Технологическая карта внеурочного занятия "Лекарственные растения Кемеровской области" (3 класс). Проект лекарственные растения 3 класс
Исследовательская работа "Лекарственные растения" 3 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Баймака
муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: « Лекарственные растения »
Выполнила:
Кинзябулатова Лиана
ученица 3Б класса
МОБУ СОШ №3 г. Баймака
2018 год
Оглавление
1. Введение
2. Анализ полученной информации
2.1 Использование лекарственных растений
2.2 Лекарственные растения нашей местности и их использование
3.Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли» Травники».(см. в приложение памятку Как правильно собирать лекарственные травы?)
У нас аптека находится практически под ногами. Мы должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
( Вс. Рождественский)
Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?
Лекарственные растения- большая группа растений, используемых для лечения и профилактики болезней человека и животных. В Башкортостане произрастает 120 видов дикорастущих лекарственных растений, применяемых в научной медицине. Внутрь применяют водные излечения: настой, отвар, масла. Реже находит применения используется: травяная ванна, обертывание, примочка, компресс.
Цель моей презентации:
- расширить представления учащихся о лекарственных растениях, их необходимости для человека;
-воспитывать любознательность, интерес к родной природе;
- развивать мышление, наблюдательность.
Использование лекарственных растений.
В своей презентации хочу, чтобы вы узнали, что наша семья пользуется народной медициной, Моя бабушка заготавливает лекарственный сбор растений на зиму.(см.видео в приложение)
Лекарственные растения нашей местности и их использование.
Лекарственные растения их очень много и я коротко расскажу вам о них.
-
Календула и шиповник. Плод шиповника содержит в 10 раз больше витамина С чем корки апельсина и лимона. Он обладает жаропонижающим эффектом. Цветки ноготков календулы применяют в качестве антисептического и противовоспалительного средства при ангине, воспалительных заболеваниях полости рта. (Рис. 1 см. в приложение)
-
Земляника лесная- травы и ягоды успокаивают нервную систему, а смеси с другими травами, применяется при бессоннице. При малокровии. Настой используют как улучшающее пищеварение и аппетит.(Рис.2 см. в приложение)
-
Мать –и –мачеха- листья используются как потогонное средство и помогу избавится от кашля и диатеза. Отвар применяют для улучшения зрения и повышения иммунитета.(Рис. 3 см. в приложение)
-
Шалфей- листья его обладают противовоспалительным действием. Эфирные масла, которые содержится в листьях, используют для ароматизации мыла, зубной пасты.(Рис 4см. в приложение)
-
Подорожник – водный настой листьев назначают при остром и хроническом ларингите, бронхите, астме. Его применяют еще при болезнях желудка. (Рис 5 см. в приложение)
-
Полынь- используют для лечения желчного пузыря и органов пищеварения, при гастритах и бессоннице. (Рис.6 см. в приложение)
-
Крапива- настой нормализует обмен веществ, оказывает противовоспалительное, мочегонное действие. Укрепляет корни волос. (Рис. 7 см. в приложение)
-
Клевер- отвар и настой обладают способностью очищать кровь, нормализуют работу кишечника. (Рис 8 см. в приложение)
-
Зверобой- применяют для лечения язвы желудка, при стоматите. (Рис. 9 см. в приложение)
-
Ромашка- настой цветов ромашки оказывают противовоспалительное действие при болезнях полости рта, при стоматите, бронхите, при ангине, гастрите. (Рис.10 см .в приложение)
infourok.ru
Проект Зеленая аптека - Начальные классы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
Тема проекта: «Зеленая аптека нашего края»
Направление: краеведение
Секция: здоровье человека
Выполнила:
ученица 3 «А» класса
Юска Ксения
Руководитель:
Бычкова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
г. Усть-Каменогорск, 2012г
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Растительный мир Восточного Казахстана.
2. Применение лекарственных растений в лечении человека.
3. Правила сбора и сушки лекарственных растений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аннотация
Проект "Зелёная аптека нашего края" реализуется в рамках интегрированного учебного предмета К.Ж.Жунусова «Познание мира», формирующего у обучающихся систему знаний о человеке, природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях. К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю.
Проект «Зелёная аптека нашего края» ориентирован на изучение темы: «Растения».
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений региона, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.
В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные ГОСО, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
Работа должна закончиться показом презентации. Ученикам предстоит сделать вывод о том, насколько им это необходимо в жизни. Возникнет желание применить на практике, рассказать другим, беречь природу.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, среднесрочным. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: буклеты, сборник статей "Лекарственные растения Восточного Казахстана", презентация.
Введение
Актуальность
В настоящее время в связи с ухудшением экологической обстановки в стране и во всем мире, малоподвижном образом жизни, неправильным питанием резко ухудшилось состояние здоровья людей, снизился иммунитет, участились случаи заболевания простудными заболеваниями. Эта же проблема стоит и перед нашим классом.
Когда в нашей семье кто-нибудь заболеет, мама часто лечит нас травами, и мы быстро выздоравливаем. На уроках познания мира я познакомилась с лекарственными травами, которые произрастают в Восточном Казахстане.
Я решила провести исследование и узнать: можно ли детям нашего класса помочь бороться с болезнями без применения таблеток, которые оказывают вредное воздействие на желудочно-кишечный тракт.
Тема моего исследования: «Зеленая аптека нашего края».
Объектом моего исследования стал растительный мир нашего края.
Предмет исследования: лекарственные растения.
Цель: Ознакомиться с лекарственными растениями Восточного Казахстана.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
1. Изучить литературу о многообразии растительного мира Восточного Казахстана.
2. Раскрыть понятие «лекарственные растения».
3. Познакомиться с миром лекарственных растений Восточного Казахстана.
4. Выявить основные лекарственные растения нашего края.
5. Определить их влияние на здоровье человека.
Гипотеза: Предположим, что умение правильно использовать, лекарственные растения приведет к тому, что ученики нашего класса укрепят иммунитет, научатся бороться с болезными народными средствами и способами, а не лекарствами из аптеки. Это поможет сохранить их здоровье и близких им людей.
Методы, которые применялись в ходе исследования: поиск и сбор информации по выявленной проблеме, анкетирование, сбор данных, наблюдение, анализ, синтез.
Выделила учебные предметы, которые помогут мне при работе над проектом: познание мира, литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык.
На первом этапе работы над проектом я попыталась найти ответы на следующие вопросы:
1. Где можно найти и изучить литературу по данному вопросу?
2. Что такое лекарственные травы?
3. Как правильно собирать и хранить целебные травы?
4. Какие из них растут в Восточном Казахстане?
5. Какие рецепты по применению лечебных трав можно найти?
6. Где собранная информация может пригодиться в дальнейшем?
7. Что будет главным результатом?
На следующем этапе работы над проектом я составила «Маршрутный лист движения к поставленной цели»:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Обратиться за советом и помощью к взрослым: родителям, школьному врачу, библиотекарю, учителям.
3. Вести черновые заметки.
В процессе работы над темой я обращалась к литературе:
1. Кожабекова М.Д. «Твои зелёные друзья», изд.«Мектеп», г.Алма-Ата,1983;
2. Гаммерман А.Ф. «Лекарственные растения (растения-целители), изд.Москва, 1990;
3. Егорина А.В. и др. «Физическая география Восточного Казахстана», изд. Альфа-ПРЕСС, г.Усть-Каменогорск, 2003г. и др.
Перед началом исследования мы с моим руководителем выделили экспериментальную группу учащихся из 2-3 классов в количестве 28 человек, которые часто болеют простудными заболеваниями. В 2010-2011учебном году эти ребята пропустили 750 уроков по болезни.
С этими ребятами в начале работы и по ее итогам был проведен социологический опрос.
1.Знаешь ли ты, что лекарственные растения повышают иммунитет?
А. Да Б. нет. В. Затрудняюсь ответить.
| Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 8 | 29% |
Нет | 14 | 50% |
Затрудняюсь ответить | 6 | 21% |
2.Использовал ли ты в лечении лекарственные растения?
А. Да Б. нет. В. Затрудняюсь ответить.
Ответ учащихся | Число учащихся | % учащихся класса |
Медикаментами | 15 | |
Народными средствами и травами | 3 | 10.7% |
Оба способа | 9 | 32% |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4,5% |
3.В лечении ты больше доверяешь…
А. Лекарственным растениям Б. Медицинским препаратам.
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Медицинским препаратам | 21 | 75% |
Лекарственным растениям | 7 | 25% |
4.Твоя семья преимущественно лечится…
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Лекарственным растениям | 8 | 28,5% |
Медицинскими препаратами | 19 | 67,8% |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4,5% |
5.Как ты считаешь, на территории нашей области, произрастают лечебные растения?
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 16 | 57% |
Нет | 9 | 32% |
Затрудняюсь ответить | 3 | 11% |
6. Если я собираю цветы весной и летом, я рву только те цветы, которых очень много и которые не охраняются законом?
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 11 | 39% |
Нет | 5 | 17,8% |
Затрудняюсь ответить | 12 | 42,8% |
Анализ проведенного опроса показал, что 14 опрошенных учащихся не знают, что лекарственные растения способны повысить иммунитет. 15 человек лечат простудные заболевания медицинскими препаратами, которым больше доверяют. И только 3 человека – народными средствами и лекарственными травами. 57% учащихся знают, что в Восточном Казахстане произрастают лекарственные травы. Но весной и летом рвут красивые цветы, не задумываясь о их пользе.
Основная часть.
1.Растительный мир Восточного Казахстана.
Лирическому герою стихотворения «Алтай» (1974 год) открывается необозримая страна, увиденная, словно с высоты птичьего полета:
Все мое –
От прозрачной озерной кувшинки,
От рябиновой ветки
До дальней звезды.
М.И.Чистяков
Острый взгляд поэта с любовью охватывает огромные просторы родного края: лесной покой, безмолвие озер, небесный простор.
Флора Казахстана насчитывает 68 видов древесных пород, 266 видов кустарников, 433 видов полукустарников и полутрав, 2598 видов многолетних трав, 849 видов однолетних трав. Всего в Казахстане свыше шести тысяч видов растений.
Удивителен, многообразен растительный и животный мир Восточного Казахстана. В области сосредоточено около 90% лесных богатств республики. Значительная часть гор покрыта тайгой. В основном преобладают хвойные породы: ель и пихта. Есть лиственница, тополь, береза, осина, кедр; встречаются сосновые боры. В горных лесах, осиновых рощах много грибов.
Огромными массивами раскинулись заросли черемухи, рябины, жимолости, калины, шиповника, малины, смородины, карагача, боярышника, можжевельника. Для грибников здесь тоже есть чем заняться - список грибов Восточного Казахстана набирает 150 видов.
Представителями степной растительности являются ветреницы, ирисы, горицвет сибирский, люцерна, а также злаки — ковыль, типчак, мятлик степной и другие.
Многие растения Восточного Казахстана занесены в красную книгу Казахстана. Приложение.
Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. Растения служат не только для приготовления лекарств, они ещё очищают воздух, задерживают пыль, являются фабрикой кислорода.
Ощущая свою близость к природе, наш земляк М.И.Чистяков верит:
Если будет мне тяжко,
Если острая боль мое сердце пронзит,
Мне ржаной колосок
Упадет на рубашку.
Подорожник мне раны мои заживит.
2. Применение лекарственных растений в лечении человека.
Среди многочисленных видов растений Восточного Казахстана большое место занимают лекарственные.
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которой наши деды обращались за помощью. Богат набор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток. Ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктами, как это делают сейчас больные животные. Мне очень важно во всём этом разобраться.
Прочитав литературу, которая имелась у нас дома, предложенную в школьной и центральной детской библиотеке, поискав материал в Интернете, я узнала следующее. Более 40% лечебных препаратов изготавливаются из лекарственных растений.
Лекарственные растения — это способ естественного оздоровления организма и профилактики самых разных заболеваний. Лекарственные растения используются в народной, медицинской или ветеринарной практике.
Лечение растениями – это древнейший способ лечения, которым пользовалось много поколений до нас. Почему? – спросите вы. Да потому что это, во-первых, безвредно, а, во-вторых, просто. С незапамятных времён человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний.
Лекарей-травников называли целителями. Живёт в народе легенда об ученике целителя, отправившемся в лес с заданием найти там хотя бы одну «ненужную травинку». Долго-долго искал ученик истинно сорняковую траву в огромном лесу, но вернулся к учителю с пустыми руками – ибо невозможно, ответил он, найти, ни одного бесполезного, пустячного растения, которое не приносило при рассмотрении пользы человеку. Из лекарственных растений делают обычно специфические чаи или своеобразные настои. Сегодня, в 21 веке учёные уже могут досконально изучать древнейшие рецепты и убедиться в правильности и необходимости применения тех или иных лекарственных растений.
Первое упоминание о целебных свойствах растений принадлежит врачу Древней Греции Гиппократу. Он описал более двухсот лекарственных растений.
Сейчас большинство людей не знают, как называются и какими свойствами обладают растения, а когда заболевают, то покупают в аптеках, как правило, не лечебные травы, а таблетки, настойки, значительная часть которых приготовлена из наших же растений.
Лекарственное растение проходит долгий путь, прежде чем его начинают использовать. Изучают химический состав, устанавливают главное лечебное действие растения. И только после многих опытов и исследований растение разрешают применять для лечения.
Очень интересно прошли и мои опыты с растениями, которыми пользуются в нашей семье. При сухом кашле осенью, в течение трёх дней я пила траву багульника - болотного (ядовитый). Заваривали 1 столовую ложку сырья 1 стаканом горячей воды, настаивала 15 мин и пила по 1 столовой ложке 3-4 раза в день в тёплом виде. Настой багульника обладает очень мощным отхаркивающим действием, уже на второй день стало легче откашливаться. Но на четвёртый день лечения стала пить отвар из фиалки с подорожником, которые также обладают отхаркивающим свойством, но не являются ядовитыми.
Очень хорошо при насморке помогает сок свёклы.
При порезах, ранах пользуются подорожником и листьями сирени. Листья подорожника обладают быстрым кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием.
У меня очень выпадали волосы весной, и мы с мамой использовали такой рецепт: зелёные листья крапивы и берёзы запаривают кипятком, остужают и ополаскивают волосы 1-2 раза в неделю. Волосы становятся густыми и блестящими.
Применение лекарственного растения, как и любого другого лекарства, возможно только по назначению врача. Кстати, врач, который лечит с помощью растений, называется – гомеопат
Изучив материал по проблемной теме, я узнала много интересного о растениях, которые растут в нашем крае. Приложение
Хорошо известно, что каждое растение может быть ядом! Необходимо знать свойства лекарственных растений. Нужно знать и способы приготовления, так как в зелёных аптеках нет этикеток. Для того чтобы узнать всё это, я ходила в детскую библиотеку, а также пользовалась книгами и газетами которые есть у нас дома. Нельзя забывать и о мерах предосторожности при сборе ядовитых лекарственных растений. Я сделала подборку ядовитых трав и познакомила с ними учащихся своего класса. Приложение.
3. Правила сбора и сушки лекарственных растений.
Я помню, был обычай у людей-
Лесные травы собирали в этот день.
И были эти травы не простые,
В ночь на Купалу травы колдовские!
Ведь верил в волшебство тогда народ.
А нынче кто за травами придет?
А травы всё такие же растут,
И папоротники по ночам цветут.
Когда цветки по воздуху летят,
Они показывают, где закопан клад.
С каждым годом увеличивается сбор лекарственных растений. Надо точно знать, в каких частях растений – цветах, листьях, корнях – содержатся ценные вещества, чтобы правильно произвести сбор.
Существуют особые правила сбора лекарственных растений. Эти правила достаточно точны и требуют неуклонного соблюдения. В качестве лекарственного сырья используют только те части растения, которые содержат наибольшее количество действующих веществ.
Сбор листьев, цветков, плодов надо производить в ясную погоду. Корни можно выкапывать в любую погоду. Нужно следить, чтобы в сбор не попадали ненужные части растений или другие растения.
Листья, цветки траву, ягоды собирать надо в корзины, прокладывая слои растений веточками.
Плоды, семена, корни и кору можно собирать в мешки.
Кору надо снимать весной, до начала появления листьев (делается это по разрешению лесничества). Листья собирают во время цветения. Цветки во время цветения, обрывая их с небольшим остатком цветоножки. Плоды надо собирать, когда они созрели, обрывать вручную. Корни собирают осенью или весной.
Перед сушкой собранное сырье сортируют. Сушить собранный материал надо медленно. Сушить можно на солнце, на воздухе, в тени и в сушилках.
Запасы лекарственных растений в природе ограничены, они могут очень скоро иссякнуть. Поэтому целесообразно лекарственные растения выращивать как культурные растения. Большие возможности для этого располагают пришкольные учебно-опытные участки.
Заключение.
Таким образом, мною были исследованы лекарственные растения Восточного Казахстана, изучена литература о многообразии растительного мира Восточного Казахстана. Раскрыто понятие «лекарственные растения». Выявлены основные лекарственные растения нашего края. Определено их влияние на здоровье человека.
Я пришла к выводу, что лечиться можно не только таблетками, но и лечебными растениями такими как: боярышник, душица, зверобой, малина, черная смородина, шиповник и др. Применение лекарственного растения, как и любого другого лекарства, возможно только по назначению врача. Для укрепления здоровья нужно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи, потому что в них содержится много полезных веществ.
Растения действительно могут быть лекарством. Их можно применять по назначению врача, приобретая в аптечной сети. Покупать растения по объявлениям, у знахарей, на рынке – крайне рискованно. Применять самостоятельно собранные лекарственные растения имеет смысл только при наличии абсолютной уверенности в определении, при наличии внятных показаний и только неядовитые. Но все, же за лекарствами ходите в аптеку.
В ходе уроков природоведения, часов общения мы знакомили ребят с ходом моего исследования о лекарственных растениях. По окончании работы с детьми вновь был проведен вопрос по некоторым вопросам. Результаты опроса показали, что учащиеся и их родители стали больше доверять лекарственным травам. 26% опрошенных стали меньше доверять медикаментам, а больше лекарственным травам.
Мы сопоставили данные о пропусках по болезни за 1 полугодие 2010-2011 учебный год с данными 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Результаты представлены в таблице и диаграмме.
Учебный год сентябрь-декабрь | Число пропусков по болезни |
2010 – 2011 | 750 |
2011 - 2012 | 200 |
По итогам данной работы мы можем видеть, что пропуски по причине простудных заболеваний снизились почти в 3 раз. Дети укрепили свой иммунитет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследовательской работы полностью нашла своё подтверждение.
Результативность работы:
сделала вывод, что лечиться можно не только таблетками, но и лекарственными растениями;
для укрепления здоровья нужно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи;
познакомила с выводами учащихся класса;
способствовала укреплению иммунитета своих товарищей;
помогла снизить количество пропусков учащимися учебных занятий по причине простудных заболеваний;
прочитала дополнительную литературу о лекарственных растениях;
расширила кругозор.
Хочу пожелать, себе и своим ученикам, чтобы
Дорога в школу – была радостной
Встреча друг с другом – удовольствием
Жизнь в школе – теплой,
А вся наша жизнь - счастьем!
УСПЕХОВ!
Список литературы:
1. Кожабекова М.Д. «Твои зелёные друзья», изд.«Мектеп», г.Алма-Ата,1983;
2. Гаммерман А.Ф. «Лекарственные растения (растения-целители), изд.Москва, 1990;
3. Егорина А.В. и др. «Физическая география Восточного Казахстана», изд. Альфа-ПРЕСС, г.Усть-Каменогорск, 2003г. И др.
4. Кортиков В. Н., Кортиков А. В. «Полная энциклопедия лекарственных растений», Ростов – на – Дону, Издательский Дом «Проф – Пресс», 2002 г.
5. Куренной П. «100 рецептов народной медицины», Алма-Ата, 1990.
6. «Зеленая аптека», изд. Малое Госпредприятие ПКЦ «Вектор», 1991г.
7. http://www.medunica.info/
8. http://www.belena.biz/
9. http://medherbal.ru/
10.http://www.greenrussia.ru/apteka.php
multiurok.ru
Исследовательская работа "Лекарственные растения" 3 класс страница 2
К лекарственным растениям относят еще деревья и кустарники. Например, Малину и смородину применяют в виде настоя, чая. Помогают при высокой температуре, при боли в горле.
А веники из березы очень помогает при боли в мышцах, суставах. Являются отличными ингаляторами. Дубовый веник помогает при лечении кожных заболеваний. Веник из эвкалипта- для лечения простудных заболеваний
Заключение
Лекарственные растения применяют во многих продукциях. Например, Сибирское здоровье. Этой продукцией пользуются очень много людей.
Вывод.
-
Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
-
Из лекарственных растений делают лекарства.
-
Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.
Литература. 1. Энциклопедия «Лекарственные растения»
2. Книга Лекарственные растения Башкирии: их использование и охрана.Кучеров Е. В., Лазарева Д. Н., Десяткин В. К. .
3 Дикорастущие лекарственные растения Башкирии. Уфа, 1975; Гумаров В.З.
4.Башкирская народная медицина. Уфа, 1985; Кучеров Е.В., Лазарева Д.Н., Десяткин В.К. .
5 Целебные растения и их применение. Уфа, 1993
6. Газеты - вестник ЗОЖ 2013 год
7. Фото из семейного альбома.(Сбор растений с бабушкой).
8.Интернет ресурсы: http//:www.adventus.info
http//:www.inmoment.ru
http//:www.lekarstvennierastenia.ru
http//:www.medunica.info
http//:www.deti-i-vnuki.ru
Приложение.
Памятка.
Как правильно собирать лекарственные травы?
Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:
-
Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
-
Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
-
Нельзя пробовать растения на вкус.
-
Каждый вид растений собирают отдельно.
-
После сбора растений вымыть руки с мылом.
-
Не рвать растения без надобности.
infourok.ru
Групповая творческая работа учащихся 3 класса "Гербарий "Лекарственные растения Краснодарского края".
Одуванчик лекарственный, полезные и лечебные свойства, применение.
Описание. Многолетнее травянистое растение семейства Сложноцветные (Compositae). Корень одуванчика стержневой, длиной до 40 см, толщиной до 2 см, буроватого цвета снаружи и белый внутри.
Листья перистораздельные или перистолопастные, с долями, направленными вниз и зубчатыми по краю, собраны в прикорневую розетку, прижаты к земле или под углом направлены вверх, длиной до 25 см. Форма листьев может отличаться.
Цветки жёлтые, собранные в соцветия-корзинки, которые расположены на верхушках цветоносов. Цветонос полый, цилиндрический, безлистный, прямой, светло-зелёного цвета, выделяющий (как и стебель с корнем) белый, горький млечный сок. Цветочная корзинка имеет обёртку из многочисленных ланцетных зелёных листочков, чаще отклонённых вниз. Цветёт одуванчик лекарственный с конца апреля до сентября (массовое цветение в мае).
Плод - тонкая, удлинённая семянка с хохолком из белых тонких волосков (так называемый парашютик). На соцветии может быть до 200 семянок. Растение размножается семенами и вегетативно. Растёт на лугах, полянах, среди кустарников, вдоль дорог, в парках, как сорняк на полях и огородах. Произрастает на всей территории СНГ.
Одуванчик полезные, лечебные свойства применение, лечение.
Препараты одуванчика лекарственного обладают желчегонными, диуретическими, спазмолитическими, отхаркивающими, успокаивающими, снотворными, потогонными, слабительными, свойствами. Также установлены противотуберкулезные, противовирусные, фунгицидные, антигельминтные, антиканцерогенные свойства.
Горькие вещества, содержащиеся в одуванчике способствуют повышению аппетита и улучшению пищеварения. Они рефлекторно раздражают вкусовые рецепторы языка. Это ведёт к возбуждению пищевого центра, тем самым усиливая секрецию пищеварительных желез.
Препараты одуванчика снижают уровень холестерина в крови, нормализуют обмен веществ и улучшают общее состояние. Настой корней одуванчика применяют для лечения анацидных гастритов, которые осложнены патологией гепатобилиарной системы и хроническими запорами; для лечения холециститов и гепатохолециститов, геморроя, туберкулёза легких. Ещё при заболеваниях почек и мочевого пузыря, при подагре, при атеросклерозе, при воспалении лимфатических узлов, для стимулирования лактации. В дерматологии настой корней применяют для лечения фурункулёза, угревой сыпи, дерматита.
Наружно - при ожогах, обморожениях, пролежнях, гноящихся ранах.
Лекарственные формы и дозы.
Настой корня одуванчика (Infusum radicis Taraxaci): 1 столовую ложку (10 г) сырья заливают стаканом (200 мл) кипятка, накрывают крышкой, настаивают 1 час. За 15 мин до еды принимают в теплом виде по 1/3 стакана (60-70 мл) от 3 до 4 раз в день в качестве желчегонного средства или как средство, стимулирующее аппетит.
Отвар корней одуванчика: 3 ст. ложки (30 г) сырья заливают 400 мл кипятка, кипятят 15 мин, настаивают 30 мин, процеживают. Принимают утром и вечером за 30 или 20 мин до еды по 1 стакану .
Порошок из корней одуванчика 3 раза в день принимают по 1,5—2,0 г.
infourok.ru
«мир лекарственных растений» окружающий мир 3 класс
«мир лекарственных растений» окружающий мир 3 класс - страница №1/1
«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС
Шагиморданова Р.И., МОУ СОШ № 44Тип проекта:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательский,
- информационный;
- средней продолжительности.
- Научиться самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее.
- Познакомиться с миром лекарственных растений родного края
- Внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений
- Активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации
- Развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач
- Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю
- АРМ
- медиапроектор
- слайдовая презентация «Лекарственные растения», «Редкие растения Челябинской области»
- информационный буклет «Справочник лекарственных растений»
- кроссворды
- газета
- листовки
- костюмы
Дети разделены на пять групп, сидят за разными столами.
I. Организационный момент-Здравствуйте, ребята.
В течение двух недель мы работали над проектом. И сегодня на уроке мы собрались для того, чтобы представить наш проект.
II. Опорное повторение
- Ребята, с чего мы начали работу над проектом? (выбрали тему)
-Как называется наш проект? (Мир лекарственных растений. Показ слайда 1)
-Нужны ли нам знания о лекарственных растениях?
-Для чего?
III. Вступительная часть
Травы служат человеку не одно тысячелетие. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Итак, наш проект проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты» (Показ слайда 2)
Для того чтобы проект получился интересным вы разделились на группы. Сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому вы должны представиться.
IV. Представление групп
Наша группа «Эксперты». Мы расскажем о лекарственных растениях Челябинской области.
Наша группа «Артисты». Мы приготовили сценку «Зеленая аптека».
Наша группа «Редколлегия». Мы нарисовали стенгазету.
Наша группа «Режиссеры». Мы составляли кроссворды, собирали загадки о лекарственных растениях и придумывали их сами. Еще мы составили небольшой справочник лекарственных растений.
Наша группа «Агитаторы». Мы нарисовали листовки на тему «Зачем нужно беречь лекарственные растения»
Сейчас каждая группа представит тот материал, над которым она работала. Остальные ребята в это время внимательно слушают, для того чтобы оценить работу каждого из участников группы.
V. Отчет групп о проделанной работе
Сообщения группы «Экспертов»
(Показ слайда 3)
Рябина — жительница лесных полян и опушек. Красива она ранней весной, когда едва-едва на ней распустятся молодые светло-зеленые листья с четким резным узором. Легкая и светлая стоит она ранним летом в белой кипени душистых цветов. Не оторвешь от нее глаз и поздней осенью, когда зрелые пунцовые ягоды становятся ярким украшением ее ветвей.
С рябиной связаны народные приметы. Рябина зацвела — холодов больше не будет. На рябинах много ягод — осень будет дождливая, мало — сухая.
Рябина — кладезь витаминов. Охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей рябины, чтобы унять головную боль. По содержанию витамина С ягоды рябины превосходят даже лимоны. Плоды рябины горьковатые на вкус. Поэтому их часто снимают после первых заморозков. Широкое применение плоды рябины нашли в пищевой промышленности: из них готовят витаминный сироп, компот, варенья, пастилу, мармелад, ликеры. (Показ слайда 4)
Белые ароматные цветки черемухи собраны в длинные кисти. Осенью на месте цветов созревают ягоды — размером с горошину, черные, блестящие, терпкие на вкус, с косточкой внутри. Любят эти плоды птицы. Да и люди не прочь полакомиться — из высушенных и смолотых в муку ягод издавна делали начинку для пирожков, из свежих — готовили морсы, варенья, компоты.
В медицине используют зрелые плоды как вяжущее средство. Применяют в виде настоя или отвара.
Также в медицине используют цветы, кору и листья дерева. Но помните — все части кустарника, кроме ягод, содержат ядовитые вещества!
Мини – итог
- Как человек в домашних условиях справляется с головной болью?
-А если он оказался в лесу?
- Когда лучше употреблять ягоды рябины? (Показ слайда 5)
Издавна о калине складывали песни и рассказывали сказки. И не зря — уж очень красива. Калина – лекарственное растение. Её плоды усиливают деятельность сердца, понижают кровяное давление. Калина входит в состав витаминных сборов, это слабительное, успокаивающее и дезинфицирующее средство.
Из коры калины, которую собирают весной, готовят отвары. Они останавливают внутренние кровотечения, снимают судороги. Из ягод калины делают сироп, желе, кисель, мармелад. Семена обладают тонизирующим свойством. (Показ слайда 6)
Наверное, каждый хоть раз собирал ягоды малины — в лесу или в саду. Ягоды малины сложены из маленьких ягодок, сросшихся вместе. Ароматные ягоды висят на тонких стеблях, усеянных мельчайшими колючками. На одной ветке малины часто можно увидеть и спелую ягоду, и зеленую и цветок. Это потому, что цвести малина начинает только после того, как установится теплая погода.
Листья и побеги малины, и даже малиновый цвет — все обладает целебными свойствами. Не говоря уже о ягодах, которые в любом виде хороши — и в варенье, и свежие, и сушеные — и лакомство, и польза. Настой и отвар плодов и листьев применяют как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Еще из малины готовят малиновый мед. Он очень вкусный и полезный.
Мини – итог
- Чем полезна малина?
-Что можно приготовить из ягод калины? (Показ слайда 7)
Черника — родственник брусники. Ярко-зеленые весной и летом, красные осенью, листья черники красивы в любое время года. В мае-июне на кустиках черники появляются маленькие розовые цветы. А в августе-сентябре можно отправляться в лес, за ягодами. Сочные, черно-синие с сизым налетом ягоды и вкусны и полезны. За красящий сок ягод черника получила свое название. Если ты когда-нибудь ел чернику, то помнишь, что от нее и губы и язык становятся темно-фиолетовыми, как чернила.
Черника очень полезна человеку. Ягоды и листья используют в медицине.
Во время второй мировой войны в английских войсках летчикам давали чернику для усиления ночного зрения. Наши летчики получали черничный кисель. (Показ слайда 8)
Земляника. Человек издавна ценил эту замечательную ягоду. На вырубках, лесных полянках, у оврагов растет земляника. Появляется она в лесу первой, когда другие ягоды еще не поспели. В наших краях землянику собирают в начале–середине лета.
Земляника любит солнце и открытые пространства, в тени растет плохо.
Ярко-красные, ароматные, эти ягоды еще и полезны. Из листьев земляники готовят настои и отвары. Рекомендуют при воспалениях печени, малокровии.
А в деревнях земляникой раньше пользовались как народной косметикой – девушки мазали земляникой губы и щеки – и красиво, и пахнет приятно.
Мини – итог
- Почему черника получила такое название?
-Чем она полезна?
-Что интересного узнали о землянике? (Показ слайда 9)
С мая по сентябрь на лугах, в светлых лесах, по лесным опушкам, по окраинам полей и полевым дорогам цветет клевер, или кашка. Привычный, всем знакомый цветок.
Соцветия клевера могут быть светло-розовыми, лиловыми, темно-красными. Пчелы вьются над ними – нектар собирают.
Любит клевер и домашний скот. И не зря. В народной медицине клевер часто использовали как лекарство.
При простуде и других недугах заваривали чай из цветочных головок.
К ранам и ожогам прикладывали обваренные кипятком листья.
А настой цветков помогает от головной боли. (Показ слайда 10)
Это многолетние растение всем хорошо знакомо. Существует более тысячи видов одуванчика! Одуванчик растет всюду: вдоль дорог, у жилья, на газонах, в садах и огородах…
В Древнем Риме им выводили веснушки. В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют корень растения. Корень принимают при заболевании печени.
Кроме применения в медицине, одуванчик известен своими пищевыми свойствами. Цветочные почки можно мариновать и добавлять в солянки и винегреты. А молодые листья, собранные ранней весной, заменят салат. Листья одуванчика богаты витаминами и минеральными солями
Из цветков одуванчика можно приготовить одуванчиковый «мед». Для этого 200г цветков очистить от цветоложа, промыть, залить 1,5 литра кипятка, закрыть и настаивать сутки. Затем сцедить, цветки отжать и в жидкость добавить 2 лимона, нарезанных кубиками, 1,5 стакана сахара и варить, помешивая, до загустения. Теплый сироп разлить в банки, закрыть крышками. Хранить в темном, прохладном месте. Одуванчиковый «мед» хорошо добавлять в чай при простуде. Ребята, практически все из вас не так давно пили «кислородные» коктели. А знаете ли вы, что входит в состав этого напитка? (шиповник, солодка, яблочный сироп)
Об этих лекарственных растениях расскажет Максим.
(Показ слайда 11)Шиповник — близкий родственник садовой розы. Его тонкие блестящие красноватые побеги вырастают до 2 метров в высоту. Они покрыты острыми короткими шипами. Листья шиповника очень похожи на листья розы. Цветет шиповник в мае-июне розовыми, белыми или темно-красными цветами. Благоухающие цветы привлекают пчел и шмелей. А в августе-сентябре на месте ароматных цветов появляются ярко-оранжевые плоды, наполненные семечками. Эти плоды очень полезны, они содержат чуть ли не все возможные витамины. В годы Великой Отечественной войны настой шиповника обязательно давали раненым в госпиталях, чтобы быстрее поправлялись. Его и сейчас часто прописывают больным и здоровым для укрепления организма. Масло шиповника используют как ранозаживляющее средство. (Показ слайда 12)
Солодка уральская
Травянистый многолетник с коротким корневищем и мощной корневой системой. Цветет в июле – сентябре. Солодку использовали еще в древности при лечении легочных и бронхиальных заболеваний. Они стимулируют удаление мокроты из дыхательных путей.
Корни и корневища солодки можно заготавливать в любое время года. Их выкапывают лопатами, отрубают на глубине примерно 50 см, отряхивая от земли, раскладывают рыхлым слоем и сушат на открытом воздухе, периодически переворачивая.
Для приготовления настоя 1 столовую ложку высушенного и измельченного сырья заливают в эмалированной посуде 1 стаканом кипятка, закрывают крышкой и нагревают при помешивании на кипящей водяной бане 15 минут. Затем настой охлаждают, процеживают. Доливают кипяченой водой до полного стакана. Принимают по столовой ложке 3 -4 раза в день.
(Показ слайда 13) ЯблоняПлоды содержат большое количество витаминов, минеральных солей. Яблочный отвар смягчает кашель, свежие плоды – давно проверенное лекарственное средство, которое нормализует деятельность пищеварительной системы, обменных процессов. Яблоки являются бесценным диетическим продуктом питания.
Мини – итог:
-Почему плоды шиповника полезны?
-Для чего раненым давали настои из шиповника?
-Что используют в качестве лекарственного средства у солодки?
Спасибо, ребята, за интересные сообщения. А сейчас слово предоставляется «Артистам». Параллельно с группой «Артистов» выступают и «Режиссеры» (загадывают загадки о лекарственных растениях) Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Появляется ромашка.
(Ребята выходят в костюмах лекарственных растений) Ромашка.
Это я, Ромашка.
Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным – давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена расселились вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию. Милая ромашка, а чем ты полезна? Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Появляется подорожник Подорожник.Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из – за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
С названьем простым и тревожным,Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок – подорожник
Растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли…
Невзрачный цветок – подорожник,
Да как же растешь ты в пыли?
Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
Жжется, а не огонь;Злая, а людей лечит.
Кто это? Появляется крапива. Крапива.
Это я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с медом колики лечит надежно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях»
Появляется шиповник, брусникаВедущие: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения (вместе).
Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Знаем, ты шиповник! Но как ты можешь помочь? Шиповник.
Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
Листик с глянцем,Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
Ты брусника. А как ты помогаешь людям? Брусника.Жар, головные боли,
Плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них. -Понравилось ли вам выступление ребят?
Спасибо, ребята. Молодцы.
А сейчас ребята из группы «Режиссеры» загадают вам загадки, которые они сами придумали и предложат кроссворды.(Показ слайда 14)
Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Учитель:В нашей области можно встретить около 150 видов лекарственных растений. Но не спеши их выкапывать. Ведь многим из них угрожает исчезновение. Ежегодно для медицинских целей заготавливается около 60 тонн сырья. Наиболее активно ведутся сборы адониса весеннего, боярышника, крапивы, пустырника, тысячелистника. Чрезмерные заготовки, проводимые с нарушением правил и сроков сборов, привели к значительному сокращению запасов лекарственного сырья. За последние годы резко сократился арсенал целого ряда ценных растений, таких как зверобой, ромашка, валериана, душица, череда. Ребята из группы «Редколлегия» приготовили сообщения о редких растениях Челябинской области, еще они представят вашему вниманию газету.
(Показ слайда 15)
Венерин башмачок — наша северная орхидея. Нижний лепесток цветка похож на туфельку. В народе его называли «Марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Очень красив башмачок крупноцветковый — фиолетово- розовые цветки этой орхидеи достигают почти 10 см. Но встречается он очень редко.
Растет на лесных опушках и полянах, в сосновых и лиственных лесах.
(Показ слайда 16) В старину ветреницу употребляли как наружное средство при лечении мигрени, ревматизма и лишаев. Лечили просто — прикладывая к больному месту сырую траву. Траву ветреницы применяют при болезнях печени, органов пищеварения и гриппе. Настоем травы лечат застарелые раны. Но ветреница — растение очень ядовитое, поэтому нельзя использовать его, не посоветовавшись с врачом (Показ слайда 17)
Гвоздика иглолистая
Это многолетнее растение образует «кочку», состоящую из множества стеблей, длина которых 25-30 см. Диаметр такой «кочки» может быть до 30 см. Листья длинные, заостренные похожи на иглы. У белых душистых цветков лепестки словно надрезаны. Цветет гвоздика в июне-июле. Растет на скалах и в каменистых степях.
Этот цветок живет на одном месте до 14-15 лет.
(Показ слайда 18)
Лилия - саранка — цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнет цвести. В природе саранки могут жить до 22 лет (если, конечно, не рвать их).
Растет этот цветок по влажным тенистым местам в лесах и на опушках. Размножается семенами, а луковицу его можно употреблять в пищу. Золотисто-желтые луковицы саранки собирают, сушат, размалывают и пекут из этой муки хлеб. Используется саранка и в медицине — как успокаивающее, болеутоляющее средство. Группа «Агитаторы». Выходят с листовками.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди – ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава
***
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
***
Ты пришел за помощью к природе?Добрым будь и береги ее
Ветки не ломай, не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
***
Ты, дружок,Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай не птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
***
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей
VI. Итог:Мы прослушали сообщения всех групп.
-Как мы работали над проектом? (Выбрали тему, составили план работы над проектом и тд.)
-Выполнили ли то, что задумали?
-Все ли получилось так, как мы задумали?
-Что было сделано хорошо?
-Что не получилось?
-Что было выполнить легко, а что оказалось трудно?
- Какие еще проекты мы могли бы сделать?
На этом работу над проектом мы не заканчиваем.
VII. Домашнее заданиеВо время летних каникул вы должны постараться собрать образцы лекарственных трав, засушить их и сделать гербарий. Как засушивать растения и что такое гербарий я вам расскажу на уроках окружающего мира.
Литература
- Гилева, Е. А. История развития метода проекта в российской школе / Е. А. Гилева // Педагогические исследования. - 2004. - № 2.- С.13
- Макова, Г. В. Метод проекта на основе личностно – ориентированного обучения / Г. В. Макова // Современный урок, 2008. - №1.-С. 2 - 8
- Полат, Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. – М., 2000.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М., 2000
- Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
- Цыварева, М. А. Метод проектов во внеклассной работе / М. А.. Цыварева // Начальная школа, 2004. - №7. – С. 45 - 47
korshu.ru
Технологическая карта внеурочного занятия "Лекарственные растения Кемеровской области" (3 класс)
учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Я пришла сегодня к вам,
Принесла заданья вам.
Постарайтесь все понять,
Все запомнить, рассказать.
Постарайтесь, не ленитесь,
А сначала – улыбнитесь!
Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.
Слушают, улыбаются друг другу.
К: слушать и понимать других.
2.Актуализация знаний
Ребята, у меня для вас сюрприз. Это волшебный цветок, на лепестках которого интересные задания.
Посовещайтесь в своих группах и договоритесь, кто из вас выйдет первый.
Подойдите к цветку и выберите один из розовых лепестков. Посовещайтесь в группе и договоритесь, кто будет отвечать.
Давайте проверим, как же вы справились с заданием.
1.
2. Собери из слогов слово:ли на ка
3. Отгадай загадку:
Он у дороги к дому
Весь в пыли торчит
И путнику больному
Ранки заживит
Найдите на доске рисунок к своему ответу и прикрепите в центре.
Как, одним словом можно назвать что это? (растения)
А о каких растениях мы сегодня будем говорить, узнаете, выполнив, следующее задание.
Подойдите к цветку и выберите следующий лепесток. Посовещайтесь – кто будет отвечать.
Вопросы на лепестках:
1. «Зеленый лекарь» – кто он? О чем идет речь?
2.Может ли растение вылечить?
3.Какие растения Кемеровской области являются зелеными лекарями?
Предлагает детям выбрать лепесток.
Организует проверку работы по слайду.
Предлагает детям выбрать лепесток.
Договариваются, кто пойдет за лепестком.
От каждой группы выходит по 1 человеку, и выбирают лепесток с заданием.
Работают в группе,
один ученик озвучивает ответ и выбирает нужную карточку на доске.
Вытягивают лепесток.
Дети в группах обсуждают варианты ответов на вопрос.
Отвечает один ученик от каждой группы.
К: договариваться в группе, высказывать свою точку зрения.
П: анализировать информацию.
К: высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Предположите, о каких растениях будем говорить?
Действительно, тема нашего занятия: Лекарственные растения Кемеровской области.
Ребята, представляете, даже есть наука о лекарственных растениях. Называется – фармакогнозия.
Задает вопрос определяющий тему занятия.
Вывешивает название темы на доску.
Прикрепляет к доске новое понятие.
Выдвигают предположения темы занятия.
П: анализировать предоставленную информацию.
3. Работа над проектом
Мы сегодня будем не просто говорить по данной теме, а создавать групповые мини-проекты.
Найдите у себя лист мини-проект.
Как будет звучать тема нашего мини-проекта?
Какую цель поставим в своих мини-проектах?
( Цель – знакомство с лекарственными растениями Кемеровской области, их целебными свойствами)
Ребята, предположите, какая может быть гипотеза у нашего проекта? Если использовать лекарственные растения, то что ….? Дополните.
Гипотеза:
Лекарственными растениями можно вылечить многие болезни.
Возьмите конверт №1. Оформите, то о чем мы только что проговорили в мини-проект.
Возьмите инструкцию, прочитайте ее в группах.
Инструкция.
Прочитайте внимательно текст №1.
Найдите и подчеркните зеленым цветом информацию о лекарственных свойствах данного растения.
Найдите и подчеркните, синим цветом информацию о способах применения данного растения.
Прочитайте внимательно текст №2.
Найдите и подчеркните зеленым цветом информацию о лекарственных свойствах данного растения.
Найдите и подчеркните, синим цветом информацию о способах применения данного растения.
Посоветуйтесь с учителем, верно ли выполнено задание.
Ребята, если все понятно можете приступать к работе.
Организует работу по формулированию темы, цели и гипотезы мини-проекта.
Тема, цель, гипотеза показывается в презентации на слайдах.
Организует работу в группах по инструкции.
Формулируют тему, цель и гипотезу мини- проекта.
Выдвигают гипотезы.
Работа учащихся в группах по заполнению темы, цели, гипотезы.
Работают по инструкции над мини-проектом.
Определяют выступающих по 2 человека от группы.
Р: определять и формулировать цель, тему, гипотезу с помощью учителя.
Л: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
Р: работать по алгоритму, корректировать выполнение задания.
П: выбирать необходимую информацию из текста, анализировать ее и оформлять в таблицу.
К: договариваться и распределять обязанности между собой.
Физ. минутка
Давайте немного отдохнем.
На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки по команде «раз» А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два».
А теперь тихонечко сели.
Организует физ. минутку.
Под слова выполняют определенные движения.
4. Защита мини-проекта
Давайте проверим, что у вас получилось. От того как вы внимательно будете слушать, будет зависеть сможете ли вы выполнить следующее задание и заработать жетон.
Молодцы, ребята!
Организует защиту проекта детьми.
Выступление группы. Вывешивают проектный лист на доску и защищают свою работу по 2 человека. Один – называет растение и рассказывает о лечебных свойствах, второй – способы применения.
К: высказываться.
Р: умение работать по алгоритму, рассказывать информацию в нужном порядке.
Мне хочется проверить, как же вы внимательно слушали друг друга. Предлагаю разгадать кроссворд.
Чья группа первая поднимет «сигнальную руку», та будет отвечать и получит за верный ответ жетон.
Посчитайте количество жетонов. Сколько их у вас?
Вот у нас и выявились самые внимательные ребята. Надеюсь, в следующий раз и у других также все получится.
Организует заполнение кроссворда в презентации.
Разгадывают кроссворд о лекарственных растениях, за верный ответ и быстроту получают жетон для своей группы.
Называют количество жетонов.
К: выслушивать друг друга.
5. Итог занятия
Какое время года приближается?
Хотелось бы вам сейчас оказаться на веселой полянке, где много цветов, трав?
Приглашаю на прогулку в природу. Внимательно посмотрите сюжет. Какие чувства у вас возникнут при его просмотре?
Опишите свое настроение. Какие чувства вызвал у вас этот сюжет?
Чтобы сохранить такую красоту, о чем нужно помнить?
Что можете посоветовать людям, желающим, принести кусочек природы домой, но чтобы они ее не портили? (фотографии)
Многие лекарственные растения находятся на грани исчезновения.
Куда заносятся исчезающие виды растений, животных?
Вот и в нашей области тоже есть Красная книга, в которую занесены некоторые лекарственные растения и даже те, с которыми мы сегодня познакомились. На нашей выставке также есть книга «Зеленая аптека Кузбасса». Как думаете, что в ней описывается?
Много литературы по данной теме найдете в нашей библиотеке.
Ребята, мне хочется, что когда вы сегодня придете домой, то вспомните о лекарственных растениях Кемеровской области, про которые мы сегодня говорили и расскажите о них своим близким.
Мотивирует, нацеливает на просмотр видеосюжета.
Показывает видеосюжет и проводит беседу по сюжету.
Предлагает посмотреть выставку книг.
Демонстрирует книги.
Отвечают на вопросы.
Просматривают сюжет и отвечают на вопросы учителя.
Обращают внимание на предложенную литературу.
П: самостоятельно делать выводы.
Л: выказывать свое отношение к природе.
П: умение ориентироваться в литературных источниках.
6. Рефлексия
Вспомните, какой красивый цветок был у нас в начале занятия. Давайте попробуем создать свой цветок «настроения».
Перед вами лежат лепестки. Если у вас все получилось, то возьмите зеленый лепесток. Желтый – если возникали трудности, но вы справились. Оранжевый лепесток – если вам было трудно справиться с заданиями.
Прикрепите лепестки к сердцевине. Давайте посмотрим, с каким настроением получился у нас цветок.
На этом наше занятие закончилось. Спасибо, ребята!
Предлагает создать цветок «настроения».
Анализируют свою деятельность на занятии и прикрепляют соответствующие лепестки на доске.
Р: самооценка своей деятельности на занятии.
infourok.ru
Лекарственные растения. - Начальные классы
МКОУ Курловская СОШ №1 Гусь Хрустальный район
Программа по внеурочной деятельности
младших школьников
«Знатоки Мещеры»
Лекарственные растения
Разработала:
Карева Алла Рудольфовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ромашка аптечная.
Многолетнее травянистое
растение до 1 м высоты.
Растет по обочинам полевых дорог и полям.
В медицине используют надземную часть (соцветия) от простуды, температуры, лечит ожоги, обморожения, удаляет веснушки.
Применяют в виде настоя и отвара для лечения ангины, при стоматите, используют для укрепления волос.
Зверобой.
Многолетнее травянистое растение до 1 м высоты.
Зверобой благоприятно воздействует на все системы организма.
В медицине используют надземную часть. Применяют в виде настоя и отвара. Отвар травы успешно применяется при лечении таких болезней как: гастриты, болезни печени и желчного пузыря, почек и мочевыводящих путей.
Зверобой способен снимать спазмы сосудов, что нормализует работу сердца и кровообращение в целом.
Одуванчик.
Одуванчик называют «эликсиром жизни», потому что целебные свойства имеют все части этого полезного растения: цветки, корни, листья.
Польза одуванчика, как лекарственного растения, широко используется в народной медицине в качестве различных экстрактов, вытяжек, настоев. Этот «цветок солнца» содержит много кальция, необходимого для роста, укрепления костей, защищающего их от возрастных повреждений. В медицине используют корни растения в качестве возбуждающего аппетит средства и как желчегонное. Применяют в виде настоя и отвара.
Пижма.
Многолетнее травянистое растение до 1,5 м высоты с многочисленными прямыми стеблями. В народе это растение называют дикой рябинкой.
Цветет в июле—сентябре, плоды созревают в августе —октябре. Размножается семенами.
В медицине используют соцветия в качестве желчегонного и глистогонного средств. Применяют в виде настоя и отвара при запорах, кровавом поносе, при заболеваниях печени и желчного пузыря.
Заготавливают соцветия во время цветения.
Тысячелистник.
Многолетнее травянистое растение до 80 см высоты с прямыми стеблями.
В медицине используют надземную часть. Полезен тысячелистник при кровотечениях - легочных, желудочно-кишечных, возникших в результате травм.
Тысячелистник имеет также общеукрепляющее, антибактериальное, обезболивающее, успокаивающее действие.
Отвары, чаи и настойки из него снижают артериальное давление, уменьшают проявления аллергии. Применяют в виде настоя и отвара.
Подорожник.
Подорожник — уникальная трава, произрастающая вдоль дорог, тропинок, на обочинах. Это не простой попутчик, сопровождающий идущих и едущих по дороге — это практически дорожная аптечка, при помощи которой можно не только оказать первую помощь при ранах и ушибах, а и вылечить множество болезней.
В медицине используют листья подорожника для заживления ран, порезов, останавливает кровь, лечит кашель и бронхит. Отваром промывают глаза.
Применяют в виде настоя и отвара.
Правила сбора лекарственных трав.
- Хорошо знать лекарственные растения и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
Целебные свойства трав .
Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду –
чай с малиной.
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Спасибо за внимание!
multiurok.ru