Срез хвойного растения под микроскопом. Урок биологии по теме "Многообразие голосеменных растений и особенности их строения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Строение древесины: макро- и микроскопическое + примеры в картинках. Срез хвойного растения под микроскопом


Сосновая ветка под микроскопом

Рассмотрим под микроскопом сосновую хвою, кору и древесину.

На самом кончике хвоинки клетки роговеют (от того она такая колючая). Вдоль тянутся белые борозды с рассажеными в них на одинаковом расстоянии друг от друга круглыми отверстиями — порами.

Вырастая, хвоя отодвигает чешуйку на молодой ветке — верхний мягкий слой покровной ткани.

У более взрослых (толстых) веток начинает образовываться кора — многочисленные слои отмерших клеток.

В этом месте в ней видны отверстия от выпавшей хвои.

Под тонким слоем молодой коры видно, что это отверстие идет глубоко к сердцевине.

Поперечный разрез ветки сосны.

После разреза на нем моментально выступает смола.

Продольный разрез ветки сосны.

Здесь видны основные слои древесины.

На этом рассмотрение ветки сосны заканчивается.

«А как же та козявка, которая была видна на самом первом изображении?» — заметит наблюдательный читатель.

— Ну что ж. Давайте посмотрим и на неё.

Удивительно, но благодаря своей покровительственной окраске ей удалось быть не замеченной вплоть до того самого момента, пока она не попала на предметный столик микроскопа (а размеры-то у неё не маленькие). Если вы сразу заметили её на первом изображении, поздравляю, вы очень внимательны.

Итак, неопознанная мной «животинка», имеет слегка рыжеватый оттенок.

Но по большей части она полупрозрачна и поэтому хорошо видно её внутренние строение.

Завораживающее пульсирование её кровеносной системы — единственная причина, по которой она вообще попала в этот обзор.

mikrula.ru

макроскопическое и микроскопическое + картинки

Макроскопическое строение древесины

Макроскопическое строение древесины

Макроскопическое строение древесины

Макроскопическое строение древесины позволяет изучить строение на уровне макроструктуры — видимой невооруженным взглядом без применения увеличительных приборов и микроскопа. Все ветки, которые появляются на дереве, всегда остаются на одной высоте. В высоту дерево растет за счет появления нового побега каждый год. Увеличение диаметра дерева происходит за счет камбия – слоя древесины, находящегося непосредственно под корой и отличающегося от остальных слоев своей мягкостью. Камбий представляет собой образовательную ткань, которая обеспечивает рост как внутрь дерева, так и наружу. Наружные клетки образуют луб, крайние слои которого по мере увеличения диаметра ствола отмирают и переходят в кору. Внутренние клетки обеспечивают рост слоев древесины. Древесина также постепенно отмирает, образовывая центральную твердую основу, а живая часть древесины – заболонь обеспечивает дальнейший рост.

Заболонь и ядро

При макроскопическом изучении строения древесины мы наблюдаем, что одни сорта деревьев имеют равномерную окраску по всему срезу, а у других вокруг темноокрашенной центральной части располагаются более светлые слои древесины. Центральная часть называется ядром, а слои, окружающие ее – заболонью. Встречаются породы дерева, в которых центральная часть ствола не отличается от наружной по окраске, однако содержит меньше воды (речь идет о живом дереве). Такая древесина называется спелой, а общее название пород дерева со спелой древесиной – спелодревесные породы. Породы с ярко выраженным ядром называют ядровыми. Кроме того, существуют породы, содержание воды в центральной и периферической частях которого одинаково, как и окраска. Такие породы дерева принято называть заболонными.

На самом деле ядро имеется у каждой породы дерева, только темная окраска присуща не всем. По сути, спелая древесина является ядром дерева и отличается только окраской. А деревья такого вида называют безъядровыми.

Внутри группы безъядровых пород выделяют спелодревесные и заболонные разновидности. В первой периферийная часть дерева обладает большей влажностью, чем центральная, а в породах второй разновидности влажность дерева одинакова по сечению ствола. Лиственные породы деревьев относятся к заболонным породам. Верхняя часть дерева содержит больший объем заболонной древесины. Ближе к комлевой части ее объем уменьшается. Зависит объем заболонной древесины и от возраста дерева, с увеличением возраста ее объем уменьшается. Иногда центральная часть ствола безъядровых пород дерева темнеет. В таких случаях ее называют ложным ядром.

Молодые деревья не имеют ядра. Образуется оно с течением времени, у разных пород в разное время. Так, у сосны при достижении 30-35-летнего возраста, а у дуба — в период между 8 и 12 годами. Поэтому ширина заболони у дуба меньше, чем у сосны. По мере увеличения диаметра ствола часть заболонной древесины переходит в ядро. Рассмотрим на примере дуба. Если у молодого дерева диаметр ствола составляет 15 см, то объем ядровой части и заболонной примерно одинаков. Когда диаметр ствола достигает 30 см, то объем ядра становится больше, чем объем заболони примерно в 3-5 раз. Когда диаметр – 60 см, то 90% объема приходится на ядро дерева.

Прямым образом на размер заболони влияют условия, в которых растет дерево. Дубы, растущие на солонцовых почвах, имеют более широкую заболонь, чем дубы, которые растут в пойменных дубравах. При этом, ширина заболони дуба остается одинаковой по всей высоте ствола, а у сосны и ели количество заболони увеличивается в верхней части ствола. С возрастом ширина заболони у сосен увеличивается. После достижения столетнего возраста уменьшается ежегодный прирост древесины, соответственно, уменьшается и ширина заболонной части.

Заболонь в растущем дереве несет функцию «водопровода» — по ней поднимается вода в верхнюю часть ствола. Кроме того в ней накапливаются питательные вещества, необходимые для роста.

Ядро образуется за счет отмирания живых клеток древесины, забивании водопроводящих каналов, образовании смол и углекислого кальция. Сама древесина ядровой зоны пропитывается дубильными и красящими веществами, приобретает повышенную плотность. В свете всех перечисленных явлений она приобретает повышенную стойкость к гнилостным микробам.

Древесина ядровой части очень плотная, за счет чего часто применяется для изготовления емкостей под жидкости. Ядровая часть из-за своей высокой плотности плохо пропитывается антисептиками, что необходимо знать при использовании древесины в промышленности.

Годовые кольца (годичные слои)

Сезонный прирост дерева дает новый слой древесины, который называют годовым кольцом. Концентрические кольца на поперечных срезах дерева могут рассказать о возрасте дерева. Если представить строение ствола, как несколько конусов, насаженных друг на друга, то по количеству колец на срезе (минус два) и определяется, сколько лет понадобилось дереву, чтобы вырасти до высоты этого среза. Количество колец в комлевой части указывает на его общий возраст. Так, если в нижней части мы видим 12 колец, значит дереву на данный момент 10 лет. А если в верхней части срез представлен 7 кольцами, это говорит, что до этой высоты дерево росло 5 лет.

От характера среза зависит рисунок, образуемый годовыми кольцами. Более наглядно это можно проследить на срезах хвойных деревьев. Радиальный срез будет представлен параллельными продольными полосами, поперечный срез имеет вид концентрических окружностей, а тангенциальный – рисунком с извилистыми полосами.

На ширину годичных слоев влияют порода дерева, условия его произрастания, возраст и место среза. Медленно растущие деревья дают узкие годичные слои, а быстрорастущие – широкие. Молодое дерево образует широкие годичные слои, старое – узкие. Естественно, что на основном стволе годичные слои шире, чем на ветках. Чем лучше условия, в которых растет дерево, тем больше годовой прирост древесины и ширина годичного слоя.

Также интересен тот факт, что если рассматривать поперечный срез дерева, то можно отметить следующую закономерность: ширина годичных слоев у сердцевины небольшая, она увеличивается до определенного максимума, после которого вновь идет на уменьшение.

Возле самой коры дерева годичные слои имеют небольшую ширину. Таким образом, исследуя строение дерева, ширину и количество годичных слоев можно даже представить, как изменялся климат в период его роста. А с помощью нехитрых вычислений можно определить время изготовления предмета из дерева.

Деревья, растущие группами в одинаковых условиях, обычно имеют почти цилиндрическую форму ствола, с незначительным сужением в верхней части. Яркий тому пример – корабельные сосны, высокие и стройные как на подбор, они все имеют одинаковую толщину ствола, почти от основания до верхушки. Если посмотреть на сосну, одиноко растущую в поле, то ствол ее обыкновенно имеет много ответвлений, крона раскидистая. Обхват основания такой сосны большой, а вверху ствол резко сужается. Ученые называют такой ствол сбежистым. При этом часто наблюдается разница в ширине годичных слоев на противоположных сторонах дерева. Происходит как бы смещение центральной части ствола. На боковых ветках практически всегда сердцевина смещена от центра и срез имеет вид скорее эллипса, чем окружности.

Не все деревья в поперечном разрезе имеют вид концентрических окружностей. Есть породы деревьев с волнистыми годичными слоями. Например, к таким относятся ольха и бук.

Нарастают годичные слои от центра к периферии. Часто внутренняя их часть имеет более светлую окраску и меньшую твердость, нежели внешняя. Особенно хорошо это заметно у деревьев хвойных пород. По внутренней части годичных слоев (ранней древесине) поднимается вода с питательными веществами, а внешние части (поздняя древесина) придают дереву прочность.

Сердцевинные лучи

Каждое дерево в разрезе имеет сердцевинные лучи – светлые линии, которые расходятся от ядровой части дерева к коре. Они не всегда заметны визуально, но присутствуют всегда. Их ширина невелика — от 0,005 до 1 мм (очень узкие, узкие или широкие). Широкие лучи на самом деле могут состоять из нескольких узких, расположенных рядом друг с другом.

Радиальный разрез дерева показывает такие лучи в виде пятен или блестящих поперечных полос, которые иногда образуют своеобразный рисунок. Чем больше совпадает направление луча с плоскостью разреза древесины, тем длиннее его видимый рисунок на срезе.

На тангенциальном разрезе форма лучей похожа на веретено или плоды чечевицы по очертаниям. Высота их в разрезе зависит от породы дерева.

Сердцевинные лучи при жизни дерева проводят воду и питательные вещества по горизонтальным плоскостям. В растущем дереве сердцевинные лучи служат в основном для проведения воды и питательных веществ в горизонтальном направлении и для хранения запасных питательных веществ зимой.

Каждый сорт дерева имеет разное количество сердцевинных лучей. Если на тангенциальном разрезе березы или сосны подсчитать их количество на площади 1 квадратного сантиметра, то получим число, равное 3000 или больше. А если аналогично подсчитать количество лучей у можжевельника, то их окажется примерно 15000. Они очень узкие и напоминают волосовидные лучи.

Нижняя часть ствола дерева имеет очень большое количество лучей, при подъеме вверх их количество уменьшается. Правда в районе кроны их число немного увеличивается. Параметры лучей увеличиваются от центральной части ствола к периферийной, также, как и их количество. В пределах деревьев одной породы эти показатели зависят от условий, в которых они растут. Лиственные породы деревьев имеют большее количество сердцевинных лучей, по отношению к деревьям хвойным. В процентном соотношении у лиственных пород их доля составляет 15% от объема древесины, и 5-8 % — доля в объеме хвойных.

Сердцевинные повторения

На продольных разрезах лиственных деревьев можно наблюдать черточки, пятна или полоски по границам годичных слоев. Они окрашены в темно-коричневый или бурый цвет, а по строению идентичны строению ядровой древесины. Для некоторых пород наличие таких полосок и пятен является надежным диагностическим признаком, когда по древесине требуется определить породу дерева. Наблюдаются такие образования в нижней части ствола. В хвойных породах дерева встречаются очень редко.

Сосуды – проводники влаги и питательных веществ

У лиственных пород дерева вода из почвы вытягивается корнями, а затем, по специальным сосудам, имеющим вид обыкновенных трубочек, подается в остальные части дерева. На поперечном срезе дерева сосуды выглядят как небольшие отверстия.

В строении хвойных пород деревьев сосудов нет.

Размеры сосудов колеблются от очень мелких, которые можно увидеть только в микроскоп, до видимых человеческим глазом – крупных. При этом распределены они преимущественно в ранней области годичных слоев и на срезе образуют кольцо, иногда равномерно разбросаны по всей площади годичного слоя. Мелкие сосуды чаще встречаются группами, а при отсутствии крупных они равномерно распределены по площади. Ближе к наружному краю годичного слоя их количество и размеры уменьшаются.

По характеру распределения сосудов выделяют кольце-сосудистые  и рассеяно-сосудистые виды. В первых годичные кольца хорошо заметны за счет разницы между ранней и поздней областью слоя. У пород дерева, имеющих рассеяно-сосудистое расположение всех сосудов, годичные кольца имеют однородное строение и внешние границы трудно различимы.

На радиальном срезе группы мелких сосудов могут образовывать рисунок в виде языков пламени, на тангенциальном – волнистые сплошные или прерывающиеся линии. При рассеянном характере распределения сосудов, они заметны на срезе в виде отдельных светлоокрашенных точек. Характерный пример – древесина ясеня.

Бороздки различного размера, видимые на продольном срезе дерева – это сосуды. Они совсем необязательно расположены вертикально, поскольку только частично попадают в площадь среза. Размеры сосудов колеблются от 0.016 до 0.4 мм и также зависят от условий, в которых растет дерево. Сосуды, расположенные близко к сердцевине по мере удаления от нее, увеличиваются в диаметре, а затем, достигнув максимальных пределов, начинают уменьшаться, либо остаются постоянными. В направлении от основания дерева к его вершине количество сосудов и площадь сечения на продольном срезе растет.

По причине присутствия сосудов в древесине лиственных сортов наблюдается высокая проницаемость газов и жидкостей. Их наличие снижает прочность древесины.

Смоляные ходы

Хвойные породы деревьев (ель, сосна, кедр и лиственница) отличаются наличием тонких, заполненных смолой путей – их называют смоляные ходы. А тис, пихта и можжевельник не имеют смоляных ходов.

По тому, как расположены смоляные ходы в стволе дерева, их разделяют на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные совместно с сердцевинными лучами создают смолоносную систему, что дает возможность добывать смолу методом подсочки. На поперечных срезах вертикальные смоляные ходы выглядят как точки беловатого цвета. Наблюдаются они на площади поздней зоны в годичных слоях.

За счет смолы древесина обладает стойкостью к процессам гниения.

Определение породы древесины по макроскопическому строению

Строение каждого вида древесины тесно связано с ее свойствами. Зная породу дерева можно достаточно точно оценить технологические свойства древесины и ее физико-механические свойства. Эти свойства для каждой породы дерева учеными выведены в справочную базу данных, которая служит ориентиром при выборе необходимых материалов для конкретных целей.

Определить вид дерева можно, используя такие признаки древесины, как:

  • Наличие или отсутствие ядра.
  • Ширина заболонного слоя и характер границы между ним и ядровой частью.
  • Четкость годичных слоев и их очертаний на поперечном срезе.
  • Внутри годичных слоев – характер распределения ранней и поздней древесины и четкость границ между ними.
  • Присутствие сердцевинных лучей, их количество, размеры и характер окраски.
  • В лиственных породах площадь распределения, размеры и количество сосудов, их состояние.
  • В хвойных породах – количество и размеры смоляных ходов.
  • Наличие или отсутствие сердцевинных повторений.

Использование дополнительных характеристик древесины, таких как плотность и твердость древесины, текстура и блеск сделает процесс определения вида намного точнее.

Цвет древесины также используется при диагностике, правда необходимо быть очень внимательным и учитывать степень изменения его от внешних физико-химических и временных воздействий.

Хорошую помощь в правильном определении оказывают рисунки на продольных срезах древесины. Плотность и твердость древесины при определении вида лиственных пород имеет очень большое значение, поскольку довольно часто остальные признаки очень плохо выражены.

Микроскопическое строение древесины

Микроскопическое строение хвойных пород

Микроскопическое строение хвойных пород

На долю живых клеток в древесине приходится всего 2% от общего количества. По строению растительная клетка представляет ядро и цитоплазму в тонкой прозрачной оболочке.

Оболочка состоит из органического вещества – клетчатки или целлюлозы. По своему виду это тонкая и прозрачная эластичная пленка. Строение оболочки, ее состав и размеры изменяются по мере развития клетки. Самые частые изменения – это одревеснение и пробкование. В процессе жизнедеятельности клеток в них образуется органическое вещество лигнин, которое и приводит к одревеснению клеток. После того, как клетки одревеснели, их рост останавливается или очень сильно замедляется, по сравнению с ростом клеток в целлюлозной оболочке.

Микроскопическое строенние лиственных пород

Микроскопическое строенние лиственных пород

Оболочки со временем утолщаются. Это утолщение происходит неравномерно. Оставшиеся неутолщенными места называют порами. По этим порам проходит вода и растворенные в ней питательные вещества из клетки в клетку.

Сама целлюлоза представляет собой волокна, называемые микрофибриллами. Пространство между этими волокнами заполнено связанной влагой, лигнином и гемицеллюлозой.

Разновидности древесных клеток: паренхимные и прозенхимные

В прозенхимных клетках волокна имеют диаметр 0.01-0.05 мм и длину от 0.5 мм до 3 мм. Концы этих волокон заострены. Прозенхимные клетки составляют основную массу древесины, независимо от ее породы. По своему назначению прозенхимные клетки делят на проводящие, опорные и механические. Как понятно из названия таких групп клеток, проводящие имеют соей целью обеспечить в крону дерева воды и питательных веществ, вытягивая ее из почвы. Прочность древесины обеспечивается опорными клетками.

Волокна паренхимных клеток по своему виду напоминают многогранную призму с приблизительно одинаковой шириной стороны. Ширина сторон призмы составляет 0.01-0.1 мм. Основным назначением паренхимных клеток является накопление и хранение питательных веществ. Крахмал, жиры и другие органические питательные вещества отлагаются в паренхимных клетках и ждут начала вегетативного периода. Весной они служат источником питания для образования листьев в кроне дерева. Паренхимные клетки располагаются в сердцевинных лучах. Если подсчитать их количество в процентном отношении к общему объему дерева, то эта величина у лиственных деревьев составляет от 2 до 15%, а у хвойных намного ниже, всего 1-2%.

Ткани древесины

Группы клеток, которые выполняют одну задачу и имеют одинаковое строение, образуют древесные ткани. Существуют проводящие, запасающие, опорные или механические и покровные виды тканей.

Задача проводящих тканей обеспечить влагой и питательными веществами, которые впитываются из почвы корневой системой дерева, весь ствол, ветки и листву.

Состоят проводящие ткани из клеток с очень тонкими стенками и имеющих вытянутую форму. В среднем длина сосудов составляет 10 см, а иногда у определенных пород может достигать длины от 2 до 3 м. Наиболее характерный пример деревьев, имеющих длинные проводящие сосуды – это дуб. Диаметр сосудов очень мал, от сотых до десятых долей мм.

Запасающие ткани находятся в стволовой части и корневой системе дерева. Название этих тканей полностью соответствует выполняемой функции. От их работы зависит скорость роста дерева и его качество.

Жесткость, устойчивость и прочность дереву в стадии роста придают механические (опорные) ткани. Функцию защиты от внешних факторов несут на себе покровные ткани. Они находятся в коре дерева.

Как строение древесины отражается на физико-механических свойствах

Свойства древесины очень сильно зависят от строения клеток, в частности их оболочки. Содержание твердой древесной массы будет больше, если расстояние между микрофибриллами будет меньше. Чем меньше содержание связанной влаги, тем прочнее дерево. Когда содержание связанной влаги большое, то микрофибриллы отодвигаются друг от друга, силы сцепления слабеют и механические свойства дерева ухудшаются. Поскольку сами микрофибриллы преимущественно располагаются вдоль клетки, то и дерево получает наибольшую прочность именно вдоль своих волокон.

Влияют на свойства древесины и форма и размеры волокон. Прямолинейная их форма, которая присуща для хвойных пород обеспечивает последним более высокие показатели прочности. Извилистость волокон в лиственных породах дерева обеспечивает лучшие показания ударной вязкости и прочности к скалыванию вдоль волокон.

Породы деревьев с кольцесосудистым строением имеют очень высокую гибкость, поскольку наличие сосудов обеспечивает волокнам способность не разрушаться при уплотнении.

Посетители, просмотревшие эту статью, также заинтересовались следующими:

Определение твердости древесины методами Бринелля и Янка Прочность древесины: виды испытаний и формулы

o-drevesine.ru

Урок биологии по теме "Многообразие голосеменных растений и особенности их строения"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить учащихся с главными особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить многообразие голосеменных растений, классификацию голосеменных; выяснить какие голосеменные растения растут в лесах Ленского района Архангельской области;
    • изучить особенности строения хвойных растений;
    • выяснить их отличие от споровых растений.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать на основе изучения краеведческого материала, работая с ЛСМ;
    • развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленный вопрос;
    • развитие умений работать с дополнительной литературой.
    • развивать эмоциональную сферу личности учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание у школьников бережного отношения к природе.
    • создание условий для формирования коммуникативной культуры;
    • воспитание положительной мотивации к знаниям.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. Что это? (Лес) Слайд 1

– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Но каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве.

II. Проверка домашнего задания

Ученики получают карточку (Приложение 1), на которой три задания.

Задание 1. Определите растение по гербарию. Работа выполняется в парах. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (Макс. оценка – 3 балла).

Задание 2. Индивидуальное выполнение теста. Общая проверка, самостоятельное оценивание результатов (Макс. оценка – 8 баллов).

1. Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов; Б) наличие стебля, листьев; В) наличие стебля, листьев, корня.

2. Вайями называют:

А) корневища папоротников; Б) побеги папоротников; В) рассечённые листья папоротников.

3. Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения; Б) размножения; В) дыхания;

4. Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена Б) пыльца В) споры

5. В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно; Б) где сухо и солнечно; В) во влажных и тенистых местах

6. Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита; Б) каменного угля; В) торфа.

7. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ; Б) плаун; В) сфагнум.

8. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён; Б) плаун; В) риччия.

Задание 3. Найти лишнее растение. Работа выполняется в парах. Проверяется и оценивается. Максимальная оценка за это задание – 4 балла.

1)  ламинария, ульва, сосна; 2) плаун, секвойя, хвощ; 3) пихта, папоротник, плаун; 4) хламидомонада, хлорелла, лиственница.

Подведем итог испытаниям:

15-14 баллов – «5», 13-12 баллов – «4», 11-10 баллов – «3».

Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Определение цели и темы урока

Почему лишними оказались сосна, секвойя, пихта, лиственница? (Эти растения не принадлежат ни одному отделу, который мы изучали на уроках. Они принадлежат отделу растений, который называют голосеменные растения.) – Что мы знаем об этих растениях? – Что хотим узнать о голосеменных растениях? – Чем будем заниматься на уроке? – Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся с помощью наводящих  вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать особенности строения, размножения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Ленского района Архангельской области). Слайд 2.

IV. Изучение нового материала

Проанализируйте текст (Приложение 2) составьте схему – кластер «Классификация голосеменных растений». Слайд 3. Ученики работают в парах, по окончании работы самопроверка и корректировка схемы, используя презентацию учителя. Макс. оценка – 2 балла.

Слайды 4-9.

На СЛМ №1 (Приложение 3) ученики отмечают особенности строения голосеменных растений:

1. Органы – корень, стебель, лист. 2. Размножение с помощью – семян. 3. Видоизмененный побег – шишка.

Макс. оценка – 2 балла.

Слайд 10.

– Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Ленского района Архангельской области? (Представители класса хвойные.)

– Используя тексты описания растений (Ель, Сосна, Пихта, Лиственница – Приложение 4), заполните СЛМ №2 (Приложение 5), подготовьте рассказ о растении. Макс. оценка – 5 баллов.

Слайды 14-15.

– Рассмотрите СЛМ №3 (Приложение 6), какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, шишко – ягоды темно-синего цвета). Слайды 16-20.

– Чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)

Лабораторная работа «Изучение хвои и шишек голосеменных растений». Макс. оценка – 5 баллов.

Слайд  21.

Цель: изучить особенности строения хвои и шишек хвойных растений.

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна            
Ель            
Лиственница            
Пихта            

Учащиеся рассматриваю хвою сосны, ели, пихты, лиственницы. Отмечают их длину, окраску, расположение на ветке, рассматривают срез хвои под микроскопом. Делают вывод: хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения  испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.

Учащиеся рассматривают шишки хвойных растений сосны, ели, лиственницы. Отмечают их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Делают вывод: шишки видоизмененные побеги, в которых семена развиваются и лежат на поверхности чешуек. После созревания семян чешуйки открываются, и семена лежат открыто, не защищено на чешуйках. Поэтому растения данного отдела называют голосеменными.

V. Закрепление изученного материала. Слайды 22-28.

1) Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)

Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.

Задача №1.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?

Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 м. от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.

Задача №2.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес? – Хвойный! – А где хвоя? – Опала. – По чьей вине? – Природы! – Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?

Задача №3.

В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?

Задача №4.

Почему  пихта очень чувствительна к огню?

Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню.

Слайд № 29.

2) Определи правильные высказывания. Макс. оценка – 8 баллов

  Предложения

Да, нет

1. Еловые леса и сосновые боры светлые  
2. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 хвоинки  
3. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год  
4. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов  
5. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал  
6. Папоротники более высокоорганизованные растения, чем голосеменные  
7. Образование семян – важный этап в эволюции растений  
8. Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.  

Проверка и самопроверка, самооценивание.

В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.

3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов

  Предложения Закончи предложения:
1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс…  
2. В лесах Ленского района растут следующие голосеменные растения…  
3. Голосеменные растения размножаются….  
4. У голосеменных растений имеется видоизмененный побег…                                                  
5. Семена голосеменных растений развиваются в…  
6. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название….  

Проверка и самопроверка, самооценивание.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности

Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, многообразии голосеменных растений, способе размножения, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений Ленского района Архангельской области).

Итоги урока:

46-40 баллов – оценка «5», 39-35 баллов – оценка «4», 34-29 баллов – оценка «3».

VII. Домашнее задание

Параграф № 16. Заполнить таблицу о значении хвойных растений в природе и жизни человека.

Название хвойного растения Значение в природе Значение в жизни человека
Сосна обыкновенная    
Сосна сибирская    
Ель европейская    
Пихта сибирская    
Лиственница    

Дополнительные задания по желанию:

Задача ТРИЗ

  • Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями?
  • В промышленных городах хвойные деревья  гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление?
  • Составить вопросы викторины, отражающие индивидуальные особенности хвойных растений.

Слайд 30.

Индивидуальный оценочный лист

Технологическая карта урока

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Объекты под микроскопом :: NoNaMe

Пыльцевое зерно спорыша (Polygonum aviculare)

----------------------<cut>----------------------

1.Апертура дентинных канальцев

2.Брюшко паука

3.Вертикальный срез ксилемы хвойного дерева

4.Глаз пчелы

5.Голова домашней мухи

6.Диатомовая водоросль

7.Диатомовые водоросли из почвы

8.Древесный уголь

9.Зубы улитки

10.Клеточные контакты в почве

11.Кожа ящерицы

12.Конечность пчелы

13.Костная балка — остеоинтеграция

14.Крыло бабочки Graellsia isabellae

15.Крылышко бабочки Urania madagascariensis

16.Лепесток розы

17.Личинка Drosophila melanogaster

18.Мышцы личинки Drosophila melanogaster

19.Наружные покровы долгоносика Callosobruchus maculatus

20.Пальцы геккона (сем. Gekkonidae)

21.Панцири диатомовых водорослей

22.Поверхность листа оливкового дерева

23.Поверхность языка человека

24.Поперечный срез листа розы

25.Почвенные нематоды

26.Пыльцевое зерно спорыша (Polygonum aviculare)

27.Самка комара (р. Aedes) на коже человека

28.Семена заячего клевера

29.Скелет радиолярии из карибского моря

30.Фораминифера (Globorotalia scitula)

31.Чешуя акулы

32.Яичная скорлупа

Все взято тут-кстати всем очень рекомендую сходить на этот сайт.Спасибо за внимание.(Красота рядом)

txapela.ru

Запрошенная Вами страница не была найдена на нашем сайте.

Уважаемые абитуриенты!

Приглашаем получить высшее профессиональное образованиепо востребованным перспективным направлениям подготовки химико-экологического профиля 

Мы готовим бакалавров по 5 направлениям (6 профилей)

Бакалавриат

Подготовка магистров по 4 направлениям (5 магистерских программ)

Магистратура

Обучение в аспирантуре по 3 направлениям (5 программ аспирантуры)

Аспирантура

 Мы гарантируем высокое качество подготовки в соответствии с федеральными образовательными стандартами направлений

Институт располагает всем необходимым для высокачественной подготовки: квалифицированный преподавательский состав, обеспеченные современным оборудованием учебные аудитории и лаборатории, богатый библиотечный фонд учебной и научной литературы, электронные источники и Интернет, обеспеченность общежитием

 

Учебный корпус

 

Преподаватели

 

Учебные лаборатории

 

Компьютерные классы

 

Библиотека

   Все направления подготовки института прошли успешную аккредитацию в 2016 г.Мы ждем Вас! 

www.ief-usfeu.ru

микроскоп, микропрепарат « строение хвои сосны», линейка

Тема: « Строение хвои и шишек хвойных растений»

Цель:

Оборудование: микроскоп, микропрепарат « строение хвои сосны», линейка.

Материал: ветки хвойных деревьев, шишки.

Ход работы:

  1. Рассмотрите форму, расположение на стебле хвои. Измерьте ее длину и обратите внимание на окраску. Пользуясь таблицей « Признаки хвойных деревьев» определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
«Признаки хвойных деревьев»

Хвоинки длинные ( до 5 – 7 см.), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе ……. Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку………Ель.

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны……….Пихта.

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму….Лиственница.

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу:

название

хвоя

шишка

длина

окраска

Располож.

на ветке

размер форма Плотность чешуек
  1. Отделите одну чешуйку и ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян.
  2. Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 56 раз, а затем при увеличении в 300 раз. На поперечном срезе найдите плотную кожицу. Покрывающую хвоинки снаружи, устьица в углублениях. Подсчитайте количество устьиц.
Отчетное задание:
  1. Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?
  2. Почему изученное растение называется голосеменным?

Лабораторная работа № 12

Тема: « Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны».

Цель:

Оборудование: микроскоп, микропрепарат « Мужская шишка сосны», пинцет, микропрепарат « пыльца голосеменных».

Материал: женские и мужские шишки сосны первого года.

Ход работы:

    1. Рассмотрите мужские шишки сосны.
    2. Рассмотрите микропрепарат « Мужская шишка сосны» при увеличении в 56 раз, найдите пыльцу.
    3. Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз, найдите располагающиеся по бокам пыльники воздушные пузырьки, которые позволяют ей держаться в воздухе. Рассмотрите их.
    4. Рассмотрите внешний вид женской шишки.
    5. Рассмотрите зрелую шишку. Осторожно отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя, лежащее на ней.
    6. Рассмотрите семя. Найдите крылышко. Зачем оно необходимо семени?
    7. Зарисуйте в тетради семя и подпишите его части.

Лабораторная работа № 13

Тема: « Выявление общих признаков семейства крестоцветных по внешнему строению»

Цель:

Оборудование: препаровальная игла, лупа, гербарий.

Ход работы:

    1. Рассмотрите сурепку и сделайте морфолого – биологический анализ.
А) укажите тип корневой системы

Б) определите тип жилкования

В) дайте характеристику листовой пластине растения

Г) Расчлените цветок, посчитайте количество чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.

Д) расчлените плоды дикой редьки, сурепки и ярутки. Сравните их. Сделайте выводы об общих признаках в строении этих плодов.

Результаты запишите в таблицу:

Признаки класса

сурепка

1. тип корневой системы

2. тип жилкования

3.характеристика листовой пластины

4. строение цветка

5. особенности строения плода

Лабораторная работа № 14

Тема : « Строение шиповника»

Цель:

Оборудование: лупа, гербарный материал, плоды шиповника, препаровальный нож.

Ход работы:

  1. Рассмотрите стебель шиповника, какой особенностью он обладает.
  2. Рассмотрите листья шиповника. Какой тип листовой пластины? Какой тип листорасположения? Какой тип жилкования? Найдите прилистники и рассмотрите их.
  3. Рассмотрите цветок шиповника. Какой у него околоцветник? Найдите чашечку рассмотрите ее. Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик? Как называется такой венчик? Рассмотрите тычинки и пестик. Обратите внимание на их количество.
  4. Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль и рассмотрите строение цветоложе. Обратите внимание на расположение чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков.
  5. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутренне строение Убедитесь что из завязей пестиков развились плоды – орешки.
Отчетное задание:
  1. Зарисуйте стебель шиповника.
  2. Зарисуйте лист шиповника.
  3. Заполните таблицу:
Объект исследования

результат

1. строение чашечки ( количество чашелистиков)

2. строение венчика

4.Нарисуйте цветок шиповника в разрезе.

5. Какой тип плода у шиповника?

Лабораторная работа № 15.

Тема: « Выявление признаков семейства бобовых по внешнему строению»

Цель:

Оборудование: гербарный материал, лупа, препаровальный нож, плоды гороха, фасоли, бобов.

Ход работы:

    1. Рассмотрите горох и сделайте морфолого – биологический анализ.
А) укажите тип корневой системы

Б) определите тип жилкования

В) дайте характеристику листовой пластине растения

Г) Расчлените цветок, найдите чашелистики и лепестки. Поподробнее ознакомьтесь с лепестками: два сросшихся лепестка образовали лодочку, два боковых лепестка получили название весла, более крупный пятый лепесток – парус. Рассмотрите цветок с боку и определите его сходство с сидячим мотыльком.

Д) Изучите расположение тычинок. Сколько тычинок сросшихся? Сколько свободных? Отделите пестик и изучите его строение. Как опыляются цветки гороха?

Е) расчлените плоды гороха. Фасоли, бобов. Сравните их. Сделайте выводы об общих признаках в строении этих плодов. Сравните плод гороха с плодом дикой редьки. Что у них общего и чем они отличаются?

Результаты запишите в таблицу:
Признаки класса

ГОРОХ

1. тип корневой системы

2. тип жилкования

3.характеристика листовой пластины

4. строение цветка

5. особенности строения плода

Лабораторная работа № 16

Тема: « Строение пшеницы»

Цель:

Оборудование: препаровальный нож, гербарный материал, лупа. Пинцет.

Ход работы:

  1. Рассмотрите корневую систему пшеницы, чем она отличается от корневой системы растений класса двудольных?
  2. Рассмотрите стебель пшеницы, разрежьте стебель поперек в междоузлие и узле, рассмотрите ,чем они отличаются? Чем отличается стебель пшеницы от стеблей ранее изученных растений? как называется стебель пшеницы?
  3. Рассмотрите листья пшеницы, опишите их. Рассмотрите основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение.
  4. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется?
  5. Пинцетом выделите отдельный колосок. Рассмотрите его с помощью лупы. Найдите колосковые чешуи. Сколько их? Сколько цветков в колоске?
  6. Выделите их колоска цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите верхнюю и нижнюю цветковые чешуи. Чем они отличаются друг от друга. Подсчитайте и запишите в таблицу, сколько в цветке тычинок. Найдите в цветке пестик и рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?
Строение цветка.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1. строение тычинки ( количество в цветке)

2.строение пестика ( количество в цветке)

7. Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется? Нарисуйте.

Лабораторная работа № 17

Тема: « Строение инфузории туфельки»

Цель:

Оборудование: Культура инфузории – туфельки в пробирках, инфузории – туфельки накормленные красителем конго красным ( в пробирках) таблицы, микроскоп, штативные лупы, предметные и покровные стекла, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, кусочек ваты, однопроцентный раствор уксусной кислоты, подкрашенный зеленкой, поваренная соль.

Рекомендации по подготовке к занятию:

Инфузория – туфелька обычный обитатель природных, мелких , богатых органикой водоемов. Этих инфузорий разводят на обычных питательных средах, наиболее распространенными из которых являются сенной настой и сенной отвар. Для их приготовления летом заготавливают небольшое количество сухой травяной смеси ( тимофеевку, лисохвост, мятлик и др.) Культуру инфузорий ставят обычно за 2 – 3 недели до занятий. Если лабораторную работу проводят в зимнее время, то культуру готовят в октябре и поддерживают в течении нескольких месяцев. Можно завести специальный аквариум, который с осени заполняют водой из пруда вместе с небольшим количеством растительных остатков. Из этого аквариума с разнообразными простейшими, в том числе и инфузорией – туфелькой, можно брать воду для постановки культуры в зимнее время.

Сенной настой готовят следующим образом: стеклянные банки емкостью 0,5 л. наполняют нарезанным сеном и заливают водой так, чтобы слой воды над сеном не превышал 2 см., и ставят в теплое место. Через 3 – 4 дня питательная среда готова к заселению инфузориями.

Сенной отвар готовят так: 20 – 30 гр. Сена заливают 1 л. водой и кипятят в течении 30 мин в стеклянной или эмалированной посуде. Остывший отвар вместе с небольшим количеством сена разливают по банкам и через 3 – 4 дня заселяют инфузориями. При большом количестве туфелек в культуре их скопления могут быть обнаружены по краям сосуда – на поверхности образуется белая пленочка. Именно от сюда набирают инфузорий на занятия.

Для наблюдений за образование и перемещение пищеварительных вакуолей в небольшую чашечку с культурой инфузории за 20 мин. До занятия добавляют немного растертого красителя конго красного ( можно использовать также тушь или краску кармин) Вместе с микроорганизмами краситель попадает внутрь пищеварительных вакуолей и в зависимости от кислотности среды окрашивает вакуоли либо в синий цвет( кислая среда) , либо в красный ( щелочная среда). Ядерный аппарат и трихоцисты ( органы нападения) можно рассматривать опрашивая препарат однопроцентным раствором уксусной кислоты: подкрашенной зеленкой. Одну каплю фиксатора добавляю в препарат и через несколько минут можно видеть выброшенные трихоцисты в виде ореола вокруг животного и большое и малое ядро окрашенные в зеленый цвет.

Инструктивная карточка:

  1. Приготовьте временный препарат. Перенесите пипетками каплю культуры на предметное стекло. Видны ли туфельки невооруженным глазом? Накройте каплю стеклом и рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа.
  2. Обратите внимание на форму тела туфельки. Почему она получила такое название? Установите где передняя часть туфельки, а где задняя. Видны ли реснички при малом увеличении микроскопа? Изменяется ли форма тела туфельки при движении?
  3. Для детального изучения строения туфельки нужно приготовить другой микропрепарат. На новое предметное стекло перенесите каплю культуры с накормленными инфузориями. Замедлить движение инфузории можно, поместив в эту пробу несколько волокон ваты. Накройте раствор покровным стеклом. Избыток воды удалите фильтровальной бумагой. Рассмотрите препарат при малом увеличении. Какие органеллы инфузории видны?
  4. Переведите микроскоп на большое увеличение и рассмотрите одну из малоподвижных инфузорий. Обратите внимание на биение более длинных ресничек на задней стороне тела.
  5. Найдите две попеременно пульсирующие сократительные вакуоли, расположенные в передней и задней частях тела. В течении нескольких минут понаблюдайте за работой органелл. Отметьте, через сколько секунд происходит их сокращение? Какова функция сократительных вакуолей?
  6. У вращающегося вокруг своей оси животного найдите впячивание – окологлоточную впадину. Проследите за образованием и движением пищеварительной вакуоли. Подсчитайте, какое количество пищеварительных вакуолей может находиться одновременно в одной инфузории? Сколько вакуолей имеют щелочную среду, а сколько кислую.? Результаты запишите. Сделайте рисунок инфузории – туфельки и обозначьте: 1 – передняя часть тела; 2 – задняя часть тела; 3 – реснички; 4 – оболочка; 5 - пищеварительные вакуоли, 6 – сократительные вакуоли; 7 – околоротовое углубление.
  7. Для изучения ядерного аппарата туфельки необходимо сделать новый препарат. Большое и малое ядра видны только на окрашенных препаратах. В каплю культуры добавьте каплю фиксатора – 1% р –ра уксусной кислоты, подкрашенной зеленкой. Накройте покровным стеклом. Сначала на маленьком, а затем на большом увеличении найдите и рассмотрите туфельки с выстреленными трихоцистами. Ближе к средней части тела, найдите окрашенное в зеленый цвет малое и большой ядро. Изобразите на рисунке большое и малое ядро. Сделайте контурный рисунок с выстреленными трихоцистами.
  8. Для изучения реакции туфельки на химический раздражитель перенесите пипеткой на предметное стекло две большие капли культуры. Соедините их жидким мостиком. Положите препарат на столик штативной лупы. Внесите в одну из капель маленький кристаллик соли и понаблюдайте что происходит? В какой из двух капель соберутся все инфузории? Как туфельки реагируют на изменение окружающей среды? Как туфельки защищаются? Подумайте, почему инфузории считаются наиболее высокоорганизованными простейшими?
Отчетное задание:

Ответьте на вопросы в заданиях 1 – 3, 5 – 6,8.

Лабораторная работа № 18

Тема: « Пресноводный полип гидра»

Цель:

Оборудование и материалы: часовые стекла с живыми гидрами, таблицы, штативные и ручные лупы, микроскоп, часовые стекла, пипетки, препаровальные иглы, микропрепараты поперечного среза гидры.

Рекомендация по подготовке к занятию:

Гидра обитают в прудах, озерах и прибрежных частях медленно текущих рек, отлов лучше проводить в августе – сентябре. Несколько стеклянных банок наполняют растениями взятыми в толще воды и плавающими на поверхности ( элодея, стрелолист) в лаборатории банки выставляют на окно. Через 1 – 2 дня гидры перемещаются на стенки банок. Пипеткой или стеклянной трубкой на конце с резиновой грушей их осторожно собирают и переносят в заранее подготовленный аквариум или банки емкостью 2 – 3 л. На дно аквариума помещают слой промытого прокаленного песка, веточки элодеи или других растений и наполняют его отстоявшейся и профильтрованной водой. Сосуды с гидрами содержат на свету при температуре 20 – 24 оС ( можно слегка подогревать лампой). Следует избегать прямого солнечного света и резких колебаний температур. Необходимо осуществлять регулярное кормление ( через день) циклопами, дафниями или скобленым мясом. Остатки пищи необходимо своевременно УДАЛЯТЬ. В аквариуме кроме гидр и корма для них не должно быть других животных. По мере испарения воды необходимо добавлять новую. Полная замена воды не рекомендуется. За день до занятия кормить гидр прекращают.

Инструктивная карточка

  1. Возьмите часовое стекло с гидрой. Дайте ей полностью успокоится. Когда животное приклеится к стеклу подошвой и расправится, оцените невооруженным глазом размер тела, отметив отдельно длину тела, щупалец и размеры почек, если таковые имеются. Пользуясь лупой, рассмотрите особенности строения. Найдите подошву, тело ротовой конус. Подсчитайте количество щупалец, окружающих рот. Рассмотрите на расправленных щупальцах многочисленные мелкие вздутия – батареи стрекательных клеток. Зарисуйте гидру, обозначьте: 1 – подошва, 2 – ротовой конус, 3 – тело, 4 – щупальца, 5 – почки. Подумайте, какие особенности строения связаны с прикрепленным образом жизни. Какой тип симметрии характерен для гидры?
  2. Препаровальной иглой осторожно дотроньтесь до тела гидры. Отметьте ее реакции на механические раздражения. Сделайте контурный рисунок, отражающий реакцию гидры на механическое раздражение.
  3. Когда гидра расправится, положите на часовое стекло кристаллик соли. Какова реакция гидры на химическое раздражение?
  4. Отловите пипеткой несколько живых циклопов или дафний и положите на часовое стекло вместе с гидрой. Понаблюдайте за питанием гидры. Опишите процесс питания.
  5. Рассмотрите сначала при маленьком, а затем при большом увеличении микроскопа микропрепарат поперечного среза гидры. Обратите внимание на размеры и форму клеток эктодермы и энтодермы. Найдите тонкую полоску мезоглеи ( опорной пластинки), разделяющей на два слоя тело. Сделайте рисунок поперечного среза гидры и обозначьте: 1 – эктодерма, 2 – энтодерма, 3 – мезоглея, 4 – кишечная полость.
Отчетное задание:
  1. ответьте письменно на вопросы в заданиях 1 – 4.
  2. заполните таблицу:
Слой тела Тип клеток Особенности строения функция
эктодерма Эпителиально - мышечные

Стрекательные

нервные

промежуточные

половые

энтодерма железистые

пищеварительные

Лабораторная работа № 19

Тема : « Внешнее строение дождевого червя»

Цель:

Материалы и оборудование: фиксированные дождевые черви, таблица с изображением дождевого червя. Живые черви, садок, лупа, пинцет, препаровальная игла, линейка, кусочки лука и чеснока.

Рекомендация по подготовке к занятию:

Дождевых червей легко найти во влажных почвах, богатых органическими веществами, а также под кучами опавших листьев. Переносят червей вместе с землей в мешочка ( 10 х 10 см.), сшитых из плотной ткани. Собирать следует только половозрелых особей, имеющих поясок. В стеклянных банках черви быстро погибают от перегрева, поэтому их помещают в ящики или глиняные цветочные горшки.

Необходимо постоянно следить за влажностью почвы и наличия корма ( опавших листьев, мелко порезанных картофельных очистков, обрезков овощей. В таких условия черви способны долго существовать и их можно использовать в любой момент на уроках. Ящик необходимо держать в темном, прохладном месте.

Инструктивная карточка

  1. Достаньте пинцетом из банки дождевого червя и перенесите его в ванночку. Рассмотрите внешнее строение дождевого червя. Отметьте членистость, найдите передний и задний концы тела. Чем отличается спинная сторона от брюшной? Обратите внимание на спинной кровеносный сосуд. Измерьте линейкой длину тела червя в сильно вытянутом состоянии и при наибольшем сжатии результаты запишите в тетрадь. Найдите и рассмотрите поясок, одинаково ли он выглядит со спинной и брюшной стороны? Какова его функция? При изучении используйте лупу.
  2. Осторожно возьмите дождевого червя в руки, обратите внимание – кожа влажная или сухая. С чем это связано? Вспомните, какие условия необходимы червю для дыхания? Проведите пальцем по его коже от заднего конца тела к переднему? Что вы чувствуете? Как это объяснить?
  3. Осторожно дотроньтесь до кожи дождевого червя препаровльной иглой. Как червь реагирует на механическое раздражение? Положите перед ним кусочек лука или чеснока, наблюдайте за поведением червя. Чем отличается реакция раздражения червя от реакции гидра?
  4. Возьмите фиксированного дождевого червя и рассмотрите с помощью лупы брюшную сторону. Найдите ротовое отверстие на первом сегменте тела. Над ним нависает головная лопасть. На заднем конце тела найдите щелевидная лопасть Подсчитайте количество сегментов дождевого червя ( головную лопасть не считать). На каком по счету сегменте начинается поясок? Найдите на 14 сегменте пару небольших женских половых отверстий, а на 15 сегменте пару более крупных мужских половых отверстий. Зарисуйте передний конец тела дождевого червя с брюшной стороны, включая поясок. На рисунке обозначьте: 1 – головная лопасть, 2 – ротовое отверстие, 3 – брюшные щетинки, 4 – женские половые отверстия, 5 – мужские половые отверстия, 6 – семенные бороздки. 7 – поясок.
Отчетное задание

Ответьте письменно на вопросы в заданиях 1 - 4

Отделы тела № сегмента конечность функции
Г

О

Л

О

В

О

Г

Р

У

Д

Ь

Б

Р

Ю

Ш

К

О

Г

О

Л

О

В

А

Головная

лопасть

1

2

3.

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Малые усики

Большие усики

Верхние челюсти

Нижние челюсти (1)

Нижние челюсти (2)

Ногочелюсть 1

Ногочелюсть 2

Ногочелюсть 3

Ходильная нога с большой клешней

Ходильная нога 2 с маленькой клешней

Ходильная нога 3 с маленькой клешней

Ходильная нога 4 с маленьким коготком

Ходильная нога 5 с маленьким коготком

Самец – копулятивный аппарат, самка – конечность редуцирована

самец – копулятивный аппарат, самка – брюшная ножка 2

брюшная ножка 3

брюшная ножка 4

брюшная ножка 5

Обоняние, равновесие

Обоняние, осязание

Размельчение пищи

Пережевывание пищи

« лодочка», обеспечивает ток воды через жабры

захват пищи и подача ее ко рту, обеспечивает ток воды через жаберную полость

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»

очищает усики и глаза от посторонних частиц

захват пищи, защита, дыхание

передвижение, дыхание

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

участие в копуляции( спаривание)

участие в копуляции, у самок для вынашивания икры и молоди

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

18

анальная лопасть

Плавательная пластинка

Конечностей нет

плавание

Лабораторная работа № 20

www.shkolaput.ru

Ситуационная задача (образец) — МегаЛекции

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Фармацевтический факультет

Кафедра фармакологии и фармацевтических дисциплин

 

Методические указания для студентов по теме:

 

 

«Строение стеблей древесных двудольных и хвойных растений»

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения темы:

1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

2. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48)

 

Методические указания для студентов по теме: «Строение стеблей древесных двудольных и хвойных растений»

 

По разделу 7 «Вегетативные органы растений»

Цель работы: Познакомиться с анатомическим строением многолетних стеблей голосеменных и покрытосеменных древесных растений.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Анатомическое строение стебля многолетнего древесного растения из класса двудольных, отдела покрытосеменных.

2. Анатомическое строение стебля многолетнего древесного хвойного растения.

3. Характеристика поперечных и продольных срезов стеблей древесных растений, их значение для диагностики ЛРС.

Теоретическая часть

Специфика строения стеблей древесных растений обусловлена многолетней активной деятельностью апикальных и латеральных меристем. Все, что находится кнаружи от камбия, называется корой, внутрь от камбия находится древесина. Поэтому в стебле древесных растений выделяются следующие комплексы: кора, древесина, сердцевина. Кора – сложный комплекс. Она включает покровные ткани (эпидерма, перидерма или корка), первичную и вторичную кору. В центре стебля находится сердцевина. К периферии от нее концентрическими слоями располагаются годичные кольца древесины (ксилемы), которые составляют основной массив стебля.

Практическая работа

Задание 1. Рассмотрите распилы многолетних стволов. Рассмотрите распилы многолетних стволов хвойных и лиственных древесных растений (рис. 95). Схематично зарисуйте один из них и сделайте обозначения. Должны быть отмечены: корка, кора, камбий, древесина, сердцевина. Запишите в тетради такие понятия как заболонь, ядровая древесина (ядро) и годичное кольцо, отметьте их на схеме.

Задание 2. Изучите строение стебля хвойного растения (сосна, ель, пихта).

1. Изготовьте препарат поперечного среза стеблясосны (ели, пихты), окрасьте его сернокислым анилином (в желтый цвет окрасятся лигнифицированные клеточные стенки клеток).

2. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на непучковое строение стебля (рис. 96, 97). Зарисуйте схему его строения, соблюдая масштаб, и отметьте: перидерму, коровую часть стебля, камбий, ксилему с годичными кольцами, сердцевину, многочисленные смоляные ходы во всех частях органа.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. Обратите внимание на однородность древесины, состоящей из трахеид (сосуды и либриформ отсутствуют). Отметьте различия по величине трахеид, которые закономерно повторяются в каждом кольце. Укажите на рисунке тонкостенные трахеиды с большой полостью, расположенные в светлой части кольца и толстостенные трахеиды с малой полостью, расположенные в темной части кольца. Запишите их функции. Отметьте на рисунке первичные и вторичные сердцевинные лучи, запишите их функцию и отличия. Отметьте месторасположение флоэмы, запишите ее состав. Обратите внимание на многочисленные смоляные ходы (схизогенные вместилища), зарисуйте их строение.

Задание 3. Изучите строение древесины хвойного растения (рис. 66, 67, 68).

1. Рассмотрите готовый препарат поперечного среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте годичное кольцо прироста, отметьте на рисунке широкопросветные трахеиды, слагающее весеннюю древесину и толстостенные, узкопросветные трахеиды, составляющие осеннюю древесину, древесинные лучи и смоляные каналы.

2. Рассмотрите готовый препарат радиального среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте длинные, вытянутые в продольном направле нии прозенхимные клетки со слегка закругленными окончаниями – трахеиды. Отметьте на рисунке трахеиды ранней древесины, трахеид поздней ревесины, лучевые трахеиды, окаймленные поры, лучевую паренхиму.

3. Рассмотрите готовый препарат тангентального среза древесины сосны (ели, лиственницы). Зарисуйте строение древесины на тангентальном срезе, отмечая трахеиды с цепочками окаймленных пор на радиальных стенках, простые однорядные и сложные многорядные лучи со смоляными каналами.

Задание 4. Изучите строение стебля древесного покрытосеменного растения (липа, калина, крушина, дуб).

1. Приготовьте препарат поперечного среза стебля. Окрасьте его сернокислым анилином (в желтый цвет окрасятся лигнифицированные клеточные стенки клеток), либо воспользоваться готовым препаратом.

2. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа (рис. 98, 99, 100, 101). Зарисуйте схему его строения, соблюдая масштаб, и отметьте: сердцевину, древесину с годичными кольцами, камбий, вторичную кору (флоэма, паренхима серцевинных лучей и перициклическая зона), первичную кору и покровную ткань.

3. Рассмотрите срез при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте фрагмент стебля, на котором должны быть отмечены детальные особенности строения. Обозначьте все ткани стебля. Укажите типы тканей, которые входят в состав первичной коры (пластинчатая колленхима, паренхима, эндодерма), вторичной коры (перицикл, камбий, флоэма). Отметьте разделение луба на твердый и мягкий, запишите какими клетками представлен каждый из них. Отметьте на рисунке весеннюю и осеннюю часть годичных колец.

Задание 5. Изучите строение стебля древесного покрытосеменного растения (липа, калина, крушина, дуб) в продольном разрезе.

Изготовьте продольный препарат калины (крушины, дуба, окрасьте его сернокислым анилином. Можно воспользоваться готовым препаратом продольного среза липы. Рассмотрите его на малом и большом увеличениях (рис. 102, 103). Зарисуйте, отметив последовательно расположенные ткани.

Задание 6. Составьте таблицу признаков для стеблей хвойных и древесных покрытосеменных (двудольных) растений.

Части стебля Хвойное растение Покрытосеменное растение
I. Покровная ткань    
II. Первичная кора    
III. Центральный цилиндр:    
Перицикл    
Флоэма    
Камбий    
Ксилема    
Сердцевина    

 

Сделайте вывод о том, какие анатомические признаки позволят вам отличить эти органы растения.

Вопросы для самоконтроля

1. Принципиальные отличия стебля древесного и травянистого растения.

2. Гистологические признаки, по которым можно отличить стебель голосеменного растения от стебля древесного покрытосеменного.

3. Тип строения стеблей древесных растений.

4. Строение первичной коры в стебле хвойного и древесного покрытосеменного растения из класса двудольных.

5. Строение вторичной коры.

6. Годичное кольцо, его происхождение.

7. Особенности анатомической структуры стебля сосны.

Тестовые задания

Выберите одинправильный ответ:

Ситуационная задача (образец)

На поперечном срезе объекта, при увеличении микроскопа 15×8, видно, что в центре находится сердцевина. Покровная ткань перидерма. Проводящие ткани расположены кольцом. Ксилема представлена тонкостенными и толстостенными трахеидами, формирующими годичные кольца. В общей массе трахеид обнаруживаются радиальные полоски – сердцевинные лучи из удлиненных паренхимных клеток, расположенных в один ряд. Кора представлена паренхимой, первичной и вторичной флоэмой и перициклической зоной. Границей между древесиной и вторичной флоэмой является камбий. В древесине и в первичной коре присутствуют смоляные ходы. Нарисуйте схему органа, обозначая все структуры.

 

megalektsii.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта