Строение почки растения 6 класс. Разработка урока биологии (6 класс) "Почки. Внешнее и внутреннее строение"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока биологии (6 класс) "Почки. Внешнее и внутреннее строение". Строение почки растения 6 класс


Разработка урока биологии (6 класс) "Почки. Внешнее и внутреннее строение"

Почки. Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа

«Строение и расположение почек на стебле».

Цель: формирование представлений о почках как зачатках будущих побегов.

Задачи.

Предметные. Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных. Понимание механизмов протекания процессов ветвления и нарастания растений.

Метапредметные. Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные. Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: учебник; гербарии различных растений по листорасположению и типам стеблей; побеги сирени, тополя, вишни, абрикоса, черешни; скальпель, лупа, препаровальные иглы; таблица: «Строение почек»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к уроку. Целевая установка на работу, знания и деятельность. Введение проблемной задачи.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Проверить заполнение таблицы «Разнообразие побегов».

  2. Беседа по вопросам.

- Каково строение побега? (состоит из стебля с листьями и почками)

- Какое положение в пространстве занимают побеги, как это связано с их названиями? (прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, лианы)

Задание1. Отобрать из гербарных экземпляров растения с различными типами побегов по их расположению в пространстве.

- Какое положение занимают на побеге листья? (очередное, супротивное, мутовчатое)

Задание 2. Выбрать гербарные экземпляры растений с различным листорасположением.

Задание 3. Выполнить тест по теме: «Побег. Строение и значение побега»

Побег – это сложно организованный орган.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о почках растений?».

  1. Где располагаются почки?

  2. Какое положение занимают почки на побегах?

Затем раздать учащимся заранее подготовленные ветки деревьев с набухшими почками и предложить им внимательно рассмотреть побеги и перечислить их части.

  1. Определение темы урока.

Из чего образуются органы растений?

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Ученики обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что органы развиваются из почек.

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Почки. Внешнее и внутреннее строение” и цели (для учащихся):

1. Изучить внешнее и внутреннее строение почек растений.2. Можно ли назвать почку зачаточным побегом (проблема)?

  1. Этап усвоения новых знаний.

Организуя работу с раздаточным материалом, учитель предлагает найти верхушечные и пазушные почки. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: какие побеги развиваются из почек? Подвести к выводу о том, что за счёт главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегам растение разрастается в стороны.

Далее предложить учащимся более подробно изучить особенности строения почек, выполнив лабораторную работу «Строение и расположение почек на стебле», руководствуясь при этом инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле. Зарисуйте.

  2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Сравните их размеры, форму, цвет. Какие приспособления позволяют почкам переносить неблагоприятные условия?

  3. На побеге найдите мелкую, продолговатую почку. Препаровальной иглой снимите почечные чешуи. Под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зелёные зачатки листьев. Рассмотрите их с помощью лупы.

  4. Как вы назовёте рассмотренную почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите названия её частей.

  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки цветов на зачаточном стебле. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите название её частей.

  6. Сравните строение рассмотренных вами почек. Укажите черты их сходства и различия.

  7. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

  1. Этап формирования навыков и умений.

Строение и расположение почек на стебле.

Заполните таблицу

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

  1. Рассмотрите расположение почек на побегах, расположите их по типам листорасположения, сделайте рисунки.

  1. Выберите одну почку любого растения, рассмотрите и опишите её внешний вид.

  1. Разрежьте почку вдоль, рассмотрите её внутреннее строение, определите её вид, сделайте рисунок.

  1. Сделайте вывод.

Самооценка

Оценка учителя

  1. Физкультминутка (1мин.)

  1. Этап закрепления нового материала.

Продемонстрировать учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия «Развитие побега из почки», после просмотра которого предлагает учащимся решить биологическую задачу.

Биологическая задача.

У спиленной осенью берёзы на пне появилась поросль. Из каких почек могли появиться молодые побеги у основания пня?

Обобщая ответы учащихся, ознакомить с понятием «спящие почки».

Затем ознакомить с образованием системы побегов и формированием кроны деревьев и кустарников, подчёркивая важность обрезки в озеленении населённых пунктов.

Прищипка – искусственное удаление верхушечных почек растений. Используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов.

Пасынкование – удаление боковых побегов. Используют для того, чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов для образования большего количества плодов.

Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны.

Задание «Верю – неверю» (с взаимопроверкой).

Система контроля качества знаний. Контроль формирования навыков и умений, методом взаимопроверки учащихся.

Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия.

  1. Домашнее задание

  1. Изучите параграф 19 учебника.

  2. Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.

Творческое задание.

  1. Вспомните, в каких произведениях встречается упоминание о почках?

  2. Закладка опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания почек.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок:

- На уроке мне больше всего запомнилось...  – Меня удивило то, что... - После урока я расскажу своим друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в... - Лучше всех на уроке работал...

Использованные материалы:

  1. Учебник «Биология» 6 класс, Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2013.

  2. Рабочая программа к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, С.Н.Новиковой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2012.

  3. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной.

  4. Методические рекомендации Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс. А.В.Марина. М. «Русское слово» 2013.

  5. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной. М. «Русское слово» 2013.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: Побег и почки. ФГОС

ГБОУ Школа Здоровья и индивидуального развития.

Конспект урока по биологии 6 класс.

Тема урока: Побег и почки.

Урок с использованием информационных технологий

Задачи урока:

1. сформировать представление о побеге как системе органов высших растений.

2. познакомить учащихся со строением побега, раскрыть функции частей побега.

3. дать представление о типах расположения листьев и почек на побеге.

4. сформировать понятие о почке, о строении вегетативных и генеративных почек.

5. дать представление о развитии побега из почки.

6. формирование навыка выполнения биологического рисунка.

Оборудование: таблицы « строение побега», « строение почки», «листорасположение»; комнатные растения; побеги деревьев и кустарников с различным листорасположением и этикетками с названиями( по несколько штук на каждый стол), лупы, гербарии; веточки деревьев с набухшими и начавшими распускаться почками( по несколько штук на каждый столе), лупы.

Тип урока: раскрывающий тему.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный момент ( 2-3 мин.)

Здравствуйте ребята, садитесь. Мы начинаем наше занятие. Проверьте пожалуйста чтобы у каждого из вас был простой карандаш, стирательная резинка, учебник, тетрадка.

Контроль знаний и умений (10-15 мин.)

И так ребят давайте проверим что же вы запомнили с предыдущего урока. Ответ на вопрос должен быть кратким, но полным.

1.какие растения образуют корнеплоды?

2.из каких частей корня развиваются корневые клубеньки?

3.в каких условиях живут растения с воздушными корнями?

4. из каких частей растения развиваются видоизмененные корни – корнеплоды?

5. какие растения образуют корневые клубни?

6. каково значение коней – прицепок?

7. какие видоизмененные корни развиваются у растений мангровых лесов?

8. какие еще интересные видоизменения корней вам известны?

Изучение нового материала (20-25 мин.)

Перед уроком на доске выполнить схематический рисунок и обозначит на нем все составляющие побега.

Побег.

Попытайтесь объяснить что такое побег? Как вы это понимаете?(Дети отвечают).

Это основной надземный орган высшего растения. Как вы думаете из каких частей состоит побег? (Дети отвечают). Побег состоит из стебля с расположенными на нем листьями и почками. Стебель осевая часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Участок стебля на котором развивается лист называется узлом, а расстояние между двумя узлами – междоузлие. Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа. В ходе объяснения выполняем рисунок на доске и в тетради.

Листорасположение.

В ходе рассказа заполняется таблица.

Тип листорасположения

Рисунок

Примеры

Очередное

береза, ива, рожь, подсолнечник

Супротивное

клен, сирень, крапива, фуксия

Мутовчатым

элодея, олеандр.

Листья на побегах могут располагаться по разному. Способ расположения листьев на стебле называют листорасположением. Существует три основных типа листорасположения. Если от узла отходит только один лист и расположены они поочередно, на разных сторонах побега, такое листорасположение называют очередным. Такое расположение листьев имеют береза, ива, рожь, подсолнечник. Когда из одного узла растет два листа, расположенных друг напротив друга, то это супротивное расположение. Это клен, сирень, крапива, фуксия. Если из одного узла растет три и более листьев, такое листорасположение называют мутовчатым. Например элодея, олеандр. Предложить учащимся зарисовать образцы побегов с очередным, супротивным и мутовчатым листорасположением, используя таблицы и рисунки в учебнике.

Почки.

На побеге могут располагаться почки. Что такое почки? (дети отвечают). Почка зачаток нового побега. Возьмите в руки побеги деревьев, лежащие на ваших столах и рассмотрите их. Найдите на них почки. Где они располагаются? (дети отвечают). Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют верхушечными. А могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют боковыми, или пазушными. Почки которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях) называют придаточными. Из верхушечной почки развивается главный побег, за счет которого растение вытягивается в длину. Из пазушных почек развиваются боковые побеги, за их счет растение разрастается вширь. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки. Можно ли на примере срезанных побегов без листьев, лежащих на ваших столах, определить листорасположение? ( дети отвечают). Благодаря чему вам это удалось? (дети отвечают). Определите листорасположение всех побегов, лежащих на ваших столах. Для каждого вида растений характерно определенное расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и многим другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой. Выполнить схематично рисунок на доске и в тетрадях.

На стебле могут располагаться не только листья и почки. Какие еще органы могут располагаться на стебле? (дети отвечают). На стебле так же могут располагаться цветки и впоследствии плоды, то есть генеративные органы. В этом случае побег так и называется генеративный, или цветочный. А побег на котором нет репродуктивных органов называется вегетативным. Как вы считаете, какова основная функция вегетативного побега? ( дети отвечают). Основной ролью вегетативного побега является создание органических веществ их неорганических( углекислого газа и воды) при помощи солнечной энергии. Этот процесс носит название фотосинтеза. Почки могут нести в себе зачаток как вегетативного так и генеративного побега. В соответствии с этим их называют вегетативными или генеративными. Возьмите веточки, лежащие на ваших столах, и давайте рассмотрим внешнее строение почки растения. Генеративные или цветочные почки представляют собой зачаточный бутон или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют округлую форму.

Строение почки. Снаружи почка покрыта почечными чешуями. Как вы думаете какова их функция? (дети отвечают). Они защищают почку от неблагоприятных воздействий внешней среды. А теперь аккуратно раздвиньте почечные чешуи. Что вы под ними видите? (дети отвечают). Под ними расположен зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани. На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки, их можно рассмотреть только в лупу. Таким образом почка представляет собой зачаточный побег.

Выполнить схематичный рисунок на доске и в тетради.

Рост и развитие побега. Давайте разберемся, как из почки развивается побег. Если зимой поставить веточки тополя, ивы, сирени или другого растения в воду, через некоторое время можно заметить, что они начали набухать. Еще через некоторое время чешуйки начнут раздвигаться и покажутся молодые зеленые листочки.

Рассмотрите веточки, лежащие на ваших столах. Найдите среди них побеги с наименее набухшими почками, и с наиболее набухшими почками. Как вы думаете, если побеги разных деревьев одновременно срезать и поставить в воду, одновременно ли у них начнут распускаться почки? ( дети отвечают). Как вы думаете почему? ( дети отвечают). Интенсивность роста стеблей у растений различная. Так стебель кукурузы за лето вырастает до 4 м; стебель бамбука за сутки может вырасти на 1 метр; молодой побег эвкалипта вырастает на 3 м за год; яблони и тополя за год на 1 м. Развитие побега начинается с распускания почек.

Это происходит например весной, когда температура воздуха значительно поднимается, а корни способны поглощать влагу из почвы. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания( образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной механической, или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения. На месте опавших почечных чешую остаются рубцы. Почечные рубцы имеют форму кольца, поэтому его так и называют – почечное кольцо. Но некоторые почки не набухают и не разворачиваются весной. Они ждут подходящего момента. Такие почки называют спящими. Они могут оставаться живыми в течении многих лет и пробуждаться в случае необходимости. Такие почки можно обнаружить на старых пнях и стволах деревьев.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника 22 параграф ответьте на вопрос как и для чего человек может управлять ветвлением побегов?

Закрепление знаний ( 5 мин).

  1. Что такое побег, из каких частей он состоит?

  2. Какие побеги называют вегетативными а какие генеративными?

  3. Что такое узел?

  4. Какие типы листорасположения вы знаете?

  5. Что такое почка?

  6. Какое строение имеет почка?

  7. За счет чего происходит рост стебля в высоту?

  8. Что такое почечное кольцо?

Домашнее задание (2-3 мин).

Параграф 22 на странице 100.

3

multiurok.ru

Разработка урока по биологии "Строение побега" 6 класс

Урок № биологии 6 класс

Тема: «Вегетативные органы растений. Побег. Вегетативные и генеративные почки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить  процесс органы растений, вегетативные органы, строение побега, генеративной и вегетативной почек.

Задачи:

- образовательные: знать о строении  побега , почек, различать вегетативную и генеративную почки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение побега, почек;

- значение и роль побега.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

  3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с товарищами.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока.

Организационный этап

Приветствие класса

Приветствует класс, настраивает на позитивную плодотворную работу.

Проверка отсутствующих

Приветствуют учителя

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Мотивация к учебной деятельности  (2 мин)

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Рассказывает о необходимости биологических знаний, о тайнах природы.

«Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные УУД (самоопределение)

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений.

Формулируют тему, ставят цель и планируют ее достижение самостоятельно, записывают тему урока в тетрадь

Учитель задает вопрос

«Что изучает наука биология ?

А наука Ботаника?

Какие растения вы знаете?

Какие растения называю низшие, а какие высшие?

В чем их различие ?

Какие органы растений вы знаете?

Отвечают на вопросы .Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы.

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

IV. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Работа с учебником стр. 72

Найти определение побег?

Побег – это стебель с расположенным на нем листьями и почками.

Наличие листьев на побеге – это главное отличие от корня

Изучение строения побега

Побег состоит из повторяющихся участков : междоузлий, узлов с листьями и почками

Работа с гербарным материалом

Побеги бывают вегетативными и генеративными, которые имеют цветки , плоды

В зависимости от длины побеги бывают:

  1. укороченные

  2. удлиненные

По направлению роста побеги бываю:

1.прямостоячими

2. стелющимися

3.вьющимися

4.цепляющимися

Изучение строения почек

Типов почек

Почка- это зачаточный побег

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Задает вопросы :

Какие функции выполняют органы растений лист и цветок?

Проблемный вопрос:

На какие группы по функциям вы бы могли разделить органы растения?

Учитель предлагает попробовать заполнить схему

Найти определение побег?

Проблемный вопрос:

Чем отличается побег от корня?

Рассказывает о строении побега,

Демонстрирует рисунок побега и показывает части побега

Рассказывает о типах побегов и демонстрирует на слайдах

Ребята, ознакомьте с текстом на стр 73 и ответь на вопросы

Что такое почка?

Какие типы почек бывают?

Закончите предложения

Из генеративной почки образуется….

Из вегетативной почки образуется….

Учитель рассказывает о строении почек

Какие отличия в строении вегетативной и генеративной почек вы увидели?

Слушают новый материал записывают определения

Отвечают на вопросы .

Предполагают свои варианты заполнения схемы

Работа с учебником, поиск информации , запись определения побег в тетрадь.

Предположения учащихся, сравнение корня и побега

Рассматривают рисунок строения побега

Рассматривают рисунки с разными типами побегов и делают записи в тетрадях

Работа с гербарием:

Нахождение составных частей побега, определение типа побега

Работают с текстом учебника

Отвечают на вопросы

Заканчивают незавершенные предложения

Слушают рассказ учителя

Находят отличия и отвечают, делают выводы

Познавательные: выдвигают гипотезы и их обосновывают; учатся считывать информацию со схемы; осуществляют поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства. Умение применять знания на практике

Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

Физминутка

Физминутка   «Листочки»

Листочки мы подняли, солнцу показали.     поднимают  руки

Листочки опускали, травке показали.       опускают  руки

Листья повстречались, а потом расстались.        соединяют руки, а потом разводят

Ветерок летал, листики качал. поднимают руки вверх-вниз

Листики устали, тихо полежали.     приседают                 Ветер листики поднял. встают на ноги

Сильно дует ветерок, улетает наш листок.       качаются

Выполняют физические упражнения

Первичное закрепление знаний

Выполнение Лабораторной работы № 1 « Внешнее строение побега . Строение вегетативной и генеративной почек»

Учитель рассказывает о последовательности выполнения лабораторной работы

Выполняют лабораторную работу, зарисовывают строение побега и почек, формулируют выводы

Регулятивные: 

работают по инструкции.

Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, выполнение продуктивных заданий.

Закрепление знаний

Тестовые задания.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Взаимопроверка

Учитель задает тестовые задания

Озвучивает правильные ответы

Оценивает работу учащихся на уроке

Отвечают на тесты

Проверяют работу своего товарища

Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке – что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…Я научился….Мне понравилось…Я затруднялся …..

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества

Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Регулятивные: 

Что еще следует повторить?Адекватно воспринимают оценки и отметки

Домашнее задание

Параграф 27 стр 72-73

Ответить на вопрос № 4 стр 73 письменно.

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.

Фиксируют домашнее задание

Коммуникативные: слушают учителя и вступают с ним в диалог, задают вопросы

infourok.ru

ПОБЕГ. СТРОЕНИЕ ПОБЕГА. ЕГО РАЗВИТИЕ ИЗ ПОЧКИ - РАСТЕНИЯ - Биология 6 класс - Л.И. Остапченко - Генезис

ТЕМА 3 РАСТЕНИЯ

 

§25. ПОБЕГ. СТРОЕНИЕ ПОБЕГА. ЕГО РАЗВИТИЕ ИЗ ПОЧКИ

 

Вспомните, из каких органов состоят цветковые растения.

Побег - надземный вегетативный орган растения, состоящий из стебля, почек и листьев. Стебель обеспечивает связь между всеми частями растения. Благодаря ветвлению оно увеличивает поверхность надземной части. Листок осуществляет фотосинтез, газообмен и испарение воды. Побег также обеспечивает рост растения.

Строение побега? Рассмотрите рисунок 108, А. На стебле всегда можно увидеть места прикрепления одного или нескольких листков - узлы. Часть стебля между двумя соседними узлами называется междоузлием. Верхний угол, образованный стеблем и листом называют пазуха листа.

Рис. 108. А. Строение побега:

1 - узел; 2 - междоузлие; 3 - пазуха листа. Бы. Строение почки: 1 - зачаточные листья;

2 - зачаточные цветки; 3 - кроющие чешуи; 4 - конус нарастания

ДОКАЖЕМ НА ПРАКТИКЕ

ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЕ ПОБЕГА

Оборудование, материалы и объекты исследования: нормальные, укороченные и удлиненные побеги живых или гербарных образцов растений (яблони, абрикоса, сливы, вишни, черешни, винограда, гіркокаштана, спорыша, хмеля и др), лупа, таблицы.

Ход работы

Рассмотрите побеги различных растений. Найдите их составные части (стебель, листья, почки, узлы, междоузлия). Сравните почки в верхней, средней и нижней частях побега. Одинаковые ли они по размерам?

На верхушке побега находится верхушечная почка. Почка - это зачаток нового побега с очень укороченными междоузлиями. Она обеспечивает рост побега и его ветвление. Все почки покрыты снаружи уплотненными видоизмененными листьями - чешуями. Они защищают зачаточные листья и стебель от повреждений. Чешуи часто выделяют смолистые вещества (например, у тополя, березы). Извне чешуи могут быть покрыты густым пушком из волосков, что обеспечивает им дополнительную защиту от холода и высыхания.

Осевой частью побега является зачаткове стебель (илл. 108, Б). На нем можно увидеть зачатки будущих листьев. Зачатки стебля, листьев и почек вместе образуют зачатковий побег. На верхушке зачаточного стебля есть область, которую называют конусом нарастания. Клетки конуса нарастания делятся, обеспечивая рост побега в длину. В зимующих почек верхние покровные чешуи становятся твердыми, плотно налегают друг на друга, склеиваются смолой и герметично закрывают нежную ткань конуса нарастания.

Ознакомимся со строением почки, выполнив лабораторное исследование.

ДОКАЖЕМ НА ПРАКТИКЕ

ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЕ ПОЧКИ

Оборудование, материалы и объекты исследования: побег гіркокаштана, препаровальной иглы, скальпель, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите расположение почек на ветке гіркокаштана, их внешний вид.

2. Скальпелем сделайте продольный разрез великой почки гіркокаштана. С помощью препарувальної иглы и лупы рассмотрите ее внутреннее строение. Как называют такие почки?

3. Разрежьте более удлиненную маленькую почку. Рассмотрите ее строение. Как называют такие почки?

4. Объясните, почему почку называют зачаточным побегом.

Какие типы почек? Различают почки верхушечные, пазушные и дополнительные. Верхушечные почки расположены на верхушке стебля, тогда как пазушные образуются в пазухе листа. Дополнительные почки могут закладываться на любой части растения.

В зависимости от особенностей строения различают почки вегетативные, генеративные и смешанные. Внутри вегетативных почек на зачаточном стебле есть зачатки листьев. Генеративные почки имеют зачаточные цветки или соцветия (рис. 108, Б). Цветочные почки деревянистых растений, в первую очередь плодовых, всегда больше по размерам, чем вегетативные, и преимущественно шарообразной формы. Смешанные почки имеют одновременно зачатки цветков и листьев.

Как из почки развивается побег?

Вы, наверное, обращали внимание, как с наступлением весны почки набухают, а впоследствии из них появляется молодое стебель с зелеными листьями (рис.109). Это то, что можно увидеть снаружи. А что же при этом происходит внутри почки? Клетки образующей ткани конуса нарастания начинают делиться, благодаря чему междоузлия удлиняются, покровные чешуи раздвигаются и отклоняются от стебельки, и развивается новый побег. Впоследствии покровные чешуи отпадают.

В однолетних видов все почки развиваются на протяжении теплого времени года. У многолетних растений холодного или умеренного климата зимой побеги не растут. Из пазушных почек, что перезимовали, весной вырастают новые боковые побеги. Некоторые из пазушных и дополнительных почек после зимовки не развиваются. Это так называемые спящие почки. Они могут находиться в состоянии покоя несколько лет и восстанавливают рост в случае повреждения верхушечной почки.

Рис. 109. Развитие побега из почки. Задачи. Рассмотрите рисунок и выясните, как развивается побег из почки, выполнив исследовательский практикум (с. 99)

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

- Побег - вегетативный орган растения, в состав которого входят стебель, лист и почки. Стебель является осевой частью побега, а лист - боковой.

Бутон - это зачатковий побег. В зависимости от особенностей строения различают почки вегетативные, генеративные и смешанные.

- Рост побега в длину обеспечивает конус нарастания. У большинства растений побег ветвится, что обеспечивает формирование кроны.

Пополните свой биологический словарь: побег, стебель, лист, почка, конус нарастания.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Выберите один правильный ответ

1. Укажите часть растения, зачатком которой является генеративная почка: а) корень; б) стебель; в) лист; г) цветок.

2. Определите, чем является почка: а) зачаточным побегом; б) зачаточным листком; в) зачаточным стеблем.

Дайте ответ на вопрос

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

2. Что такое узел, междоузлие и пазуха листа?

3. Что такое конус нарастания?

4. Благодаря чему побег растет в длину?

Исследовательский практикум «Наблюдение за развитием побега из почки» (выполнять дома с помощью взрослых).

1. Черенки тополя, ивы, сирени (на выбор) длиной 15-20 см, поставьте в сосуд с отстоянной водой в теплое освещенное место.

2. Через каждые 2-3 дня меняйте воду в сосуде. Наблюдайте за состоянием почек на черенках.

3. Отметьте в тетради дату начала опыта, раскрытие чешуй почки, появления молодого побега.

Подумайте. Какое значение спящих почек для растения?

Почему в природе у растений одного вида кроны могут быть разной формы?

schooled.ru

Разработка урока биологии (6 класс) "Почки. Внешнее и внутреннее строение"

Газимагомедова М.Б.

Почки. Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа

«Строение и расположение почек на стебле».

Цель: формирование представлений о почках как зачатках будущих побегов.

Задачи.

Предметные. Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных. Понимание механизмов протекания процессов ветвления и нарастания растений.

Метапредметные. Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные. Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: учебник; гербарии различных растений по листорасположению и типам стеблей; побеги сирени, тополя, вишни, абрикоса, черешни; скальпель, лупа, препаровальные иглы; таблица: «Строение почек»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к уроку. Целевая установка на работу, знания и деятельность. Введение проблемной задачи.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Проверить заполнение таблицы «Разнообразие побегов».

  2. Беседа по вопросам.

- Каково строение побега? (состоит из стебля с листьями и почками)

- Какое положение в пространстве занимают побеги, как это связано с их названиями? (прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, лианы)

Задание1. Отобрать из гербарных экземпляров растения с различными типами побегов по их расположению в пространстве.

- Какое положение занимают на побеге листья? (очередное, супротивное, мутовчатое)

Задание 2. Выбрать гербарные экземпляры растений с различным листорасположением.

Задание 3. Выполнить тест по теме: «Побег. Строение и значение побега»

Побег – это сложно организованный орган.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о почках растений?».

  1. Где располагаются почки?

  2. Какое положение занимают почки на побегах?

Затем раздать учащимся заранее подготовленные ветки деревьев с набухшими почками и предложить им внимательно рассмотреть побеги и перечислить их части.

  1. Определение темы урока.

Из чего образуются органы растений?

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Ученики обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что органы развиваются из почек.

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Почки. Внешнее и внутреннее строение” и цели (для учащихся):

1. Изучить внешнее и внутреннее строение почек растений.2. Можно ли назвать почку зачаточным побегом (проблема)?

  1. Этап усвоения новых знаний.

Организуя работу с раздаточным материалом, учитель предлагает найти верхушечные и пазушные почки. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: какие побеги развиваются из почек? Подвести к выводу о том, что за счёт главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегам растение разрастается в стороны.

Далее предложить учащимся более подробно изучить особенности строения почек, выполнив лабораторную работу «Строение и расположение почек на стебле», руководствуясь при этом инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле. Зарисуйте.

  2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Сравните их размеры, форму, цвет. Какие приспособления позволяют почкам переносить неблагоприятные условия?

  3. На побеге найдите мелкую, продолговатую почку. Препаровальной иглой снимите почечные чешуи. Под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зелёные зачатки листьев. Рассмотрите их с помощью лупы.

  4. Как вы назовёте рассмотренную почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите названия её частей.

  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки цветов на зачаточном стебле. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите название её частей.

  6. Сравните строение рассмотренных вами почек. Укажите черты их сходства и различия.

  7. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

  1. Этап формирования навыков и умений.

Строение и расположение почек на стебле.

Заполните таблицу

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

  1. Рассмотрите расположение почек на побегах, расположите их по типам листорасположения, сделайте рисунки.

  1. Выберите одну почку любого растения, рассмотрите и опишите её внешний вид.

  1. Разрежьте почку вдоль, рассмотрите её внутреннее строение, определите её вид, сделайте рисунок.

  1. Сделайте вывод.

Самооценка

Оценка учителя

  1. Физкультминутка (1мин.)

  1. Этап закрепления нового материала.

Продемонстрировать учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия «Развитие побега из почки», после просмотра которого предлагает учащимся решить биологическую задачу.

Биологическая задача.

У спиленной осенью берёзы на пне появилась поросль. Из каких почек могли появиться молодые побеги у основания пня?

Обобщая ответы учащихся, ознакомить с понятием «спящие почки».

Затем ознакомить с образованием системы побегов и формированием кроны деревьев и кустарников, подчёркивая важность обрезки в озеленении населённых пунктов.

Прищипка – искусственное удаление верхушечных почек растений. Используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов.

Пасынкование – удаление боковых побегов. Используют для того, чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов для образования большего количества плодов.

Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны.

Задание «Верю – неверю» (с взаимопроверкой).

Система контроля качества знаний. Контроль формирования навыков и умений, методом взаимопроверки учащихся.

Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия.

  1. Домашнее задание

  1. Изучите параграф 19 учебника.

  2. Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.

Творческое задание.

  1. Вспомните, в каких произведениях встречается упоминание о почках?

  2. Закладка опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания почек.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок:

- На уроке мне больше всего запомнилось...  – Меня удивило то, что... - После урока я расскажу своим друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в... - Лучше всех на уроке работал...

Использованные материалы:

  1. Учебник «Биология» 6 класс, Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2013.

  2. Рабочая программа к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, С.Н.Новиковой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2012.

  3. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной.

  4. Методические рекомендации Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс. А.В.Марина. М. «Русское слово» 2013.

  5. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной. М. «Русское слово» 2013.

multiurok.ru

Разработка урока биологии (6 класс) "Почки. Внешнее и внутреннее строение"

Газимагомедова М.Б.

Почки. Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа

«Строение и расположение почек на стебле».

Цель: формирование представлений о почках как зачатках будущих побегов.

Задачи.

Предметные. Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных. Понимание механизмов протекания процессов ветвления и нарастания растений.

Метапредметные. Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные. Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.

Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование: учебник; гербарии различных растений по листорасположению и типам стеблей; побеги сирени, тополя, вишни, абрикоса, черешни; скальпель, лупа, препаровальные иглы; таблица: «Строение почек»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к уроку. Целевая установка на работу, знания и деятельность. Введение проблемной задачи.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Проверить заполнение таблицы «Разнообразие побегов».

  2. Беседа по вопросам.

- Каково строение побега? (состоит из стебля с листьями и почками)

- Какое положение в пространстве занимают побеги, как это связано с их названиями? (прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, лианы)

Задание1. Отобрать из гербарных экземпляров растения с различными типами побегов по их расположению в пространстве.

- Какое положение занимают на побеге листья? (очередное, супротивное, мутовчатое)

Задание 2. Выбрать гербарные экземпляры растений с различным листорасположением.

Задание 3. Выполнить тест по теме: «Побег. Строение и значение побега»

Побег – это сложно организованный орган.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о почках растений?».

  1. Где располагаются почки?

  2. Какое положение занимают почки на побегах?

Затем раздать учащимся заранее подготовленные ветки деревьев с набухшими почками и предложить им внимательно рассмотреть побеги и перечислить их части.

  1. Определение темы урока.

Из чего образуются органы растений?

На ветках – плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Ученики обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что органы развиваются из почек.

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Почки. Внешнее и внутреннее строение” и цели (для учащихся):

1. Изучить внешнее и внутреннее строение почек растений.2. Можно ли назвать почку зачаточным побегом (проблема)?

  1. Этап усвоения новых знаний.

Организуя работу с раздаточным материалом, учитель предлагает найти верхушечные и пазушные почки. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: какие побеги развиваются из почек? Подвести к выводу о том, что за счёт главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегам растение разрастается в стороны.

Далее предложить учащимся более подробно изучить особенности строения почек, выполнив лабораторную работу «Строение и расположение почек на стебле», руководствуясь при этом инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка.

  1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле. Зарисуйте.

  2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Сравните их размеры, форму, цвет. Какие приспособления позволяют почкам переносить неблагоприятные условия?

  3. На побеге найдите мелкую, продолговатую почку. Препаровальной иглой снимите почечные чешуи. Под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зелёные зачатки листьев. Рассмотрите их с помощью лупы.

  4. Как вы назовёте рассмотренную почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите названия её частей.

  5. Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки цветов на зачаточном стебле. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите название её частей.

  6. Сравните строение рассмотренных вами почек. Укажите черты их сходства и различия.

  7. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

  1. Этап формирования навыков и умений.

Строение и расположение почек на стебле.

Заполните таблицу

Действия

Наблюдения, рисунки, выводы

  1. Рассмотрите расположение почек на побегах, расположите их по типам листорасположения, сделайте рисунки.

  1. Выберите одну почку любого растения, рассмотрите и опишите её внешний вид.

  1. Разрежьте почку вдоль, рассмотрите её внутреннее строение, определите её вид, сделайте рисунок.

  1. Сделайте вывод.

Самооценка

Оценка учителя

  1. Физкультминутка (1мин.)

  1. Этап закрепления нового материала.

Продемонстрировать учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия «Развитие побега из почки», после просмотра которого предлагает учащимся решить биологическую задачу.

Биологическая задача.

У спиленной осенью берёзы на пне появилась поросль. Из каких почек могли появиться молодые побеги у основания пня?

Обобщая ответы учащихся, ознакомить с понятием «спящие почки».

Затем ознакомить с образованием системы побегов и формированием кроны деревьев и кустарников, подчёркивая важность обрезки в озеленении населённых пунктов.

Прищипка – искусственное удаление верхушечных почек растений. Используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов.

Пасынкование – удаление боковых побегов. Используют для того, чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов для образования большего количества плодов.

Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны.

Задание «Верю – неверю» (с взаимопроверкой).

Система контроля качества знаний. Контроль формирования навыков и умений, методом взаимопроверки учащихся.

Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия.

  1. Домашнее задание

  1. Изучите параграф 19 учебника.

  2. Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.

Творческое задание.

  1. Вспомните, в каких произведениях встречается упоминание о почках?

  2. Закладка опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания почек.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить урок:

- На уроке мне больше всего запомнилось...  – Меня удивило то, что... - После урока я расскажу своим друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в... - Лучше всех на уроке работал...

Использованные материалы:

  1. Учебник «Биология» 6 класс, Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2013.

  2. Рабочая программа к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, С.Н.Новиковой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2012.

  3. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной.

  4. Методические рекомендации Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс. А.В.Марина. М. «Русское слово» 2013.

  5. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В. Амахиной. М. «Русское слово» 2013.

multiurok.ru

6 класс. Биология. Побеги и почки - Побеги и почки

Комментарии преподавателя

Побег – наземный вегетативный орган растения, стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Стебель – осевой орган растения.

Листья  – боковые органы растения.

У мхов нет настоящих стеблей и листьев, а только сходные с ними органы. Поэтому понятие побега ко мхам неприменимо.

У спорофитов, плаунов и хвощей листья имеют отличное от папоротников и семенных происхождение. Но их надземные части также называют побегами.

К гаметофитам плаунов, хвощей и папоротников понятие побега не применяется.

Узлы (см. Рис. 1) – участки стеблей, к которым прикрепляются черешки листьев.

Рис. 1. Узлы

Междоузлия (см. Рис. 2) – участки стебля между 2 ближайшими узлами одного побега.

Рис. 2. Междоузлие

Типы побегов:

  • С длинными междоузлиями – растут быстро.
  • С короткими междоузлиями – растут медленно.

Пазуха листа (см. Рис. 3) – угол между листом и находящимся выше междоузлием.

Рис. 3. Пазуха листа

Очередное (спиральное)  листорасположение (см. Рис. 4)  – расположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали (береза, ива). Листья минимально затеняют друг друга.

Рис. 4. Очередное месторасположение у черемухи

Супротивное листорасположение – из одного узла отходит 2 листа, расположенные друг напротив друга (сирень, гвоздика, мята).

Мутовчатое листорасположение (см. Рис. 5) – из одного узла отходят 3 и более листа (вороний глаз, элодея).

Рис. 5. Мутовчатое листорасположение у подмаренника

При прорастании семени первый побег развивается из почечки зародыша семени. У многолетних растений умеренного климата каждый год из почек развиваются новые побеги.

Верхушечная почка (см. Рис. 6) – почка, расположенная на верхушке побега.

Рис. 6. Верхушечная почка

Пазушная почка (см. Рис. 7)  – почка, расположенная в пазухе листа. Их расположение повторяет расположение листьев на стебле.

Рис. 7. Пазушная почка

Придаточная почка (см. Рис. 8) – почка, развивающаяся на междоузлие, листе.

Рис. 8. Придаточная почка

У тополя, березы очередное расположение почек. У сирени, жимолости, фуксии, бузины почки расположены супротивно.

После опадания листьев на побегах остаются листовые рубцы (см. Рис. 9), над которыми расположены пазушные почки.

Рис. 9. Листовой рубец (выделен красным)

Почка – зачаточный побег. Строение почки зависит от ее вида.

Строение почек и их расположение на стебле

Возьмите несколько побегов деревьев или кустарников. Рассмотрите их. Определите расположение почек. Зарисуйте.

Отделите несколько почек от стебля. Рассмотрите их наружное строение. Какие приспособления помогают зимующим почкам переносить неблагоприятные условия?

Разрежьте вегетативную почку вдоль и рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка (см. Рис. 10) найдите почечные чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листки, конус нарастания.

Рис. 10. Внутреннее строение почки

Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

Изучите форму и внутреннее строение генеративной почки. Чем ее строение отличается от строения вегетативной почки?

Сравните строение почки и побега в целом.

Почечные чешуи – это преобразованные наружные листья. Чешуи часто пропитаны смолянистыми веществами. Это защищает почки от проникновения грибков, высыхания, температурных колебаний.

На верхушке зачаточного стебля  находится конус нарастания, состоящий из клеток меристемы. На стеблях расположены зачаточные листья, в пазухах которых находятся зачаточные почки.

Развитие побегов

Проращивание зимующих побегов деревьев и кустарников. Зимой возьмите 2 побега кустарника или дерева. Поставьте 1 побег в воду, а другой  –  в 3% раствор сахара. Наблюдайте за распусканием почек и развитием побегов. Результаты записывайте: отмечайте время опадания почечных чешуек, распускания листьев, смерти растения.

Вегетативные почки – почки, несущие только зачаточные листья. Из них прорастают вегетативные побеги.

Генеративные почки – почки, не имеющие в себе зачаточные побеги с бутонами на конце. Крупнее вегетативных, отличаются от них по форме.

Ветвление побега

Вырастите 2 растения. По достижению ими 7-10 см в высоту, у одного отрежьте верхушку.  Наблюдайте за дальнейшим ростом и развитием растений.

Обрежьте верхушку растущего побега фикуса или гибискуса. Наблюдайте за последующим ветвлением растения.

Развитие растения начинается с распускания почек. При опадании почечных чешуй скорость развития побега становится максимальной. Новые клетки образуются за счет деления клеток конуса нарастания. Удлинение побега происходит, в основном, за счет роста отдельных клеток, происходящего при увеличении их вакуолей. По мере  удаления от верхушечной точки роста, способность клеток к делению ослабевает.

Вставочный рост – рост, происходящий за счет удлинения междоузлий.

Новые молодые клетки превращаются в клетки покровной, основной, проводящей или механической ткани стеблей, в зависимости от места их расположения.

При срезании верхушечной почки прекращается рост побега в длину, что приводит к развитию боковых побегов из боковых почек. Так можно регулировать форму кроны, от которой зависит урожайность плодовых деревьев.

Типы ветвления побега:

  • Дихотомическое – точка роста вилкообразно делится на 2, в результате чего от оси первого порядка отходят 2 оси второго порядка
  • Моноподиальное – главный стебель сохраняет верхушечную точку роста и обеспечивает рост в высоту, от него отходят побеги последующих порядков
  • Симподиальное – точка роста главного побега отмирает, его рост продолжается за счет ниже расположенной боковой почки, дающей побег второго порядка, которая также отмирает, и рост продолжается из боковой почки
  • Ложнодихотомическое – точка роста главного побега отмирает, его рост продолжается за счет ниже расположенных 2 боковых почек

Рис. 11. Типы ветвления побегов

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/pobegi-i-pochki?seconds=0&chapter_id=738

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=fkgsahgddkY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=SJ5d3s_6ddw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DbWhwGxLUkY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xHCIh-kdVEc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yZI-n-xp8w0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZCLcSrROlaU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3MmQFSgLQ9c

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/pobeg-i-pochki.html

www.kursoteka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта