Разнообразие растений на земле. Презентация на тему "Разнообразие растений на Земле" - скачать бесплатно презентации по Биологии

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений на Земле. Разнообразие растений на земле


Разнообразие растений на Земле. | Учим и учимся вместе

Скачать файл

Проект (конспект) урока:

    • Предмет – окружающий мир;

    • 3 б класс;

    • Тип урока – введение нового знания;

    • Тема урока – Разнообразие растений на Земле.

    • Цель урока – Знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах

    • Задачи урока –

    1. Познакомить с разнообразием растений на Земле.

    2. Расширить знания детей о растениях.

    3. Закрепить навыки постановки целей работы.

    4. Формировать навык самостоятельного изучения материала.

    5. Формировать навыки работы в парах, группах

    6. Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.

    7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

    8. Развитие речи, памяти, воображения

      1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

      2. Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.

      3. Развивать умения выделять главное.

      4. Учиться работать в парах и группах.

      5. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

        1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир, М., Вентана – Граф, 2012.

        2. Мультимедийный проектор, компьютер.

        3. Компьютерная презентация «Разнообразие растений на Земле».

        4. Индивидуальные карточки для организации коллективного способа обучения.

        5. Индивидуальные карточки для проведения экспресс – теста.

          № этапа

          Этап урока

          Деятельность учителя

          Деятельность учеников

          1.

          Организационный момент.

          (2 мин.)

          Мы уже много знаем и умеем. Сегодня нам предстоит вложить еще один кирпичик в прочное здание наших знаний.

          Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

          Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

          Тему сегодняшнего урока мы можем сформулировать, отгадав загадку:

          Дышит, растет,

          А ходить не может (растение)

          — Вспомните, что вы знаете о

          растениях.

          (Презентация, кадр 1).

          Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

          (Презентация, кадр 2).

          растение

          живой организм, без него невозможна жизнь

          Знакомство с темой и планом урока.

          2.

          Постановка цели работы на уроке.

          (1 мин.)

          Каковы цели нашего урока?

          (Презентация, кадр 3).

          Замечательные цели вы поставили перед собой.

          Целеполагание.

          1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

          2. Совместное изучение свойств групп растений.

          3.

          4.

          Знакомство со схемой.

          (3 мин.)

          Совместное изучение материала по плану.

          (7 мин.)

          Рассмотрим схему «Разнообразие растений на Земле».

          (Презентация, кадр 4).

          Какие группы растений представлены в ней?

          Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

          Рассматривание схемы.

          Перечисление представителей каждой из представленных групп

          Знакомство с темой изучения.

          5.

          Рефлексия 1.

          (2 мин.)

          Вывод.

          Что вы узнали о первой группе растений?

          (Презентация, кадры 5 – 12).

          Подведение итогов работы.

          6.

          Динамическая пауза.

          Упражнения для снятия напряжения с глаз. (1 мин.)

          7.

          Изучение нового материала

          (15 мин.)

          Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

          1.Знакомство с темой изучения.

          Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

          Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

          Каждый из вас имеет своё задание.

          Прочитаем тему изучения для каждой групп

          1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

          -Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

          2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,Всегда на влажной почве мой родственник растет.Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

          -Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

          3 группа: Лесная трава – резная листва,

          Не хвалится ветками, но гордится предками –

          великанами могучими с кронами дремучими

          Ещё 1 подсказка:

          Люблю я тоже влагу.В тени, в лесной глуши,Мои резные листья, конечно, хороши.Но я горжусь не ими!Наш очень древний родИз прошлого планеты тепло и свет несет.

          4 группа:

          Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки,И хоть радость вам несем — никогда мы не цветем

          5 группа:

          Ну а мы, а мы с цветками,Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле,Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю,Нас узнаете везде

          (Презентация, кадр 13).

          Водоросли.

          Мхи

          Папоротники

          Хвойные растения

          Цветковые растения

          2. Изучение плана работы над темой.

          Любая работа должна идти по строго определенному плану.

          Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

          (презентация, кадр 14).

          Есть ли у вас вопросы по этому плану?

          Желаю вам плодотворной совместной работы.

          Изучение плана работы «по маршруту».

          (Приложение 1).

          1. Самостоятельное изучение темы.

          Работа по группам с использованием карточек.

          1. Водоросли

          2. Мхи

          3. Папоротники

          4. Хвойные растения

          5. Цветковые растения

          1. Взаимообучение.

          (презентация, кадр 15).

          Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

          Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

          8.

          Рефлексия 2.

          (2 мин.)

          Вывод:

          Что вы узнали о группах растений?

          Удалось ли вам изучить материал?

          Что помогло вам в этом?

          Подведение итогов работы.

          Самооценивание.

          Оценивание работы одноклассников.

          9.

          Динамическая пауза.

          Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

          (1 мин.)

          10.

          Экспресс – тест.

          (4 мин.)

          Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс – тест с самооцениванием.

          Выполнение экспресс – теста (приложение 2).

          Самооценка работы на уроке.

          11.

          Рефлексия № 3.

          (2 мин).

          Чему мы научились на уроке?

          Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

          Что помогло нам её достигнуть?

          Обсуждение записи на доске.

          Высказывания детей о форме проведения урока.

          12.

          Оценивание работы на уроке.

          Домашнее задание.

          (5 мин.)

          Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.

          Оценивание работы команд и отдельных учеников.

          Для закрепления полученного результата рекомендую изучить материал учебника на страницах 40 – 44.

          Спасибо за урок!

          Оценивание работы отдельных учеников.

          Запись домашнего задания.

          Спасибо за урок!

          Приложение 1

          План работы «по маршруту»

          1. Прочти статью учебника.

          2. Подготовь пересказ.

          3. Составь три вопроса по тексту.

          4. Перескажи свою статью соседу.

          5. Задай свои вопросы, выслушай ответы соседа.

          6. Внимательно послушай рассказ соседа.

          7. Ответь на его вопросы.

          8. Оцени свою работу.

          Приложение 2

          Экспресс – тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

          Растения дают человеку

          Растения защищают

          Приложение 3

          1) Водоросли.

          У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

          Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. — Багряные и бурые — древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.— В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками — "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе — зеленая страна).

          Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

          Древнейшие

          Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм.

          Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод. Первые мореплаватели,

          пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

          2) Мхи.

          На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

          Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф — ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

          Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

          3) Папоротники.

          Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

          У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. — Папоротники — растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок — тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

          4) Хвойные растения

          Хвойные — высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

          Хвойные — представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это — лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса — хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.— Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

          5) Цветковые растения

          Цветковые — наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые — культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок — знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

          Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

          — Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

          Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других — пыльцой, третьих — и тем и другим

          Кластер

          поле

          луг

          горы

          Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке, заполнить ее.

           

          стебли

          листья

          цветы

          корни

          плоды и семена

          цветковые

           

           

           

           

           

          водоросли

           

           

           

           

           

          мхи

           

           

           

           

           

          папоротники

           

           

           

           

           

          хвойные

           

           

           

           

           

          Проверка:

           

          стебли

          листья

          цветы

          корни

          плоды и семена

          цветковые

          +

          +

          +

          +

          +

          водоросли

           

           

           

           

           

          мхи

          +

          +

           

           

           

          папоротники

          +

          +

           

          +

           

          хвойные

          +

          +

           

          +

          +

          Бунчеева Анна Михайловна ,

          учитель начальных классов,

          стаж работы – 35 лет,

          высшая квалификационная категория.

          УМК «Начальная школа XXI века».

          gimmedoc.ru

          Разнообразие растений на Земле

          Тема: Разнообразие растений на Земле.                                      

          Цель: 1.Формировать умение конструировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений. 2.Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы и сохранении здорового образа жизни. 3.Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

          Мотивационный этап. Проверка д/з. Занимательный материал о растениях.

          I .Актуализация прежних знаний: «Минутка календаря»

          - Расскажите о погоде сегодня.

          Повторение. Что такое горизонт? Что такое план местности? Когда хорошо видна линия горизонта? Какие стороны горизонта ты знаешь?

              Операционный этап. -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты  черпали свое вдохновение  в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др.

          -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

                  Вывод: Растения всюду!

          –Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

          1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

          (ученик)        болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-

           вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водоросли и фукус разводят промышленным способом для удобрений и питания.

              Загадки: Есть змеи стометровые Зеленые, бордовые.

              А капитану в море От них большое горе.

          2. Вошли мы в реку босы,   А стали вдруг обутые.  «Русалочьи косы» Ноги нам опутали.

          Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые придают им   особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

          2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

                  Загадки: 1. Я- болотное растенье, Конопатят мною стены.

          2. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.

          Учитель:    Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

          3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей

          земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Многие виды папоротников – экзотические, их разводят специально.

             Загадки 1. Есть в лесу трава-краса. Листья, словно паруса,

             А в цвету красу-траву Не увидишь наяву.

          2. От пальмы верхушки Растут на опушке. И в гнилом овраге- У гнилой коряги.

          Учитель:  Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

              Физминутки: Гимнастика для улучшения слуха.

          Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.

          4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

          к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности.

           Загадки 1. У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.

              Если я не на опушке, Ветви- только на макушке.  (сосна) 2. И зимой, и летом В зеленую шубу одета.   (ель) 3. В Крыму, над морем Как в дозоре Стоят колоннами Всегда зелеными, На диво стройными.  (кипарис)

          Учитель:  Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

          5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

          можно в любой части света, в любой природной среде.

                  Загадки: 1. Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка.Сердечко золотое,Что это такое?    (ромашка) 2. Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть.   (львиный зев) 3. Стебель- кралатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый.   (горошек)

          Учитель:  Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

          *  Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

                  Царство растений:

                    водоросли      

             мхи и                               лишайники

           папоротники

           хвойные

            цветковые

                   

           Формирование  умений и навыков:        

          –Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

                  Экологический светофор. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? Можно ли разорять муравейники?  Можно ли собирать в лесу грибы?  Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? Нуждаются ли в защите хвойные деревья?  Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор?  

          Рефлексия:  Что узнали нового? Нужно ли беречь растения?

          Д/З: читать, реферат.

          intolimp.org

          Разнообразие растений на Земле

          Открытый урок

          По познанию мира в 3 «Б» классе

          На тему: Разнообразие растений на Земле»

          Подготовила :

          Мельникова Любовь Александровна

          Учитель начальных классов

          Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

          Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

          Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

          Оборудование:

          - Учебник « Познание мира» К. Жунусовой

          - Презентация « Разнообразие растительного мира»

          - Раздаточный материал

          - Компьютер, мультимедиапроектор, экран

          Кроссворд

          Ход занятия

          Организационный момент. ( приветствие гостей, настроение)

          Психологический настрой. (2 мин)

          -Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.

          Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению

          А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

          Проверка домашнего задания:

          1. Что такое почва?

          а) поверхностный слой земли

          б)кусок земли

          в)верхний плодородный слой земли

          1. Из чего состоит почва?

          а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

          б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

          в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве

          1. Перегной –это:

          а) плодородный слой почвы

          б) почвы с содержанием песка

          1. Какую роль выполняют дождевые черви в почве?

          а) приносят вред растениям

          б)рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной

          в)никакой

          1. Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?

          а) поливают почву

          б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков

          в) ничего не делают, итак всё растёт

          Организационно- психологический момент начала урока.

          А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот , что он сказал :

          « Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать .»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

          Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

          Актуализация знаний и постановка проблемы.

          На доске слайд № 1

          - Что общего у предметов , изображенных на этих картинках ( живые существа)

          - Докажите ( они дышат, питаются , растут , размножаются, стареют и погибают)

          СЛАЙД № 2

          - Какая картинка лишняя? ( волк)

          - Почему ? ( он относится к царству животных)

          - К какой группе вы отнесете остальные картинки ?( царству растений )

          Почему? ( так как у них есть корень, побег, цветок , плод с семенами)

          - Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)

          - Почему? ( их очень много )

          -Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая , а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях , название которой вы узнаете разгадав кроссворд.

          Ключевое слово зашифровано по вертикали.

          1)

          Д

          У

          Б

          2)

          Р

          О

          З

          А

          3)

          Т

          Р

          А

          В

          А

          4)

          К

          Р

          А

          П

          И

          В

          А

          5)

          Б

          А

          Н

          А

          Н

          6)

          И

          В

          А

          7)

          К

          А

          К

          Т

          У

          С

          8)

          М

          А

          К

          Дерево ,дающее плоды – желуди ( ДУБ)

          Посмотрите- у ограды

          Расцвела царица сада.

          Не тюльпан и не мимоза.

          А в шипах красотка ….(роза)

          ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ ( ТРАВА)

          ХОТЬ НЕ ОГОНЬ , а ЖЖЕТСЯ. ( КРАПИВА)

          Знают этот фрукт детишки ,

          любят есть его мартышки ( БАНАН)

          6. О ней говорят плакучая ( ИВА)

          7.На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться ( КАКТУС)

          8. Красивый цветок красного цвета семена, которого используют в кулинарии (МАК)

          Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.

          - Дуб. Что это ? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? ( цветковое растение)

          - Посмотрите деревья, цветы , травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все ? (разные)

          Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется

          « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3

          ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ»

          СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием

          - ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? ( размерами формой , окраской , условиями жизни, строением)

          Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах . Карточка № 1. Работаете прямо в карточке . Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.

          Карточка №1

          hello_html_m16c7ef3e.jpg

          - Определите орган, который укрепляет растение в почве ( КОРЕНЬ)

          - Часть растения , имеющая ответвления , несущая листья , почки и цветки( СТЕБЕЛЬ)

          - Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет( ЛИСТ)

          - Часть растения имеющая вид венчика из лепестков( ЦВЕТОК)

          - Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)

          - Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

          Проверка

          Каждой группе задается по одному вопросу , остальные группы проверяют.

          Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4

          Молодцы ребята вы успешно справились с заданием.

          Подумайте , все ли растения имеют названные части?( нет)

          - Правильно . Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

          -- Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?

          Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения

          Работа в группах. Изучение нового.

          Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп . А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли , вторая группа – мхи и т. д.

          Гр. № 1 - водоросли

          Задания по карточке

          Выбрать растение подходящее к вашей группе

          Прочитать текст в книге и дополнительный материал

          Пересказать в паре

          Ответить на вопросы по своей карточке

          -Где встречаются водоросли?

          -Какого они размера?

          -Какой вид они имеют?

          Гр. № 2 - МХИ

          Задания по карточке

          Выбрать растение подходящее к вашей группе

          Прочитать текст в книге и дополнительный материал

          Пересказать в паре

          Ответить на вопросы по своей карточке

          -Где растут мхи?

          -Какие части они имеют?

          -Много ли их на свете?

          Гр. № 3 – папоротники

          Задания по карточке

          Выбрать растение подходящее к вашей группе

          Прочитать текст в книге и дополнительный материал

          Пересказать в паре

          Ответить на вопросы по своей карточке

          -Как легко узнать папоротников?

          -Какие части у них есть?

          - Много ли их на свете?

          Гр. № 4 хвойные растения

          Задания по карточке

          Выбрать растение подходящее к вашей группе

          Прочитать текст в книге и дополнительный материал

          Пересказать в паре

          Ответить на вопросы по своей карточке

          -Назовите несколько элементов хвойных растений.

          -Какие у них листья?

          -Каких частей у хвойных растений не бывает?

          Гр. № 5- цветковые растения

          Задания по карточке

          Выбрать растение подходящее к вашей группе

          Прочитать текст в книге и дополнительный материал

          Пересказать в паре

          Ответить на вопросы по своей карточке

          -Какие части у них есть?

          – Где они встречаются?

          – Когда они зацветают?

          Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев , цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков . Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.

          Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

          Папоротники растения , обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные . Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

          Хвойные растения- это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет , семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна , можжевельник, кедр, ель.

          Цветковые растения- самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья , которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

          У каждой группы были вопросы, давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.

          Остальные группы могут задать вопросы

          Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.

          Обобщающая беседа

          - На сколько групп ученые разделили все царство растений ? ( на 5 групп)

          hello_html_4de8010c.png

          - Назовите их. ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)

          - По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы ? ( по строению, условию произрастания)

          На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях ,мы проверим, заполнив таблицу по данной теме по данной теме.

          hello_html_399f45fa.gif

          Проверка

          Но прежде чем мы закончим наш урок мне бы хотелось, закрепить полученные вами знания.

          Каждая группа составляет вопрос по теме и выбирая группу задает его, другие группы могут что то добавит если группа не полностью ответила на поставленный вопрос.

          Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.

          Мы узнали об особенностях строения каждой группы?

          Достигли ли мы поставленных целей?

          Творческое задание

          Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.

          Выставка работ

          Рефлексия. Радуга успеха . Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу

          -оцените свои успехи

          Итог урока

          – Что нового узнали на уроке?

          - кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?

          - пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

          Домашнее задание. На выбор

          стр 108-109 прочитать и пересказать,

          пересказать и составить кроссворд.

          приготовить сообщение , выбрав любую группу растений

          Заключение урока.

          И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

          infourok.ru

          Разнообразие растений на Земле

          В ходе изучения материала учебника и хрестоматии на протяжении нескольких уроков  мы постарались выявить  отличительные особенности, разнообразие форм  растительного мира и значимость  Царства растений в жизнедеятельности человека.

          Водоросли, колышущиеся под водой, и нарцисс, залитый солнечным светом, и лишайники, похожие на высохшую накипь на камне, кажутся совершенно разными, но все это – растения. В мире их тысячи видов. Это удивительные существа.

          Растения – живые организмы. Без них люди и животные не смогли бы выжить. Они дают нам пищу, насыщают воздух необходимым для дыхания кислородом и поглощают из него вредный углекислый газ. Растения могут расти в помещении и на открытом воздухе, высоко в горах, в жарких, сухих пустынях и на морском дне. Они питаются солнечным светом, не бродят в поисках пищи, а вырабатывают ее сами.

          На многих растениях есть цветы. Все цветущие растения имеют одинаковые части: сильный стебель поддерживает цветок; корни всасывают из почвы воду и питательные вещества; зеленые листья поглощают солнечный свет, необходимый для жизни растения; молодые  листья и цветы свернуты в тугие бутоны; у большинства цветов яркие лепестки.

          Зеленый цвет листьев необходим для превращения солнечного света в питательные вещества. Растения тенистого леса обычно имеют большие листья, чтобы уловить как можно больше солнечного света. В очень влажных местах у растений блестящие листья, чтобы дождевая вода стекала с них. У кактусов вместо листьев  колючки. Из-за колючек животные не едят кактус, а воду он запасает в толстом стебле.

          Корни поглощают воду. Она поднимается по стеблю к листьям. Вода нужна для роста растения. Корни растений бывают разные.

          Проведём опыт. Обернем горшок с цветком чистым сухим целлофановым пакетом и поставим его в теплое место. Через некоторое время на пакете появятся крошечные капли воды. Почему это происходит?

          Вывод: растения потеют! Таким образом они избавляются от лишней воды. Через крошечные отверстия в листьях выходит вода и поступает в воздух.

          Новые  растения выращивают из семян. У каждого они особенные. Семена по-разному покидают растение и находят себе место, где расти. Семена клёна и одуванчиков летают по воздуху. Птицы клюют ягоды, и семена попадают на землю с птичьими испражнениями.

          Семена некоторых растений, например, индийского лотоса, могут прорасти даже через тысячу лет. Возраст семян арктического люпина, найденных в мёрзлой почве составляет 15 000 лет. Некоторые из этих семян дали всходы, а на одном из них даже появились цветы.

          Проведём ещё один опыт. Возьмем семена гороха или фасоли,  посадим их в землю и польем водой. Через несколько дней из земли появятся зеленые росточки. Почему это происходит?

          Вывод: внутри любого семени есть зародыш. Когда семечко попадает в почву, и разбухает от воды, зародыш начинает расти и пробиваться к свету – наверх. Новое растение получает питательные вещества из семечка. Позже, когда вырастут листья и начнут вырабатывать пищу для растения, семечко высохнет и сморщится.

          Когда растение вырастает, оно начинает цвести. Цветок – очень важная  часть растения. В нем образуются семена, из которых потом вырастут новые растения.

          Цветок имеет свои части: чашелистик, лепестки, тычинки с пыльцой, пестик Чтобы образовались семена, пыльца с тычинок должна попасть на пестик. Во многих цветках образуется сладкий сок – нектар, который любят пить бабочки и другие насекомые. Они садятся на цветок, при этом вымазываются в пыльце и переносят её на другие цветы. Так происходит опыление.

          Сережки – это тоже вид цветка. Ветер переносит пыльцу с одной серёжки на другую.

          Яркие цвета и запахи привлекают к цветам и птиц. А цветок орхидеи офрис, или шмель цветковый очень похож на самца пчелы, поэтому пчёлы охотно садятся на него.

          В Боливии обнаружили растение – пуйя раймондии, которое живёт более ста пятидесяти лет, прежде чем на нём распустится одно огромное соцветие. Оно состоит из 8000 цветков и может достигать в высоту 11 метров. После того, как цветок вырастёт и в нём образуются семена для нового растения, старое растение умирает.

          На месте цветка после опыления появляется плод. Плод – это часть растения, в которой находятся семена.  Плоды падают на землю, прорастают – так появляются новые растения.

          Цветы и листья находятся на стебле. По стеблю из почвы через корень поднимается вода. Стебли бывают тонкие – травянистые и сильные, крепкие – древесные. Древесные стебли у деревьев называют стволами. Они бываюточень толстыми и высокими. Например, ствол гигантской секвойи в Калифорнии такой огромный, что через арку, образованную им, может свободно проехать машина.

          Каждый год вокруг ствола нарастает новый слой древесины. Если посмотреть на поперечный срез ствола дерева, можно увидеть много колец. Посчитав их, можно определить возраст дерева. Некоторым деревьям по несколько сотен лет.

          На коре дерева есть  особый узор. У каждой породы он свой. Кора деревьев прочная. Она защищает ствол от вредных воздействий окружающей среды.

          Растения очень хорошо приспосабливаются к окружающим условиям и растут везде, где есть для этого хоть самая маленькая возможность, а именно: солнечные лучи, почва, вода, семена.

          Способы выживания растений просто удивительные! Высокогорные растения располагаются близко к земле. У них маленькие цветы и листья, которые легко укрываются от ледяного ветра. Некоторые растения пустыни похожи на гальку. Так они обманывают животных, которые их едят. Под горячим песком пустыни ростки прячутся в ожидании дождя. Когда идёт дождь, они очень быстро прорастают и расцветают. А через несколько дней они дают семена и умирают. Перекати-поле похоже на шар. Ветер катит шар при этом семена высыпаются из него.

          Самое крошечное цветущее растение на Земле – плавучая ряска волффиа аррхиза. Размер его листочков составляет всего полмиллиметра в поперечнике. На ногте пальца человека свободно разместятся 25 таких растений.

          А вот самый большой в мире цветок у раффлезии – не имеющего листьев растения из тропических лесов Юго-Восточной Азии. Это растение-паразит живёт на лианах. Отдельные цветы достигают одного метра в поперечнике. Красно-белые цветы раффлезии выглядят весьма привлекательно, но имеют отвратительный запах гниющего мяса. Он привлекает мух, которые и опыляют цветок.

          Гигантская ламинария – это водоросль, образующая настоящие подводные леса в прибрежных водах Калифорнии. Её ветви достигают ста двадцати метров в длину, что позволяет считать ламинарию одним из самых высоких растений в мире.

          После изучения различных материалов о растениях, нами сделаны следующие выводы: Растения – живые организмы, обогащают воздух кислородом. Они растут практически везде, где есть солнце, почва и вода. Размеры растений колеблются от половины миллиметра до 120 метров. Человек научился активно использовать растения для своих нужд.

          Использование растений человеком: источник пищи, использование древесины в хозяйстве, топливо, стройматериалы, изготовление бумаги, получение каучука и резины, изготовление бечевы, верёвок, канатов и тросов, получение лекарств, изготовление парфюмерии и средств гигиены, использование нефти. Оказывается, нефть образуется из мельчайших морских растений, похороненных на дне океана миллионы лет назад!Растения – часть живой природы, без которой человек не может существовать

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Тема: Разнообразие растений на Земле.

          Скачать файл

          Тема: Разнообразие растений на Земле.

          Цель: Формирование методологической, экологической компетенций.

          Задачи: 1) Формировать умение конструировать и аргументировано

          отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений.

          2) Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.

          3) Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы

          и сохранении здорового образа жизни.

          Тип урока: комбинированный

          Оборудование: сигнальные карточки, условные знаки, компас, карточки с вопросами, открытки, иллюстрации, аквариум с водорослями, комнатные растения, кора дерева, гербарии, «Красная книга», карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске.

          План урока:

          I .Актуализация прежних знаний:

          а) создание позитивной обстановки:

          — Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя, гости! Ребята, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.

          б) психологический настрой:

          — С каким настроением пришли сегодня на урок?

          (дети сигнализируют картинками: тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)

          Долгожданный дан звонок-

          Начинается урок.

          Вот книжки на столе,

          А вот тетрадки.

          Не хочется играть

          Сегодня в прятки.

          И недосуг дуть

          На корабль бумажный-

          Сегодня в классе у ребят

          Урок уж больно важный! (А.Барто)

          -Ребята, погладьте свои головки, чтобы они хорошо работали, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. (играет тихая музыка)

          в) повторение:

          «Минутка календаря»

          — Расскажите о погоде сегодня.

          (ученик у доски сообщает дату, день недели и выставляет условные знаки погоды)

          — Домашнее задание по разделу «Ориентирование на местности» мы проведем в виде игры «Что? Где? Когда?». (крутится стрелка)

          1. Что такое горизонт?

          2. Что такое план местности?

          3. Когда хорошо видна линия горизонта?

          4.Какие стороны горизонта ты знаешь?

          5. «Черный ящик» . Прибор для определения сторон горизонта. (в ящике лежит компас)

          II Формирование новых понятий и способов действий:

          а) вступительное слово учителя:

          -Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др. (обращается внимание на карту Казахстана)

          б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

          горы

          луг

          поле

          Вывод: Растения всюду!

          в) –Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.

          (ребята получили задание кратко о них рассказать)

          1.Водоросли— низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в

          (ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-

          вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водо-

          росли и фукус разводят промышленным способом для удоб-

          рений и питания.

          Загадки:

          1. Есть змеи стометровые

          Зеленые, бордовые.

          А капитану в море

          От них большое горе.

          2. Вошли мы в реку босы,

          А стали вдруг обутые.

          «Русалочьи косы»

          Ноги нам опутали.

          Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые

          придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.

          (демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями)

          2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных

          (ученик) зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники

          принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.

          Загадки:

          1. Я- болотное растенье,

          Конопатят мною стены.

          2. Мягок, а не пух,

          Зелен, а не трава.

          Учитель: Мхи и лишайники— высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.

          (демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки)

          3.Папоротник— высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей

          (ученик) земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Мно-

          гие виды папоротников – экзотические, их разводят специаль-

          но.

          Загадки:

          1. Есть в лесу трава-краса.

          Листья, словно паруса,

          А в цвету красу-траву

          Не увидишь наяву.

          2. От пальмы верхушки

          Растут на опушке.

          И в гнилом овраге-

          У гнилой коряги.

          Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».

          (демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии)

          Физминутка:

          К речке быстрой мы спустились,

          Наклонились и умылись.

          Раз, два, три, четыре-

          Вот как славно освежились.

          А теперь поплыли дружно.

          Делать так руками нужно:

          Вместе- раз, это брасс.

          Одной, другой- это кроль.

          Три, два, один-

          Плывем как дельфин.

          Качаясь на волне,

          Плывем на спине.

          Вышли на берег крутой,

          Отряхнулись и домой.

          4. Хвойные— высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены

          (ученик) к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.

          Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину ис-

          пользуют для строительства и в мебельной промышленности.

          Загадки:

          1. У меня длинней иголки,

          Чем у елки.

          Очень прямо я расту

          В высоту.

          Если я не на опушке,

          Ветви- только на макушке. (сосна)

          2. И зимой, и летом

          В зеленую шубу одета. (ель)

          3. В Крыму, над морем

          Как в дозоре

          Стоят колоннами

          Всегда зелеными,

          На диво стройными. (кипарис)

          Учитель: Хвойные— представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.

          ( демонстрируются образцы хвойных, рисунки, видеозаставки)

          5.Цветковые— наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их

          (ученик) можно в любой части света, в любой природной среде.

          Загадки:

          1. Стоит в лесу кудряшка-

          Белая рубашка.

          Сердечко золотое,

          Что это такое? (ромашка)

          2. Он очень похож

          На звериную пасть,

          Но только в нее

          Неопасно попасть. (львиный зев)

          3. Стебель- кралатый,

          Листик- усатый,

          Цветок- душистый,

          А плод- пушистый. (горошек)

          Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

          (демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения)

          * Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.

          Царство растений:

          водоросли

          мхи и лишайники

          папоротники

          хвойные

          цветковые

          III Формирование умений и навыков:

          а) –Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:

          б) Работа в парах: Ученики задают небольшие вопросы по восприятию материала. «Ты- мне, я- тебе».

          в) Слово учителя: Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

          Физминутки:

          1. Гимнастика для глаз.

          На листе ватмана изображены крупные цветы (4 ряда по 3 цветка) различного цвета. Плакат помещен выше уровня глаз на боковой стене. На кончике указки бабочка, которая порхает с цветка на цветок. Дети выполняют упражнение стоя, «скользят» глазами по просьбе учителя.

          2. Гимнастика для улучшения слуха.

          Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.

          г) – А знаете ли вы правила поведения в природе: Ваши знания проверим в виде игры. (Дети сигнализируют: зеленый- да, можно; желтый- осторожно; красный- нет, нельзя)

          Экологический светофор

          Красный свет- природе вред!

          Желтый- осторожно!

          Свет зеленый- так красиво,

          Лес сказал тебе спасибо!

          1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)

          2. Можно ли разорять муравейники? (нет)

          3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)

          4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)

          5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)

          6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)

          7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)

          IV Рефлексия:

          а) – Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас.

          б) Чтение стихотворений учащимися:

          1. Ты-человек. Любя природу,

          Хоть иногда ее жалей.

          В увеселительных походах

          Не растопчи ее полей.

          2. В вокзальной сутолоке века

          Ты оценить ее спеши.

          Она- твой добрый давний лекарь,

          Она- союзница души.

          3. Не жги ее напропалую.

          И не исчерпывай до дна.

          И помни истину простую

          Нас много, а она одна.

          в) – Понравился ли вам урок? О чем расскажете дома?

          — А какое настроение у вас сейчас? (тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)

          — Желаю, чтобы такое настроение было у вас и на других уроках, а каждый из вас был бы маленьким солнышком. Спасибо за урок!

          gimmedoc.ru

          Презентация на тему "Разнообразие растений на Земле"

          53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

          X

          Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

          Разнообразие растений на Земле

          Описание презентации по отдельным слайдам:

          Разнообразие растений на Земле 1 слайд

          Разнообразие растений на Земле

          Цветковые растения 2 слайд

          Цветковые растения

          Цветковые растения Почему они так называются? Чем отличаются от других растен... 3 слайд

          Цветковые растения Почему они так называются? Чем отличаются от других растений? Приведите примеры цветковых растений. Почему цветы красивы и душисты?

          Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений ... 4 слайд

          Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные — преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев — янтарь.

          Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископ... 5 слайд

          Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (23—79 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.

          Янтарь Янта рь — ископаемая смола, минерал класса органических соединений. Ис... 6 слайд

          Янтарь Янта рь — ископаемая смола, минерал класса органических соединений. Используется для изготовления ювелирных изделий, лекарств[1]. Имеет много поэтических названий — «слёзы моря», «дар солнца» и т. д.

          Янтарная комната Янтарный кабинет (позднее  — Янтарная комната) был создан не... 7 слайд

          Янтарная комната Янтарный кабинет (позднее  — Янтарная комната) был создан немецкими и датскими мастерами для прусского короля Фридриха I. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно.

          Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта то... 8 слайд

          Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.

          Сосна обыкнове нная (лат. Pínus sylvéstris) — растение, широко распространённ... 9 слайд

          Сосна обыкнове нная (лат. Pínus sylvéstris) — растение, широко распространённый вид рода Сосна семейства Сосновые. В естественных условиях растёт в Европе и Азии. Дерево высотой 25—40 м и диаметром ствола 0,5—1,2 м.

          Ель колючая – Picea pungens. Вспомните огромные голубые елки около Кремлевско... 10 слайд

          Ель колючая – Picea pungens. Вспомните огромные голубые елки около Кремлевской стены. Есть много чудесных сортов самой разной формы с голубой или серебристой хвоей.

          Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почв... 11 слайд

          Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.

          Пихта корейская – Abies koreana, деревце конической формы, хорошо растущее в ... 12 слайд

          Пихта корейская – Abies koreana, деревце конической формы, хорошо растущее в тени и полутени, высотой 2-3 м. Отличительная особенность этой пихты – раннее появление, начиная с 5-летнего возраста, многочисленных ярких фиолетовых шишек.

          Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое... 13 слайд

          Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.

          Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ив... 14 слайд

          Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось — ведь папоротник вообще не цветет!

          Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих приз... 15 слайд

          Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.

          Зелёные водоросли ЗОНТИКОВИДНЫЕ ТАЛЛОМЫ зеленой водоросли 16 слайд

          Зелёные водоросли ЗОНТИКОВИДНЫЕ ТАЛЛОМЫ зеленой водоросли

          Жгутиковые водоросли. Верхний ряд, слева направо: эвгленовые (эвглена зелёная... 17 слайд

          Жгутиковые водоросли. Верхний ряд, слева направо: эвгленовые (эвглена зелёная, факус), пирофитовые (ночесветка, цератиум разветвлённый). Нижний ряд – пирофитовые; слева направо: диссодиниум лунный, динофизис норвежский, перидинелла, пророцентрум малый

          Золотистые водоросли 18 слайд

          Золотистые водоросли

          Красные водоросли. Верхний ряд, слева направо: ирландский мох, эндокладия кол... 19 слайд

          Красные водоросли. Верхний ряд, слева направо: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гелидиум. Нижний ряд, слева направо: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра

          Бурые водоросли. Верхний ряд, слева направо: фукус, постелсия пальмовидная, м... 20 слайд

          Бурые водоросли. Верхний ряд, слева направо: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум. Нижний ряд, слева направо: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра

          Зелёные водоросли Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрас... 21 слайд

          Зелёные водоросли Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора

          Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50... 22 слайд

          Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.

          Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антаркт... 23 слайд

          Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.

          Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах дере... 24 слайд

          Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов — кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.

          Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля в... 25 слайд

          Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.

          Работу выполнила учитель начальных классов Назарова А.Н. http://ru.wikipedia.... 26 слайд

          Работу выполнила учитель начальных классов Назарова А.Н. http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.ebio.ru/pro07.html http://blogs.mail.ru/mail/lina

          Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

          Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

          Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

          72237267730474007413742376047660

          339823402234041340633407234073340743407534076340773413134144

          У вас есть презентация, загружайте:

          Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

          uslide.ru

          Конспект урока на тему "Разнообразие растений на Земле"

          Тема: « Разнообразие растений на Земле»

          Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.

          Задачи:

          - познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;

          - воспитывать чувства бережного отношения к природе, её значимости в жизни человека;

          - развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.

          Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский

          Ход урока

          1. Организационный момент

          Долгожданный дан звонок –

          Начинается урок

          Всё ль на месте,

          Всё ль в порядке:

          Книжка, ручка и тетрадки.

          Все ли правильно сидят,

          Все ль внимательно глядят.

          И готовы получать

          Лишь всегда оценку пять.

          - Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу.

          Я желаю всем нам хорошего урока.

          1. Проверка домашнего задания.

          Самостоятельная работа.

          Ваша оценка будет зависеть не только от правильности выполнения домашнего задания, но и от работы на уроке. Каждый вид работы на уроке вы будете оценивать в оценочных листах, которые лежат у вас на столах.

          1. Сообщение темы и целей урока

                  Поэтическая минутка.          Всё в тающей дымке-          Холмы, перелески…          Здесь краски не ярки          И звуки не резки…          Здесь мало увидеть,          Здесь надо всмотреться,          Чтоб ясной любовью          Наполнилось сердце.          Здесь мало услышать,          Здесь вслушаться нужно,          Чтоб в душу созвучья          Нахлынули дружно.          Чтоб вдруг отразили          Бездонные воды          Всю прелесть застенчивой          Русской природы.   (Н. Рыленков)        - Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.         - А что такое природа?     - Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

          - На какие 2 большие группы делится природа?

          - Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

          Слайд 1

          - На какие большие группы делится живая природа?

          - Как называются эти группы?

          - А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

          Из- под снега расцветает,

          Раньше всех

          Весну встречает.

          (Подснежник) Слайд 2

          Живые рубиныНа ветках видны,И мякотью сладкойРубины полны. 

          (вишня) Слайд 3

          Стоит колюка на вилах,

          Одета в богрянец,

          Кто подойдёт, Того кольнёт.  ( Шиповник) Слайд 4

          - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с их разнообразием и новой классификацией растений.

          3. Изучение нового материала

          - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

          Учёные изучили растения и пришли к выводу, что они все похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп.

          Итак, первая группа. Слайд 5

          Постоянная среда обитания этой группы – вода, однако многие их виды могут жить и вне среды. Обратитесь к учебнику и определите, что это за группа. Что вы ещё узнали о растениях данной группы?

          Слайд 6

          Вторая группа. Слайд 7

          К этой группе относятся растения, которые можно встретить в тенистом уголке леса. Это травянистое растение с тёмно-зелёными продолговатыми листьями. Что это за группа?

          Слайд

          Третья группа. Слайд 8

          Растения этой группы встречаются во влажном лесу, на болоте, стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зелёного цвета. Как называется эта группа растений?

          Слайд 9

          Что ещё вы узнали о мхах?

          Физкультминутка

          Игра «Деревья, кустарники, травы»

          Если я называю дерево, вы поднимаете руки вверх, если кустарник – отводите руки в сторону. Если я называю травянистое растение, то вы приседаете.

          Четвёртая группа. Слайд 10

          Растения этой группы обитают в нашей стране повсюду. Листья многих растений этой группы – длинные тонкие иголки.

          Обратитесь к учебнику и определите, что эта за группа.

          Слайд 11

          Пятая группа. Слайд 12

          Это самая многочисленная и широко распространённая на Земле группа растений. Они встречаются повсюду: в лесах, на лугах, в водоёмах…

          Что это за группа?

          Слайд 13

          Оцените сою работу.

          3.2 Заполнение таблицы

          Работа в паре

          Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке заполнить ее.

          По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

           

          Слайд 14

          Проверка: Слайд 15

           

          Проверка

          -Кто не допустил ни одной ошибки?

          - А кто одну, две?

          - Молодцы!

          Оцените свою работу.

          3.3 Загадки

          А сейчас мы посмотрим, как вы будете применять знания, полученные на сегодняшнем уроке. Я буду загадывать вам загадки о растениях. Вы отгадываете и определяете, к какой группе растений оно относится.

          6.Что же это за девица?

          Не швея, не мастерица

          Ничего сама не шьёт,

          А в иголках круглый год.

          (Ёлка) Слайд 20

          1.У меня длинней иголки,

          Чем у ёлки.

          Очень прямо я расту.

          В высоту.

          Если я не на опушке,

          Ветки только на макушке.

          (Сосна) Слайд 16

          2.Благоухает и манит,

          Цветами нежными дарит,

          Протянешь руку за плетень –

          И в ней окажется (сирень) Слайд 17

          10.Стоит в саду кудряшка, -

          Белая рубашка,

          Сердечко золотое,

          Что это такое?

          (Ромашка) Слайд 24

          9.Поле, словно в жёлтых волнах.

          Здесь растёт цветок…

          Поворачивает ловко

          Он за солнышком головку.

          (Подсолнух) Слайд 23

          5.Осень в сад

          К нам пришла

          Красный факел

          Зажгла.

          Здесь дрозды,

          Скворцы снуют

          И галдя её клюют.

          (Рябина) Слайд 20

          4.Что за дивная краса?

          Листья, словно паруса,

          Но с цветами ту траву,

          Не увидишь наяву!

          (Папоротник) Слайд 19

          3.Мягок, а не пух,

          Зелен, а не трава.

          (Мох) Слайд 18

          8.Колосится в поле рожь.Там, во ржи, цветок найдешь.ярко-синий и пушистый,Только жаль, что не душистый.(Василек) Слайд 22

          7.Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звону нет.(Колокольчики) Слайд 21

          Оцените свою работу.

            1. Бережное отношение к природе

          Чтобы сохранить всё разнообразие природы каждый из нас должен внести свой вклад.

          Что должен делать каждый человек для сохранения природы?

          Ты, человек, любя природу,

          Хоть иногда её жалей:

          В увеселительных походах

          Не растопчи её полей,

          В вокзальной сутолоке века

          Ты оценить её спеши:

          Она твой давний

          Добрый лекарь!

          Она – союзница души.

          Не жги её напропалую

          И не исчерпывай до дна,

          И помни истину простую:

          Нас много, а она одна!

          Помните эту истину, соблюдайте правила поведения в природе и тогда сможете всегда любоваться её удивительной красотой.

          4.Рефлексия.

                  Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

          - Кому работать было легко?

          - Кто испытывал трудности?

          - Кто остался доволен своей работой на уроке?

          - Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

          5. Оценивание

          6.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ        

          - Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.        Для всех:1. Прочитать в учебнике статью на стр. 59 – 64.        Для юных ученых:        Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:         Творческие работы:          - сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд.

          стебли

          листья

          цветы

          корни

          плоды и семена

          цветковые

           

           

           

           

           

          водоросли

           

           

           

           

           

          мхи

           

           

           

           

           

          папоротники

           

           

           

           

           

          хвойные

           

           

           

           

           

          стебли

          листья

          цветы

          корни

          плоды и семена

          цветковые

          +

          +

          +

          +

          +

          водоросли

          _

          _

           _

          мхи

          +

          +

           _

          папоротники

          +

          +

          +

           _

          хвойные

          +

          +

          +

          +

          doc4web.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта