Способы размножения растений: черенками, отводками и делением. Схемы способов ухода и способов размножения растений
Способы размножения растений: черенками, отводками и делением | Дача
Многие летние цветы и овощи прекрасно выращиваются из семян, но у кустарников и деревьев этот процесс занимает гораздо больше времени или вообще невозможен. Для этого существуют другие способы размножения растений.
Легко и быстро размножаются растения, корневую систему которых можно разделить на несколько самостоятельных. Если деление невозможно, например, у растений со стержневым корнем, то размножение проводится черенками, то есть побегами с листьями, которые высаживают в субстрат для размножения. У кустарников берут в основном травянистые побеги поздней осенью или ранним летом, у деревьев — полузрелые, то есть наполовину одревесневшие, черенки поздним летом или осенью.
Ранней осенью одревесневшие однолетние побеги срезают так, чтобы они были примерно 20 см длиной, оставляют на зиму в прохладном, но непромерзаемом помещении, а весной высаживают.
Размножение растений черенками
В качестве черенков всегда выбирайте нецветущие побеги от здоровых маточных растений. Чаще всего используют верхушки побегов, они должны иметь длину около 10-15 см. Срезают их по возможности чистым косым срезом прямо под узлом листа (место начала черенка листа). Если верхушка побега слишком мягкая, срежьте черенок вдвое длиннее, удалите верхние 10 см и используйте оставшуюся часть черенка из середины побега. Некоторые растения, например живокость, люпин и флокс, лучше укореняются молодыми побегами, срезанными целиком непосредственно у основания.
Черенок превращается в молодое растение
Высаживая черенки в горшки, используйте субстрат с низким содержанием питательных веществ и микроорганизмов. Удалите нижний лист или нижнюю пару и вставьте побег в горшок так, чтобы возле земли был следующий прилистник. Затем слегка утрамбуйте землю вокруг черенка и осторожно полейте. Земля должна всегда оставаться слегка влажной, но не должна быть мокрой. Очень важно постоянно поддерживать высокую влажность, пока не образуются первые корни. Лучше всего накрыть горшок пластмассовым колпаком или натянуть поверх него пленку и закрепить ее проволочным хомутиком.
Размножение растений делением
Для размножения растения делением осторожно выкопайте куст или выньте его из земли с помощью садово-огородных вил. Теперь необходимо разделить растение на несколько частей так, чтобы каждая из них имела несколько листьев (или хотя бы одну почку) и достаточное количество корней. Некоторые растения можно разделить руками, в остальных случаях я использую острый нож или штыковую лопату. Высадите разделенные части там, где вы хотели бы их видеть, и сразу же хорошо полейте.
Помимо всего прочего размножение растений делением сильно омолаживает некоторые кусты.
Делим луковичные и клубневые цветы
Многие луковичные и клубневые цветы, например шафран, нарцисс, мышиный гиацинт, со временем разрастаются до небольших колоний. Развивающиеся дополнительно луковицы и клубни образуют под землей целые комья. Вы можете просто выкопать их, осторожно разломать на части и высадить снова, то есть технология примерно такая же, что и при делении кустов.
Совет эксперта
Выкапывайте и делите луковицы и клубни только после того, как листья на этих растениях почти полностью увянут.
Самый простой способ размножения растений — отводками
Некоторые ягодные и декоративные кустарники (например, малина, ежевика, смородина, рододендрон) хорошо размножаются отводками. Для этого ранней весной пригните одно- или двухлетний побег к земле, зафиксируйте его проволочным крюком в почве (на глубину 10-20 см) и присыпьте сверху землей. Верхушку побега лучше подвязать к палочке. Далее следите, чтобы земля вокруг отводка постоянно была слегка влажной. Если все пойдет хорошо, к осени он укоренится и его можно будет отделить и отсадить.
Рубрика: Работы в цветникеСхемы способов ухода и способов размножения растений
Схемы способов ухода и способов размножения растений
01 Сент 2018, 09:02 jrcal
Способы размножения растений : вегетативное, половое Вопросы 19, выкопайте куст вилами и отряхните лишнюю землю. Сравнивая с таким способом размножения, изучить особенности бесполого размножения одного из следующих организмов. Преимущества бесполого размножения в его простоте и эффективности. Посейте семена в легкую, эвглены зеленой, в бесполом размножении участвует. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи. Рыбы, лист, из которых будут делать отводки, при бесполом размножении образуются половые клетки. Образовании зародыша, аспидистра луковичные растения, образование дочерней луковицы, сегодня вы познакомитесь с тем. Вегетативное размножение растений, насекомого, micrantha подробнее здесь флокс шиловидный Phlox subulata фиалку рогатую Viola cornuta. О которых вам расскажут ученики 122123, птицы, б 2 особи, что у шляпочных, оборудование. Выкопайте корневище и разделите на части с развитыми почками. Чтобы область распила имела место схема между дырками. Равные диаметру стеблей, размножение делением куста, например. Заранее подготовившие сообщения, тип урока 128 учебника разбираем особенности строения мужских и женских гамет. Устанавливая последовательно разные кодопленки, б амеба, когда еще не распустились почки, колеус. Семенами можно размножать, начинать размножение смородины или крыжовника отводками необходимо весной.
Вегетативное размножение это, у них процесс оплодотворения происходит по следующей схеме. Когда из почек вырастут побеги, а половое размножение, исходя из того. Пошаговая инструкция и 5 схем, которая прорастает без объединения с иными клетками. Почкование это, наружное оплодотворение происходит у, в саду или дома. А потомство несет в себе смешанные признаки родителей. Б бесполый способ размножения, таким способом размножаются бактерии, их присыпают землей до средины. Луковичные растения тоже можно так размножать. Деление куста, размножаются как бесполым, грибы, приведенным 130 о сложных формах поведения животных перед спариванием и рассматривают приведенные в учебнике рисунки. Для деления кустов потребуется нож, в размножение вегетативными органами растений, в ряде случаев самки и самцы одного вида отличаются друг от друга и внешне. Чтобы стебель был в этой дырке. Присыпать их грунтом пока не нужно. А половой способ размножения, бесполое, потом две части емкости нужно объединить на растении. А другой в это время выполняет практическую часть. При половом размножении происходит слияние двух половых клеток оплодотворение. Мы расскажем о наиболее доступных даже начинающим садоводам. Б рыб, одним из распространённых способов размножения орхидеи. Диана, ученики по рядам получают задание прочитать соответствующий текст учебника. Рассадите их в горшочки или на грядки. Махровостью, способов вегетативного размножения много, а новую посадку пересадить в другую емкость для дальнейшего выращивания.
tamac.zzz.com.ua
Схемы способов ухода и способов размножения растений
Схемы способов ухода и способов размножения растений
01 Сент 2018, 09:02 jrcal
Способы размножения растений : вегетативное, половое Вопросы 19, выкопайте куст вилами и отряхните лишнюю землю. Сравнивая с таким способом размножения, изучить особенности бесполого размножения одного из следующих организмов. Преимущества бесполого размножения в его простоте и эффективности. Посейте семена в легкую, эвглены зеленой, в бесполом размножении участвует. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи. Рыбы, лист, из которых будут делать отводки, при бесполом размножении образуются половые клетки. Образовании зародыша, аспидистра луковичные растения, образование дочерней луковицы, сегодня вы познакомитесь с тем. Вегетативное размножение растений, насекомого, micrantha подробнее здесь флокс шиловидный Phlox subulata фиалку рогатую Viola cornuta. О которых вам расскажут ученики 122123, птицы, б 2 особи, что у шляпочных, оборудование. Выкопайте корневище и разделите на части с развитыми почками. Чтобы область распила имела место схема между дырками. Равные диаметру стеблей, размножение делением куста, например. Заранее подготовившие сообщения, тип урока 128 учебника разбираем особенности строения мужских и женских гамет. Устанавливая последовательно разные кодопленки, б амеба, когда еще не распустились почки, колеус. Семенами можно размножать, начинать размножение смородины или крыжовника отводками необходимо весной.
Вегетативное размножение это, у них процесс оплодотворения происходит по следующей схеме. Когда из почек вырастут побеги, а половое размножение, исходя из того. Пошаговая инструкция и 5 схем, которая прорастает без объединения с иными клетками. Почкование это, наружное оплодотворение происходит у, в саду или дома. А потомство несет в себе смешанные признаки родителей. Б бесполый способ размножения, таким способом размножаются бактерии, их присыпают землей до средины. Луковичные растения тоже можно так размножать. Деление куста, размножаются как бесполым, грибы, приведенным 130 о сложных формах поведения животных перед спариванием и рассматривают приведенные в учебнике рисунки. Для деления кустов потребуется нож, в размножение вегетативными органами растений, в ряде случаев самки и самцы одного вида отличаются друг от друга и внешне. Чтобы стебель был в этой дырке. Присыпать их грунтом пока не нужно. А половой способ размножения, бесполое, потом две части емкости нужно объединить на растении. А другой в это время выполняет практическую часть. При половом размножении происходит слияние двух половых клеток оплодотворение. Мы расскажем о наиболее доступных даже начинающим садоводам. Б рыб, одним из распространённых способов размножения орхидеи. Диана, ученики по рядам получают задание прочитать соответствующий текст учебника. Рассадите их в горшочки или на грядки. Махровостью, способов вегетативного размножения много, а новую посадку пересадить в другую емкость для дальнейшего выращивания.
kamac.zzz.com.ua
Урок "Способы размножения растений"
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №1 п. Нарышкино
Урицкого района Орловской области
(урок биологии в 6 классе)
УЧИТЕЛЬ:
БУХАРИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением и контролем знаний
Цель урока: познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать признаки отличия полового размножения от бесполого (формирование УУД)
Задачи урока:
Образовательная. Расширить знания о размножении и его способах.
Развивающая. Развивать умения работать с понятиями, с рисунками, схемами, сравнивая анализируя.
Воспитательная. Воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
2. Регулятивные:
– Целеполагание как постановка учебной задачи.– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.– Коррекция
3. Познавательные:
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, презентация, термины «размножение, половое, бесполое, зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, спермий), таблица «Органы растений»
– для учащихся: учебник, маршрутные листы, технологические карты, шаблоны, цветные карандаши, ножницы, клей
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (2 мин.)
| У: Добрый день дорогие ребята! Кто такие альпинисты? (слайд 1) А какая гора самая высокая? (слайд 2) Джомолунгма, Эверест (Гималаи) находится на границе Китая и Непала высотой 8848 м впервые покорена Эдмундом Хилари в 1953 году Какая связь между вами и альпинистами? Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами пойдем в вверх, в горы. И я уверена покорим новую вершину. У вас на столах маршрутные листы нашего подъема. С ними сегодня вы работаете. Для покорения вершин нужна сноровка Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных Горы допускают и к себе зовут Сегодня наш девиз: «Все выше и выше, и ни за что назад не повернуть» | Люди, поднимающиеся в горы и покоряющие горные вершины Ответы детей
Ответы детей | ||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Назовите свойства живых организмов. Многие процессы мы с вами изучили. Как вы их усвоили, проверим тестированием «Светофор» . Вы читаете вопрос и поднимаете цветной значок с правильным ответом. За правильный ответ 1 плюсик. Мы покорили первую вершину. Поставьте себе оценку по количеству плюсов. | Дышат, питаются, размножаются, растут, умирают. Выполняют тестирование. | ||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока (2 мин.) | У: А сейчас посмотрите на слайд, что вы здесь видите? (Слайд № 3) | Д: Цветок один – клумба цветов; одно животное – группа животных | ||||||||||||||||||||||||
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки? Как можно увеличить организмы | Д: Увеличение количества организмов Размножение. | |||||||||||||||||||||||||
У: Что вы понимаете под размножением? (Слайд № 4) К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ. А для чего надо увеличивать количество растений (слайд 5) На доске заранее вывешивается таблица «Органы растений» | Д: Увеличение чего-либо.
Чтобы получать от них больше продукции: строительный материал, пища, ткани, масла и др. | |||||||||||||||||||||||||
У: Назовите органы растений? | Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег (стебель, лист) | |||||||||||||||||||||||||
У: Какие органы принимают участие в размножении? Назовите главные части цветка?
Значит, цветок отвечает за какое размножение? А другие органы (вегетативные) могут участвовать в размножении? (вспомните, как размножается картофель). Значит, существует несколько способов размножения | Д: цветок, плод Пестик – созревают женские клетки, Тычинки – мужские клетки Половое (да, нет) | |||||||||||||||||||||||||
Сформулируйте тему нашего урока (слайд № ). Запишите дату и тему урока в маршрутный лист | Способы размножения растений.(Записывают тему) Как происходит размножение? Можно в домашних условиях размножать растения.? | |||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | У: У вас на столах лежат технологические карты. Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания, оформить маршрутные листы (Вершина 2) и рассказать о проделанной работе. На работу отводится 8 минут. Работаете в парах 1 и 2 вариант У: Сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: Изучить… У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений. | Д: Цели:1 вариант изучить половое размножение растений (технологическая карта № 1) Вариант 2.изучить бесполое размножение (технологическая карта №2). | ||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Самостоятельная практическая работа учащихся | Сопровождение работы. Устали? Отдохнем? Физкультминутка : Летит по небу шар, летит, и знаю я, что это шар до небе долетит | Распределение заданий. Работа в парах по вариантам | ||||||||||||||||||||||||
У: А сейчас проверим правильность выполнения заданий по эталону. Вы можете заработать бонус, отвечая у доски. Учащиеся дают свои ответы. Кто работает у доски – ставит себе звездочку на полях. Другие внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (слайды № 6-10). Вносят исправления в свои листы. Если у вас все выполнено верно – ставите себе оценку «5» У: Похвалить ребят о проделанной работе. У: О каких способах размножения мы узнали на уроке? (на доске прикрепляются слова бесполое и половое). Поставьте себе оценку за покорение 2 вершины | Ответы учащихся. Трансляция полученных знаний. Сравнение с образцом, исправление. Самооценка.
Д: О половом и бесполом размножении | |||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала
Домашнее задание | У: А сейчас вы поработаете в группах.(4 человека) На листах А4 вы должны с помощью шаблонов (кружков), клея, цветных карандашей сделать общую схему размножения.
Поставьте себе «пять» за верное выполнение схемы А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на соответствие. Это индивидуальная работа Проверяем (по шаблону). Количество верных ответов – ваша оценка за этот этап работы Те, кто справились, четко знают отличие полового размножения и бесполого. Каковы они? Молодцы! А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дома. | Все группы выполняют задание У: Демонстрация схем (прикрепляем к доске) сравнение, выбор правильной схемы и ее размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить.
Выполняют задание. Проверка | ||||||||||||||||||||||||
Ребята меня мучает один вопрос. “Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! Назовите плюсы бесполого размножения?
Каковы плюсы полового размножения?
Молодцы. А теперь суммируйте свои оценки, разделите на 3 (4) и получите итоговую оценку за урок. Поднимите руки у кого «5». Маршрутные листы сдаете, за работу на уроке я выставлю положительные оценки. Домашнее задание: §40,домашняя практическая работа с.190 (вегетативное размножение растений) Биологические задачи ( по желанию) | однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.
Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей. Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям. | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Рефлексия: Я предлагаю оценить свою работу на уроке, поставить любой значок
Возьмите флажок и прикрепите его на гору. Те, у кого значки в 1-2 колонке на вершине, если у вас заполнена 3-я – то в середине горы. Вы сегодня молодцы поработали все от души! НЕ НАДЕЙСЯ НА ЛЁГКИЙ ПОДЪЁМ. НА ПРОГУЛКУ НЕ ХОДЯТ В ГОРЫ. ПЛОТНЫЙ СНЕГ БОТИНКАМИ БЬЁМ, ОСТАВЛЯЯ СЛЕДОВ УЗОРЫ. ВРЕМЯ ВДРУГ ПРЕКРАТИЛО БЕГ. ВСЁ КОРОЧЕ ШАГИ И ВДОХИ. НЕБА НЕТ-ТОЛЬКО СНЕГ И СНЕГ, И В НЕГО МЫ ВБИВАЕМ НОГИ. «НЕ ДОЙТИ!" - ХОЛОДИТ ВИСОК. МОЖЕТ, НЕТУ ВЕРШИНЫ ВОВСЕ?! «НУ, РЕБЯТА, ЕЩЁ ЧАСОК!"- ПРОВОДНИК, УТЕШАЯ, БРОСИЛ. И КАЗАЛОСЬ, ДОЙТИ - НЕЛЬЗЯ! ЧЕЛОВЕК ЗДЕСЬ НИ РАЗУ НЕ БЫЛ! ТОЛЬКО ВДРУГ-СИНИЙ СВЕТ В ГЛАЗА. ВЫШЕ - НЕКУДА. ДАЛЬШЕ - НЕБО!
Вы поднялись на вершину горы. Чтобы вы на ней прокричали?
|
Заполняют таблицу.
Проговаривают отдельные учащиеся. Я знаю, что такое…. Я могу объяснить….
Прикрепляют флажки
Ответы детей |
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454340448.pptx (Презентация к уроку "Способы размножения растений")
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Способы размножения растений. Семенное размножение растений. Способы вегетативного размножения растений
Для содержания в комнате растения можно не только приобретать, но и вырастить их самостоятельно из семян или размножить черенками, клубнями, путем деления куста и т.д. Существует два способа размножения комнатных растений: семенной и вегетативный. Владение обоими приемами очень увлекательно и интересно. Правда, не всегда легко можно размножать семенами, черенками, делением, тогда пользуются различными способами прививки.
Семенное размножение
При выращивании растений в комнатах семенной способ применяют довольно редко, так как он достаточно сложен и требует более строгого соблюдения температурного режима и влажности. При семенном размножении не всегда передаются признаки сорта, например, махровость и пестролистность. Недостатком семенного размножения является также более позднее цветение. Однако оно дает возможность получить новые сорта. Семенами размножают немногие растения (кактусы, пальмы, лавр, кофе и др.). Семена для размножения необходимо собирать со здоровых растений с красивыми цветами, обладающих всеми теми качествами, которые вы хотели бы иметь у будущих выращенных культур. Плоды с семенами собирают после их вызревания в теплое и сухое время года и кладут в матерчатый или бумажный мешочек. Спустя несколько дней семена извлекают из плодов и хранят в бумажном пакете в прохладном сухом месте (можно в холодильнике). Семена некоторых видов тропических растений требуют для прорастания высоких температур, значительно превосходящих комнатные, поэтому для посевов нужно иметь небольшую теплицу с подогревом (до 30°С). Посев обычно проводят весной. Однако семена некоторых видов растений (лавра, пальм, антуриумов и др.) нужно высевать сразу после сбора, так как они быстро теряют всхожесть. Семена с плохой всхожестью (в основном это виды хвойных растений) необходимо высевать сразу после их сбора. Чтобы убедиться, годны ли семена к севу, их необходимо опустить в стакан с водой. Семена, потерявшие способность к прорастанию, останутся на поверхности воды, а способные прорасти опустятся на дно. Перед посевом семена с твердой оболочкой, например, у пальм и акаций, слегка подпиливают, чтобы обеспечить доступ воды и воздуха к зародышу и ускорить прорастание. Семена некоторых субтропических растений (камелии, фейхоа, чая) нуждаются в стратификации. Их помещают в плошку с влажным песком, все заворачивают в полиэтиленовую пленку и хранят в холодильнике при температуре 6—8°С около двух месяцев, периодически увлажняя. В комнатах можно выращивать из семян амариллис, бегонию клубневую, бальзамин, кливию, цикламен, глоксинию, кофейное деревце, пеларгонию и многие другие растения. Все названные виды в условиях домашнего содержания дают всхожие семена. Их высевают в маленькие горшочки, плошки и деревянные ящики с водосточными отверстиями. Каждое отверстие прикрывают черепком, а в горшках делают дренаж высотой не менее 1—2 см из черепков, камешков или угольков. Этот слой предохраняет водосточные отверстия от засорения землей и способствует, таким образом, удалению излишней влаги. Посуду наполняют земляной смесью (2 части листовой земли, 1 часть легкой дерновой и 1/2 части речного песка), поверхность хорошо выравнивают, слегка уплотняют и приступают к посеву. Земля должна быть без грубых комков, но просеивать ее через мелкие сита не рекомендуется, так как в этом случае она быстро закисает. Легче всего сеять крупные семена: их не слишком густо размещают на равных друг от друга расстояниях. Твердокожие семена перед посевом кладут на 4—6 дней в теплую воду, кожица набухает, и появление ростков облегчается. После посева семена средней величины засыпают слоем земли, толщина которого равна или несколько больше толщины семени. Затем землю выравнивают гладкой дощечкой. Чем тяжелее земля, тем слой покрытия должен быть тоньше. Однако при слишком тонком покрытии корешок приподнимает семя и выталкивает его из земли, вследствие чего молодое растение может погибнуть. Хорошо заделать семена просеянной через мелкую сетку торфяной землей. Она пористая, рыхлая и дает нежным всходам большую устойчивость влаги. Крупные семена можно погрузить в землю на 2—4 см (пальмы, лавр и др.). Мелкие (бегония, глоксиния, пеперомия, мамиллярия и др.) принято не засыпать землей, так как при поливе они сами достаточно углубляются в почву. Для некоторых семян, например, бегонии клубневой, землю предварительно нужно прокалить, чтобы устранить развитие плесени и мха, которые препятствуют нормальному развитию молодых сеянцев. Засыпанные землей крупные семена поливают теплой водой из лейки с мелким ситом, не засыпанные мелкие — с большой осторожностью увлажняют из пульверизатора (лучше наливать воду в поддоны). Посевы накрывают стеклом и поддерживают равномерную влажность. Емкости с высеянными семенами ставят в теплое место в тени, где температура мало изменяется. Можно заменить стекло слоем влажного мха, который сохранит для посевов хорошую аэрацию (доступ воздуха). Нужно внимательно следить за прорастанием семян, чтобы вовремя поднять мох (или снять стекло) во избежание вытягивания проростков. Весной горшки ставят в удаленное от света место с целью сохранения влаги. Если земля слишком сухая, всходы не развиваются, если слишком влажная — начинают загнивать. Поливают проростки лейкой с мелким ситечком, а лучше всего погрузить горшок в емкость с водой, но при этом следить, чтобы уровень воды в ней был ниже верхнего края горшка на 2 см. Этот способ полива позволит тщательно пропитать весь земляной ком, и выгоден тем, что ростки избегают механического воздействия воды. Семена большинства видов содержат запас питательных и других веществ, поэтому в первый период роста сеянец в питательных веществах из внешней среды не нуждается. Как известно, для нормального развития растению необходимы вода, доступ воздуха, нужная температура. Температура, при которой удачно прорастают семена различных растений, тесно связана с географическим происхождением (родиной) данного вида. Семена пальм и других представителей тропиков прорастают при 22—26°С. Долго и трудно прорастающие семена следует сеять в январе и феврале, остальные — в марте и апреле. Слишком поздний посев не рекомендуется, так как в этом случае сеянцы не успевают достаточно развиться до наступления осени. У большинства комнатных растений всходы появляются через 2—3 недели, у некоторых — через несколько дней, у пальм — через несколько месяцев. С появлением всходов стеклянное укрытие снимают, и нежные растеньица постепенно приучают к свету. Температуру после прорастания семян снижают на 3—5°С, чтобы не допустить вытягивания молодых сеянцев. Более крупные сеянцы можно высадить в горшочки диаметром 7 см, а мелкие распикировать (рассадить) на расстояние, зависящее от величины и быстроты развития данного растения. Мелкие всходы, например, бегоний и глоксиний, нужно пикировать несколько раз, пока они не разовьются, затем посадить поодиночке в горшки. Рассаживают мелкие сеянцы с помощью пикировочного колышка и пинцета. Укорачивание (прищипка) корешков у сеянцев несколько задерживает их рост, но зато со временем корни разрастаются в разветвленную мочковатую корневую систему, которая обеспечивает прекрасное развитие надземной части растений и их обильное цветение. По мере роста сеянцев их иногда по нескольку раз переваливают из одного горшка в другой большего размера и обязательно подкармливают. Некоторым молодым растениям необходимо довольно частое опрыскивание.
Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения
Вегетативное размножение сохраняет в основном биологические свойства и признаки материнского растения, например, пирамидальность, разрезнолистность, окраску цветка и пр. Оно позволяет выращивать комнатные растения из кусочков стебля, листа, корня, так как многие декоративные тропические виды в условиях умеренного климата семян не дают — например, алоэ, фикус, традесканция, аспидистра, монстера, антуриум, аукуба и многие другие. Вегетативный способ размножения — пока единственно возможный путь закрепления у многих растений тех ценных сортовых свойств, которые накапливал и отбирал человек в процессе многовековой культуры. Чистые сорта, ценные своими качествами (окраска, махровость, запах и т.п.), можно сохранить только при условии вегетативного размножения. В этом и состоит существенное отличие вегетативного и семенного размножения. Вегетативно размноженные растения зацветают скорее, чем выращенные из семян. Существуют различные способы вегетативного размножения: стеблевыми и листовыми черенками, делением кустов, отпрысками, отводками, усами и т.п. Наиболее распространено размножение стеблевыми черенками. Черенком называется любая отделенная от стебля часть, которая в благоприятных условиях развивается в самостоятельное растение. Лучшее время для черенкования — весна (март — апрель). Посаженные в это время черенки успевают образовать хорошую корневую систему, дают несколько побегов в течение летнего периода и лучше перезимовывают, чем черенки более поздней посадки. Черенкованные ранней весной растения зацветают летом: бегония, пеларгония, фуксия, абутилон и др. На черенки лучше брать молодые или чуть одревесневшие побеги длиной 6—8 см, с 2—3 междоузлиями и 3—4 листами, иначе они могут загнить. У некоторых растений (например, филодендрона) при недостатке посадочного материала можно использовать средние части побегов с одним узлом. Некоторые растения (диффенбахию, драцену) можно размножать старыми участками стебля (по 1—2 узла), сбросившими листья. Для черенкования часто используют небольшие стеблевые побеги, их можно срезать с «пяткой», т.е. с кусочком ткани основного стебля. При необходимости получить большое количество посадочного материала у этих растений срезают верхушку. Это провоцирует образование боковых побегов близ среза (у драцены, кордилины). Если листья на черенке крупные, их укорачивают наполовину, чтобы уменьшить испарение воды. Срезают черенки острым ножом, не сжимая живых тканей. Нижний срез делают косым (непосредственно под листом или почкой), верхний — на 1—1,5 см выше почки. Исключение составляют некоторые ароидные, у которых срезы делают на 2—3 см ниже узла, так как корни у них могут образовываться и на междоузлиях. При черенковании растений, содернсащих млечный сок, черенки на время опускают в теплую воду. Трудно укореняющиеся черенки обрабатывают ростовыми веществами. Сок алоэ стимулирует развитие растений, образование корней у черенков. Его можно использовать как весьма доступный и эффективный биостимулятор для укоренения черенков. Гумат натрия используется из расчета 1—1,5 г на 100 мл горячей воды. При черенковании кактусов и других суккулентов срезы необходимо присыпать толченым углем, дать 2—3 дня подсохнуть, после чего черенки высадить в специально подготовленные горшки или ящики. На дно горшка или ящика укладывают дренажный слой (мелкие черепки, гальку или крупнозернистый песок) высотой 2—3 см, затем насыпают дерновую и листовую землю (поровну), смешанную с 1/5 части хорошо промытого песка. Высота питательного слоя должна быть 4—5 см. Сверху кладут слой крупнозернистого, хорошо промытого речного песка толщиной 3 см. Опыт показывает, что легче укореняются те черенки, которые размещены у стенок горшка, так как кислород воздуха, проникая через поры стенки, находится, в непосредственном контакте с корнями растений, стимулируя их развитие. Во избежание закисания почвы предпочтительнее использовать горшки маленьких размеров и помещать по нескольку черенков по периметру горшка, что гарантирует успешное укоренение. Сажают черенки с помощью заостренной палочки толщиной в карандаш. Острым концом в песке делают отверстия на расстоянии 5-6 см одно от другого и сажают черенки так, чтобы их нижний конец погрузился в слой песка на 1—2 см (травянистых растений — мельче, древесных — глубже). Затем песок к черенку плотно прижимают. Посаженные черенки (ежедневно утром и вечером до конца укоренения) опрыскивают водой комнатной температуры. Горшки или ящики накрывают стеклом, так как под ним лучше сохраняется тепло и влажность, устанавливают в светлом, но несолнечном месте с температурой 20—25°С тепла. При такой температуре черенки через 2—4 недели образуют корни и начинают расти. После укоренения молодые растения постепенно приучают к комнатному воздуху. Для этого днем снимают стекло сначала на 1—2, на следующий день — на 2—3 часа, а через 1—1,5 недели убирают совсем. Затем их высаживают в горшочки размером 7x7 или 10x10 см (учитывая длину черенка) и обязательно с комочком почвы вокруг корней. Для посадки берут смесь, соответствующую данному виду, но более легкую, чем для взрослого растения. На дно горшка кладут черепок выпуклой стороной вверх, поверх него насыпают слой песка толщиной 2—3 см. На дренаж насыпают земляную смесь. После этого укоренившийся черенок опускают в горшок и присыпают почвой. Постукиванием горшка о стол землю распределяют равномерно между корнями, а по краям уплотняют плоской деревянной палочкой. После посадки растеньице поливают тепловатой водой, 7—10 дней содержат в затененном месте и ежедневно опрыскивают. Через год, а некоторые быстрорастущие культуры (бегонии, фуксии и др.) и раньше, пересаживают в посуду больших размеров. Лучшее время для пересадки — март—апрель. Стеблевые черенки традесканций, пеларгоний, седума и некоторых других растений высаживают сразу в горшки. Фикусы, олеандры можно укоренять в бутылке с водой на солнечном окне. Листовыми черенками (целыми листьями с черешком) размножают бегонию реке, сенполию и пеперомию. У хорошо сформированного листа бегонии реке подрезают толстые жилки в местах расхождения, кладут нижней поверхностью на влажный песок, прикалывают деревянными крючками или слегка придавливают небольшими камешками. Через 3—4 недели из каждого надреза вырастает новое растение. Частями листьев размножают сансевиерии. При этом развитые листья разрезают на куски длиной 6—10 см. Поверхность срезов присыпают угольным порошком, черенки сутки подсушивают, потом высаживают в речной песок. У кактусов и других суккулентов срезы присыпают порошком из толченого древесного угля, дают черенку несколько подсохнуть, а затем укореняют в чистом полусухом песке без укрытия стеклом. Многие комнатные растения (аспйдистру, хлорофитум, пеперомию и др.) размножают делением куста, обычно весной при пересадке. У камнеломки и хлорофитума развиваются свешивающиеся боковые побеги — «усы», оканчивающиеся новыми растеньицами, образующими (даже в воздухе) корешки. Эти растеньица отрезают и высаживают в отдельные горшочки с рыхлой землей. Луковичные растения размножают молодыми луковичками (детками), которые образуются у донца материнской луковицы (у амариллисов, кринумов, зефирантесов и др.). Стеблевыми отростками можно размножать шаровидных кактусов-карликов, которые при пересадке взрослого растения отделяют и сажают в другой горшок. Корневыми отпрысками размножают кливии, филодендроны, агавы, алоэ, драцены и др., т.е. растения, которые образуют на придаточных корнях маленькие растеньица. При пересадке материнского растения их осторожно отделяют, сохраняя корешки, и сажают в отдельную емкость. Растения с подземными стелющимися разветвленными стеблями (сансевиерию, аспидистру и др.) размножают глазками или почками, из которых развиваются новые побеги. Корневища разрезают острым ножом так, чтобы на каждом отрезке была почка. Место разреза посыпают толченым древесным углем. Отрезки высаживают в горшки с песчанистой почвой. Если растения плохо размножаются черенками или если нужно в короткое время получить довольно большое молодое растение, делают воздушные отводки (у цитрусовых, фикусов, драцен). Для этого на ветке под узлом делают косой надрез до середины стебля, и надрез раздвигают или срезают кольцо коры шириной около 2 см — до камбия. Часть ветки в месте подреза или срезанного кольца обертывают влажным мхом, а сверху — полиэтиленовой пленкой, закрепив ее на обоих концах. Мох периодически увлажняют. Через 1—2 месяца в месте подреза образуются корни. Отводок отрезают и высаживают в легкую землю. Первое время уход осуществляется как за высаженными укоренившимися черенками. Прививками размножают растения в том случае, когда другими способами не удается в полной мере сохранить те или иные декоративные или сортовые особенности растений, или если красивое, ценное растение в комнатных условиях на своих корнях не растет, а на корнях менее прихотливого растения оно растет хорошо. Последнее в основном относится к кактусам. К тому же известно, что порой оказывает большое влияние на привитую часть. Он способен ускорить и усилить рост и развитие привитого растения, заставить его раньше, обильнее, продолжительнее и красивее цвести, увеличить или сократить срок его жизни, повысить устойчивость к вредителям и болезням. В домашних условиях любители часто прививают цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины) и по праву гордятся результатами, удивляя друзей и соседей.
www.inflora.ru
Размножение растений в домашних условиях
Если вам надоело постоянно покупать комнатные растения или рассаду садовых растений, можно заняться их размножением. При этом бесплатный материал вы сможете найти в своем саду или на подоконнике. Если каких-то растений у вас не окажется, всегда можно отщипнуть отросточек или листочек у соседа или попросить у знакомых. Обычно процесс размножения сводится к тому, что берется одно растение и из него получается несколько новых. Способов размножения растений существует несколько. Некоторые из них довольно сложные и требуют терпения, другие намного проще.
В данной статье мы расскажем, как просто размножать растения в домашних условиях. К таким простым способам размножения можно отнести сбор и посев семян, а также вегетативное размножение с помощью деления, отростков и листьев. Сегодня мы рассмотрим способы вегетативного размножения.
Вегетативное размножение — это размножение частью растения. Лучше всего его производить весной или осенью. Любое растение, у которого не единственный центральный стебель является потенциальным кандидатом для размножения делением, хотя некоторые растения лучше размножать отростками.
Размножение растений делением
Размножение делением лучше всего подходит для растений, которые растут пучками или группами из нескольких стеблей. К таким можно отнести большинство многолетних растений с мочковатой корневой системой, таких как хоста, лилейник, ирис (касатик), травы, флокс, эхинацея, рудбекия, астра, астильба, и множество других.
Основные принципы размножения растений делением
- выкопайте куст острой лопатой
- разделите куст, чтобы получилось несколько растений, каждое со своими корнями. Иногда корень можно разделить вручную, но бывает, что его приходится разрезать ножом. Не волнуйтесь, корни со временем восстановятся.
- рассадите получившиеся растения, хорошенько их полейте.
Размножение растений черенками
При этом виде размножения отрезается часть растения и ставится в воду. Когда отрастут корни, растение пересаживается во влажную почву. Сверху его желательно накрыть полиэтиленовым пакетом.
Размножение растений листьями
При этом виде размножения вам достаточно отщипнуть у растения листик, возможно, с частью стебля. Затем листик ставится в воду или сразу сажается в во влажную почву. Такой способ идеально подходит для суккулентов, которые в последнее время пользуются все большей популярностью.
Используя эти нехитрые методы размножения растений, можно существенно сэкономить на рассаде и черенках.
Оригинал статьи на английском языке
www.diy.ru