Сравнение строения клеток бактерий, растений, животных и грибов. Сравнение строения клеток растений грибов и животных
Хранение наследственной информации, синтез РНК | Не имеются | Ядро обязательная и существеннейшая часть живой клетки всех эукариотических организмов. Придает клетке форму, определяя рамки ее роста, обеспечивает структурную и механическую поддержку, тургор напряженное состояние оболочек, защиту от внешних факторов, запасает питательные вещества. | Ядро или ядерная оболочка (хромосомы, из-за наличия нуклеиновых кислот) они отвечают за хранение, передачу и воспроизведение наследственной информации от родителя к потомку | У большинства грибов оно обычно небольших размеров, окружено двойной мембраной, круглое, удлиненное, расположено либо в центре, либо у клеточной оболочки или перегородки. Клетки гиф содержат одно или несколько ядер. В ядре обычно находится одно ядрышко, но иногда оно отсутствует. Основная функция ядра — репликация ДНК и перенос генетической информации в цитоплазму через РНК. К особенностям ядерного аппарата грибов относится наличие дикарионов (n + n), спаренных ядер в клетке после слияния цитоплазмы. Другая особенность ядер — способность передвигаться из одной клетки в другую. |
Выполняет барьерную, транспортную, матричную, механическую, рецепторную, энергетическую, ферментативную и маркировочную функции | (цитоплазматическая мембрана) в любой бактериальной клетке выполняет одни и те же функции, ее строение все же может иметь ряд отличий, в зависимости от группы прокариотов, которые исследуются в каждом конкретном случае. | Кле́точная мембра́на (также цитолемма, плазмалемма, или плазматическая мембрана) — эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов. Отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки — компартменты или органеллы, в которых поддерживаются определённые условия среды. | Клеточная мембрана (цитолемма, плазмалемма) – это трехслойная липопротеиновая (жиро-белковая) оболочка, отделяющая каждую клетку от соседних клеток и окружающей среды, и осуществляющая управляемый обмен между клетками и окружающей средой. | Между клеточной стенкой и цитоплазматической мембраной располагаются ломасомы – мембранные структуры, имеющие вид многочисленных пузырьков. В зависимости от происхождения различают настоящие ломасомы и плазмалеммасомы. Последние представляют собой производное плазмалеммы. |
Предохраняет бактерии от повреждений и высыхания. Создаёт дополнительный осмотический барьер и является источником резервных веществ. Препятствует фагоцитозу бактерий | слизистая структура толщиной более 0,2 мкм, прочно связанная с клеточной стенкой бактерий и имеющая чётко очерченные внешние границы. | Нет | Нет | Нет |
Полисахаридная оболочка над клеточной мембраной, через неё происходит регуляция воды и газов в клетке. Не проницаема даже для мелких молекул. Не препятствует диффузному движению | оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. | Нет | оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции.есть, образована хитином | |
Связывание между собой клеток ткани. Транспорт веществ между клетками. | Нет | Плазмодесмы — микроскопические цитоплазматические мостики, соединяющие соседние клетки растений. | Десмосомы— один из типов межклеточных контактов, обеспечивающих прочное соединение клеток (как правило, эпителиальной или мышечной ткани) у животных. Функция десмосом заключается главным образом в обеспечении механической связи между клетками. | Септы стенка, разделяющая полость на части, например, маточная перегородка. Термин «септа» используется также для обозначения перегородок между соседними клетками или внутри септированных клеток |
ruwikiorg.ru
Хранение наследственной информации, синтез РНК | Не имеются | Ядро обязательная и существеннейшая часть живой клетки всех эукариотических организмов. Придает клетке форму, определяя рамки ее роста, обеспечивает структурную и механическую поддержку, тургор напряженное состояние оболочек, защиту от внешних факторов, запасает питательные вещества. | Ядро или ядерная оболочка (хромосомы, из-за наличия нуклеиновых кислот) они отвечают за хранение, передачу и воспроизведение наследственной информации от родителя к потомку | У большинства грибов оно обычно небольших размеров, окружено двойной мембраной, круглое, удлиненное, расположено либо в центре, либо у клеточной оболочки или перегородки. Клетки гиф содержат одно или несколько ядер. В ядре обычно находится одно ядрышко, но иногда оно отсутствует. Основная функция ядра — репликация ДНК и перенос генетической информации в цитоплазму через РНК. К особенностям ядерного аппарата грибов относится наличие дикарионов (n + n), спаренных ядер в клетке после слияния цитоплазмы. Другая особенность ядер — способность передвигаться из одной клетки в другую. |
Выполняет барьерную, транспортную, матричную, механическую, рецепторную, энергетическую, ферментативную и маркировочную функции | (цитоплазматическая мембрана) в любой бактериальной клетке выполняет одни и те же функции, ее строение все же может иметь ряд отличий, в зависимости от группы прокариотов, которые исследуются в каждом конкретном случае. | Кле́точная мембра́на (также цитолемма, плазмалемма, или плазматическая мембрана) — эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов. Отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки — компартменты или органеллы, в которых поддерживаются определённые условия среды. | Клеточная мембрана (цитолемма, плазмалемма) – это трехслойная липопротеиновая (жиро-белковая) оболочка, отделяющая каждую клетку от соседних клеток и окружающей среды, и осуществляющая управляемый обмен между клетками и окружающей средой. | Между клеточной стенкой и цитоплазматической мембраной располагаются ломасомы – мембранные структуры, имеющие вид многочисленных пузырьков. В зависимости от происхождения различают настоящие ломасомы и плазмалеммасомы. Последние представляют собой производное плазмалеммы. |
Предохраняет бактерии от повреждений и высыхания. Создаёт дополнительный осмотический барьер и является источником резервных веществ. Препятствует фагоцитозу бактерий | слизистая структура толщиной более 0,2 мкм, прочно связанная с клеточной стенкой бактерий и имеющая чётко очерченные внешние границы. | Нет | Нет | Нет |
оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. есть, образована пектином или муреином | оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. | Нет | оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции.есть, образована хитином | |
Связывание между собой клеток ткани. Транспорт веществ между клетками. | Нет | Плазмодесмы — микроскопические цитоплазматические мостики, соединяющие соседние клетки растений. | Десмосомы— один из типов межклеточных контактов, обеспечивающих прочное соединение клеток (как правило, эпителиальной или мышечной ткани) у животных. Функция десмосом заключается главным образом в обеспечении механической связи между клетками. | Септы стенка, разделяющая полость на части, например, маточная перегородка. Термин «септа» используется также для обозначения перегородок между соседними клетками или внутри септированных клеток |
Нуклеопротеиновый комплекс, содержащий ДНК, а также гистоны и гистоноподобные белки | Нуклеоид | Есть | Есть | Есть |
Хранение геномной информации, которая кодирует ферменты, которые разрушают антибиотики, тем самым позволяют избегать их губительного воздействия | Есть | Нет | Нет | Нет |
Содержит в себе органеллы клетки и равномерно распределяет питательные вещества по клетке. | Есть | Есть | Есть | Есть |
Органоиды, принимающие участие в превращении энергии в клетке. Имеют внутренние мембраны, на которых осуществляется синтез АТФ | Нет | Есть | Есть | Есть |
Производит синтез сложных белков, полисахаридов, их накопление и секрецию | Нет | Есть | Есть | Есть |
Нет | Есть | Есть | Есть | |
Органоиды, состоящие из двух субъединиц, осуществляют синтез белка (трансляцию). | Есть | Есть | Есть | Есть |
Во время деления клетки образует веретено деления | Нет | Присутствуют у низших растений | Есть | Нет |
Двухмембранные структуры, в которых происходят реакции фотосинтеза (хлоропласты), происходит накопление крахмала (лейкопласты), придают окраску плодам и цветкам (хромопласты) | Нет | Есть | Нет | Нет |
Производят расщепление различных органических веществ | Нет | Обычно не видны | Есть | Есть |
Производят синтез и транспорт белков и липидов | Нет | Есть | Есть | Есть |
Накапливают клеточный сок. Для перемещения бактериальных клеток в толще воды. Поддерживает напряжённое состояние оболочек клеток | Аэросомы | Нет | Есть | |
Опорно-двигательная система клетки. Изменения в белках цитоскелета приводят к изменению формы клетки и расположению в ней органоидов. | Бывает | Есть | Есть | Есть |
Артефакты, возникающие во время подготовки образцов для электронной микроскопии | Есть | Нет | Нет | Нет |
Служат для прикрепления бактериальной клетки к различным поверхностям | Есть | Нет | Нет | Нет |
Служат для перемещения в пространстве (реснички, жгутики и др.) | Есть | Есть | Есть | Нет |
wiki2.red
«Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов" (10 класс)
Урок биологии по теме:
«Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов»
Цели:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний о прокариотах;
- показать место и роль дробянок в биосфере, медицине, сельском хозяйстве, промышленности.
-формирование знаний об отличительных особенностях растительной, животной, грибной клеток и принципиальном единстве их строения.
-формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
Развивающие:
-используя разные формы работы на занятии развивать познавательный интерес в изучении материала;
-создание условий для развития творческой личности, ее самореализации и самоопределения;
-формирование у учащихся умение находить интересную информацию в учебнике и дополнительной литературе, работать с текстом;
-формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей;
-развивать умения сравнивать, анализировать, работать с рисунками, таблицами, микроскопом;
-формирование коммуникативных компетенций.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию живой природы;
-продолжить воспитание у учащихся положительной «Я-концепции»;
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Методы проведения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Оборудование: раздаточный материал, микропрепараты тканей животных, растений, мукора, микроскопы, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учащимся предлагается сформулировать цель урока:
- обобщить и закрепить знания о прокариотах.
- изучить особенности строения различных эукариотических клеток.
- выяснить сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов.
Учитель: Достичь целей урока нам поможет материал по теме «Различия в строении клеток эукариот и прокариот», а так же исследовательская работа в ходе которой вы знакомитесь с теоретическим материалом, а затем выполняете лабораторную работу по теме: «Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом». Работать сегодня мы будем в группах, в каждой из них есть консультант-помощник, который будет обеспечивать обмен информацией, распределять материал для выступлений и оценивать работу учеников в группах.
Сообщение эпиграфа к уроку: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)
2.Актуализация знаний:
● Что вам известно об открытии клетки?
● Как называется наука, занимающаяся классификацией организмов?
● В каком направлении шла эволюция клетки?
● Как по-другому называют клетки эукариот и прокариот?
● В чем основная особенность строения прокариот?
● Какую роль в клетке играет ядро?
Учитель: Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки мы изучали на примере бактерий. Споры бактерий залетают на высоту 20 км. Анаэробные бактерии проникают в земную кору на глубину свыше 3 км. Споры некоторых бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре -253 С. В одном грамме бактерий свыше 600 млрд. особей. Их обнаруживали даже на стенках ядерных реакторов. В одном грамме льда Антарктиды можно найти до 100 видов бактерий.
● Что является главной причиной столь высокой их приспособляемости?
● Как вы думаете, на что указывает примитивная организация прокариот?
● Почему без бактерий невозможна жизнь?
Задание: Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком «+» органоиды, которые имеются в клетках этих организмов.
Сравнение клеток прокариот и эукариот.
Органоиды и части клетки
Прокариоты
Эукариоты
Ядро
Цитоплазма
Плазматическая мембрана
ДНК
Митохондрии
Пластиды
Аппарат Гольджи
ЭПС
Лизосомы
Рибосомы
Цитоскелет
Мезосомы
-
+
+
+
-
-
-
-
-
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
++
+
-
Взаимопроверка правильности заполнения таблицы.
● Какие выводы можно сделать из анализа данной таблицы?
-В чем сходство и различие между прокариотами и эукариотами?
Учитель: Итак, мы с вами повторили и обобщили знания о строении, процессах жизнедеятельности и значении прокариот.
●Сравните клетки животных, растений, грибов. Что общего в строении этих клеток?
Учитель: К общим признакам так же можно отнести единство химического состава клеток, сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке, сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.
Хотя клетки разных эукариот имеют много общего в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Эти различия возникли в процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.
В ходе самостоятельной работы в группе вам необходимо сравнить строение растительной, грибной и животной клетки.
3. Самостоятельная работа в группах:
Задача: выявление особенностей строения клеток представителей различных царств с помощью информационных карт и в ходе выполнения лабораторной работы.
Задание 1 группе: Докажите, что данная клетка является растительной.
Задание 2 группе: Докажите, что данная клетка является животной
Задание 3 группе: Укажите особенности строения грибной клетки на примере мукора
После выполнения задания каждая группа знакомит всех учащихся с информацией и результатами лабораторной работы. В ходе выступлений учащихся от групп все заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эукариот».
Учащиеся самостоятельно делают вывод:
-Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.
4.Рефлексия
- Что вы считаете для себя главным на уроке?
- Что было трудным?
6. Объявление оценок.
7. Домашнее задание: п.18,19, повторить. Подготовить сообщение и презентацию на тему: «Строение и жизнедеятельность растительной клетки», «Строение и жизнедеятельность животной клетки». Творческое задание – составить кроссворд «Клетка».
infourok.ru