Строение растения 1 класс. Конспект урока по окружающему миру «Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира по теме: "Строение растений", 1 класс, УМК "Гармония". Строение растения 1 класс


Урок природоведения в 1 классе "Строение растений"

Харцызский учебно-воститательный комплекс «Интеллект»№25

Урок

природоведения в 1 классе

Тема урока: Строение растений

Учитель начальных классов

Чижко В.В.

2013

Тема: Строение растения

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, наблюдательность; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

Оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.

I I. Актуализация знаний.

  1. Метод «Предугадывание»

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Их называют «детьми солнца», «лёгкими Земли», «зеленым другом человека»

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ. СЛАЙД 1

2. Беседа

- Назови своё любимое растение. Растения такие разные: по высоте, по цвету, по месту, где растут, но называем одним словом. Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений. Что это? Хотите узнать? Что объединяет все растения?

-Что общего у них вы узнаете, расшифровав слово.

3. Игра «Шифровальщик»

Поставьте буквы в слове в порядке возрастания чисел.

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

4. Сообщение темы и целей урока

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ. СЛАЙД 2

Сегодня на уроке нам нужно найти ответы на такие вопросы:

- Из каких частей состоят растения?

- Какое значение имеют для растений эти части?

- Нужно ли охранять растения?

I I I . Изучение нового материала.

  1. Игра «Найди слово» (работа в парах)

-Давайте узнаем, из каких частей состоят растения.

-Найдите в строчке букв слово – название части растения

(1группа-корень, 2- стебель, 3-листья, 4- цветок. 5- плод) СЛАЙД 3

  1. Проблемный вопрос.

- Какая часть растения самая главная?

- Давайте узнаем, что об этом думают сами части растения, посмотрев сценку «Спор частей растений».

- Будьте внимательны! Запомните, что говорят части растения об их значении.

3. Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.КОРЕНЬ (Любоженко Ринат) СЛАЙД 4

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Но тут вступил в разговор стебель.

СТЕБЕЛЬ (Шевченко Даша) СЛАЙД 5

– Позвольте! Кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

Возмутились листья:

ЛИСТЬЯ (Роговой Ярослав) СЛАЙД 6

- Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко.

ЦВЕТОК (Маковецкая Диана) СЛАЙД 7

Не выдержал цветок:

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня…

Вступил в спор плод

ПЛОД(Певнев Владик) СЛАЙД 8

– Интересно… Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

  1. Беседа:

– Кто первый начал спор? (Корень)– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)– Давайте проверим правильно вы ответили. СЛАЙД 9(1)

–Какая следующая часть растения вступила в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (ответы детей) СЛАЙД 9(2)

Устройство этой системы похожее у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

- Почему вверх тянутся листочки? СЛАЙД 9(3)

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха сами.

- Для чего создан цветок? СЛАЙД 9(4)

- Почему он красивый? Так ароматен?

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут, и вскоре появится плод, внутри которого семена.

-Зачем растению нужен плод? СЛАЙД 9(5)

Дети я хочу обратить ваше внимание, что в плодах обязательно должны быть семена. Если их нет, то это корнеплод. Морковь, картофель, свекла – корнеплоды.

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

IV. Закрепление изученных знаний

  1. Физкультминутка

Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

Маленькому семени зимой в почве было холодно.

Оно сжималось, чтобы согреться.

Весной солнышко согрело землю.

Семя отогрелось (распрямились)

Ему стало интересно, что там, наверху (потянулись)

И оно начало расти (подняли руки вверх)

Появились корешки у семени (потопали ножками)

Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким- высоким. Чтобы помахать солнышку своими листочками (помахали руками)

И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

И расцвел цветок, улыбнулся солнышку и другим цветам(повернулись, улыбнулись)

Прилетели к нему пчелки и бабочки.

Но вот наступила осень.

На месте цветка образовались семена.

Растение сбросило их в почву.

Теперь они будут ждать новой весны.

  1. Задания по группам на развитие логического мышления «Найди лишнее»

  2. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл.

Растение – земли украшение.

  1. Игра «Как бы вы поступили» СЛАЙД 10

  1. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

- Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

  1. Деревья садят дети,

а две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят не помогают

И деток убеждают:

«Деревья не нужны»

- Правы ли девочки? Зачем нужны деревья?

V. Итог урока. Рефлексия.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

infourok.ru

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Строение растений"

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;
  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)  
  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

Просмотр содержимого документа «Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Строение растений" »

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

  1. К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Это «лёгкие земли».

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

  1. Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

- Назовите тему.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

- А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  • ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

3.Листья

- Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

- Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

- Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 1 класса "Строение растений"

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

  1. К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Это «лёгкие земли».

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

  1. Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

- Назовите тему.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

- А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень. – Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  • ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

3.Листья

- Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

- Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

- Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

doc4web.ru

Урок окружающего мира 1 класс «Строение растений»

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Освоение нового материала.

Применение освоенного в практической деятельности.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание.

– Давайте вспомним с вами все, что мы знаем с прошлых уроков.

1.Что летом и зимой

в рубашке одной?

(Сосна, ель)

2.Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки

(Березы)

3.Что за дерево стоит –

ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

4.Бусы красные висят,

из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети,

птицы и медведи.

(Малина)

5.Две сестры

летом зелены,

к осени одна краснеет,

другая чернеет.

(Черная и красная смородина)

6.Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего.

(Одуванчик)

7.В лугах сестрички –

золотой глазок,

белые реснички,

зеленый стебелек.

(Ромашки)

– Можно ли распределить их на группы? Слайд 2

– Почему именно так вы объединили растения?

– На какие ещё группы можно разделить растения? (Дикорастущие и культурные) слайд 3-4

– Что необходимо растениям для жизни? Слайд 5

– К какой части природы относятся растения? Живые организмы)

– Чем отличаются живые организмы от неживого? (Дышит, питается, развивается, размножается, умирает) слайд 6

Дети получают растения из набора гербария для исследования.

– Каково строение растительного организма, чтобы все это делать? Слайд 7

-Работа с учебником стр.76-77

- Назовите все части растения.( Получают карточки где показывают строение растения и проверяют по шаблону со слайда) Слайд 8

.

Коммун-формулир. собст.мнение

Коммун-договариваться и приходить к общему решению в совмест.работе

Регул.-адекватно воспринимать

оценку учителя и товарищей.

Регул.-в сотрудничестве новые учебные задачи. с учителем ставить.

Познав.-осуществлять поиск информации для выполнения учебной задачи с использованием учеб.литературы.

Познав.-строить сообщения в устной и письменной форме.

Познав.-создавать модели для решения задач.

регул.-проводить самоанализ деятельности.

docbase.org

"Строение растений", 1 класс, УМК "Гармония"

Урок

окружающего мира в 1 классе

Тема урока:

Строение растений

(на примере цветковых растений)

(УМК «Гармония». Окружающий мир. 1 класс. 1 часть. Авторы О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2011 г.)

2012г.

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения; 

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

  • развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

  • в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя:

Для  учеников:

  •  учебник  

  • рабочая  тетрадь  

  • гербарии растений

  • карточки с изображением плодов и корнеплодов

Ход урока:

Организационный момент.

- Ребята, для чего мы при встречи говорим друг другу «Здравствуй!»?

-Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.

 Актуализация знаний.

  1. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Это «лёгкие земли».

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

Игра «Назови растение»  

- Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы. Я дам каждому ряду изображение:

- Назови растение и передай знак другому.  Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.

  1. Рассмотрите гербарии (образцы засушенных растений).   Что общего?  

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему.  

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

Слайд из электронного пособия «Мир природы». (Цветковые растения)

  1. Проблемный вопрос.

-  Посмотрите мультфильм о частях растений и постарайтесь поставить задачи урока.

(просмотр мультфильма)

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?  

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы запомнили из мульфильма? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.

.– Кто первый начал спор? (Корень)– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)– Давайте проверим правильно вы ответили.

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  • ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)  

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).

- Что увидели? Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

3.Листья

Физкультминутка.

    - Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)

- Проверим ваши предположения.

(Сказка про цветок - недотрогу.)

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  1. Работа в группах.

1 группа

Все части растения человек использует в своей жизни.

Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.

Корень                                          подсолнух

Стебель                                       яблоня

Листья                                          чай

Цветок                                         морковь

Плод                                               роза

Семена                                           берёза

2 группа. Обведите корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.

_карточки с изображением свёклы, огурца, помидора, моркови ,яблока, редиса)                        

                       

3 группа. Составь пословицу из слов (украшение  растение   земли). Объясни смысл.   Растение – земли украшение

  Рефлексия.    Итог.      

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Список использованной литературы

  1. Г.Е. Болдырева Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011 .

  2. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI вел, 2011.

multiurok.ru

Строение растений. - Начальные классы

Окружающий мир Урок №___ Дата________

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

  • воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

·        Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

·        Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

·        Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

·        развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;

·        в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

·        осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

·        использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

·        учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для  учеников: учебник,  рабочая  тетрадь.

 

 

 

 

 

Сценарий урока:

Самоопределение к деятельности

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

 Актуализация знаний.

1)    К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:

·        Это живая природа.

·        Их более 350 000 видов на планете.

·        Это «лёгкие земли».

·        Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

2)    Рассмотрите растения.   Что общего? 

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему. 

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать? 

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей) 

  2. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ

  3. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

  4. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

  5. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья) 

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

2)    Стебель.

–- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели?  Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

 

 

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 

 

3.Листья

    - Какая у растений листва?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

 

 

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

1)    - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

 

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  Рефлексия.    Итог.     

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:   

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

 

 

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТЬЯ

ПЛОДЫ

СЕМЕНА

ЦВЕТОК

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему миру «Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)»

Учитель: Чернявская Анна МихайловнаДата проведения: 8 декабря 2015 г.

Литература: учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авт.: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин; методические рекомендации к учебнику, программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, М.В. Мироновой (УМК «Гармония»).

Оборудование: иллюстрации типовых растений (деревья, кустарники, травы), составляющих частей растения (корень, стебель, листья, цветок, плод), подсолнуха, яблони, чая, моркови, розы, березы; карточки со словами «растение», «украшение», «Земли».

Цель урока:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе; воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ушки слушают и (слышат), глаза смотрят и (видят), а голова (думает).

II. Мотивация.

  1. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока зашифрована. Но мы сможем ее отгадать - я буду называть описание, а вы угадывайте.

Это живая природа. Их больше трёхсот тысяч видов на планете. Это «лёгкие земли». Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Что это за слово? РАСТЕНИЯ.

III. Актуализация опорных знаний.

Обратите внимание на доску.

Что изображено на картинках? (деревья, кустарники, травы)

Как назвать одним словом? (Растения)

А чем похожи все растения? Что у них общего? (строение)

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

IV. Формулировка темы и целей урока

Тема нашего урока СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

Мы с вами будем изучать части растений, их значение в жизни растения. Также рассмотрим строение растения на примере цветковых растений.

А как вы думаете, почему именно так назвали группу растений – цветковые? (Это такие растения, у которых перед появлением плода появляется цветок)

V. Изучение нового материала.

Откройте учебник на странице 76, нам нужна будет иллюстрация. Прочитайте, какое растение изображено? (Фиалка многоцветная) Фиалка – это цветковое растение? Как вы это узнали?

Сейчас мы с вами послушаем рассказ и узнаем об органах цветкового растения.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень(Вынос иллюстрации на доску, далее: Ил.)– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Найдите на схеме строения фиалки ее корень и поставьте туда пальчик.

– Позвольте! – вступил в разговор стебель (Ил.). А кто держит листья, цветы, плоды? Кто передает влагу от корня к другим частям растения и наоборот - от листьев к корню?

Найдите стебель фиалки и поставьте пальчик на него.Возмутились листья (Ил.): «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению пищу, питаясь солнечным светом! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

Найдите листья и поставьте на один из них пальчик.

И тут заговорил цветок (Ил.):

- Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую плоды и семена, что бы могло получиться новое растение. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня…

Найдите цветок. Давайте с вами понюхаем цветок, вдохнем его аромат.

– Интересно… – вступил в спор плод (Ил.). Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

У нас остался без внимания только плод. Найдите его.

– Какие части растения вы запомнили из рассказа? Повторим хором: корень, листья, стебель, цветы, плоды.

VI. Закрепление

- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Все части растения человек использует в своей жизни.

Сейчас я буду показывать вам картинку и называть органы растения по порядку, а вы встанете, если это правильный ответ.

1. Подсолнух (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

2. Яблоня (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

3. Чай (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

4. Морковь (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

5. Роза (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

6. Береза (корень, стебель, листья, цветок, плод, семена)

У нас с вами на доске есть слова (украшение, растение, Земли). Какое предложение мы можем составить из этих слов?А почему растение – украшение Земли? (опрос желающих, обсуждение мнений).

VII. Рефлексия.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

VIII. Итог урока

Верните фишки, мы зафиксируем их количество и посмотрим, кто был самый активный. Спасибо за урок, отправляйтесь на перемену.

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)»

Учитель: Чернявская Анна МихайловнаДата проведения: 8 декабря 2015 г.

Урок окружающего мира в 1 классе длился 30 минут, что соответствовало расписанию гимназии на период прохождения практики.

Поскольку организационный момент призван закреплять организационные умения и для первого класса целесообразно каждый урок акцентировать на этом внимание, в уроке он был предусмотрен. Мотивационная часть урока также опиралась на возрастные особенности первоклассников. Актуализация опорных знаний позволила задействовать логические навыки обобщения, в процессе вербальной деятельности проводилось подведение к категории «растения». Окончательная формулировка темы урока была озвучена практикантом для организации её целостного восприятия. Изучение нового материала проводилось, во многом опираясь на возрастные особенности первоклассников, с опорой на иллюстрации, последовательно предлагаемые к рассмотрению по мере повествования, также само повествование строилось в форме рассказа с аллегорической основой. Проводилось обобщение услышанных фактов, отработка соотнесения слова с образом, используя слуховой анализатор, кинестетические ощущения, память, зрительный анализатор. Закрепление проводилось в быстром темпе, поощряя верные ответы детей символическими фишками, причем сами ответы практикантом были обобщены и выражены терминами в соответствии с требованиями программы, что фиксировалось в памяти детей через слуховой анализатор. Далее осуществлялся принцип связи теории с практикой, чтобы дети закрепили знания не только на формальном уровне. Составляли предложение, оценивая эстетический смысл растительного покрова Земли. Рефлексия позволила отметить ценность урока конкретно для каждого ребенка, оценить его эффективность.

Отношение к детям было доброжелательное. Относительно каждого ребенка был осуществлен индивидуальный подход, практикант стремился к тому, чтобы мнение каждого ребенка было услышано. Итоги урока показали, что без фишек после урока остались трое учеников.

Недостатками урока можно назвать следующее:

- Хотелось бы применять ТСО, т.к. они позволяют использовать все резервы видеофильмов и т.д. в обучающих целях.

- Нужно задействовать всех детей. Неуспевающих нужно привлекать к вербализации выводов вместе со всем классом, либо после того, как весь класс назвал основные положения.

- Целесообразно также было бы показать на примере различия плода от корня. Данный вывод был озвучен практикантом в целях удовлетворения интереса детей, но можно было бы показать наглядно. Например, разрезав яблоко и морковь. В яблоке есть коробочка с семенами – соответственно, это плод. А в моркови семена не образуются в подземной ее части – значит, это корень.

- Хотелось бы также устранить недостатки речи: хоть ориентировочные фразы были зафиксированы на карточках, но вовремя пользоваться ими было проблематично.

В целом, структура подачи материала была выдержана. Цели урока достигнуты. Дети задействованы практически все. Требует коррекции выбор методов, разнообразить урок наглядностью в виде демонстрации.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта