Дыхание и питание растений. Дыхание и питание растений Открытый урок по окр. миру 3 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Дыхание и питание растений. Дыхание и питание растений


Дыхание и питание растений Открытый урок по окр. миру 3 класс

ОКР. МИР УРОК № 14 Дата____________ Тема. Дыхание и питание растений. Цель урока: познакомить с дыханием и питанием растений. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле; - развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся; - воспитательные: воспитание доброго отношения к природе. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с дыханием и питанием растений, научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям. Тип урока: объяснение нового материала. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: биология. Техническое оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями для учащихся, карточки у учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, фонозапись леса, ширма , кукла, тестовые задания. Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, технология развивающего обучения, игровая. Ход урока I. Организационный момент 1. Начало урока. Психологический настрой. Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я  очень рада встрече с вами. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь. Начинается урок. Он пойдёт вам, дети, впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! - Мы начинаем урок окружающего мира.  II. Актуализация знаний 1. Минутка синоптика 2. Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос): - Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Как называется наука о растениях? - Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»? - Перечислите, какие вы знаете группы растений? 3. Игра «Классификация растений» - У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится. - Назовите основные признаки отличия каждой группы. - Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему? 4. Игра «Найди лишнее название» ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК -  Молодцы! Хорошо справились с работой! III. Сообщение темы и цели урока. 1. Подготовка к активной познавательной деятельности. – Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) – Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.) – В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз. 2. Мотивация учебной деятельности Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего. - Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют) Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком. 8001003175000СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК – У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».) - Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.) ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ растение солнце человек - Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

schoolfiles.net

Дыхание и питание растений

— Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце — неживая природа; растения, чело­век — живая природа.)

- Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

— Как дышат растения? (Ответы учеников.)

— Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

(Учитель рисует на доске схему дыхания растений.)

— Как же растения питаются? (Своими корнями растения вса­сывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные ве­щества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.

Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья расте­ний - это удивительные «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» перестала бы работать. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поня­ли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не может из воды и углекис­лого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это де­лают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом добывают для себя необходимые питательные вещества, а вместе с этими веществами - и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнеч­ного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Ра­стения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

(Учитель на доске рисует схему питания растений.)

- Сравните две схемы: «Питание растений» и «Дыхание ра­стений».

- Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кис­лородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.)

2. Работа в парах

— Расскажите, пользуясь схемой, как питаются и дышат ра­стения.

— А теперь послушайте сказку.

Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

«И почему это листья такие зеленые и о чем они все время перешеп­тываются?» — подумала Маринка.

И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней ли­стья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?

— Пойму, — решительно сказала девочка.

— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлоро­филловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каж­дое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, ли­стьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.

— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду вы­сасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых ра­стениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и раство­ренных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и Кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зе­леные зернышки-заводики.

— Нуда, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. - Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

— Верно говоришь-шь-шь, - зашелестели листья. - Заводам для ра­боты обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое.

Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яр­кое, что пришлось зажмуриться.

— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко... — наперебой повто­ряли листья над головой девочки.

И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

— О чем рассказали зеленые листочки Маринке?

— Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ.)

— Как называются те вещества, которые вырабатывают клет­ки? (Крахмал и сахар.)

— Для чего они нужны клеткам? (Для роста растения.)

— Что дает энергию зеленым листьям? (Солнце.)

Работа по учебнику

— Прочитайте в учебнике текст на с. 74—75.

— Как дышат растения?

— Как питаются растения?

V. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем —

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

studlib.info

Дыхание растений | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

Дыхание является универсальным свойством всех живых организмов, которые населяют Землю. Суть этого процесса у растений, также как у животных, состоит в поглощении кислорода, который взаимодействует с органическими соединениями тканей их организмов с образованием углекислоты и воды. При дыхании вода используется самим растительным организмом, а углекислоту растения выделяют в окружающее пространство. Дыхание характеризуется тем, что для выделения энергии расходуется органическое вещество, то есть это процесс, обратный фотосинтезу, при котором происходит накопление питательных веществ в тканях растений. В светлое время суток практически все растения продуцируют кислород, но в их клетках имеет место и дыхание, протекающее менее интенсивно. В ночное время процесс дыхания происходит активнее, тогда как фотосинтез прекращается без доступа света.

Жизнь растительной клетки и, соответственно, существование растения в целом, возможно лишь при условии постоянного притока энергии и пластических веществ, которые можно рассматривать как строительный материал. С точки зрения химической природы акт дыхания – это состоящая из многочисленных звеньев цепочка сопряженных окислительно-восстановительных реакций, происходящих на уровне клеточных органелл и сопровождающихся расщеплением органических веществ с последующим использованием заключенной в них энергии для питания растений. Внешним дыханием называют газообмен между организмом растения и окружающей средой через устьица листьев, чечевички в коре стволов деревьев. Органами дыхания высших растений являются зеленые листья, стебли (стволы деревьев), у водорослей – все их клетки. От стандартного типа очень отличается принцип дыхания некоторых бактерий, которые добывают необходимую для существования энергию посредством окисления мнеральных веществ. Так, нитрифицирующие бактерии осуществляют окисление аммиака до азотной кислоты, а серные бактерии сероводород – до серной кислоты.

 

Клеточное дыхание растений происходит в специальных структурах клеток – митохондриях. Причем эти органеллы растительных клеток имеют ряд существенных отличий от таковых животных, что связано с особенностями жизнедеятельности растений (прикрепленный образ жизни, необходимость изменять метаболизм в соответствии с переменчивыми условиями окружающей среды). Поэтому у растений имеются дополнительные пути окисления органических соединений, вырабатываются альтернативные ферменты. Схематически процесс дыхания выглядит как реакция окисления сахаров посредством поглощаемого кислорода до воды и углекислоты. При этом выделяется тепло, что четко прослеживается при прорастании семян и распускании цветов некоторых видов растений. Дыхание не следует рассматривать исключительно как процесс поставки энергии для роста и развития организма растения. Значение процесса дыхания растений очень велико. На промежуточных этапах этого процесса образуется ряд органических соединений, используемых затем в разных реакциях обмена веществ, к примеру, пентозы и органические кислоты. Несмотря на то, что дыхание и фотосинтез по своей природе противоположны, часто они взаимодополняют друг друга, так как являются источниками энергетических носителей (АТФ, НАДФ-Н) и метаболитов в клетке. В засушливых условиях вода, выделяемая при дыхании, может уберечь растение от обезвоживания. Но не во всех случаях интенсификация этого процесса полезна для растения, так как избыточное выделение энергии дыхания в виде тепла приводит к ненужной потере сухого вещества клеток.

uclg.ru

Дыхание и питание растений

Здравствуйте ребята! Меня зовут профессор Колбочкин! Очень много своего времени я провожу в своей любимой лаборатории, ставлю различные опыты и эксперименты. И сегодня на уроке я помогу вам узнать, как происходит дыхание и питание растений.

Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Значит, для него, как и для всех других живых организмов характерно питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение и гибель.

Растение – живой организм

Растениям для жизни необходима вода, минеральные вещества и воздух. Все эти вещества растения получают из окружающей среды с помощью своих органов. Корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворённые в ней минеральные вещества. Убедиться в этом нам поможет опыт.

У комнатного растения срежем стебель на высоте 10 сантиметров и на пенёк наденем короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё. Этот опыт доказывает нам, что корень поглощает из почвы воду с минеральными веществами, которая далее поднимается вверх по растению во все его органы.

Растения получают вещества не только из почвы, но и из воздуха.

С помощью опытов, я и другие учёные установили, что зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества – сахар и крахмал, и выделяется кислород. Сначала из углекислого газа и воды образуется сахар. Затем сахар превращается в крахмал и наоборот. Из листьев органические вещества поступают во все органы растения. Они используются растением для различных целей: идут на построение его тела, необходимы для питания, используются при прорастании семян. Часть органических веществ не расходуется и откладывается в запас. Например, у яблони питательные вещества накапливаются в плодах, у моркови в корнеплодах (утолщённых корнях), а у картофеля в клубнях.

Подтвердим это опытом. Возьмём клубень картофеля и разрежем его. Капнем на срез несколько капель раствора йода. Срез картофеля окрасится в сине-фиолетовый цвет. Как известно, от йода крахмал синеет. Значит, можно сделать вывод, что различные органы растения, например клубни картофеля, содержат крахмал.

Кроме сахара и крахмала в зелёных листьях под действием света образуется газ кислород. Он выделяется из листьев в воздух, и необходим всем живым организмам, в том числе и человеку для дыхания. Убедимся в этом с помощью опыта.

Возьмём две ёмкости, опустим в них горшок с растениями и закроем их. Поставим одну ёмкость с растением на яркий свет, вторую - в темноту, например, в тёмный шкаф. Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой - лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения выделили кислород. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потухнет. Значит, зелёные растения выделяют газ кислород и только на свету.

Листья растений испаряют воду. Проведём небольшой  эксперимент. Наклоним  ветку с листьями и, не отрезая её от растения, поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Её испарили листья.

Можно определить количество воды, испаряемой растением. Возьмём три пробирки, нальём в них одинаковое количество воды, в две пробирки на поверхность воды нальём масло.  Оно покроет воду и не даст ей испаряться с поверхности. Срежем ветку с листьями какого-нибудь растения и поставим в третью пробирку. Уже через сутки воды в пробирке без масла станет меньше, так как часть её испарится. В третьей пробирке воды станет меньше всего. Значит, вода поднялась вверх по растению и испарилась через листья.

Разные растения испаряют разные количества воды. Одно можно сказать точно, так это то, что растения испаряют очень много воды. Для примера одно растение подсолнечника испаряет за день от 3 до 4 стаканов воды, капуста – 5 стаканов, а берёза в жаркий день испаряет до 6 вёдер воды.

Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется воды. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт.  Поставим в две одинаковые пробирки с водой по одной веточке комнатного растения с мелкими и крупными листьями. Уровень воды быстрее понизится в пробирке, в которой находится ветка с крупными листьями.

Испарение играет в жизни растений большую роль. Ярко освещённые солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются и растение не перегревается. Испарение помогает передвижению воды в растении. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. А вместе с ней передвигаются и растворённые в ней питательные вещества.

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте.

Если дыхание прекращается, растение гибнет. Дышат все органы растения. Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим прорастающие семена гороха. Во вторую ёмкость положим корнеплод моркови. В третью ёмкость поместим свежесрезанный стебель растения с листьями. На следующий день опустим в каждую из ёмкостей горящую лучинку. Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение. Для дыхания необходим кислород.

Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Растения поглощают при дыхании значительно меньше кислорода, чем выделяют его при образовании питательных веществ. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Подведём итог. Растения – это живые организмы. Для них, как и для всех живых организмов характерно питание и дыхание. Всё необходимое для жизни – воду, минеральные вещества и воздух, растения получают из окружающей среды с помощью своих органов. На свету зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества – сахар и крахмал, которые являются основной пищей растений. Вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух. Кислородам дышат животные, люди и сами растения. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем бы не было кислорода!

При дыхании растения поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у них круглые сутки — и на свету, и в темноте.

www.videouroki.by


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта