Священное растение у евреев. Символизм акации. Какие мифы, легенды, значения снов связаны с акацией?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

«Четыре вида растений» и четыре части еврейского народа. Священное растение у евреев


Священные растения Израиля|| Сайт о травах и не только

Автор: Серая Метелка

Мое почтение, уважаемый профессор Травяница!

Серая Метелка вбежала в теплицы, в руках у нее была плетеная корзина.

Я Вам тут доклад принесла. Вкусный! И для нашей средней полосы довольно экзотичный (за исключением лишь пары растений, находящихся в корзинке). Дело в том, что эту корзину прислали мне из дома – из страны, текущей молоком и медом… Еще ее называют страной пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, страной масличных деревьев и меда. Так Израиль (а речь о нем) называли давным-давно, в библейские времена. И я фактически процитировала книгу «Дварим» (Второзаконие) из Торы (основы Ветхого Завета Библии). Израиль испокон веков славится своим плодородием, недаром эта земля - часть знаменитого «Благодатного Полумесяца» - плодородной полосы на Востоке. И семь священных растений Израиля («шива миним»), мной упомянутых, - это символ плодородия этой страны, символ Божественного дара. Это священные растения, посвященные Богу. А что значит, священные? Значит, дающие человеку что-то помимо вкуса, цвета и запаха. Что-то большее, приближающее к Творению, к святости, к Богу. Настоящие волшебные растения.

По религиозному закону от первого урожая этих семи растений евреи должны были отделить часть и принести в Иерусалимский Храм как жертву на праздник жатвы и праздник первых плодов - Шавуот. Заповедь об этом опять же дана евреям в Торе (Дварим 26:1-11):

«И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и положи их в корзину и пойди на то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало Его Имя там. И приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: "Заявляю я ныне Господу, Богу твоему, что вошел я в ту землю, о которой клялся Господь отцам нашим дать нам". И возьмет священник корзину из руки твоей, и поставит ее перед жертвенником Господа, Бога твоего <…> И вывел нас Господь из Египта рукой сильной и мышцей простертой, и ужасом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. И теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господь". И поставь это перед Господом, Богом твоим, и преклонись перед Господом, Богом твоим. И радуйся всему добру, которое дал Господь, Бог твой, тебе и дому твоему - ты, и левит, пришелец, который в среде твоей».

Принося в жертву Богу «шива миним», евреи тем самым выражали свою благодарность Богу за жизнь и пищу, благодарили Творца за добро, сделанное им. Пока стоял в Иерусалиме храм, эта традиция свято соблюдалась. Целыми селениями шли в Иерусалим паломники, неся с собой корзины с семью растениями. Богатые несли дары в серебряных и золотых корзинах, бедные – в корзинах, плетеных из ивы. Каждый из семи видов приносился в отдельной корзине. Дары передавались коэнам – священникам Храма.

А сейчас я немного познакомлю Вас с этими загадочными семью растениями.

Метелка достала из принесенной ей корзинки… обычный колос.

Да, это просто ПШЕНИЦА. «Хлеб всему голова», - эта пословица, полагаю, будет верна очень для многих народов. Недаром и в списке семи растений пшеница, из которой выпекают хлеб, названа первой. Опять же, пшеница - основа мацы, употребление в пищу которой - одна из заповедей, данных евреям Богом.

Следующим номером идет еще один злак, ЯЧМЕНЬ. Из ячменя тоже можно выпекать хлеб, который, впрочем, не так вкусен, как пшеничный (потому ячменный хлеб в древности считался пищей бедняков), но зато его проще выращивать. Ячмень нуждается в меньшем количестве воды, чем пшеница, и потому его можно вырастить даже на засушливых полях.

Хлеб – основа трапезы. В еврейской традиции трапеза открывается преломлением хлеба и прочтением благословения на хлеб. Есть очень длинное благословение – «биркат а-мазон» - благословение на всю трапезу. Так вот, если нет хлеба, то, считается, что и трапезы как таковой нет, и благословение это читать не нужно.

Метелка улыбнулась и достала из корзины два хлебца – один ячменный, другой пшеничный. На пробу. А вслед за хлебцами из корзинки были вынуты бутыль с виноградным соком и удивительная сочная виноградная лоза.

ВИНОГРАД. В Торе говорится, что первый виноградник разбил Ной, и с тех пор люди начали культивировать это растение. Трапезу нельзя представить без хлеба, но нельзя ее представить и без вина или виноградного сока. В самую торжественную трапезу недели – шабатнюю (суббота – день, который евреи не работают, а посвящают лишь служению Богу) – виноградный сок или вино обязательно сопровождаются отдельным благословением.

Следующим растением названа смоковница. Смоковница – это такое дерево с густой кроной, а плоды смоковницы – небезызвестный нам ИНЖИР. Инжир – сочный и вкусный фрукт, он содержит в себе очень много сахара, и потому является не только питательным, но и полезным. (Это сейчас мы положили ложку сахара в чай, и живем себе спокойно. А в древние времена сахарного песка не было, недостаток сахара в организме восполнялся фруктами).

Когда Моисей вел свой народ из Египта через пустыню, посланные им разведчики, первыми увидевшие благословенную страну Израиль, принесли, в частности, инжир, как символ плодородия этой земли.

А еще они принесли с собой ГРАНАТ. Еще одно великолепное доказательство изобилия страны молока и меда. В дни покаяния евреи просят Всевышнего в молитве: «пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната». Еврейская традиция утверждает, что число гранатовых зерен равно 613, что соответствует количеству Заповедей, данных еврейскому народу Богом. Не знаю, лично я никогда не бралась пересчитывать гранатовые зерна, да и не считаю нужным – ведь это символ. Кстати, не только символ плодородия земли, добродетельного Израиля и заповедей. Гранат также – символ любви и чувственности, огня и страсти. Это плод, упоминающийся в «Песне Песней». Щеки невесты из «Песни Песней» сравниваются с дольками граната… Наконец, это символ божественной красоты, и, видимо, именно поэтому изображения граната украшали Иерусалимский Храм и одежды первосвященника, а еще в форме граната была сделана корона Соломона.

МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО. Масличные деревья или оливы – очень распространенные растения в Эрец Исраэль. Оливковое масло здесь – высочайшего качества и очень тонкого вкуса. С древнейших времен маслины употребляли здесь в пищу. Оливковые деревья можно увидеть в Израиле так же часто, как в России – березки. Недаром же ветки оливы украсили герб государства Израиль. Дополнительный смысловой оттенок, который несут ветви оливы на гербе, связан с тем, что олива – символ мира. Оливковое масло считалось чистым и священным, поэтому в Иерусалимском Храме в светильниках горело именно оливковое масло, и им же совершали помазание иерусалимских священников.

Последним в списке упоминается мед. Позвольте, какое же это растение? На самом деле в Торе речь идет не о том меде, который собирают и «делают» пчелы, а о плодах ФИНИКОВОЙ ПАЛЬМЫ – именно их и называли «медом». Финики, как и инжир, потребляются в пищу и свежими и сушеными, как и инжир, они содержат в себе много сахара (о пользе этого я уже упоминала). Кстати… *Метелка бросила взгляд на опустевшую корзинку* из листьев финиковой пальмы изготавливают плетеные корзины, а из волокон ствола – веревки и канаты. Символическое значение финиковой пальмы еврейские мудрецы видели следующее: все части финиковой пальмы имеют применение (ветви – покрытие для шалашей, волокна – материал для витья веревок, древесина – строительный материал, плоды – пища), так же и народ Израиля. Никто не лишний, каждый исполняет свою задачу.

Целебные свойства семи священных растений Израиля:

Растения Свойства
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. Повышает иммунитет, оказывает общеукрепляющее действие.
Отвар пшеничных зерен. Виноградный сок. Финики Тонизирует, восстанавливает после болезни.
Виноградный сок. Инжир. Потогонное средство.
Отвар пшеничных зерен. Ячмень. Отвар листьев инжира. Лечит простуду, кашель
Гранатовый сок. Отвар инжира. Жаропонижающее
Отвар инжира. Отхаркивающее
Гранатовый сок. Масло из виноградных косточек. Оливковое масло. Противовоспалительное
Гранатовый сок. Ячмень Лечит почки
Гранатовый сок. Сок/порошок из виноградных листьев. Лечит дизентерию
Ячмень. Виноградное масло. Лечит сахарный диабет.
Виноградное масло. Оливковое масло. Помогает при язве желудка
Ячмень Помогает при заболеваниях печени
Пшеница. Ячмень. Инжир. Оливковое масло. Нормализует пищеварение
Пшеница. Ячмень. Плоды винограда. Регулирует обмен веществ
Виноградный сок. Оливковое масло. Слабительное.
Пшеница. Ячмень. Оливковое масло. Избавляет от лишнего веса
Пшеница Улучшает кожу, зубы, ногти, волосы
Пшеница Заживляет раны
Ячмень Помогает при артрите
Пшеница. Ячмень Выводит токсины и шлаки из организма
Виноградный сок Потогонное, мочегонное
Виноградный сок Лечит нервные заболевания.
Оливковое масло. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Пшеница. Финики Помогает при борьбе с онкологией.
Финики Лечит туберкулез.

И это ДАЛЕКО не все полезные лечебные свойства этих растений – лишь часть! Получается, что семь священных трав Израиля – это настоящая карманная аптечка. Древние мудрецы Израиля открещивались от магии – они считали, что лучше лично обращаться непосредственно к единому Богу, а не к магам и прочим посредникам. Однако это не значит, что мудрецы Израиля были чужды волшебного. Волшебство и чудеса буквально пропитывали эту землю и события, на ней происходящие. Завет, полученный Моисеем и евреями на горе Синай, содержал в себе массу полезных сведений. Все, что нужно человеку для счастливой, праведной и спокойной жизни. И все эти сведения были не случайным набором фактов. Как мы и увидели на примере семи растений, которые упомянуты в священных древних книгах как самые нужные, полезные и главные.

herbalogya.ru

«Четыре вида растений» и четыре части еврейского народа — читать онлайн | Рав Элияу Ки-Тов

Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.

Каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.

Он приближает себя и других к Вс-вышнему и приводит в мир Его Шхину.

Вот что отметили наши мудрецы:

«Плод прекрасного дерева (этрог)» — это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.

«Пальмовые листья» — это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.

«Ветвь густолиственного дерева» — и это Израиль. Так же как гадас благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.

«Речные вербы» — это тоже Израиль. Как арава не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Вс-вышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».

Очищенные от греха достойны единства

Пророк восхваляет Израиль за его способность к самопожертвованию, за то, что он забывает о себе в любви к Вс-вышнему. Он всегда помнит об этом: «Я помню о любви ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой и шла за мной по пустыне» (Иеремия, 2).

Если бы эта способность не передавалась из поколения в поколение, из рода в род, Танах не упоминал бы о ней. Но Вс-вышний вечно помнит о ней, ибо способность самоотверженно следовать за Ним всегда жива в сердцах сынов Израиля. Лучший способ доказать свою любовь к Вс-вышнему — это проявить единство, как сказано: «…о любви твоей, когда ты была невестой» — ведь слово клулотаих (когда ты была невестой) — можно перевести как «когда вы — все вместе». Ведь, рассказывая о Даровании Торы, Книга Шмот говорит: «И расположился Израиль под горой» — как об одном-единственном человеке.

Единство живет в сердце народа Израиля, так же как взаимная приязнь и дружеские связи. Лишь грехи становятся перегородкой, отделяющей евреев друг от друга и от Создателя. Лишь они их разобщают.

Но когда минует Йом Кипур и евреи очищаются от грехов, они снова оказываются все вместе. Вот тогда-то и приходят праздничные дни, и все сыны Израиля устремляются за Вс-вышним в Его суку.

За какие заслуги они удостаиваются такой чести? За клулотаих — когда они снова все вместе, образуют «одну связку» и готовы исполнять волю Вс-вышнего от всего сердца, с любовью. Именно это и символизирует заповедь о «четырех видах растений».

«Все кости мои возгласят»

«Четыре вида растений» символизируют человеческое тело. Когда в праздник человек благословляет их во Имя Вс-вышнего, он как бы передает Ему свое сердце и тело, способность видеть и выражать свои чувства — всего себя.

Человек говорит: «Я всецело принадлежу Тебе, поэтому радость этого праздника — только в Тебе!»

Тогда все следы грехов, пятнающие тело человека, изглаживаются и исчезают. Вс-вышний прощает их человеку, исполняющему эту заповедь с любовью и благоговением. Вот что сказали наши мудрецы в Мидраше: «Все кости мои возгласят Г-споду — кто подобен Тебе?» (Тегиллим, 35). Этот стих говорит о лулаве, ибо стебель лулава похож на человеческий позвоночник, о гадасе — ибо его листья напоминают глаза, об араве — ибо ее листья похожи на уста, об этроге — ибо он подобен сердцу. Царь Давид сказал: нет человеческом теле частей более важных, чем эти. И поэтому: «Все кости мои — все, то, что во мне, все мое существо, — возгласят…» (Ваикра Раба, 30)

Как вся Тора

Тому, кто правильно исполняет заповедь о «четырех видах растений», она засчитывается как исполнение всей Торы от первой заповеди до последней. Где сказано об этом? В самой же Торе.

Тора начинается с буквы бет, а заканчивается буквой ламед. Книги Пророков начинаются с буквы вав. Все Книги Писаний заканчиваются буквой ламед. Именно из этих букв состоит слово «лулав». И именно ими начинаются и заканчиваются все двадцать четыре священные книги. (Рокеах)

Жертвенник искупления

Сказано в Талмуде (Сука, 45): «Возносящего лулав Тора приравнивает к тому, кто построил жертвенник и принес на нем искупительную жертву».

Почему мудрецы сравнивают заповедь о «четырех видах растений» с постройкой жертвенника?

«Этрог, лулав, гадас, арава» — гематрия четырех этих слов — 1024. Площадь храмового жертвенника была равна в точности 1024 квадратных амот (локтей), поскольку он представлял собой квадрат со стороной в 32 амы. Это совпадение говорит о связи между искупительным жертвенником в Храме и заповедью о «четырех видах растений». (Анаф Йосеф)

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Культ священных деревьев в иудаизме

08:31 pm - Культ священных деревьев в иудаизме

Несмотря на послепленную цензуру победившей религиозной партии исключительных яхвистов тексты ЕБ содержат достаточно много свидетельств о почитании допленными евреями супруги Яхве Ашеры в виде живого дерева. Чаще всего в качестве такого священного дерева ЕБ называет дуб или теревинф. В землях исторического Ханаана произрастают три разновидности дуба, из них критериям дерева Ашеры более всего соответствует дуб палестинский или калепринский, отдельные экземпляры которого могут достигать в высоту более 15 метров. Что касается теревинфа или терпентинного дерева, то он является деревом семейства фисташковых, известным в т.ч. своей благовонной смолой.

В масоретском тексте ЕБ дуб обычно именуется словом ’elon, а теревинф – словом ’elah. После удаления огласовок получаются формы ’ln и ’lh, выглядящие как слова одного и того же корня, оформленные разными суффиксами. Оба слова возводятся к корню ’l со значением «бог», таким образом форма ’ln может быть образована от него посредством нунации, придающей ей уже не поддающийся пониманию оттенок смысла, а форма ’lh – посредством суффикса женского рода h, из чего следует, что древние евреи называли теревинф словом «богиня», что выглядит вполне правдоподобно в свете приведённых ниже сведений.

Теревинф (евр. ’elah – «богиня»)

С переводом названий указанных двух деревьев на другие языки имеет место значительная путаница. Так, словом «дуб» на русский язык в синодальной Библии переводится не только собственно дуб (’elon), но и теревинф (’elah), и даже тамариск (’ešel). С одной стороны, за эту путаницу ответственны создатели Септуагинты, зачастую нестрого переводившие названия этих деревьев на греческий словом δρῦς, могущим означать как «дерево» вообще, так и конкретно «дуб». С другой стороны, её корни находятся уже в текстах самой ЕБ, которые могут применять к одному и тому же дереву разные видовые определения. Так, по всей видимости, одно и то же священное дерево в Сихеме называется ’elon в Быт. 12, 5, ’elah в Быт. 35, 4, ’allah в Нав. 24, 26 и вновь ’elon в Суд. 9, 6 и 37. Возможно, авторы ЕБ либо не различали эти деревья, либо не считали различие между ними существенным. Мы, со своей стороны, будем строго переводить ’elon как дуб, а ’elah – как теревинф.

Начнём разбор текстов ЕБ с рассказа Книги Судей о Гедеоне. «Посланец Яхве» (т.е. сам Яхве) «пришёл и сел в Офре под теревинфом (’elah)», принадлежавшем отцу Гедеона Иоасу, чтобы объявить о своём решении поручить Гедеону спасти Израиль от мадиамитян (Суд. 6, 11). Гедеон кладёт на камень под теревинфом свои приношения, которые сжигает огонь, после чего Гедеон устраивает на этом месте жертвенник Яхве. В ту же ночь Яхве является Гедеону и приказывает ему: «разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби ашеру (ha-’ašerah), которая при нём, и поставь жертвенник Яхве, богу твоему» (Суд. 6, 25-26). Из этого (вполне вероятно, что намеренно) запутанного рассказа можно заключить, что в оригинале речь шла об одном жертвеннике, принадлежавшем Яхве (и приписанном позднейшими девтерономическими редакторами Ваалу в рамках их кампании до дискредитации Ашеры посредством её ассоциации с этим богом), и об одном дереве – теревинфе, бывшем священным деревом Ашеры, под которым Яхве являлся людям, чтобы сообщить им о своей воле.

Углубимся немного дальше в мифологическую историю ЕБ. Придя со своими близкими в Ханаан, Авраам (тогда ещё Аврам) «прошёл по земле сей до места Сихема, до дуба (’elon) Море… И явился Яхве Авраму и сказал: потомству твоему отдам я землю сию. И создал он там жертвенник Яхве, который явился ему» (Быт. 12, 5-7). Определение дуба moreh, обычно понимаемое как имя собственное, на самом деле им не является. Оно представляет собой причастие настоящего времени глагола yarah, имеющего значение «сообщать, показывать, учить, вещать». Другая форма причастия этого глагола встречается в примечательном отрывке из Книги пророка Аввакума: «Горе тому, кто говорит дереву (‘eṣ): “встань!” и бессловесному камню: “пробудись!” Он вещает (yoreh)?» (Авв. 2, 19). По всей видимости, Аввакум осуждает здесь того, кто пытается вещать при помощи символов Ашеры и Яхве – священного дерева и каменного столпа.

В Книге пророка Осии получение оракулов от «дерева» называется в числе предосудительных действий рядом с каждением под деревьями, в т.ч. дубом и теревинфом: «Народ мой вопрошает своё дерево (‘eṣ), и жезл его даёт ему ответ… На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом (’allon) и тополем и теревинфом (’elah)» (Ос. 4, 12-13). По-видимому, поклонение дереву и камню как символам Ашеры и Яхве осуждает Иеремия, полемически переворачивая при этом образы отцовства и материнства: цари, князья, жрецы и пророки Израиля «говорят дереву (‘eṣ): “ты мой отец”, и камню: “ты родил меня”… Но где же боги твои, которых ты сделал себе?» (Иер. 2, 27-28). Наконец, послепленная интерполяция в Книгу пророка Исайи грозит, что оставившие Яхве отступники и грешники «будут постыжены за теревинфы (’elim), которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; ибо вы будете, как теревинф (’elah), которого лист опал, и как сад, в котором нет воды» (Ис. 1, 29-30).

В свете сказанного ’elon moreh в Сихеме, рядом с которым Яхве явился Аврааму и Авраам воздвиг жертвенник Яхве, правильнее всего переводить на русский язык как «вещий дуб». Это предположение подтверждается упоминанием в Книге Судей «дуба (’elon) прорицателей (mə‘onənim)» рядом с Сихемом (Суд. 9, 37), который, по всей видимости, является тем же самым деревом. О нём же должна идти речь в рассказе о том, как, следуя указанию Яхве, перед отправлением из Сихема в Вефиль Иаков призывает своих близких «оставить чужих богов (’elohim)», после чего берёт «всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них» и закапывает их «под теревинфом (’elah), который близ Сихема» (Быт. 35, 4). Хоть и в искажённом девтерономическими редакторами виде, этот рассказ доносит до нас свидетельство об обрядах, связанных со священным деревом.

То же дерево, вероятно, присутствует в рассказе о заключении Иисусом Навином и израильскими коленами завета с Яхве в Сихеме, во время которого Иисус Навин «взял большой камень и положил его там под теревинфом (’allah), который подле святилища (miqdaš) Яхве» (Нав. 24, 26). Камень здесь обозначает символизирующий Яхве столп (maṣṣeḇa), а теревинф – всё то же священное дерево Ашеры. Камень от имени Яхве должен свидетельствовать против израильтян в случае нарушения ими завета: «И сказал Иисус всему народу: вот, камень сей будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Яхве, которые он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали пред богом (’elohim) вашим» (Нав. 24, 27). Этот камень ещё раз упоминается в рассказе о событиях эпохи Судей, причём священное дерево рядом с ним вновь называется дубом: «все жители Сихемские… пошли и поставили царём Авимелеха у дуба (’elon) столпа, что близ Сихема» (Суд. 9, 6).

Вернёмся к нашему Аврааму. Покинув Сихем, он спустя некоторое время «поселился у дубов (’elonim) Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Яхве» (Быт. 13, 18), «и явился ему Яхве у дубов (’elonim) Мамре» (Быт. 18, 1). Мы видим в общих чертах повторение тех же событий, которые были в Сихеме: Авраам строит жертвенник Яхве под священными дубами, Яхве является ему там же, чтобы сообщить о своей воле. В этом свете правомерно поставить вопрос – не является ли слово mamre’, которым описываются дубы в Хевроне, искажением слова moreh, которым описывается дуб в Сихеме, и не шла ли речь в оригинале этого рассказа также о «вещих дубах»? В любом случае, несомненно, что под дубами и в Сихеме, и в Хевроне имеются в виду священные деревья Ашеры, которые в допленном иудаизме сопровождали жертвенники и столпы Яхве и под которыми Яхве являл людям свою волю. Эта посредническая оракульная роль Ашеры может частично объяснять причины, по которым в еврейских надписях IX-VIII вв. она неоднократно именуется «его (т.е. Яхве) Ашерой».

Ещё одно упоминание о священном дереве Ашеры можно увидеть в рассказе о заключении Авраамом союза с Авимелехом, после которого Авраам «посадил в Вирсавии тамариск (’ešel) и призвал там имя Яхве, бога вечного» (Быт. 21, 33). Это действие Авраама напрямую противоречит требованию Книги Второзакония: «Не сади себе ашеру (’ašerah) из какого-либо дерева у жертвенника твоего бога Яхве, который ты себе сделаешь» (Втор. 16, 22). Оно могло бы быть сочтено его нарушением, если бы, во-первых, Авраам был исторической, а не мифологической личностью и, во-вторых, если бы он жил не раньше послепленной эпохи, в которую было сочинено указанное требование вместе с прочими требованиями «закона Моисеева».

aquilaaquilonis.livejournal.com

Символизм акации. Какие мифы, легенды, значения снов связаны с акацией? | Акация

Фото желательно

Акация

В странах Средиземноморья означает жизнь, бессмертие, отход от активных дел, а также платоническую любовь. Поскольку это растение имеет как белые, так и красные цветы, оно означает жизнь и смерть, смерть и возрождение. Ее колючки означают рожки растущей луны. В христианстве акация - знак бессмертия и морального образа жизни. Согласно одной традиции предполагается, что терновый венец был сделан из акации - с одной стороны, потому, что она является священным деревом евреев, а с другой стороны, чтобы посмеяться над идеей бессмертия. У египтян акация символизировала Солнце, возрождение, бессмертие, инициацию и невинность, а также является эмблемой богини Нейт. У евреев акация - священное Дерево Гофер, из которого сделана Скиния Завета. Также символизирует похороны и траур.

Увидеть во сне цветущую акацию — к приятной встрече.Вы будто бы, стоите возле цветущей акации, и так восхищены, что нет сил отойти, — такой сон говорит о предстоящем посещении вами либо театра, либо художественного музея, картинной галереи, выставки-распродажи и подобное; вас ожидает общение с искусством или с человеком, работающим в области искусства. Вы прогуливаетесь по аллее из акаций — такой сон предупреждает вас об ошибке, какую вы можете совершить или уже совершили, но о том еще не подозреваете. Постарайтесь в ближайшие день-два не вступать в важные переговоры, не подписывать договоров, не давать обещаний.Вам снится, будто вы чувствуете аромат цветущей акации — это добрый сон; есть большая вероятности того, что вы получите хорошие вести от человека, которого любите.

Это дерево, образ которого тесно связан с памятным эпизодом масонской легенды, считают символом бессмертия. Такое толкование объясняется, по-видимому, его чрезвычайной природной живучестью — Дю Пратц говорит, что если на его ветвях сохраняется хотя бы небольшое количество коры, о они, будучи просто вкопаны в землю, пустят корни. Существует несколько пород акаций, среди которых есть Acacia vera (называемая еще египетским терновником, или Acacia seyal), из которой добывают гуммиарабик. Она соответствует дереву ситтах, или ситтим, из книг Исхода и пророка Исайи. Именно его древесину использовали при строительстве ковчега завета и жертвенника в скинии. Христианское

предание говорит, что из его колючих побегов был сделан терновый венец Христа. Если же верить псевдоисторической лекции степени Новиция и Рыцаря Св. Иоанна Богослова, то из него был изготовлен и сам крест Распятия.

Акация – растение, символизирующее бессмертие.

Пользовалась величайшим почитанием у древних египтян и евреев. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение «зажглось, но не горело», когда ангел обратился к Моисею. Гофер – дерево, использовавшееся израильтянами при постройке Скинии и Ковчега Завета, – являлось разновидностью акации. Священный характер акация носила и у арабов в языческий период их истории. Из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный затем Мухаммедом. По мнению исследователя масонства А. Пайка, из веток акации состоял «терновый венок», водруженный на голову Иисуса.

Основанием к восприятию акации в качестве символа бессмертия служила ее особенная стойкость и жизнеспособность. В культ акации, по-видимому, трансформировался изначальный символизм мимозы. Согласно коптской легенде, это растение было первым, что использовали при поклонении Христу. Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости.

Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека. Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала дружбу и платоническую любовь.

Источ.: Моражарко М. Масонство в прошлом и настоящем. М., 1990.

сновидения

Акацию, если основное внимание в сновидении привлекает ствол дерева, следует трактовать как пенис, а отсюда следуют и все стандартные толкования (см. Бревно).

Если же внимание привлечено к цветам акации, то они символизируют женские половые органы.

Если вы срезаете, срываете или обламываете ветки акации, то вы предпочитаете заниматься самоудовлетворением.

Шипы на акации являются типичным фаллическим символом.

Так что акация является сложным сексуальным символом, и переключение внимания с одной части акации на другую может говорить о бисексуальности спящего.

Прогулка по аллее акаций говорит о предрасположенности иметь много детей.

Если вы оцарапались о шип акации, то вы можете стать объектом сексуальных притязаний. Увиденные цветы акации означают встречу с партнером, неискушенным в тонкостях секса.

Акация употребляется как символ постоянства и неизменности, жизненной силы и бессмертия в природе.

Бело-красные соцветия акций символизируют двуединство жизни и смерти, а также и возрождение.

Символика преодоления смерти (бессмертия), особенно заметна в иудейской и христианской традициях, где акация использовались при сооружении ковчегов, рак и дарохранительниц.

В символике акация отождествляется не только с родственными растениями - робинией (белой акацией) или мимозой; но часто идентична символике терновника или боярышника.

В масонстве постоянный орнаментальный и декоративный мотив в шитье регалий и убранстве лож. Суковатая палка из акации применялась в церемониях посвящения и как траурный атрибут. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение «зажглось, но не горело», когда ангел обратился к Моисею. Масонские некрологи украшаются веткой акации, а умершему кладут их в гроб. Эта традиция восходит к истории о Хираме, зодчем царя Соломона, убитом тремя завистливыми учениками за отказ делиться секретами мастерства. Так как умерший, символически продолжает жизнь в каждом новом мастере, то ветвь акации означает переживший смерть расцвет идеи.

В Древнем Египте акация почиталась как священное растение благодаря двойной красно-белой (розовой)расцветке соцветий (закон белого-красного) Символизировала Солнце, возрождение, бессмертие, инициацию и невинность; эмблема богини Нейт. Среди памятников египетской культуры можем видеть изображения саркофага с произрастающей из него акацией и надписью "Осирис устремляется вперед", которую можно истолковать как "жизнь происходит из смерти".

В христианском искусстве акация является символом души, бессмертия и морального образа жизни. Акация (тамариск) –символ Христа, на котором был венец из ее веток.

В индуизме из древесины акации изготавливались приспособления для получения ведическими жрецами священного огня, имеющего божественное, солнечное, происхождение.

Жертвенный черпак Брахмы изготавливается из древесины акации. Акация - священное Дерево Гофер, из которого сделана Скиния (Ковчег) Завета, покрытый золотом.

На Средиземноморье акация благодаря белым и красным цветам означает жизнь и смерть, смерть и возрождение. Ее колючки означают рожки растущей луны.

По японской символике цветов - белая акация - дружба, элегантность, знатность. Акация (распустившаяся) - скрытая Любовь.

Цветы акации являются эмблемой плодовитости и порождения (из-за ее быстрого роста). Именно у акации просят о рождении ребенка, но общаться с ней супругам необходимо вдвоем. Влияние акации способствует плодородию, пробуждает инстинкт продолжения рода в равной степени как у мужчин, так и у женщин.

Увидеть во сне цветущую акацию — к приятной встрече.

Прогуливаться по аллее из акаций — такой сон предупреждает об ошибке.

Чувствовать аромат цветущей акации — есть большая вероятность того, что будут хорошие вести от человека, которого любите.

Источник:

Читайте также:

indoor-plants-tips.ru

Священные полезные растения

О свойствах растений, упоминаемых в Ветхом и Новом Заветах, рассказывает интереснейшая книга к. фарм. н. москвича Игоря Сокольского "Прекрасные растения Библии", уже ставшая библиографической редкостью. Чечевица, маслины , каперсы, а еще тмин, мята, чертополох, ива… И у каждого растения — свое предназначение.

— Как возникла идея написать книгу о растениях, упоминающихся в Библии? Чего в ней больше — интереса к ботанике, древней медицине или желания точнее понять текст Священного писания?

— Можно сказать, что всего понемногу. Растения играют важную роль в Библии. Они упоминаются уже в самом начале Ветхого Завета, в Первой Книге Моисея: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод…".

Растения выступают и как символы тех или иных качеств отдельных людей и целых народов. Они служили человеку пищей, материалом для строительства, лекарством, а также были знаками, отмечающими то или иное священное событие.

Поэтому для того, чтобы лучше понять Библию, нужно хотя бы немного знать, о каких растениях идет речь в текстах Ветхого и Нового Заветов. Иначе полный смысл этого текста будет неясен для нас. А то и вовсе противоположен тому, что изначально предполагалось. Не лишними будут и сведения о полезных и лечебных свойствах некоторых плодов и семян — ведь нередко мы употребляем их в пищу, ничего о них не зная. Другие растения можем найти в супермаркетах, но они не пользуются особым успехом, потому что люди о них забыли.

— О каких растениях идет речь?

— Например, чечевица. В Библии она упоминается как символ сиюминутной выгоды: Исав променял на похлебку из чечевицы свое первородство. Продал его Исааку, чтобы скорее насытиться. Действительно, семена чечевицы очень питательны, они содержат легкоусвояемый растительный белок. В питании современного русского человека это растение почти не представлено. А ведь до революции Россия была мировым лидером по производству этой культуры, вывозила на внешний рынок более 4 миллиардов пудов.

Чечевицу считали монастырским растением. Ее выращивали на огромных площадях и употребляли во время поста. Хотя называли ее "крупой бедняков", готовили из чечевицы кушанья и в дорогих ресторанах. Из чечевицы можно варить супы, каши, делать пюре, котлеты, начинку для пирожков. Она разваривается легче, чем другие бобовые. А по питательности мало чем отличается от мяса, только не содержит холестерина. Это идеальная пища во время поста. Отличная каша получается из смеси риса с чечевицей.

— Если чечевица — символ быстропреходящей выгоды, то, наверное, есть растения, которые являются символом истинного благочестия и тоже служат на пользу человеку?

— Конечно. И в первую очередь это оливковое дерево. Вопреки распространенному мнению, выращивать маслины и получать оливковое масло первыми научились вовсе не древние греки. За 2-3 тысячи лет до них народы, населявшие Святую Землю и Египет, уже культивировали оливковые деревья и умели использовать их плоды и масло. Олива упоминается в Ветхом и Новом Заветах, пожалуй, гораздо чаще, чем все другие растения.

Оливковый лист приносит голубь Ною, чтобы возвестить об окончании потопа, оливковую ветвь держит архангел Гавриил, явившийся Деве Марии с благой вестью. На Масличной горе располагается дом святого Лазаря и Гефсиманский сад. Само его название произошло от слова, которое в переводе с иврита означает "масличная давильня". До наших дней сохранились восемь старых олив, возраст которых насчитывает более 2 тысяч лет. Под одной из них,

возможно, молился Христос перед тем, как принять крестные страдания. Олива в Ветхом и Новом Заветах — символ благоволения Божия, долголетия, щедрости.

Плоды оливкового дерева с древнейших времен были одним из основных продуктов питания южных народов, поскольку они были не только вкусны и питательны, но и выдерживали длительное хранение. Их и сегодня употребляют в пищу свежими, солеными, консервированными разными способами. Не менее полезно и оливковое масло. Его употребляли в пищу, использовали для лечения и религиозных обрядов, заправляли им светильники. В России оливковое масло продавалось двух видов — прованское для пищи и деревянное для лампад.

— Как выбрать самое полезное оливковое масло?

— Наиболее качественное масло получают из белых маслин холодным отжимом: после первого холодного прессования из образовавшегося масла удаляют твердые остатки и получают чистое бесцветное масло. При более высоком давлении — чуть желтоватое масло первого сорта — Oleum optimum, иногда такую пометку делают на этикетке. При втором прессовании получают масло второго сорта с чуть зеленоватым оттенком. При третьем — столовое масло более низкого качества.

Однако любое натуральное оливковое масло обладает лечебными свойствами. Его регулярное употребление в пищу снижает риск атеросклероза и болезней сердца и сосудов, оно оказывает обволакивающее, желчегонное и легкое слабительное действие, применяется для лечения желудка и кишечника, чтобы уменьшить воспаление слизистой оболочки пищеварительного тракта. Применяют оливковое масло и для лечения ран, и в косметических целях.

Масло же, применяемое для светильников, возжигаемых перед Творцом, согласно Библии, должно быть "елеем чистым". Этому определению и отвечало в полной мере деревянное масло, употреблявшееся в дореволюционной России для заправки лампад.

Сейчас же люди часто покупают для лампад масло подешевле. Главное, чтобы оно не имело неприятного запаха и было прозрачным. Тем самым забывают, что елей, горящий в лампаде перед иконой, означает желание человека быть угодным Богу верою, делами и своей жизнью.

— Какие еще "библейские растения" мы используем в пищу, не замечая того и не зная об их исключительных качествах?

— Это, к примеру, каперсы. В книге Екклезиаста сказано: "И отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой…". Можно в полной мере понять, что имеется в виду, если знать о свойствах каперса колючего — кустарника, обладающего исключительной жизнеспособностью. Он растет и в горах Иудеи, и на известняковых возвышенностях Галилеи, и на пустырях и каменных стенах Иерусалима и Назарета.

Растение это настолько живуче, что ни постоянная обрезка, ни даже сжигание куста не помогают от него избавиться. Каперс буквально возрождается из огня: из обуглившихся остатков ветвей скоро появляются свежие зеленые веточки. Зная о таких свойствах растения, можно понять, что слова "рассыплется каперс" утверждают недолговечность всего земного, даже самого жизнестойкого.

Каперс к тому же обладает способностью быть ловушкой для каждого, кто решится его тронуть: его колючки, загнутые к центру кустарника, серпами впиваются в руку того, кто решил к ним прикоснуться.

Однако высшая мудрость Бога заключается в том, что в каждое творение он вкладывает несколько свойств и качеств — "наказывая" человека за любопытство и опрометчивые поступки, растение служит ему и лекарством, и пищей. Отвар коры каперса с древности считается действенным средством от ипохондрии — угнетенного состояния духа. А свежая кора способствует очищению и заживлению ран.

Но особенно популярны цветочные бутоны каперсов: засоленные особым образом, они продаются в качестве специи, улучшающей вкус изысканных блюд. К тому же они благотворно действуют на нервную систему.

— В вашей книге речь идет в основном об экзотических растениях, произрастающих на Святой Земле, что естественно. А можем ли мы узнать что-то новое о тех растениях, которые нам хорошо известны?

— Да, конечно, ведь некоторые растения распространены повсеместно: тмин, мята, чертополох и другие. А также дерево, которое у нас в России считается в каком-то смысле символом родины, — ива, или верба. И такое отношение не случайно, оно идет из глубины веков: в Книге пророка Иезекииля в стихах, повествующих о переселении царя Иехонии в Вавилон, сказано: "поместил у больших вод, как сажают иву". Еврейское слово "kakh", переведенное как "ива", — символ, означающий и дерево, и родину. Смысл этого стиха в том, что евреи обрели новую родину там, где посадили иву.

Растения из рода ивовых растут повсеместно, их можно найти и в Израиле, и в России. Их кора и листья обладают кровоостанавливающим и противовоспалительным действием, отвары из них лечат нарывы, раны, язвочки, применяются для полоскания рта при зубной боли, при заболеваниях кишечника.

Вербой называют иву белую, которая при цветении образует ярко-желтые сережки. Для нас это символ весны, телесного и духовного обновления. Недаром именно ветви вербы приносят для освящения в храм в один из двунадесятых праздников — вход Господень в Иерусалим. В западных странах этот день называется Пальмовым воскресеньем, а у нас — Вербным, в знак того, что учение Христа обрело в России свою новую родину.

Вадим Кириллов

www.medpulse.ru

 

 

www.nedug.ru

Акация символ

Акация

Акация – растение, символизирующее бессмертие. Пользовалась величайшим почитанием у древних египтян и евреев. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение «зажглось, но не горело», когда ангел обратился к Моисею. Гофер – дерево, использовавшееся израильтянами при постройке Скинии и Ковчега Завета, – являлось разновидностью акации. Священный характер акация носила и у арабов в языческий период их истории. Из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный затем Мухаммедом.

Основанием к восприятию акации в качестве символа бессмертия служила ее особенная стойкость и жизнеспособность. В культ акации, по-видимому, трансформировался изначальный символизм мимозы. Согласно коптской легенде, это растение было первым, что использовали при поклонении Христу. Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости.

Почиталась как священное растение в Древнем Египте, где выступала в качестве символа обновления и ассоциировалась с Осирисом. В индуизме акация считалась воплощением жизненной силы и бессмертия; из акации делались приспособления для получения священного огня на алтаре Агни. У евреев акация (называемая в Библии «дерево ситтим») посвящалась Яхве; из ее древесины делались жертвенники, а также столбы и утварь для скинии (святилища), в том числе и ковчег завета. В христианской традиции выступает в качестве символа души и бессмертия. В эзотерической традиции являлась символом тайного знания, посвящения.

Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека. Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала дружбу и платоническую любовь.

«Энциклопедия Символы и Знаки»

sigils.ru

Одежда восточная и особенно евреев, Библейская энциклопедия

Одежда восточная и особенно евреев (Мф. XXIV, 18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт. III, 21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. Да будут во всякое время одежды твои светлы, говорит Соломон (Еккл. IX, 8). Голубой цвет был любимым у иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем, во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос – хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке, означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из кн. Притчей (XXI, 13, 19, 24). Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем рисунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света вследствие новейших исследований на форму одежды евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.

Одной из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие кроме сего никакой другой одежды, считаются как бы обнаженными (Ис. XX, 2–4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин. XXI, 7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх. ХXVIII, 32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин. XIX, 23). Выражение – рубашки и платья (Деян. IX, 39), очевидно, означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в кн. пр. Даниила (III, 21) – исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развевающиеся панталоны, мантии, а быть может, и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простой, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис. LII, 10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды совершающий священнослужение священник ради особенных случаев должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх. XXVIII, 42).

Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение – препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение – снимать пояс означало предаваться покою и праздности (IV Цар. IV, 29, Иов. ХХVIII, 3, Ис. V, 27, Иер. I, 17, Лк. XII, 35, Деян. XII, 8, I Пет. I, 13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6 вершков и более в ширину, с прикрепленной посреди пряжкой, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез. XVI, 10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (II Цар. XX, 8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежашщм к чреслам человека (Иер. ХIII, 11). Точно так же правда и верность называются у пророка (Ис. XI, 5) препоясанием Обетованного Мессии.

Верхняя, или наружная, одежда (Мф. XXI, 8, V, 40), вероятно, состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку – это было нечто вроде настоящих индийских покрывал – и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженной только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх. XXII, 26, 27, Иов. XXIV, 7). Это, вероятно, та самая одежда или льняной покров, на который указывается в Евангелии от Матфея (V, 40) и который иначе в русской Библии называется верхней одеждой, или милотью (IV Цар. II, 8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис. XV, 38) помещались по сторонам или краям (Мф. ХХIII, 5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в восточных странах. В IV кн. Цар. (I, 8) и в кн. пр. Захарии (ХIII, 4), быть может, разумеется одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр. XI, 37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф. VII, 15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны», употребленное в кн. Судей (XIV, 12, 13), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно под теплой меховой одеждой, и вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Притч. XXXI, 24, Ис. III, 23, Мк. XV, 46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии от Марка (XIV, 51), вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем, между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками или пряжкой на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, о Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт. XXIV, 65). Оно служило также знаком покорности или почтения у женщин замужних (I Кор. IX, 3–10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев (Ис. III, 15–23). В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосуды с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю), и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.

Платки (Деян. XIX, 12) были в общем употреблении у евреев, и, по свидетельству путешественников, жители восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем.

Опоясание (Быт. III, 7, Деян. XIX, 12). Несомненно, что означенная часть одежды у евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.

Сандалии, сапоги. См. Обувь.

Кидар (Исх. XXXIX, 28), или головные повязки (Исх. ХХVIII, 40), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из кн. Исаии (III, 22), составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у евреев головные повязки или какой был образец, по которому они делались, и способ, как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. пр. Исаии, означает тонкий золотой или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко.

Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материи разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотой одежды. Дети носят эту одежду большей частью до 8-летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из II кн. Царств (XIII, 18), была разноцветная одежда, ибо такия верхние одежды носили царские дочери-девицы. Прибавлениями к еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т. п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носит кольцо в левой ноздре.

Нитка, упоминаемая в кн. Бытия (XIV, 23), по мнению некоторых, означает тот снурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья, носили лица как мужского, так и женского пола на обеих руках (II Цар. I, 10), а женщины иногда также и на ногах (Ис. III, 19–20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис. III, 16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке, или на шнурке на шее. См. Зеркало.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины христианки (I Тим. II, 9–10, I Пет. III, 3–4).

В кн. Второзакония (VIII, 4) мы читаем, что одежда евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути по мере их возрастания; по мнению же других, евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования.

Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт. XXXVII, 29–33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав. VII, 6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев. X, 6, XXI, 10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф. ХХVI, 65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис. XXXVI, 22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. Посему-то пр. Иоиль и обращается к народу со следующими словами: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (II, 13).

azbyka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта