Съедобная часть некоторых растений эмбриональное состояние человека. 6. Лексическая омонимия. Парономазия, паронимы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ. ПАРОНОМАЗИЯ, ПАРОНИМЫ. Съедобная часть некоторых растений эмбриональное состояние человека


Глава 1 - Стр 20

Упражнение 83*. Какой звук произносится на месте буквы «а» после твердых ши-

 

пящих?

 

дышать

321

9. Основы культуры речи

жалюзи

 

жара

жалеть

 

 

жасмин

пожалуй

ржаной

 

 

шары

шампанское

шагать

 

 

крыша

лошадей

 

 

 

 

сожаление

 

 

 

 

шапка

 

 

 

Упражнение 84*. железо жестяной больше

целиком

жена

желудок

шестисотый

танцевать

Прочитайте следующие слова, обращая внимание на необходимость произнесения в безударной позиции после твердых согласных на месте буквы «е» звуков [ыэ] или [ъ].

пожелание

жестокость

шептать

шестнадцать

шерстяной

цена

цеха

в столице

Упражнение 85*. Одинаково ли вы произносите подчеркнутые слова?

(7)чистота комнаты —частота колебаний;( 2 ) примерять платье

—примирять противников; (3) флагразвевается — ребенокразвивается;( 4 ) посветить фонариком —посвятить стихотворение юбиляру; (5) увидать лису —увядать в лесу

Упражнение 86*. Выпишите слова, в которых под ударением произносится звук [э].

афера

груженый

желоб

бытие

истекший год

истекший кровью

житие

маневры

наемник

кричит как оглашенный

одноименный

опека

никчемный оседлый

осужденный

платежеспособный

подключенный

современный

 

безнадежный

блеклый

 

Упражнение 87*. Среди приведенных ниже заимствованных слов выделите те, в которых при произношении сохраняется безударный звук [о].

аромат

боа

болеро

бордовый

бокал

вето

досье

какао

конкретно

конспект

концерт

коммюнике

модель

ноктюрн

оазис

поэт

радио

роман

рояль

соната

сонет

трио

фойе

фонема

322

II. Практическая часть

9. УпражнениеОсновы культуры88*.речиДанные слова распределите в две группы: с твердым и мягким323 произношением согласного перед буквой «е». Сравните свое

произношение с нормативным, указанным в ключе к заданию.

ателье, бассейн, бизнесмен, вундеркинд, генетика, гротеск, дебют, детектив, депо, интервал, кодекс, музей, модель, отель, паштет, претензия, сессия, теннис, терапевт, термин, фланель, шедевр, шинель, энергия, эстетика

Упражнение 89*. Определите, в каких случаях звук, обозначаемый буквой «I», произносится как [г] — взрывной; [г] — фрикативный; [к]; [х]; [в].

(1)гордый, гора, долго, нога, сапоги, грустить

(2)друг, долог, творог, набег, ногги, остричься

(3)легкий, мягкий, налегке, смягчить, легчайший

(4)Господи, благодать, Богу

(5)бухгалтер, ага, ого, эге

(6)далекого, тихого, большого, твоего, первого

Упражнение 90*. Какие комбинаторные процессы влияют на произношение согласных звуков в следующих словах:

(1)березка, дорожка, улыбка, перегородка, уловка, вчера, отгадать

(2)сделать, сбежать, просьба, молотьба, вокзал, футбол

(3)степь, нести, боязнь, зонтик, гонщик, кандидат

(4)бесшумно, без шапки, из шахты, сжигать, безжизненный, из жести

Упражнение 91. Прочитайте слова с учетом норм произношения сочетаний согласных.

(1)Отчизна, отчет, докладчик, летчик, переводчик, зодчий

(2)рассказчик, грузчик, перебежчик, мужчина, считать, расчистить, счастье

(3)дрожжи, вожжи, жжет, жужжать, дожди

(4)двадцать, отца, солдатский, увидеться, переписываются, смеется

Упражнение 92. Прочитайте слова, обращая внимание на мягкость губных согласных ([б], [п], [м], [в], [ф]), обозначенных буквой «ь». Твердое произношение ошибочно.

дробь

обувь

степь

семь

восемь

семьдесят

восемьдесят

поздравь

насыпьте

оставьте

добавьте

приготовьтесь

познакомьтесь

 

 

 

324

II. Практическая часть

Упражнение 93*. Распределите приведенные ниже слова на три группы: ( 1 )

возможно только произношение [ч’н] или [ч’н’] на месте орфографического «чн»; ( 2 ) возможно только произношение [шн] или [шн’]; (3 ) допускаются оба варианта произношения.

беспечный

библиотечный

 

булочная

 

верный

горчичник

 

двоечник

 

закадычный

конечно

 

конечный

 

копеечный

крошечный

 

Кузьминична

молочная каша

молочная кислота

нарочно

 

отличник

очечник

 

подвенечный

порочный

порядочный

 

пустячный

 

речник

скворечник

 

скучно

 

скучный

сливочный

 

стрелочный

табачный

троечник

 

убыточный

 

шапочное знакомство

яблочный

 

яичница

 

бездна

властный

окрестность

 

совестливый

проездной

ненавистный

честный

 

здравствуй

местный

частный

завистливый

солнце

радостный

жалостливый

сердце

 

эмигрантский

счастливый

сочувствовать

корреспондентский

 

чувство

президентский

милитаристский

 

гигантский

туристский

праздник

 

 

журналистский

поздно

лестница

 

 

допоздна

грустный

постный

 

 

Упражнение 95*. Среди следующих ниже заимствованных слов отметьте: ( а )

 

слова, в которых при произношении сохраняется двойной

 

согласный; ( б ) слова, в которых произношение двойного со-

Упражнение

Прочитайтегласноговариативнобращая.

внимание на сочетания трех и

94.

слова,

более

 

 

 

аббат

согласных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ассимилировать

иммунитет

колли

манна (небесная)

 

 

 

иллюстрация

коллекция

массив

мусс

 

 

 

касса

массаж

 

профессия

суббота

 

 

 

 

масса

программный

террор

тонна

 

 

 

программа

терраса аллея

аппликация

 

 

 

 

сумма агрессия

диссертация

идиллия

 

 

 

 

галлюцинация

интеллект

ирреальный

 

 

 

 

Упражнение 96. Проверьте, правильно ли вы произносите следующие слова.

Прописными буквами выделена та часть слова, где часто до-

9. Основы культуры речи 325

пускается ошибка.

дермАТин

изнемоЖение

ИНИциатива

инцИДент

консТАТировать

компоСТировать

326

 

II. Практическая часть

компроМЕТировать

конкурентоспособный

НУмеровать

ПЕРСпектива

СТУдень

ТАБУрет

упаДОЧНический

ЧРЕЗвычайный

эКСкаватор

ЭСКалатор буДУщий

жажДУщий

слеДУЮщий

Акцентологические нормы Упражнение 97*.

Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах.

августовский алфавит аналог арбуз баловать буксировать бюрократия вахтер вероисповедание генезис гофрированный гусеница дефис джинсовый добыча договор дозвониться дозвонится досуг древко завидно задолго заиндеветь заискриться запломбировать заржаветь засорится значимый звонит иконопись индустрия исподволь испокон каталог кашлянуть костюмированный красивейший кремень кулинария кухонный лубочный мельком мизерный мускулистый мышление наверх намерение наотмашь некролог ненадолго обеспечение облегчить одновременно оптовый осведомиться откупорить отчасти памятуя плесневеть пломбировать предвосхитить принудить присовокупить ракурс рассредоточение симметрия снадобье уведомить ходатайствовать христианин цемент шасси

Упражнение 98*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на первый слог.

(7)

ракушка

(2)

ржаветь

(3)

силос

(4)

сумерничать

(5)

таможня

(6)

холеный

(7)

цепочка

(8)

цыган

(9)

черпать

(70) эксперт

 

 

 

 

Упражнение 99*. Отметьте номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

(7)

кедровый (2) красивее (3) партер

(4) свекла

(5)

сливовый (6) столяр

(7) упрочение (8) ходатай

чистильщик

(70) щавель

 

Упражнение 100*. Отметьте номера слов с ударением на последнем слоге.

алкоголь (2) буксировать (3) воздухопровод (4) диспансер (5) жалюзи 6) полшага

(7)премировать (8) углубить

(9)усугубить (70) феномен

Упражнение 101. Определите значения следующих слов. Составьте с ними предложения.

атлас — атлас, броня — броня, вязанка — вязанка, занятый — занятой, ирис — ирис, клубы — клубы, кругом — кругом, образы — образа, языковой — языковый.

Упражнение 102. Произнесите словосочетания, обращая внимание на место

9. Основы культуры речи

ударения. 327

характерные особенности, удачная острота, ветреный день, посаженый отец, переносный смысл, лавровая роща, в голове хаос, призывной возраст, характерная роль, переходной мост, ветряная оспа, лавровый лист, подвижный ребенок, переносной микрофон, посаженный кустарник, парить ноги, призывный клич, острота зрения, языковое чутье, переходный возраст, угольный бассейн, неправильный прикус, парить в облаках.

Упражнение 103. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа прилагательных. Поставьте ударение.

до рошй — до рог — до рога — до рош — до роги

веселый верный высокий глубокий голодный далекий дружный молодой старый широкий

Упражнение 104*.

Отметьте номера слов, в которых ударение падает на по-

 

 

следний слог.

 

 

дешева

(2) права (3) светлы

( 4 ) редки

 

(5)

бледно

(6) длинны

(7) близка

(8) горек

Упражнение 105. Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа страдательных причастий.

начатый — начат — начата — начато — начаты

созванный взятый занятый прожитый проданный

Упражнение 106*. Отметьте номера слов, в которых ударение не падает на последний слог.

взята

(2) придана

(3) начато

( 4 )

продано

(5)

принята (6) роздано

(7) раздана

(8) созданы

Упражнение 107*. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского и среднего рода и форму множественного числа данных глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.

брать — брал — брала — брало — брали выбрать — выбрал — выбрала — выбрало — выбрали

быть, включить, выдать, дать, жить, звать, ждать, пить, набрать, собрать, избрать, отдать, свить, сорвать, прослыть, приплыть, солгать, положить, тянуть

328

II. Практическая часть

Упражнение 108*. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение.

(7) жила (2) пряла (3) вила ( 4 ) отдала (5) звала

(6) пила (7) гнала (8) влила (9) взяла (70) ждала

Лексические нормы

Упражнение 109*. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

( 1 ) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.( 2 ) Нельзя забывать, что наши товары идут наИМПОРТ. (3) Некоторые из опрошенных указали, что их не устраивает уровеньжитья.( 4 ) Выводы и предложения докладчика былиоснованными. (5) В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. (6) Бухгалтерия должнаоплатить сотрудникам деньги. (7 ) Железнодорожные билеты были заранееуплачены.( 8 ) Дипломант успешно защитил работу.( 9 ) Горожане сталисвидетелями концерта на летней эстраде парка.( 1 0 ) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Упражнение 110. Найдите и устраните ошибки, обусловленные неточным употреблением слов. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

( 1 ) Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.( 2 ) В президиуме — люди, обреченные властью.

(3) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный звук. ( 4 ) Статья посвящена исследованию урожденных рефлексов. (5) Здравицы Крыма и Краснодарского края вновь открыты для отдыхающих.( 6 ) Вперед подумай, а потом отвечай.( 7 ) Пальто пошито у хорошего мастера. (<5) Вся публика была уже в триумфе.( 9 ) Зал аплодировал и сканировал: «Браво!»( 1 0 ) Он нарочито не пришел на субботник.

Упражнение 111. Установите разные значения следующих слов по 4-томномуакадемическому «Словарю русского языка» или «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Отметьте, в каких функциональных стилях употребляется каждое из значений этих слов. Составьте с ними предложения.

школа

курс

область

возвышаться

существенный

 

Упражнение 112. Приведите примеры однозначных слов-терминовиз той области науки, которой вы занимаетесь.

Упражнение 113. Установите прямые и переносные значения слов в данных словосочетаниях, тонкая струна, тонкая натура, тонкий слух светлое

будущее, светлая комната, светлое платье, светлое воспоминание

мелкий собственник, мелкая посуда, мелкая река, мелкие заботы329

9. Основы культуры речи

ком глины, свернуться в ком, ком подкатил к горлу бросать обвинение, бросать камни, бросать подкрепление

Упражнение 114*. Найдите в предложениях слова, употребляемые в переносном значении. Определите тип переноса: метафора, метонимия, синекдоха. На чем основан перенос значения?

( 1 ) Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро.( 2 ) Зал рукоплещет. (3 ) На сцену вышла первая скрипка.( 4 ) Въезд в город был перекрыт шлагбаумом.

( 5 ) Теплое участие друзей поддержало эту семью в трудное время.

( 6 ) Свинцовые тучи нависли над полем.( 7 ) Ростов — крупный железнодорожный узел.( 8 ) На выставке представили иллюстрированное издание словаря. ( 9) Воздух обжигает лицо легким морозом.( 1 0 ) В подарок юбиляру купили пейзаж хорошей кисти.

Упражнение 115*. Определите значения выделенных слов. Укажите, к какому явлению — многозначности или омонимии — относятся эти слова. Ответ аргументируйте.

( 1 ) Нота до. Папка снотами. Дипломатическаянота. Истерическиеноты в голосе. Петь понотам.( 2 ) Крепость характера. Крепость металла. Вооруженная крепость. Крепость раствора.

(3) Косить траву. Эпидемиякосила людей.Косить на левый глаз. Платье сбокукосит.( 4 ) На Неве развели мосты. Суд развел супругов. Гостей надо развести по домам. Туристы развели костер. (5) Лодказаплыла в бухту. Гусизаплыли жиром. Свечазаплыла воском. Прудзаплыл тиной.

Упражнение 116. Объясните значения омонимов с помощью толковых словарей

и Словаря омонимов русского языка. Составьте предложения.

акция, вал, вид, гриф, град, дача, класс, мешать

Упражнение 117. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

(1) «Выражение лица» — «особый взрывной снаряд».(2) «Чувство меры в поведении человека» — «метрическая единица в музыке». (3) «Съедобная часть некоторых растений» — «эмбриональное состояние человека».(4) «Провести некоторое время за чтением» — «выражать преклонение передкем-либо».

Упражнение 118*. Выделите доминанту в синонимических рядах. Там, где это возможно, распределите синонимы по степени интенсивности.

вспыхнуть — зажечься — заняться — запылать — загореться — воспламениться — засветиться зажечься — засветиться — загореться — заняться — вспыхнуть — воспламениться — запылать

330

II. Практическая часть

(1)беспокойство, волнение, тревога, смятение

(2)самостоятельный, независимый, свободный

(3)блестеть, сверкать, сиять, искриться

(4)маленький, крохотный, микроскопический, малый, миниатюрный

(5)ближний, близкий, недалекий, близлежащий, соседний

(6)необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, гигантский, исполинский

(7)печаль, меланхолия, грусть, скорбь, отчаяние

(5)преимущество, превосходство, преобладание, перевес, первенство

Упражнение 119. Составьте синонимические ряды со следующимисловами-до-минантами.

безграничный, вежливый, громкий, доказательство, множество, постоянный, приобретать, прочный

Упражнение 120*. Из данных синонимических рядов исключите слова, характерные для разговорной речи.

(1)давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний

(2)думать, размышлять, мозговать

(3)толстый, солидный, упитанный, грузный, дородный, пузастый

(4)ходатайствовать, просить, молить, канючить, хлопотать

(5)превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить

(6)изучить, проработать, освоить, пройти, постичь

(7)спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться, притаиться

Упражнение 121. Сравните сферу употребления следующих синонимов:

амплитуда — отклонение

родители — предки

дорога — большак

желтуха — гепатит

хороший — клевый

медикаменты — снадобья

руль — баранка

 

Упражнение 122. Определите стилистическую окраску слов, образующих синонимические ряды (обращайтесь к словарям):

(1)масса, уйма, прорва, обилие, множество, бездна

(2)растранжирить, израсходовать, ухнуть, истратить, разбазарить, промотать, просадить

(3)нонсенс, ерунда, чушь, бессмыслица, ахинея

Упражнение 123. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов.

studfiles.net

6. Лексическая омонимия. Парономазия, паронимы

  1. Что такое «омонимы»?

  2. Каковы особенности омонимии как явления?

  3. Укажите пути образования омонимов.

  4. Объясните соотношение многозначности и омонимии. Какая проблема возникает в связи с омонимией и многозначностью? Укажите способы разграничения многозначности и омонимии.

  5. Охарактеризуйте явления, смежные с омонимией. Укажите причины возникновения этих явлений.

  6. Какова функционально – стилистическая роль омонимов?

  7. Что такое «парономазия» и что такое «паронимы»? Как парономазия связана с паронимией? Как парономазия и паронимия относятся к омонимии? Приведите примеры паронимов и парономазий.

  8. Установите по словарю, что обозначают данные слова- омонимы.

Венгерка1 – венгерка2, голландка1 – голландка2, кубанка1 – кубанка2, лезгинка1 – лезгинка2, полька1 – полька2, шотландка1 – шотландка2.

  1. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.

  1. На рейде стояли четыре русских военных судна. – Начался рейд украинских партизан в Карпаты. – Материал собирала бригада журналистов: специальный рейд провели по всем районам области.

  2. От военной службы остались у них любовь к дисциплине, подчеркнутая аккуратность в одежде. – История русского литературного языка относится, наряду со стилистикой и лингвистическим анализом текста, к числу дисциплин, изучающих употребление языка, в отличие от дисциплин, предмет изучения которых – строй языка.

  1. Укажите случаи омонимии и полисемии. Отметьте спорные случаи, попытайтесь объяснить причины этой спорности. Укажите способы образования омонимов.

Бородка (небольшая борода) – бородка (выступ на конце ключа), норка (небольшая нора) – норка (пушной зверек), лебёдка (самка лебедя) – лебёдка (приспособление для подъема грузов), котелок (небольшой котел) – котелок (мужская шляпа), свинка (уменьш. от свинья) – свинка (детская болезнь), палочка (маленькая палка) – палочка (бацилла), пояс (деталь одежды) – пояс (географический).

  1. Разграничьте омонимию и смежные с ней явления. Объясните причины их возникновения.

Пила – пила, прав – прав, съест – съезд, лесть – лезть, течь – течь, молот – молод, ожёг – ожог, мой – мой, лай – лай, подряд (сущ.) – подряд (нар.), разъест – разъезд, компания – кампания, Туманный взор изображал не смерть, но муку – Не рассыпьте муку.

  1. Распределите пары слов по видам омонимии.

Браться – братца, запах – запах, здравица – здравница, икать – икать, дипломат – дипломант, кампания – компания, класс – класс, косный – костный, лук – луг, останки – остатки, острого – острова, отварить – отворить, рой – рой.

  1. Приведенные слова измените так, чтобы образовались омоформы. Покажите это в контекстах.

Берег – беречь, вить – вести, душа – душить, лететь – лечить, месть – мель, пила – пить.

  1. Пользуясь словарем омонимов, найдите примеры, которые образовались в результате совпадения фонетических оболочек слов, имевших ранее в языке различный звуковой состав.

  1. Укажите, какой процесс обусловил образование следующих омонимов (в каждом случае определите их разновидность). Какому способу образования омонимов соответствуют данные примеры?

Рабочий костюм – рабочий завода, часовой механизм – часовой штаба, озеро живописно - живописно расположились, дело серьезно –говорил серьезно, благодаря за помощь – благодаря отцу.

  1. Установите, какой процесс привел к образованию омонимов. Попытайтесь установить, имеет ли этот способ образования омонимов регулярный (закономерный) характер.

Кулак (сжатая кисть руки) – кулак(зажиточный крестьянин), следствие (вывод) – следствие (расследование), лавка (скамья) – лавка (небольшой магазин).

  1. Пользуясь словарем, сгруппируйте омонимы по происхождению.

Байка – байка, бак - бак, бор - бор, глохнуть - глохнуть, горн – горн, грибница - грибница, жать - жать, нажива - нажива.

  1. Установите омонимы, опираясь на толкования их значений.

  1. Съедобная часть некоторых растений – эмбриональное состояние человека. 2. Метрическая единица в музыке – чувство меры в поведении человека. 3. Выражение лица – особый взрывной снаряд. 4. Провести небольшой отрезок времени за чтением – выражать преклонение перед кем-либо.

  1. Дайте лингвистическое объяснение комичности следующих фраз:

А) В футболе сколько голов, столько и ошибок.

Б) Чтобы суше пятаки, пол стелется, извиняюсь за выражение, пробковым матом (Маяковский).

  1. Определите, в чем состоит смысловое различие приведенных паронимов.

  1. Гипотеза – гипотетичность, гниль – гнилость, гордость – гордыня, жесткость – жестокость, знамение - знамя, преемник – приемник, факт – фактор, эффектность – эффективность.

  2. Жизненный – житейский, жилищный – жилой, игольчатый – иголочный, идеалистический – идеалистичный, костный – костяной, лесистый – лесной, лирический – лиричный, лобный – лобовой, логический – логичный, мальчиковый – мальчишеский, приметливый – приметный.

  3. Выплатить – заплатить, звать – называть, надеть – одеть, нарушить – разрушать, обосновать – основать, освоить – усвоить, предоставить – представить, укрыть – покрыть.

studfiles.net

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ. ПАРОНОМАЗИЯ, ПАРОНИМЫ

1. Что такое «омонимы»?

2. Каковы особенности омонимии как явления?

3. Укажите пути образования омонимов.

4. Объясните соотношение многозначности и омонимии. Какая проблема возникает в связи с омонимией и многозначностью? Укажите способы разграничения многозначности и омонимии.

5. Охарактеризуйте явления, смежные с омонимией. Укажите причины возникновения этих явлений.

6. Какова функционально – стилистическая роль омонимов?

7. Что такое «парономазия» и что такое «паронимы»? Как парономазия связана с паронимией? Как парономазия и паронимия относятся к омонимии? Приведите примеры паронимов и парономазий.

8. Установите по словарю, что обозначают данные слова- омонимы.

Венгерка1 – венгерка2, голландка1 – голландка2, кубанка1 – кубанка2, лезгинка1 – лезгинка2, полька1 – полька2, шотландка1 – шотландка2.

 

9. Разграничьте случаи омонимии и полисемии.

1. На рейде стояли четыре русских военных судна. – Начался рейд украинских партизан в Карпаты. – Материал собирала бригада журналистов: специальный рейд провели по всем районам области.

2. От военной службы остались у них любовь к дисциплине, подчеркнутая аккуратность в одежде. – История русского литературного языка относится, наряду со стилистикой и лингвистическим анализом текста, к числу дисциплин, изучающих употребление языка, в отличие от дисциплин, предмет изучения которых – строй языка.

 

10. Укажите случаи омонимии и полисемии. Отметьте спорные случаи, попытайтесь объяснить причины этой спорности. Укажите способы образования омонимов.

Бородка (небольшая борода) – бородка (выступ на конце ключа), норка (небольшая нора) – норка (пушной зверек), лебёдка (самка лебедя) – лебёдка (приспособление для подъема грузов), котелок (небольшой котел) – котелок (мужская шляпа), свинка (уменьш. от свинья) – свинка (детская болезнь), палочка (маленькая палка) – палочка (бацилла), пояс (деталь одежды) – пояс (географический).

 

11. Разграничьте омонимию и смежные с ней явления. Объясните причины их возникновения.

Пила – пила, прав – прав, съест – съезд, лесть – лезть, течь – течь, молот – молод, ожёг – ожог, мой – мой, лай – лай, подряд (сущ.) – подряд (нар.), разъест – разъезд, компания – кампания, Туманный взор изображал не смерть, но муку – Не рассыпьте муку.

 

12. Распределите пары слов по видам омонимии.

Браться – братца, запах – запах, здравица – здравница, икать – икать, дипломат – дипломант, кампания – компания, класс – класс, косный – костный, лук – луг, останки – остатки, острого – острова, отварить – отворить, рой – рой.

13. Приведенные слова измените так, чтобы образовались омоформы. Покажите это в контекстах.

Берег – беречь, вить – вести, душа – душить, лететь – лечить, месть – мель, пила – пить.

 

14. Пользуясь словарем омонимов, найдите примеры, которые образовались в результате совпадения фонетических оболочек слов, имевших ранее в языке различный звуковой состав.

 

15. Укажите, какой процесс обусловил образование следующих омонимов (в каждом случае определите их разновидность). Какому способу образования омонимов соответствуют данные примеры?

Рабочий костюм – рабочий завода, часовой механизм – часовой штаба, озеро живописно - живописно расположились, дело серьезно –говорил серьезно, благодаря за помощь – благодаря отцу.

 

16. Установите, какой процесс привел к образованию омонимов. Попытайтесь установить, имеет ли этот способ образования омонимов регулярный (закономерный) характер.

Кулак (сжатая кисть руки) – кулак(зажиточный крестьянин), следствие (вывод) – следствие (расследование), лавка (скамья) – лавка (небольшой магазин).

 

17. Пользуясь словарем, сгруппируйте омонимы по происхождению.

Байка – байка, бак - бак, бор - бор, глохнуть - глохнуть, горн – горн, грибница - грибница, жать - жать, нажива - нажива.

 

18. Установите омонимы, опираясь на толкования их значений.

1. Съедобная часть некоторых растений – эмбриональное состояние человека. 2. Метрическая единица в музыке – чувство меры в поведении человека. 3. Выражение лица – особый взрывной снаряд. 4. Провести небольшой отрезок времени за чтением – выражать преклонение перед кем-либо.

2.

19. Дайте лингвистическое объяснение комичности следующих фраз:

А) В футболе сколько голов, столько и ошибок.

Б) Чтобы суше пятаки, пол стелется, извиняюсь за выражение, пробковым матом (Маяковский).

 

20. Определите, в чем состоит смысловое различие приведенных паронимов.

1. Гипотеза – гипотетичность, гниль – гнилость, гордость – гордыня, жесткость – жестокость, знамение - знамя, преемник – приемник, факт – фактор, эффектность – эффективность.

2. Жизненный – житейский, жилищный – жилой, игольчатый – иголочный, идеалистический – идеалистичный, костный – костяной, лесистый – лесной, лирический – лиричный, лобный – лобовой, логический – логичный, мальчиковый – мальчишеский, приметливый – приметный.

3. Выплатить – заплатить, звать – называть, надеть – одеть, нарушить – разрушать, обосновать – основать, освоить – усвоить, предоставить – представить, укрыть – покрыть.

 

Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 158 | Нарушение авторских прав

СЛОВО КАК ЗНАК. ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА. | КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ И КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ. | МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА И ДИНАМИКА ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА. МЕТАФОРА | Антонимы, их типы и роль | Лексические конверсивы в системе русского языка | Иноязычные заимствования. Кальки, полукальки | Лексика русского языка в социальном пространстве | Практические задания. | Фразеологизмы в системе русского языка |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

 

Задание 1. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Составьте словосочетания с данными паронимами (см. приложение 2).

Дипломат – дипломант – дипломник. Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый. Сытый – сытный. Отборный – отборочный. Командированный – командировочный. Представить – предоставить.

 

Задание 2. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения (устно).

1. Одна мысль о нем вызвала внутри незнакомый доселе трепет. 2. Посему есть предложение поддержать русское искусство и перенести время проведения фестиваля. Название фильма перетолмачили как «Точка невозврата». 5. Актеры учинили иск в адрес директора театра. 6. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.

 

Задание 3. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву. 2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. 3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным). 4. Лариса очень (коммуникативная, коммуникабельная), с ней легко и приятно общаться.

 

Задание 4.Определите способ переноса значений в выделенных словах. (Метонимия. Синекдоха. Метафора)

 

1. Кольцо автострады. 13. Чешское стекло.

2. Официальное лицо. 14. У него рука в главке.

3. Хвост кометы. 15. Теплый прием.

4. Отчаянная голова. 16. Глазное яблоко.

5. Внимательная аудитория. 17. Железнодорожная ветка.

6. Гостеприимный дом. 18. Столовое серебро.

7. Шляпка гвоздя. 19. Золотой луч.

8. Он – первая перчатка. 20. Доверенное лицо.

9. Рукав реки. 21. Жемчужная роса.

10. Колючий ветер. 22. Работа по литературе.

11. Дружный класс. 23. Черный юмор.

12. Вторая ракетка страны. 24. Дворник автомашины.

Задание 5.С данными словами составьте словосочетания (см. приложение 2).

1. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

 

Задание 6. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

1. Выражение лица – особый взрывной снаряд.

2. Чувство меры в поведении человека – метрическая единица в музыке.

3. Съедобная часть некоторых растений – эмбриональное состояние человека.

4. Провести некоторое время за чтением – выражать преклонение перед кем-либо.

 

Задание 7.Определите, какиесловосочетания являются тавтологичными.

Коммуникативное общение, первый лидер, моя автобиография, профессиональная компетенция, памятный сувенир, компот ассорти, экспонат выставки, предварительный анонс, первый дебют, жилое помещение, сервисное обслуживание, торжественный марш, главная суть, народный фольклор, функциональные обязанности, должностные обязанности, мемориальный памятник.

 

Задание 8.Приведите к каждому фразеологизму первой группы синонимичный фразеологизм из второй группы. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

1. Стреляный воробей; два сапога пара; приказать долго жить; поминай как звали; витать в облаках.

2. Считать ворон; уйти в лучший мир; пуд соли съесть; тертый калач; и след простыл; ни рыба ни мясо; одного поля ягоды.

 

Задание 9.Составьте все возможные словосочетания паронимов туристический, туристский с предложенными словами.

Бюро, лагерь, база, агентство, маршрут, костер, деятельность, одежда, сбор, автобус, песни, буклет, журнал, сумка, поход, сезон, семинар.

 

Задание 10. Назовите словосочетания, из контаминации (см. приложение 4) которых появились ошибочные, ненормированные выражения.

Образец: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

1. Одержать успехи =

2. Оказать внимание =

3. Потерпеть потери =

4. Поднять тост =

5. Играть значение =

6. Оказать вред =

7. Защитить степень =

8. Производить воздействие =

9. Возглавить идеи =

10. Давать намек =

 

Задание 11. Составьте словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

1. Стая верблюдов

2. Табун коров

3. Караван любопытных

4. Отара демонстрантов

5. Косяк овец

6. Стадо рыб

7. Толпа пчел

8. Колонна голубей

9. Рой лошадей

 

Задание 12. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2. Ученый стоял у источников ракетостроения.

3. Меня привлекли ранние романические произведения поэта.

4. Артист завоевал признательность зрителей.

5. Искусство влияет на рост культурности человека.

6. Главное для писателя – душевный мир человека.

7. Он давно мечтал о заглавной роли в пьесе «На дне».

8. Она пришла в цветистом платье.

9. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

 

Задание 13. Прочитайте текст и найдите правильный вариант вопроса, который следует задать в автобусе, трамвае, троллейбусе, если вы едете поездом или плывете на пароходе, а следующая остановка, пристань, станция ваша.

Дата добавления: 2015-07-16; просмотров: 161 | Нарушение авторских прав

Задания по теме | Максимы Грайса и Лича | Основными единицами речевого общенияявляютсяречевое взаимодействие, речевая ситуация и речевое событие. | Часа (Нурлыгаянова С.Н.). | Произношение сочетания ЧН | Акцентологическая норма в современном русском языке | Задания по теме | Умение определять цель и понимать ситуацию общения и др. | Для точности словоупотребления, строгого соответствия речи передаваемому содержанию позволяют синонимические возможности языка. | Прямое и переносное значения слов |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.018 сек.)

mybiblioteka.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта