Растения жизнедеятельность. Жизнь растений «Жизнедеятельность растений» урок познания мира

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Растения жизнедеятельность


Факторы, влияющие на жизнедеятельность растений

Освещение растений

Растения в доме это всегда красиво, они создают уют и украшают любой интерьер. Конечно, комнатные цветы требуют особого ухода, об этом сейчас и пойдет речь. Существует четыре основных фактора:

Свет. Любое комнатное растение нуждается в освещении. Существует три категории, те которые предпочитают свет (светолюбивые), те которые «любят» полутень и теневыносливые виды. Как, правило, светолюбивые виды располагают на окнах с южной стороны. Растения, предпочитающие, полутень с восточной или западной стороны, а теневыносливый вид размещают с северной стороны. Свет очень тесно связан с таким показателем, как температура. Чем выше температура в помещении, тем освещенность должна быть больше.

Как понять, достаточно ли комнатным растениям света? Первые признаки нехватки освещения: снизу листья желтеют, стебель истончается, а бутоны перестают развиваться. Но также комнатным растениям может и не хватать света, проявляется это так: листья начинают скручиваться, а также желтеть, причем желтеть они начинают сначала по краям. Если растению не хватает света, из-за того, что световой день стал короче, то можно использовать фитолампы, которые можно купить в специализированном магазине.

Освещение растений

Полив. Вода для комнатных растений является важнейшим фактором, с ее помощью цветы получают все необходимые вещества из почвы. Также вода помогает поддерживать микроклимат около растения. Поливать комнатные цветы жесткой водой не желательно, это оказывает отрицательное влияние на него. Перед тем, как поливать растения, воде необходимо дать отстояться в течение суток. Есть еще один способ: воду нужно просто вскипятить и остудить. Частота полива зачастую зависит от индивидуальности растения, но общим критерием можно считать возраст. Если растение молодое, его необходимо поливать понемногу, но часто. А растения более старшего возраста нуждаются в редком, но обильном поливе. Когда полива не достаточно, это сразу видно. Во-первых, почва сухая и на ней появляются трещины, а во-вторых, листья и ствол начинают никнуть. Горшок, в котором «живет» растение, должен иметь отверстия, через которые будет выходить лишняя вода.

Освещение растений

Температура. Комнатные растения подразделяются на три группы: Теплолюбивые — для таких растений оптимальная температура +20-20 градусов по Цельсию, комнатные растения, которые чувствуют себя комфортно при температуре +10-15 градусов по Цельсию. И комнатные растения, которые предпочитают умеренную температуру +15-20. К теплолюбивым растениям можно отнести: бегонию борщевиколистную, жасмин многоцветковой, асплениум живородящий, колеус блюма, монстеру прелестную. А к холодоустойчивым растениям относятся: плющ обыкновенный, лимон, кипарисовик, туя западная. Не стоит резко понижать или повышать температуру в помещении, это может навредить растению и нарушить его развитие.

Почва. Зайдя в любой цветочный магазин, можно увидеть огромный выбор почвенных субстратов. Существуют уже готовые смеси для определенного вида комнатных растений. Конечно же, они отличаются друг от друга. Например, смеси для посадки кактусов содержат большее количество песка, а смесь для орхидей рыхлая и содержит древесную кору. Почву для менее прихотливых растений можно приготовить собственноручно. Например: взять смесь на основе торфа и соединить, один к одному, с землей, взятую с садового участка.

www.dayflowers.ru

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ

питаниепочвенноевоздушноедыханиеиспарение водыразмножениебесполое (вегетативное)половое (семенное)рост развитие ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Почвенное питание – поглощение корнями воды и мин. солей из почвы корневыми волосками в зоне всасывания.Мин. соли:соли азота усиливают рост стеблей и листьевсоли фосфора ускоряют цветение и плодоношениесоли калия влияют на рост подземных частей растения: корней, корневищ, клубней, луковиц

Воздушное питание – фотосинтез (процесс, при котором в хлоропластах на свету из СО2 и Н2 О образуется крахмал и выделяется О2 ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ(поглощение О2 и выделение СО2 )

листья дышат через устьица – мелкие пары зеленых клеток в эпидермисе листьев, между которыми есть устьичная щельНа 1 кв. мм листа – 100 – 300 устьиц.У большинства растений устьица находятся на нижней стороне листа, у растений с листьями, плавающими на поверхности воды, устьица – на верхней стороне листа, у растений с вертикальными листьями (ирисы, тюльпаны, гладиолусы) устьица - на обеих сторонах листаодревесневшие стебли дышат через чечевички - щелевидные отверстия в пробке ствола (рыхлая масса тонкостенных мертвых клеток с обширными межклеточными пространствами)другие органы растений дышат всей своей поверхностьюИнтенсивность дыхания у разных органов неодинакова:- самой высокой интенсивностью дыхания отличаются молодые органы и ткани- наиболее активно дышат цветки, стебли, корни- самое слабое дыхание наблюдается у сухих семян ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТЬЯМИ(транспирация)

Виды транспирацииустьичнаякутикулярная

через устьица эпидермиса листачерез кутикулу – пленку из жироподобного вещества кутина снаружи от эпидермиса У молодых листьев: 73% - кутикулярная транспирация, 27% - устьичная, у старых – наоборот (т. к. с возрастом увеличивается непроницаемость кутикулы)

Испарение зависит от условий обитанияпри обычных условиях устьица открыты днем, а на ночь закруваютсяесли избыток воды – устьица открыты днем и ночьюпри недостатке воды – устьица закрыты даже днемЗначение транспирации:вода, испаряясь, охлаждает растенияиспарение способствует передвижению веществ в растении (создается непрерывный ток растворов веществ внутри растения) ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ(размножение с помощью вегетативных органов)

побегамиа) подземными видоизмененными побегамикорневищами (пырей, ландыш)клубнями (картофель)луковицами (лук, тюльпан)б) надземными побегамиусами – ползучими побегами (земляника)черенками (крыжовник)отводками (смородина)прививками (яблоня)

корнямикорневыми отпрысками (осина, черемуха, рябина)корневыми черенками (малина, шиповник)листьями: комнатные растения бегония, глоксиния, фиалка СЕМЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на пестикиперекрестное(перенос пыльцы с одного цветка на другой)

самоопыление пыльца попадает с тычинок на пестик этого же цветка, пока он еще в бутоне

горох картофель

насекомымипризнаки насекомоопыляемых растений- крупные одиночныецветки или мелкие в соцветиях- яркая окраска лепестков- нектар- аромат черемухаклеверветромпризнаки ветроопыляемых растений- растут большими скоплениями- мелкие невзрачные цветки в соцветиях- мелкая, легкая, сухая пыльца, которой много

березаорешниктополь

Оплодотворение

пестик

рыльцестолбикзавязьтычинка

пыльниктычиночная нить в завязи

яйцеклеткацентральная клеткав пыльнике: пыльцевые зерна,состоят из двух спермиев и вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) Двойное оплодотворение(открыто в 1898 году русским ученым С. Навашиным)

1.

произошло опыление (пыльцевое зернопопало на рыльце пестика) 2. пыльцевое зерно прорастает (из вегетативной клетки развивается пыльцевая трубка, с ней перемещаются 2 спермия) 3.

пыльцевая трубка дорастаетдо семяпочки

4.

происходит двойное оплодотворение Образование плодов и семян

- яйцеклетка + 1-ыйспермий = зародыш(корешок,стебелек, почечка)- центральная клетка + 2-ой спермий = запас питательных веществ

СЕМЯ

П

Л

О

Д - покровы семязачатка → семенная кожура

- стенки завязи → околоплодник Распространение семянветромсемена, у которых есть крылышки (ель) или парашютики (одуванчик)водойкувшинка, ольха и др.животными и человекомсемена с колючками (репейник), сочные и яркие плодысаморастпространениеакация, бешеный огурец

Прорастание семянУсловия прорастания семян: живой зародыш, тепло, вода, воздухГлубина посева:зависит от размера семян: чем крупнее семена, тем глубже их сеютзависит от свойств почвы: в песчаную почву семена сеют глубже, чем в глинистую

Типы прорастания семяннадземноеподземное

семядоли выносятся на свет и становятся зеленымилукредькафасольи др.семядоли остаются под землей внутри семенигорохдубпшеницаи др. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙрастение (в отличие от животных и человека) растет всю жизньу растений рост связан с развитием новых корней, побегов, цветков, плодов (т.е. со сменой органов)растения имеют многочисленные точки роста:- конус нарастания (кончик верхушечной почки побега)- зоны деления и роста на верхушке корня- камбийРостпервичный(рост в длину)вторичный(рост в толщину) Особенности роста побегов:вставочный рост – рост побега в междоузлиях (злаки)ветвление – образование боковых побегов из пазушных почеккущение – ветвление из нижних почек (у поверхности земли)Управление ростомкорня: пикировка – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений

стебля:- прищипка – удаление верхушки побега для сильного ветвления (огурец)- пасынкование– удаление лишних боковых побегов (помидоры) Периоды роста и развития растенийзародышевый период: с момента оплодотворение до образования семенипериод молодости: от прорастания семени до первого цветенияпериод зрелости: период цветения и плодоношенияпериод старости: затухание процессов жизнедеятельности, приводящее к гибели HYPER13 PAGE HYPER15 8

freedocs.xyz

Жизнь растений «Жизнедеятельность растений» урок познания мира

Тема урока: Обобщение. Жизнь растений «Жизнедеятельность растений»

Цель урока: Формирование и активизация экологического мышления у обучающихся.Задачи урока:

  1. Обобщить и закрепить знания обучающихся о многообразии растений, особенностях их строения и процессах жизнедеятельности; 

  2. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный состав.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе и чувство  ответственности

за ее сохранение.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой .Сообщение цели и задач урока.

-Добрый день ,дети! Сегодня ярко светит солнце, звенит капель, радостно поют птицы. Солнышко заглядывает к нам в окно и дарит нам свое тепло и радость, а мы дарим тепло и радость всем на нашем уроке. Сегодня мы отправимся в путешествие по Царству растений. Будьте внимательны и наблюдательны, чтобы ничего не пропустить в этом Царстве. Мы повторим все, что узнали о растениях, об их жизни. Помните ,что мы в гостях. А как нужно вести себя? (Тихо, не навредив никому…)

2.Актуализация знаний.

-Мы начинаем наше путешествие и попадаем в Царство растений.

«Мозговой штурм» (коллективная работа)

-Растение - живой организм? Докажите. (Дышат, питаются, растут, умирают)

-На какие группы делятся растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

-Назовите отличительные признаки каждой группы.

-Назовите деревья.

-Назовите кустарники .

-Назовите травянистые растения.

- Как размножаются растения? (корневища, усики, семена, клубни, луковицы)

- Продолжительность жизни растений. (Однолетние, многолетние)

-Назовите необходимые условия для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные удобрения, почва)

- Что губительно для растений? (загрязнение воздуха, ветра, животные, вытаптывающие поля, пожары) …..

3.Обобщение пройденного.

1)Практическое применение знаний

Некоторые из растений не знают, к какой группе они относятся.

Помогите растениям найти группу (на доске карманы с изображением групп :

Деревья

Сосна

Берёза

Кустарники Малина,

сирень смородина

Травянистые растения ромашка, полынь, мак, одуванчик

ребенок берет карточку и распределяет растение в нужную группу)

-В какой группе меньше всего растений ?(деревья)

2)Работа с загадками

Мы попробуем отгадать загадки о представителях этой группы и добавим их

1.« Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева . Но оно не только красиво: это дерево - богатырь.(дуб)

2 Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.(береза)

3. Он встречает самым первым осени приход.

Кружит в воздухе весёлый

Листьев хоровод .

Землю быстро укрывает

Золотым ковром –

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном .(клен)

4. Никто не пугает,

А она вся дрожит.(осина)

5. Это он – знают все

Чемпион по росту.

И достать его макушку

Вам совсем не просто.

Потому, что он за лето

Вырастает на 2 метра.(тополь)

Продолжаем путешествие по Царству растений.

Многообразие растительного мира велико, но все растения похожи друг на друга. Чем? КОРЕНЬ,СТЕБЕЛЬ, ЛИСТЬЯ СЕМЕНА, ЦВЕТОК части растения

3)Кроссворд «Части растений»

1.Бывает стержневой ,бывает мочковатый.

2.Питательные вещества по нему поступают от корня к другим частям растения.

3.При помощи этой части растение дышит.

4.Внутри плода созревают …..

5.Эта часть растения ,на месте которой появляются плоды .

2с4

е

м

е

н

а

т

о

р

е

н

ь

б

в

е

т

о

к

и

с

т

ь

4) Физминутка

Какой лист остался у меня после физминутки! С одной стороны желтый ,а с другой зеленый .Что произошло и почему? Как называется вещество, которое отвечает за цвет?

Это интересно!

Что вы можете еще добавить о частях растений? Каково их значение для растений?

(ответы детей : листья испаряют влагу ,чтобы растение не перегревалось ,в них вырабатывается сахар и крахмал для роста растений, плоды бывают сухими и сочными, стебли бывают разные и т.д.

5)Работа по карточкам.(самостоятельная работа)

Карточка.

Укажите части растений ПРОВЕРКА

Мы продолжим наше путешествие по Царству растений.

Растение растет при определенных условиях.

6)Работа с текстом. (карточки, работа в парах, группе)

Зеленые карточки

У клубники и земляники летом отрастают длинные стелющиеся по земле стебли. Их называют «усами». На усах вырастают пучки листьев – розетки.

Сделайте вывод: это растение, с каким корнем? (пучковатым)

Желтые карточки

В пустынях растет верблюжья колючка - любимое лакомство верблюдов .Ее корни достигают 20 метров в длину. Это растение приспособилось доставать при помощи длинного корня воду из глубоких слоев земли.

Сделайте вывод : это растение, с каким корнем? (стержневым)

(ответы детей) ВЫСТУПАЮЩИЙ от ГРУППЫ

7) Физминутка

А какие еще растения по способу выживания, по способу приспособления к окружающей среде вы знаете? (морозоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые).

Относится ли это к комнатным растениям?

8)Сообщения учащихся – дома готовили сообщения

У нас есть два сообщения о комнатных растениях, которые нам подготовили учащиеся нашего класса.

Рассказ о бегонии и хлорофитуме и др.

Хлорофитум -многолетний травянистый куст с зелеными или бело-зелеными узкими листьями, со свисающими воздушными усами с маленькими кустиками новых растений на них, Есть во многих домах .Как и герань, растет в любом грунте, в горшке любого размера, на солнце и в тени, в холодном или теплом помещении, на шкафу, на холодильнике, практически, где угодно. Родина хлорофитума - Южная Африка,  насчитывает около 200—250 видов. Это растение активно поглощает вредные для человека вещества из воздуха, поэтому его часто размещают в кухне, где есть газовая плита. 

Бегония –одно из самых красивых растений семейства Бегониевых . Листья бегонии могут иметь различную форму в зависимости от вида бегонии. Оптимальная температура для выращивания бегонии в летний период не должна превышать 20 градусов, в зимний - около 18 градусов. Бегония – светолюбивое растение, которое боится воздействия прямых лучей солнца. Род включает в себя более 800 видов, которые произрастают в тропиках и субтропиках Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Мадагаскар. Размер этих травянистых растений варьируется от 5-10 сантиметров до 2-3 метров. Могут жить и в природе. В естественных условиях бегонии растут в расщелинах скал, на корнях старых деревьев.

Если растение растет в своей среде обитания, оно не только выживает ,но и размножается.

Растения называют путешественниками. Почему? Как размножаются растения? (черенками, клубнями, усами , корневищами)

9)Игра «Назови-ка!»

Способы размножения растений (человек, ветер, животные)

10) Закрепление.

  А сейчас, ребята, послушайте  внимательно сказку, но она не простая, а экологическая.

         По лесу с корзинкой шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик

часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот мальчик вышел на опушку и увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени.  Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел когда-то белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

- Какие чувства, ребята, вызвала эта сказка? (жалость, боль, печаль)

- А мог бы мальчик поступить по-другому? (Конечно)

- Как бы он мог поступить, если ему хотелось отметить дерево? (привязать платок, тряпочку)

-Можно ли так относится к природе?

-Какую пользу приносят растения человеку? (лекарственные травы, культурные растения)

Какие лекарственные растения вы знаете? . Как вы думаете какую пользу приносит?

-Как человек защищает редкие виды растений и животных?

-Что вы знаете о Красной книге?

-Есть ли растения ,которые у нас в Казахстане занесены в Красную книгу?

Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения в Казахстане животных, растений и грибов. Включает в себя 373 вида растений,13 видов грибов и 1 лишайник.

Страницы Красной книги разного цвета: красные, черные ,желтые ,серые, зеленые и белые .Черные страницы –рассказывают о тех растениях и животных ,которые уже исчезли и больше никогда не возродятся.

Чтобы этого не произошло ,мы должны любить, изучать и охранять природу в полную силу. Надеюсь ,что наше путешествие было познавательным и увлекательным и не сложным. Мы сейчас проверим .

Подведение итогов урока.

1.доске записаны слова. Их надо поставь последовательно по мере развития растения.

Корень- стебель- листья- цветок- плоды - семена.

деревья – кустарники – травянистые растения Ваша задача перенести это растение в колонку .

Деревья Кустарники Травы

Составь кластер Жизнь растений НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ для ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Работа по рисунку учебника стр 64

Обобщение.

а) - Растения необходимы для человека. Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота.

Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.

Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.

Посмотрите, как выглядит лес нетронутый человеком. (иллюстрация)

Мы совершили путешествие в Царство растений .Там свои законы и свои порядки мы можем только оставить свои пожелания жителям ?

(пожелания детей)

Рефлексия. Оценивание.

Домашнее задание составить рассказ о том, что губительно действует на растения. Стр 63-64. Узнать из текса учебника «Что нужно растениям», ответить на вопросы.

videouroki.net

Жизнедеятельность растения — Мир биологии.

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кровь 2) глицерин 3) аминокислота 4) лимфа
5) синтез 6) мочевина 7) распад 8) глюкоза

ПИТАНИЕ В ЛИСТЕ

Органические вещества образуются в листе в процессе ___________ (А). Затем они перемещаются по особым клеткам проводящей ткани — ___________ (Б) — к остальным органам. Эти клетки расположены в особой зоне коры стебля — ___________ (В). Такой вид питания растений получил называние ___________ (Г), поскольку исходным веществом для него служит углекислый газ, добываемый растением из атмосферы.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) воздушное 2) древесина 3) дыхание 4) луб
5) почвенное 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) фотосинтез

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит 2) раздельнополый организм 3) почка 4) зигота
5) бесполый 6) спора 7) стрекательная клетка 8) половаяклетка

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя 2) внутренняя 3) фермент 4) гормон
5) антитело 6) селезёнка 7) надпочечник 8) поджелудочнаяжелеза

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода 2) испарение 3) кислород 4) транспирация
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень 2) ситовидная трубка 3) сосуд 4) стебель
5) транспирация 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ткань 2) часть тела 3) нервы 4) кишечник
5) желудок 6) почки 7) продукт обмена 8)непереваренные остатки пищи

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист
5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез
Дополнительные материалы:

Питание растений

Похожие статьи:
  • Однодольные и двудольные растения

    Цветковые растения делятся на два класса двудольные и однодольные. Основными признаками класса Двудольные являются следующие: – в зародыше семени две…

  • Транспорт веществ по растению

    Различают ближний и дальний транспорт веществ по растению. Ближний транспорт – это передвижение ионов, метаболитов и воды между клетками по симпласту и…

  • К каким растениям относятся водоросли

    1) К низшим 2) Высшим 3) К покрытосеменным 4) К голосеменным Какое растение относят к водорослям 1) Хламидомонаду 2) Элодею 3) Стрелолист 4) Лотос 26….

dnatree.ru

Жизнедеятельность растений

Рассмотрев строение и жизнедеятельность растений, можно выделить главные признаки растения как живого организма.

Питание растений осуществляется из воздуха и из почвы. Корневая система растения предназначена для всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных солей. Листья являются своеобразными «фабриками» по производству на свету органических соединений из неорганических – воды и углекислого газа, поглощенного из воздуха. В организме растения органические вещества перемещаются и преобразуются во всех его органах и клетках. Таким образом, происходит рост растения. При этом накапливаются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных побегах.

В организме растения осуществляются процессы жизнедеятельности (питание и дыхание). Как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом, при этом углекислый газ выделяется в атмосферу. Растение не имеет особых органов дыхания. Дыхание происходит через стебли, листья и корни. Интересно, что процессы дыхания осуществляются и в цветках, плодах, семенах. То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках. При этом органическое вещество расщепляется с выделением тепла.

Роль клеток в жизни растения. Каждое растение формируется из клеток. Клетка в свою очередь состоит из ядра и протоплазмы. Жизнедеятельность всего организма обеспечивается слаженной работой клеток, в каждой из которых осуществляются жизненно важные процессы – дыхание и питание. Разным клеткам присущи различные функции. Для всасывания воды с растворенными минеральными солями приспособлены корневые волоски. В клетках, образующих мякоть листа, а конкретнее в хлорофилловых зернах, на свету образуются органические соединения из воды и углекислого газа. Защитную функцию выполняют клетки кожицы стебля и листа, они предохраняют внутренние структуры листа от высыхания и повреждения. В процессе жизнедеятельности растения клетки претерпевают изменения – растут и делятся. При соединении содержимого клеток пыльцы и яйцеклетки образуется и растет зародыш нового растения.

Рост и движение растений. Растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды. Что касается деревьев, то они растут в высоту и в толщину, иногда приобретая огромные размеры. Рост молодых деревьев осуществляется быстрее, чем старых, за счет деления всех клеток и их роста. Скорость деления юных клеток на кончике корня и в верхушечной части побега выше, чем в других частях растения. В связи с этим стебли и корни растут своими окончаниями. Увеличение дерева в толщину происходит потому, что клетки камбия делятся. Растения могут двигаться, конечно, очень медленно, но тем не менее движения происходят. Все знают, что если комнатное растение поместить на окно, то оно повернется к свету. В том случае, если горшок отодвинуть, растение разворачивается таким образом, чтобы быть обращенным к солнцу. К примеру, шляпки подсолнечника в течение суток поворачиваются по ходу солнца. А вот цветки душистого табака утром закрыты, а с наступлением вечера открываются.

Любопытно, что цветки большого количества растений всегда раскрываются в одно и то же время, поэтому могут послужить для определения точного времени. Например, осот раскрывает цветки с шести до семи часов утра, а одуванчик еще раньше – с пяти до шести утра. С лужайкой, усеянной одуванчиками в течение дня могут происходить удивительные метаморфозы. Так как к вечеру и после дождя соцветия одуванчика закрываются, лужайка меняет цвет с золотистого утром на зеленый вечером.

Развитие растений. Ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования. Из семени прорастает проросток. Его питание вначале обеспечивается запасенными питательными веществами, содержащимися в семени. Позднее он приступает к самостоятельному поглощению питательных веществ из внешней среды. Походу своего роста потребности растения увеличиваются, разнообразные питательные вещества расходуются на формирование вегетативных органов (корней, стеблей, листьев), а потом – органов размножения (плодов и цветков).

Различают однолетние, двулетние и многолетние растения. Как понятно из их названия, однолетние растения проходят весь цикл существования растения в течение года. Цветение, образование семян, плодов и гибель такого растения происходят в течение одного года. Двулетние растения живут два года. Первый год посвящен накоплению запасов питательных веществ, а в последующий год эти вещества расходуются на образование цветков, плодов и семян.Многолетние растения живут длительное время, образуя семена и плоды каждый год.

Размножение растений. Все без исключения живые организмы могут размножаться, растения не исключение. Существует два вида размножения растений: семенное и вегетативное. Вегетативное размножение происходит частями стеблей, корней и листьев. Семенное размножение более сложное, так как оно осуществляется в несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов, распространение семян в окружающей среде.Значение размножения невозможно переоценить. За счет размножения появляются новые представители флоры, и растения продолжают жить на нашей планете миллионы лет.Так как в организмах растений осуществляются все процессы, присущие живым организмам (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), то это подтверждает, что растения также можно отнести к их числу.

td-helz.com.ua

Факторы жизни растений.

Факторы жизни растений



Растения в течение всей своей жизни постоянно находятся во взаимодействии с внешней средой. Требования растений к факторам жизни определяются наследственностью растений, и они различны не только для каждого вида, но и для каждого сорта той или иной культуры. Это связанно с тем, что каждому растению нужны конкретные, изменяющиеся во времени количества лучистой энергии, температура среды, вода, разнообразные растворенные химические элементы, газовый состав почвенного и атмосферного воздуха, свойства среды обитания. Вот почему глубокое знание этих требований дает возможность правильно устанавливать структуру посевных площадей, чередование культур, размещение севооборотов.

факторы жизни растений

Факторы жизни растений подразделяются на космические и земные. К космическим относятся свет и тепло, к земным - вода, воздух и питательные вещества. Космические факторы имеют существенные особенности, так как практически не регулируются в земледелии. Для нормальной жизнедеятельности растениям необходимы свет, тепло, вода, питательные вещества, включая углекислоту и воздух.

Рассмотрим влияние основных факторов и условий на рост и развитие растений.

Свет

Основным источником света для растений является солнечная радиация. Хотя этот источник находится вне влияния человека, степень использования световой энергии солнца для фотосинтеза зависит от уровня агротехники: способов посева (направление рядков с севера на юг или с востока на запад), дифференцированных норм высева, обработки почвы и др. Свет, т. е. оптическое излучение солнца в виде электромагнитных волн определенной длины, включающее видимое человеческим глазом инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, оказывает большое влияние на рост и развитие растений. Прежде всего, свет – источник энергии для фотосинтеза.

Фотосинтезом называют процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов. В ходе световой стадии фотосинтеза образуется высокоэнергетические продукты: макроэргическое соединение - АТФ, служащее в клетке источником энергии, и НАДФН, использующийся как восстановитель. В качестве побочного продукта в процессе фотосинтеза выделяется кислород.

Помимо этого, свет оказывает прямое влияние на развитие растений. Без него растения не зацветают и не плодоносят. При недостатке света зерновые, например, плохо кустятся, стебли вытягиваются, растения полегают, зерно получается щуплым, с низким содержанием белка. Свет влияет на качество продукции и других растений: сахарная свекла при хорошем освещении накапливает больше сахара, картофель – крахмала, подсолнечник – жира. Растения реагируют на смену дня и ночи, на изменение интенсивности освещения. Эту реакцию называют фотопериодизмом.

Для нормального развития одних растений нужен длинный световой день, что наблюдается в южных широтах. Так, озимая рожь, овес, пшеница запаздывают с цветением в условиях короткого дня. Другие растения (рис, хлопчатник, сорго, просо, табак) лучше развиваются в широтах с коротким световым днем.

В практике земледелия используют приемы, позволяющие улучшить освещенность растений. К ним относятся правильное ориентирование рядов посевов по отношению к странам света. Например, посев зерновых рядками в меридиональном направлении по сравнению с широтным дает прибавку урожая до 2...3 ц/га за счет лучшего освещения растений утром и вечером и затенения их друг другом в жаркие полуденные часы.

Необходимо создать правильную густоту стояния растений при посеве, более равномерно распределять их по площади, уничтожать сорные растения, затеняющие культурные. Своевременное прореживание растений и уничтожение сорняков улучшают освещенность растений. Как правило, более ранние сроки посева и посадки способствуют усилению фотосинтетической деятельности и повышению урожая. В условиях длительного лета применяют пожнивные и поукосные посевы, позволяющие полнее использовать солнечную радиацию.

Тепло

Тепло в жизни растений, наряду со светом представляет основной фактор жизни растений и необходимое условие для биологических, химических и физических процессов в почве. Каждое растение на различных фазах и стадиях развития предъявляет определенные, но неодинаковые требования к теплу, изучение которых составляет одну из задач физиологии растений и научного земледелия. Тепло в жизни растений влияет на скорость развития в каждой стадии роста. В задачу земледелия входит также изучение теплового режима почвы и способов его регулирования.

Все процессы, происходящие в растении (прорастание семян, рост, плодообразование, фотосинтез), наилучшим образом протекают при определенной оптимальной температуре. При отклонении ее в ту или иную сторону эти процессы тормозятся, что приводит к снижению урожая. Для каждой фазы развития существуют минимальные и максимальные температуры, при которых физиологические процессы останавливаются, и растения даже могут погибнуть.

По отношению к теплу растения подразделяют на холодостойкие, семена которых прорастают при температуре почвы 2 – 5 ˚С, и за весь вегетационный период им нужна сумма активных (более 10 ˚С) среднесуточных температур воздуха 1200 – 1800 ˚С, и теплолюбивые, семена которых прорастают при температуре почвы 8 –12 ˚С и нуждаются в сумме активных среднесуточных температур воздуха 3000 – 4000 ˚С. Для многолетних и озимых сельскохозяйственных растений нужна определенная температура почвы в зимний период.



Воздух

Воздух в жизни растений (атмосферный и почвенный) необходим как источник кислорода для дыхания растений и почвенных микроорганизмов, а также как источник углерода, который растение усваивает в процессе фотосинтеза. Кроме того, Воздух в жизни растений необходим для микробиологических процессов в почве, в результате которых органическое вещество почвы разлагается аэробными микроорганизмами с образованием растворимых минеральных соединений азота, фосфора, калия и других элементов питания растений. Растению необходим углекислый газ, используемый им при фотосинтезе, и кислород – в процессе дыхания, т. е. в процессе окисления, связанном с выделением энергии для других физиологических процессов. Углекислый газ растения поглощает из приземных слоев атмосферы, состав которой человек практически изменить не может. Кислород растение получает из воздуха и из почвы. Кислородное питание может быть нарушено при затоплении растений или при обильных снегопадах и не промёрзшей почве, когда растения продолжают вегетировать.

Растения чувствительны к составу почвенного воздуха, в частности к содержанию в нем кислорода. Он, прежде всего, необходим для прорастания семян и потребляется корнями растений. Особенно требовательны к кислороду корнеплоды и клубнеплоды, масличные и бобовые культуры. Менее требовательны – зерновые, некоторые из них снабжают корни кислородом, запасенным в воздухоносных полостях стеблей. Эти полости особенно развиты у риса, который может расти на почве, затопленной водой, а также у кукурузы. Кислород, а также азот нужен многим микроорганизмам, принимающим активное участие в формировании плодородия почвы.

Количество и состав почвенного воздуха можно регулировать, изменяя содержание влаги в почве с помощью орошения или осушения, соответствующей обработке почвы (рыхлением или прикатыванием). Внесение органических удобрений (навоза, компостов, торфа) приводит к увеличению концентрации углекислого газа в почве и уменьшению кислорода. В почвах, содержащих много гумуса, формируется благоприятная структура, что улучшает их воздушный режим.

Вода

Вода в жизни растений и питательные вещества, за исключением углекислоты, поступающей как из почвы, так и из атмосферы, представляют почвенные факторы жизни растений. Поэтому воду и питательные вещества называют элементами плодородия почвы. Значение воды в жизни растений определяется целым рядом ее свойств. Среди них необходимо отметить способность ее быть растворителем и средой, в которой совершается передвижение веществ и их обмен. В растительном организме воды содержится от 70 до 95 %. С поступлением и передвижением ее в растениях связаны все жизненные процессы. При наличии воды и других факторов семена набухают и прорастают, растут ткани, поступают в растения и передвигаются в них питательные элементы, осуществляется фотосинтез и синтезируется органическое вещество.

Вода - незаменимый терморегулятор для растений. Проходя через него, она регулирует температуру растительного организма и повышает его устойчивость к высоким и низким температурам. Вода поддерживает тургор клеток, распределяет по отдельным органам продукты ассимиляции. Растения нуждаются в воде с момента посева семян и до окончания формирования урожая. При этом в разные периоды жизни растения требуют неодинакового количества воды: меньше - в начальный период, больше - в период формирования мощной вегетативной массы и генеративных органов, к концу жизни потребность в воде уменьшается.

Период острой потребности растения в воде называется критическим, у зерновых он совпадает с фазой выхода в трубку - колошением, у зернобобовых - цветения, у картофеля - цветения и клубнеобразования. Недостаток влаги в это время резко снижает продуктивность растений. Важной функцией воды является и то, что она влияет на плодородие почвы. Вступая во взаимодействие с ней, вода изменяет физическое состояние, течение микробиологических процессов, химические и другие превращения, становится одним из факторов почвообразовательного процесса, определяет уровень эффективного и потенциального плодородия почвы. Источник водоснабжения растений - почва. Жизнь растения зависит не только от наличия влаги в почве, но и от ее потенциала, характеризующего степень связности влаги твердой фазой почвы и ее осмотическое давление, зависящее от концентрации почвенных растворов.

Элементы питания растений

В обмене веществ между растениями и окружающей средой важнейшим условием является корневое питание. В состав сухой массы растений входит несколько десятков элементов питания, однако некоторые из них абсолютно необходимы для всех растений. Это макроэлементы – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо, сера и микроэлементы – бор, марганец, медь, цинк, молибден, кобальт и др.

факторы жизни растений

Первые четыре макроэлемента (углевод, кислород, водород, азот) входят в состав органической массы растений и называют органогенами, остальные – зольными элементами. Углевод, кислород и водород, на долю которых приходится около 93 – 94% сухой массы растений, усваиваются растением из воздуха в процессе фотосинтеза, а азот и все зольные элементы растения берут из почвы. Каждый элемент питания имеет определенное значение в жизни растений. Углерод, кислород, водород и азот – важнейшие составные части органических веществ – углеводов, белков и жиров.

Азот входит в состав белков, которые являются основой жизни, и влияет главным образом на ростовые процессы. При недостатке азота рост и развитие растений сильно замедляются, растение имеет мало листьев и бледную окраску. Избыток азота значительно увеличивает рост растений, затягивая их созревание. Фосфор особенно необходим на ранних этапах развития растений и в период плодоношения. Он способствует лучшему развитию семян, плодов и ускорению созревания культур. Калий накапливается преимущественно в молодых частях растений, играет важную роль в накоплении углеводов, повышает устойчивость растений к заболеваниям. Вместе с фосфором он увеличивает зимостойкость озимых культур. Кальций способствует развитию мощной корневой системы у растений, уменьшает вредное влияние ионов водорода и алюминия.

Сера, магний, железо участвуют в окислительных процессах. Сера входит в состав белка, магний – хлорофилла, железо – необходимый элемент при образовании хлорофилла, хотя и не входит в его состав. Микроэлементы входят в состав ферментов, гормонов, витаминов. Они влияют на процессы обмена веществ в растениях и выполняют ряд других специфических функций.

Обобщение многовекового опыта выращивания сельскохозяйственных культур привело к формированию законов земледелия.

***

Законы земледелия



k-a-t.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта