Связь животных и растений в природе 3 класс. Конспект урока по познанию мира по теме: "Связь животных и растений в природе"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по познанию мира на тему "Связь животных и растений в природе" 3 класс. Связь животных и растений в природе 3 класс


"Связь животных и растений в природе"

Тема: Связь животных и растений в природе

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления о круговороте веществ в природе, о цепи питания;

2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, пополнять активный словарь учащихся, познавательные способности;

3. Воспитывать основы экологической культуры.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания:

Опрос по теме: «Как животные приспособились к среде обитания»

1.Что такое среда обитания?

2.Перечислите среду обитания животных?

3.Каково значение окраски животных?

4.Почему крупные животные не обитают на лугу?

5.Зачем обитателям водной среды обтекаемая форма?

7.Как водоплавающие птицы приспособились к своей среде обитания?

8.Объясни на примере любого животного, как оно приспособилось к окружающей среде.

III Работа по теме урока

1. Мотивация к учебной деятельности

А) «Угадай-ка» (отгадывание загадок)

Загадки

Бурый он и косолапый,Ловит рыбу мощной лапой.А ещё он любит мёд!Кто сластёну назовёт?(Медведь)

Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.

Ответ: Яблоня

Столбик маленький стоит,

И тоскливо так свистит.

Ближе только подойдешь,

Юркнет в норку, не найдешь.

Ответ: Суслик

Что, скажите, за растенье

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Прицепляются шипом?

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух

Как зовут его? ... (Лопух)

На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.(Волк)

Б) Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (предметы живой природы). На какие группы вы бы их разделили? (растения и животные).

«Кто быстрей». Два учащихся распределяют картинки по группам.

РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о растениях и животных)

2. Целеполагание

Приём «Большой-маленький» (беглое чтение предложения только по заглавным буквам).

СтВиЯоЗбЬ ЖтИуВыОфТмНйЫмХ И РоАлСмТнЕуНяИкЙ В ПшРтИвРцОеДшЕ

Учащиеся прочитывают тему урока «Связь животных и растений в природе»

3.Определение отправной точки

Распределите данных животных по типу питания.

- Разные животные питаются разной пищей. Как называют животных, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)

- Чем еще питаются животные? (Растениями.) Приведите примеры.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

( растительноядные)

- Как называют животных, которые поедают других животных? (хищные)

Есть животные, которые поедают и растения, и других животных. Как их называют?

( всеядными)

Б) построение диаграммы Венна

РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ

Животные

Общее

Растения

Питаются

готовыми

питательными

веществами

дышат

питаются

растут

размножаются

умирают

Создают

питательные

вещества

-Как животные связаны с растениями?

Цепи питания

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи — это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему?

Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

- Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы:

дуб —► мыши —> лиса осина -» заяц —► лиса

В) работа по схеме

Питательные вещества животные берут в растениях или других животных.

Г) работа по схеме «Круговорот веществ в природе»

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Так и происходит круговорот веществ в природе, в котором каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

  1. Первичное закрепление знаний:

А) работа с учебником: чтение текста стр. 115. Понятие о цепи питания.

Овес - суслик – лиса.

Составление с картинами цепи питания у доски и в тетради.

Дуб – кабан - рысь

Осина – заяц - волк

Б) работа по карточкам «Следопыт». Рассмотрите внимательно картинку. Установите цепи питания. С. 116

Запись в рабочей тетради.

В) «Догадайся» . Установить пропущенное звено в цепи питания.

… (листья) - лось – волк

комар - … (лягушка) - цапля.

Кора дерева- насекомые - …

Г) устная работа у доски: чтение слов

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

гнездо – птица- сухая трава

белка – дупло – мох

еловые ветки – берлога - медведь

1 – группа: Значение растений для животных

Кислород, питательные вещества, материал для жилища, убежище

2 – группа: Что дают животные растениям

Органические вещества для перегноя, распространяют семена

IV Обобщение: Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

V Рефлексия

-Что вы запомнили на уроке?

-Что нового узнали?

Про всех на свете

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны —

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

(Б. Заходер)

VI Домашнее задание: стр. 113-116 прочитать, выполнить задание № 4 на стр. 116

infourok.ru

Связь животных и растений в природе в 3 классе — ӨРЛЕУ.КЗ. Whatsapp: 87770550590

Познание мира

Тема: Связь животных и растений в природе в 3 классе

ОСШ №12 имени М.Горького учитель начальных классов

Мальгинова Елена Вячеславовна

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления о круговороте веществ в природе, о цепи питания;

2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, пополнять активный словарь учащихся, познавательные способности;

3. Воспитывать основы экологической культуры.

Ресурсы: ребусы, картинки с изображением животных и растений, схемы, игры, клей, ватман, карточки, смайлики.

Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут устанавливать взаимосвязь животных и растений в природе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо идти с друзьями? (шагают)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо кружиться в танце? (кружатся)Хорошо! (хлопают в ладоши)Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!

2. Проверка домашнего задания:

А) тестовые задания

Обведи кружочком букву соответствующую правильному ответу.

1. Какие знаете группы животных по способу питания?

А) дикие и домашние

Б) травоядные и хищники

В) млекопитающие и всеядные

2. К какой группе относится тигр?

А) хищник

Б) травоядное

В) всеядное

3. К какой группе относится олень?

А) хищник

Б) травоядное

В) всеядное

4. Какой хищник занесён в Красную книгу Казахс

orleykz.wordpress.com

Конспект урока на тему "Связь животных и растений в природе"

Урок № 32 17.02

Тема: Связь животных и растений в природе.

Цель: формирование знаний о связи животных и растений в природе.

Ожидаемый результат: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; соблюдать правила охраны животных и растений, занесенных в «Красную книгу»; проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой; демонстрировать познавательные, исследовательские, проектировочные и творческие способности.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Готовность к уроку

  2. Настрой на урок

  3. Проверка д/з

  4. Актуализация опорных знаний:

  • Может ли соловей отморозить хвост? (нет, он зимует на юге.)

  • Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь? (Ящерица)

  • Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может. (гусеница)

  1. Работа по рисункам (на доске)

Каждый ученик напоминает по заранее самостоятельно подготовленному (изученному) материалу. (мини — сообщения)

  1. Сообщение темы урока

— О чем и о ком мы с вами говорили на прошлых уроках?

— Что именно мы узнали о растениях и животных? (слайды с № 2 по № 5)

  1. Диаграмма Венна: сходства и различия между растениями и животными

  1. Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая из этих групп важнее?

  1. Работа по теме урока

— Для того, чтобы это определить, я разделю вас на две группы (животные и растения), где вы подготовите доказательства важности своей группы.

  1. Деление на группы

  2. Работа по группам (подготовка доказательства важности своей группы.)

Вывод: В природе все важны и взаимосвязаны.

  1. Просмотр видео — ролика (слайд № 6)

— Животных по типу питания можно разделить на три группы: травоядные, хищные, всеядные. (слайд № 7)

  • Как распознать этих животных? (травоядные – питаются растениями, хищные – питаются другими животными, всеядные – употребляют всё.)

— Подумайте, что произойдет, если исчезнет хотя бы один элемент из круговорота (растения – травоядные животные – хищники – почвенные организмы)?

  1. Работа по рисунку:

— Расскажи о цепи питания по рисунку (слайд № 8)

  1. Физминутка (слайд № 9)

  1. Закрепление

  1. Работа по учебнику в рабочей тетради (слайд № 10)

  1. Итог урока:

  2. Д/з: с. 113 – 116 читать, пересказ

globuss24.ru

Урок познания мира Связь животных и растений в природе.

Предмет Познание мира 3 четверть Класс 3 Тема урока Связь животных и растений в природе. Ссылки Учебник «Познание мира» 3 класс Цели урока Сформировать у учащихся знания о взаимоотношениях между животными и растениями. Продолжить формировать умение находить взаимосвязи между отношениями животных и растениями; развивать речь учащихся. Продолжить эстетическое воспитание учащихся на уроке. Результаты обучения для учащихся предметные: знать о связи животных и растений в природе; о взаимосвязи в круговороте веществ; личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды; системно - деятельностные: уметь собирать и систематизировать информацию, наблюдать за природой. Материальное обеспечение урока Демонстрационный материал, презентация. Тип урока Изучение нового материала. Межпредметные связи Литература, изобразительное искусство Виды работ Приём «Уголки», работа по учебнику, работа в тетради Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент. 2 мин Приветствие. Психологический настрой. Приветствие. Подготовка к уроку. Актуализация знаний. 5 мин - На прошлом уроке мы изучали взаимоотношения животных. Но в природе жизнь любого животного прямо или косвенно связана с растениями. И они взаимодействуют друг с другом, эти взаимоотношения могут быть полезны или вредны. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Запишите в тетрадь число и тему нашего урока. Слушают учителя. Усвоение новых знаний и способов действий. 20 мин Растения играют в жизни животных большую роль, точно, так как и животные в жизни растений. Но обо всем по порядку. Приём «Уголки». - Животные или растения – что важнее? Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства важности животных, а другая – растений. Затем делают совместный вывод. (На доске схема – "Значение растений в жизни животных” Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации, в соответствии со схемой.) "Значение животных в жизни растений”. 1.Опылители растений; 2.Растения вдыхают углекислый газ, выдыхаемый животными;  3.Распространение плодов и семян;  4.Уничтожают семена, влияют на возобновление;  5.Животные ломают и вытаптывают растения.  Теперь более подробно познакомимся с данными взаимосвязями. А знакомство построим в виде заочной экскурсии в природу. Благодаря воображению мы беспрепятственно можем попадать в лес, на поляну, болото. И можем позволить себе услышать разговоры растений. Начнем. Приглядитесь внимательно, мы на лугу. ( слайд № 9). В воздухе стоит гул от летающих над цветами шмелей, ос, пчел. В воздухе пестрое мелькание бабочек, жуков. Это работают насекомые – опылители. Нектаром растений питается насекомое, а пыльцу разносит с одного растения на другое. В результате образуется много семян, – которые дадут жизнь другим растениям. (Сценка № 1. Действующие лица: Природа, Клевер) Природа: К нам поступает много вопросов, довольны ли растения, тем, как насекомые их опыляют? Не слишком ли велика плата, которую они берут за работу. Может

weburok.com

нужен реферат на тему: связь животных и растений в природе для 3 класса - Окружающий мир

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки. 

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. 

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как-бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов. Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие. 

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их. 

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо) . С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха) . 

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве. 

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими. 

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом. 

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. 

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).

otvety.mobi

Урок познания мира: "Связь животных и растений в природе".

Урок №42

Тема : Связь животных и растений в природе.

Цель :знакомство с большим круговоротом веществ в природе.

Задачи :- познакомить учащихся с большим круговоротом веществ в природе;

- развивать умения составлять цепочки питания ;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Методы :словесный , наглядный, проблемно-поисковый ,ИКТ;

Тип урока : комбинированный Формы :групповая , парная , индивидуальная Оборудование: таблицы, схема, учебник, фломастеры

Ход урока:

1.Орг.момент

А) Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами. Б) Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове. В) Если вы любите шоколад, оближите губы. Г) Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши. А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь. (2 слайд) 2. Проверка домашнего  задания.

-1) Рассказать , могут ли животные жить в разных условиях.

-2)Объяснить на примере любого животного , как оно приспособилось к окружающей среде.

3.Введение в новую тему.

-а)Что важнее на нашей планете – животные или растения ? (проблемный вопрос)

-б) Инсценирование стихотворения Габдуллы Тукая «Ребенок и мотылек»

- Проанализируйте , от чего зависит жизнь мотылька ?

Луг

Сад Цветы ------------------ мотылек

Лес

- Назовите признаки жизни (питание , движение , дыхание , рост , развитие , смерть)

4. Изучение нового материала

1) Беседа : - Какие животные называются травоядными ?

- Плотоядными или хищниками ?

- Как называются животные , которые питаются и растительной и животной пищей ?

2) Рассказ учителя :

Представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни.

5.Проверка первичного восприятия

- Какие живые организмы принимают участие в круговороте жизни ?

-Какова роль почвы в круговороте жизни ?

6. Закрепление материала

-Самостоятельная работа - работа по группам

1)чтение текста, составление схемы круговорота веществ в природе

Перегной ---- под действием микроорганизмов ---- соли --- пища для растений ---- пища для животных ------ растения ---- животные умирают ----- попадают в почву.

2) Представьте , что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни ? (проблемный вопрос) – работа по группам

Что произойдет , если исчезнут :

А) Растения .

Б) Животные.

В) Почва .

3) Просмотр мультфильма «Старик и сова»

7. Составление цепочек питания по образцу :

Зерно ------ суслик --------------- лиса

Трава ---------- олень ------- волк

Цветы ------ насекомые ----- птицы

Листья ----- тля ----- муравьи

8. Итог урока .

- Почему в природе нельзя нарушать цепочку питания ?

9.Домашнее задание -- 1 – задание в тетради

2 – вопросы ответы

3 – чтение текста

kopilkaurokov.ru

Урок по познанию мира на тему "Связь животных и растений в природе" 3 класс

Познание мира

3 класс

Тема: Связь животных и растений в природе

Цели:

1. Обобщить знания учащихся о растениях и животных ; создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления о круговороте веществ в природе, о цепи питания;

2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, пополнять активный словарь учащихся, познавательные способности;

3. Воспитывать основы экологической культуры.

Ресурсы: ребусы, картинки с изображением животных и растений, схемы, игры, клей, ватман, карточки, смайлики.

Ожидаемые результаты: Учащиеся смогут устанавливать взаимосвязь животных и растений в природе.

Ход урока:

Организационный момент. Эмоциональный настрой:

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 

2. Проверка домашнего задания:

А) тестовые задания

Обведи кружочком букву соответствующую правильному ответу.

1. Какие знаете группы животных по способу питания?

А) дикие и домашние

Б) травоядные и хищники

В) млекопитающие и всеядные

2. К какой группе относится тигр?

А) хищник

Б) травоядное

В) всеядное

3. К какой группе относится олень?

А) хищник

Б) травоядное

В) всеядное

4. Какой хищник занесён в Красную книгу Казахстана?

А) снежный барс

Б) тигр

В) кенгуру

5. Какой вид хищников полностью исчез с территории Казахстана?

А) тугайский благородный олень

Б) гепард

В) марал

Б) взаимопроверка по эталону

3. Актуализация опорных знаний:

А) «Угадай-ка». Разгадывание ребусов. (Разгадываются устно, на доске вывешиваются картинки с изображением отгадок)

Б) Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (предметы живой природы). На какие группы вы бы их разделили? (растения и животные).

«Кто быстрей». Два учащихся распределяют картинки по группам.

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Осина Заяц

Дуб Лиса

Овёс Суслик

Волк

Кабан

Рысь

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о растениях и животных)

3. Формирование новых знаний, умений и навыков:

А) целеполагание

Оформление тетради.

Приём «Большой-маленький» (беглое чтение предложения только по заглавным буквам).

СтВиЯоЗбЬ ЖтИуВыОфТмНйЫмХ И РоАлСмТнЕуНяИкЙ В ПшРтИвРцОеДшЕ

Учащиеся прочитывают тему урока «Связь животных и растений в природе».

Б) построение диаграммы Венна

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

В) работа по схеме

Углекислый газ, вода, питательные вещества, минеральные соли – растения берут из воздуха и почвы.

Питательные вещества животные берут в растениях или других животных.

Г) работа по схеме «Круговорот веществ в природе»

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Так и происходит круговорот веществ в природе, в котором каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Первичное закрепление знаний:А) работа с учебником: чтение текста стр. 115. Понятие о цепи питания.

Овес - суслик – лиса.

Составление с картинами цепи питания у доски и в тетради.

Дуб – кабан - рысь

Осина – заяц - волк

Б) работа по карточкам «Следопыт». Рассмотрите внимательно картинку. Установите цепи питания.

Запись в рабочей тетради.

В) «Догадайся» . Установить пропущенное звено в цепи питания.

… (листья) - лось – волк

комар - … (лягушка) - цапля.

Кора дерева- насекомые - …

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Г) устная работа у доски: чтение слов

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

гнездо – птица- сухая трава

белка – дупло – мох

еловые ветки – берлога - медведь

Д) работа по картинкам. Семена каких растений вы видите? Как они приспособлены для распространения? Как вы думаете, кто помогает распространению этих семян? Каким образом?

ЧЕРЕДА ЛОПУХ КОВЫЛЬ-ВОЛОСАТИК

Е) работа в группах: построение кластера-аппликации

1 – группа: Значение растений для животных

кислород

питательные

вещества

материал

для жилища

2 – группа: Что дают животные растениям

Органические

вещества

для перегноя

распространяют

семена

укрытие

от врагов

Обобщение: Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

РефлексияА) Учитель: Наш урок подошёл к концу. Надеюсь, вам понравилось и вы узнали много нового. У вас есть смайлик. Если вам понравился урок, дорисуйте ему улыбку. Если не понравился, изобразите печальный вид. Смайлики прикрепите на доску.

Б) оценивание деятельности учащихся.

6. Домашнее задание: стр. 113-116 прочитать, выполнить задание № 4 на стр. 116

vseuroki.pro


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта