Растения живая или неживая природа. IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Чем живая природа отличается от неживой? Растения живая или неживая природа


Живая и неживая природа | НИРСИ

Окружающую среду можно разделить на две части: естественная и искусственная, которая создана при помощи человека. К этому списку относятся: автомобили, электрические приборы, бытовые предметы и т.д. Все остальное было создано без помощи людей. В данной статье будет рассказано, что относится к живой, а что к неживой природе.

Человек и животные – это часть природы. Природа – это то, что было создано еще до появления в ней живых организмов. Живыми организмами считаются те, кто умеет питаться, производить потомство, расти без какой-либо помощи. Признаки организмов живой природы следующие: рост, рождение, размножение, дыхание, движение, питание. Также живые организмы после жизни умирают.

Люди и некоторые животные способны к мышлению. Например, к самым умным животным в мире можно отнести: белку, крысу, дельфина, лошадь, кошку, собаку, обезьяну, свинью. Однако наиболее приближенными по интеллекту к человеку считаются обезьяны. Их мозг способен мыслить, выстраивать логические цепочки.

В природе люди и животные тесно взаимосвязаны. Рассмотрим, в чем отличие человека от животного, а в чем есть сходство. В первую очередь различие во внешнем виде. Также люди способны мыслить, сравнивать, думать, разговаривать. В отличии от животных, человек может духовно развиваться, приносить пользу обществу. Животные же выполняют действия на уровне инстинктов.

Отличие человека от животногоПомимо людей и животных к живой природе относятся: микроорганизмы, насекомые и растения. В мире существует крепкая связь между живой и неживой природой, и ее разрыв может привести к плачевным последствиям. К неживой природе относятся камни, солнце, вода, небо и т.д. Эти объекты не имеют никаких способностей к жизнедеятельности. В природе их огромное количество, и изучает их не одна наука (физика, химия и т.п.).

Объекты неживой природы разделяют по признакам:

  1. Твердые – земля, лед, ископаемые, минеральные ресурсы.
  2. Жидкие – не имеют формы (вода, лава, облака, туман).
  3. Газообразные – звезды, пары, атмосфера.

Основными частями естественной природы являются солнце, земля, вода и воздух. Солнце – это источник света и тепла. Без воздуха не сможет выжить ни один организм. Почва и вода являются источниками питания. Без этих составляющих жизнь на планете прекратится. Именно поэтому объекты живой и неживой природы тесно связаны, они представляют собой единое целое. Элементы живой и неживой природы имеют одинаково важное значение. И гармония в их существовании помогает жить всем организмам на Земле, несмотря большие различия.

www.nirsi.ru

Живая и неживая природа для самых маленьких

Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в изучении марок автомобилей с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам «Мир на Ладошке» .

Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме? Живая и неживая природа

Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.

Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к «путешествию» по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.

И я решила начать с объяснения — что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом — это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.

Энциклопедические знания

Эти знания нам помогли получить книги.

z1

Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы «Планета по имени Земля». Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране — это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент — в определенной части света. Часть света — на полушарии. А полушарие — на планете Земля. Получается, что твой дом — это вся Земля.

Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.

Вторая книга Чудесная планета. Чтение этой книги мы начали с «Формы Земли» и «Каковы размеры Земли». Брали наших человечков из Лего, чтобы они «обошли» Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они «объехали» Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.

z2

Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.

z4

Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли «Круглый год» Маршака из Всё самое лучшее детям. Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.

Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Как растут овощи? Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.

Как растут овощи?

Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. ;-) Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.

z6

Еще один пример, Кротик большая книга. Читаем «Кротик и ракета»: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.

«Интересно, — думал кротик, —  какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?» И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. ;-)

. Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:

Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише,Деревцо все выше, выше, выше.

Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. :-) Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был «Да». Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.

Скачивание книжки по теме живая и неживая природа

Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется «Пять признаков живой природы». Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.

Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием «Природа» состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.

Посмотри мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса.Человек и время года –Это все вокруг…ПРИРОДА.

После стихотворения книга продолжается как раз «Пятью признаками живой природы». Затем часть «Как животные и человек приспособились к смене сезонов». Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой «Живая природа», где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Книжка объясняющая дошкольникам что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Книжка объясняющая дошкольникам — что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.

Политика конфиденциальности

Эксперимент для самых маленьких

Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной :-)

. Мой малыш смеясь выдал мне: «Мама, камень не кушает, он же не живой». Занавес, эксперимент закончен .

В парке поговорите с ребенком - к живой или неживой природе относятся камень, голуби, пруд.

В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.

Логика

Как всегда нас выручила «Большая книга тестов для развития интеллекта малыша».

z8

Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов — раскрывание бутона. И даже «что должно быть нарисовано в пустой клетке?» — отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.

Книга для развития интеллекта, с которой наглядно и интересно изучаем живую и неживую природу.

Мелкая моторика рук

1. Сюда я отнесла работу по «Это может ваш малыш» Бумажные крошки.

Творческая работа для развития мелкой моторики, на которой ребенок изучает живую природу

Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.

Разрываем «хлеб». Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. ;-)

А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.

Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа.

2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.

(Ручки на голове, как ушки у зайчика)Это зайка — белый бок.Зайка, зайка — скок, скок (прыгаем)Это гусь — га-га-га.Га-га-га, иди сюда(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).Вот коза — ме-ме-ме.Дай воды, Алекс, мне(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).Это белка — прыг-скок(Ручки прижаты к груди как лапки)Белка, белка — рыжий бок.

Музыка о природе

Нам очень нравятся видео «Времена года» Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.

Мультфильм о живой природе

Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал «Уроки живой природы от тетушки совы».

Разговорная речь: чистоговорки о природе

В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:

  • Ять — ять — ять — Природу нужно охранять.
  • Ля — ля — ля — мы спасем тебя Земля.
  • Ождь — ождь — ождь — Не нужен нам кислотный дождь.

P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно. ;-)

Творчество с обсуждением живой и неживой природы

1. Из «Чудо-пчелки» выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли «Салют в ночном небе» изменили на звезды; «Пруд»; «Тучки»; «Дождик». Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки...

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…

2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

3. После чтения книги «Наш сад» решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.

Строение цветка для ребенка

На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.

4. Из «100 шедевров» для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:

Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе. Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу «Наш сад» с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут «кушать», когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать :-) .

Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне, я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему «что сделано руками человека» я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки ;-) . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.

Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна. Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине «Ранняя весна» — горы, снег, река, небо, а живые — деревья. Всё, тема усвоена!

Закладываем положительные зрительные образы и учимся определять на них живую и неживую природу.

Закладываем положительные зрительные образы и учимся определять на них живую и неживую природу.

Настольная игра для малышей

Настольную игру «Накорми белочку» я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым :-) . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.

Данная игра позволяет развить мелкую моторику и объяснить ребенку, что белочка живая потому что питается.

Данная игра позволяет развить мелкую моторику и объяснить ребенку, что белочка живая потому что питается.

Как я писала в начале, зная что относится к живой природе ребенок способен сделать вывод о том, что относится к неживой. Надеюсь, уважаемые читатели, вам понравилась статья. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими впечатлениями о ней.

Вам также будет интересно:

Занятие 2. Океаны и стороны светаЗанятие 3. Изучаем географию играя с морямиОпыты по географииИзучаем флаги всех стран мира

www.millionairekids.ru

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Плохотникова Татьяна Николаевна 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Горы, воздух и листва,

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года –

Это всё вокруг...

ПРИРОДА

ВВЕДЕНИЕ

Огромное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной Объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы, — это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология (от греч. bios — жизнь и logos — учение, наука).

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что наши первые уроки познания мира были посвящены именно живой и неживой природе. Материалы по данной теме представлены только в учебниках. Из учебника мы узнали что:

Живая природа- рождается, дышит, питается, размножается и умирает, а неживая природа –не рождается, не дышит, не питается и не умирает.

Человек всегда стремился познать тайны природы. Природа делится на живую и неживую природу.

Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания. Основные естественные науки, посвященные изучению неживой природы, — это астрономия, физика и химия. Исследованием живой природы занимается биология.

И поэтому мы решили стать учёными биологами. И будем исследовать природу.

Цель: выявить признаки живой и неживой природы, посредством эксперимента.

Задачи:

Изучить литературу о живой и неживой природе;

Провести эксперимент по выявлению признаков живой и неживой природы;

Собрать полученные результаты и сделать выводы;

Нарисовать правила друзей природы и провести акцию « Береги природу».

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

Для проведения эксперимента нами были выбраны следующие опыты:

Опыт №1 «Рождение»

Цель: практически проверить рождаются ли чечевица, горчица и камушек.

Я взял три, одинаковых по размеру, но разных по цвету, горшочка. Наполнил их почвой. В два горшочка неглубоко посадил чечевицу и горчицу, а в другой камушек. Все горшочки поставил в тёплое место, и поливал, чтобы земля была влажная, и наблюдал каждый день.

На 8 день – в горшочках с чечевицей и горчицей появились росточки, а в горшочке с камушком ничего не изменилось. С каждым днем ростки росли, а в горшочке с камушком никаких изменений не происходило, как бы мы его не поливали и не удобряли.

Вывод: чечевица и горчица родились из семян, они растут и развиваются. Значит они живые, а камень неживой.

Опыт №2 «Питание»

Я взял два цветка. Один цветок я поливал регулярно, а второй цветок не поливал. Через 7 дней цветок, который регулярно поливал, остался без изменений, а второй завял. Вода - это пища для цветка.

Вывод. Предметы живой природы питаются и умирают.

Опыт «№ 3 «Размножение»

Я отломала от цветка фиалки листок и посадила в горшок с почвой. Каждый день поливала. Через два месяца я заметила, появились новые листочки.

Вывод: предметы живой природы размножаются.

Опыт №4 «Дыхание»

Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Мы узнали, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания, как и у человека. Вот и начало опыта решили провести сами на себе. Попробуем сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажем вазелином. Теперь опять подышим через эту трубочку. Мы выяснили, что вазелин не пропускает воздух.

Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазали листья цветка вазелином, ежедневно в течение недели наблюдали за листьями.

Через неделю сделали вывод: листья растения «дышат», потому что те листья, которые были замазаны, погибли.

Опыт № 5 «Растения выделяют кислород»

Мы задали себе вопрос. Почему в лесу так легко дышится?….

Проверим опытным путем: я взял колбу с водой и положил туда растение, я увидел, что на свету растение выделяет пузырьки газа.

Тогда я перевернул колбу и поставил ее в воду верх дном. Жидкость в емкости не давала воде вытекать.

Через какое - то время я поднял колбу, вода вылилась, и я поднес в колбу тлеющую лучину. Внутри она стала тлеть ярче, так как в колбе образовался кислород.

Вывод: растения выделяют кислород.

Вывод:

Предметы живой природы:

дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

Опыт № 6

Цель: доказать воздействие неживой природы наживую.

Мы решили представить, если исчезнут объекты неживой природы. Что тогда произойдёт?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.

Возьмём два одинаковых растения. Одно растение поставим на подоконник, а второе уберём в шкаф, где нет солнечного луча. Через 7 дней цветок, который находился в шкафу погиб.

Вывод: предметы живой и неживой природы связаны между собой.

Если исчезнут предметы неживой природы, то погибнет всё живое. Потому что, чтобы дышать - нужен воздух, чтобы питаться - нужна вода. Чтобы расти и развиваться - нужен солнечный свет.

В связи с тем, что 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ.

Экология - это наука о связях между человеком и природой. Мы решили стать друзьями природе и нарисовали запрещающие экологические знаки.

1. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

2. Не рвите на лугу и в лесу цветы.

3. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.

4. Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Не подходите близко к гнёздам птиц.

6. Не шумите в лесу.

7. Не мусорите.

В конце нашего выступления, хотим показать призывающий знак « Войди в природу другом». Если мы будем для природы другом, то и она ответит нам тем же.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. – М: Просвещение, 2014

2. И.Н. Пономарёва. Биология.6 класс. - М: «Вентана-Граф», 2003

3. Ф.Лев. Для чего деревьям листья? - М: «Детская литература»,2007

4. Ю.П.Лаптев. Растения от А до Я. – М: Колос, 1992

Просмотров работы: 143

school-science.ru

Чем живая природа отличается от неживой?

Природа включает недра, почву, подземные и поверхностные воды, атмосферу вплоть до озонового слоя и околоземного космического пространства, растения, животных и прочие организмы. Созданное руками человека к природе не относится.Объекты природы делятся на живые (организмы) и неживые. Чтобы их различить, существуют несколько признаков.

Признаки живой природы — организмов:

— растут, в своём развитии — онтогенезе — проходят определённые этапы, в результате меняют форму, увеличиваются;

— нуждаются в питании и энергии, которая поддерживает жизненные процессы;

— внутри организмов непрерывно идут процессы превращения одних веществ в другие;

— размножаются разными способами, то есть воспроизводят подобные себе организмы;

— умирают.

Согласно этим признакам к живой природе относят человека, животных, растения, грибы, бактерий и вирусы.

Главным признаком всей живой природы современные учёные считают способность передавать генетическую информацию потомству, сохраняя и преображая генотип.

Разнообразие живой природы. Рекорды больших и маленьких

Живая природа удивительно разнообразна — по формам, размерам, образу жизни. Одни организмы можно рассмотреть только в микроскоп. Так, в 2013 году японские учёные обнаружили самый маленький на сегодняшний день многоклеточный организм — водоросль из 4 клеток. Диаметр водоросли — 0,01 мм. Внешне она похожа на четырёхлистный клевер, потому в Японии её назвали «водоросль счастья».

Но существуют и организмы из 1 клетки. До недавнего времени самым маленьким из них считалась одноклеточная амёба. Но и её рекорд побит: у берегов Исландии был обнаружен одноклеточный организм не только самый маленький по размеру, но и простейший по генотипу — всего 500 килобаз (для сравнения: у человека — более 600 000 000 килобаз).Рекордсмен по размерам — синий кит — тоже потерял своё лидерство. Самым большим живым организмом сегодня считают грибницу опёнка тёмного из заповедника Малур (США, штат Орегон). Она за 2,4 тысячи лет жизни разрослась на 880 гектаров!

Грибницу назвали орегонским монстром: опутывая корни деревьев, она приводит их к гибели. Её и обнаружили в 1998 году только потому, что учёные исследовали массовую гибель взрослых деревьев в заповеднике. Ещё один подобный монстр — также грибница опёнка тёмного — выросла в штате Вашингтон: её размер — около 600 гектаров.

Неживая природа

Неживую природу составляют энергетические поля и вещества. Они представляют собой многоуровневую систему — от элементарных частиц к атомам, химическим элементам, небесным телам, звёздам, галактикам и Вселенной.

Более близкое и понятное нам вещество также не единообразно. Оно может изменять своё агрегатное состояние, будучи твёрдым телом, жидкостью, газом, плазмой. Есть среди веществ уникальные, которые поражают воображение своими свойствами.

Например, мы привыкли, что для плавления металла необходима высокая температура. А металл галлий переходит в жидкое состояние (плавится) при комнатной температуре. Если капнуть галлием на алюминий, последний тотчас станет очень хрупким. Другое вещество — ацетат натрия — жидкость, но стоит только её коснуться, как она мгновенно превращается в «лёд».

С газами связан другой стереотип — лёгкость. Однако есть газ, который чрезвычайно тяжёл, — гексафторид серы. Если им заполнить контейнер и плотно закрыть, то ёмкость осядет на дно в виде водного объекта. Этот газ можно буквально вычерпывать, хотя он остаётся газом. Если на его поверхность поместить игрушечный кораблик, то будет казаться, что кораблик парит в воздухе. А если вдохнуть, то голос станет низким и страшным.

Все названные выше уникальные свойства пока не нашли практического применения, как и металл нитинол. Но нитинол обладает большим практическим потенциалом. Дело в том, что это удивительное вещество… имеет память. Если на него воздействовать теплом, то он принимает первоначальную форму при самых сильных искажениях. Представьте, что из такого металла сделаны очки. Если их случайно погнули, можно просто подставить очки под струю тёплой воды и — они примут свой нормальный вид.Тайны живой и неживой природы открывают едва ли не ежедневно. Всю сложность мира и мироустройства, связей живых и неживых элементов природы человеку пока не объяснить. Возможно, при дальнейшем изучении это деление будет упразднено или усложнено.

www.vseznaika.org

Живая и неживая природа

Что такое живая и неживая природа

Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И действительно, ребенку тяжело понять, почему предмет, который не двигается и не дышит нужно относить к природе. Разъяснить это вряд ли поможет и сухое определение из учебника, поэтому педагогам нужно прибегать к другим методам и приводить примеры этих понятий из жизни.

Что такое природа

Для начала, детям во 2 классе нужно объяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живые существа окружающего мира, которые не были созданы руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.

Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. По сути, для них это среда обитания. Например, рыбки (живая) живут в воде (неживая). Если бы не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.

Что такое живая и неживая природа

Основные отличия живой и неживой природы с примерами

Ученикам может быть сложно понять, как отличить эти объекты, поэтому лучше рассказать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии или физики. Ограничьтесь как можно более простыми описаниями и примерами.

  1. Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, растут, развиваются и умирают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Все они проходят определенные этапы развития и в конце жизненного цикла погибают.
  2. Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камни, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им  совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, кроме камней и воды. Человеку в таких условиях было бы очень сложно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей или других живых существ.
  3. Еще одним важным отличием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, размножаются и умирают. Здесь ребенок может столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если толкнуть животное или человека, то он убежит или нападет в ответ. Если это проделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Поэтому, причисляя тот или иной объект к живой или неживой природе, нужно обязательно учитывать все факторы.

Что такое живая и неживая природа

Закрепления понятия о природе

Чтобы дети лучше поняли эту сложную тему, предложите им  посмотреть на разные картинки. Постарайтесь, чтобы там были как природные объекты, так и предметы, созданные руками человека.

Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас образуется два столбика с картинками. Одни - это объекты, созданные человеком (велосипед, тарелка, дом, одежда и т.д.). Вторые - природой (дерево, кот, солнце, туча, озеро, кузнечик, гора).

Теперь предложите детям разделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при этом будут возникать сложности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детьми младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается надолго.

strana-sovetov.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта