§ 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Размножение покрытосеменных растений схема
Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"
Разделы: Биология
Цели:
- Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, поведение в окружающей среде.
Оборудование:
- свидетельства о допуске к восхождению;
- облака с заданиями;
- таблички «ясно-пасмурно»;
- цветки-поощрения;
- таблички с этапами двойного оплодотворения;
- аппликация строения цветка.
Ход урока
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Проверка изученного.
а) «Что возьмем с собой в дорогу?»
Термины:
- камбий
- пробка
- листопадные деревья
- вечнозеленые деревья
- побег
- покрытосеменные растения
- голосеменные растения
- спермии
- шишка
- яйцеклетка
(Термины на карточках, отвечают по одному уч-ся, за правильный ответ получают цветок – 10 цветков.)
б) Метеосводка.
На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги 4 облака, на обратной стороне которых написан текст заданий.
Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая на вопросы и выполняя задания уч-ся меняют табличку на «Ясно. Восхождение разрешено».
- 1 облако - Назовите составные части побега.
- 2 облако - Какие бывают виды корней?
- 3 облако - Какие бывают листья по форме?
- 4 облако - По продолжительности жизни листья делятся на ..... (учащиеся продолжают).
(5 облаков – 5 цветков.)
2. Изучение нового материала.
Тренажер:
а) Аппликация - строение цветка.
(Ребята из составных частей составляют цветок, называя его части.)
б) Двойное оплодотворение.
(Объяснение учителя – демонстрационная таблица.)
III. Закрепление изученного.
а) Составление схемы из карточек.
Слова на карточках:
- 2 карточки Яйцеклетка - 1 карточка Зигота - 1 карточка Центральная клетка - 1 карточка Эндосперм - 1 карточка Зародыш - 1 карточка + 2 карточки → 3 карточки
(Два ученика.)
б) Вегетативное размножение (дополнительно):
- луковицы
- клубни
- черенки
- прививка
- усы
- корневые отпрыски
III. Домашнее задание.
IV. Подведение итогов урока.
«Допущен к восхождению».
Урок 2
I. Организационный момент.
В начале урока уч-ся получают карточки-счетчики, где они в течении урока будут фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока «альпинисты» по счетчику дают оценку своей работе и выясняют удалось ли им покорить «горную высоту».
Счетчик (ф.и.)
Высота | Баллы |
1 | |
2 | |
3 | |
Общий результат | |
Оценка |
II. Основная часть урока.
1. Первая высота «Снежная лавина».
Внесите в таблицу соответствующие номера в колонку и буквы в колонку.
(Работа выполняется по вариантам – 8 баллов.)
Двойное оплодотворение | Участники процесса | Результат процесса |
1 оплодотворение | ||
2 оплодотворение |
1-спермий, 2-яйцеклетка, 3-центральная клетка, 4-камбий, а-зародыш, б-зигота, в- эндосперм, г-пробка.
2. Первый привал «Ну и ну!»
«Пузырчатка».
Хищные растения – это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.
Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью набольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана-ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырьки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.
(На карточках написан рассказ-небылица, в котором уч-ся должны найти и исправить 6 ошибок – 3 балла за каждую ошибку (18 баллов).)
«Однажды летним теплым утром мы с друзьями пошли на прогулку в лес. Идем мы по лесу, вокруг стоят одни мохнатые ели. Вдруг видим среди них белоствольная березка. Подошли мы ближе. Смотрим, березка вся усыпана уже созревшими шишками. Тронули мы ветку, а из шишек посыпались споры. А на соседних ветках красовались огромные, яркие цветы. Ведь чтобы произошло опыление у березы, ей нужно привлечь много насекомых. А еще рядом мы увидели несколько пальм: финиковых и кокосовых Нам очень понравилась эта прогулка»
4. Второй привал. Клуб «Белый попугай».
- Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет, всяк поклон подает (земляника).
- Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок, В нем шесть кругленьких детей, называется….(стручок).
- Одноусый дед в соломину одет (овес).
- Берега зеленые, вода красная, рыбки черные (арбуз).
- Все детки на ветках - с рожденья в беретках С дерева упадут - береток не найдут (желуди).
- Белые горошки На зеленой ножке (ландыш).
- Никто не пугает, А она вся дрожит (осина).
- Весной одевается, а осенью раздевается (лес).
5. Третья высота «Камнепад».
Задание 1.
а) Нарисуй схему строения обоеполого цветка и запишите название его частей.
(Школьники получают на выбор дифференцированные карточки-задания различной степени сложности.)
- На бумаге красного цвета-«5» (задание 1).
- На бумаге синего цвета- «4» (задание 2).
- На бумаге желтого цвета- «3» (задание 3).
б) Подчеркните названия растений, плоды которых распространяются ветром.
- Одуванчик, земляника, клен, горох, тополь, береза, слива.
Задание 2.
Название растений | Способ размножения |
Земляника | |
Яблоня | |
Огурец | |
Картофель | |
Ландыш | |
Лук | |
Смородина |
Задание 3.
Дайте определение понятий и приведите примеры растений:
- Листопадные деревья: ___________________________
- Вечнозеленые деревья: __________________________
- Простой лист- _________________________________
- Сложный лист- ________________________________
III. Подведение итогов урока.
«Дорогой альпинист! Если ты набрал более 30 баллов, то ты покорил горную вершину- молодец! Если набрал 24-30 баллов- покорил вторую высоту, хорошо! Если20-23 удовлетворительно, ты пока одолел первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 20 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся! Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя вершина еще впереди!»
(Учащиеся согласно рейтингу, проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок.)
IV. Игра «Светофор».
Учащимся раздают комплекты состоящие из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока.
- Красный - урок очень понравился, особенно…..
- Зеленый - урок понравился, но….
- Желтый - урок не понравился, потому что….
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
УРОК Размножение покрытосеменных растений
6 класс Урок № 31. Размножение покрытосеменных растений.
Цель: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения
Задачи:
выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений.
сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве.
сформировать практические навыки: размножать растения вегетативным способом
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, работа с книгой, доклады, практическая работа
Оборудование:
ПК,
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
инструктивные карточки к практической работе,
листочки для ответов учащихся,
комнатные растения (сенполия, герань, сансевьера)
горшочки с землёй,
сосуд с водой,
скальпели,
шпатели,
одноразовые пластиковые стаканчики
Ход урока
I. Организационный момент (проверка готовности класса).
II. Проверка знаний: диктант. Учащиеся выполняют на листочках. По мере выполнения
Работы производится взаимопроверка. Листочки учащиеся сдают учителю. Оценки в журнал выставляются в конце урока.
Продолжите предложение:
1. У основания молодых побегов располагаются...
2. На концах молодых побегов располагаются...
3. Перенос пыльцы голосеменных осуществляется при помощи
4. Женские гаметы находятся...
5. Мужские половые клетки называются...
6. Из зиготы развивается...
7. Из семязачатка голосеменных развивается...
8. Ткань, содержащая запас питательных веществ называется...
9. У голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри...
Ответы:
1. мужские шишки
2. женские шишки
3. ветра
4. в семязачатках
5. спермии
6. зародыш
7. семя
8. эндосперм
9. семени
III. Изучение нового материала
1. Объявление темы и постановка целей
Фронтальная беседа с классом
1. Какие способы размножений растений вы знаете?
2. Почему размножение называют вегетативным?
3. Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?
Учитель формулирует определение вегетативного размножения; учащиеся записывают его в словарь.
Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную Пору жизни размножается каждое растение.
Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.
Вегетативное размножение у диких растений широко распространено. Некоторые из них Редко размножаются семенами. К числу таких растений относятся, например, ландыш, многие виды луковичных растений и другие.
2. “Устный журнал” Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений.
Объяснение нового материала проводится в форме устного журнала. Каждый доклад обучающихся сопровождается комментариями учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку. Параллельно учащиеся заполняют схему(Приложение 1)
Побег является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья.
Побеги бывают двух видов– надземные и подземные.
Доклад “Размножение подземными побегами”.
“Видоизмененные подземные побеги” – это корневище, луковица, клубнелуковица, клубень.
Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.
Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Слайд 4.
Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.
Слайд 5.
Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев.
Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника. Слайд 6.
Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.”[1] Слайд 7.
Доклад “Размножение надземными побегами”
“Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья. Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику.
Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения. Размножение надземными побегами очень разнообразно. Например, лесная земляника размножается усами. Слайд 8,9. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь. Укоренением кусочков надземных стеблей в природе могут размножаться деревья — тополь, ива.
Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вот она уже укоренилась, начало расти деревце.
Наблюдая за укоренением побегов и стеблей в природе, человек стал размножать Многие растения кусочками побегов —стеблевыми черенками и отводками.
Стеблевыми черенками Слайд 10. размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).
Отводками Слайд 11. растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к Земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.
Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.”[2]
Доклад “Размножение корнями.
“Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.
Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”. Слайд 12. [4]
Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях. Слайд 13.
Доклад “Размножение листом”
“Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.
Размножение целым листом Слайд 14 производится для размножения суккулентов, растений имеющих мясистые, сочные листья, бегонии Рекс. С нижней стороны листьев бегонии Рекс следует заранее сделать надрез на всех толстых жилках. Сочные и мясистые листья суккулентов следует предварительно подсушить в течение двух дней. Почву для размножения целым листом посыпают влажным песком. Затем в мокрый песок погружают крупные листья нижней частью, а мелкие листочки кладут плашмя и слегка вдавливают их в песок. У бегонии Рекс листья очень крупные по размеру, поэтому их нужно положить нижней стороной на поверхность песка, после чего прижать в нескольких местах.
Размножение частью листа Слайд 15, 16. поводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера, стрептокарпус. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии - 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30 +35С) и очень аккуратный полив.
Размножение целым листом и черешком Слайд 17. характерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.
Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.
Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.”[3]
Рассказ учителя о размножении прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)
Прививка – приживление части одного растения на другое. Слайд 18,19,20.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
Прививка:
а) почкой прививка проводится летом;
б) черенком прививка проводится весной.
Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.
Подвой – растение, к которому прививают.
Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.
Рассказ учителя о размножении культурой ткани.
Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.
Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не Зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, картофель). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?
Об этом прочитайте в учебнике на странице 189.
3. Значение вегетативного размножения..
Задание: прочитать материал учебника на стр. 190 “Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь.
1. Растения быстро расселяются на новой территории.
2. Иногда семенное размножение затруднено. (сныть, земляника), тогда размножение растений происходит благодаря вегетативному размножению
3. Сохраняются все признаки материнского растения.
4. Успешная конкуренция с другими растениями.
Для проверки слайд 21.
IV. Практическая работа “Вегетативное размножение комнатных растений”. На Партах находятся инструктивные карточки (Приложение 2) с одним видом вегетативного
размножения, комнатное растение, необходимое оборудование (стакан с водой, скальпель, горшок с почвой, одноразовый пластиковый стаканчик) для проведения практической работы. Слайд с инструкцией по ТБ 22.
V. Закрепление изученного материала (слайды 23-33):
1.Ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения растений это:
А) усы; Б) корневище; В) клубень; Г) луковица.
2. Подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями это:
А) корневище; Б) луковица; В) клубень; Г) привой.
3.Часть побега приживляемую к другому растению того же или близкого вида называют:
А) подвоем; Б) привоем; В) клубнем; Г) стеблем.
4.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:
А) прививка; Б) корневые отпрыски; В) корнеплоды; Г) клубни.
5.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:
А) прививка; Б) черенкование; В) листовые черенки; Г)корневые черенки.
6. Появление побегов на корнях - это способ размножения:
А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.
7. Герань размножается:
А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.
8. Ежевика и черная малина размножаются:
А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.
9. Камнеломка размножается
А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.
1.а 2.б 3.б 4.б 5.б 6.а 7. черенками 8.корневыми отпрысками 9.усами( ползучими побегами)
VI. Вывод: сегодня на уроке мы изучили особенности вегетативного размножения и познакомились с многообразием способов вегетативного размножения.
IV. Домашнее задание: параграф 43
V. Подведение итогов урока.
multiurok.ru
Параграф 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений
1. Какие растения относят к покрытосеменным, или цветковым?
Покрытосеменные - это растения, которые цветут хотя бы один раз в своей жизни, их семена заключены в плод (роза, яблоня, персик и т.д.).
2. В чём отличие покрытосеменных растений от голосеменных?
Отличительной особенностью этого отдела является наличие плода, развивающегося из завязи цветка.
3. Какие вегетативные органы имеет цветковое растение?
Корень, стебель и лист - вегетативные органы цветкового растения.
4. Перечислите известные вам видоизменённые подземные побеги.
Видоизменённые подземные побеги — корневища, клубни и луковицы.
Вопросы
1. Какие способы размножения надземными побегами вы знаете?
Стеблевыми черенками, отводками, ползучими побегами, прививка черенком.
2. Что такое черенок?
Черенок — это отрезок любого вегетативного органа.
3. С какой целью производится прививка в садоводстве?
1) "сортовые" особенности, присущие данной разновидности плодовых деревьев, не сохраняются при размножении семенами, а переносятся с одного индивидуума на другой только при искусственном размножении и прежде всего при прививке;
2) прививка ускоряет плодоношение на несколько лет, даже если сорт прививается сам на себя;
3) дает возможность при подборе подходящих дичков выводить известные сорта на таких почвах, на которых они без прививки не могли бы расти.
4. В какое время следует проводить прививку черенком, а в какое — почкой? Почему?
Прививку черенком производят весной, пока не тронулись в рост почки. Более поздняя их прививка часто вызывает камедетечение и ослабление роста у деревьев. Прививка черенком, находящимся в состоянии покоя, позволяет образовать проводящие ткани через место соединения раньше, чем черенок начнет вегетировать.
Прививку почкой делают во второй половине лета. Прививаемые части скоро и прочно срастаются; рана легко и полностью заживает; не требуется обмазка садовым варом; весной деревом не тратится время на срастание.
Прижившаяся с осени почка весной рано пробуждается и интенсивно растет. Побег успевает своевременно закончить рост и развитие и подготовиться к зимовке. Поэтому качество саженцев, полученных от летней окулировки, всегда выше, чем от весенней прививки.
5. Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?
Благодаря вегетативному размножению многие растения быстро расселяются, захватывая новые территории.
Кроме того, в некоторых случаях семенное размножение бывает затруднено. Например, земляника или сныть, растущие в тени, практически не цветут и не образуют плодов и семян. В таких условиях они размножаются в основном вегетативно.
Подумайте
очему вегетативное размножение широко применяется в садоводстве и цветоводстве?
Преимущества вегетативного размножения: растения начинают цвести в более раннем возрасте но сравнению с растениями, выращиваемыми из семян.
Задания
Размножьте комнатные растения черенками.
1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3—4 листьями с предложенных вам комнатных растений.
2. Удалите с них два нижних листа, поместите в стаканы или банки с водой так, чтобы нижний узел был в воде. Поставьте черенки в тёплое и хорошо освещённое место.
3. Через каждые 3—4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.
4. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.
В центре стаканчика делаем углубление, заглубляем черенок так, чтобы он почти коснулся дна. Если он маленький, насыпаем субстрата столько, чтобы черенок почти касался дна, а верхняя почка была на уровне земли. Поместите черенки подальше от окна; сначала они могут слегка подвядать, но через 3–4 дня тургор восстановится, и их надо переставить в светлое место, избегая прямых солнечных лучей. Поливать нужно через поддон, вода не должна попадать на листья. Содержим черенки при температуре не ниже +15 °С. Если есть возможность организации нижнего подогрева и достижения температуры +22...+25 °С, процент успешного укоренения будет выше.
5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьётся корневая система и почки не тронутся в рост.
6. Ведите регулярные наблюдения за ростом и развитием черенков. Данные записывайте в таблицу.
Проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы и обсудите их в классе.
Пеларгония (герань) хорошо размножается стеблевыми черенками.
resheba.com