Конспект урока по Окружающему миру "Растения. Группы растений" 2 класс. Группы растений 2 класс
Растения и их группы в таблице (2 класс, окружающий мир)
На Земле сложно найти такое место, где бы полностью отсутствовали растения. Даже в жарких пустынях и заснеженном Северном полюсе можно отыскать признаки растительной жизни. Представители флоры отличаются большим разнообразием и многообразием, уникальными свойствами и неповторимым внешним видом.
Дикорастущие и культурные растения
Человек начал окультуривать дикие растения много веков назад. В течение этого времени было выведено множество новых сортов с самыми разными полезными качествами: пшеница, рожь, фасоль, подсолнух, фруктовые деревья и многие другие.
В результате человеческой деятельности все растения, населяющие планету, можно разделить на две большие группы:
- Дикорастущие растения – обитают в условиях дикой природы. Они никогда не испытывали на себе влияние человека и не нуждаются в специальном уходе. Дикорастущие растения выглядят так, как их создала природа сотни лет назад. К ним относятся все представители лесной, степной, луговой флоры, которые растут сами по себе.
Рис. 1. Луговые травы.
- Культурные растения – обладают качествами, имеющими большую ценность для человека: высокую урожайность, отменный вкус плодов, питательную ценность и т. д. Без бережного ухода культурные растения могут утратить свои важные свойства, и для них очень важен регулярный уход.
Самой популярной культурой, которую возделывают во всем мире, является пшеница. Это растение начали культивировать много сотен лет назад. Первые упоминания о пшенице датируются 9 тысячелетием до н. э., и с тех пор этот злак успел завоевать признание во всех регионах земного шара.
Рис. 2. Урожай пшеницы.
Группы растений
Растения могут быть очень разными, непохожими друг на друга, однако все они устроены одинаково. У всех цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена. В зависимости от места обитания и внешнего вида их делят на три большие группы:
- Травы. Травянистые растения внешне выглядят достаточно слабыми и хрупкими. Это связано с тем, что у них нет крепкого ствола. Также они отличаются коротким сроком жизни – многие травы отмирают с приходом первых заморозков, поскольку не приспособлены к сильным морозам.
Даная группа растений является самой распространенной на земном шаре. Это стало возможным благодаря большой неприхотливости и выносливости трав.
- Кустарники. Это средние по размеру растения, у которых вместо одного ствола есть несколько тонких и гибких стволов с множеством мелких веток. Они образуют пышную крону, а в лесах формируют так называемый подлесок – один из нижних ярусов, за которым следуют деревья.
К кустарникам относятся крыжовник, смородина, можжевельник, боярышник, шиповник.
Рис. 3. Шиповник.
- Деревья. Это самые крупные растения из всех существующих. Главное их отличие – большой ствол, покрытый корой. Ствол – это тот же стебель, но только очень крепкий. От ствола отходит множество больших и мелких ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы, формируются плоды.
Все деревья, в свою очередь, делятся на две подгруппы: лиственные и хвойные. У последних вместо листьев растут иголки – хвоя, которая помогает деревьям выдерживать сильные морозы.
Средняя высота деревьев – 15-20 метров. Но среди них встречаются настоящие великаны, способные вырастать до 100 метров и выше. Так, самым высоким деревом на планете является секвойя. Растут такие гиганты в Америке. Они являются национальной гордостью страны и тщательно охраняются.
Таблица “Группы растений”
Группа растений | Характеристика | Примеры |
Однолетние и многолетние травы | Срок жизни от одного года до нескольких лет. Не имеют крепкого ствола. Самая распространенная группа. | Лаванда, ковыль, клевер, ромашка. |
Кустарники | Срок жизни – 10-20 лет. Имеют несколько упругих тонких стволов. | Можжевельник, шиповник, смородина |
Деревья | Срок жизни – 20-100 лет. Имеют один крепкий ствол с множеством ветвей. | Яблоня, дуб, кле, береза, слива. |
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Растения» по программе 2-3 класса окружающего мира мы узнали, насколько разнообразен мир растений. Мы выяснили, на какие группы поделены все растения, чем они отличаются между собой, какими важными качествами обладают.
Тест по теме
obrazovaka.ru
2. Целеполагание. | А с какого царства авторы учебников предлагают нам начать знакомство? А почему? Обсудите в парах ответ на вопрос? Значит , какому царству живой природы будет посвящён наш урок? Какая цель нашего урока? -А что бы вы хотели узнать по этой теме? Записывает вопросы на доске. Чем отличается царство растений от других царств? Чем питаются растения? Взаимосвязь растений с объектами неживой и живой природы? На какие группы делятся растения? и др. | -С царства растений Ребята обсуждают в парах и высказывают мнения о важности растений для человека и животных или о количестве и уникальности растений. -Сегодня на уроке мы будем изучать царство живой природы –Растения. Ученики формулируют. -Подробнее узнать о Царстве живой природы –Растениях. Ученики могут задавать вопросы близкие к теме урока, а также расширяющие знания по теме. Например: -Что общего… -Как… -Самое высокое, маленькое…т.д. | Работа с информацией учебника . Коммуникативные (Работа в парах) Регулятивные Личностные (интерес к учению) Коммуникативные (Задаёт учебные вопросы) Познавательные | 3. Открытие новых знаний. 4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Начнём с поиска ответов в учебнике. Учебник стр.45 -На какие вопросы нашли ответ? Зачитайте. -В чём отличие, уникальность растений? -Чем питаются растения ? -Что выделяют? -Что необходимо, для образования питательных веществ? На часть вопросов мы нашли ответ, давайте продолжим поиск ответов дальше. Поработаем с Листом знаний. -Что вы видите на листе? -Предположите, что может быть в центре ? -Нарисуйте в большом круге растение так, чтобы можно было подписать его части. -По каким критериям будем оценивать свою работу? -Проверьте полноту своей работы по таблице «Строение растения» и оцените себя на линеечке. _ Дополните свои рисунки, если забыли какую-либо часть. -Какие объекты неживой природы необходимы растениям? Учитель уточняет: -Что является источником света и тепла? Как это можно показать на рисунке? -Какая часть воздуха нужна растениям для образования питательных веществ? -Как показать, что всё необходимое для жизни растения получают от неживой природы? Какие объекты (мышь, жук , ворона ) связаны с растениями ? Обсудите в парах и дополните схему. Внесите свои дополнения. -А как нужно поставить стрелочки? Почему? (Можно составить рассказ о жизни растений , используя схему. -Что отражает наша схема? -Найдите в Листе знаний предложения с пропусками . -Какое задание я хочу вам предложить, чтобы проверить понимание особенности растений? Тем, кто ещё затрудняется , учитель предлагает набор слов (на доске или индивидуально) которые нужно вставить: углекислый газ, кислород, свет, вода. -Обсудите правильность в парах. -Сверьте свою работу с правильным ответом. Чтение учителем или учеником , выполнившим верно правильного варианта. -По какому критерию можем себя оценить? Большое количество плюсов , говорит о том, что большая часть класса поняла как именно растение питается , и что именно растения выделяют кислород, которым мы дышим. -А что произойдёт если на нашей планете Земля исчезнут растения? Мы узнали как растение питается и дышит. Какие ещё есть вопросы? | -Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, книги, интернет и др. Ученики читают текст учебника. Выборочное чтение. Растения выделяют кислород , которым дышат люди и животные. -Растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят. -Схему -В центре в большом круге растение, а вокруг него объекты природы, которые связаны с ним. Нужно не забыть все части растения- -Полнота выполнения задания. Обучающиеся выполняют рисунок растения. Ученики оценивают себя на Линеечке и вносят коррективы в рисунок. Ученики рисуют объекты неживой природы в индивидуальных Листах знаний в кружках вокруг растения. -Растениям как и всему живому нужны вода, воздух, тепло, свет. Ветер помогает переносить семена. Дети рисуют в кружках знаки –рисунки солнца, воды, воздуха, ветра. -Солнце. Знак температуры. -Углекислый газ. -Нужно поставить стрелочки от объектов неживой природы к растениям. Пары объясняют свои схемы. -Животные и человек дышат кислородом , питаются растениями. Могут предложить нарисовать птиц, насекомых, т.к. растения служат им домом. Могут добавить землю-почву. -Стрелка нужна в две стороны, так как человек и животные оказывают влияние на жизнь растений, выдыхают углекислый газ. У учителя на доске тоже получилась схема. Дети проверяют и вносят коррективы. -Взаимосвязь живой и неживой природы с царством растений . -Нужно вставить пропущенные слова. Учащиеся самостоятельно вписывают слова, выбирая со словами –помощниками или без помощи. -Правильность .Можем использовать Знаки «+» и «-» Учащиеся делают вывод , что жизнь исчезнет, т.к. только растения вырабатывают кислород. | Познавательные Выборочное чтение из научно-познавательного текста учебника Поиск информации Совместно с учителем создаёт модель взаимодействия растений Коммуникативные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Извлекает информацию из учебника и с помощью учителя преобразует её в схему. Коммуникативные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Познавательные | 5. Актуализация знаний учащихся. 6. Открытие новых знаний. | У меня для вас загадка. Один мальчик сказал про землянику, что это растение, а другой трава. Кто прав? Приведите примеры растений этих групп. Действительно различных растений много. (Можно найти ответ на вопрос «Сколько?» в учебнике).Учёным было недостаточно 3 групп и они предложили другое деление . Посмотрите фрагмент и запомните, какие группы выделили учёные. Сколько и какие группы вы узнали? Давайте проверим себя по учебнику с.46. -Сколько групп выделили? -Что послужило основанием для деления? Зачитайте. -Зачитайте названия? -Какие из групп вам не знакомы? -Что означает звёздочка около слова лишайники? -Прочитайте вопрос после иллюстраций. - Какие растения на картинке можете соотнести с названием групп? -Приведите примеры своих растений и группу , в которую их отнесёте. -Можем ли мы быть уверены в своих высказываниях? А где найти информацию по незнакомым растениям ? На следующих уроках мы подробно будем изучать каждую группу и поможет нам в этом таблица. См. Лист знаний. -Сколько в ней столбиков? -Почему? -Все ли названия групп записаны? -Допишите пропущенные названия в верхней строчке, пользуясь учебником. -Зачитайте, какие группы у нас получились? -А заполнять таблицу мы будем на следующих уроках , когда будем подробно знакомиться с каждой группой и её представителями .Лист знаний поможет нам расширить наши знания по теме «Растения». | Дети рассуждают и делают выводы, что оба правы т.к.растение земляника имеет один стебель, а значит , относится к травянистым растениям. Вспоминают отличие деревьев, кустарников , трав. Дети называют деревья, потом кустарники, потом травы. Учащиеся в видеофрагменте должны увидеть многообразие растений на планете , и какие группы выделили учёные. Дети высказываются о группах. -Шесть. -Все виды растений в зависимости от строения разделили на группы. -Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Зачитывают. Учёные ещё не решили, к какому царству их отнести. Дети работают с иллюстрациями. Говорят название растения и предполагаемую группу. Высказывания детей с опорой на свой опыт. -Нет, потому, что мы не знакомились с этими группами. -Не знаем признаки каждой группы. Дети называют источники информации. Определители, интернет, журналы, взрослые. Шесть, по количеству групп. Дети дополняют названия таблицы . Зачитывают 6 групп | Познавательные Регулятивные Познаватель ные Работа с иллюстрациями учебника Формирование умения работать с таблицей. |
docbase.org
2. Целеполагание. | А с какого царства авторы учебников предлагают нам начать знакомство? А почему? Обсудите в парах ответ на вопрос? Значит , какому царству живой природы будет посвящён наш урок? Какая цель нашего урока? -А что бы вы хотели узнать по этой теме? Записывает вопросы на доске. Чем отличается царство растений от других царств? Чем питаются растения? Взаимосвязь растений с объектами неживой и живой природы? На какие группы делятся растения? и др. | -С царства растений Ребята обсуждают в парах и высказывают мнения о важности растений для человека и животных или о количестве и уникальности растений. -Сегодня на уроке мы будем изучать царство живой природы –Растения. Ученики формулируют. -Подробнее узнать о Царстве живой природы –Растениях. Ученики могут задавать вопросы близкие к теме урока, а также расширяющие знания по теме. Например: -Что общего… -Как… -Самое высокое, маленькое…т.д. | Познавательные Работа с информацией учебника . Коммуникативные (Работа в парах) Регулятивные Личностные (интерес к учению) Коммуникативные (Задаёт учебные вопросы) Познавательные | 3. Открытие новых знаний. 4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Начнём с поиска ответов в учебнике. Учебник стр.45 -На какие вопросы нашли ответ? Зачитайте. -В чём отличие, уникальность растений? -Чем питаются растения ? -Что выделяют? -Что необходимо, для образования питательных веществ? На часть вопросов мы нашли ответ, давайте продолжим поиск ответов дальше. Поработаем с Листом знаний. -Что вы видите на листе? -Предположите, что может быть в центре ? -Нарисуйте в большом круге растение так, чтобы можно было подписать его части. -По каким критериям будем оценивать свою работу? -Проверьте полноту своей работы по таблице «Строение растения» и оцените себя на линеечке. _ Дополните свои рисунки, если забыли какую-либо часть. У учителя на доске в центре растение и набор картинок с объектами неживой природы. -Какие объекты неживой природы необходимы растениям? Учитель уточняет: -Что является источником света и тепла? Как это можно показать на рисунке? -Какая часть воздуха нужна растениям для образования питательных веществ? -Как показать, что всё необходимое для жизни растения получают от неживой природы? Какие объекты (мышь, жук , ворона ) связаны с растениями ? Обсудите в парах и дополните схему. Внесите свои дополнения. -А как нужно поставить стрелочки? Почему? (Можно составить рассказ о жизни растений , используя схему. -Что отражает наша схема? -Найдите в Листе знаний предложения с пропусками . -Какое задание я хочу вам предложить, чтобы проверить понимание особенности растений? Тем, кто ещё затрудняется , учитель предлагает набор слов (на доске или индивидуально) которые нужно вставить: углекислый газ, кислород, свет, вода. -Обсудите правильность в парах. -Сверьте свою работу с правильным ответом. Чтение учителем или учеником , выполнившим верно правильного варианта. -По какому критерию можем себя оценить? Большое количество плюсов , говорит о том, что большая часть класса поняла как именно растение питается , и что именно растения выделяют кислород, которым мы дышим. -А что произойдёт если на нашей планете Земля исчезнут растения? Мы узнали как растение питается и дышит. Какие ещё есть вопросы? | -Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, книги, интернет и др. Ученики читают текст учебника. Выборочное чтение. Растения выделяют кислород , которым дышат люди и животные. -Растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят. -Схему -В центре в большом круге растение, а вокруг него объекты природы, которые связаны с ним. Нужно не забыть все части растения- -Полнота выполнения задания. Обучающиеся выполняют рисунок растения. Ученики оценивают себя на Линеечке и вносят коррективы в рисунок. Ученики рисуют объекты неживой природы в индивидуальных Листах знаний в кружках вокруг растения. -Растениям как и всему живому нужны вода, воздух, тепло, свет. Ветер помогает переносить семена. Дети рисуют в кружках знаки –рисунки солнца, воды, воздуха, ветра. -Солнце. Знак температуры. -Углекислый газ. -Нужно поставить стрелочки от объектов неживой природы к растениям. Пары объясняют свои схемы. -Животные и человек дышат кислородом , питаются растениями. Могут предложить нарисовать птиц, насекомых, т.к. растения служат им домом. Могут добавить землю-почву. -Стрелка нужна в две стороны, так как человек и животные оказывают влияние на жизнь растений, выдыхают углекислый газ. У учителя на доске тоже получилась схема. Дети проверяют и вносят коррективы. -Взаимосвязь живой и неживой природы с царством растений . -Нужно вставить пропущенные слова. Учащиеся самостоятельно вписывают слова, выбирая со словами –помощниками или без помощи. -Правильность .Можем использовать Знаки «+» и «-» Учащиеся делают вывод , что жизнь исчезнет, т.к. только растения вырабатывают кислород. | Познавательные Выборочное чтение из научно-познавательного текста учебника Поиск информации Совместно с учителем создаёт модель взаимодействия растений Коммуникативные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Извлекает информацию из учебника и с помощью учителя преобразует её в схему. Коммуникативные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Регулятивные Познавательные | 5. Актуализация знаний учащихся. 6. Открытие новых знаний. | У меня для вас загадка. Один мальчик сказал про землянику, что это растение, а другой трава. Кто прав? Приведите примеры растений этих групп. Действительно различных растений много. (Можно найти ответ на вопрос «Сколько?» в учебнике).Учёным было недостаточно 3 групп и они предложили другое деление . Посмотрите фрагмент и запомните, какие группы выделили учёные. Сколько и какие группы вы узнали? Давайте проверим себя по учебнику с.46. -Сколько групп выделили? -Что послужило основанием для деления? Зачитайте. -Зачитайте названия? -Какие из групп вам не знакомы? -Что означает звёздочка около слова лишайники? -Прочитайте вопрос после иллюстраций. - Какие растения на картинке можете соотнести с названием групп? -Приведите примеры своих растений и группу , в которую их отнесёте. -Можем ли мы быть уверены в своих высказываниях? А где найти информацию по незнакомым растениям ? На следующих уроках мы подробно будем изучать каждую группу и поможет нам в этом таблица. См. Лист знаний. -Сколько в ней столбиков? -Почему? -Все ли названия групп записаны? -Допишите пропущенные названия в верхней строчке, пользуясь учебником. -Зачитайте, какие группы у нас получились? -А заполнять таблицу мы будем на следующих уроках , когда будем подробно знакомиться с каждой группой и её представителями .Лист знаний поможет нам расширить наши знания по теме «Растения». | Дети рассуждают и делают выводы, что оба правы т.к.растение земляника имеет один стебель, а значит , относится к травянистым растениям. Вспоминают отличие деревьев, кустарников , трав. Дети называют деревья, потом кустарники, потом травы. Учащиеся в видеофрагменте должны увидеть многообразие растений на планете , и какие группы выделили учёные. Дети высказываются о группах. -Шесть. -Все виды растений в зависимости от строения разделили на группы. -Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Зачитывают. Учёные ещё не решили, к какому царству их отнести. Дети работают с иллюстрациями. Говорят название растения и предполагаемую группу. Высказывания детей с опорой на свой опыт. -Нет, потому, что мы не знакомились с этими группами. -Не знаем признаки каждой группы. Дети называют источники информации. Определители, интернет, журналы, взрослые. Шесть, по количеству групп. Дети дополняют названия таблицы . Зачитывают 6 групп | Познавательные Регулятивные Познаватель ные Работа с иллюстрациями учебника Формирование умения работать с таблицей. |
doc4web.ru
Сценарий урока по окружающему миру для 2 класса "Группы растений"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 х.Маяк Сальского района
Сценарий урока по окружающему миру
(Перспективная начальная школа) во втором классе
Учитель: Мощенко Лола Ибрагимовна
2015
Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
продолжить развивать исследовательские способности;
воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:
|
|
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Плодовые:
Лекарственные:
| Зерновые:
Прядильные: Бобовые: |
Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди в пищу». (Слайд 2)
-Что мы будем сегодня исследовать? - Части культурных растений, которые люди используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: Слайд 3
Физминутка слайд 4
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
1 группа – капуста, лук;
2 группа – огурец, помидор;
3 группа – морковь, свекла;
4 группа – картофель.
Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах и сделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.
Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)– Правильно они называются чешуйки.– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
– Что появляется на месте цветка? (Плод)– Что есть внутри плода? (Семена)– Давайте проверим. (Разрезает)– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
– Листья есть? (Да)– Стебель? (Да)– Что идет после стебля? (Корень)– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)– Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
Слайд «Корнеплоды». (слайд 5)
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)– Кто с родителями занимался посадкой картофеля? – Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (Корни)– Значит, у картофеля есть корень? (Да)– Значит картофель уже не корень? (Нет)– Что идет до корня? (Стебель)– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде.
(
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)– У каких растений лист?– У каких растений плод? – У каких растений корень?– У каких растений стебель?– Что нового узнали на уроке?
д\з Все что мы с вами проделали и кое что то еще, вы узнаете сами прочитав дома ст учебника
слайд 9
globuss24.ru
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
формировать понятия: деревья, кустарники, травы, лиственные растения, хвойные растения; | научатся классифицировать растения; | способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни. |
Приводить примеры деревьев, кустарников, трав. | формирование основ экологической культуры, здоровьесберегающего поведения | |
Работать со схемами. | ||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент | Приветствует учеников: Здравствуйте ребята! Сели! Хорошо закроем двери! Шум оставим за дверямиИ начнём урок мы с вами! | Приветствуют учителя. |
Мотивационный этап | Отгадайте загадку: Дышит, растет, а ходить не может. (растение) Что вам помогло отгадать загадку, какие существенные признаки? Какие еще признаки живой природы вы знаете? Какой вывод можно сделать? Сейчас вы наверно можете сказать о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Вы знаете что-то растениях? Назовите растения, которые знаете? Растения очень разнообразны. Посмотрите на картинки, попробуйте объединить в группы эти растения. Что узнаем? Чему будем учиться на уроке? | Отгадывают загадку. Отвечают на вопрос: Признаки живой природы. Признаки -дышит, растете, питается, размножается, умирают Растения - живая природа. У растения есть ствол(стебель) корень, листья, цветок, плод) Объединят растения в группы (устно) Будем учиться различать растения по группам, узнаем какие бывают растения |
Открытие нового знания | Давайте объединим в группы (2 человека на презент. и картинки) Скажите что у нас в первой группе? Во второй? В третьей? На какие группы можно разделить все растения? Что отнесем в первую группу? (примеры) Во вторую, в третью? Что общего у разных растений? Сейчас мы с вами сравним и узнаем чем же они отличаются растения из разных групп? Мы объединимся в три группы. Каждая группа получит конверт с заданием с вопросом на который должна ответить.
Договоритесь кто будет открывать полученные сведения. Что будем сравнивать? Работа с гербариями и картинками Работа в группах. Отчет группы. Слайды | Деревья Кустарники Травы Приводят примеры Корень стебель (ствол) цветок, плод, листья Общие части всех растений |
Физминутка | Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза. | |
Применение полученных знаний | Работа в парах со схемой. Заполняют схему и приводят примеры. Проверяем. | |
Скажите где мы можем встретить растения из всех групп? Представьте что лес это много этажный дом.
Лес - состоит из трех ярусов или этажей деревья кустарники и травы. | В лесу | |
А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в нашем классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете? Какое значение имеют растения? Что нужно делать для того чтоб растения не исчезли? | ||
Итог | Что узнали? чему научились? что удивительного было на уроке? | |
Рефлексия | Дорисуйте лучики . если все было понятно на уроке, улыбающемуся смайлу, если у вас остались вопросы или вы еще затрудняетесь в различии растений по группам то ко второму... ну а если вы мало что поняли и вам было очень трудно из этого то к грустному. | |
Дом. зад | 1.ур. нарисовать растение и подобрать к нему загадку или стихотворение 2 уровень – нарисовать любое растение и подготовить краткий рассказ о нём. | |
Молодцы, ребята. Спасибо за урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями – друзьями природы |
multiurok.ru
Окружающий мир, 2 класс. Тема урока: "Водоросли, мхи, лишайники, папоротники"
Группы растений
Окружающий мир
2 класс
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
питание
рост
дыхание
Признаки живой
природы
движение
рождение
Старение и
умирание
Необходимые условия
тепло
свет
воздух
вода
Царства живой природы
Растения
Животные
Бактерии
Грибы
Растения
водоросли
мхи
лишайники
Классы
(группы)
растений
папоротники
хвойные
цветковые
Водоросли - группа низших водных растений.
Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах.
Первые растения появились в воде это водоросли, древнейшие растения. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров.
Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения.
ДИАТОМЕИ – обширная группа одноклеточных морских и пресноводных водорослей.
Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет.
Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).
Вслушайтесь в название этой группы. Водоросли появились в воде, а сейчас их можно встретить не только в реках, озёрах, морях и океанах, но и в горах, в пустынях, если там есть хоть капля влаги.
Иногда водоёмы покрываются плёнкой мельчайших водорослей. Тогда люди говорят, что водоём зацвёл. А камни под ногами бывают покрыты скользким ковром водорослей, длинные тонкие их нити шевелятся. Их называют тиной.
Лишайники- группа низших растений
Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 млн. лет назад.
Лишайники чрезвычайно широко распространены в природе: они обитают по всему миру - в песках Сахары, в безжизненной Антарктиде, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока – это география распространения.
Лишайники настолько неприхотливы, что могут встречаться на голой почве, стволах деревьев, раскаляемых солнцем скалах, на заборах, стекле, железе, на чистой бумаге. Они выдерживают от -50° С до +60°С
Некоторые из них настолько малы, что почти не видны невооруженным глазом и встречаются огромные площади ковром, глубиной по щиколотку.
Окраска лишайников: от белой до черной, различные оттенки красного, оранжевого, коричневого, зеленого, желтого.
Ученые долго не могли понять загадочности этого растения и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль.
Мини - спектакль
Симбиоз лишайника
Грибница
Водоросль
Водоросли и лишайники растения - долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет. Геологи используют лишайники при определении возраста древних горных образований. Растут лишайники очень медленно: за год не более чем на 8 мм.
Ягель, или олений мох
Ягель
- Очень часто ягель называют оленьим мхом. Это неправильно. Дело в том, что это лишайник – типичный представитель тундры. Это корм для оленей, которые безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега. Тундровые пастбища нельзя использовать несколько лет подряд, необходимо переходить на новые участки, так как на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени (10-15 лет).
Что ты ждёшь успехов, как «манны небесной»
Мхи- отдел высших растений.
Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на земле появились мхи. Это тоже древнейшие растения, их называют «первопроходцами» суши.
У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами.
Встречаются мхи во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Размножаются мхи спорами . Цветков у них нет.
Мхи и лишайники чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают.
Где растут мхи и лишайники? О чем это свидетельствует?
Сфагновый мох.
ПАПОРОТНИКИ - отдел высших бессемянных растений. Травянистые или древовидные наземные и водные растения.
Папоротники
Следующая группа растений – это папоротники, которые появились на нашей планете очень давно. Громадные папоротники, достигавшие в высоту 45 метров, образовывали леса среди огромных болот в тёплых краях. Это было время, когда жили динозавры. Потом эти леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы лет из этих залежей образовался каменный уголь. Сейчас его используют как топливо.
В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 метров, с огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. У папоротника есть корень, стебель, листья.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
мхи
папоротники
водоросли
Работа в тетради
с. 33, № 74
Домашнее задание
с. 139 - 143
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !
kopilkaurokov.ru
Разнообразие растений - Начальные классы
Цель: 1. Продолжить знакомство учащихся с красотой и разнообразием растительного мира, учить наблюдать за предметами и явлениями неживой и живой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
2. Развивать навыки и умения исследовательской работы.
3. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: таблица «разнообразие растений», разные группы растений.
Ход урока
I. Психологический настрой.
а) Ставить цель, и определяются задачи экскурсии (1-я часть урока).
б) учащиеся делятся на группы, выбирают себе объект для исследовательской работы.
II. План рассмотрения деревьев, кустарников, трав.
а) Какие деревья вы видите? Рассмотрите ствол, определите его цвет. Сравните объем стволов деревьев. Какие цвета имеют листья? Какой они формы?
б) рассмотрите кустарники. Чем они отличаются от деревьев? Какие особенности вы заметили в их внешнем виде?
в) Рассмотрите травы. Сравните их с деревьями, кустарниками. Чем они отличаются? Из каких частей состоят травы?
Учитель делит класс на 3 группы и дает задание каждой группе:
1-я группа – исследовать деревья. Приготовить рассказ о том, что увидели и узнали нового о деревьях. Какие сделали открытия.
2-я группа – о кустарниках.
3-я группа – о травах.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- О каком зеленом друге говорится в загадке? О каких ладошках идет речь? (О листьях)
III. Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
Растения растут повсюду. Их так много, что невозможно перечислить их виды. В нашей стране насчитывается более шести тысяч видов растений. Они растут в разных условиях: в жарких пустынных районах, на горных склонах, во влажных местах и в воде.
Существует множество видов деревьев. В Казахстане растут ель, сосна, дуб, тополь, клён, берёза, осина и другие деревья.
В лесах, в горах, в оврагах растут кустарники: шиповник, облепиха, сирень, малина, смородина и другие. У кустарника, в отличие от дерева, не один ствол, а несколько. Сначала кустарник похож на маленькое деревце, но на третий год жизни от корня начинают расти новые стволики, которые образуют большой пышный куст.
Травянистые растения бывают разной высоты. Некоторые травы в благоприятных условиях вырастают от двух метров и выше. Травы имеют разные стебли – прямые, вьющиеся, ползущие по земле. Сорняк пырей растёт в садах, огородах, на пустырях, опушках, лугах, полях. У него длинные ветвящиеся корневища, расположенные в почве. Они дают новый росток от каждой почки.
Растения живут не только на суше но и в воде. В реках, озёрах, морях и океанах живут водоросли. Они бывают разных размеров и форм и служат пищей для водных животных. Водоросли целиком погружены в воду и могут поглощать её сколько угодно.
Знаете ли вы, что зелёный цвет растений улучшает наше здоровье и настроение? Зелёный цвет меньше всего утомляет человека. Чтобы отдохнули уставшие от работы глаза, достаточно несколько минут посмотреть вдаль на зелёные деревья. Зелёные комнатные растения помогают сосредоточиться и спокойно работать. Поэтому в классах должны быть растения.
1. Чтение в группах по частям.
2. Беседа о прочитанном, задаются вопросы по каждой части.
Учащиеся разглядывают листья разных деревьев, кустарников, трав, водорослей, делятся мнением со своим товарищем по парте:
- Почему растения называют лиственными, хвойными? Чем отличаются водоросли? Одинаковые листья или разные? Чем отличаются друг от друга? (Размером, формой, цветом, где растут.) Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.) А теперь разделимся на 4 группы:
1-я группа – лиственные растения
2-я группа – хвойные растения, кустарники
3-я группа – травы
4-я группа – водоросли
Консультанты получают задание для своей группы.
Задание для 1-й группы.
1) Вспомнить и рассказать, какие бывают листья.
2) Что общего у всех растений.
3) Что нужно для жизни и роста растений.
Задание для 2-й группы.
1) Как правильно называется лист хвойного дерева?
а) колючка б) иголка в) хвоинка
2) Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?
а) сосна б) лиственница в) ель
3) Отгадайте загадки о хвойных растениях.
Что же это за девица? Весной цвету,
Не швея, не мастерица, Летом плод приношу,
Ничего сама не шьет, Осенью не увядаю,
А в иголках круглый год. Зимой не умираю.
(Ель)
Есть у родственницы елки Похожа я на елку,
Неколючие иголки. Но длинней иголки.
Но, в отличие от елки, (Сосна)
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Задание для 3-й группы.
1) Какие листья у пальмы?
2) Чем отличаются травы от других растений?
3) Где растут травы?
Задания для 4-й группы.
1) Где растут водоросли?
2) Чем отличаются водоросли от других растений?
3) Как выглядят водоросли?
Дети в группах советуются, выбирают представителя для отчета по заданию.
Если ответ неполный, его могут дополнить дети из других групп.
3. Работа в тетради. Задания.
деревья
Растения кустарники
травы
водоросли
1) Что общего и в чем различия всех групп растений?
2) Что нужно для роста растений?
IV. Подвести итог урока. Проверь себя.
- Что интересного узнали на уроке? Итак, растения – зеленая одежда Земли. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! Берегите каждый листочек, каждую хвоинку.
V. Домашнее задание. Прочитать текст, готовиться к пересказу.
multiurok.ru