Шамбала растение википедия. Шамбала: что это такое? Главные значения слова

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения-легенды Аюрведы: Шамбала. Шамбала растение википедия


Шамбала Википедия

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну[1]. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской[1].

В Махабхарате[ | код]

Самбхала — мифическая деревня (селение), упоминание о которой впервые появляется в «Махабхарате», древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная книга) в главе 188 (188:90 — 91) «Сказания о беседах Маркандеи»:

«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов».

Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандеи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой как известно буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Возможно, это поселение расположено в Семиречье ведическом, области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением брахманизма.

В буддийском учении Калачакра-тантры[ | код]

Калачакра. Мандала из Монастыря Сера, Тибет

Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре (X век н. э.), которая, как утверждают, сохранился со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде Шамбала была царством в Средней Азии. Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдёт великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвящённых Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причём эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Ша

ru-wiki.ru

Шамбала - это... Что такое Шамбала?

Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну[1]. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской[1].

В буддийском учении Калачакра-тантры

Калачакра. Мандала из Монастыря Сера, Тибет.

Первое упоминание о Шамбале встречается в тексте Калачакра-тантры (Х век), который, как утверждают, сохранился со времен царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Ее царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвященных Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причем эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета, которая ознаменуется явлением Пятого Будды — Майтрейи. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла[2][3].

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веках до н. э.[4]

В различных учениях

В Теософии Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби[5][6][7], так и Гималаи[8][9]. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии была развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом[1].

В трудах Елены Блаватской

В указателе Тайной Доктрины Елены Блаватской Шамбала отождествлена с Белым Островом, расположенным в центральной Азии[1], или как «Священный Остров в пустыне Гоби»[5]. Шамбала называется тем местом, где последние выжившие с Лемурии нашли свое прибежище[1]. Именно в Шамбале, по мнению Елены Блаватской, будет рожден грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Сосиош, Мессия на Белом Коне, Христос[8]. Однако идея Шамбалы играет в Тайной Доктрине определённо малую роль[1].

Елена Блаватская, которая утверждала, что она находится в контакте с Великой Белой Ложей Гималайских Адептов, упоминает Шамбалу в нескольких своих книгах, называя её центральным органом управления Великой Белой Ложи, и указывая, что Шамбала имеет физическое местоположение на Земле, но доступ туда может получить только достойный стремящийся.

В трудах Алисы Бейли

Алиса Бейли вслед за Еленой Блаватской помещала штаб-квартиру Великого Белого Братства в Шамбалу и не считала её как физически существующее место, а скорее как нематериальный город[1]:

Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется «Белый Остров». Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьет эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана[6].

В других случаях понятие Шамбалы Алисой Бейли абсолютно не относится к представлениям о географическом местоположении:[1]

Шамбала — это просто слово, передающее идею обширной фокусной точки энергий, которые собраны и сведены вместе планетарным Логосом для того, чтобы творить проявление, адекватное Его раскрывающемуся намерению и планетарному служению.

В своих работах Алиса Бейли проводила аналогию между энергетическими центрами человека и соответствующими центрами Планетарного Логоса (Земли) и считала, что Шамбала соответствует у человека Сахасрара-чакре[10], а основная деятельность Шамбалы «заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного кольца-не-преступи планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа»[11].

В учении Николая и Елены Рерих

В творчестве Николая и Елены Рерих идея Шамбалы имеет важное значение[1]. Николай Рерих, путешествовавший по Центральной Азии в 1924—28 годах, заявлял, что лично слышал бесчисленные истории о Шамбале. На основе религиозно-философского[12][13] учения Рерихов возникло новое религиозное движение[14] Агни-Йога (Живая Этика), имеющее в качестве одной из своих важнейших основ почитание Шамбалы[14].

Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо[15].

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[16]. Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями[16].

В Агни-Йоге считается, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в связи с понятием века, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью[17].

Иные представления о Шамбале

Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии[18].

Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.

В популярной культуре

  • В новелле писателя-фантаста Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла.
  • В игре «Uncharted 2:Among Thieves» Шамбала представлена страной-раем. В ней по легенде хранится камень Чинтамани, дающий неограниченную власть своему владельцу.
  • Браслеты Шамбала, ставшие хитами продаж во всем мире. Легенда коммерсантов приписывает авторство монахам Шамбалы, несмотря на очевидное португальское происхождение в Азии и заимствование португальцами плетения и формы у индейцев Тупи.[19]

См. также

Литература

  • Гумилев Л. Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Гумилев Л.Н. Сочинения: Древний Тибет. — М.: ДИ ДИК, 1996. — С. 298—303.
  • Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи. — Научное издание.— Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова.— Х.: Основа[20], 1990.— 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
  • Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: МЦР, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. См. там же Баркова А. Л. Шамбала и её цари
  • Андреев А. И. Время Шамбалы. — СПб.: ИД «Нева», 2004. — 384 с.
  • Буланцев С. Беловодье, Тебу, Шамбала ?.. // Журнал «Вокруг света», № 3, 1979.
  • Берзин А. Ошибочные западные мифы о Шамбале.
  • Берзин А. Россия, Япония и докоммунистический Тибет: роль легенды о Шамбале.
  • Кочаров А. «Танка Шамбалы». Лекция. — М.: МЦР, 01.12.2003 (автор — профессор тибетской живописи).
  • Стрелков А. М. Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. — Улан-Удэ: Удумбара, 2010. — 300 с.
  • Рерих Н. К. Шамбала сияющая / Восток-Запад. — М.: МЦР, 1994. — 104 с.
  • Генон Р. Царь мира. Представления об Агартхе на Западе // Вопросы философии. 1993, № 3. С. 97-133.
  • Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. стр.102—103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  2. ↑ Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило.— Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  3. ↑ Баркова А. Л. Шамбала и её цари / Рерих Ю. Н. Тибетская живопись.— М.: Международный центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание. Рецензент доктор исторических наук, профессор Н. Л. Жуковская. Приложение А. Л. Барковой.
  4. ↑ Гумилёв Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии / Ландшафт и этнос. VIII
  5. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина.— т.2.— СПб., 1991. ISBN 5-87452-004-X, стр.391
  6. ↑ 1 2 Бейли А. А. Посвящение человеческое и солнечное.— М., 1999. ISBN 5-93192-011-0, ISBN 5-93192-012-9, с.189
  7. ↑ Ледбитер Ч. У. Учителя и Путь
  8. ↑ 1 2 Блаватская Е. П. Теософский Словарь.— М., 1991.— стр.511.— ISBN 5-87212-016-8
  9. ↑ Бейли А. А. Трактат о Космическом Огне.— т. 2.— М., 2002.— с.186.— ISBN 5-9261-0026-7
  10. ↑ Бейли А. А. Судьба наций.— М., 1999.— с.26. ISBN 5-89117-036-1
  11. ↑ Бейли А. А. Телепатия и эфирный проводник.— М., 1999.— с.183. ISBN 5-89117-032-9
  12. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  13. ↑ Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  14. ↑ 1 2 Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age.— Leiden: Brill. 2004.— 573 pp. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.Стр.103. «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  15. ↑ Рёрих Н. К. «Сердце Азии»
  16. ↑ 1 2 Письмо Е. И. Рерих Ф. А. Буцену 25.03.1935
  17. ↑ «Мир Огненный», ч.1, 1933, первое издание, с.51
  18. ↑ Trungpa C. Shambhala, The Sacred Path of the Warrior. Shambhala, 1988 — Шамбала: Священный путь воина
  19. ↑ WebRealist.com/браслет-шамбала . Правда и мифы о браслетах Шамбала
  20. ↑ Издательство «Основа» при Харьковском Государственном Университете

dic.academic.ru

Шамбала: что это такое? Главные значения слова - Topkin

Чаще всего люди задаются вопросом, что такое Шамбала, столкнувшись с этим понятием в разнообразных художественных произведениях, особенно если они связаны с мифологией Тибета. В целом, это достаточно обширная концепция, которая по-своему раскрывается в разнообразных культурах.

В классическом понимании Шамбала представляет собой особую мифическую страну, которая с древних времен упоминается во множестве текстов. В связи с многочисленными вариациями, трудно сказать, к какой именно территории она относится. Иногда Шамбала воспринимается как часть Тибета, а иногда – один из окрестных регионов Азии.

что такое шамбала

Шамбала – что это такое?

Помимо своего самого распространенного значения, Шамбала – это также народ группы банту. В неё входит более четырехсот этнических групп, которые расселены по Африке. Народ Шамбала, который также называется шамбаа, самбаа или васамбаа, расположился на северо-восточной стороне Объединенной Республики Танзании.

Всего насчитывается чуть больше 840 тысяч человек, относящихся к этой этнической группе. Они имеют собственный язык, название которого аналогично названию народа.

Отличительные черты народа:

  • Шамбала промышляют созданием статуэток из древесины или глины, которые активно применяются во время разнообразных церемоний, связанных с религией.
  • Для них также характерно и другое занятие – подсечно-огневое земледелие. Это достаточно примитивный вариант обработки лесной зоны. Он основывается на выжигании леса, после чего на освободившейся земле высаживают разнообразные культурные растения. Если в такой зоне около десяти-двадцати лет никто ничего не выращивал, то урожай получается очень обильным.
  • Значительное влияние на стиль жизни данного народа оказала другая, немало известная группа банту, Суахили.
  • Представители Шамбала проживают крупными семьями в общинах с развитыми матрилинейными родами.
  • Несмотря на то, что для них обычен патрилокальный брак, являющийся признаком перехода к моногамии, для данного народа характерна и полигиния.

Существует ещё несколько значений слова Шамбала, которые стоит упомянуть. Во-первых, так называется город в одной из провинций Сычуань. Во-вторых, в аюр-ведической медицине так называют пажитник сенной. Наконец, одна из российских сект называет себя Ашрам Шамбала, а у буддистов существует организация Буддизм Шамбалы.

народ

Представления о Шамбале

Начальные концепции Шамбалы как нереальной страны образовались в классическом индуизме. Они имели прямую связь с созданием древнеиндийского произведения под названием Махабхарата, где рассматривалось рождение одного из индуистских мессий, десятого аватара Вишну по имение Калки.

Со временем в буддизме сформировалось новое направление, которое возымело такое же сильное значение, как и хинаяна. Это махаяна, и в нём концепция Шамбалы была значительно переосмыслена. Существует и ещё более современный вариант восприятия. С точки зрения эзотерических традиций, вопрос разбирала философ и спиритуалист Елена Петровна Блаватская.

Распространенное представление о Шамбале:

  • Согласно Махабхарату, Шамбала (в данном варианте – Самбхала) – это мифическое поселение, концепция которого была дополнена буддийскими школами и их философией. Изначально располагалось в ведической брахманической Индии.
  • Под их влиянием поселение Самбхала превратилось в страну Шамбала, под руководством короля Сучандра.
  • В этом варианте местность располагается в Тибете, так как там нет варново-кастовой системы деления.

С учетом особенностей описанной Шамбалы, можно предположить, что она находится в регионе, включающим в себя Пятиречье ведийское, под названием Семиречье, Саптасиндхава или Семиречье ведийское.

горы

Буддийское учение

Согласно тибетским традициям, Калачакра-тантра является вершиной учения в тантрическом направлении буддизма под названием Ваджраяна. В этой тантре также упоминается Шамбала. Считается, что этот вариант сохранился ещё с того времени, как царь Сучандра получил от Будды Шакьямуни учение Калачакры.

Однако имеется и ещё одна легенда:

  • В данной версии Шамбала располагается где-то на территории западной Азии.
  • Её правитель лишь выезжал в Индию для того, чтобы получить те знания.
  • Согласно данной легенде, впоследствии на территории напали мусульмане, из-за чего Шамбалу больше никто не может увидеть.
  • Лишь те, чьё сердце абсолютно чистое, способны отыскать путь к мифической стране.

Эта же легенда имеет и пророчество, согласно которому однажды в тех землях состоится великая битва. В таком сражении схлестнутся силы добра и зла. Считается, что это произойдет в период правления двадцать пятого короля, Ригдэна Джапо, поэтому на картинах изображают его поединок с противниками Учения.

Великая битва имеет не столько физическое, сколько духовное значение. Считается, что в ней победит мудрость и духовность, они сразят невежество и косность. Таким образом самоотверженность превзойдет эгоизм. Согласно всё той же легенде, после этой великой битвы настанет новая эра, когда духовность и нравственность рассветут.

В это время придет Пятый Будда, грядущий Учитель человечества по имени Меттея или Майтрея. Он станет истинным правителем Шамбалы, а все предыдущие находятся там лишь для того, чтобы защищать земли от сил зла до прихода нового короля.

место

Другие концепции

Задуматься о реальности Шамбалы иногда людей заставляет особая древняя карта, выполненная жителями Тибета по ирано-тибетской картографической традиции. Её изучали советский востоковед по имени Бронислав Иванович Кузнецов и советский историк-этнолог, писатель Лев Николаевич Гумилев.

Эти люди известны за следующие суждения:

  • Согласно их интерпретации карты, изображенной в тибетско-шаншунгском словаре, на неё была нанесена реальная страна.
  • Они полагали, что карта создавалась во времена Селевкидов, династии, которую образовал Александр Македонский в 321 году до нашей эры.
  • Считается, что он изобразил здесь период господства Сирии, начавшийся из-за македонских завоевателей.

Именно эти слова и отражены, согласно данным исследователям, в названии местности Шамбала. Дело в том, что Сирия на персидском языке произносится как Шам, а если заменить слово господство на верх или поверхность, то это будет «боло». Отсюда и образовался термин Шамбала, обозначающий господство Сирии, которое действительно было в тот временной период.

Своё значение Шамбала приобрела в теософии, теоретическом оккультизме, основанном на мистическом богопознании. Согласно такой концепции, город является местом, где находятся все Великие Учители. Так называют людей, благодаря которым человечество эволюционировало. Согласно данной концепции, мифический город располагается либо в пустыне Гоби, либо в Гималаях.

шамбала

Современные представления

Современная эзотерика обогатилась знаниями о Шамбале благодаря Елене Петрове Блаватской. Она создала труд, в котором отождествляла город с Белым островом, находящимся в Азии. Согласно данной концепции, в Шамбале проживали последние выжившие с мифического континента в Индийском океане, который затонул, под названием Лемурия.

Другие особенности Шамбалы в данной концепции:

  • Аналогично с философией буддизма, Елена считала, что в землях Шамбалы появится на свет следующий Мессия.
  • Она описывала местность в ряде своих трудов, где она выступала главным органом управления оккультного духовенства, Великой Белой Ложи.
  • Елена Блаватская заявляла, что Шамбала действительно существует на планете, но попасть туда дано далеко не каждому.

После Блаватской вопросом Шамбалы занималась Алиса Бейли. Она тоже связывала город с Белой ложей, но воспринимала его как нечто нематериальное. Согласно мнению Алисы, Шамбала – что-то вроде Сахасрара-чакры у человека, и её суть в том, чтобы создавать базовую жизнь.

Супруги Николай и Елена Рерих активно распространяли буддийскую точку зрения о Шамбале. Они рассказывали о Ригдене-Джапо и других классических аспектах понимания, но Елена была согласна и с мнением Блаватской.

Существует ещё несколько поверий о том, что такое Шамбала:

  • Согласно Агни-Йоге, синкретическом философском учении, Шамбала имеет множество обликов. Её по-своему представляют практически все народы, а корни этого уходят к самым древнейшим Учениям.
  • Если верить буддийскому мастеру медитации по имени Чогьям Трунгпа Ринпоче, то Шамбала существует независимо от человечества, она не относится к чьей-бы то ни было культуре или религии.

Наконец, Шамбалу воспринимают просто как состояние человеческой души. Это некий аналог просветления, позволяющий соединиться с Богом.

карта

Видео

topkin.ru

Шамбала | www.wmj.ru

Место происхождения:

Восточное Средиземноморье, Малая Азия

Сочетаемость с блюдами:

блюда из мяса, блюда из рыбы, блюда из овощей, блюда из птицы, напитки, другое

Пол: М, Ж

Лечебные свойства:

заболевания ЖКТ, простуды, ПМС, беременность и роды, другое

Кулинарное досье:

Шамбала, она же пажитник или фенугрек – пряно-ароматическое растение семейства бобовых, известное людям со времен Древнего Египта.В пищу используют свежие и сушеные молодые листья и стебли шамбалы, а также молотые высушенные семена, приобретающие после обработки желтоватый цвет. Пажитник как пряность имеет приятный, стойкий сладко-горьковатый вкус и аромат.

Зелень шамбалы хороша для салатов, гарниров из риса и овощей, супов, чатни, соусов и маринадов. Сушеные листья и стебли, измельченные в порошок, кладут в разнообразные горячие блюда из мяса, рыбы, птицы, овощей, добавляют при приготовлении «зеленого» сыра.

Наиболее широко применяются в мировой кулинарии семена шамбалы. Они используются при приготовлении основных блюд из мяса, рыбы, домашней пт

Семена шамбалы придают пище тонкий ореховый вкус, близкий фундуку. Чтобы улучшить вкусовые свойства пряности, целые семена пажитника перед размалыванием обжаривают на сухой сковороде, не допуская их покраснения, иначе специя даст горечь.

Шамбала хорошо сочетается с пряными овощами и травами, многими специями. Семена пажитника входят как основной компонент в состав таких пряных смесей, как карри, аджика, хмели-сунели.

Рецепты:Острое яблочное чатни с асафетидой и шамбалой

Зеленый рис по-индийски с шамбалой

Пряные лепешки с фенугреком

Применение в лечебных целях:

Шамбала снижает уровень сахара в крови, выводит из организма токсины, помогает при склерозе, простудах, желудочных спазмах, пищевых отравлениях, поносе, гастроэнтерите. Наружно пасту из сухих семян пажитника применяют при воспалениях кожи, фурункулах, целлюлите. Шамбала уси

Алхимия любви:

Порошок и настой семян шамбалы (пажитника) – классическое средство индий

Интересный факт:

Популярная в кухне Азии и Европы пряность имеет несколько равноправных названий. Именование «пажитник» происходит от древнерусского слова «пажить», означающего «пастбище».

В зарубежных странах пряность также называют «греческим сеном», а немецкое слово «фенугрек» дословно переводится как «козьи рога». Дело в том, что сушеный пажитник – полезная кормовая добавка для скота, вдобавок семена и стручки пряного растения имеют треугольную, «рогатую» форму.

А индийцы называют эту пряность «шамбала», считая ее хранительницей тайн и мудрости богов.

www.wmj.ru

Растения-легенды Аюрведы: Шамбала

Вернуться в магазин

Семена и листья шамбалы (или фенугрик, лат. Trigonélla foénum-graécum, или Пажитник ) содержат очень много питательных компонентов, среди которых основными являются белки, калий, магний, железо, кальций, витамины А, С, В1, В2, РР, фолиевая кислота, крахмал, сахар, эфирное масло и энзимы. Помимо всего прочего семена шамбалы содержат многие необходимые нашему организму незаменимые аминокислоты.

В Аюрведе шамбала рекомендуется при дизентерии, несварении желудка, хроническом кашле, аллергических заболеваниях, бронхитах, гриппе, зубной боли, неврастении, артритах. Вкус у нее горький, острый, сладкий. Шамбала питает плазму, кровь, костный мозг, нервные клетки, оказывает общеукрепляющее, тонизирующее терапевтическое воздействие, является эффективным жаропонижающим, отхаркивающим, восстанавливающим, мочегонным средством.  

Сильно увеличивает вата-дошу и слегка питта-дошу. Способствует перевариванию белков, поэтому употребляется в основным с бобовыми. Особенно полезна шамбала для людей пожилого возраста. Для лечения употребляется в виде отвара, порошка (от 250 мг до 1 гр.), пасты.

В традиционных  аюрведических рецептах шамбала применяется в виде отвара или настоя. Настой семян этого однолетнего растения очень целебен: он помогает при хроническом кашле, увеличенной печени и селезенке, подагре, диабете и дизентерии. В последнем случае следует пить настой слегка поджаренных семян.

Очень полезно добавлять шамбалу в сладкие блюда молодым мамам, это тонизирует и укрепляет все органы организма, ослабшие после родов, и стимулирует выработку молока. Индийские женщины в этих целях едят семена шамбалы с пальмовым сахаром. При недостатке молока можно пить 3 стакана настоя шамбалы (2 ч.л. на стакан кипятка или молока) в день.

В больших количествах шамбала стимулирует наступление менструации и действует, как женский гормон эстроген. А спринцевание крепким настоем (2 ст.л. на стакан кипятка) успешно вылечивает бели.

В средние века шамбала использовалась для лечения преждевременного облысения. И даже сегодня косметологи на Яве употребляют экстракт шамбапы в бальзаме для роста волос и других косметических изделиях. Кашица из молотых семян способствует росту волос, если ее наложить на голову, а проросшие семена, употребленные в пищу, увеличат эффект.

Паста из молотых семян фенугрика при наружном применении очищает кожу, заживляет волдыри, язвы, бородавки и трудно заживающие раны на теле.

В сочетании с валерианой, фенугрик действует как отличное тонизирующее и успокоительное средство.

В качестве тоника и общеукрепляющего средства при импотенции одну столовую ложку молотой шамбалы добавляют в подогретое молоко и принимают ежедневно. Для этой цели подойдут и проросшие семена.

Шамбала нормализует работу сердца и поджелудочной железы, а также перистальтику кишечника.

При синусите 1 ч.л. кипятить в 250 мл воды до выпаривания половины объема и пить по 3 чашки в день.

При анемии полезно принимать 2 ч.л. с молоком или медом. Семена шамбалы богаты железом, а в этом сочетании хорошо усваиваются.

При сахарном диабете ежедневно принимают 2 ч.л. размельченных семян с молоком или замачивают семена в воде на ночь, а утром выпивают полученный настой.

Чaй из шамбалы прекрасно избавляет от неприятного запаха изо рта и от тела.

Настой из шамбалы снижает содержание холестерина, что предупреждает сердечно-сосудистые заболевания.

Чaй из шамбалы очищает желудок, почки, кишечник. Настой покрывает стенки внутренних органов защитной слизью, что оказывает целебное воздействие при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

2 ч.л. семян, проваренных в стакане воды 15 минут на медленном огне и принимаемые 3 раза в день с медом отлично помогут при простудных и легочных заболеваниях.

При сухом кашле помогает молочный отвар шамбалы.

При болях в горле полоскайте его крепким настоем, приготовленном следующим образом: 2 ст.л. шамбалы следует кипятить 30 минут в 1 л. воды на медленном огне. Противопоказаниями для приема шамбалы являются беременность (может спровоцировать выкидыш, кровотечение) и высокая питта.

 

 

Ещё больше интересной и полезной информации про Шамбалу здесь... 

 

Компания Аюрведа-Плюс Материал взят с сайта www.ayurvedamarket.ru (www.ayurvedaplus.ru). Данный текст предназначен только для частного использования. Все права защищены. Никакая часть этого текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

avnc.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта