Система растений и животных. Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема. Современная система растений и животных как отображение эволюции. Система растений и животных


Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

Разделы: Биология

1. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид Капуста белокочанная Пырей ползучий Смородина черная Лилия кудреватая
Род        
Семейство      
 
Класс        
Отдел        
Царство        
         

Возможные варианты ответов: крестоцветные, капуста, лилия, двудольные, однодольные, растения, покрытосемянные, розоцветные, бобовые, розоцветные, лилейные, злаки, пырей, смородина.

2. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид Индийский слон Медведь белый волк Лилия кудреватая
Род        
Семейство        
отряд        
класс        
тип        
Царство        

Возможные варианты ответов: хордовые, зайцы, слоновые, утки, медвежьи, слоны, медведи, хоботные, утиные, млекопитающие, зайцеобразные, утки, животные, хищные, зайцевые, гусеобразные.

 I. Выпишите номера утверждений. Знаком “+” пометьте правильный ответ, “-” неправильный ответ

1. Систематика – раздел биологии, классифицирующий живые организмы.

2. Вид – основная единица в системе организмов.

3. Одуванчик – название вида растения.

4. Самая крупная единица систематики у растений – отдел.

5. Смородина черная – название рода растений.

6. Отряд- самая маленькая систематическая единица у животных.

7. К хордовым относятся и птицы и млекопитающие.

8.Двойное название организма указывает на видовые признаки

II. Выберите правильный ответ.

1. Самая крупная из причисленных систематических групп является:

А) вид Б) род В) семейство Г) класс

2. В каком случае указано название отдела растений?

А) злаки Б) голосеменные В) однодольные Г) двудольные

3. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

Б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

В) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род –класс – царство – отдел

4. В каком случае указано название типа животных?

А) млекопитающие; Б) хордовые; В) птицы; Г) животные

5. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – семейство – отряд- класс –тип - царство

Б) род – семейство – вид – тип - царство – класс

В) царство – тип– класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род – класс – царство – отряд

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Тема: Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

Цель: формирование представлений о современной системе растений и животных, как отображении макроэволюции.

Задачи:

  1. систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования, объяснять причины и результаты эволюции;

  2. развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;

  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Основные понятия темы: на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды

Ход урока:

  1. ОНУ,

  2. Проверка ранее полученных ЗУН.

Биологический диктант на знание терминов:

Ответы

Вариант 1.

Вариант 2

  1. Искусственный отбор

  2. Борьба за существование.

  3. Покровительственная окраска.

  4. Мимикрия

  5. Ароморфоз.

  6. Процесс расхождения признаков, возникших от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.

  1. Естественный отбор

  2. Межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями.

  3. Предупреждающая окраска.

  4. Вид.

  5. Идиоадаптация.

  6. Процесс сходства признаков в строении тех органов, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды обитания

  1. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

Кем разработаны основы современной классификации ор­ганизмов?

Перечислите систематические группы животных и расте­ний, известных вам из курса зоологии, ботаники.

2. Систематические  группы.

Данные систематики используют для доказательства эволю­ции, так как они устанавливают родство между таксонами.

В современной систематике организмы распределяются по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Каждая высшая систематическая категория, начиная от рода, объединяет группы, стоящие по рангу ниже и имеющие общего предка. Род объединяет виды, произошедшие от одного предка и оказавшиеся в результате борьбы за существование и естествен­ного отбора способными существовать и успешно размножаться в различных географических и экологических условиях.

Признаки (критерии), на основании которых близкие виды объединяются в роды, хорошо видны на примере дарвиновских вьюрков. На Галапагосских островах вьюрки представлены тре­мя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся большей частью на от­крытых местах, древесные гнездятся в засушливой зоне и пита­ются на деревьях; славковые занимают разные местообитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, -строение клюва, тесно связанное с особенностями питания. На цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у кото­рого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляно­го вьюрка толстый, массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый, древесный,  вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое выдолбил. Все виды дарвиновских вьюрков не скрещиваются; некоторые виды образуют подвиды - - значит, ви­дообразование продолжается. Все виды вьюрков произошли от одного исходного вида.

3. Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIIIв. К. Лин­ней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объ­единяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, напри­мер, такие роды, как кошки, лошади, дубы и т. д. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, кото­рыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези,    оканчивающимися    волосоподобными    зубчиками». Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или бино­минальное, название видов. Первое слово представляет собой имя рода, второе     название вида. Например, Дуб красный. Со­бака домашняя.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими. Каждая таксономическая категория соответствует группе орга­низмов, которые имеют общего предка. Такая система класси­фикации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации по­зволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе эволюции, представляют собой подобие ветвей могучего дерева. Родословное древо в це­лом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер мак­роэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный характер эво­люции

  1. Закрепление полученных знаний.

1. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Капуста белокочанная

Пырей ползучий

Смородина черная

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

Отдел

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: крестоцветные, капуста, лилия, двудольные, однодольные, растения, покрытосемянные, розоцветные, бобовые, розоцветные, лилейные, злаки, пырей, смородина.

2. Заполните таблицу, вписав название систематических групп

Вид

Индийский слон

Медведь белый

волк

Лилия кудреватая

Род

 

 

 

 

Семейство

 

 

 

 

отряд

 

 

 

 

класс

 

 

 

 

тип

 

 

 

 

Царство

 

 

 

 

Возможные варианты ответов: хордовые, зайцы, слоновые, утки, медвежьи, слоны, медведи, хоботные, утиные, млекопитающие, зайцеобразные, утки, животные, хищные, зайцевые, гусеобразные.

 I. Выпишите номера утверждений. Знаком “+” пометьте правильный ответ, “-” неправильный ответ

1. Систематика – раздел биологии, классифицирующий живые организмы.

2. Вид – основная единица в системе организмов.

3. Одуванчик – название вида растения.

4. Самая крупная единица систематики у растений – отдел.

5. Смородина черная – название рода растений.

6. Отряд- самая маленькая систематическая единица у животных.

7. К хордовым относятся и птицы и млекопитающие.

8.Двойное название организма указывает на видовые признаки

II. Выберите правильный ответ.

1. Самая крупная из причисленных систематических групп является:

А) вид Б) род В) семейство Г) класс

2. В каком случае указано название отдела растений?

А) злаки Б) голосеменные В) однодольные Г) двудольные

3. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

Б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

В) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род –класс – царство – отдел

4. В каком случае указано название типа животных?

А) млекопитающие; Б) хордовые; В) птицы; Г) животные

5. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности?

А) вид – род – семейство – отряд- класс –тип - царство

Б) род – семейство – вид – тип - царство – класс

В) царство – тип– класс – семейство – род – вид

Г) семейство – вид – род – класс – царство – отряд

  1. Обобщение.

Обсуждение итогов самостоятельной работы и формулирование выводов.

  • Современный органический мир – результат длительного необратимого исторического развития, движущей силой которого является естественный отбор.

  • Именно естественный отбор – причина существования разных уровней организации жизни, многообразия видов и их приспособленности к условиям среды.

  • Макро- и микроэволюция – единый процесс, происходящий во времени.

  • Современная система растении и животных – отображение макроэволюции.

  1. Д/з.

Повторить стр.8-11 учебника

  1. Итог урока.

multiurok.ru

Система растений и животных – отображение эволюции

Биол Кроссворд
Химия Кроссворд
Задания. Тесты.
   

 кроссворд систематика растений

1. класс 2. отряд 3. систематика 4. семейство 5. естественная 6. род 7. линней 8. таксон 9. тип 10. вид 11. отдел 12. царство

кроссворд систематика животных

  1. Систематическая категория к которой относятся млекопитающие.
  2. Систематическая категория, к которой относятся парнокопытные.
  3. Раздел биологии, посвященный описанию, обозначению и классификации по группам всех существующих и вымерших организмов.
  4. Систематическая категория, к которой относятся крестоцветные.
  5. Название классификации организмов, основанной на анализе их родства.
  6. Надвидовая систематическая категория.
  7. Ученый - создатель систематики.
  8. Систематическая категория (таксонометрическая единица).
  9. Систематическая категория, к которой относятся хордовые.
  10. Наименьшая систематическая категория.
  11. Систематическая категория, к которой относятся покрытосеменные.
  12. Высшая систематическая категория.

биология

     

     

     
Опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

pechnikovo-dr.ucoz.ru

Тема. Современная система растений и животных как отображение эволюции

Тема. Современная система растений и животных как отображение эволюции.

Задачи урока. Систематизировать знания об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития науки; развивать умения определять таксономические единицы у растений и животных; объяснять причины и результаты эволюции.

Тип урока. Урок изучения новой темы.

ТСО. Настенная таблица, гербарий, рисунки с изображениями разных систематических групп, дополнительная литература.

Ход урока. I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания –опрос

III. Изучение новой темы:

Характерные признаки крупных таксонов.

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: выявить характерные признаки крупных таксонов.

1 группа – царство Вирусы 3 группа – царство Животные

2 группа – царство Растения 4 группа – царство Грибы

После работы в группах заслушиваются сообщения каждой группы.

Многообразие органического мира. Принципы систематики.

В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое наблюдается при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т.е. группировкой по сходству и родству занимается раздел биологии, называемая систематикой.

Основоположником систематики был К.Линней. Он был основоположником бинарной номенклатуры. В систематику входят следующие основные систематические категории: вид – род – семейство – отряд (порядок у растений) – класс – тип (отдел у растений) – царство.

Каждый таксон может содержать несколько таксономических единиц, может подразделяться на подтаксоны (подклассы ) или надтаксоны (надклассы). На каждом иерархическом уровне при продвижении от вида к царству число сходных признаков между членами каждого таксона уменьшается.

Существует 2 типа классификации: искусственная и естественная. Искусственная основывается на одном или нескольких легко обнаруживаемых признаках (окраска, способ движения, характер развития, тип местообитания ..).

Примером служит разделение рыб на пресноводные, морские и рыб, населяющие солоноватые водоемы.

Естественная классификация может быть филогенетической или фенотипической в зависимости от критерия, положенного в ее основу. Чаще используют филогенетическую классификацию, т.к. она отражает эволюционные связи, в основе которых лежат происхождение организмов и наследование ими определенных признаков. Фенотипическая классификация основывается на современных данных о морфологическом, цитологическом и биохимическом сходстве между организмами.

Современная система органического мира.

Современная система органического мира включает в себя следующие таксоны: вид – род – семейство – отряд (порядок) – класс – тип (отдел) – подцарство (Одноклеточные, Многоклеточные) – царство (Растения, Животные, Грибы, Дробянки, Вирусы) – надцарство (Безъядерные, Ядерные) – Империя (Доклеточные, Клеточные).

Доклеточные формы жизни.

Империя доклеточных состоит из одного царства – вирусов. Вирусы бактерий называют фагами. Важнейшими особенностями вирусов являются следующие:

Они могут быть существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток

Содержат лишь один из типов Н.К. (ДНК или РНК)

Классификация безъядерных организмов (прокариот).

Основные признаки прокариот:

Кольцевая ДНК сосредоточена в центральной части клетки, не отделенной ядерной оболочкой от остальной части клетки

Отсутствуют митохондрии, пластиды

Клеткам не свойственен митоз

Нет центриолей, отсутствуют хромосомы

Надцарство прокариот состоит из царства Дробянки и Сине-зеленые водоросли. Бактерии делятся на следующие группы:

Эубактерии * Миксобактерии

Актиномицеты * Спирохеты

Хламидобактерии * Микоплазмы

Классификация ядерных организмов (эукариот).

Основные признаки эукариот:

*клетка разделена на цитоплазму и ядро

* большая часть ДНК сосредоточена в ядре и отвечает за большую часть процессов жизнедеятельности и передачу наследственности дочерним клеткам

* ядерная ДНК расчленена на несколько нитей, не замкнутых в кольцо

* всегда есть митохондрии

* свойственен половой процесс

* есть митоз

* образуются гаметы

Эукариоты делятся на царства: Грибы, Растения, Животные.

Классификация Грибов. Общие признаки Грибов:

питание гетеротрофное

жесткая клеточная стенка содержит хитин

тело представлено мицелием, т.е. состоит из гиф

размножаются спорами

неподвижны

свойственен неограниченный верхушечный рост

Грибы делятся на следующие отделы:

Оомицеты * Базидиомицеты

Зигомицеты * Хитридиомицеты

Аскомицеты * Деутеромицеты

Классификация Растений.

Царство Растений насчитывает около 500 000видов.

Признаки Растений:

Питание автотрофное

Жесткая клеточная стенка, состоящая из целлюлозы

Разветвленная форма тела

Неподвижный образ жизни

Свойственен неограниченный верхушечный рост

Царство Растений делится на следующие отделы:

- Красные водоросли - Плауновидные

- Золотистые водоросли - Папоротниковидные

- Диатомовые водоросли - Голосеменные

- Бурые водоросли - Покрытосеменные

- Зеленые водоросли

- Моховидные

- Хвощевидные

Классификация Животных.

Царство Животных насчитывает около 1,5 – 2 млн. видов. Признаки животных:

питание гетеротрофное

отсутствие жесткой клеточной стенки

компактная форма тела

подвижный образ жизни

свойственен ограниченный рост

Царство Животных делится на следующие типы:

- Инфузории - Кишечнополостные

- Саркомастигофоры - Иглокожие

- Лабиринтулы - Моллюски

- Апикомплексы - Плоские черви

- Микроспоридии - Круглые черви

- Асцетоспоровые - Кольчатые черви

- Миксоспоридии - Членистоногие

- Губки - Хордовые

Закрепление знаний.

А) решение биологических задач.

1. Почему грибы образуют отдельное от растений царство? В чем особенности питания грибов?

2. Игра «третий лишний»

Из предложенных рисунков с изображениями животных и растений выберите «лишнее» и объясните свой выбор.

IV. Домашнее задание.

Составить пример классификации растений или животных

l.120-bal.ru

Система растений и животных – отображение эволюции

Для того чтобы распределить (классифицировать) множество организмов, обитающих на Земле, по группам (таксонам), необходимо их охарактеризовать и на основании отобранной информации идентифицировать. А затем привести всех изученных организмов в систему, то есть систематизировать.

Приведение организмов в систему является основной задачей одного из разделов биологии — систематики.

Систематика ― это наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) ― популяциями, видами, родами, семействами и т. д.

Описанием растительного и животного мира занимались ученые с давних времен. Ещё до нашей эры древнегреческий философ Аристотель пытался систематизировать описанные им растения и животных, расположив их в определённом порядке: от примитивных к более сложным.

В эпоху Великих географических открытий люди стали находить все больше различных растений и животных.

Описаний новых видов накопилось так много, что появилась необходимость их классифицировать, связать в группы.

Эту задачу поставил перед собой шведский естествоиспытатель Карл Линней.

Он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное.

Каждое царство он разделил на классы, порядки или отряды, роды и виды. Совокупность особей, сходных по строению, Линней назвал видом.

Вид ― это наименьшая единица классификации организмов. Многие виды были разделены на разновидности.

Линней установил, что соседние категории связаны не только сходством, но и родством: чем дальше расположены категории друг от друга, тем меньше степень их родства.

Растения Линней распределил по 24 классам, положив в основу классификации число, величину и расположение тычинок и пестиков. Классы, в свою очередь, делятся на порядки (отряды).

Карл Линней предложил двойное, или биноминальное, название видов, бинарную номенклатуру ― систему научного наименования растений и животных, которая существует около 200 лет.

Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, которыми описывались характерные видовые признаки.

Например, дуб красный называется дуб с глубоковыемчатыми, тонкими, блестящими листьями до 15–25 см, с четырьмя-пятью заострёнными лопастями с каждой стороны листа, при распускании красноватые, летом тёмно-зелёные, более светлые снизу, осенью, перед опадением, у молодых деревьев ярко-красные, у старых — буровато-коричневые.

Система Линнея оказалась практичной и позволяла определять растения даже любителям.

Например, что это за растение?

Листья очерёдные, сердцевидные, пильчатые, цветы собраны в виде ложных зонтиков, многочисленные тычинки у основания срастаются в пять пучков. Сверившись с таблицей Линнея, натуралист-любитель легко мог определить, что это липа европейская.

Созданная Линнеем система растительного и животного мира завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины 18 века.

Карл Линней заложил основы научной классификации живой природы.

В конце XVIII века французский ботаник Антуан Жюссьё ввёл категорию семейства, а в начале XIX века французский естествоиспытатель Жорж Кювье сформулировал понятие о типе животных.

К началу XX века в систематике сформировались основные таксономические категории. Любое растение или животное должно последовательно к ним принадлежать.

Каждая последующая категория отражает сходство все более и более общих характеристик, входящих в неё организмов.

Например, в класс млекопитающих входят позвоночные животные имеющие молочные железы для вскармливания детёнышей.

К отряду хищных причисляются звери, питающиеся животной пищей и имеющие для этого специальные приспособления (клыки, например).

По внешнему виду и образу жизни хищные распадаются на разные семейства. В данном случае лисица степная принадлежит к семейству псовых.

Сходные группы внутри семейства формируют роды, которые состоят из отдельных видов.

Таким образом, мы наблюдаем иерархическую последовательность причастия того или иного организма к системе классификации.

Современная систематика использует для классификации и описания организмов не только частные признаки, но и различные особенности строения, экологии, поведения, характеризующие организмы.

Например, сходство летучей мыши и птицы (летающих теплокровных позвоночных)

Летучая мышь ― живородящие животное, вскармливающее детёнышей молоком, поэтому относится к классу млекопитающих.

Таксон более высокого уровня объединяет организмы по самым крупным и существенным признакам.

Чем ниже уровень (ранг) таксона (например, класс), тем более частные признаки определяют объединение организмов в данный таксон.

Основным принципом объединения организмов в один таксон является степень их родства. Чем далее они отстоят друг от друга по своим родственным связям, тем большую таксономическую группу они образуют. Систематизируются организмы на основании разных признаков.

Таким образом, животных классифицируют по внешнему и внутреннему сходству, способам питания и ряду других признаков.

А растения классифицируют по строению тела, цветка, семени и по ряду других признаков.

Рассмотрим порядок классификации животного мира.

Для примера возьмём следующие виды: белку двухцветную, летягу обыкновенную, медведя бурого и панду большую.

За видом следует род. В него объединяются близкие разные виды. Белка двухцветная принадлежит к роду гигантских белок, а летяга обыкновенная к роду евразийские летяг. Медведь бурый ― к роду медведей, а панда большая ― к одноименному роду больших панд.

За родом следует семейство. Гигантские белки и евразийские летяги принадлежат к семейству беличьих. А медведи и большие панды к семейству медвежьи.

Помимо семейства беличьих и медвежьих, вы видите и другие семейства: заячьих, мышиных, кошачьих, псовых и куньих.

За семейством следует отряд. Семейство беличьи относят к отряду грызунов, а семейство медвежьих ─ к отряду хищных.

Далее за отрядом следует класс. В животном мире выделяют следующие классы:

ракообразные, паукообразные, насекомые, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и другие.

Как вы думаете к какому классу принадлежат белка двухцветная, летяга обыкновенная, медведь бурый и панда большая? Правильно, к классу млекопитающих.

После класса идут типы, у животных их 35. Среди них простейшие, губки, кишечнополостные, иглокожие, моллюски, членистоногие, хордовые и другие.

В систематике типы располагают в порядке их усложнения, от низших, просто устроенных, к высшим, устроенным сложнее. Это отражает этапы исторического развития живого мира (этапы эволюции).

Традиционным научным языком считается латынь. Поэтому ботаники и зоологи использовали этот язык для названия организмов.

Например, липа европейская на латыни читается как Tilia Europaea (тилия еуропеа).

В настоящее время латынь относится к числу так называемых мёртвых языков, так как на нем не разговаривают, подобно древнеиндийскому (санскрит) и древнегреческому.

Однако современный Кодекс биологической номенклатуры требует, чтобы научные названия живых организмов были по форме латинскими, то есть были написаны буквами латинского алфавита и подчинялись правилам латинской грамматики, вне зависимости от того, из какого языка они заимствованы.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими видами.

Такая система классификации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации позволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Часто систематики выделяют дополнительные категории, используя для этого приставки под-, инфра-, над-, например: подцарство, инфракласс, надотряд.

Такие категории обязательными не являются, то есть при систематизации объекта их можно пропустить.

Большой вклад в развитие систематики внёс Чарлз Дарвин. До этого предложенные системы, можно сказать были искусственными, так как объединялись в группы на основании внешних признаков.

После публикации книги Дарвина «Происхождение видов» стало ясно, что в систематические группы следует объединять организмов на основании представлений о родстве.

Например, можно найти внешнее сходство между медведем и росомахой, но с точки зрения зоологической номенклатуры они принадлежат к разным группам классификации. Как известно, росомаха является дальним родственником куницы, а вовсе не медведя.

Открытые Дарвином галапагосские вьюрки очень похожи друг на друга. Однако все они представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые.

Представители рода земляных вьюрков гнездятся в засушливой зоне и кормятся на открытых местах, древесные — гнездятся в засушливой зоне и кормятся на деревьях,

а славковые — занимают разные местообитания.

Роды включают в себя несколько видов. Главный признак, по которому различают виды вьюрков, — это строение клюва.

Так, на цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщеплённый язык. У большого земляного вьюрка толстый массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый древесный вьюрок получил своё название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая её в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое он выдолбил.

Различия в предпочтении пищи Дарвин объяснил тем, что параллельно с изменениями окружающей среды вьюрки адаптировались к месту своего обитания. 

Он заключил что все вьюрки произошли от одного предка, но каждая из пород адаптировалась, чтобы легче добывать своё пропитание. 

Дарвин предположил, что иерархия таксонов, связана с их происхождением друг от друга. Так возникла эволюционная систематика, ставящая во главу угла выяснение происхождения организмов, для чего используются как морфологические, так и эмбриологические и палеонтологические методы.

www.videouroki.by

Опорные системы животных и растений

Опорные системы животных

Опорные системы животных

Проверка домашнего задания «Опорные системы растений» Скелет растений (------------------------------------------------------------) Лист (------------) Корень (-------) Стебель (--------) Дополнить схему

Проверка домашнего задания «Опорные системы растений»

Скелет растений

(------------------------------------------------------------)

Лист

(------------)

Корень

(-------)

Стебель

(--------)

Дополнить схему

Значение опорных систем : Защита от повреждений Поддержание формы тела Опора для внутренних органов Крепление мышц Каркас, устойчивый к сжатию

Значение опорных систем :

  • Защита от повреждений
  • Поддержание формы тела
  • Опора для внутренних органов
  • Крепление мышц
  • Каркас, устойчивый к сжатию
Цель урока: Сформировать представление об опорных системах животных. Задачи урока: Знать роль опорных систем в жизнедеятельности животных организмов. Знать особенности строения внешнего и внутреннего скелета и его функции. Иметь представление о развитии опорных систем в процессе эволюции

Цель урока: Сформировать представление об опорных системах животных.

Задачи урока:

  • Знать роль опорных систем в жизнедеятельности животных организмов.
  • Знать особенности строения внешнего и внутреннего скелета и его функции.
  • Иметь представление о развитии опорных систем в процессе эволюции
Наружный скелет животных Наружный – производный кожных покровов. Простейшие – фораминиферы, раковинные амебы раковинки состоящие из извести и кремневых пластин. Функция защита от врагов

Наружный скелет животных

  • Наружный – производный кожных покровов.

Простейшие – фораминиферы, раковинные амебы раковинки состоящие из извести и кремневых пластин.

Функция защита от врагов

Внутренний скелет – образуется из особых клеток зародыша Простейшие –радиолярии состоит из минеральных веществ. Легкий. Каковы его функции?.

Внутренний скелет – образуется из особых клеток зародыша

  • Простейшие –радиолярии состоит из минеральных веществ. Легкий. Каковы его функции?.
Наружный скелет Моллюски раковины тяжелые и прочные состоят из извести и рогоподобного вещества

Наружный скелет Моллюски раковины тяжелые и прочные состоят из извести и рогоподобного вещества

Наружный скелет Членистоногих хитиновый покров легкий и прочный состоит из хитина и минеральных солей.

Наружный скелет Членистоногих хитиновый покров легкий и прочный состоит из хитина и минеральных солей.

Линька процесс смены наружного скелета

Линька процесс смены наружного скелета

Головоногие моллюски - хрящевой скелет. Какие функции выполняет?
  • Головоногие моллюски - хрящевой скелет. Какие функции выполняет?
Хрящевые рыбы акулы, скаты. Скелет хрящевой. Костно –хрящевые осетровые – скелет хрящевой, чешуя состоит из костных пластин.
  • Хрящевые рыбы акулы, скаты. Скелет хрящевой.
  • Костно –хрящевые осетровые – скелет хрящевой, чешуя состоит из костных пластин.
Костный скелет у позвоночных животных.

Костный скелет у позвоночных животных.

Из чего состоит скелет позвоночных животных? Кости состоят из костной соединительной ткани. Связки состоят из соединительной ткани. Сухожилья состоят из соединительной ткани. Назовите отделы скелета человека. Какие функции они выполняют?

Из чего состоит скелет позвоночных животных?

  • Кости состоят из костной соединительной ткани.
  • Связки состоят из соединительной ткани.
  • Сухожилья состоят из соединительной ткани.

Назовите отделы скелета человека. Какие функции они выполняют?

Связки.

Связки.

Соединение костей скелета Голова ( тип соединения) Какая функция Туловище ( тип соединения. какой тканью образовано) Конечности ( тип соединения) Какая функция Какая функция

Соединение костей скелета

Голова

( тип соединения)

Какая функция

Туловище

( тип соединения. какой тканью образовано)

Конечности

( тип соединения)

Какая функция

Какая функция

Это интересно…. Кость прочнее бетона и гранита В течение года у человека дважды происходит замена вещества входящего в состав костей. Большая берцовая кость человека способна выдержать нагрузку до 1,8 тонн, что в 25-30 раз превышает массу тела.

Это интересно….

  • Кость прочнее бетона и гранита
  • В течение года у человека дважды происходит замена вещества входящего в состав костей.
  • Большая берцовая кость человека способна выдержать нагрузку до 1,8 тонн, что в 25-30 раз превышает массу тела.
Лабораторная работа «Строение и свойства костей» Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей. Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные. Ход работы. Ответьте на вопросы: Можно ли кость назвать живой структурой? Какие химические вещества входят в состав живых организмов? Какими свойствами должна обладать кость?

Лабораторная работа «Строение и свойства костей»

  • Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.
  • Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.

Ход работы.

Ответьте на вопросы:

  • Можно ли кость назвать живой структурой?
  • Какие химические вещества входят в состав живых организмов?
  • Какими свойствами должна обладать кость?
Рассмотрите кости животных (см.рис.95 учебника). Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее. Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части. Рассмотрите и зарисуйте образцы костей: Натуральной (охарактеризуйте ее) Выдержанной в растворе кислоты (охарактеризуйте ее) Прокаленной (охарактеризуйте ее).
  • Рассмотрите кости животных (см.рис.95 учебника).
  • Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее.
  • Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части.
  • Рассмотрите и зарисуйте образцы костей:
  • Натуральной (охарактеризуйте ее)
  • Выдержанной в растворе кислоты (охарактеризуйте ее)
  • Прокаленной (охарактеризуйте ее).
Строение трубчатой кости

Строение трубчатой кости

Строение костной ткани.

Строение костной ткани.

Свойство кости определяется ее химическим составом. В состав кости входят органические и неорганические вещества. Органические вещества придают кости гибкость и упругость (если кость выдержать в растворе кислоты). Неорганические вещества делают кость твердой. Если прокалить кость на огне (вспомните какие вещества при этом сгорят), она станет хрупкой – рассыплется на мелкие, но очень твердые части. С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.

Свойство кости определяется ее химическим составом. В состав кости входят органические и неорганические вещества.

Органические вещества придают кости гибкость и упругость (если кость выдержать в растворе кислоты).

Неорганические вещества делают кость твердой. Если прокалить кость на огне (вспомните какие вещества при этом сгорят), она станет хрупкой – рассыплется на мелкие, но очень твердые части.

С возрастом количество органических веществ в костях уменьшается, а количество неорганических возрастает.

Спишите текст вставляя пропущенные слова. Твердость кости придают………………….вещества, а упругость………………. С возрастом количество органических веществ в костях…………. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ……….. возрасте, а переломы чаще бывают у……………..

Спишите текст вставляя пропущенные слова.

Твердость кости придают………………….вещества, а упругость………………. С возрастом количество органических веществ в костях…………. Поэтому искривления позвоночника обычно формируются в ……….. возрасте, а переломы чаще бывают у……………..

Изучите текст и рассмотрите рисунки на странице учебника 92 -93. Заполните таблицу. Вопросы для сравнения Раковины моллюсков Тип скелета Панцирь рака (краба) Из каких веществ состоит Кости позвоночных Какими свойствами обладают Могут ли расти и в какие периоды жизни. Преимущества (по сравнению с другими) Недостатки (по сравнению с другими)

Изучите текст и рассмотрите рисунки на странице учебника 92 -93. Заполните таблицу.

Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков

Тип скелета

Панцирь рака (краба)

Из каких веществ состоит

Кости позвоночных

Какими свойствами обладают

Могут ли расти и в какие периоды жизни.

Преимущества (по сравнению с другими)

Недостатки

(по сравнению с другими)

Домашнее задание. Стр. 92-97. Проверка таблицы. Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем: Многообразие скелетов у простейших. Как происходит линька у членистоногих. Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве. Скелеты простейших в живописи.

Домашнее задание.

  • Стр. 92-97. Проверка таблицы. Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем:
  • Многообразие скелетов у простейших.
  • Как происходит линька у членистоногих.
  • Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве.
  • Скелеты простейших в живописи.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта