С какими растениями в лесу тесно связаны грибы. как связаны между собой грибы и деревья под которыми они растут

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как вырастить лесные грибы в саду. С какими растениями в лесу тесно связаны грибы


Окружающий мир "Царство грибов"

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.Где грибы берут питательные вещества?

А) производят сами;

Б) поглощают из остатков растений и животных;

В) получают от животных.

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

6.Как грибы связаны с деревьями?

А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли;

Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их;

В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) желчный гриб

В) шампиньон.

8.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб.

9.Какой гриб можно выращивать в теплице?

А) лисичка;

Б) шампиньон;

В) белый гриб.

10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки?

А) лисичка

Б) подберёзовик;

В) белый гриб.

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.Где грибы берут питательные вещества?

А) производят сами;

Б) поглощают из остатков растений и животных;

В) получают от животных.

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

6.Как грибы связаны с деревьями?

А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли;

Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их;

В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) желчный гриб

В) шампиньон.

8.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб.

9.Какой гриб можно выращивать в теплице?

А) лисичка;

Б) шампиньон;

В) белый гриб.

10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки?

А) лисичка

Б) подберёзовик;

В) белый гриб.

compedu.ru

Урок по природоведению «Грибы»

Урок по природоведению «Грибы»ЗАДАЧИ: Обобщить, систематизировать знания о шляпочных грибах их строении, питании, размножении, значении в природе и жизни человека, составить правила сбора грибов.

ОБОРУДОВАНИЕ. Таблица «Шляпочные грибы», газета «Третье царство», рисунки грибов, набор муляжей.

МЕТОДЫ РАБОТЫ. Эвристическая беседа, игры, контроль знаний.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ. Творческий: применение знаний в нестандартной обстановке.

ТИП УРОКА. Комбинированный.

ХОД УРОКА.

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

1. Какие организмы мы изучаем?

2. Можем ли мы доказать, что они живые существа?

3. К какому царству относятся?

4. На какие виды делятся по строению?

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным?

Разное строение.

Разное питание.

2. Нарисовать шляпочный гриб и рассказать о его строении.

3. Питание шляпочных грибов.

Живые организмы часто сожительствуют с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы.

С какими растениями тесно связаны грибы?

Рыжик – ель, сосна.

Груздь – береза, ольха, тополь.

Подосиновик – осина, сосна, ель.

Подберезовик – береза, осина.

Дубовик – дуб.

Белый гриб – сосна, ель, дуб, береза.

Моховик – сосна.

Масленок – сосна.

4. Размножение грибов.

Грибы размножаются спорами и грибницей.

5. На какие группы делятся грибы по строению шляпки?

Трубчатые и пластинчатые.

Выигрышный путь составляют пластинчатые грибы.

Белый гриб

Свинушка

Подберезовик

опенок

лисичка

сыроежка

мухомор

подосиновик

дождевик

Выигрышный путь составляют трубчатые грибы.

Белый гриб

Мухомор

Опенок

Подберезовик

Масленок

Шампиньон

Подосиновик

Груздь

Поганка

6. Определим, как вы знаете грибы?

Игра «Третий – лишний».

Дать обоснованный ответ, почему этот гриб вы считаете лишним?

Шампиньон, белый гриб, подберезовик.

Лисичка, дождевик, мухомор.

Рыжик, груздь, подосиновик.

Опята, трюфель, сыроежка.

Бледная поганка, ложные опята, опята.

7. Грибы съедобные, несъедобные и ядовитые.

Какие грибы называются съедобными, несъедобными, ядовитыми?

Приведите примеры.

Какие вызнаете грибы двойники? Как отличить их от несъедобных.

Лисичка – ложная лисичка.

Опята – ложные опята.

Белый гриб – желчный гриб.

Шампиньон – бледная поганка.

8. Отправляемся в лес за грибами.

Собрать съедобные грибы в лукошко.

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

Можно собрать ложные и ядовитые. Грибы, собранные вблизи дороги или заводов накапливают в себе ядовитые вещества.

9. Правила сбора грибов.

1. Собирай только те грибы, которые знаешь.

2. Нельзя собирать старые и червивые плодовые тела.

3. Не разрушать грибницу, грибы собирать, выкручивая плодовое тело.

4. Мыть руки после сбора грибов.

5. Не собирать грибы вблизи дорог и заводов.

6. Не есть сырые грибы.

7. В пищу употреблять только хорошо проваренные и прожаренные грибы.

8. Не топтать и не сбивать грибы, даже ядовитые, ими питаются и лечатся животные.

10. Значение грибов.

Ценный пищевой продукт, питаются животные, получают лекарства.

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

1. К каким живым организмам относятся опята?

а) растения б) животные

в) грибы г) бактерии

2. Главная часть гриба.

а) шляпка б) грибница

в) пенек г) плодовое тело

3. Чем размножается гриб?

а) семя б) спора

в) шляпка г) плодовое тело

4. Какой гриб относится к пластинчатым?

а) белый гриб б) подберезовик

в) желчный гриб г) сыроежка

5. Какой гриб относится к трубчатым?

а) подосиновик б) лисичка

в) мухомор г) шампиньон

6. Самый ядовитый гриб нашей местности.

а) мухомор б) желчный гриб

в) ложная лисичка г) бледная поганка

7. Какое животное питается грибами?

а) волк б) заяц

в) белка г) медведь

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) сами вырабатывают органические вещества

б) питаются готовыми органическими веществами

в) не питаются

9. Каким правилом нельзя пользоваться при сборе грибов?

а) собирать все грибы подряд

б) плодовые тела грибов при сборе необходимо только выкручивать

в) собирать только те грибы, которые хорошо знаешь

г) мыть руки после сбора грибов

10. Самый ценный гриб нашей местности.

а) масленок б) груздь

в) лисичка г) белый гриб

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Поведение итогов урока.

ЗАГАДКИ

1. Рыжий среди грибов, но не лисичка. Рыжик.

2. Какое слово в переводе с французского означает гриб. Шампиньон.

3. С какой стороны дерева надо искать грибы. С северной.

4. Какие грибы появляются первыми. Сморчки, строчки.

5. Какие живые организмы могут заменить мясо. Грибы.

6. Какие грибы наиболее ценные по питательности. Белые грибы.

7. Какие птицы едят грибы. Глухари.

8. Какие грибы растут под осиной. Подосиновики.

9. Какие грибы маслянистые на ощупь. Маслята.

10. Какие грибы имеют названия зверей. Лисичка, свинушка.

11. Какой гриб можно есть сырым. Сыроежку.

12. Какой гриб образует самое большое количество спор. Дождевик.

13. Какой гриб растет под землей. Трюфель.

14. Какие животные помогают его найти. Свиньи.

15. Какой гриб называют боровиком. Белый гриб.

infourok.ru

В царстве грибов - презентация

Слайд №2
Задачи урока:Познакомиться с разнообразием грибовИзучить строение грибовВыявить связь грибов с другими организмамиНаучиться отличать похожие съедобные грибы от ядовитыхСформулировать правила сбора грибов
Слайд №3
ГрибыПлесневые грибыДрожжиГрибы — паразитыШляпочныеМикология
Слайд №4
Плесневые грибы
Слайд №5
Дрожжи
Слайд №6
Грибы-паразиты
Слайд №7
ШляпкаНожкаГрибницаСтроение грибаПлодовоетелоПодземная часть
Слайд №8
Связь грибовс деревьями
Слайд №9
Роль грибовв природепомогают растениям всасывать из почвы воду и солиспособствуют разрушению остатков организмов и образованию перегнояими питаются многие лесные животные
Слайд №10
Красная книга России
Слайд №11
Всякий гриб в руки берут,да не всякийв кузовок кладут.
Слайд №12
Сравни
Слайд №13
Сравни
Слайд №14
Сравни
Слайд №15
Как собиратьгрибыСобирай только те грибы, которые хорошо знаешь.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох.Лучше всего срезать грибы ножиком.Не надо брать старые грибы.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах.
Слайд №16
Проверь себя1.Какая часть гриба является подземной?ШляпкаНожкаГрибница2.Назови несъедобный гриб.Белый грибЖелчный грибШампиньон3.Где можно собирать грибы?В лесуВ городских скверахУ шоссейных дорог4.Где грибы берут питательные вещества?Производят самиПоглощают из остатков растений и животныхПолучают от животных5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?С травамиС кустарникамиС деревьями
Слайд №17
ДомашнеезаданиеЗадания 1-4, стр.54-55

volna.org

Тема урока «Грибы» - Урок

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников. (в классе 1 ученик, обучающийся по специальной коррекционной программе VII вида)

Организационная информация

Тема урока

«Грибы»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Авторы урока (ФИО, должность)

Мочалкина Анна Максимовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» (МОУ Лицей №1)

Федеральный округ России

Сибирский федеральный округ России

Город/поселение

город Ачинск, Красноярский край

Методическая информация

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные цели: формировать представление о грибах, как об особом царстве природы. Развивающие цели: развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, критическое мышление; Воспитательные цели: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе; воспитывать культуру диалога и умение работать в группе.

Задачи урока

Образовательные:

- расширить и систематизировать знания о грибах;

- научить распознавать виды грибов;

- учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений. Развивающие:

- развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать;

- развитие мышления ( операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества;

- развитие умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой. Воспитательные:

- воспитание любознательности, бережного отношения к природе, своему здоровью;

- воспитание мотивации к учению.

Коррекционно - развивающие цели: (в классе 1 ученик, обучающийся по специальной коррекционной программе VII вида)

- формировать представления о грибах;

- формировать умения распознавать виды грибов;

- коррекция зрительного, слухового восприятия.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ- технологии;

технология деятельностного обучения;

технология здоровьесбережения;

активизация внимания;

актуализация имеющихся знаний;

метод «погружения»;

интерактивное тестирование;

работа в группах;

метод развития критического мышления.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 мин

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Иметь представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека; уметь распознавать виды грибов; уметь использовать в работе в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. Познавательные умения: извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Метапредметные умения: самостоятельно формулировать тему урока и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; определять степень успешности своей работы. Личностные умения: желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование и материалы

Для учителя: компьютер с мультимедийным проектором, экран; презентация. Для учащихся: нетбуки по количеству учащихся; учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь к учебнику «Учимся познавать мир»; индивидуальные карточки с заданиями; картинки грибов; толковый словарь.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация, тест в программе e – Learning Class V6.0, интерактивный кроссворд

Список учебной и дополнительной литературы

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Виноградова, Н. Ф., Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2011.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1–4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2009.

4. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Комплексные тесты под редакцией  Н.А.Сениной, Издательство Ростов на Дону, Легион, 2010.

6. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой / авт.-сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Работа с ребенком ОВЗ

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Окружающий нас мирИнтересно познаватьЕго тайны и загадкиМы готовы разгадать!

Настрой детей на урок.

- положительное отношение к урокам окружающего мира

1. Упражнение с опорой на несколько анализаторов.

Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованное слово. (природа )

- Ответы детей

Задание для Д.

Из слогов составить слово.

-РО-, -ПРИ-, -ДА-

- Какое слово составил Д.?

II. Актуализация опорных знаний

1. Определение понятия «природа».

1. «Какие предметы лишние?» (картинки птицы, машины, цветов, мебели, гриба, травы)

- Почему лишние предметы «машина», «мебель»? (Сделаны руками человека.)

- Как назвать одним словом остальные предметы? (Природа)

- Машина, мебель

- Ответы детей

- умение группировать предметы по признаку;

- Какие предметы нашёл Д.?

2. Выберите правильное определение «природы».

Природа –

  • это все то, что окружает человека

  • это все то, что сделано руками человека

  • это все то, что окружает человека и не сделано его руками

- Назовите предметы живой и неживой природы.

Рост - один из признаков живой природы. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

- Находят правильное выражение.

- Объясняют, доказывают.

- Ответы детей

- умение выделять главное;

- умение применять полученные знания;

- Какое выражение считает правильным Д.?

- Назови 1 предмет живой природы.

3. Работа по карточкам.

Карточка №1.

Отметь галочкой предметы живой природы.

Ручей

Лес

Снег

Птицы

Озеро

Деревья

Цветы

Небо

Карточка №2.

Отметь галочкой предметы неживой природы.

Насекомые

Облака

Животные

Дождь

Земля

Воздух

Вода

Растения

( Проверка фронтальная) - Назовите те предметы «живой» природы, которые вы отметили.

- Почему эти объекты относим к живой природе?

- Назовите предметы «неживой» природы, которые вы отметили.

- Почему эти объекты относим к неживой природе?

- Выполняют работу по карточкам.

- Ответы детей.

- Проверяют.

- Оценивают.

- умение применять полученные знания;

- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия;

Задание для Д.

Даны картинки живой и неживой природы. (дождь, заяц, камень, роза, река)

- Найти предметы неживой природы.

- Д., назови предметы неживой природы.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

- Ребята! Отгадайте загадку и поймёте, о чём пойдёт речь на уроке. Это и будет тема сегодняшнего урока.

С виду он похож на зонтик,Только меньше во сто крат.Коль гроза на горизонте,Он бывает очень рад.Если дождик и тепло,Он считает - повезло! (гриб)

- Ответы детей.

2. Целеполагание.

- Кто может сказать тему сегодняшнего урока?

- А какая тогда задача урока?

- Грибы.

- Узнать, какие бывают грибы, где растут грибы, строение грибов, чем грибы отличаются от растений.

- постановка учебной задачи, на основе соотношения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно, определение задач урока, деятельности на урок;

- Д., повтори тему урока.

3. Объяснительная беседа + информация на компьютере.

- Что мы уже узнали о растениях?

- А что мы знаем о животных?

- Приведите примеры растений и животных.

- Растения питаются растворенными минеральными солями.

- Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

- Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

- Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

- Животные имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. - Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. - Не могут вырабатывать питательные вещества сами. - Могут жить и развиваться в различных условиях.

- Ответы детей.

- умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог;

- умение применять полученные знания;

- Назови 2 растения и 2 животных соседу по парте.

Ученик является консультантом.

4. Упражнение по коррекции внимания.

- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на следующей страничке нашей учебной книги, необходимо выполнить задание.

Зачеркните буквы, которые повторяются 2 раза.

Г О А Е Р С О И С Ф Б Е А Ф (гриб)

(Картинка грибов)

- Выполняют задание на карточках.

- умение выделять главное;

Задание для Д.

Даны буквы на карточках (Р, Б, И, Г, Ь)

- Составить слово.

5. Работа со словарем.

- Прочитайте, как истолковывается в словаре слово «гриб».

- Работают со словарями в парах.

- умение работать со справочной литературой;

– умение принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства;

- Работает в паре.

6. Изучение новых знаний и способов деятельности.

- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные. Обоснуйте свой ответ.

- К какому царству относятся грибы?

- Как вы думаете, грибы относятся к живой  или неживой природе?

- Что мы уже знаем о грибах?

- Давайте повторим,  из каких частей состоит гриб.

- Давайте прочитаем по  учебнику статью «Чем грибы отличаются от растений и животных».

-  Как же питаются грибы?

- Ответы детей.

- ?

- К живой -  они появляются, растут, умирают.

- Ответы детей.

Работа с учебником, в тетради «Окружающий мир».

- Гриб состоит из шляпки, ножки,  грибницы.

Работа с учебником.

- Они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества.

- умение осуществлять контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

- Работа с Д. индивидуально. Учитель выступает в роли консультанта.

- Работает в паре с консультантом.

7. Физминутка  «Грибы»

  • Дети утром рано встали,

  • За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)

  • Приседали, приседали,

  • Белый гриб в траве нашли. (Приседание)

  • На пеньке растут опята.

  • Наклонитесь к ним ребята! (Наклоны )

  • Вон на дереве орех.

  • Кто подпрыгнет выше всех. (Прыжки)

  • Если хочешь дотянуться,

  • Надо сильно потянуться. (Потягивания-руки вверх)

  • Три часа в лесу бродили

  • Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)

  • Утомил всех долгий путь

  • Дети сели отдохнуть. (Садятся за парты).

- Выполняют физминутку.

8. Программированное задание.

- Чтобы перейти на следующую страничку нашей учебной книги и узнать о чём пойдёт речь, выполните задание. По верхним точкам прочитайте, какие бывают грибы.

. . . . . . . . Р С Л Ъ У Е Д Ц О Б А З Н Ы

. Ь Р Е Ж Х (Съедобные)

- Какие ещё бывают грибы?

- Выполняют задание на карточках.

- Несъедобные.

- умение выделять главное;

Задание на коррекцию зрительного восприятия.

Даны картинки растений и грибов.

- Разделить на две группы. Направляющая помощь учителя.

9. Кроссворд «Угадай гриб по описанию»

- Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

5. Этот гриб растет в роще, среди берез.

По вертикали:

1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.

2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.

3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.

4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.

6. Этот гриб растет у пней.

Ответы:

По горизонтали: 5. Подберезовик.

По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.

- Какие грибы оказались на нашей полянке?

- Разгадывают кроссворд.

- Съедобные.

- умение осуществлять контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

- Вовлечение Д. в общую деятельность.

10. Включение в систему знаний.

- Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах».

- Какие бывают грибы?

- Какие грибы называют трубчатыми, а какие – пластинчатыми?

Работа в группах.

(с учебником)

Выступление групп по плану.

- сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в обсуждении, договариваться, приходить к общему решению;

- умение слушать и слышать участвовать в коллективном обсуждении;

- Вовлечение Д. в групповую деятельность.

IV. Закрепление.

1. Самостоятельная работа с самопроверкой

-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.Где грибы берут питательные вещества?

А) производят сами;

Б) поглощают из остатков растений и животных;

В) получают от животных.

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

6.Как грибы связаны с деревьями?

А) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и не дают им всасывать из почвы воду и соли;

Б) нити грибницы срастаются с корнями деревьев и засушивают их;

В) грибы получают от деревьев те питательные вещества, которые деревья производят на свету.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) желчный гриб

В) шампиньон.

8.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, желчный гриб.

9.Какой гриб можно выращивать в теплице?

А) лисичка;

Б) шампиньон;

В) белый гриб.

10. Как называется ярко- жёлтый гриб со шляпкой в виде зонтика или воронки?

А) лисичка

Б) подберёзовик;

В) белый гриб.

- Проверим свои работы по ключам.

- Оценим результат.

(В нетбуках появляются результаты в баллах, процентах)

- Отвечают на вопросы теста.

- Учащиеся проверяют, оценивают.

1.В 2.В 3.А 4.Б 5.В

6.В 7.Б 8.Б 9.Б 10.А

–самостоятельно работать и оценивать правильность выполнения действия.

- умение контролировать результат своей деятельности, сличать результат с заданным эталоном;

Тест для Д.

1.Что есть у гриба?

А) корень;

Б) столбик;

В) шляпка.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

7.Какой гриб является несъедобным?

А) белый гриб;

Б) мухомор;

В) шампиньон.

8.Отметь съедобный гриб?

А) бледная поганка;

Б) желчный гриб;

В) опёнок осенний.

Индивидуальная проверка. Д. называет ответы.

- Мальчик оценивает себя. Стимулирующая помощь учителя.

V. Итог урока.

- Какую задачу мы ставили на уроке?

- Что вызвало у вас трудность?

- Что было самым интересным?

- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

- Ответы детей.

- контрольно-оценочная деятельность;

VI. Информация о домашнем задании.

- Составить кроссворд на тему: «Грибы».

- Нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

VII. Рефлексия

Вербальная форма (методика незаконченного предложения).

- Сегодня на уроке я …

- Самым полезным, интересным на уроке для меня было…

- Я встретился с трудностью при …

- У меня хорошо получилось …

- Мне это необходимо для …

- выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оформление мыслей в устной форме;

- осознанное построение речевого высказывания.

- Д., повтори тему урока.

- Что тебе больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

gigabaza.ru

Как вырастить лесные грибы в саду

Владельцы садовых участков и любители грибов могут попробовать выращивать лесные грибы у себя на участке.

В этой статье мы научимся выращивать лесные грибы у себя в саду. А также самостоятельно подготовить мицелий.

Если у вас в саду растут березы, ели, сосны или дубы, вы смело можете пробовать выращивать грибы. Ведь грибы тесно связаны с корнями деревьев и без них не растут. Споры гриба оплетают корень и даже проникают в его клетки, грибница образует своеобразный комплекс – грибокорень, или микоризу. Отсюда их название – микоризные грибы. Микориза симбиотическое сожительство гриба с растением. Обычно такое сожительство реализуется через корни но в некоторых случаях микориза образуется и с другими частями растения.

Если у вас на участке растет старая береза выращивайте подберезовики, подосиновики. Если это хвойные деревья, то нужно отдать предпочтение еловому рыжику или еловой форме белого гриба. Лисички растут и с хвойными, и с лиственными деревьями, масленок соответственно названию растет только с лиственницами.

[attention type=green]Внимание! Стоит отметить, что наиболее благоприятный возраст деревьев для выращивания под ними микоризных лесных грибов – от 10 до 30 лет.[/attention]

Способы выращивания грибов

Грибная рассада

Наиболее простой способ размножения грибов – грибной рассады. Для этого нужно достаточно мелко нарезать или пропустить через мясорубку зрелые (старые) шляпки грибов. Затем полученную субстанцию залить водой и настаивать сутки. За это время можно заняться подготовкой участка. Под избранным деревом перекопайте землю и щедро ее удобрить компостом. Полейте подготовленное место грибным настоем, а сверху присыпайте листьями. Периодически поливайте в сухую погоду.

Пересадка грибниц

Там, где росли нужные грибы, осторожно выкапывают небольшие кусочки грибницы. В саду их тщательно выкладывают в неглубокие ямки, прикрывают подстилкой из перепрелых листьев или хвои, и слегка ее увлажняют (но не поливают). Если погода стоит сухая, укрытие периодически слегка обрызгивают, чтобы почва внизу все время был влажным. Кусочки грибницы высаживают по периметру кроны на расстоянии 1,5-3 м от ствола дерева.

Чтобы грибница прижилась, ее полезно подкармливать раствором сахара: 10 г сахара на 10 л воды. Летом следите, чтобы почва оставалась слегка влажной. Периодически поливайте участок, особенно в период засухи. На зиму накрывайте её слоем опавших листьев или мхом, весной не забывайте их убирать.

Выращивание грибов из мицелия

Выращивание грибов из мицелия – один из самых популярных методов у грибников. Готовый мицелий и субстрат можно купить – он есть в продаже в садовых магазинах. Прежде чем приступать к реализации этого способа, подготовьте участок и почву.

Выберите место в тени деревьев, где почва влажная. На расстоянии 0,5 м от ствола дерева снимите верхний слой земли на глубину 0,5 см. площадь ямки рассчитывайте заранее, исходя из количества приобретенного мицелия.

Подготовьте субстрат из трухи, опилок и листьев. Положите его на дно ямки слоем примерно 20 см. Сверху присыпайте почвой (около 10 см). Далее уложите смешанный слой почвы и компоста. Теперь поверх этого можно укладывать перемешанный с землей мицелий. Распределите его вручную, равномерно утрамбовывая. Сверху присыпьте грунтом и полейте водой, засыпьте опавшими листьями.

После высадки мицелия участок необходимо регулярно поливать. Если высаживание мицелия пройдет успешно, то урожай появится уже в следующем году. Плодоносить такая грибница может от 2 до 5 лет.

[attention type=green]Совет! В холодные зимы не забывайте присыпать грибницы компостом, а при необходимости накрывать полиэтиленом или рубероидом.[/attention]

Оптимальное время для посадки грибов – период с мая по сентябрь. Высаживать грибы в землю следует с наступлением сумерек.

Рассмотрим как вырастить грибы в саду на примере белого гриба

Белый гриб можно переселить из леса на свой участок, и при успешном результате уже на следующий год вы получите урожай.

Чтобы белые грибы начали расти на вашем участке мы используем 2 способ, но это довольно сложно. Нужно выкопать грибницу и перенести на свой участок, при этом не повредив ее. Однако многим это удавалось, стоит попробовать и вам. Чтобы грибница имела шанс приняться она должна взаимодействовать с корнями кустов и деревьев, поэтому выбирайте на своем участке такое место, где у вас растут лиственные или хвойные деревья и кусты. Очень важно высадить грибницу белого гриба или любого другого гриба под таким же деревом, из-под которого она была выкопана.

Если у вас на участке есть такое место то смело пересаживайте грибницу. Для этого на расстоянии 0,5 м от ствола дерева снимите 20-30 см верхнего слоя почвы. На дно ямы постелите готовый компост из опавших листьев и корой деревьев, а сверху присыпьте небольшим слоем земли. Теперь можно выкладывать пласт земли с грибницей, полить и присыпать слоем листьев. Если в первые 14 дней после посадки стоит сухая погода, периодически поливайте грибницу.

Выращивание подосиновиков (красноголовиков)

Как вы уже поняли из названия, этот гриб в основном растет в осиновых рощах. Иногда его можно встретить и в смешанном лесу. Если же вы беретесь вырастить гриб на даче, то к вопросу выбора участка стоит подойти столь же тщательно, как и в случае с белым грибом.

Подосиновик, как и многие другие лесные грибы, относится к микоризным грибам. Это значит, что он образует с корнями деревьев симбиоз, т.е. взаимовыгодное сожительство. Поэтому на участке обязательно должны быть осина, береза или дуб. В тени этих деревьев и закладывайте свою будущую плантацию.

Подосиновики можно разводить с помощью:

Спор (грибная рассада)

Споры образуются на нижней стороне шляпок переросших грибов. Вот их вам и следует заготовить: залить водой и настаивать несколько часов. Полученным настоем спор в воде полейте участок, выбранный вами под выращивание грибов. Также шляпки можно высушить и использовать в качестве посевного материала. Прорастающие споры как раз образуют грибницу (мицелий).

Плодовых тел

Соберите в лесу молодые подосиновики, измельчите и закопайте на своем участке в верхнем слое почвы в тени деревьев.

Мицелия

Дикий мицелий можно собрать в лесу, выкопав вместе с почвой и деревьями. Таким образом вы переселите грибницу на свой участок, так же как и в случае с боровиками. Или же вы можете купить готовый мицелий в магазине.

Закладка грибной плантации и уход

Приготовьте компост. Расстелите на земле полиэтиленовую пленку, уложите на нее слоями листья и древесную труху с навозом, взятые в отношении 9:1. Залейте кучу теплой водой и оставьте на неделю. За это время она должна разогреться до температуры 35-40°С. Теперь ее можно перелопатить до однородной массы и оставить еще на 5 дней.

Высаживать красноголовики можно с середины мая по сентябрь (в более теплых регионах – с начала мая).

На выбранном участке вокруг дерева выкопайте яму глубиной 30 см и площадью 2 кв.м. Если корни дерева расположены на поверхности почвы или близко к ней, снимите только верхний слой.

Заполните яму компостом. Если она глубокая, то уложите компост до уровня земли, в неглубокую – выкладывайте слоями, чередуя компост (10-12 см) и почву (5-6 см), пока высота слоев не достигнет 50 см над уровнем земли.

Затем на расстоянии 25-30 см сделайте лунки глубиной 20 см. Опустите в них кусочки мицелия подосиновика и засыпьте почвой. Сразу же полейте плантацию водой из расчета 20 л на 1 кв.м и укройте слоем опавших листьев или лесной подстилки.

Не забывайте утеплять грибницу на зиму.

Чтобы грибница прижилась, ее полезно подкармливать раствором сахара: 10 г сахара на 10 л воды. Летом следите, чтобы почва оставалась слегка влажной. Периодически поливайте участок, особенно в период засухи. На зиму накрывайте его слоем опавшей листвы, мха или лапника, а весной не забывайте их убирать.

При благоприятных условиях плодоношение подосиновиков наступает уже на следующий год после закладки плантации. Урожайность составляет 5-15 грибов с 1 кв.м. При правильном уходе грибная полянка будет радовать вас урожаем в течение 4-5 лет. По истечении этого срока мицелий грибов нужно высадить заново по этому же методу.

Лисички и сухие грузди

Лисички и грузди также являются микоризными грибами. У этих грибов гнменофор. где созревают споры, в виде пластинок, поэтому их называют пластинчатыми. Лисичка находится в симбиозе с хвойными породами деревьев, хотя встречается и в лиственных лесах, а сухой груздь образует микоризу с березами. Оба гриба предпочитают известковую почву. Лисичка настояшая (Cantharellus cibarius) растет стабильно с июня до заморозков, постоянно и повсеместно даже в сухой год.

В Европе, да и в России многие предпочитают лисички другим грибам. На то есть свои причины. Они ярко-желтые, поэтому их легко найти. Попадаются они часто группами, поэтому набрать их можно достаточно много. Даже те, кто не особенно разбирается в грибах, знают, что лисички не ядовиты. Лисички часто появляются самопроизвольно на садовых участках при наличии там хвойных деревьев.

Что касается вкусовых качеств лисичек, то их вкус и запах хоть и грибной, но слабый. Они хороши в жарке, так как мало ужариваются, но лучше их готовить вместе с другими, более ароматными грибами.

kustroz.ru

как связаны между собой грибы и деревья под которыми они растут

Симбиоз - это длительное сожительство организмов двух различных видов растений или животных, когда их отношения друг с другом очень тесны и взаимно выгодны. Симбиоз обеспечивает этим организмам лучшее преодоление неблагоприятных воздействий окружающей среды и, главным образом, лучшее питание. Сожительствовать могут животное с животным, животное с растением и растение с растением.

Симбиоз двух растительных организмов встречается часто. Каждый знает, что подосиновики нужно искать там, где растут осины, подберезовики - в березовых лесах. И то, что шляпочные грибы растут вблизи определенных деревьев, не случайно.

Русский ботаник М. С. Воронин в 1885 г. высказал предположение, что шляпочные грибы не паразиты, а находятся с деревом в симбиозе, т. е. и дерево и гриб получают от сожительства взаимную выгоду. Впоследствии это предположение подтвердилось. Симбиоз гриба с корнями высших растений называют микоризой, что в переводе с греческого означает "грибокорень".

Подавляющее большинство деревьев в средних широтах образуют с грибами микоризу. Ученые установили, что нормальный рост многих деревьев невозможен без участия гриба, хотя есть деревья, которые обычно сожительствуют с грибами, но могут развиваться и без них (например, береза, липа) . Симбиоз гриба с высшим растением существовал еще на заре наземной флоры. Первые высшие растения - псилофитовые - уже имели подземные органы, тесно связанные с гифами грибов.

Можно предполагать, что гриб использует для своего питания углеводы (сахар) , выделяемые корнями, а высшее растение получает от гриба продукты разложения азотистых органических веществ в почве. Сам древесный корень получить эти продукты не может. Предполагают также, что грибы вырабатывают витаминоподобные вещества, усиливающие рост высшего растения. Кроме того, несомненно, что грибной чехол, облекающий корень дерева и имеющий многочисленные разветвления в почве, намного увеличивает поверхность корневой системы, поглощающей воду, что очень существенно в жизни растения.

Симбиоз гриба и высшего растения следует учитывать во многих практических мероприятиях. Так, например, при разведении леса, при закладке полезащитных лесных полос обязательно надо «заразить» почву грибами, вступающими в симбиоз с той породой деревьев, которую сажают.

Грибница микоризных грибов хотя и плохо, но все же может расти без дерева, а вот плодовые тела грибов без него образоваться не могут. Развести микоризные грибы в искусственных условиях, без дерева-партнера, пока так и не удалось.

otvet.mail.ru

Лесные съедобные грибы. Грибы в саду и на участке. Выращивание, размножение. Приготовление. Рецепты. — Ботаничка.ru

Иметь в своем саду подберезовики и подосиновики, лисички и белые грибы и даже рыжики очень заманчиво. И это вполне реально. Нужно только одно условие – чтобы на участке были березы или ели, сосны или дубы. Ведь эти грибы тесно связаны с корнями деревьев и без их участия не растут.

Белый гриб (Boletus edulis)

При выборе лесных грибов для выращивания в саду нужно прежде всего ориентироваться на то, какие деревья имеются на вашем участке. Если это береза, то можно вырастить подберезовик, подосиновик, березовую форму белого гриба. Если это ель, то нужно отдать предпочтение еловому рыжику или еловой форме белого гриба. Лисичка растет и с хвойными, и с лиственными деревьями, а золотисто-желтый лиственничный масленок соответственно названию растет только с лиственницами.

Почему у лесных грибов такая тесная связь с деревом? Дело в том, что, оплетая его корень и даже проникая в клетки, грибница образует своеобразный комплекс – грибокорень, или микоризу. Отсюда их название – микоризные грибы.

Микориза – сложный симбиоз деревьев и кустарников с грибами, до конца так и не разгаданный. Вот почему мы до сих пор не научились получать лесные грибы в искусственных условиях. Однако, переселить их в свой сад все-таки можно, и грибоводы-любители уже накопили в этом достаточный опыт. Наиболее испытаны способы выращивания белых грибов, поэтому расскажем о них более подробно. К тому же подобным образом можно выращивать и другие лесные грибы, которые вы захотите увидеть в своем саду.

Симбиоз дерева с грибом – Микориза (Symbiosis with tree fungus – mycorrhiza)

Выращивание грибов.

Мало кто знает, что у так нами любимого белого гриба в зависимости от того, с каким деревом он образует микоризу, имеется 18 форм. Их можно отличить по окраске шляпки. Например, у березовой формы она беловатая или светло-бурая. Лучшие условия для его плодоношения – березняки с разнотравным напочвенным покровом. А для сосновой или боровой формы с буровато-вишнево-красной шляпкой и очень толстой ножкой подходят сосняки, где растет брусника, вереск или лишайник. Это тоже надо учитывать при выборе белых грибов для садового участка.

Как мы уже упоминали, существует несколько способов разведения белых грибов, начнем с самого старинного.

Первый способ.

Перезревшие грибы складывают в деревянную посуду и заливают дождевой водой. Выдерживают около суток, затем размешивают, процеживают через редкую ткань. Полученным настоем с многочисленными спорами гриба поливают почву вокруг дерева от ствола до границы кроны. Этот способ был успешно апробирован автором в собственном саду, где растет несколько 25-летних берез.

Кстати, специалисты утверждают, что наиболее благоприятный возраст деревьев для выращивания под ними микоризных лесных грибов – от 10 до 30 лет.

Белый гриб (Boletus edulis)

© Kosiarz-PL

Второй способ.

Там, где росли нужные грибы, осторожно выкапывают небольшие (со спичечный коробок) кусочки грибницы. В саду их тщательно укладывают в неглубокие ямки, прикрывают подстилкой из перепревших листьев или хвои и слегка ее увлажняют (но не поливают!). Если погода стоит сухая, укрытие периодически слегка обрызгивают, чтобы почва внизу все время была влажной.

Кусочки грибницы высаживают по периметру кроны на расстоянии 1,5-3 м от ствола.

Третий способ.

Он заключается в использовании кусочков шляпок созревших грибов. Здесь могут быть разные варианты.

Подберёзовик обыкновенный (Birch bolete)

© Jörg Hempel

Первый вариант.

Под деревьями на разрыхленную подстилку из перепревших листьев или хвои раскладывают кусочки шляпок свежих созревших грибов. Через 4-5 дней их убирают, а подстилку увлажняют. Можно использовать и подсушенные кусочки шляпок. В этом случае их помещают уже под подстилку.

Второй вариант.

У зрелых белых грибов отделяют трубчатую часть шляпки, измельчают на кусочки до 2 см, подсушивают 1,5-2 часа, периодически перемешивая. Затем деревянной лопаточкой приподнимают верхнюю часть хвои или перепревших листьев, лежащих под деревом, и закладывают туда 2-3 кусочка гриба. После чего хвойную или листовую подстилку уплотняют и осторожно поливают.

Маслёнок (Suillus)

© Dezidor

При всех этих способах уже на следующий год реально собрать немного грибов. Спустя еще год можно рассчитывать на более богатый урожай. Конечно, из-за неблагоприятной погоды и влияния других нерегулируемых, а часто и неизвестных нам факторов могут быть и неудачи. Но они не должны смущать грибоводов-любителей, тем более что при выращивании лесных грибов не требуется никаких материальных затрат, кроме вашего, в данном случае не очень большого, труда.

Если участок небольшой и там растут только плодовые деревья, этими же способами грибы можно выращивать в ближайшем лесу или роще, где есть сосны, ели, дубы или березы в возрасте 10-20 лет. При этом тоже нужно выбирать место, похожее на то, откуда взят посадочный материал (по составу почвы, породе деревьев, характеру подлеска, травяного покрова).

Созданная вами грибная плантация, расположенная в близлежащем лесу, позволит не только весь сезон приносить домой полную корзинку отборных грибов, но и будет способствовать расширению мест их произрастания. Не секрет, что они постоянно уменьшаются, особенно около городов. По воспоминаниям замечательного русского писателя А. С. Аксакова, в середине XIX века за груздями, например, ездили на возах, а сейчас ходят только с одной корзиной.

При выращивании лесных грибов не забывайте главное правило — сажать их нужно только под деревом той породы, около которого взята грибница или гриб для посадки, так как эти лесные жители очень привязаны к своим древесным соседям.

Лисичка обыкновенная, или настоящая (Cantharellus cibarius)

© Sanja565658

Про запас

Грибы, соленные горячим способом.

Белые грибы, подосиновики, подберезовики, маслята, лисички, моховики многократно промывают холодной водой. В кастрюлю наливают воду из расчета 1 стакан на 1 кг грибов, кладут соль (на 1 л воды 1 ст. ложка) и после закипания воды – грибы. Во время варки удаляют пену, добавляют специи. Через 15-20 минут откидывают на дуршлаг, охлаждают, закладывают в бочонок или кастрюлю, пересыпая пряностями, и закрывают кружком с легким гнетом. Хранят в холодном месте. Готовы грибы будут не ранее чем через месяц.

  • Продукты: 10 кг грибов, 500г соли, 40 горошин черного перца, по вкусу лавровый лист, гвоздика и соцветия укропа.

Грибы, соленные холодным способом.

Грузди, волнушки, сыроежки заливают холодной водой и на сутки ставят в прохладное место. Потом воду сливают, подготовленные грибы ополаскивают водой, выкладывают в кадку слоями, пересыпая каждый солью и пряностями, закрывают кружком с гнетом и держат в прохладном месте. Готовы грибы будут через 1,5 месяца.

  • Продукты: 10 кг грибов, 400 г соли, по вкусу душистый молотый перец, лавровый лист, укроп, крупно нашинкованный чеснок.
Лисичка обыкновенная, или настоящая (Cantharellus cibarius)

© Thierry Bissonnette

Используемые материалы

  • Сад – Огород – Цветник №8 (77),  август 2009г – Л. В. Гарибова, Доктор биологических наук

www.botanichka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта