Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом». Сравнение клеток растений животных грибов лабораторная работа
Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом».
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
Признак | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
1. Пластиды | Хлоропласты (зеленые), лейкопласты (бесцветные), хромопласты (красно-оранжевые) | - | - |
2. Способ питания | Автотрофный – сами создают органические вещества (фототрофный, хемотрофный) | Гетеротрофный – питаются готовой органикой (сапротрофный, паразитический) | Гетеротрофный (сапротрофный, паразитический, симбиотический) |
3. Пиноцитоз («пью») поглощение или выделение жидких частицФагоцитоз («пожирать») – твердых частиц | + - | + + | + - |
4. Рост | Неограничен | Ограничен | Неограничен |
5. Запасной углевод | Крахмал | Гликоген | Гликоген |
6. Клеточный центр | - | + | + |
7. Вакуоли с клеточным соком. | + | - Есть сократительные, выделительные, пищеварительные вакуоли | - Есть пищеварительные вакуоли |
8. Клеточная стенка | Из целлюлозы | - | Из хитина |
9. Синтез АТФ | В хлоропластах и митохондриях | В митохондриях | В митохондриях |
ВЫВОДЫ: Все живое, что есть на нашей планете, состоит из клеток. Клеточная структура всех живых существ – основа родства всего живого, что есть на нашей планете. Но между клетками растений, грибов, бактерий и животных существует множество существенных отличий. Чтобы разобраться, в чем они похожи и чем отличаются, нужно подробно рассмотреть строение каждой из разновидностей клеток. Все животные, грибы и растения имеют много общего в своей структуре. В составе своих клеток все они имеют: ядро; митохондрии; цитоплазматическую мембрану; эндоплазматическую сеть; цитоплазму; аппарат Гольджи
www.soloby.ru
Лабораторная работа в 10 классе по теме "Строение клеток растений, животных, грибов"
Лабораторная работа
Строение растительной, животной и грибной клеток
Цель: 1.Продолжить формирование навыков приготовления микропрепаратов
2.Выявить особенности строения …… ……, ……, …… .
3.Сравнить клетки и выявить причины их ……. и ……
4.Выявить особенности строения клеток одноклеточных организмов и клеток из ……… организмов
Ход работы:
I. Особенности растительных клеток
1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа амариллиса
2. Найдите и рассмотрите
А) клетки кожицы листа
Б) устьица (замыкающие клетки и щель между ними)
3. Зарисуйте и подпишите увиденное
4. Сравните клетки кожицы листа и замыкающие клетки устьиц
А) Сходство
1.
2.
3………………………… и т.д.
Сходство клеток объясняется тем , что
Б) Различия
Клетки кожицы листа
Замыкающие клетки устьиц
1. Бесцветные, т.к не содержат хлоропластов, т.к функция не фотосинтез, а защита
2. Толстая оболочка, т.к функция защита
3. Клетки плотно прилегают друг к другу, т.к. функция защита
Различия клеток объясняются тем, что………….
II. Особенности животных клеток
1.Приготовьте микропрепарат клеток слизистой оболочки полости рта
2.Рассмотрите, зарисуйте и подпишите увиденные клетки
3. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток крови (эритроцитов) лягушки
4.Зарисуйте, подпишите увиденные клетки
5.Сравните эпителиальные клетки из ротовой полости человека и эритроциты лягушки
А) Сходство
Сходство клеток объясняется тем , что ………….
Б) Различия
Клетки эпителия ротовой полости
Эритроциты лягушки
1. Бесцветные
2. Плотно прилегают друг к другу
3. Хорошо регенерируют
Различия клеток объясняются тем, что…………..
III. Сравнение растительных и животных клеток
1.Рассмотрите готовые микропрепараты “ Растительная клетка”, “ Животная клетка”
2.Сравните растительные и животные клетки
А) Сходство
Сходство растительных и животных клеток объясняется тем , что ………..
Б) Различия
Растительная клетка
Животная клетка
Различия объясняются тем, что ………….
IV. Особенности грибных клеток
1. Рассмотрите готовый микропрепарат плесневого гриба мукора
2.Найдите 1)разветвленные нечленистые нити (грифы)
2)спорангии
3.Зарисуйте и подпишите увиденное
Признаки типичные для клетки
Признаки характерные для грибной клетки
5.Вывод:
v. 1) Убедитесь в том, что клетка может быть организмом
*Организм это нечто целое, способное к самостоятельному существованию
1.Рассмотрите микропрепарат “Инфузория туфелька”
2. Зарисуйте и подпишите строение инфузории туфельки
2) Уясните отличия клетки – одноклеточного организма от клеток входящих в состав многоклеточного организма
1. Работая с дополнительным материалом, запишите в тетрадь особенности клеток
Клетка - целый организм
Клетка – часть многоклеточного организма
Вывод
Приложения
Лабораторная работа по биологии по теме "Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов" - ДЗ по биологии - Домашние задания - Каталог файлов
Лабораторная работа № 2
Тема: Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов
Цель: сравнить строение эукариотических клеток
Ход работы:
1. Сделать рисунок растительной клетки, подписать её органеллы.
2. Сделать рисунок животной клетки, подписать её органеллы.
3. Сделать рисунок грибной клетки, подписать её органеллы.
4.Заполните таблицу "Компоненты клеток"
Компоненты клеток | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка | Бактериальная клетка |
Мембрана | ||||
Клеточная стенка | ||||
Ядро | ||||
Цитоплазма | ||||
Органеллы цитоплазмы: | ||||
Рибосомы | ||||
Эндоплазматическая сеть (ретикулум) | ||||
Комплекс (аппарат) Гольджи | ||||
Лизосомы | ||||
Вакуоли | ||||
Митохондрии | ||||
Пластиды (хлоропласты) | ||||
Пластиды (хромопласты) | ||||
Пластиды (лейкопласты) | ||||
Центриоли |
Вывод: клетка - структурная и функциональная клетка живого.
На уроке будем рассматривать клетки под микроскопом. Нужно будет указать, какие органеллы вы видите в микроскоп. Критерии:
1)Аккуратно-выполненные 3 цветных рисунка (только нарисованные) - 1,5 баллов
2)Правильное оформление работы (тема, цель, ход работы, вывод) - 0,5 балла
3) Заполненная таблица - 2 балла
4) Работа с микроскопом и микропрепаратами - 1 балл
Итого: 5
geo-bio-11.ucoz.net
10 класс | ||||
Неделя | День | Занятие | ||
Тема занятия: | Лабораторная работа № 3 « Сравнение клеток бактерий, грибов, растений и животных». Урок- закрепления знаний. | |||
Ссылка: | ||||
Цель: | на основе ранее накопленных знаний и умений учащихся дать сравнительную характеристику клеток живых организмов; формирование коммуникативных умений путем организации работы в группах; формирование умения оценивать и корректировать собственную деятельность; | |||
Результат обучения: | Учащиеся будут знать сходство и отличие клеток живых организмов, делать выводы, используя знания о клеточной теории. | |||
Основные (ключевые) идеи: | Это занятие будет способствовать развитию у учащихся умению искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу, умение работать в группе; работать с микроскопом, демонстрировать глубину полученных знаний. | |||
| интерактивная доска, флипчарт, презентация ,микроскопы, готовые микропрепараты, дрожжи, мукор ( плесень на помидоре). | |||
Начало урока Введение в тему: Мозговой штурм Реализация цели занятия | Разминка . Назвать 1,2 и немембранные органоиды клетки. | 2 мин | ||
Задание 2.
| 2 мин | |||
Задание 3.
Изучите строение грибной клетки и подготовьте рассказ по плану:1) Органоиды грибной клетки (показать классу по модели) ответьте на вопросы: 1)Назовите органоиды грибной клетки2) В чем уникальность строения тела...
Изучите строение растительной клетки и подготовьте рассказ по плану: 1) Разнообразие растительных клеток 2) Какие органоиды появляются в растительной клетке?3) Строение и функции клеточной стенки и плазмодесм. 4)Функциивакуолей.5) Хлоропласты и хромопласты растительной клетки. 6) Какие органоиды свойственны только растительной клетке
Сравните выступление своей группы с выступлениями товарищей. Оцените свою работу, поставьте определенное количество баллов в зачетную карточку.
| 25 мин | |||
Обобщение и систематизация знаний | Задание 4
| 10 мин | ||
Рефлексия | 1. Что помешало вам сегодня в работе? 2. Что получилось, что нет ? 3. Как вы думаете почему? | 1 мин | ||
Используемый подход: | Элементы критического мышления ( групповая работа, работа в парах), ИКТ, формативное и суммативное оценивание) | |||
Последующее задание: | Домашнее задание § | 1 мин | ||
арактеристика | Фотосинте- зирующая клетка | Клетка мукора | Клетка сине-зеленой водоросли | Клетка инфузории |
1.По содержанию ядра | Эукариоти ческая | Эукариоти ческая | Прокариотическая | Эукариоти ческая |
2.По количеству ядер | одноядерная | многоядерная | безъядерная | Два ядра |
3. По способу питания | автотрофная | гетеротрофная | автотрофная | гетеротрофная |
4.Клетка организма какого царства | Растения | Грибы | Дробянки | Животные |
5.Запасной углевод | крахмал | гликоген | углеводы | гликоген |
6.Чем ограничена от внешней среды | Клеточная стенка, цитоплазма тическая мембрана | Клеточная стенка, цитоплазма тическая мембрана | Клеточная стенка, цитоплазма тическая мембрана | Цитоплазма тическая мембрана |
Органоиды | Растительная клетка | Животная клетка | Клетка гриба | Бактериальная клетка |
Клеточная стенка | - | |||
Цитоплазматическая мембрана | ||||
Цитоплазма | ||||
Ядро | - | |||
Эпс | - | |||
Рибосомы | ||||
Лизосомы | - | |||
Пластиды | - | - | - | |
Цитоскелет | - | |||
Мезосомы | ||||
Кольцевая ДНК | - | - | - | |
Центральная вакуоль | - | - | - | |
Мелкие вакуоли | - | - | ||
Органоиды движения | - | |||
Митохондрии | - | |||
Центриоли | - | - | ||
Аппарат Гольджи | - |
kopilkaurokov.ru
Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий»
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа «Сравнение строения клеток растений и животных, грибов, бактерий»»
Лабораторная работа
Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных,
грибов, бактерий».
Цель: научиться находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой; владеть терминологией темы.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лист растения элодеи, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы:
Работа 1.
1.Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к своему рисунку.
4.Рассмотрите рис.1. Сделайте вывод о форме, размерах клеток разных органов растений.
Рис. 1. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений
Работа 2.
1. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
2. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом.
Работа 3
1. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного организма.
2. Сопоставьте увиденное на уроке с изображением объектов на таблицах.
Таблица 1
Бактериальная клетка | Растительная клетка | Животная клетка |
3. Сравните между собой эти клетки.
4. Результаты сравнения занесите в таблицу 2.
Таблица 2
Черты сравнения | Бактериальная клетка | Растительная клетка | Животная клетка |
Ответьте на вопросы:
В чем заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
multiurok.ru
Лабораторная работа №2 по теме "Сравнение строения клеток различных организмов"
11 класс Биология.
Урок №19
Лабораторная работа №2 «Основные части клетки. Сравнение клеток различных организмов»
Цели: основываясь на знании основных положений клеточной теории, выработать у учащихся умение применять их для доказательства материального единства живой и неживой природы; продолжить формирование умений пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, находить на них основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений, животных, грибов и бактерий; сделать соответствующие выводы.
Оборудование: таблицы: «Строение растительной и животной клетки», «Строение бактерий», «Грибы дрожжи», микроскопы, предметные и покровные стёкла, вода, пипетки, кожица лука, лист элодеи, культура бактерий сенной палочки, дрожжевые грибы, готовые микропрепараты животной клетки.
Ход урока.
Организационный момент
Повторение по вопросам: Вспомните внутреннее строение растений, животных, грибов и бактерий. Какой можно сделать вывод?
Вывод: Все живые организмы, независимо от уровня организации, имеют клеточное строение.
Изучение нового материала.
Учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по инструктивной карточке и сравнить строение клеток различных организмов.
Инструктивная карта
«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, листа элодеи, дрожжевых грибов, бактерий сенной палочки.
2.Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размер; перечислите, какие видны клеточные структуры, и назовите их.
3.Рассмотрите готовый препарат клеток многоклеточного животного, сопоставьте увиденное с изображением клетки
и различии в строении клеток различных организмов животного на таблице.Запишите особенности строения животной клетки в тетрадь.
4.Сделайте вывод о сходстве. ( Письменно)
3.2.После выполнения лабораторной работы учащимся задаются вопросы:
а)О чём свидетельствует сходство в строении клеток различных организмов?( О родстве всех организмов, о единстве органического мира.)
б) О чём свидетельствует различие в строении клеток различных организмов?( О разных путях эволюции растительного и животного мира, бактерий и грибов; о том, что эти различия возникли на разных этапах эволюции органического мира)
в) Вспомните из курса 9 класса:
- Какие органоиды характерны только для растительных клеток?
-Какие органоиды характерны только для животных клеток?
- Какие органоиды имеются как в растительной так и в животной клетке, о чём это говорит?( О материальном единстве органического мира)
4.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
4.1.Назовите основные положения клеточной теории.
4.2.Используя знания о клеточной теории, докажите единство происхождения жизни на Земле.
4.3.Докажите, что клетка- структурная и функциональная единица живых организмов.
4.4.Каково значение клеточной теории?
5.Итог урока.
Учащиеся сдают тетради с выполненной лабораторной работой для проверки; выставляются оценки за работу на уроке.
6.Домашнее задание: § 24.
infourok.ru
Лабораторная работа по биологии 10 класс
Просмотр содержимого презентации «Лабораторная работа 10 класс Сравнение клеток»
Лабораторная работа Тема: строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток
Учитель биологии 1 категории
Суровцева М.Н.
МОУ СОШ № 26.
1. Сравните клетки эукариот и прокариот
Сравните клетки эукариот и прокариот
Признаки
Прокариоты
Ядро
Эукариоты
Генетический матириал
Клеточная стенка
Органоиды
2. Сравните клетки растений и животных
Сравните клетки растений и животных
Признаки
Растительная клетка
Клеточная стенка
Животная клетка
Пластиды
Вакуоли
Синтез АТФ
Запасной углевод
Центриоли
3. Сравните клетки растений и грибов и укажите сходства и отличия
Сравните клетки растений и грибов
Признаки
Растительная клетка
Клеточная стенка
Грибная клетка
Пластиды
Вакуоли
Запасной углевод
Центриоли
Заполните таблицу
№ п/п
Название Царства
1.
Особенности строения клетки
Бактерии
2.
Растения
3.
Грибы
4.
Животные
Вывод:
Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается сходство и различие клеток? 2. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
multiurok.ru