Размножение растений 3 класс. Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений". 3-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Размножение и развитие растений». Размножение растений 3 класс


Размножение и развитие растений (3 класс, окружающий мир)

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки – большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления – переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми. Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Пчелы – главные опылители

Рис. 1. Пчелы – главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета, они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром. Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве – это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Цветки березы опыляются ветром

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы – луковицами.

Природа – большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода. Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Молодой росток

Рис. 3. Молодой росток.

  • Кислород. Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло. Даже если будут соблюдаться два важных условия – наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений по окружающему миру. Основной способ размножения – семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
  • формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

  • Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями .

- О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)

2. - Закончите предложения. Слайд 2.

а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)

б). Растение дышит и ... (питается)

в). Вода в листья поступает из ...(корня).

г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).

3. Демонстрация слайдов презентации:

Слайд 3.

а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?

Слайд 4.

б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.

Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”

Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...

А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?

Слайд 5.

в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.

В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.

Слайд 6.

г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .

- Как же появились эти сорта?

- Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?

Слайд 7.

(На сегодняшнем уроке мы будем говорить о размножении растений.)

III. Работа по теме урока.

1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.

Слайд 8.

По горизонтали:

2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)

5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)

6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)

7. Часть пестика. (рыльце)

По вертикали:

1. Наземная часть растений, от которой растут листья , цветы. (стебель)

3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)

4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)

6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)

8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)

Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.

Слайд 10.

2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Слайд 11.

- Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?

(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)

Слайд 12.

3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух. )

Слайды 13-15.

- Как насекомые помогают растениям размножаться?

- Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)

Слайд 16.

IV. Физкульминутка.

Мы шагаем друг за другом  Лесом и зелёным лугом.  Крылья пёстрые мелькают,  В поле бабочки летают.  1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять  Это – левая рука.  Это – правая рука.  Справа - шумная дубрава,  Слева - быстрая река.  Обернулись мы,  И вот стало всё наоборот.  Слева – шумная дубрава,  Справа – быстрая река.  Неужели стала правой  Моя левая рука?

Слайд 17.

4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.

Слайд 18.

- Вспомните правила работы в паре.

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

а). стр. 34 №1

(После выполнения задания проводится проверка.)

б). стр. 35 № 2

(После выполнения задания проводится проверка.)

Слайд 19.

5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)

- Как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Слайд 20.

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.

Слайд 21.

У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.

Слайд 22.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

Слайд 23.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

- Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)

- Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)

- Какое значение для растения имеет процесс опыления?

Слайд 24.

VI. Рефлексия.

- Итак, какие же способы распространения семян существуют?

(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.

Слайд 25.

VII. Подведение итогов урока.

- Как размножается большинство растений?

- Расскажите о процессе оплодотворения.

- Как распространяются семена?

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?

- Оцените свою работу.

Слайд 26.

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
  • Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок "Размножение и развитие растений" (3 класс)

Тема «Размножение и развитие растений»

Цель: сформировать представление о размножении и развитии растений из семени .

Ход урока

I.Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Тест

1. Докажите, что растения – живые существа.

они двигаются

они разумны

они дышат

2. Что растения получают из почвы?

воду

сахар

крахмал

3. Какая часть растений «готовит» пищу?

корень

листья

цветы

4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

кислород

крахмал

энергию

5. Какое утверждение верно?

Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

6. Что растения выделяют в воздух на свету?

кислород

углекислый газ

крахмал

7. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они дышат

они выделяют кислород

8. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

вода

свет

углекислый газ

Фронтальный опрос

- Давайте окунемся в прошлое и вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили, как растения дышат и питаются)

- Расскажите о дыхании растений?

- Расскажите о питании растений?

- Почему растения не могут жить без солнечного света?

- Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений?

Нас с вами окружает удивительный мир растений. Это деревья, кустарники, травы. Они разнообразны и прекрасны. Мы узнали, как растения дышат и питаются. Какие ещё процессы происходят с растениями?(Растения размножаются, развиваются, умирают)

III. Самоопределение к деятельности

- Как изменяются растения с приходом весны?(на растениях появляются цветы)

- Что образуется на месте цветка? (На месте цветка образуется плод с семенами)

- Для чего растению семя?

- Исходя из всего сказанного, подумайте, о чем будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока 

- Чтобы изучить нашу тему, давайте поставим перед собой цели урока, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1) Размножение растений

- Вы уже сказали, что весной и летом на растениях появляются цветы.

- Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых?

- Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? (Ответ детей) На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

- Почему это произошло?

Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

- Кто знает, как называется такая работа насекомых? (Опыление)

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Тема. Размножение и развитие растений

3 класс. Окружающий мир.

Тема. Размножение и развитие растений

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её.

Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения;кроссворд «Цветок».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– послушайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (растение.)

– Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Признаки жизни растений.

– Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске):

hello_html_m2014ffb8.png

– Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце (свет, тепло), вода.)

2. Части (органы) растения.

– Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. (Корень, стебель,

листья, цветок, плод – стручок с семенами.)

– Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд:

1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.)

2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) 3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.)

4. Стебель деревьев. (Ствол.)5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.)

6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.)

hello_html_7d76e798.png

– Прочитайте получившееся слово. (Цветок.) Что образуется на месте цветков?

– Какую часть растения используют для размножения? (семена.)

Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.)

Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель (с обидой). Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.

Лист (с возмущением). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.

– Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения?

Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение.

infourok.ru

Размножение и развитие растений

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Майя! Я весёлая и добрая пчёлка. По соседству со мной живут красивые бабочки, мохнатые шмели и другие пчёлы. Мы собираем нектар и цветочную пыльцу с душистых цветков, растущих на лугу. Я очень люблю это занятие: разве не весело перелетать от одного цветка к другому, болтать с ними о всякой всячине, а потом готовить сладкий ароматный мёд. Но сегодня речь пойдёт не про нас. Я хочу вам рассказать об удивительных растениях, о том, как они размножаются и развиваются.

Растения выделяют нектар – сладкий сок, которым мы питаемся. Кроме нектара в цветках есть пыльца – мельчайшие желтовато-коричневые крупинки. Когда насекомое-опылитель садится на цветок, к его телу прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок, насекомое переносит туда пыльцу. Так происходит опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие.

Опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие

Растения, которые опыляются насекомыми, имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелёной листвы, выделяют нектар, и издают приятный аромат, который привлекает животных. Насекомые опыляют цветки многих растений, например, яблони и груши. Но есть растения, цветки которых опыляются ветром, например, у берёзы и ольхи. Их цветки мелкие, невзрачные и располагаются группами. В них нет нектара. Пыльца лёгкая и образуется в большом количестве. Многие растения, которые опыляются ветром, растут большими группами и цветут рано весной, когда на деревьях еще нет листьев, которые могли бы помешать распространению пыльцы.

После опыления пыльца попадает в нижнюю часть пестика. Из цветка образуются плоды с семенами. Если опыления не произойдёт, то у растений не образуются плоды с семенами. Из одного растения обычно образуется много семян. Когда семена упадут на землю, то они могут прорасти и дать начало новым растениям. Из каждого семени может вырасти новое растение, только в том случае, если семя попадает в благоприятные условия. Если бы семена падали на землю только около растения, на котором созрели, то новые растения не смогли бы вырасти. Они заглушили бы друг друга и погибли бы от тесноты.

Благодаря плодам растения расселяются по Земле. Плоды могут распространяться ветром, водой, животными и человеком. У многих растений плоды распространяются ветром. Они имеют небольшие размеры, лёгкие, часто снабжены крылышками или летучками (у осины, ивы, клёна). Ветром разносятся на своих «парашютиках» плоды одуванчика.

Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Например, плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения, унося их вдаль от материнских растений.

Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это, например, плоды рябины, черники и арбуза. Семена этих плодов не перевариваются в организме животного и вместе с помётом попадают в почву.

Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания его семена с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У некоторых видов растений, например, у лопуха и череды, на плодах развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими.

Сейчас давайте узнаем, как появляются растения. Для того чтобы из зародыша семени образовалось новое растение, необходимо, чтобы семя проросло. Длительное время семена могут находиться в состоянии покоя. При наступлении благоприятных условий семена набухают и прорастают. Набухание вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Например, при прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется корешок, который быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Затем начинает расти стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается стебель фасоли с листьями.

В определённое время растение зацветает, после чего, как вы уже знаете, на растении образуются плоды с семенами. Из этих семян на следующий год вырастут новые растения.

Рассмотрим, какие же условия необходимы, чтобы зародыш в семени стал развиваться. Для прорастания семян необходимо наличие воды, так как зародыш может питаться только растворёнными питательными веществами. В этом можно легко убедиться, проделав следующий опыт. Семена в одном стакане смочим водой, а другие оставим сухими. Поставим стаканы в тёплое место. Прорастут только смоченные в воде семена.

Прорастающим семенам необходимо наличие кислорода. Проделаем следующий опыт. В один стакан нальём много воды, которая полностью закроет семена, и не будет пропускать к ним воздух. А в другой – нальём немного воды, чтобы только смочить семена. Поставим стаканы в тёплое место. Спустя некоторое время увидим, что семена, находящиеся полностью в воде не проросли. Значит, семена большинства растений нуждаются в обилии кислорода и под водой не прорастают.

Условия прорастания семян:

Тепло прорастающим семенам необходимо так же, как вода и воздух. Если им достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и погибнут. Проверим это. Для этого семена, находящиеся в двух стаканах, смочим водой. Один стакан поставим в тёплое место, а другой – в холодное. Через некоторое время, семена, находящиеся в тёплом месте, прорастут, а в холодном – нет.

Давайте подведём итог. Опыление – перенос пыльцы с одних цветков на другие. Опыление может происходить с помощью насекомых-опылителей или ветра. После опыления из цветков образуются плоды с семенами. Плоды необходимы для защиты и распространения семян. Из семян образуются новые растения. Для того чтобы семя проросло необходимо наличие воды, воздуха и тепла.

videouroki.net

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Размножение и развитие растений»

Конспект урока

тема: Размножение и развитие растений

Тема: «Размножение и развитие растений»

Цели образовательные: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений, Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действий):

1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.

3. Развитие коммуникативных УУД в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.

4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира. Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

Ход урока.

I. Организация класса. II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

1) Закончим предложения.

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)

Растения дышит и … (питается)

Вода в листья поступает из …(корня)

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

2) Решение теста «Разнообразие и жизнь растений» Инструкция:

  1. Прочитай внимательно вопрос.

  2. Прочитай внимательно все ответы. Помни, что ответов может быть несколько.

  3. Поставь V напротив правильного ответа

1. Докажите, что растения – живые существа.

они двигаются

они разумны

они дышат

2. Что растения получают из почвы?

воду

сахар

крахмал

3. Какая часть растений «готовит» пищу?

корень

листья

цветы

4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

кислород

крахмал

энергию

5. Какое утверждение верно?

Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

Листья поглощают углекислый газ и выделяют крахмал.

6. Что растения выделяют в воздух на свету?

кислород

углекислый газ

крахмал

7. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они дышат

они выделяют кислород

8. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

9. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

вода

свет

углекислый газ

III. Сообщение темы и цели урока.

Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений».

IV. Работа по теме урока.

1) Опыление.

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Запишите: Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

Подпишите названия «Насекомые опылители»: пчёлы, шмели, бабочки.

2) Образование плодов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

3) Распространение семян.

А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

На зеленой крупой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Рассматривание растений из книги с. 79.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати - поле» (джузгун).

Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие растения приспособились распространять свои семена.

Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

4) Развитие растений

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. Опыт

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение.

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Пророщенное семя я высадила в землю. И вот появился маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.

V. Работа в рабочей тетради Выполнение задания 3 с.46 VI. Итог урока

- Каковы же основные способы распространения семян?

1) по воздуху

2) по воде

3) с помощью животных

4) с помощью человека – Вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами? («Принцесса на горошине» , «Петушок и бобовое зёрнышко», «Золушка», «Приключения Чипполино»). VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: с.78 – 81, п.т. с.45 № 2

multiurok.ru

Размножение и развитие растений 3 класс@

презентация разработана для проведения урока по окружающему миру в 3 классе

Просмотр содержимого документа «Размножение и развитие растений 3 класс@»

Дышит, растёт, А ходить не может. Растение 06.11.17

Дышит, растёт,

А ходить не может.

Растение

06.11.17

Дыхание растений 06.11.17

Дыхание растений

06.11.17

Питание растений 06.11.17

Питание растений

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

06.11.17

1.Растительноядные животные питаются растениями. 2. Птицы и насекомые опыляют цветы. 06.11.17

1.Растительноядные животные питаются растениями.

2. Птицы и насекомые опыляют цветы.

06.11.17

Размножение и развитие растений

Размножение

и развитие растений

Признаки жизни растений дышат питаются растут развиваются умирают 06.11.17

Признаки жизни растений

дышат

питаются

растут

развиваются

умирают

06.11.17

Размножение Водоросли, мхи, папоротники - споры Хвойные – растения семена Цветковые – растения семена 06.11.17

Размножение

Водоросли, мхи, папоротники -

споры

Хвойные –

растения

семена

Цветковые –

растения

семена

06.11.17

Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему? Они кормятся сладким цветочным соком – нектаром, и при этом опыляют растения. 06.11.17

Над цветами растений

всегда летают пчёлы,

шмели, бабочки. Почему?

Они кормятся сладким цветочным

соком – нектаром, и при этом

опыляют растения.

06.11.17

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворе- ние. 06.11.17

Опыление – это перенос

пыльцы с тычинок цветка

на рыльце пестика, где

происходит оплодотворе-

ние.

06.11.17

Как развивается растение 06.11.17

Как развивается растение

06.11.17

Плоды-путешественники 06.11.17

Плоды-путешественники

06.11.17

Растения-недотроги В тёплых странах растёт странное растение. Это – бешенный огурец. Стоит до него дотронуться, он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, капли остаются на рукаве или платье. А потом слизь высохнет, и семечко свалится на землю и прорастёт . бешенный огурец 06.11.17

Растения-недотроги

В тёплых странах растёт странное растение. Это –

бешенный огурец. Стоит до него дотронуться, он

выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней и

плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи,

капли остаются на рукаве или платье. А потом слизь

высохнет, и семечко свалится на землю и прорастёт .

бешенный огурец

06.11.17

Размножение и развитие растений 06.11.17

Размножение и развитие растений

06.11.17

kopilkaurokov.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта