признаки гелиофитов: хорошо развиты механическая и проводящая ткань, устьица с нижней стороны листа.
Рис. 8. Подмаренник болотный
Растения сухих местообитаний живут при высоком освещении и недостатке влаги. Это обитатели степей, саванн, полупустынь, пустынь. У таких растений есть 2 способа приспособления к недостатку влаги:
- Склерофиты. Испарение малого количества воды. Листья маленькие, сухие, жесткие (эфедра, синеголовник (см. Рис. 9), саксаул), могут быть превращены в колючки. Преобладает механическая ткань.
Рис. 9. Синеголовник
- Суккуленты. Запас воды в разросшихся стеблях, листьях, корнях. Листья имеют плотную кожицу (толстянка (см. Рис. 10)). Могут быть уменьшены и превращены в колючки. Мясистые листья покрыты опушением или водонепроницаемым восковым налетом.
Рис. 10. Толстянка
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined-0/osnovnye-ekologicheskie-gruppy-rasteniy
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IMoZEL7kMs0
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JNIXuRsGAF0
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IAPE0PFFzzs
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=P0hyZGnijlQ
источник презентации - http://volna.org/biologija/ekologhichieskiie_ghruppy_rastienii.html
-uni.com/biologiya/6-klass/video/osnovnye-ekologicheskie-gruppy-rasteniy - видеоурок
www.kursoteka.ru
Экологический фактор | Экологическая группа | Приспособительные реакции, вызванные экологическим фактором | Представители экологической группы |
Свет | ????? | Растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (проявляются признаки угнетённости и задержка развития) Побеги: с укороченными междоузлиями, сильно ветвящиеся, часто розеточные, побеги часто с шипами или колючками. Листья: мелкие или с рассеченной листовой пластинкой, с толстой кутикулой, часто с восковым налетом или с густым опушением; много жилок; часто фотометричные, хлоропласты мелкие и многочисленные. | Растения семейств: мятликовых, осоковых, аизовых, портулаковых, амарантовых, маревых, гвоздичных, молочайных; василек русский, софора, сахарный тростник, кукуруза. |
????? | Растения, обитающие исключительно в затемнённых условиях, предпочитающие рассеянный свет. При прямом солнечном освещении проявляются признаки угнетённости развития и возможны солнечные ожоги. Листья располагаются горизонтально, часто бывает выражена листовая мозаика; темно-зеленые, более крупные и тонкие; жилок меньше; хлоропласты крупные и малочисленные | Зеленые мхи, плауны, папоротники, лишайники, кислица обыкновенная, грушанки, майник двулистный; водоросли, обитающие в толще воды, бегонии, недотрога, травы из семейств имбирные, мареновые, коммелиновые | |
????? | Фотосинтетический аппарат может перестраиваться при изменении светового режима: в разные сезоны могут проявлять себя то, как светолюбивые, то, как теневыносливые. У лиственных теневыносливых древесных пород и кустарников листья расположены по периферии кроны, имеют световую структуру и называются световыми, а в глубине кроны расположены теневые листья с теневой структурой | Сныть обыкновенная, осока волосистая, черника, седмичник европейский; дуб черешчатый, липа сердцевидная, сирень обыкновенная | |
Температура (низкая) | ????? | Сильно повреждаются или гибнут при температурах выше точки замерзания воды | Растения влажных тропических лесов, водоросли тёплых морей |
????? | Переносят низкие температуры, но гибнут, как только в тканях начинает образовываться лёд | Некоторые вечнозелёные субтропические виды | |
????? | Сохраняют жизнеспособность при промерзании надземных органов | Деревья и кустарники, произрастающие в областях с сезонным климатом, с холодными зимами | |
Температура (высокая) | ????? | Повреждаются уже при t + 30...+40° С | Эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты |
????? | Переносят получасовое нагревание до t + 50... + 60° С | Растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией | |
????? | Могут жить в горячих источниках при t + 85... + 90° С | Термофильные бактерии и некоторые виды цианобактерий (синезелёных водорослей) | |
????? | Устойчивы к пожарам. У деревьев на стволах толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани. Плоды и семена имеют толстые, часто одревесневшие покровы, которые растрескиваются при опалении огнём. | Растения саванн, сухих жестколистных лесов и кустарниковых зарослей типа чапараля | |
Вода | ????? | Водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду. Вне воды быстро погибают. Листья тонкие, часто рассеченные. Корневая система сильно редуцирована или отсутствует совсем. Поглощение воды — всей поверхностью тела. Перед опылением цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются | Элодея, рдест, водяные лютики, валлиснерия, ряска |
????? | Наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах. Листья часто тонкие, теневые. Высокая обводненность тканей (80 % и более). Гибнут даже при непродолжительной и несильной засухе или это растения открытых местообитаний, с постоянно влажными почвами и влажным воздухом. | недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы, папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка | |
????? | Могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием | Самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений | |
????? | Растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи | Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов | |
????? | Сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: в стеблях – стеблевые; в листьях – листовые; в корнях– корневые | Стеблевые: кактусы, стапелии, кактусовидные молочаи Листовые: алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки Корневые: аспарагус, кислица | |
????? | Внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Это многие степные растения с розеточными и полурозеточными, сильно опушенными побегами. У некоторых свернутых в трубочку листьев внутри находится влажная камера | полукустарнички, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный, узколистные дерновинные злаки - ковыли, тонконоги, типчак | |
Почва (кислотность почвы) | ????? | Растут на кислых почвах с рН менее 6,7 | Растения сфагновых болот, белоус |
????? | Тяготеют к почвам с рН 6,7-7,0 | Большинство культурных растений | |
????? | Растут при рН более 7 | Мордовник, лесная ветреница | |
????? | Растут на почвах с разным значением рН | Ландыш, овсяница овечья | |
Почва (валовый состав почвы) | ????? | Довольствуются малым количеством зольных элементов | Сосна обыкновенная |
????? | Нуждаются в большом количестве зольных элементов | Дуб, сныть обыкновенная, ковыль | |
????? | Требуют умеренного количества зольных элементов | Ель обыкновенная | |
????? | Предпочитают почвы, богатые азотом | Крапива двудомная | |
????? | Растут на засолённых почвах | Солерос, сарсазан, кокпек |
studfiles.net
Урок по теме "Экологические группы растений"
Галимова Н. М.
Тема урока
Экологические группы растений
предмет
биология
Класс
6 а
Тип урока
комбинированный
Цели урока
Для учителя
Для ученика
Метапредметные результаты
-
раскрыть особенности строения растений различных мест обитания;
-
показать влияние абиотических экологических факторов на организм;
-
отработать практические навыки работать с учебной литературой, микроскопом,
биологическими объектами, готовить
микропрепараты, анализировать, делать выводы;
-
выяснить приспособления листьев к условиям освещенности и влажности;
-
развить понятие о тканях листа;
-
показать практические умения работы с микроскопом и навыки приготовления микропрепаратов;
-
научиться определять условия произрастания растения по строению листа;
-
развитие мотивации и познавательного интереса к изучению биологии;
-
развитие смыслообразующей функции самообразования;
-
формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета.
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
умение работать с различными источниками информации;
-
структурирование знаний;
-
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;
Образовательная среда урока
комнатные растения, таблица «Внутреннее строение листа», рисунки учебника, компьютер, презентация , микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов, задания группам (приложение )
Форма работы на уроке
частично-поисковый, проблемный, групповая
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
1.организационный
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой...
В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
( Елена Николаевская)
Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку
Готовность к восприятию предмета
2.актуализация знаний
-
О какой науке идет речь?
-
Что изучает наука экология?
-
Известный немецкий ученый Эрнст Геккель дал такое определение экологии: «Это наука, изучающая животных у себя дома». Не нуждается ли оно в уточнении?
Отвечают на вопросы учителя
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
выполнение учебного задания в соответствии с целью
3.изучение нового материала
Растения в течении своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находятся благоприятные условия для жизни. Условия окружающей среды от которых зависит жизнь организма , называют экологическими факторами среды. (схема ) Какие экологические факторы среды веделяют?
Пользуясь конструктором слов дайте определения понятий.
Определите факторы среды.
infourok.ru