Список литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И. Список науки о растениях
это раздел науки о растениях
Ботаника - это область биологии, изучающая растения. В эту группу входят автотрофы, эукариоты и другие организмы, в том числе многоклеточные, которые производят свои собственные продукты питания. Царство растений – это огромное разнообразие видов. Наука о растениях занимается изучением видов, а также экологии, анатомии и физиологии растений.
Что изучает ботаника?
Ботаника - это раздел науки о растениях. Одна из древнейших естественных наук в мире занимается изучением обмена веществ и функции организмов, так называемой физиологией растений, а также процессов роста, развития и размножения.
Наука о растениях отвечает за изучение наследственности (генетика растений), приспособления к окружающей среде, экологии, географического распространения. Среди разновидностей стоит упомянуть геоботанику, фитогеографию и палеонтологию (изучение окаменелостей).
Видео по теме
История ботаники
Ботаника - это раздел науки о растениях. Как науку ботанику стали рассматривать, начиная с периода европейского колониализма, хотя человеческий интерес к растениям уходит своими корнями гораздо дальше. Область исследования охватывала растения и деревья на своей земле, а также экзотические образцы, привезенные во время многочисленных путешествий. А в древности волей-неволей приходилось изучать те или иные растения. Еще на заре времен люди пытались выявить лечебные свойства растений, их вегетационный период.
Зерновые культуры, фрукты и овощи были жизненно важны для социального развития всего человечества. Когда еще не было науки в современном понимании этого слова, человечество исследовало растения в рамках сельскохозяйственной революции.
Такие видные деятели Древней Греции и Рима, как Аристотель, Теофраст и Диоскорид, среди прочих важнейших наук продвинули на новый уровень и ботанику. Теофраста даже называют отцом ботаники, благодаря которому были написаны два основополагающих труда, которые использовались на протяжении 1500 лет и продолжают применяться по сей день.
Как и во многих науках, в эпоху Возрождения и Реформации и на заре Просвещения наметился значительный прорыв в изучении ботаники. Микроскоп изобрели в конце 16-го века, что позволило изучать растения как никогда раньше, включая мелкие детали, такие как фитолиты и пыльца. Стали расширяться знания не только о самих растениях, но также об их размножении, обменных процессах и других аспектах, которые до тех пор были закрыты для человечества.
Группы растений
1. Самыми простыми растениями считаются все мохообразные, они небольшие, не имеют стеблей, листьев и корней. Мхи предпочитают места с повышенной влажностью и постоянно нуждаются в воде для воспроизводства.
2. Все сосудистые споровые растения, в отличие от мхов, имеют сосуды, проводящие сок, а также листья, стебель и корень. Эти растения также находятся в сильной зависимости от воды. В качестве представителей можно назвать, например, папоротники и хвощи.
3. Все семенные являются более сложными растениями, обладающими таким важным эволюционным преимуществом, как семена. Это чрезвычайно важно, поскольку гарантирует защиту эмбриона и обеспечение его пищей. Различают голосеменные (сосна) и покрытосеменные (кокосовые пальмы).
Экология растений
Экология растений отличается от ботаники, ее предметом изучения является то, как растения взаимодействуют с окружающей средой и реагируют на экологические и климатические изменения. Человеческая популяция постоянно увеличивается, и требуется все больше земли, поэтому особо остро стоит вопрос об охране природных ресурсов и бережном к ним отношении.
Экология растений признает одиннадцать основных типов среды, в которой возможна жизнь растений:
- тропические леса,
- леса умеренного пояса,
- хвойные леса,
- тропические саванны,
- луга умеренной зоны (равнины),
- пустыни и засушливые экосистемы,
- средиземноморские регионы,
- наземные и водно-болотные угодья,
- экология пресноводных, прибрежных или морских участков и тундры.
У каждого типа есть свой экологический профиль и сбалансированный растительный и животный мир, и то, как они взаимодействуют, важно для понимания их эволюции.
Биология: раздел ботаника
Ботаника - наука о строении, жизнедеятельности, распространении и происхождении растений, она исследует, систематизирует и классифицирует все эти характеристики, а также географическое распространение, эволюцию и экологию флоры. Ботаника - это раздел науки о всем многообразии растительного мира, который включает в себя множество ответвлений. Например, палеоботаника изучает вымершие растения или окаменевшие экземпляры, извлеченные из геологических слоев. Предметом изучения являются также окаменелые водоросли, бактерии, грибы и лишайники. Понимание изменений климата в прошлом имеет основополагающее значение для современности. Эта наука может даже пролить свет на характер и масштабность видов растений времен Ледникового периода.
Археоботаника является функциональной в плане изучения распространения земледелия, осушения болот и так далее. Ботаника (биология растений) проводит исследования на всех уровнях, в том числе экосистемы, сообщества, виды, особи, ткани, клетки и молекулы (генетика, биохимия). Биологи исследуют многие виды растений, включая водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и цветковые (семенные) растения, в том числе дикорастущие и культурные.
Ботаника - это раздел науки о растениях и растениеводстве. 20-й век считается золотым веком биологии, так как благодаря новым технологиям эту науку можно исследовать на совершенно новом уровне. Продвинутые методы молекулярной биологии предоставляют новейшие инструменты для исследования как растений, так и других живых организмов, населяющих планету Земля.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Лингвистика, или языкознание – наука о речи, языке и коммуникации – изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания, пр...
Образование Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника - наука о растенияхКаждый человек тесно взаимодействует с миром живой природы и сам является его частью. И если в целом законы существования живого мира изучает биология, то растительный находится в сфере ведения ботаники как ее неотъем...
Образование Какой раздел науки о языке изучают в школе? Основные разделы русского языкаВ лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга лингвистических понятий и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в шко...
Антиглобализм – это общественное движение, возникшее на рубеже XXI века и направленное против неолиберальной глобализации, основанной на продвижении свободных рынков и свободной торговли.Что такое глобал...
Здоровье Наука о биодобавках - нутрицевтика. Что это такое - БАДы? Их разновидности и предназначениеЗдоровье человека напрямую зависит от того, чем он питается. И не всегда ...
Здоровье Гистология – что это? Описательная наука или раздел медицины?Раздел анатомии, который изучает строение и физиологию человеческих и животных тканей, называется "гистология". Что это может дать современной медицине? В действительности многое. Медицинская гистология ставит среди с...
Гангста - это буквально «гангстерский рэп», именно так термин переводится с английского языка. Данный феномен является разновидностью хип-хопа. В музыке такого стиля тексты связаны исключительно с жизнью б...
Искусство и развлечения Интерлюдия - это? Что такое интерлюдия?Интерлюдия – это эпизод, выступление, пьеса или сцена. Такое толкование данному термину приведено в «Словаре русских синонимов». Для более точно анализа этого вопроса, разберем определение и из други...
Искусство и развлечения Развивающие мультики для детей 3-5 лет: совмещаем приятное с полезнымРазвивающие мультики для детей 3-5 лет – великолепный способ с пользой развлечь малышей. Благодаря их просмотру ребёнок узнаёт о многом: о различных новых предметах, современных сложных машинах, животных и т. д....
Современные мультфильмы принесли в нашу жизнь множество новых героев. Пинки – розовая пони, которая работает в «Сахарном Дворце». Пинки очень добрая и милая пони, которая помогает хо...
monateka.com
Почему наука о растениях называется ботаникой? Ботаника
Каждый человек тесно взаимодействует с миром живой природы и сам является его частью. И если в целом законы существования живого мира изучает биология, то растительный находится в сфере ведения ботаники как ее неотъемлемой части.
Почему наука о растениях называется ботаникой
Растения входили в сферу интересов человека задолго до формирования ботаники как науки, с самых древних времен. Изучение флоры напрямую было связано с вопросом выживания: растения — это пища, строительные материалы, материал для изготовления одежды, лекарство и (о чем ни в коем случае нельзя забывать) опасные яды. Накопленные знания и наблюдения требовали систематизации. Так появилась необходимость формирования науки о растениях.
В поисках ответа на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой, нам нужно перенестись в глубину веков, ведь это учение является одним из старейших в мире естественных наук. Форму стройной системы знаний ботаника (наука о растениях) окончательно приобрела в период второй половины XVII — начала XVIII веков.
Название науки, как и многих других, имеет греческие корни. Происходит от древнегреческого "ботанэ". Это слово имело несколько значений, в значении "пастбище", "корм" употреблялось не менее часто, чем в значение "растение", "трава". Оно включало в себя все, что можно было бы считать растением: цветы, грибы, водоросли, деревья, мхи и лишайники. Слово "ботаника" - производное от "ботанэ", оно обозначало все, что относилось к растениям. То есть дословно: ботаника - наука о растениях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему наука о растениях называется ботаникой, ответ нужно искать в греческих истоках систематизации знаний о растительном мире в форму науки.
Зарождение ботаники как науки
Еще Аристотель в своем большом труде о животных анонсировал и подобный научный труд о растениях. Доподлинно неизвестно, закончен он или нет. До наших дней дошли только некоторые его фрагменты. Поэтому по праву отцом-основателем ботаники как науки считается Теофраст — автор двух фундаментальных работ, которые стали базисом ботаники на последующие 1500 лет. И в современном мире ценность знаний, изложенных Теофрастом в его трудах, неоспорима. В этом кроется ответ на вопрос, почему наука о растениях называется ботаникой. Греческий философ не мог назвать ее иначе.
Но исследования в области ботаники не ограничиваются только лишь достижениями западной цивилизации. Китай тоже внес значительную лепту, возможно даже был обмен научными достижениями, учитывая функционирование Шелкового пути.
История ботаники
Наука ботаника в современном представлении зародилась в эпоху колониализма как область исследования аграриями трав и деревьев, распространенных в регионе, а также растений, которые люди привозили с собой из дальних странствий. Но глубокий интерес человека к флоре начинает свое историю со времен неолита. Люди не только пытались определить лекарственные свойства растений, вегетационный период, съедобность, устойчивость к низкотемпературному климатическому режиму, урожайность и питательные свойства, но и сохранить эти знания.
До появления ботаники как науки человек уже изучал растения с научной точки зрения. Это обстоятельство объясняет не только широкое использование людьми с древнейших времен лечебных свойств растений, выросших в дикой природе. Со времен Бронзовой Эры широко применялась практика выращивания культурных растений.
Новый этап развития науки - новые знания
В конце 16 века был изобретен микроскоп, что определило начало особого этапа в развитии ботаники, открыло неведомые ранее новые возможности в изучении растений, спор и даже пыльцы. Затем наука шагнула еще дальше, приоткрыв завесу в вопросах размножения, обмена веществ, ранее закрытых для человека.
Ботаника развивалась в тесной связи с развитием биологии в целом. В результате научных изысканий весь живой мир был разделен на царства:
- бактерии;
- грибы;
- растения;
- животные.
Ботаника изучает царство бактерий, грибов и растений. Развитие ботаники как науки имело колоссальное значение. Но на заре ее зарождения люди занимались растениями сами по себе, и большинство ботанических садов, получивших особое распространение в западном мире, были посвящены классификации, маркировке и торговле семенами. И только спустя столетия они стали важнейшими научно-исследовательскими центрами.
Царство растений
Растения можно встретить везде: на суше (луга, степи, поля, леса, горы), в воде (в пресных водоемах, озерах и реках, в болотистых местностях, в морях и океанах). Практически все растения отличаются неподвижным образом жизни, способностью солнечную энергию преобразовывать в органические соединения, имеют богатые запасы хлорофила, перерабатывают углекислый газ на кислород, за что растительный покров планеты называют легкими Земли.
К сожалению, в силу разных обстоятельств многие растения находятся в числе редких или исчезающих, и этот список с каждым годом только пополняется. Многие представители поплатились за свою красоту: люди, не задумываясь о том, какой огромный вред наносят природе, кощунственно уничтожают растения ради букетика-однодневки. Такая горькая участь постигла ландыши лесные, кувшинки, сон-траву.
Чтобы уберечь редкие виды растений от исчезновения, их заносят в Красную книгу и охраняют на законодательном уровне. Наука, изучающая растения, служит основой знаний для данного документа. И теперь это наша общая задача - сохранить флору для будущих поколений, чтобы и наши дети, и внуки смогли увидеть ту неповторимую красоту растительного мира, которую посчастливилось увидеть нам.
загрузка...
buk-journal.ru
Список литературы на выставку «Ботаника-наука о растениях» Барабанов Е. И
Барабанов Е. И.
Ботаника .Рек. УМО по мед. и фармацевт. образованию вузов России в качестве учеб. для студентов, обучающихся по специальности "Фармация" / Е. И. Барабанов, С. Г. Зайчикова. - М. : Академия, 2006. - 448 с. : ил. ; 60х90 /16. - (Высшее проф. образование) (Медицина). - Библиогр.: с. 434. - ISBN 5-7695-2656-4
Родионова А.С.
Ботаника .Доп. М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов образоват. учреждений / А. С. Родионова, В. Б. Скупченко, О. Н. Малышева, Ю. В. Джикович. - М. : Академия, 2006. - 288 с. : ил. ; 60х90 /16. - (Среднее проф. образование) (Лесное хоз-во). - Библиогр.: с. 271. - ISBN 5-7695-2245-3
Крылов А. Г. Лесная геоботаника .Учеб. пособие / А. Г. Крылов; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.". - Воронеж, 2010. - 279 с. : ил. ; 60х90 1/16. - Библиогр.: с. 255-265. - ISBN 978-5-7994-0364-5
Попова В. Т. Ботаника. Систематика растений .Лаб. практикум / В. Т. Попова; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.". - Воронеж, 2008. - 44 с. ; 60х84 /16. - электронная версия - макрообъект. - Библиогр. : с. 44. - ISBN 978-5-7994-0296-9
Попова В. Т. Ботаника .Лаб. практикум / В. Т. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фед. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад." . - Воронеж, 2011. - 108 с. : ил. ; 60х90 /16. - Электронная версия - макрообъект. - Библиогр.: с. 106. - ISBN 978-5-7994-0478-9
Попова В. Т. Ботаника. Морфология. Анатомия растений .Лаб. практикум / В. Т. Попова; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад." . - Воронеж, 2008. - 47 с. ; 60х84 /16. - электронная версия - макрообъект. - Библиогр.: с. 47. - ISBN 978-5-7994-0292-1
Попова В. Т. Физиология растений. Раздел Энергетический обмен. Фотосинтез .Тексты лекций / В. Т. Попова; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования, Воронеж. гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2006. - 32 с. : ил. ; 60х84 /16. - Библиогр.: с. 30. - ISBN 5-7994-0186-7
Родионова А. С. Ботаника. А. С. Родионова, М. В. Барчукова. - Л. : Агропромиздат, Ленингр. отд-ние, 1990. - 303 с. : ил. ; 60х90 1/16. - (Учебники и учеб. пособия для вузов). - Библиогр.: с. 290. - ISBN 5-10-000175-5
Попова Н. Н. Ботаника . Основные термины и понятия : учеб. пособие / Н. Н. Попова; М-во образования Рос. Федерации, Воронеж. гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2004. - 212 с. : ил. ; 60х84 1/16. - Библиогр.: с. 211-212.
Жуковский П. М. Ботаника .Доп. Гл. упр. высш. и сред. с.-х. образования М-ва сел. хоз-ва СССР в качестве учеб. для студентов высш. с.-х. учеб. заведений по агроном. специальностям / П. М. Жуковский. - М. : Колос, 1982. - 623 с. : ил. ; 70х108 1/16. - (Учебники и учеб. пособия для высш. с.-х. учеб. заведений).
Дегтярева С. И. Ботаника. Морфология и анатомия растений .Лаб. практикум / С. И. Дегтярева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фед. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.". - Воронеж, 2012. - 96 с. : ил. ; 60х90 /16. - Библиогр.: с. 57. - ISBN 978-5-7994-0505-2
Баландин С. А. Общая ботаника с основами геоботаники .Рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направленнию подгот. "Биология" и специальностям: "Биология", "Антропология ", "Зоология", "Физиология", "Генетика", "Биофизика", "Биохимия", "Микробиология", "Биоэкология" / С. А. Баландин, Л. И. Абрамова, Н. А. Березина. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Академкнига, 2006. - 293 с. : ил. ; 60х90 /16. - (Учеб. пособие для вузов). - Библиогр.: с. 280-281. - ISBN 5-94628-244-1
Попова Н. Н. Ботаника: примерный перечень вопросов для подгот. к контрольным работам, коллоквиумам, зачету и экзамену для студентов специальности 260400 - Лесн. хоз-во и 260500 - Садово-парковое и ландшафт. стр-во / Н. Н. Попова; М-во образования Рос. Федерации, Воронеж. гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2001. - 39 с. ; № м/у 1274.
Попова В. Т. Ботаника: метод. указания к лаб. занятиям для студентов 1 курса заоч. обучения специальности 260400 - Лесн. хоз-во / В. Т. Попова; М-во образования Рос. Федерации, Воронеж. гос. лесотехн. акад. - Воронеж, 2002. - 15 с. ; № м/у 258.
Попова В. Т. Ботаника: метод. указания для самостоят. работы студентов заоч. обучения специальностей 260400 (250201) - Лесн. хоз-во, 260500 (250203) - Садово-парковое и ландшафт. стр-во / В. Т. Попова; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.". - Воронеж, 2007. - 15 с. ; № м/у 1501.
Попова В. Т. Ботаника: метод. указания к учеб. практике для студентов 1 курса лесохозяйств. фак., обучающихся по специальностям 260400 (250201) - Лесн. хоз-во, 260500 (250203) - Садово-парковое и ландшафт. стр-во / В. Т. Попова, А. Г. Крылов; Фед. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Воронеж. гос. лесотехн. акад.". - Воронеж, 2007. - 23 с. ; № м/у 1503.
100-bal.ru
Персональный сайт - Разделы в науке о растениях
Какие существуют разделы в науке о растениях?
Исследованием строения различных видов растений, а также поиском родственной связи между ними занима ется АНАТОМИЯ растений.
ГЕНЕТИКА изучает проблемы наследственности у растений. Это позволяет понять, как появляется на свет тот или иной вид, каким образом его можно изменить или усовершенствовать с точки зрения потребностей человека.
ЭКОЛОГИЯ исследует взаимоотношения растений со средой обитания. Она изучает, как распределяются растения на земном шаре, и пытается выяснить, почему определённый вид растений существует только в данных условиях.
ПАЛЕОБОТАНИКА изучает окаменелые останки первобытных видов растений. Это делается для того, чтобы восстановить историю развития растительного мира на Земле с древнейших времен. Эти знания облегчают решение многих вопросов других направлений в науке о растениях. Вот почему данные палеоботаники так важны для остальных отраслей этой науки.
СИСТЕМАТИКА растений разделяет многообразие растительного мира на естественные группы, которые взаимно зависят друг от друга. Она устанавливает наименования растений и выясняет родственные связи между ними. В прошлом систематика основывалась на внешнем сходстве растений и местах их распространения. Теперь же она широко использует для классификации растений по признакам их внутреннего строения, а также строения растительных клеток.
Если АНАТОМИЯ растений изучает их внутреннее строение, то МОРФОЛОГИЯ растений изучает их внешнюю форму, а также строение частей растения. Это направление изучает растение в процессе его развития, а также выясняет, чем вызваны те или иные уродства в строении растения.
На значительной территории земной поверхности растения часто образуют определённые сообщества — леса, степи, луга, саванны. Исследованием этих растительных сообществ занимается ГЕОБОТАНИКА. Она включает в себя ЛЕСОВЕДЕНИЕ, ЛУГОВЕДЕНИЕ, ТУНДРОВЕДЕНИЕ, БОЛОТОВЕДЕНИЕ, и другие направления.
ЭТНОБОТАНИКА — это учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Она исследует полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания. Дикорастущие родичи культурных растений могут обладать ценными свойствами. Например, иммунитетом к болезням или засухоустойчивостью. Эти свойства со временем можно привить и культурным растениям, полезным для человека. Поэтому развитие этноботаники приносит много практической пользы.
ФИЗИОЛОГИЯ растений изучает протекание в них процессов жизнедеятельности. Например, как они дышат, питаются, размножаются.
Раздел науки о растениях, который специализируется на углублённом изучении водорослей называется ФИКОЛОГИЕЙ. Грибы изучает МИКОЛОГИЯ. Лишайники исследует ЛИХЕНОЛОГИЯ. Изучением мхов занимается БРИОЛОГИЯ. Болезнями растений, которые вызываются вирусами, бактериями и грибами, занимается ФИТОПАТОЛОГИЯ растений.
Современных ботаников всё больше занимают ботанические проблемы в масштабе всей нашей планеты. Активно исследуются вопросы продуктивности культурных растений, их влияния на водный и газовый режим планеты. Глобальное воздействие человечества на природу, которое иногда ведётся без точного учёта возможных последствий, делает эти работы ботаников жизненно важными для судеб нашей цивилизации.
fitosfera-s.narod.ru
Ботаника на сайте Игоря Гаршина. Классификация растений. Флора
Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же? (Генри Дэвид Торо) |
Ботаника изучает флору Земного шара - строение, жизнедеятельность и эволюцию растений. Раньше к растениям относили и грибы - поэтому традиционно микология (наука о грибах) также входит в ботанику. Однако, теперь грибы считаются самостоятельным царством, занимающим промежуточное положение между растениями и животными.
На странице приводятся следующие разделы:
Еще вам могут быть интересны страницы об агрономии, возникновении растениеводства и лекарственных растениях.
Смотрите также карту с иерархией всех страниц о живом мире.
|
Ботанические сады и лесные заповедники
|
Рекорды в мире растений
- Ученые обнаружили самое большое в мире растение. О водном растении посидония с длиной стеблей 8 км и возрастом 100 тысяч лет [!!!].
- В Калифорнии найдено самое высокое дерево. Дерево, названное по-латыни гиперионом (hyperion), превышает в высоту 115 метров. До сих пор самым высоким считалось другое дерево - секвойя (всего обнаружено 135 секвой высотой более 100 метров). В Калифорнии находится и самое старое дерево в мире - секвойя, возраст которой оценивается примерно в 4 650 лет
- Рекордный для всех изученных генетиками существ размер генома обнаружен у растущей в лесах Северной Америки ладанной сосны. Хотя у нее, как и у большинства хвойных, всего 24 хромосомы (у человека - 46), геном сосны в 7 раз больше человеческого.
Смотрите также общие сведения о флоре и фауне в биопорталах.
- Тахтаджян А. Л. Флористические области земли. Л., 1978.
Ключевые слова для поиска сведений о растениях: На русском языке: ботаника, наука о растениях, флора, грибы, водоросли, мхи, лишайники, папоротниковые, папоротникообразные, покрытосеменные, голосеменные, вечнозеленые, хвойные, цветковые, лиственные, пальмы; На английском языке: botany, flora, plants. |
www.garshin.ru
это наука о растениях — доклад
Ботаника - это наука о растениях
Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. (Название этой науки происходит от греческого слова "ботанэ", что значит "зелень, трава, растение"). Как наука ботаника возникла и развилась в связи с практическими потребностями человека. С переходом человека к оседлому образу жизни дикие формы растений, будучи малопродуктивными, не могли удовлетворить его запросы. Это и послужило одной из причин зарождения земледелия. Древнейшими центрами возделывания культурных растений был Египет, Китай, Индия, Вавилония, Центральная Америка, где еще до нашей эры культивировали рис, сорго, просо, пшеницу, чай, хлопчатник, маис и другие некоторые из них использовали в лечебных целях. Все разнообразие современных культурных растений создано упорным трудом человека в результате последующего накопления сведений о форме и свойствах растительных организмов, об их жизнедеятельности, распространенности, изменчивости и т.д. В разработку отдельных разделов ботаники большой вклад внесли русские ученые: физиолог К.А. Тимирязев, изучавший процесс фотосинтеза в зеленом листе; цитолог и эмбриолог С.Г. Навашин, открывший двойное оплодотворение у цветковых растений; агрохимик Д.Н. Прянишников; генетик, ботаник и географ Н.И. Вавилов, который обосновал закон гомологических рядов наследственной изменчивости и собрал мировую коллекцию ценных растений. Современная Ботаника - многоотраслевая наука, подразделяющаяся на частные дисциплины (отделы):
- Систематика, которая классифицирует растения на основе общности строения и происхождения (задача создать систему в растительном мире): а) Флористика - часть систематики, которая изучает флору - список видов какой-то территории (ед. флоры является вид). Со времен Линнея (шведский ученный) растения имеют ФИО и пишутся на мертвом латинском языке: Ф. - семейство, И.,О. -род, вид. б) Ботаническая география - изучает дикие, спонтанные виды и занимается распространением их по шару.
- Морфология-наука о внешнем строении органов растений и их видоизменениях (т.е. методы сравнения и описания, из потребностей человека). Делится на: а) Микроскопическая морфология. Сюда относится анатомия - изучает строение тканей и органов растений, эмбриология и гистология. б) Макроскопическая (органография). Основоположник морфологии считается И.Ф. Гете о метаморфозе растений.
- Фитоценология - изучает растительность, т.е. исследует растительный покров Земли, его видовой состав, структуру, динамику связей со средой, закономерности распределения и развития растительных сообществ. (Растительность - это группа видов сложившихся в процессе эволюции на какой-то территории и составляющий определенный ландшафт).
- Изучение функций растений: Физиология-наука о процессах, протекающих в растении: закономерностях роста, развития и жизненных отправлений в зависимости от внешних условий; Биохимия - изучает процессы химические, происходящие в растительном организме.
Важнейшие задачи современной Ботаники изучение строения растений в единстве с условиями их жизни, изучения их последовательности для создания новых сортов, повышение их урожайности, устойчивости к заболеваниям, полеганием и т.п. Многие растения способны использовать такие сложные органические вещества, как алкалоиды, гликозиды, эфирные масла, витамины из которых готовят лекарственные препараты. Действие их на организм человека различно: одни успокаивают нервную систему, другие способствуют лучшему пищеварению, третьи снижают кровяное давление. Ответственная роль человека в сохранении зеленого покрова Земли в создании сортов культурных растений -источника пищевых продуктов и лекарственных веществ, широко используемых в медицине и ветеринарии.
freepapers.ru