Стихи о среде обитания растений и животных. Урок биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок в 5-м классе по природоведению "Три среды обитания". Стихи о среде обитания растений и животных


Урок биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

Урок биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

Цель урока: формировать экологическое мышление.

Задачи:

Образовательная: углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся..

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы и методические приемы: рассказ, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.

Средства обучения: комнатные растения, рисунки учебника, презентация.

Эколого-биологические понятия: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! 

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно - со сказки, которую вы мне поможете дополнить.

Итак, начнем! Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел?

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

Учитель: Правильно, конечно же вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до настоящего, канули в прошлом лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

Несмотря на многообразие живых организмов их объединили в 5 царств, какие? (Называют царства: бактерии, простейшие, грибы, растения, животные.)

- Почему же все живые организмы (показ слайдов) такие разные? Почему отличаются друг от друга? (Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.)

Учитель: В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения живых существ.

На фоне звуков природы звучат стихи:

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес –

В каком краю не окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому – в песок, кому – под куст.

И каждый выберет себе

Соседей в жизни и в судьбе.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Да, это стихотворение о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Запись темы урока на доске.

  1. Изучение нового материала
Учитель: Как вы думаете, как можно сформулировать задачи урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

(Узнать, что такое среда обитания организмов; познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них). Темы блоков:

1. Среда обитания.

2. Экология. 3. Экологические факторы.  4. Влияние света, воды, температуры на живые организмы.

5. Приспособление организмов к абиотическим факторам среды.

1. Среда обитания.

- Что такое среда обитания? (Это часть природы, где живут организмы.)

- У каждого организма своя среда обитания. Какие среды обитания вам известны из курса природоведения? ( Выделяют три основные среды жизни: водную, почвенную, наземно-воздушную.)

- Ребята, а в какой среде возникла жизнь? (В водной.)

- Каковы условия жизни в разных средах?

Заполнение учащимися таблицы: «Характеристика условий жизни в разных средах».

1 ряд – водная среда; 2 ряд – наземно-воздушная среда; 3 ряд – почвенная среда.

Условия жизни Водная среда Наземно-воздушная среда Почвенная среда
Плотность плотная неплотная плотная
Кислород недостаточно достаточно недостаточно
Вода достаточно недостаточно достаточно
Свет недостаточно достаточно отсутстие
Изменение температуры незначительные значительные отсутстие резких перепадов температур

Учитель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы назовите животных, среду в которой они обитают и вспомните приспособления организмов к данной среде.

Загадка № 1

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

(Морж. Водная среда.)

Приспособление моржа к среде обитания: Удлинённая, обтекаемая форма тела, видоизменённые конечности: ласты. Под кожей развит толстый слой жира, способствующий защите организма от переохлаждения и уменьшающий плотность тела.

Справка учителя: на лёд или на сушу моржи выходят в основном в период размножения и линьки.

Загадка № 2

Над водой – водицей –

Царевна круглолица,

Поёт царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши.

(Лягушка.)

Учащиеся затрудняются определить среду обитания лягушки.

Учитель: Действительно, лягушка приспособлена как к жизни в воде, так и на суше.

- Какие приспособления к жизни в водоёмах имеются у лягушки? (Плавательные перепонки между пальцами задних ног, кожное дыхание.)

- Какие приспособления появились у лягушки в связи с жизнью на суше? (Лёгочное дыхание, веки, защищающие глаза от высыхания, развитая мускулатура конечностей.)

Загадка № 3

Полосатый брат кота,

Шкура – просто красота.

С ним тягаться трудно в беге.

Не будите вы в нём зверя.

(Тигр. Наземно-воздушная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление тигра к среде обитания: Опорный скелет, развитые мышцы тела и конечностей, терморегуляция, внутреннее оплодотворение, высокое развитие органов зрения и слуха.

Загадка № 4

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот. Почвенная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление крота к среде обитания: Цилиндрическая форма тела, малые размеры, сильно развитая мускулатура, густая короткая чёрная шерсть, конечности роющего типа, редукция органов зрения, хорошо развитые обоняние и осязание.

Загадка № 5

Живу не в почве, и не в луже –

Мне кишечник домом служит.

И тепло, и сытно в нём,

Шведский стол: что хотим, то берём.

Коли что не по нутру –

Проверчу в кишке дыру.

(Паразитический червь – аскарида. Организменная среда.)

Вариант ответа учащихся:

Приспособление паразита к среде обитания: Наличие плотных покровов тела, органов фиксации - приспособлений для прикрепления в организме (могут быть крючки, присоски, либо заострённые концы тела), редукция многих органов, высокая плодовитость.

Справка учителя: аскарида за 5-6 месяцев откладывает 50 – 60 млн яиц.

Учитель: Приведите свои примеры организмов, обитающих в разных жизненных средах.

Примерные варианты ответов: водная среда – дельфин, кит, окунь, краб, жемчужница, кувшинка, водоросли; наземно-воздушная – рысь, стрекоза, пчела, ласточка, кенгуру, лось; почвенная – крот, дождевой червь, почвенные бактерии, личинка майского жука, грибы; организменная – гельминты, дизентерийная амёба, вирусы, клещи, блохи, гриб-трутовик. Запись в рабочих тетрадях схемы:

Запись в рабочих тетрадях новых терминов:

Гидробионты (греч. hydor – вода; biontos – живущий) – это организмы, обитающие в воде.

Эдафобионты (греч. edaphos – почва) - это организмы, обитающие в почве.

Аэробионты (греч. aer – воздух) - это организмы, обитающие в наземно-воздушной среде.

Эндобионты (греч. endon – внутри) - это организмы, обитающие внутри других организмов.

2. Экология

Учитель: Ребята, живые организмы неразрывно связаны между собой и с окружающей средой. У меня в руках таинственная шкатулка. Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем одно звено, нарушится целостность всей цепочки. И человеку, который тоже является звеном этой цепи природы, всегда нужно помнить об этом. Есть даже наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Как она называется? (Экология)

Справка учителя: Экология (греч. сл. ойкос – дом, логос – наука, учение) Впервые термин « экология» ввел в 1869 году нем. ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.

Учитель:

Экология, друзья,

Наука очень нужная,

Без неё ты ни за грош

В наше время пропадёшь.

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда

Ей не причинить вреда.

3. Экологические факторы.  Учитель: Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует. Все компоненты и свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами. Их можно оценить и измерить.

Запись в рабочих тетрадях нового термина:

Экологические факторы – это компоненты среды, воздействующие на живые организмы.

Учитель: Экологические факторы подразделяют на абиотические, биотические и антропогенные. Послушайте стихотворение и попытайтесь найти в нем все группы факторов.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Кусты, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек, вода, погода –

Это факторы природы. Запись в рабочих тетрадях схемы:

Экологические факторы среды

Абиотические Биотические Антропогенные

(Факторы неживой природы) (Факторы живой природы)

Свет Деятельность Влияние человека

Вода живых организмов на природу

Температура (грибов, растений, животных,

Состав почвы микроорганизмов)

Ветер

 4. Влияние света, воды, температуры на живые организмы.

Учитель: Сегодня мы свами познакомимся подробнее с абиотическими факторами среды.

Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?

– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.

Давайте послушаем сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов.

Сообщения учащихся о значении абиотических факторов (готовят заранее).

Сообщение 1:

Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток приводит к приостановке жизненных процессов и даже гибели организмов. Вода необходима для таких жизненно необходимых процессов, как фотосинтез, пищеварение, размножение. Она помогает удалению из организма ненужных и вредных веществ, образующихся в результате обмена, способствует перемещению кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода придаёт клеткам объём и упругость.

Сообщение 2:

Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С наступлением тепла природа пробуждается от зимней спячки, начинается весеннее сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, зацветают растения, многие животные приступают к размножению.

Сообщение 3:

Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном итоге используют все остальные организмы. Именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных: линька, перелёты птиц, миграции рыб, листопад и др. Со светом связан и такой сложный процесс, как зрение.

Сообщение 4:

В жизни растений значимую роль играет ветер. Он усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений.

Учитель: А, сейчас, давайте совершим небольшое путешествие по страницам учебника.

Вопрос № 1

С какими абиотическими факторами связано питание растений ( см. рис. с. 59 учебника)?

(Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.)

Вопрос № 2

Какой фактор играет важнейшую роль в жизни водных организмов? (см. рис с. 70 учебника) (Вода.)

Вопрос № 3

Какой фактор повлиял на изменение окраски растений, изображённых на с. 82 учебника?

( Свет.)

Вопрос № 4

Какой фактор поможет козлобороднику освоить новые территории ( см рис. с. 140 учебника)? (Ветер.)

Вопрос № 5

Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика (см. рис. с. 147)? (Тепло.)

Учитель: На столе 2 комнатных растений: пеларгония (герань) и фикус. Определите какое из растений светолюбивое, а какое теневыносливое? (Пеларгония – светолюбивое, а фикус – теневыносливое) – По каким признакам определили? (По окраске и размерам листовой пластинки: у светолюбивых растений листья мелкие, светлой окраски, а у теневыносливых листья крупные, широкие, темной окраски ).

Учитель:

Зимой и летом - круглый год

У каждого полно забот,

Ошибок не простит среда,

Знай, где спасенье, где беда.

Но каждой божьей твари дан

Природой уникальный дар,

Чтоб в той борьбе у них у всех

Имелись шансы на успех.

- Организмам приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание водоёмов, и нехватку пищи. Чтобы успешно жить, развиваться и размножаться в своей среде обитания, каждый организм должен хорошо приспособиться к действию экологических факторов. Такое умение называется адаптацией. ( Учащиеся записывают определение в тетради.)

Учитель: У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке тоже имеются адаптации.

На нашем окошке

Поселился ёжик –

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От холода ёжится?

- Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)

Учитель: Перед вами растение пустынь – кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни и может обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы считаете? (Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный – запас воды.)

Учитель: Послушайте следующую загадку.

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Говорят все о нём,

Что приносит счастье в дом. (Толстянка)

Учитель: Ещё одно хорошо знакомое вам растение (демонстрирует) – толстянка или

« деревце счастья». Это растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась толстянка к дефициту воды? ( У толстянки сочные листья, покрытые восковым налётом, уменьшающим испарение.)

Учитель: А теперь попытайтесь сами объяснить следующие факты в соответствии с адаптацией к факторам среды.

  • Для многих растений характерна листовая мозаика. (Приспособление для лучшего улавливания света.)
  • У верблюжьей колючки, произрастающей в пустыне очень длинные корни. (Приспособление к недостатку влаги.)
  • У молодой берёзы листья клейкие. (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)
  • Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в окружающую среду.)
  • Осенью многие лиственные деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
  • Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных морозов.)
  • У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела (уши, лапы, хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)
  • Лягушки, обитающие в австралийских пустынях, накапливают запасы воды в мочевом пузыре. (Приспособление к недостатку влаги.)
  • У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью изолирует тело от горячей атмосферы; при расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.)

Учитель: Какой абиотический фактор является главным?

Вывод: Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.

Учитель:  C учетом всего сказанного на уроке, какую новую формулировку мы можем дать понятию среда обитания?

Ответ учащихся: Среда обитания – это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определенное воздействие. (Делают записи в рабочих тетрадях.)

III. Закрепление

– Составить синквейн на основные понятия урока: среда, экология, фактор (экологический).

Составление синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – ключевая фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры синквейнов, составленные учениками:

Среда Фактор

Разнообразная, необычная Биотический, абиотический

Радует, удивляет, огорчает Действует, влияет, усиливает

Надо беречь Необходим всему живому

Жизнь Адаптация

Экология

Промышленная, сельскохозяйственная

Изучает, исследует, рассматривает

Взаимосвязь в природе

Наука

V. Домашнее задание

1) Стр. 156–157 учебника читать.

2) Выполнить задание в рабочей тетради стр. 43–44. VI. Оценки за урок.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Среда обитания (басня) — Литсайт.ру

Один на вид неглупый господин  (Тут он не виноват, скорей, природа),  Порассудив немного, возомнил  Себя великолепным рыбоводом. 

Притом, не просто жирных карасей  Хотелось получить ему в финале.  А замышлял он, чтоб его бассейн  Морские организмы наполняли. 

Чтоб всякие диковинные рыбы,  Росли и плодоносили в среде,  Где сам собой возник первичный рынок,  И первых конкурентов съели где. 

В довес к тому мечталось господину  Входить в бассейн с трезубцем, как Нептун…  И вот он запустил в бассейн дельфина,  И рыбу-меч, и несколько акул. 

Морского ежика, креветку и медузу,  Хек, сайру, мойву, сельдь и языка…  А чтобы живность кушала от пуза,  Он на съеденье им развел малька. 

Казалось бы, прекрасная халява!  Не в каждом море есть такой комфорт.  Поплавал, перекус, и снова плавай,  И жди, когда Нептун в бассейн войдет. 

Однако все пошло не как мечталось,  Тут сам Нептун бы черта помянул?  На морпродукт нашла такая вялость,  Как будто нет на них морских акул. 

А им, акулам, впрямь не до кормежки,  Все ищут, будто, ход через трубу,  Дельфин и тот не кушает ни крошки,  И, кажется, видал бассейн в гробу. 

Да что дельфин — подводный шизофреник,  Меч-рыба в ил зарылась камбалой,  Медуза – вод прозрачных украшенье -  Нависла сверху пошлою соплей. 

Чего-то и ежу понятно стало,  Изнанкой сам себя он заколол.  И окривев креветка в трех кораллах  Блудила, позабыв природный пол. 

Не понимая эдаких презумпций,  Чего Нептун наш ни предпринимал:  То подгонял акул своим трезубцем,  То поднимал веслом девятый вал… 

Но возрожденья не было и близко.  Тут нужен был не меньше, чем Персей.  И вот, Нептун нашел специалиста  И показал злосчастный свой бассейн. 

Тот дохлых рыб исследовал подробно,  Их потрошил, зажав прищепкой нос.  В бассейн глядел, плевал, ругался злобно,  Но так и не решил больной вопрос. 

Он заявил, что все тут по науке,  Есть флора с фауной, и нужная среда,  Какого хрена надо этой суке,  Ну, рыбе, то есть, если есть вода?! 

— А кстати, — говорит, — Откройте чудо,  В таком количестве откуда здесь вода?  Нептун дивится:  — То есть, как откуда?  Так это… из колхозного пруда.

litsait.ru

Стихотворение «Среда обитания (басня)», поэт Цыков Валерий

Один на вид неглупый господин

(Тут он не виноват, скорей, природа),

Порассудив немного, возомнил

Себя великолепным рыбоводом.

 

Притом, не просто жирных карасей

Хотелось получить ему в финале.

А замышлял он, чтоб его бассейн

Морские организмы наполняли.

 

Чтоб всякие диковинные рыбы,

Росли и плодоносили в среде,

Где сам собой возник первичный рынок,

И первых конкурентов съели где.

 

В довес к тому мечталось господину

Входить в бассейн с трезубцем, как Нептун…

И вот он запустил в бассейн дельфина,

И рыбу-меч, и несколько акул.

 

Морского ежика, креветку и медузу,

Хек, сайру, мойву, сельдь и языка…

А чтобы живность кушала от пуза,

Он на съеденье им развел малька.

 

Казалось бы, прекрасная халява!

Не в каждом море есть такой комфорт.

Поплавал, перекус, и снова плавай,

И жди, когда Нептун в бассейн войдет.

 

Однако все пошло не как мечталось,

Тут сам Нептун бы черта помянул?

На морпродукт нашла такая вялость,

Как будто нет на них морских акул.

 

А им, акулам, впрямь не до кормежки,

Все ищут, будто, ход через трубу,

Дельфин и тот не кушает ни крошки,

И, кажется, видал бассейн в гробу.

 

Да что дельфин — подводный шизофреник,

Меч-рыба в ил зарылась камбалой,

Медуза – вод прозрачных украшенье -

Нависла сверху пошлою соплей.

 

Чего-то и ежу понятно стало,

Изнанкой сам себя он заколол.

И окривев креветка в трех кораллах

Блудила, позабыв природный пол.

 

Не понимая эдаких презумпций,

Чего Нептун наш ни предпринимал:

То подгонял акул своим трезубцем,

То поднимал веслом девятый вал…

 

Но возрожденья не было и близко.

Тут нужен был не меньше, чем Персей.

И вот, Нептун нашел специалиста

И показал злосчастный свой бассейн.

 

Тот дохлых рыб исследовал подробно,

Их потрошил, зажав прищепкой нос.

В бассейн глядел, плевал, ругался злобно,

Но так и не решил больной вопрос.

 

Он заявил, что все тут по науке,

Есть флора с фауной, и нужная среда,

Какого хрена надо этой суке,

Ну, рыбе, то есть, если есть вода?!

 

— А кстати, — говорит, — Откройте чудо,

В таком количестве откуда здесь вода?

Нептун дивится:

— То есть, как откуда?

Так это… из колхозного пруда.

poembook.ru

Стихи про экологию природы для детей (школьников)

Наша земля — это наш дом. Стихи про экологию природы для детей (школьников) помогут осознать необходимость его сохранить.

https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/

1. Птичка

Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи. И этот случай не отметил Дежурный местного ГАИ.(С. Михалков)

2. Вишня

В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада, — Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо, — Все равно я вишню посажу!»(М. Исаковский)

3. На городском субботнике

На городском субботнике Отличные работники. Прибрать сегодня город Пришли и стар и молод.

Собрали́сь пенсионеры Чистить улицы и скверы. – Вам помощники нужны? Предложения слышны.

Это вышел третий класс На уборку в первый раз. Только слышится: – Давай! На работу налетай!

Кто-то мусор собирает, Кто-то деревца сажает, Кто-то в клумбах копошится, Всюду радостные лица.

На городском субботнике Все дворники, все плотики. Даже беспокойный мэр Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится. Третий класс решил на «пять» Город к празднику прибрать.(Н. Анишина)

4. Обращение дерева к Человеку

– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО! Высокое, могучее! Пока еще в лесу стою И шелестю пока. Лесная вся промышленность Ждет не дождется случая Свалить, срубить, спилить меня – Ищите дурака!

Пусть только хоть попробует! Хочу ее заранее Предупредить по-дружески, Министра – в том числе: Что б из меня ни сделали – Напрасны все старания! Я это с виду смирное, Пока стою в земле.

Но только преврати меня В различные изделия – Я шкафом с диким ужасом Вдруг заскриплю в ночи! Занозой табуреточной В твоем зароюсь теле я! Паркетом под тобой сгнию – Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь Зарплатой за три месяца! Столом я рухну на гостей, Министра – в том числе... Не проще ль, чем рубить меня, Взять сразу и повеситься? Веревку можешь не искать – Она лежит в дупле!(И. Шевчук)

5. Прогулка

Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо... – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели... Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!(С. Михалков)

6. Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете. По тундре разлиты озёра из нефти. И вихри враждебные вьются из труб... Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени. Всё дальше на север уходят олени... Мы денег побольше хотим огрести. А что после нас? ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.(А. Усачёв)

7. Унылый гражданин

Жужжит пчела – она летит На свой медовый луг. Передвигается, кряхтит, Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки, Хлопочут муравьи, Готовят на ночь светлячки Фонарики свои.

Остановись! Присядь! Нагнись И под ноги взгляни! Живой живому удивись: Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою Мы тащим в общий дом И шепчем брату-муравью: – Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет, Не схож ли с пауком? Вот этот ползает, а тот Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них, А иногда по ним Шагаешь на своих двоих, Унылый гражданин...(С. Михалков)

8. Плохой дядя

Этот дядя не жалеет Что в лесу окурок тлеет... На такого дядю глядя, Мы, ребята, скажем речь: – Как же вам не стыдно, дядя? Лес нам надо уберечь!

9. Деревце

Была горячая пора: Всё лето жарила жара, И я про клён не забывал, Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён! Меня повыше ныне он, И зеленеет по весне. Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти! Рад, что помог тебя спасти. Не зря прожита жизнь моя: Хоть что-то с пользой сделал я!(А. Дмитренко)

10. Огонь – это не игрушка!

За окном мороз трещит, Спит на печке Мурка, В печке жар – огонь горит, Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок, Промочил одежду, Живо сделал костерок, Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре Шумные туристы, Кашу варят на костре, Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет! Он, как друг хороший! Но, наделать много бед Без присмотра может!

Незаметно подползёт, Жгучий и опасный, Кустик тут же обовьёт Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт, Силу набирая. Зверь лесной из нор уйдёт, Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить Пламя очень трудно! Где теперь лисичке жить?! Нет норы уютной! Не вернётся больше в дом Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём! Это не игрушка!(Т. Ефимова)

11. Кормилец

Я единственный кормилец Всех ворон и голубей, Ждёт мой крошечный гостинец Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо, Узнают меня в лицо, И гурьбой с окрестных крыш: – Чем, родимый, угостишь?(А. Орлова)

12. Окружающая среда

Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось, И котёнок Васька небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь, И в пруду отраженья крыш, Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису... Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда!(Л. Фадеева)

13. Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)

Издавна люди повсюду сорили, Вот и в Твери мужички Выпили дружно, потом покурили, Бросили в воду «бычки».

Нежно течение их подхватило, Словно заботливый друг, Волга могучие воды катила Вместе с «бычками» на юг.

Припев: Река течёт, Людей влечёт В дальние дали. Уже века Несёт река, Что люди в неё накидали. Уже века Несёт река, Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже Той, что была у Твери. Жители тоже нисколько не хуже – Всюду и сплошь – волгари…

Глянули в реку – «бычки» увидали Со своего бережка. Фантики в воду они накидали – Их принимала река.

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы, Лепту не меньше внесли: Бросили тару из-под кока-колы – Волны её унесли.

В устье волжане хотели бы тоже В воду «бычки» покидать, Но не везёт им с рекою, похоже, – Там уж воды не видать! Припев.(А. Дмитренко)

14. Наша планета

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!(Я. Аким)

https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/

15. О чём просит рыбка

Удружил бы Ты, рыбак, Угостил бы Просто так:

Без подвоха, Без крючка Подарил бы Червячка!(С. Погореловский)

16. Будь человеком

В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой, С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял И муравьиный дом, Шутя, до дна расковырял И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи Нарушила беда. В дыму метались муравьи, Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел Сухой, опавший лист. Спокойно сверху вниз смотрел Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал, Себя я не виню, – Ведь ты того не создавал, Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век И сам – не муравей, Будь Человеком, человек, Ты на земле своей!(С. Михалков)

17. Лети!

Хорошо в непроглядную вьюгу Приютить чуть живую пичугу, А весной, переждав непогоду, Отпустить её в лес – на свободу.(Ю. Могутин)

18. Я лес люблю

Я лес люблю. Сосновый лес, Чтоб сосны были до небес. Чтобы кололи облака Об иглы белые бока, Чтоб солнце пряталось в ветвях, Чтоб хвоей воздух крепко пах, Чтоб, если лечь, закрыв глаза, Казалось: это паруса Полощет ветер над тобой Или шумит морской прибой, И ты плывёшь на корабле Вперёд, к неведомой земле.(А. Стариков)

19. Берегите землю!

Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!(М. Дудин)

20. Саранки

Разбрелись по всей полянке Ярко-красные саранки. Их весёлый, бодрый цвет Так и просится в букет! Но срывать мы их не будем. Пусть растут на радость людям!(Н. Ярославцев)

21. Живой Букварь

Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому же в их труде Все по справедливости. Отражение в воде Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте: Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого Не попросит ничего! У природы круглый год Обучаться нужно. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ Учат крепкой дружбе.(В. Орлов)

22. Благодарность за пикник

Приехала как-то семья на пикник – В реке поплескаться, пожарить шашлык. Лес встретил их щедро, как добрых друзей: Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки... Остались пакеты, бутылки и банки. Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко. Ему бы за вредность давать молоко!(А. Сметанин)

23. Недалекое будущее

Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису...

Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах.

Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка, Посредине – человек.

Что стоишь – глядишь уныло? Раньше думать надо было!(А. Игнатова)

24. Учитесь у природы

Нас в классе – тридцать пять ребят. И все о чём-то говорят. Никто не слушает урок: Нам не идёт учёба впрок.

Наш пятый"Г" пошёл в поход. Вот мимо поля он идёт. Овечки бродят по траве. Вожак пасёт их громким:"БЕ-Е-Е!"

Всего две буквы : "Б" и "Е", А в стаде понимают все... Учитель посмотрел на класс: – А сколько нужно слов для вас?(А. Млынаш)

25. Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая!(Е. Смирнова)

26. Покормите птиц

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна, — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.(А. Яшин)

https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/

27. Что нельзя купить?

Я с утра брожу босой, Весь обрызганный росой, С птицей, возле тополька, Воду пью из родника. Где-то дома, у метро, Пепси-кола и ситро, Карусели, зоосад, Всюду вывески висят. Если деньги накопить, Можно многое купить, Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу. И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк.(В. Орлов)

28. Люблю птиц

Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю Ни ловушками, Ни в сети. Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону. Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья Не обидел в жизни я!(Г. Ладонщиков)

29. Пруд пруди

Ходит нынче на природу Пропасть всякого народу: Рыбаков хоть пруд пруди, А червя – пойди найди!

Ни в лесу не заблудиться, Ни в горах тебе свалиться… Там туристы – шасть да шасть! – Негде яблоку упасть.(А. Усачёв)

https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/

30. Пришла беда

Под высокою сосной, Защищая лес родной, Муравейник жил без бед Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда: Ни потоп, ни холода, Ни лесной пожар, ни свалка. А пришёл... Кирюша с палкой.(А. Сметанин)

31. Здравствуй, лес!

Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, – мы свои!(С. Погореловский)

32. Дельный совет

Юрка с нашего двора Снегиря поймал вчера. Всем хвалиться начал: – Вот! В клетке он теперь живет. Но ребята зашумели: – Что ты, Юрка, В самом деле, Запер в клетку снегиря? Отпусти! Не мучай зря! Снегири ведь не игрушки – Наши гости снегири! – Ты бы лучше не ловушку А кормушку смастерил!(Г. Ладонщиков)

33. Поэт и девчонка

Грачонок выпал из гнезда У самого окошка. Поэт подумал: «Вот беда, Грачонок выпал из гнезда. А ну как рядом кошка?!

Ведь ей, плутовке, лишь прыжок – И разом делу точка. Ну хоть бы кто-нибудь помог!» ПРЕКРАСЕН МИР, НО И ЖЕСТОК – Мелькнула в мыслях строчка.

Мгновенно он раскрыл тетрадь И вдохновенно, с ходу, Поэму начал сочинять О том, как надо охранять Родную мать-природу.

Он бил стихом больней кнута! А бедного грачонка Почти под носом у кота Успела взять из-под куста Прохожая девчонка.(В. Сапронов )

34. Экологическое

Земля дымила дымом, Земля пыхтела паром, Земля травилась ядом И взрывами тряслась.

Земля леса рубила, Земля леса сжигала, Земля леса топила, Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила: - А где же атмосфера? Мне что-то стало душно, Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду И чистенькую воду! Нормальную погоду! Но поезд-то ушел.(Р. Алдонина)

35. Мы экологами стали

Нам значки сегодня дали, Мы экологами стали! Мы в любую непогоду Охранять хотим природу.

Чтоб цвели сады и скверы, Чтобы всем нам лучше стать, Мы хорошие манеры Будем младшим прививать.

Чтоб деревья и цветы Город украшали, Чтобы этой красоты Люди не ломали.

Со своих дворов начнём, Мусор быстро соберём. Стёкла битые кругом, Не походишь босиком.

Грабли, вёдра и лопаты Разобрали все ребята. Навалились на дела, И работа в ход пошла.

Клумбы новые разбили, Маргаритки посадили. Чтоб деревья не грустили, Их водою напоили.

Тут же к нам со всех концов Прилетело сто скворцов. Ищут корм своим птенцам И разносят по домам.

Мы трудились, мы старались, Превратили двор в оазис. От работы так устали, Что "зелёными" все стали!(Н. Анишина)

36. Экологическая песня-переделка (на мотив песни «Три белых коня»)

Погибли рыбы, камыши завяли. Радужный слой, не видно дна. Это за городом речка чистая, Это за городом речка чистая. Ну, а в городе – грязна, грязна, грязна.

И уносят меня, и уносят меня В дымящую грязную даль Три грязных коня, эх, три грязных коня: Воздух, Земля и Вода.

Навек засох лес, мазутом пропахши, Птицы навек умолкли тут. Только трубы, без конца дымящи, Только трубы, без конца дымящи, Мне навстречу всё бегут, бегут, бегут.

Погибли рыбы, камыши завяли. Один я грязи не боюсь. Это за городом грустил немало, Это за городом грустил немало, Ну, а в городе смеюсь, смеюсь, смеюсь.

И уносят меня, и уносят меня В дымящую грязную даль Три грязных коня, эх, три грязных коня: Воздух, Земля и Вода.

37. Липка

Я густой, кудрявой Вырасту на славу, – Примечай меня! Я медовым цветом Расцветаю летом, – Береги меня! А в денек горячий В тень от солнца спрячу, – Поливай меня! Ливень льет порою, Я от ливня скрою, – Не ломай меня! Хорошо обоим Нам расти с тобою, – Полюби меня! В свет широкий выйдешь, Всю страну увидишь, – Не забудь меня!(П. Воронько)

38. Ромашки

Разоделись все ромашки В белоснежные рубашки. Не хочу на них гадать, Чтоб листки не оборвать.

С кем дружить – и так я знаю, Без ромашек отгадаю. Лучше лепестки не рвать, Проще взять и посчитать.

Пусть растут они привольно… И цветам бывает больно.(Е. Малёнкина)

39. Про рыбалку

Мы ходили на рыбалку, Рыбок удили в пруду. Витя выловил мочалку, А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки, Саша – старые ботинки, А Сабина и Сосо – От машины колесо.

Мне попались две подмётки, Боре – банка от селёдки, А Серёжка на крючок Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо Рыбу мы удили зря. Много выудили хлама, И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый: Если мусор сыпать в пруд, То в таком пруду однажды Рыбы попросту помрут.(А. Ерошин)

40. В природе столько красоты!

В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь.(В. Чижов)

41. Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете – Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!(А. Усачёв)

42. Зяблик

Хотел иметь я птичку И денег накопил, И вот на Птичьем рынке Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке И зёрнышки клевал И, как в лесу на ветке, Всё пел и распевал.

Ребята заходили На Зяблика смотреть, И каждому хотелось Такого же иметь.

Я с Зябликом возился, Хоть было много дел. А через две недели Певец мне надоел.

Однажды я за город Уехал на три дня, И он на это время Остался без меня.

Когда же из деревни Вернулся я домой, Лежал в пустой кормушке Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти – Я вЫходил его И выпустил на волю Живое существо.

Хотят ко дню рожденья Мне подарить щенка, Но я сказал: "Не надо! Я не готов пока!"(С. Михалков)

43. Сломанное дерево

Пусть посадят пять деревьев, Пусть посадят сто деревьев, Двести, триста или даже Целый миллион –

Всё равно их будет меньше, На одно их будет меньше, То, которое сломали Я ли, ты ли, он…(О. Бундур)

44. Благодарность ёжика

Однажды на дачный порожек Зашёл любознательный ёжик. Навстречу ему потянулась рука, Другая рука налила молока. Крошили печенье в глубокое блюдце И ёж, уходя, обещал им вернуться.

А вечером думал, гуляя в лесу: – Я завтра рукам червяков принесу.(Ю. Симбирская)

https://otmetim.info/stixi-pro-ekologiyu/

45. Храм природы

Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.(А. Смирнов)

46. Что ты тискаешь утёнка?

Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты — большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку, — Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд,— Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь — и капут.(Саша Чёрный)

47. Лес – наш друг!

И не сразу, и не вдруг, Мы узнали: ЛЕС – наш друг. Нет без ЛЕСА кислорода, Сникнет сразу вся природа, Без него дышать не сможем И никто нам не поможет. Сдуют ветры урожай И тогда – прости, прощай! Обмелеют наши реки, Высохнут они навеки, Заболеют все зверушки Вплоть до маленькой норушки. Нет без ЛЕСА нам лекарств, На столах не будет яств. Пропадёт тогда планета, Горько мне писать всё это. А поэтому, друзья, Призываю всех вас я: Каждый кустик берегите, Без нужды костры не жгите, Цените каждую травинку И на листике дождинку. Сбережём ЛЕС от огня Для тебя и для меня. Красота живая – ЛЕС, Пусть растет он до небес!(Н. Филимоненко)

48. Новогодняя песенка гринписевца

А Новый Год-то на носу, Томятся ёлочки в лесу, И зайцы прыгают вокруг: Ах, не срубил бы кто их вдруг!

Иду по новенькой лыжне, И никакой пилы при мне, И топора нет за ремнём – Есть только мир и я при нём.

За тенью свет, за светом тень, У сосен шапки набекрень, А белки лущат семена И мирно дремлет тишина.

Я тишине отнюдь не враг, Иду по лесу просто так И ёлочкам машу рукой: Я не нарушу ваш покой!(И. Белкин)

49. Смерть берёзы

Она пощады не просила, Когда пришла её пора. И горьким соком оросила Стальное жало топора.

Потом бестрепетно лежала Наискосок через тропу И жизнь по капле источала На придорожную траву.

В закатном свете тучи плыли… И пень, торчащий из земли, Снующим роем облепили Из ближней кочки муравьи.

А парень в серой кепке в клетку В ладони изредка плевал И от ствола за веткой ветку, Как птице крылья, обрубал!

Потом он шёл, беря левее, Туда, где запад плавил медь. И долго в сумерках, белея, Плыла берёзовая жердь…(В. Сапронов )

50. Костёр

Костёр, забытый, под золой Не полыхал огнём. Хоть был, казалось, не живой, Дремала искра в нём. Гуляка-ветер, озорник, Проснувшись поутру, Губами смелыми приник К дремавшему костру. Спросонья задрожал костёр, И, разгоняя тьму, Он руки робкие простёр В объятия к нему. И грива жаркая огня Взметнулась к той поре, Как грива рыжего коня На утренней заре. И ветер с ней играл, смеясь, Будил ответный жар, Огню свою диктуя власть… …И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал Без лишней суеты: Огонь-убийца пожирал Деревья и кусты. Трещали, рушились стволы, В его аду горев, И были капельки смолы, Как слёзы, на коре. Забыв укромное жильё И с ужасом в душе, Бежало в панике зверьё, Теряя малышей, Стараясь обогнать беду – (Спастись бы самому!) – И задыхаясь на бегу, И падая в дыму…

Того виню я в драме сей, Тому я шлю укор, Кто по халатности своей Не загасил костёр. Земли родной храня красу, Покой лесов храня, Ты ради баловства в лесу Не разводи огня, Чтоб чьи-то души не украв, С собою быть в ладу, Чтоб искра твоего костра Не принесла беду.(Т. Шашева)

51. Не надо мусорить в лесу!

Не надо мусорить в лесу, Природы портя всю красу, Должны мы срочно прекращать Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте, Но мусор там не оставляйте – Когда лес чист, красив, опрятен, То отдых в нём вдвойне приятен!(М. Крюков)

52. Лилия

Не нужно было лилию срывать, цветов озёрных белую сестрицу, чтобы потом рубашкой укрывать от солнца, как подстреленную птицу. И крикнули встревоженно суда, вздохнули ивы, сгорбившись устало, и погрустнели небо и вода, как будто им чего-то не хватало. И вовсе не обрадовалась мать…

Не нужно было лилию срывать!(М. Вейцман)

53. Не стреляй в перелётную птицу...

Не стреляй в перелётную птицу! Не взводи равнодушный курок! Без того нелегко ей летится На чужбину в назначенный срок.

Без того тяжело и тоскливо, Прорезая курлыканьем даль, На продрогшие голые нивы Журавлиная льётся печаль.

Это – плач по гнездовью родному, Расставания тягостный звук. Неужели тебе не знакома Безысходная горечь разлук?

Неужели на трудных дорогах Отшумевших и нынешних дней Не терял ты сражённых до срока, Не дошедших до цели друзей?

Вот и птицы, как люди, рыдают С той же болью горячей в груди. Скольких, скольких они растеряют На неласковом долгом пути!

Скольких скосит безжалостный выстрел! Сколько их от предательских ран Прочеркнут замирающим свистом Камышовую хлипкую рань…

Не стреляй в перелётную птицу!(В. Сапронов )

54. Я не убью тебя, лебедь

Я не убью тебя, лебедь, Взмывший над сонным прудом; Что ж ты в безоблачном небе Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка, В эту прозрачную тишь; Что же ты каждой иголочкой У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш, В чуткой лесной полутьме; Что ж ты, невиннейший, плачешь? Или не веришь ты мне?!(В. Сапронов )

55. Покормите, люди, птиц!

Покормите, люди, птиц:Свиристелей и синиц,Воробьев и снегирей.Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегдаЗерна, семечки, вода,Знали, что их любят, ждут,И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,Снег немножко притоптал.Перья распушил слегка,Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,Корма здесь он не найдет.На деревьях не красно,Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,Где найти ему обед?Вот летят гурьбою птицыВ город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорейНаших маленьких друзей!Все пернатые важны,Помогать мы им должны.(Г. Рукосуева)

Поделиться (а можно добавить в закладки, нажав Ctrl+D):

otmetim.info

Урок в 5-м классе по природоведению "Три среды обитания"

Разделы: Биология

Тема урока: Три среды обитания.

Цели и задачи:

– способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов; – выявить особенности каждой среды обитания; – определить, как организмы приспосабливаются к жизни в своей среде; – способствовать формированию экологического мышления; – развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе; – создать условия для рефлексивной культуры; – оформить газету « Три среды обитания».

Оборудование к уроку:

1. Компьютерные заставки различных видов природы, животных и человека. 2. Картина «Стихи природы». 3. Индивидуальные карточки для работы по определению факторов среды. 4. Таблички с названием среды на каждый ряд.

Наземно-воздушная

5. Фотографии животных на каждого ученика, на обратной стороне которых напечатаны обращения к людям о поведении в природе или советы. 6. Плакаты или рисунки учащихся по охране природы. «Пожар в лесу», «Город – среда жизни». 7. Три листа ватмана с названием среды обитания.

ХОД УРОКА

1. Минутка здоровья

2. Актуализация знаний

Учитель:

Урок мы свой начнем о том, Что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом – просторный дом Мы все с рожденья в нем живем.

– Ребята, из предыдущих уроков вы уже знаете, как устроена наша планета Земля. Знаете, что на ней есть вода, воздух и суша, которые образуют ее оболочки. Какие?

Дети: Живую и неживую.

Учитель: Выберите из предложенных рисунков, объекты живой и неживой природы, приведите свои примеры. (Ответы учеников) Вся природа, окружающая живой организм, называется средой обитания. Среда обитания – это тема нашего изучения на уроке. Мы определим, какие существуют среды обитания, узнаем, кто в них живет, и как организмы приспособились к жизни в среде обитания. А еще мы определим, всегда ли живым организмам живется комфортно. Среда обитания – это все, что окружает организм. В среде действуют те или иные факторы, их называют экологическими. Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.

Учитель: Ребята, скажите, а что окружает человека? (Воздух) – А дождевого червя? (Почва) – А что окружает эти организмы? (Фотографии лося, марала, пингвина, попугаев, крота, рыбы.) Какие среды обитания они занимают?

Дети: Водную, воздушную, почвенную.

Учитель: Есть еще одна среда – живой организм. Кто может жить в этой среде? (Паразиты)

Дети: Вши, клещи, разные черви.

Учитель: Сейчас я прочту стихотворение. А вы ответьте на вопросы к нему.

Почему у нас в Туве Пальмы не растут? Ясно и тебе и мне (Холодно) им тут.

А в походе по грибы На лесной дороге Вряд ли встретятся Слоны или носороги.

Учащиеся рассуждают об условиях среды, (температура – доминирующий фактор, необходима еще и вода, у нас она зимой замерзает, свет и кислород).

– Чем являются эти условия? (Факторами среды). – Факторы среды влияют на организмы, они могут быть полезными – благоприятными и вредными – неблагоприятными. Как же организмы живут, размножаются, развиваются? Каждое живое существо приспособилось, способно выживать. Мы уже отметили, что рыба живет в воде, как же она приспособилась? Что ей помогает жить? Птицы занимают наземно-воздушную среду, как они приспособились к ней? А крот, который живет в почве? Давайте рассмотрим страницы учебника 114–117 (Беседа).

3. Сценка:

Действующие лица:

Мальчик (в костюме ежа или с рисунком ежа), Ведущий.

Ведущий: Ежик! Ты зачем такой колючий?

Еж: Это я на всякий случай.

Ведущий: Ребята, на какой такой случай, ежик колючий?

(Ответы детей)

Еж: Знаешь кто мои соседи – лисы, волки и медведи.

– Ребята, а кактус тоже колючий, почему? и ежик и кактус приспособились, чтобы быть не съеденными.

(Беседа о кактусе)

– У кактуса среда обитания с дефицитом воды, листья видоизменились в колючки.

4. Закрепление:

Дети еще раз говорят, что такое среда обитания, факторы среды и приспособленность. Предлагается интеллектуальная игра. Игра проходит в 4 этапа. Инструкция к игре:

1 этап

Заполнение карточек парами, работая с учебниками (стр. 114–115 по А.Плешакову и А.Сонину) один ученик читает, другой пишет.

У детей первого ряда карточки:

Водная среда

Кислорода не хватает Света мало Воды достаточно Температура изменяется

У детей второго ряда:

Почвенная среда

Кислорода недостаточно Света недостаточно Воды достаточно Температура ровная

У детей третьего ряда:

Наземно-воздушная среда

Света достаточно Воды часто не хватает Температура значительно изменяется

После заполнения карточек проводится их анализ.

2 этап.

Ребята рассматривают фото животных. Они у каждого есть. Определяют среду их обитания и какие приспособления у животных появились в ходе эволюции.

3 этап.

А сейчас, ребята, поселите животных, что у вас на фотографиях в свою среду обитания.

1 ряд                 2 ряд                           3 ряд Водная среда   Почвенная среда       Наземно-воздушная среда

Дети пересаживаются. (Это минутка релаксации).

Учитель: В какой среде меньше всего жителей? Почему? (В почвенной).

Дети: Отвечают на вопрос.

Учитель: Итак, вы заполнили карточки, определили среду обитания и ее факторы.

4 этап игры.

– Охарактеризуйте организмы на ваших фото.

Я крот, живу в почвенной среде, в почве мало света, поэтому у меня слабое зрение. Зато мои ноги приспособились рыть землю, они плоские как лопаты. У меня прекрасное обоняние, которое помогает отыскивать пищу. В почве мне уютно и тепло, почву чаще называют просто землей. (Рассказывают дети по желанию 3–4 человека).

Учитель: Ребята, чему нас научила игра? (Ответы детей).

– Теперь я предлагаю вам послушать еще одно стихотворение.

Три клада у природы есть Три ее основы. Вода, земля и воздух. Какая бы не грянула беда, Целы они – все возродится снова.

– Давайте порассуждаем о каких кладах идет речь? А что такое клад?

Дети: Клады – это среды обитания. А клад это что-то очень ценное, что нужно беречь и хранить.

Учитель: Ребята, а всегда ли человек бережет природу, которая его окружает. И насколько среда обитания благоприятна для ее жильцов?

Дети говорят о лесных пожарах, о загрязнении водоемов, о мусоре. Демонстрирую плакаты учащихся старшеклассников, которые были представлены на экологический конкурс в рамках международного форума «Зеленая планета».

1. «Пожар в лесу» 2. «Смог в городе» 3. «Дельфин выбросился из воды»

Дети: Обсуждают экологические проблемы сред обитания.

Учитель: Как мы должны вести себя, давайте познакомимся с советами и пожеланиями разных жителей планеты. (Советы напечатаны на обратной стороне фото, с которыми дети работали).

В это время учащиеся, которые ответственные за экологическую почту в школе, приносят телеграмму от лица птиц:

– Холодно, голодно. Помогите птицам. Устройте кормушки. Птицы отблагодарят вас высоким урожаем.

Воробей, снегирь, синица.

Отмечаем, что условия среды не всегда благоприятны.

6. Итоги урока, выставление оценок

Учитель: Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему, что наша планета Земля – дом для всего живого. Планета – среда обитания. И оценкой для всех нас будет наше доброе бережное отношение к природе.

Урок закончим мы на том, Что вся Земля наш общий дом. Что дом мы наш должны беречь. Давай, докажем, что не зря На нас надеется Земля.

(Заключительное стихотворение читается на фоне звуков природы и демонстрации картин природы. Журчит вода, поют птицы.)

Сразу же на перемене ребята помещают на ватман фотографии животных, которые использовали на уроке, заполненные карточки, дополнительные материалы – это рисунки, советы о поведении в природе. Закрепляют заголовок «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ» или «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ». Получается газета из четырех ватманов. Газеты, изданные экспромтом на уроке, всегда с интересом изучают учащиеся школы.

Приложение

Правило № 1

Ходить в лесу или в парке нужно только по тропинкам.

Правило № 2

Не расходуйте воду зря, помните, что запасы воды на Земле ограничены.

Правило № 3

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.

Правило № 4

Не шумите в лесу, не беспокойте его обитателей и их детенышей.

Правило № 5

Если в чудесный весенний день вы пришли в лес на прогулку, то старайтесь не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие дети.

Правило № 6

Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк своего любимого пса. Он может поймать и покалечить молодых птиц.

Правило № 7

Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики – животные. Они относятся к группе насекомых, они увеличивают урожай опыляя растения. Это самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты, они появились на земле около 250 млн. лет назад.

Правило № 8

Семенами ели и сосны кормятся белки, барсуки и медведи, в сосновых и еловых лесах устраивают жилища клесты, их птенцы появляются зимой и питаются как и родители семенами хвойных растений.

Правило № 9

Растения скрепляют своими корнями почву, не позволяют ливням и весенним ручьям размывать берега.

25.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по Окружающему миру "Среды обитания организмов"

Среды обитания организмов.

Цель урока: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах. Ввести понятие «экология»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов; с понятием экология.

  2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

  3. Учить систематизировать, выделять главное и существенное.

  4. Формировать познавательный интерес к предмету и бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, пусть в течение урока у всех будет хорошее настроение. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Спасибо! Нам предстоит интересная работа, но прежде мы вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о свойствах живых организмов).

Назовите свойства организмов.

Молодцы! Итак, я готова продолжить работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. А вы готовы? (Да).

Тема сегодняшнего урока: Среды обитания организмов.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? С чем познакомимся? (отвечают)

Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Давным-давно случилась такая история. Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный Путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел Природы обладали необычными свойствами. Что за свойства отличали их от тел неживой природы?

- движение

Правильно, да, вы знаете эти существа. Их зовут живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних времен, некоторые не дожили до настоящего.

Но и сегодня их немало – 5 миллионов видов! И разные они - и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные и безобидные, неподвижные и быстрые (фото разных животных и растений).

Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы. Но сегодня мы рассмотрим только первые три.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Можно сюда добавить кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?

Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред по следующим показателям: факторы неживой природы.

(на доске карточки с обозначениями). Работа по рядам: водная, наземно-воздушная, почвенная с учебниками.

Совместно обсуждается вопрос о факторах живой природы, заносится в схему.

Вывод:

Характеристика сред

  • Молодцы! У вас хорошо получается.

  • Приспособления организмов к жизни в разных условиях обитания.

Водная среда.

  • обтекаемая форма тела

  • наличие слизи на теле

  • плавники

  • ласты

  • подкожный слой жир

(запись в тетрадь)

Наземно-воздушная среда

Приспособления растений и животных

-крылья

-конечности для передвижения по твердой поверхности

-шерсть

-приспособления для экономного расходования воды

-приспособления для опыления растений

Почвенная сред обитания

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов

  • округлая, червеобразная форма тела

  • способность к изменению толщины тела

  • роющие конечности

  • маленькие глаза или их отсутствие

В одной и той же среде обитания одновременно живет много организмов. Например, в лесу обитают медведи, лисы, зайцы, разнообразные птицы, насекомые, растения и другие организмы. Несмотря на то, что они живут в одних и тех же условиях, для жизни им нужны разные факторы.. Так, птицы для питания употребляют плоды, семена растений или насекомых; лиса питается мышами, зайцами; волк охотится на других крупных животных.

Таким образом, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношениях с разнообразными факторами природы.

Экология – наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это слово произошло от двух греческих слов: «йокос» - дом, жилище и «логос» - учение.

За миллионы лет на Земле сформировалась система жизни – биосфера. В нее входят нижние слои атмосферы, воды, почвы со всеми населяющими их живыми существами. Биосфера – наш общий «дом», все живые организмы – ее обитатели.

В этом «доме» люди часто ведут себя неправильно: отравляют почву и воздух отходами производства, вырубают леса, не думая о последствиях, - ведь в природе все взаимосвязано.

Я прочитаю Вам стихотворение Р. Рождественского, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно?

Кромсаем лед,Меняем рек теченье,Твердим о том, что дел невпроворот…Но мы ещё придем просить прощеньяУ этих рек, барханов и болот.У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька…Пока об этом думать неохота.Сейчас нам не до этого. Пока.Аэродромы, пирсы и перроныЛеса без птиц и земли без воды…Всё меньше – окружающей природы.Всё больше – окружающей среды.

Экология учит людей, как вести себя в большом «доме» природы, чтобы сохранить ее для себя и будущих поколений.

Но об экологии более подробно вы узнаете позже, в 6-м классе, когда будете изучать биологию.

R: А теперь давайте попробуем заполнить таблицу в тетради .

Работа в парах по карточкам. На эту работу отводится 5 мин. 

Название среды

 Самостоятельная работа учащихся

Обсуждение самостоятельной работы

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

Выводы по уроку.

Дайте определение понятию «среда обитания».

Назовите среды обитания организмов.

Что изучает наука экология?

Спасибо за урок!

Запись домашнего задания ( параграф 35, стр. 137, ответить на вопросы).

Обитатели

Приспособленность к среде обитания

 Водная

 

 

 Наземно-воздушная

 

 

 Почвенная

 

 

doc4web.ru

Среда обитания

Гутен морген, добрый день, а дня некоторых уже и бон суар, дорогие дамы и синьоры!

Других не вижу среди.

Вы знаете, конечно, что такое среда.Среда обитания, например.

Среда обитания - все тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние, развитие и размножение отдельных организмов и популяций. Различают абиотическую, биотическую и антропогенную среды обитания.(с)Глоссарий.ру

Мы, товарищи и граждане, тоже как бы имеем место быть отдельными организмами и, в некотором смысле, популяциями.Давайте, коротенько, минут на сорок, определимся по средам.

Абиотическая среда - неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Абиотическую среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих организмов.

Биотическая среда (Биосреда)Биотическая среда - среда, создаваемая или видоизмененная сообществом организмов. Обычно биотическая среда определяется небольшим числом видов (детерминантов). Биотическая среда создает благоприятные условия для тех видов, которые входят в конкретный биогеоценоз или более крупную экосистему.

Организмы - это важно. Тем более, конкретный биогеоценоз (правильно хоть написал?).

Но нас, как людей, вытворяющих же тут разные вещи, т.е. связанных хоть каким-то местом (только - без обид!) с таким красивым и манящим словом как "творчество", интересует среда антропогенная (Боже, и почему мне в голову все время лезет эта звонкосогласная фамилия, чур меня!).

Ибо создана руками и даже, местами, головой человека, т.е. нами, всем нашим, не побоюсь этого слова, [strike]биоколхозом[/strike] биогеоценозом.Помните, как жаловался Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: "на каждого гражданина давит столб воздуха".

Дамы и господа, на нас давит еще и среда. Вот та, именно. Мы душим себя своими же руками. И в то же время дышим и живем ею. Она нас бодрит. Забери среду и будем мы столпом стоять под другим столбом же.

Наши труды - тоже среда обитания и ожидания. Почитал, вдохнул - живем!

Вы любите среду? У меня к ней сложные чувства. Середина - а я не люблю середняков (может, потому, что сублимирую свое утлое середнячество?).

А что народ, в лице тов.Даля, говорит?"Неделя средою крепка, век - половиною."

Так что, мадам и месье, нас reboot, а мы крепчаем.

О чем же мы?А сегодня же она - среда, середа, Wednesday, Mittwoch, mercredi.

Как настроение? Уверяю, будет лучше.

Ведь скоро уже, как говорят в Японии - нити йооби*.Правда, впереди еще моку йооби** и благословенная – кин йооби***.

А там уже рукой подать: до йооби****.

Доживем до гецу йооби*****!...........................И написано это было в среду!...........................[ul]*нити йооби  - воскресенье**моку йооби    - четверг***кин йооби    - пятница****до йооби    - суббота*****гецу йооби - понедельник[/ul]

Читателей произведения за все время — 415, полученных рецензий — 0.

grafomanam.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта