Способы размножения комнатных растений для дошкольников. Вегетативное размножение комнатных растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект НОД Размножение комнатных растений. Способы размножения комнатных растений для дошкольников


Конспект НОД Размножение комнатных растений

Конспект занятия

по экологии для детей подготовительной к школе группы Тема: Размножение комнатных растений.

Чтение сказки Виктории Батиевой «Сказка об увядшем цветке»

Программные задачи: 1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение. 2. Прививать бережное отношение к окружающей природе. 3. Уточнить знания о том, из чего можно вырастить комнатные растения. 4.Дать понятие о разных способах выращивания цветов– листовыми черенками, пасынками, цветоносами, сегментами листа, семенами. 5. Обучать способам правильной посадки черенков и семян. 6. Вызвать желание самостоятельно вырастить комнатное растение.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом цветов и листьев,посадка пасынков и листьев цветов в воду и наблюдение за ростом корневой системы, уход за комнатными цветами (полив, рыхление), беседы на тему «Уход за комнатными растениями», чтение энциклопедий, проведение подвижных игр .

Материалы и оборудование:Комнатные растения, изображения цветов, горшочки с землей, семена, пасынки герани, бальзамина, черенки фиалки, лейка, лопаточки, вода, клеёнка.

Ход занятия.

В группе оформлена выставка комнатных растений.Звучит музыка. Входят дети, осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся. В-ль: Дети, посмотрите, мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Правда здесь очень красиво. В-ль: А вы знаете откуда появились комнатные цветы? (показ слайдов). Вот послушайте: Родина многих комнатных растений – это жаркие страны, не знающие зимы. Алое (столетник)-целебное растение из Южной Африки. Бальзамин- родом из Восточной Африки, он не боится солнца и цветет с весны до осени. Традесканция- растение тропических болот Америки, требует много влаги и может расти даже в банке с водой. Бегония- «всегдацветущая» из Бразилии, цветет на окне круглый год. Герань любит свет, ее родина- Южная Африка, она цветет все лето, а зимой сбрасывает листья. Фикус-из тропических стран (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье), редко — в умеренном климате, например, растёт и плодоносит в Крыму, Закавказье, Средней Азии. Растение Колеус- его родина тропические районы Азии и Африки. Родина хлорофитума Южная Африка, встречается в тропической Африке и в Австралии. У нас холодный климат, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения. Ребята, все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран. Поэтому цветы и растения нужно беречь. В-ль: Ребята, расскажите, какие цветы растут у вас дома.(ответы детей) В-ль: Да, ребята, разновидностей домашних цветов очень много. А вы любите цветы? В-ль: Сейчас я прочитаю вам сказку про девочку, которая очень любила цветы.Эту сказку написала Виктория Батиева, а называется она «Сказка об увядшем цветке». Послушайте внимательно. (Приложение 1) В-ль: Ну, понравилась вам сказка?О ком рассказывается в сказке?Опишите девочку Машу.Что любила Маша? В-ль: Почему вяли у Маши цветы? Почему же нельзя рвать полевые цветы? В-ль:Кого встретила Маша в лесу? В-ль: Что посоветовала Маше фея? В-ль: Что сделала девочка? И что же у неё получилось? В-ль: А сейчас давайте и мы с вами превратимся в цветы и поиграем в игру «Цветочки на полянке».(Подвижная игра «Цветочки на полянке») (Приложение 2) В-ль: Дети, вы хотели бы чтобы в нашей группе было много цветов? Авы хотите сами посадить цветы? Есть несколько способов посадки –это пасынкование, черенкование и посадка семенами. Давайте пройдем к столу В-ль:У меня есть пасынки, черенки и семена цветов, а каких вы отгадайте: Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань). На окне цветочков много, Только мокрый-он один: Мокрым Ванькой называют Всем известный …(бальзамин) Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ...(фиалку) В-ль:Правильно. Вот посмотрите- это пасынки бальзамина и герани, стаканчики с землей. А это значит, что их можно посадить. А кто знает как правильно сажать растения? Сначала нужно сделать углубление палочкой, поместить пасынок в углубление в земле, землю прижать, но не слишком близко к стеблю. И конечно же посаженное растение нужно полить.(показ воспитателя). В-ль:А еще цветы можно посадить семенами, у меня есть семена герани.Сейчас я вам покажу как правильно сажать семена растения. (показ воспитателя) В-ль: Еще один способ посадки цветов, это размножение цветов с помощью листочков-черенкование. Мы возьмем лист фиалки, вот видите у этого черенка есть корни, и посадим в землю (показ воспитателя). В-ль: Ребята, а вы хотите подарить мамам комнатный цветок. Я предлагаю вам посадить фиалки. А теперь возьмите стаканчики с землей, черенки фиалки. (Дети приступают к посадке пасынков, взяв необходимое оборудование). После посадки дети наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование. В-ль: Мы сегодня с вами хорошо потрудились, посадили много цветов, узнали разные способы посадки комнатных растений. Мы будем за нашими саженцами ухаживать. Поливать, рыхлить землю, подкармливать удобрениями и наблюдать за их ростом, а свои наблюдения будем записывать в альбом. А сейчас можно отдохнуть и расслабиться.(Под спокойную расслабляющую музыку,предложитьсесть на ковер, закрыть глаза, расслабиться.)

Приложение 1

Виктория Батиева

Сказка об увядшем цветке

Жила-была девочка Маша, и она очень любила цветы. У нее было несколько платьев с цветами и красивые туфельки с цветами. Еще у нее был альбом, в котором она каждый день рисовала цветы. Однажды она шла по улице и увидела в траве очень красивый ярко-красный цветок. “Какое чудо, – подумала Маша, – я хочу, чтобы этот цветок украшал мою комнату”! Не раздумывая, она сорвала его и понесла домой. Но когда она пришла, она взглянула на свою прекрасную находку и чуть не заплакала: цветок поблек и увял, он был так же похож на роскошное растение, притянувшее на улице ее взгляд, как половая тряпка на великолепное платье принцессы. “Что случилось? – подумала Маша. – Неужели мне попался неправильный цветок”? Вечером она рассказала о произошедшем маме. Мама успокоила Машу. “Все цветы вянут, когда их сорвешь, – сказала она, – но если опустить их стебельками в воду, они будут красивыми еще несколько дней”. Девочка обрадовалась, и на следующий день нашла на улице еще один красивый цветок, сорвала его и быстро побежала домой. Там она налила воды в стакан и опустила туда стебель цветка. Весь вечер она любовалась им и наслаждалась его тонким ароматом. Но утром, когда она проснулась, она увидела, что этот цветок тоже завял. Маша расплакалась от обиды и досады, а потом побежала жаловаться маме. Ей показалось, что цветок завял специально, чтобы ее расстроить. Мама попыталась успокоить девочку, рассказав ей, что те цветы, что растут на улицах или в лесу, действительно, вянут очень быстро, в отличие от своих садовых “сородичей”. Это бывает, и тут уж ничего не поделаешь. Маша была умной девочкой, и понимала, что мама права. Но все же ей так хотелось, чтобы ее комнату украшал живой цветок! Однажды она гостила у бабушки в деревне, и вместе они пошли прогуляться в лес. Они дошли до опушки, бабушка присела там отдохнуть на нагретый солнцем камень, а Маша бродила между деревьев. Вдруг она увидела, наверное, самый красивый цветок из всех, какие только можно себе представить. Лепестки у него были нежно-розовые, с черными и желтыми крапинками, и красиво изгибались, напоминая формой необычную ракушку. Девочка бросилась к цветку, желая его сорвать, наклонилась, протянула ручку к стебельку… - Эй, что ты делаешь! – вдруг раздался тоненький голосок. Маша удивленно посмотрела на цветок и увидела, что оттуда выглядывает крошечная девочка с крылышками. Маша читала много книг о феях, и сразу поняла, кто это. - Ой, извините, – сказала она. – Я не знала, что это ваш цветок. - Это не мой цветок, я просто прилегла здесь отдохнуть, – недовольно ответила фея. – Но в любом случае, это не дает тебе права его срывать! - Извините, – еще раз повторила Маша. – Просто… я очень люблю красивые цветы, и хочу, чтобы у меня в комнате жил хоть какой-нибудь цветочек! У меня есть платье с цветами, есть туфельки, но нет настоящего цветка. И я несколько раз пыталась сорвать на улице цветок и унести его домой, но каждый раз он быстро увядал. Я считаю, что это нечестно! - Какая странная девочка! – удивилась фея. – Естественно, сорванные цветы вянут, неужели ты раньше этого не знала? Ты же срываешь их, повреждаешь им стебель, да еще и уносишь их с того места, к которому она привыкли. Вот представь, тебе бы сначала сделали очень больно, а потом забрали бы тебя из дома, от папы с мамой, и еще требовали, чтобы ты хорошо выглядела, была весела и довольна! Маша вздохнула. Ей стало стыдно, что она просто так, из прихоти, погубила несколько цветов. - Значит, – тихо спросила она у феи, – у меня дома никогда не будет живого цветка? - Конечно, будет, и не один, если ты послушаешься меня, – успокоила ее фея. – Сейчас я расскажу тебе, что нужно делать. Вернувшись из леса, Маша попросила у бабушки мешок, и набрала туда самой лучшей земли. Вечером, когда родители уже забрали ее домой, они с мамой сходили в магазин и купили большой цветочный горшок, леечку и семена. Одно семечко она закопала в землю и заботливо полила. Каждый день она ухаживала за своим будущим цветком – разговаривала с ним, пела ему песенки, раз в несколько дней поливала из леечки. И вот, наконец, показался росток, и в тот день Маша была счастливее, чем в свой день рождения. Он становился все выше и выше, набирался сил, и однажды Маша увидела, что на молодом растении появился бутон цветка. И когда он распустился, девочке показалось, что нет в мире ничего прекраснее.

Источник: http://DetyvRadost.ru/skazka-o-mashe-i-tsvetke-blog-mastera/

Приложение 2

Подвижная игра «Цветочки на полянке».

Ход игры: Дети выбирают себе названия цветов и садятся по всему залу. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок и начинает его догонять. Когда убегающему цветку грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка, а сам садится на пол. Убегает названный цветок.

Правила: пойманный цветок меняет свое название. Нельзя повторяться или называть имя уже имеющегося цветка.

Вариант: называться можно не только цветами, но и зверями, рыбами, птицами, одеждой и т.д.

infourok.ru

Способы размножения растений - Дошкольное образование

Мотивационно-побудительный

Дети встают в круг, и воспитатель загадывает загад-ку:

-Пусты поля, мокнет земля

дождь поливает, когда это бывает?

-Поле черн-белым стало, а еще похолодало

мерзнет в поле озимь ржи

что за месяц подскажи

Какой сейчас идет месяц?

- Ой, кажется к нам кто- то пришел!

В группу к детям приходит Незнайка и приносит искус-ственный цветок. Он рассказывает детям, что вырастил красивый цветок, у которого есть стебель, листья, краси-вые цветы.

С интересом слуша-ют воспитателя

отгадывают-осень

и месяц ноябрь

заинтересованы

Организационно-поисковый

- Ребята, как вы думаете, мог Незнайка вырастить этот цветок? Почему нет? Этот цветок можно назвать растением? Он живой или нет?

Незнайка спорит с ребятами и пытается доказать, что его цветок живой, а дети доказывают ему, что он не живой.

Воспитатель предлагает детям и Незнайке разобраться что такое растение, откуда они берутся и что необхо-димо, чтобы вырастить цветок.

- Растения потому и называются растениями, что они все время растут. Причем растут растения везде вокруг нас. Посмотрите, в группе много комнатных растений. В огороде – растут овощи, в парке – деревья и кустарники.

Инд. ответы: нет не мог, он из пластмассы

Инд.отв: растения – живые существа. Они дышат, питаются, рас-тут, размножаются.)

Соглашаются, проявляют интерес

Внимательно слушают

Вокруг нас окружает растительный мир. Во всех странах, на всех континентах, на всей нашей планете растут растения.Но как же так получается что, растения распространились везде, ведь у них нет ножек. Как так получается, что растет деревце, а потом вдруг рядом вырастает еще одно деревце? Вот об этом мы сегодня и узнаем.

1. (предлагает рассмотреть схему растения)

- Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку. Все расте-ния выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы:

- Вот это корни. Как вы думаете, для чего они нужны растению?

- Через корни растение получает необходимые микро-элементы, вещества и влагу для роста и цветения.

- Это стебель или ствол. Какую функцию он выполняет?

- Конечно- это основа . Ствол, стебель мы можем срав-нить с туловищем человека.

- Это листья. Для чего они нужны?

- Это цветок. Он очень украшает это растение, но это не самая главная его задача. После того как цветок опы-лится, отцветет, на его месте образуется плод с семе-нами. Есть растения, семена которых умеют летать с по-мощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных. Люди также помогают многим растениям пу-тешествовать: они собирают семена в одном месте, а по-садить могут совсем в другом месте. Так вот и путеше-ствуют растения.

- Кроме семян, некоторые растения могут размножаться отростками, т.е. небольшими веточками от главного растения- это комнатные растения. Такой отросток мы поставим в воду, чтобы он пустил корни и тогда мы сможем посадить его в землю. Но есть растения, кото-рые размножаются только луковичками и клубнями- это некоторые садовые и комнатные цветы- тюльпан, нарци-сы, лилии, георгины, картофель. лук.

Физкультминутка “Цветочная зарядка” Говорит цветку цветок: (дети поднимают и опускают руки) “Подними-ка свой листок. Выйди на дорожку (дети шагают на месте, высоко) Да притопни ножкой. Да головкой покачай – (вращение головой) Утром солнышко встречай. Стебель наклони слегка –(наклоны туловища в стороны) Вот зарядка для цветка.

- Молодцы! Все о чем мы с вами говорили называется размножением растений, но что же ещё нужно, чтобы вырос красивый цветок, зацвела яблоня, дала плоды морковка и т.д.?

Размышляют

Рассматривают схему

Чтобы пить, питаться

Держатся листья,

Ветки

Внимательно слушают

Стараются запомнить

Выполняют физкультминутку вместе с воспитателем

Нужно ухаживать: поливать, вырывать сорняки, солнечный свет

- Правильно! Ни что живое не может существовать в этой жизни без тепла, солнечного света, воды и питательных веществ и заботливых рук человека.

- Человек сажает семечко, поливает его, удобряет, потом ухаживает за растением- рыхлит почву, чтобы она дышала, поливает, ставит в хорошо освещенное место.

- Давайте вспомним, когда вы родились какими вы были? Что потом происходило?

- Все верно! Тоже самое происходит и с растениями. Я предлагаю вам рассмотреть схему роста растения.

«Человек посадил в землю семечко, поливал его, защи-щал от холода и ветра и вот через некоторое время оно дало росток- тоненькую ниточку, на которой позже поя-вятся сначала два листочка, потом ещё два, он станет крепче, и больше и превратится в стебель, который ок-репнет и станет развиваться, увеличиваться, расти, на нем появятся больше листьев, бутоны цветов, которые позже дадут плоды »

Слушают

Были маленькими, немогли сами кушать, одеваться и т.д., потом росли и взрослели

Слушают, размышляют, сравнивают с заботой родителей о ребенке

Рефлексивно-корригирующий

Воспитатель обращается к Незнайке:

- Теперь тебе понятно, почему искусственный цветок нельзя вырастить?

- Ребята, а вы запомнили как размножаются растения и что нужно для их роста? Что еще нового вы узнали?

Незнайка благодарит за помощь и предлагает поиграть в игру

П/игра эстафета «Собери цветы в корзину»

Все понятно объсняли

Инд .ответы: стадии роста, строение

Делятся на команды и собирают цветы в корзины

multiurok.ru

РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Большинство комнатных растений размножают семенами и вегетативно, т. е. черенками, усами, делением куска или корневищ, луковичками-детками, делением клубня, воздушными отводками. Семенами размножают такие растения, как финиковую пальму, хамеропс, лавр благородный, амариллис, кливию, аралию, аспарагус, глоксинию и другие растения. Посев большинства комнатных растений производят в феврале — марте в землю, состоящую из 1 части листовой земли и 'Д части речного песка. Составленную землю не просевают, а лишь выбирают из неё крупные частицы. Посев семян производят в глиняные плошки или горшки, на дно которых кладётся дренаж из мелкобитых черепков и песка. Крупные семена таких растений, как финиковая пальма, трахикарпус, лавр и другие, заделывают в землю на глубину в 1—1,5 см или на толщину семени. Мелкие семена, например, азалии, глоксинии и прочие смешивают с сухим речным песком, высевают по поверхности и не закрывают землёй. Перед посевом землю в плошке или горшке выравнивают и слегка притрамбовывают дощечкой. После высева посевы опрыскивают через тонкую сетку или пульверизатором? Плошки и горшки покрывают стеклом и ставят в тёплое место. Посевы следует держать при температуре 20—22°. Дальнейший уход за посевами заключается в умеренной поливке и ежедневном их проветривании. Для проветривания стекло снимают на 20—30 минут. Надо следить за тем, чтобы посевы не пересыхали. Чрезмерная же «поливка может вызвать плесень на земле и загнивание семян.

Как только появятся всходы, стекло снимают, а плошки и горшки ставят ближе к свету, чтобы всходы не вытягивались. Когда на сеянцах появятся семядоли, их распикировывают — рассаживают в плошки или небольшие горшочки по одному растению в такую же земельную смесь, что и при посевах. При пикировке для лучшего образования корневой системы производят прищипку корешка на '/з. Мелкие всходы (глоксинии, клубневые бегонии) распикировывают при помощи пикировочной вилочки и тонкого пикировочного колышка. Пикируемое растение подхватывается вилочкой, корешок опускается в маленькое углубление и прижимается пикировочным колышком. После пикировки растения поливают из мелкой сеточки и укрывают от прямого солнечного света. Некоторые растения (глоксинии, клубневые бегонии) пикируются 2—3 раза, и только после этого их сажают в горшки. Уход за пикированными растениями за-130ключается в умеренной поливке, проветривании и содержании их на светлом месте.Большинство комнатных растений размножают черенками. : Этим способом можно размножать аукубу, лимоны, герань, филодендроны, фикусы, фуксии, аралию, бегонии, олеандры, спар-манию, абутилон, алоэ, кактусы и другие растения. Стеблевые черенки длиной 8—10 см срезают с 4—5 листьями. Нижние 1—2 листа срезают совсем и под почкой нижнего листа острым | ножом делают косой срез под углом 45°. Крупные листья при ; черенковании обрезают на Уз- Подготовленные таким образом черенки укореняют в разведочных ящиках или в горшках. Раз-водочные ящики подготавливают следующим образом: в днище■ ящика делают отверстия для стока воды, на дно ящика кладётся дренаж из мелкобитых черепков и слоя речного песка 2—3 см. На песок насыпается питательная земля слоем 6 см, а сверху промытый речной песок толщиной 3—4 см.При укоренении черенков в горшках на дно кладут дренаж из черепков и песка. Слой дренажа не должен превышать '/4 высоты горшка. На дренаж насыпается питательная земля и поверх земли кладётся слой речного песка. Подготовленные черенки высаживают в песок на глубину 2—3 см. Черенки опрыскивают, ящики покрывают стеклом. Горшки с черенкамиi накрывают стеклянной банкой. Дальнейший уход за черенками заключается в опрыскивании песка и черенков водой комнатной' температуры и проветривании, для чего ежедневно стекло и банки снимают на 20—30 минут. Пересыхание песка и черенков при укоренении недопустимо. Укоренившиеся черенки высаживают в 7—9-сантиметровые горшочки, на дно которых кладётсяi дренаж. Земля должна соответствовать данному виду растений. При высадке укоренившихся черенков в горшочки песок и землю с корешков не стряхивают. Высаженные черенки обычно поливают и ставят в затенённое место. Когда черенки окрепнут, их! ставят на более освещенное место.Черенки кактусов после срезки подсушивают в течение 2—3 дней, а место среза присыпают толчёным древесным углем и высаживают в чистый речной песок. При укоренении какту-■ сов песок не следует чрезмерно увлажнять, так как в этом случае может загнить нижний срез и черенок погибнет.Бегонии реке, сантпаулию, пеперомии и глоксинии размножают листовыми черенками. На нижней части срезанного листа бегонии реке делают надрезы на основных жилках, лист кладут на влажный песок и прижимают небольшими камешками.Листья сантпаулии, пеперомии и глоксинии высаживают на 7з во влажный песок. При образовании корешков и придаточных побегов молодые растения высаживают в небольшие горшочки. Листья сансивьеры разрезают на кусочки 5—10 см и высаживают в речной песок, места среза листьев присыпают толчёным древесным углем. После образования корней и нового прироста укоренённые растения рассаживают в горшочки. При укоренении черенков в помещении должна поддерживаться температура 20—22°, а для теплолюбивых растений — 22—25°.Лучшим временем для черенкования является апрель — май. Амариллисы, кринумы и валлоту размножают луковичкамн-«детками». Отделение луковичек от материнского растения производится при пересадке взрослых растений. При наличии у молодых луковичек корешков, их отделяют и высаживают в 7—9-сантиметровые горшочки в землю, состоящую из 1 части листовой земли, 1 части дерновой земли и 'Д части речного песка. Отделённые растения несколько дней содержатся в тени, а с момента нового роста выставляются на_ более освещенное место. Луковица при посадке засыпается землёй на 2/з, остальная часть её остаётся над поверхностью земли. В течение лета, если земля хорошо оплетена корнями, растения 2—3 раза пересаживаются в большие горшки.Многие растения размножают делением куста и корневищ (аспарагусы, аспидистру, циперусы, папоротники). Деление куста производят при пересадке растений в апреле —мае. Растение выбивают из горшка, корни расправляют, острым ножом разрезают куст на 2—3 части, место деления присыпают толчёным углем. Разделённые растения высаживают в горшки с соответствующей данному виду растений земельной смесью, обильно поливают и ставят на рассеянный свет.Клубневые бегонии и глоксинии размножают делением клубня. В марте клубни высаживают на 2/3 в песок до момента появления небольших ростков. Клубни в зависимости от величины делят на 3—4 части и присыпают толчёным древесным углем. Разделённые клубни в течение суток подсушивают и высаживают в небольшие горшочки с лёгкой землёй. Разделённые клубни не поливают в течение 3—6 дней. В дальнейшем до начала роста поливают их очень умеренно.Прививки являются одним из наиболее распространённых способов вегетативного размножения. В комнатном цветоводстве прививкой размножают кактусы, азалии, лимоны, апельсины и другие цитрусовые. Прививку в основном производят в апреле — мае. Растение, на которое прививают, называется подвоем, а которое прививают — привоем. Лимоны и другие цитрусовые прививают на сеянцы кислого лимона, когда штамбики достигнут ширины 5—6 мм. В качестве привоя берут черенки с ветвей прошлогоднего прироста с плодоносящих растений. Прививка производится следующим образом: перед прививкой штамбик подвоя протирается от грязи и пыли влажной тряпочкой. На высоте 5—6 см от корневой шейки острым окулировоч-ным ножом делают надрез коры в виде буквы Т длиной 2— 2,5 см, края коры слегка отгибают и под кору вставляют срезанный глазок. Его срезают следующим образом: острым оку-132лировочным ножом на 2 мм выше почки делают срез длиной 11,5—2 см, стараясь как можно меньше захватить коры. Вставленный под кору «глазок» обвязывают мочалой или изоляцион-|ной лентой, оставляя свободным черешок листа. Через 2—3 не-1дели при лёгком прикосновении к черенку он должен отва-I литься,— это указывает на то, что «глазок» прижился. Через §4—5 недель после прививки обвязка снимается и привитое рас-Втение обрезается на «пенёк» на 10—15 см выше места окули-ровки. Молодой побег, развившийся из привитой почки, подвязывают к оставленному «пеньку». Когда побег достигнет 10—15 см, «пенёк» срезают на «кольцо» на 1—2 мм выше места прививки. Дальнейший уход за привитыми растениями заключается в формировании кроны, что достигается прищипкой верхушек ветвей и обрезкой.Некоторые виды кактусов плохо растут на собственных корнях, поэтому их прививают, причём для прививки могут быть использованы растения не только того же вида, но и других. Например, эпифиллиум прививают на пейрескию. Хорошим подвоем для других видов кактусов служат цереусы — цереус спа-хианус, цереус макрогонус, цереус перувианус. На эти виды цереусов прививают эхинокактусы и другие кактусы. Усами размножают саксифрагу (камнеломку), хлорофитум и другие растения. Отделение усов может быть произведено, когда на них образуются небольшие корешки или когда усы укоренятся на песке или в земле материнского растения. Отделённые от материнского растения молодые растения высаживают в небольшиегоршочки.Воздушными отводками размножают лимоны, фикусы и другие растения. Лучшим временем для производства отводков является май — июнь. На отводки берутся ветви прошлогоднего прироста длиной 20—25 см и толщиной 0,5—0,6 см. Нижние 2—3 листа отрезают и под почкой нижнего листа делают кольцевой срез коры шириной 0,5—1 см, на окольцованный побег накладывают чистый сфагновый мох толщиной 5 см я ширинойРис. 10. Размножение комнатных растений воздушными отводками.8—10 см. Мох обвязывают шпагатом, чтобы он плотно прилегал к месту окольцевания. Подготовленный таким образом отводок опрыскивают 2—3 раза в день водой комнатной температуры. Во время укоренения воздушного отводка пересушка мха не допускается, так как это может вызвать подсыхание окольцованного побега и гибель отводка. Укоренение отводков происходит в течение 25—30 дней. На месте окольцевания образуются придаточные корни, которые густо пронизывают моховую обкладку. Укоренившиеся отводки отрезают от материнского растения и вместе со мхом высаживают в 9—11 см горшочки в землю следующего состава: У2 части дерновой земли, 2 части листовой земли и 1/2 части речного песка. Для лучшего укоренения отделённые отводки на 2—3 недели ставят в комнатные парнички.Обрезка и формирование растений необходимы для создания правильной формы кроны растения, а для таких растений, как цитрусовые и инжир, являются необходимым условием для более раннего плодоношения. Обрезке подлежат основные по-134беги на Уз их длины. Обрезают также выступающие и загущающие крону^ветви. Обрезка стимулирует рост молодых побегов и лучшее цветение. Производят обрезку в марте до начала роста растений. Веточки и части растений, полученные при об-' резке, можно использовать на черенкование.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

от семян до черенков |

При выращивании комнатных растений рано или поздно встает вопрос об их размножении. Делается это по разным причинам: при необходимости увеличить количество единиц редкого либо красивого вида, с целью обновления старого любимца. Новички обычно хотят просто увеличить количество экземпляров, а вот опытные цветоводы занимаются уже выведением новых гибридов, а это требует наличия определенных знаний и навыков. Размножение цветов – процесс очень интересный, хотя и не самый простой.

Применимы здесь  разные методы. Для каждого отдельного вида есть свой собственный ряд возможностей. Например, мини фиалки можно размножать даже листом, а цикламен легко вырастить из семян или черенков.

Как использовать стеблевые, верхушечные и листовые черенки?

Обрезка комнатных растений

Черенкованием размножают колеус, герань, фикусы, некоторые кактусы и т.д. Метод заключается в том, что черенки отделяются от взрослого растения немного ниже, чем располагается листовой узел. После этого подготовленный саженец отправляется в почву, уход за ним осуществляется в полном соответствии с предъявляемыми требованиями. Полив после посадки требуется не очень обильный, как правило, достаточно опрыскивания.

Размножение комнатных цветов черенками – это один из самых распространенных способов. Листовые можно использовать для получения новых экземпляров большинства суккулентов, узамбарской фиалки, пеперомии, бегонии и прочих представителей цветочного мира. При размножении необходимо отделить листовой черенок (не отрезать, а отломать).

При этом не допускается, чтобы на стебле остались хоть малейшие ранки, так как может развиться гниль, а лечить ее сложно. Поэтому не поленитесь сделать обработку толченым активированным углем.

Далее черенок помещается в субстрат, где он уже укореняется. Для некоторых экземпляров достаточно просто положить листик на песок, чтобы он пустил корешки, например, толстянка размножается именно так.

В ход идут усы, отпрыски и отводки

Комнатные цветы, размножение которых осуществляется при помощи усов, не отличаются капризным нравом. Сюда можно причислить эписцию, каланхоэ, камнеломку, хлорофитум. На концах побегов образуются небольшие дочерние растеньица в виде тоненьких усиков.

Вариантов размножения здесь два:

  • если у усов есть собственные корни, но их можно сразу отделять и высаживать в подготовленную почву;
  • если же собственных корешков нет, то усы укореняются как обычные черенки.

Комнатный цветок можно размножать и при помощи отпрысков. Такой метод отлично подходит для бромелиевых, всех луковичных, сансивьерии. Луковички или небольшие детки легко отделяются от материнского взрослого растения. Делать это надо аккуратно, если останутся частицы детки либо материнского стебля, то возникнут очаги гнили, которые лечить долго и трудно. Поэтому лучше тщательнее выполнить обработку, чем потом устранять серьезную проблему.

Надо выбирать для посадки самую крепкую луковичку, у которой уже есть большое количество собственных корешков. Такие комнатные цветы, уход и размножение которых можно доверить даже детям, отличаются выносливостью. Молоденькие питомцы подчиняются общим условиям ухода, что намного облегчает процесс выращивания.

Фиалки из листового черенка

Домашнее размножение комнатных цветов возможно и при помощи воздушных отводков. Данный метод отлично подходит для тех экземпляров, которые имеют довольно толстый стебель, например, для фикусов. Воздушные отводки применимы для таких растений, как бегония, кипарис комнатный и другие.

Процесс этот довольно сложный, но даже при небольшом опыте в разведении цветов он вполне осуществим. Для этого необходимо на стебле сделать небольшой надрез, глубина которого не должна доходить до середины стебля, после этого вставить в него небольшую щепку, чтобы надрез не закрылся сам. Работать надо только острыми инструментами, которые предварительно следует стерилизовать.

Привязать кусочек полиэтиленовой пленки можно при помощи проволоки прямо под надрезом. В получившийся таким нехитрым образом пакетик насыпается сфагнум. Вскоре из разреза появятся молоденькие корешки, которые начнут заполнять мешочек, его можно будет развернуть, а сам отводок отрезать немного ниже разреза, высадить в отдельный горшочек. Размножение цветка в это время должно быть аккуратным, так как молоденькие корешки нежные, их легко повредить при любом неосторожном движении.

Семена и споры для получения выносливых растений

Комнатные питомцы довольно часто размножается при помощи семян. Подобный метод отлично подходит для паслена, различных пальм, аспарагуса, пассифлоры. Для данных экспериментов рекомендуется брать только предварительно простерилизованный субстрат, перед самым посевом почву следует увлажнить.

Мелкие семена надо равномерно распределять по поверхности, присыпать их не требуется, а вот крупные, как например, у кофе придется прикрыть слоем грунта с толщиной от половины до полутора сантиметров. В некоторых случаях требуется слой до 3 см.

После того как посев выполнен, следует горшочки прикрыть кусочком стекла либо прозрачной полиэтиленовой пленкой. Ежедневно надо их будет приоткрывать, чтобы проветрить емкость. Комнатные цветы, уход за которыми в это время предельно прост, нуждаются в постоянном увлажнении почвы, но нельзя ни в коем случае делать ее мокрой.

Размножение семенами

В отдельные горшочки молоденькие растения высаживаются в разные сроки. Все здесь зависит от того, для какой именно разновидности вы используете такой метод. Многие сорта требуется пересаживать несколько раз плюс выполнять прищипку.

Споры применяется гораздо реже. Таким способом размножаются папоротники. Чтобы создать условия образования спор, придется организовать правильный уход за комнатными растениями этого вида. Сам процесс мало чем отличается от семенного, но есть и одно отличие.

Собранные споры просто рассыпаются по поверхности подготовленного субстрата, присыпать землей их нельзя. Дальнейшее выращивание идет уже в полном соответствии с общими требованиями каждого конкретного вида.

Растение, выращенный из семян или спор, отличаются большей выносливостью, они лучше адаптируются к условиям квартиры.

Каждый, кто завел комнатное растение, рано или поздно задумывается, как правильно его размножать. Обычно это делается для увеличения количества экземпляров, но опытные цветоводы уже занимаются селекцией, выведением новых гибридов. Для этого можно использовать не только семена, но и черенки, споры. Главное четко придерживаться всем условиям, которые требуются для каждого отдельного растения.

Похожие статьи

krokusy.ru

Вегетативное размножение комнатных растений | Воспитание дошкольников

Комнатные растения редко размножаются семенами: многие из них в условиях помещения не цветут или цветут редко, если даже и цветут, то не дают семян или образуют семена, которые не всходят. Поэтому основной вид размножения комнатных растений — вегетативный, т. е. размножение частями растения. У многих растений есть для этого приспособления: луковички-детки (зефирантес, амариллис, гемантус), ростки на корневище (аспидистра, сансевьера), отпрыски (примула, узамбарская фиалка), молодые растения на усах (камнеломка, хлорофитум). Если таких приспособлений нет, растение размножают с помощью черенков. Черенок—это часть вегетативного органа (стебля, листа), из которого при определенных условиях вырастает целое растение.

Время !!!вегетативного размножения комнатных растений — весна и лето, древовидных—лето (т. е. период роста). Для лучшего укоренения черенков можно сделать из старого аквариума тепличку: на дно насыпать речной крупнозернистый промытый песок, сверху закрыть тепличку стеклом и поставить над ней лампу, желательно дневного света, при котором фотосинтез у растений более интенсивный. В такую тепличку поставить посаженные в горшочки черенки или посадить их во влажный песок. Черенок должен быть длиной 4—5 см и иметь 3—4 листа. Приживаются любые части стебля — верхняя или взятая из середины. Срез делается острой бритвой наискось по стеблю (чтобы увеличить всасывающую поверхность черенка). Наибольшее количество корнеродных клеток находится под самым листовым узлом — местом отхождения листа. Сажать нужно черенки только что срезанные. Затем тепличку закрывают стеклом. Самая большая опасность для черенков — погибнуть от высыхания, так как черенки испаряют много влаги через листья, а всасывают мало, поэтому в тепличке надо постоянно поддерживать влажный микроклимат, опрыскивая растения. Несколько раз в день стекло с теплички ненадолго снимают для проветривания. Черенок приживается, когда у него отрастают корни (это можно установить через 10—12 дней, легко потянув за черенок — корни задерживают его). Когда на черенке появляются листья, его можно пересадить из теплички в горшок.

Не все агротехнические приемы выращивания черенков, описанные выше, понятны детям дошкольного возраста, поэтому в детском саду допустимы некоторые отступления от правил: детям дают для черенкования не любые части растения, а только стеблевые черенки, верхушечную их часть, чтобы черенок имел вид целого маленького растения. Черенки срезают не перед самым занятием с детьми, а накануне, и до занятия держат их в целлофановом пакете. Срез делают не под самым узлом, а ниже, на расстоянии 1 —1,5 см от узла — так детям легче посадить черенок, ориентируясь на первый листик. Узнать, что черенок прижился, можно, когда на нем появится еще один листик. Чтобы эти отступления от агротехники не помешали детям вырастить черенки, надо дать черенки таких растений, которые очень хорошо приживаются: традесканции, сеткрезии, герани, бегонии вечноцветущей, бальзамина, колеуса, фуксии. Черенки растений, которые приживаются медленно, например пеперомии, витуса, а также листовые черенки сансевьеры, бегонии Рекс, бегонии манжетной выращивает сам воспитатель.

parohod.kg

Растения для выращивания с детьми

В этом году я очень далеко от своего сада и всё лето буду в разъездах, но уже решено оставить мужу на балконе подсолнух,  чтобы не терял навыков по уходу за любимой:) В качестве эксперимента попробую добавить в почву гель из памперса для сохранения влаги - вдруг забудет полить...

Опыт садоводства и цветоводства у меня длиною в жизнь, и мой ребёнок вырос в саду. Поделюсь с вами, друзья, одной историей в фотографиях. Вот такая большая выросла наша ёлочка за 10 лет в саду, а до того она провела несколько лет в горшке на балконе. Сначала мы её с сыном вносили в дом и наряжали на Новый год. Потом наряжали во дворе. И вот  с 2015 года мы больше не достаём до верхушки, чтобы повесить гирлянды. Ну и пусть- она у нас и так красавица! Наша ёлка редкого вида в наших местах . Выращена нами из семечка от подаренной кем-то из путешественников шишки.

2005 год 2013год 2015 год
Итак, уже понятно, что я очень советую вырастить свою ёлочку- уж очень жаль, что их рубят под новогодние праздники. И вообще, будем ориентироваться на  получение пользы с детского миниатюрного огорода, даже если он на подоконнике.
Кочерыжка пекинской капусты проросла  даже без воды
  Во-первых, используем для проращивания остатки растений с кухни.  Даже покупать грунт не нужно! Например, прорастить  в воде можно головку репчатого лука,  косточку авокадо, кусочек корня имбиря, верхнюю часть моркови, половинку картофеля, сельдерея и даже ананаса.  Попробуйте прорастить картофельную шелуху, а можно вырастить куст картофеля в ведре на балконе.  Эффект  урожая потрясающий: положили расти один клубень, осенью вывалили из ведра целое семейство! Предложите ребёнку самому собрать семена  плодов из магазина: томатов, паприки, тыквы или взять фасоль для супа- и вырастить новые растения!   Очень легко прорастить семена мандаринов или лимонов, просто подбросив "квартирантов" в горшок к любому комнатному растению. Всходы у лимончиков получаются очень дружными и могут быть использованы, как натуральный освежитель воздуха (я так не делаю, потому что  растений получается много и их жалко выбрасывать)

  В подарок маме или бабушке  из семян можно вырастить например, для кухни, лавровое дерево (ростки не переносят пикировки, поэтому сажать нужно по одному семечку.)

   Самые супер быстрые всходы получаются у кресс салата. Это мой любимчик для занятий с детьми, особенно если быстро нужно вырастить зелень для  пасхального декора. Всходы мелкие, ажурные, дружные и очень украшают  яичные скорлупки или декоративные цветы-кашпо: на кашпо одевается круг с полой серединкой и приклеиваются лепестки по краям. На моей фотографии делается бахрома на кашпо, а салат посеян в мелкую  пластмассовую банку по размеру кашпо и стоит внутри на стакане

     Отлично вырастает и очень декоративно выглядит редиска в большом горшке.

     Очень полезно вырастить  на подоконнике экзотичные лимонную траву и медовую траву-стевию в горшках- растения отрастают после стрижки и нескольких свежих листков растений  вполне достаточно для  добавления в чай.

    Если есть балкон, то можно вырастить полезный и очень декоративный огород.

Например, балкон, на котором растут мангольд с его яркими черешками, аппетитные помидорчики-черри, красные, желтые и оранжевые перчики выглядит необычайно эффектно. Вырастите лук- шнитт, который  можно стричь( можно взять для зимней выгонки делянку растения с огорода, если есть, а потом высадить обратно в грунт)

  Этот способ мне привезла моя мама из Англии, и мы немало удивляли  своих гостей этими томатами " вверх тормашками":)  

 Обычно для детского огорода, который можно устроить даже на подоконнике, выбирают  следующие растения:

морковь, редис, петрушка, горох, кресс салат, томаты черри, листовая свёкла - мангольд, подсолнечник, кукуруза, фасоль, злаки.

     Из цветочных культур интересны ароматные  и разнообразные настурции,  ноготки и бархатцы.  Иногда, впрочем, их аромат может казаться и неприятным. Но не будем об этом говорить, а будем воспитывать в детях толерантность и к представителям флоры. Цветки этих растений не только декоративны и легко выращиваются, но и используются в народной медицине и кулинарии. А несколько кустиков бархатцев, как мною замечено, стимулируют созревание томатов в теплице.

 Наверняка большинство современных детей с удовольствием понаблюдают за образованием семян в маковой коробочке( кто из городских детей её видел?!) или в головке подсолнечника. В детском саду мы дарили детям на выпускной в детском саду  рассаду подсолнухов.  Мамы ахали, а дети с таким удовольствием забирали ростки в горшочках домой!:)
идея подарка на выпускной!
 Очиток, принесённый домой с прогулки, отлично будет чувствовать себя и в горшке. Очитки и молодило очень подходят для устройства садика эльфов, даже на большой тарелке.  Попробуйте вырастить оксалис( из клубеньков)- это  кисличка с разноцветными цветками и листочками, которая, кстати, может украсить подножие крупного кадочного растения в вашем доме. Растение, кстати, реагирует на приближение дождя и будет комнатным барометром.   Всегда вызывают улыбку анютины глазки! Но это двулетнее растение и, чтобы не ждать цветения долго, лучше  приобрести эти антидепрессанты в виде рассады. У белорусов и поляков это растение, кстати, называется "братки":) Заинтересуют детей разноцветная, "не кусающая" крапивка- колеус, комнатная мимоза стыдливая с сиреневыми цветочками-шариками и реагирующими на прикосновение листочками, ароматная  маттиола   или    залузианския ( ночной флокс)- на мой взгляд, ароматнейшее летнее растение.  Весна- самое подходящее время для размножения комнатных растений. Интересно размножается детками каланхоэ, быстро растёт новый щучий хвост из кусочка листа(главное не перепутать верхний и нижний срез, поэтому верхний лучше сразу сделать косым), кактусы , денежное дерево и другие суккуленты,  которым для появления корней  достаточно только воды.

Из цветов лучше сразу сеять те, которые могут украсить балкон. Это должны быть неприхотливые, устойчивые к ветру, засухоустойчивые, обязательно дающие пышный кустик зелени растения. Среди моих фаворитов:

bernudarzniece.blogspot.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта