Конспект урока по Окружающему миру «Разнообразие растений» 3 класс. Разнообразие растений 3 класс конспект урока
Конспект урока Окружающий мир 3 класс. Тема: Разнообразие растений.
Конспект урока учителя начальных классов ГОУ СОШ №1056 Антиповой А. В.
А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. Тема: Разнообразие растений.
Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений; гербарий, демонстративные картинки и фотографии с изображением изучаемых объектов, таблица «Строение растений», атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешакова, презентация «Разнообразие растений», мультивидийный проектор, компьютер, колонки. Раздаточные листы с заданием.
Ход урока.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Звучит запись «пение птиц». Дети входят под запись в класс.
- Сегодня, урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Алла Викторовна. Урок наш необычный, урок - исследование.
Послушайте внимательно и определите чему будет посвящен наш урок? ( о чем будет говорится на уроке).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(С. Погореловский)
В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, куда отправится наша экспедиция?
(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лес и познакомимся с разными растениями.)
Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Разнообразие растений».
(Запись на доске,открыть створки)
Как вы думаете,что мы будем изучать?
( Какие в лесу растут растения.)
Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес.....»? Что значит «дремучий»?
( «Дремучий» - это значит темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело. А на лужайках очень светло и красиво.И даже есть такая наука,которая изучает живую природу)
- Кто-нибудь знает как называется наука, которая изучает живую природу?
( Биология).
А вы знаете, что учёные – биологи делят живую природу на несколько царств?
Вы уже знаете что такое царство, кто вспомнит?
Царство- 1) Государство во главе с царем.
Время правления какого - нибудь царя, царствование.
(перен.) Та или иная область деятельности, средоточение каких-нибудь явлений, предметов.
Царство растений.
Темное царство - некультурная, отсталая среда.
Сонное царство - (разг. шутл.) о многих спящих людях или о долго и много спящих.
(Толковый словарь Ожегова).
Оказывается что и в живой природе есть царства
Бактерии Живая природа Люди
Грибы Растения Животные
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
Повторение.
На доске - картинки с разнообразными растениями ( по выбору учителя)
На какие группы можно распределить эти растения?
( Деревья, кустарники, травы.)
- Какие части растения вы знаете?
( Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)
Физкультминутка.
Вышли из за парт, сели на корточки, представьте что все вы красивые цветочки, которые только что рассадой посадили в землю. Светит яркое солнышко, вы начинаете расти, подрастаете, становитесь все выше и выше. ( При этом дети встают, тянут руки вверх.) И превращаетесь в красивейшие цветы. Замечательно, очень красиво.
Но продолжаем с вами наше путешествие.
Знакомство с новой классификацией растений.
Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп.
Растения
Низшие Высшие
растения растения
Водоросли Мхи
Папоротники
Хвойные
Цветковые
Познакомить нас с представителями каждой группы смогут наши юные ботаники.
Для этого нам нужно разбиться на группы. Вы видите что у Вас на столе лежат фигуры разного цвета , это ваши помощники для того что бы разбиться на группы. Там где синий флажок подойдите с синими фигурами.
Детям дается дополнительный материал и они должны подготовить небольшие сообщения на заданную тему.
Заслушиваются небольшие сообщения подготовленные детьми.
Водоросли –
Мхи –
Папоротники –
Хвойные растения –
Цветковые растения –
а) травы: подорожник, ландыш
д) кустарники: малина, шиповник, боярышник, калина
По мере рассказа заполняется таблица «Разнообразие растений»
КореньСтебельЛистьяРазмноже-ниеОсобенно-сти жизнедея-тельностиВодорослинетнетнетспорамиживут в основном в водеМхинетестьестьспорамиживут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветковПапорот-никиестьестьестьспорамиживут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветковХвойныестержневая или мочковатая системаодеревене-лыйв виде иголок (хвоя)семена образуются в шишкахпочти все относятся к вечнозеле-нымЦветковыето жетравянис-тый или одеревене-лыйлистовая пластинка + черенокцветы, из них образуются плоды с семенамиОчень разнообразны и многочис-ленны
3. Закрепление изученного материала.
Листы с заданием.
Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
а) Яблоня, подсолнечник, морская капуста, астра, роза.
б) Сосна, ель, пихта, лиственница, липа, кедр.
Объясни свое решение (устно).
Нарисуй плоды яблони и дуба.
4. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с новой классификацией растений.
- На какие группы делятся растения?
- К каким группам относятся следующие растения: роза, лиственница, морская капуста,
одуванчик, сосна.
infourok.ru
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» , УМК «Школа России», 3 класс, Тема урока: «Разнообразие растений»
-Какие растения изображены на картинках? (Приложение 4)
Представитель от каждой группы вытягивает карточку с названием растений.
Кейс для группы «Мхи»
- учебник А. Плешаков;
- карточка с таблицей (Приложение 5)
- карточка с вопросами:
К какой группе относятся мхи?
Где встречаются мхи?
Что общего у растений этой группы?
Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Кейс для группы «Водоросли»
- учебник А. Плешаков;
- карточка с таблицей (Приложение 5)
- карточка с вопросами:
К какой группе относятся водоросли?
Где обитают водоросли?
Что общего у растений этой группы?
Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Кейс для группы «Хвойные»
- учебник А. Плешаков;
- карточка с таблицей (Приложение 5)
-карточка с вопросами:
К какой группе относятся хвойные растения?
Где встречаются хвойные растения?
Что общего у растений этой группы?
Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Кейс для группы «Цветковые»
- учебник А. Плешаков;
- карточка с таблицей (Приложение 5)
-карточка с вопросами:
К какой группе относятся цветковые растения?
Где встречаются цветковые растения?
Что общего у растений этой группы?
Кейс для группы «Папоротники»
- учебник А. Плешаков;
- карточка с таблицей. (Приложение 5)
- карточка с вопросами:
К какой группе относятся папоротники?
Где встречаются папоротники?
Что общего у растений этой группы?
Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
Работа обучающихся обобщается и фиксируется на доске в виде таблицы.
multiurok.ru
Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс - VEKOR.RU
Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие растений»
. Приемы: «кластеры», «верите ли вы?»,
Формы работы: парная, групповая.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Оборудование урока: таблица растения, частей растения,
Ход урока.
I Организационный момент. Создание психологической комфортности. Слайд
II Актуализация имеющихся знаний учащихся.
—Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение) Слайд
— Вспомните, что вы знаете о растениях.
(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)
—Докажите, что растение живой организм. Слайд
(дышит, растет, питается, умирает, размножается).
—Что общего между этими растениями? (все относятся к царству растений) Слайд
-Назовите, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) Слайд
III Подготовка к новой теме.
1.Приём «Верите ли вы?…»
Верите ли вы? | До чтения | После чтения | |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | ||
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | ||
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | ||
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | ||
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | ||
6 | … что папоротники не имеют цветов? | ||
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | ||
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | ||
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | ||
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? |
—Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения.
IV Новая тема.
Слово учителя. Слайд.
а). Стадия осмысления.
Работа в группах. У каждого ученика есть текст и вопросы к содержанию текста. Дети находят вопросы и готовят ответ на них, прочитав статью.
1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
2-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете? Познакомившись, взять гербарий со стола.
Мхи
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Мхов на свете около 27 тысяч видов.
3-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
—Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
— Много ли их на свете?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Папоротники
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
4-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
Познакомившись, взять гербарий со стола.
Хвойные растения
Хвойные растения — это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это — мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
б) Выступление учащихся по группам. Параллельно идёт показ Слайдов.
Цветковые растения.
-Я тоже подготовила для вас загадки по теме. Количество букв в отгадке соответствует количеству клеток (ученик пишет на доске).
-
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головы и кажется: вот-вот пробежит ветерок — и над поляной послышится тихий серебряный перезвон( колокольчик) Слайд
-
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов- красная ягода. Но не бери ее в рот, она ядовита (ландыш) Слайд.
-
Один из самых ранних цветов в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру (ветреница) Слайд.
Большой слайд Цветковые растения
— К какой группе растений они относятся? (цветковые)
Докажите это словами из учебника.
Работа по учебнику, с 72
Цветковые растения — те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. Их можно встретить и в лесу, и в воде. Их на Земле больше всего. Цветковых растений почти 250 тысяч видов.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
Учащиеся:
Разнообразие растений. Слайд
Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одном из видов растений, которую мы сейчас послушаем.
Выступление подготовленных учащихся.
1)
2)
3)
4)
V Первичное закрепление новой темы.
1)Приём «Верите ли вы?..» После чтения.
2)Составление синквейна о растениях.
Растение
Зелёное полезное лекарственное
Растёт выделяет дышит размножается
Чем удобряли, то и выросло
Организм
3).Работа в рабочей тетради. С.29, № 1. Взаимопроверка.
VI Домашнее задание.
Познакомиться с текстом учебника на стр.71-75.
Каждой группе подготовить загадки о растениях.
По желанию нарисовать рисунки растений своей группы.
VII Заключение урока.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен. Слайд
vekor.ru