Растения в сказках. Мини-исследование Тотемные растения в русских волшебных сказках

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Какие растения упоминаются в русских народных сказках? Растения в сказках


Волшебные травы из сказок и легенд

volshebnie-travi

До нас дошли легенды из седой древности о магических травах, которые использовали и лекари, и маги, и воины, и обычные люди.

Одолень-трава, разрыв-трава, марьин корень, Иван-да-марья… – волшебные, сказочные названия.

Существуют легенды и о волшебных травах: о цветущем папоротнике, о тирличе и нечуй-ветре, адамовой голове и орхилине…

А есть ли они на самом деле, – эти волшебные травки и каковы их свойства, – мифологические и настоящие?

Травушка-муравушка

Вот стелется по земле “травушка-муравушка”. Простая русская травка, которую иногда можно встретить в сказках. Посаженная недоброй колдуньей рядом с людьми, эта трава не захотела приносить вред людям, а решила помочь людям, принести пользу – и коровы, питающиеся этой травой, стали давать более вкусное молоко, корни травушки-муравушки дали красивую краску, а стебельки – целебные настои для здоровья (витамина С в них не меньше, чем в лимоне, а, возможно, и больше!)

Есть ли такая на самом деле? Есть конечно. И зовут ее по-научному: Спорыш из семейства гречишных. Стелется она по земле, цепляется корешочками за землю и стеблями друг за друга и создает ковер на земле, плотный, упругий. Политая кровью русских богатырей, пытается травушка-муравушка помочь людям по мере своих сил.

А называют эту траву в миру по-разному.Proserpinaca (принадлежащая Прозерпине), Polygonum aviculare (дающая многочисленное потомство, птичья гречиха), Sanguinalis (кровяная), топотун-трава, конотоп, трава молодости.

“Татарское зелье”

На Украине таким именем назвали Аир болотный. В каждый поход брали с собой монголо-татары это растение. Добывали его в его природном местообитании – Индии и Китае, привозили на завоеванные земли и бросали живые корни в реки. Растение это очищало водоем, и там, где росло это растение, можно было безбоязненно пить воду и поить лошадей. Увы, но из-за отсутствия насекомых, способных опылять это растение, у нас его цветы отцветают и осыпаются без завязи. И размножается оно только от корней.

Растение это волшебное и может нам помочь в борьбе со всякой пакостью. От растения гибнут блохи и другие насекомые-паразиты, поселившиеся в доме. А если собрать ветки аира в Пятый день пятого месяца, да развесить в виде арок по сторонам дверей и окон – в течение пяти месяцев растение будет оберегать ваш дом от всякого зла. Носите корень растения при себе – и он отпугнет от вас нечисть.

А в медицине отвары и напары из этого растения используют при заболевании десен и зубов, заболевании печени и желчных путей, почечнокаменной болезни. При бронхите, водянке, цинге, слабости пищеварения. Поможет он и при отсутствии аппетита.

Если у вас проблемы с волосами – вымойте голову отваром корня.

В древние времена при эпидемиях холеры, чумы, гриппа, рекомендовали жевать корень аира, для профилактики. А порошком и сейчас рекомендуют присыпать гноящиеся раны.

Плакун-трава

Плакун, плакун. Плакал ты долго и много…будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским;а не дадут тебе покорища – утопи их в слезах;а убегут от твоего покорища –замкни их в ямы преисподние…

Трава эта известна с древнейших времен. С помощью этой травы изготавливали жезлы авгуров, жреческой касты древних римлян, гадателей и блюстителей закона.

А современное название этой волшебной травы – Дербенник иволистный (Lythrum salicaria). Род трав и кустарников семейства порядка миртовых. Растение, растущее в сырых местах, на влажных заливных местах, по рекам рек и прудов.

Растение это особое и время сбора для него особое – на ранней утренней заре Иванова дня. Собирают корень и цвет (цветы), так как именно они обладают волшебным свойством и великой силою: они усмиряют нечистых духов, делают послушными воле человека. Даже чары колдунов и ведьм можно снять с помощью этого растения. Крест, сделанный из плакуна и надетый на человека, в которого вселилась нечистая сила, изгоняет ее из человека и излечивает его душу. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать (тучи орошаются слезами).

Там, где растет плакун-трава чисто от нечисти. Кроме того, знахари приготавливали из этого растения настойки и порошки, которыми лечили от самых разнообразных болезней – от болей в желудке, при грыжах, от “тоски”. Применяют его и сейчас: в отваре купают детей при судорогах, при наружных кровотечениях, отвар помогает и при дизентерии и воспалении кишечника. Одно из названий растения – кровавница. Свежие измельченные листья прикладывают к ранам и порезам, что и дало такое название растению. Кроме этого, растение имеет еще и такие названия: подбережник, твердяк, тройчак, верба-трава, дикие васильки.

Сон-трава

Существует легенда, по которой один из архангелов пустил в растение громовую стрелу и прострелил его насквозь. И с тех пор сок этой травы помогает в победе над нечистью, им смазывают наконечники стрел. А монахи смазывались этим соком, чтобы стать неуязвимыми от слуг сатаны.

Собирают эту волшебную траву в мае месяце, при желто-голубом цветении, с разными обрядами и наговорами. Собранная с утренней росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. Как только вода стекала с растения, траву нужно было положить под подушку и засыпать, ожидая пророческий сон со страхом и надеждой. Отвар травы успешно применяли против демонов и бесов.

А на Руси это растение заменял будильник! Русские богатыри клали его под изголовье с уговором пробудиться в урочный час. В незнакомом месте это растение позволяет спать спокойно: пока оно у вас под головой, ничто злое не коснется спящего.

В ботанике же это растение имеет название – Прострел луговой или прострел раскрытый (Pulsatilla parens). Семейство лютиковых.

В медицине отвар этой травы применяют при бронхиальной астме, ревматизме, бессоннице и головокружении, и т.д.

Сбор травы производят во время цветения – апрель-май. Цветки крупные, лилово-сиреневые, растение многолетнее. При сборе – не повреждайте корневую систему!

Tрипутник

Когда-то его назвали “следом белого человека” (говоря об испанцах-конкистадорах, которые привезли это растение из Европы в Америку на своих сапогах).

Греки называли его “ягнячий язык” – за сходство с языком ягненка. В Китае он был символом самообразования – студентам, за неимением писчего материала, приходилось использовать листья этого растения.

Накануне Ивана Купала трипутник клали под голову на ночь со словами: “Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого.”

А ведь речь идет об очень известной вам траве – о Подорожнике! (Plantado – “Бить подошвой”).

Это многолетнее травянистое растение высотой 20 – 30 см, с розеткой крупных листьев, семейство подорожниковых – удивительно стойкое растение. Его пинают, топчут, а он живет себе и помогает людям.

Порезник, ранник, чирьева трава, трипутник – сразу видно, что растение обладает ранозаживляющими свойствами, что и дает такое название.

Отвар листьев помогает при кашле, туберкулезе, коклюше, астме.

Сок растения помогает при гастритах, энтеритах и энтероколитах. Семена используют как слабительное средство, отвар семян в качестве компресса применяют при воспалении век и кожи. А напары и отвары из листьев применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалении мочевого пузыря, геморрое и кровохарканьи.

А еще это растение интересно тем, что применяется против всех видов порчи, наводимых на ноги. (с)

astra-prognoz.ru

Какие растения упоминаются в русских народных сказках?

Какие растения упоминаются в русских народных сказках?

  • В русских народных сказках упоминается репка.

  • репка, аленький цветочек, дуб, береза, крапива, папоротник, яблоня, ромашка

  • В сказках встречала названия таких растений: трынь-трава, сон-трава, дурман-трава. Они одурманивали голову и герой засыпал мертвым сном. Упоминаются и культурные сорта растений: пшеница, рожь, репка, горох.

  • В русских народных сказках многие растения наделялись различными волшебными свойствами. Это такие растения, как quot;одолень-трава, разрыв-трава, молодильные яблочки. Это quot;Аленьеий цветочекquot; у Аксакова или quot;Цветик-Семицвеикquot; у Катаева.

    Какие растения упоминаются в русских народных сказках?
  • Не могу сказать, что все растения, которые я вспомнила упоминаются именно в народных сказках, но в первую очередь я подумала про дуб, который растт в Лукоморье, или дубравы, переходящие в дремучий лес, которые упоминаются в других сказках.

    А ещ одним из главных героев сказки является овощное растение репка или репа вкусное и полезное.

    Могу ещ назвать яблоню, на которой растут молодильные яблоки, правда, опять же не уверена, что сказка про Ивана и Серого волка это народная сказка.

  • В сказках очень часто упоминаются деревья, травы, кустарники, а также другие необычные и сказочные растения. Из наиболее известных - это дуб, береза, калина, яблоня, ива (ракита, верба), орешник, осина, одолень-трава, трава-мурава, разрыв-трава, горох, розы, незабудки, папоротник, репка, ромашка, васильки, рожь, пшеница. Все растения сразу трудно вспомнить, поэтому назвала только часть из них.

  • Многие спрашивают: какие деревья чаще всего являются волшебными в сказках?

    Из деревьев это:

    Дуб

    Яблоня (молодильное яблоко)

    Орех (ореховый прутик)

    Берза (Сказка о двух сстрах)

    Ива (Золотой ботиночек)

    Из трав:

    Ракита (ракитовый куст в сказке quot;Бурнушкаquot;)

    Калиновый куст

    Смородиновый куст и т.д.

    Какие растения упоминаются в русских народных сказках?
  • Яблоня спрятала детей когда их quot;гуси-лебедиquot; искали. Яблонька в русских сказках символ плодородия, богатства и доброты. quot;Иван царевич и серый волquot; там молодильные яблоки были. А еще у Пушкина мачеха подарила царевне отравленное яблоко и девушка уснула. Не помню, из какой сказки он этот сюжет украл.

  • В русских народных сказках упоминаются такие растения:

    • В сказке quot;Репкаquot; соответственно - это репка.
    • рожь,
    • горох,
    • просо,
    • папоротник,
    • сон-трава,
    • одолень-трава,
    • лопух (например, quot;Диво-дивноеquot;).
    • крапива (сказка об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной).

    Вот только некоторые, на самом деле их гораздо больше.

  • Часто в русских сказках встречаются растения кедр, дуб, иногда они даже оживают. Вообще дуб - одно из почитаемых деревьях у древних славян. Также можно прочитать о березках и яблонях. Березка также почиталась как берегиня.

    Часто в сказках фигурируют калиновый, ивовый, ракитовый, смородиновый кусты.

    Много сказок о папортнике, вернее о волшебном цветке папортника, который цветет одну ночь в году по поверьям.

  • В русской народной сказке quot;Кот , петух и лисаquot; упоминается горох(quot;дам тебе горошку, бросила горсть горохаquot;), quot;Маша и медведьquot; --quot;идет медведь между лками, бредет между березкамиquot;,

    quot;Петушок и бобовое зернышкоquot;-бобовое зерно, трава, quot;Смоляной бычокquot; --кочан капусты принес заинька деду с бабой.

  • info-4all.ru

    Сказки и волшебные растения | Социальная сеть работников образования

    Слайд 2

    «СКАЗКА О МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ » (Русская народная) « За тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть»

    Слайд 3

    «Репка» (русская народная) Посадил дед репку и говорит: — Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

    Слайд 4

    «Аленький цветочек» (Аксаков С.Т.) Н а пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: - Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

    Слайд 5

    «Сказка об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной» - Верные мои слуги, сердечные други , смолите мою пшеницу ! Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. - Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

    Слайд 6

    «Гуси-лебеди» Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

    Слайд 7

    «Цветик- семицветик » (Катаев В.) С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. - Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь.

    Слайд 8

    « Дюймовочка » ( Г.Х.Андерсен ) Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился. - Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.

    Слайд 9

    Спасибо за внимание! Берегите сказки !

    nsportal.ru

    Мини-исследование Тотемные растения в русских волшебных сказках — ПскоВики

    Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

    Введение. В этом году я решил продолжить изучение русских волшебных сказок, и обратил внимание на то, что в них часто встречаются деревья: дуб, яблоня, берёза и кусты (ракитовый, смородиновый, калиновый). Герои сказаний одушевляют и обожествляют деревья, верят в их могущество, обращаются к ним за помощью. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло и у сказки был счастливый конец.

    Я решил проследить участие деревьев и кустов в русских волшебных сказках и ответить на вопрос: почему люди одушеляют и обожествляют растения? И почему они выбирают именно эти деревья?

    Задачи:

    1. Отследить участие деревьев и кустарников в русских волшебных сказках.

    2. Узнать причину одушевления и обожествления растений.

    3. Объяснить выбор участия в сказках деревьев: дуб, яблоня, берёза.

    Способы решения:

    1. Подбор литературы.

    2. Исследование сказок на предмет участия в них деревьев и кустов.

    3. Работа с материалами Интернета по теме «Тотемные растения»

    4. Анализ материала . 5. Оформление работы с помощью руководителя.

    Тотемные растения

    Я исследовал 15 русских народных волшебных сказок на предмет участия в них растений–помощников. В четырёх сказках проследил участие дерева дуб. В сказке «Матюша Пепельной» читаем: «Полез Матюша на самый матёрый дуб – от бури хорониться, а там на суку гнездо (1 с.539). А вот диалог героя с дубом в другой сказке «Иван – Горошко»: «Шёл–шёл, видит – дедушка сидит у дуба и плачет. – Чего ты, дед, плачешь? – Да как я этот дуб сверну, так и жизни решусчь!»

    Почему именно дуб так часто использовали сказители? Это можно объяснить тем, что дуб – одно из основных деревьев на территории древних славянских поселений. Это могучее дерево отличается своим внушающим видом, огромной силой и остаётся зелёным до глубокой осени. В материалах интернета написано: «Благодаря физическим свойствам, таким, как надёжность и прочность древесины и долголетие, дуб использовали в заклинаниях, направленных на защиту, увеличение физической силы, достижения успеха» (3). Опять вопрос: почему? В учебнике «Литературное чтение» я прочитал: «Люди в древности верили, что их первопредком является какое–нибудь животное или растение. Таких животных –прародителей и такие растения называли «тотемами». Буквально «тотем» означает «его род» или «его прародитель». Тотемам люди поклонялись, верили в их силу и могущество» (2 с.23). Мир был непонятен нашим предкам. Явления природы: гроза, молния, пожары, гром, землетрясения, ураганы, наводнения приносили много горя и бед. Первопедки обращались за помощью к тотемным растениям, что и отразили сказители в устном народном творчестве. На избранных древнейших дубах, в знак их почитания и присутствия божества, вешали золотую цепь, что нашло своё отражение в фольклоре. Перечисляя все превосходства дуба можно понять, почему наши прародители отдавали особое предпочтение этому дереву, верили в его могущество и обожествляли его. В материалах Интернета я прочитал: «Дуб является энергетическим донором. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии. Общение с дубом успокаивает душу человека. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы. Дуб всегда отдаёт предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям. Он врачует раны, полученные в бою, лечит души воинов, делится частичкой своего долголетия. Ветеранам, бывшим воинам, пожилым людям контакт с ним приносит большую пользу». (3) И недаром в сказке «Иван Дорогокупленный» покалеченный Иван уполз в тёмный дремучий лес, лёг под огромным дубом» (1 с. 486). В другой в сказке «Терёшечка» спасаясь от ведьмы, «влез на на высокий дуб» (1 с.29). «В приднепровье был распространен культ дуба. Византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении "Об управлении государством" (948 - 952), основываясь на личных впечатлениях, писал о россах - русских, что они в походе "у весьма великого дуба приносили в жертву живых птиц". Два мощных "священных" дуба были обнаружены уже в нашем ( 20 –м ) веке на перекрестке двух торговых путей средневековья "из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Десны и Днепра в 1909 и 1975 гг. при расчистке дна этих рек. Радиоуглеродный анализ второго из этих дубов показал, что он перестал существовать (вероятно, упал вследствие подмыва берега) в середине VIII в. Ученые считают, что, по-видимому, "священные" дубы росли в "священных" рощах, которые также являлись объектом поклонения древних славян» (3).

    Я отметил, что в русских волшебных сказках широко используется и мотив «молодильных яблок» и участие яблонь. В четырёх исследуемых сказках участвовала яблоня. Так в сказке «Иван царевич и серый волк» сказитель пишет: «У царя Выслава Андроновича был сад – такой богатый, что ни в каком государстве лучше не было: в том саду росли разные дорогие деревья с плодами и без плодов, и была у царя одна яблоня любимая, и на той яблоне росли яблочки все золотые. Повадилась в сад Жар–птица летать, с неё золотые яблочки срывать и улетать» (1, с.377). От яблони ждали как бессмертия, так и омолаживания. Так в сказке «О молодильных яблоках и живой воде» читаю: «Царь устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – будет видеть» (1 с.139) В известной всем с детства сказке «Крошечка–Хаврошечка» яблоня отозвалась добром на добро: «Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблоки к ней опустились. Угостила она того купца и он на ней женился». Доброту и помощь героине я наблюдал и в сказке «Гуси–лебеди»: – Яблоня, яблоня, скажи куда гуси–лебеди полетели. – Поешь моего лесного яблочка, –скажу. И далее: – Яблоня, матушка , спрячь меня. – Съешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня заслонила её ветвями, прикрыла листами» (1, с.39). На Руси девушки гадали на яблоках о будущей любви. В народе говорят, что яблоки обладают особой силой исполнения желаний в праздник Преображения Господня, который отмечают 19 августа. Он зовётся Яблочным Спасом. Именно в этот день на Руси было принято срывать и освящать яблоки нового урожая. «Известна легенда о том, что Александр Великий в «поисках живой воды» в Индии нашёл яблоки, которые тамошние священники едят, чтобы продлить себе жизнь до 400 лет. Яблоко – это плод, который возрождает и омолаживает. Боги едят эти яблоки и остаются молодыми. В народе ещё бытовало предание о тайном источнике, тайном дереве или растении. У священного ручья жила богиня Айдунн, в сундуке которой хранились волшебные яблоки. Когда боги старели, они приходили к ней и, отведав яблок, снова становились молодыми. Имя Айдунн означало «помолодевший», а яблоки, бережно хранимые ею, называли «эликсиром* богов» (3).

    Наши предки не хотели болель, стареть, хотели быть всегда молодыми, верили в чудодейственную силу молодильных яблок и свои мечтания отразили в сказках. Поэтому яблоня и представлена в текстах сказаний как «тотемное» дерево. Эликсир – волшебный напиток, якобы способный сохранить молодость. Встречаются в русских волшебных сказках и берёзы. Лингвисты связывают слово «берёза» с глаголом «беречь». Они и в сказках выступают в роли помощников героям. Так в «Сказке о двух сёстрах» прочитал: – Берёзки, берёзки, зачем вы пропустили девку Дуняшку? – А затем мы пропустили, – говорят берёзки, – что берегли мы твой дом вот уже много лет, а ты и колышка нам не подставила, а эта девушка ленточкой нас перевязала». «В северных районах Руси существовал культ березы. По преданию на месте города Белозерска раньше росли березы, которым приносились жертвы. Культ березы сохранялся и позже. В 1636 г. нижегородские священники жаловались в своей челобитной, что "собиратся жены и девицы подъ древа, подъ березы, и приносятъ яко жертвы, пироги и каши и яичницы и поклоняс березамъ оучнуть походя песни сатанинские приплетая пети и дланми плескати, и всяко бесятся» (3). Берёза неразрывно связана с историей славянских народов. Прародители считали её символом доброты, щедрости и сострадания. Считали, что это дерево сохраняет связь с предками. «На Руси 11 апреля выходили в леса и «слушали берёзку», плели венки из свежих веток, пили берёзовый сок». По внешнему виду берёза антипод дубу. Она стройна, светла, чиста, несёт свет и нежность. Красоту этого дерева выделили и отметили наши предки. В глубокой древности у славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а берёзой. Называли этот месяц «берёзозол». Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. Поэтому, когда мы ходим на могилки наших дедушек и бабушек, наши родители несут ветки берёзки и опахивают ими могилы. «Берёзу сажали у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле неё Лингвист – языковед. Лингвистика – наука о языке.

    скамейку, чтобы в нужную пору можно было послушать и поговорить с деревом, попросить у него силы и мощи. Вообще к берёзе в России всегда было особое отношение. Её берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берёз. Украшения, сделанные из берёзовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. А обычай украшать цветными ленточками молодые берёзки, в качестве просьбы об исцелении или удачи, во время свадебного обряда и на народные праздники, сохранились до наших дней». (3) В сказке «Белая уточка» читаю: «Взял князь белую уточку за крылышко и говорит: – – Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица – впереди! – Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» (1, стр64). Вот она богиня Берегиня –«тотемное» дерево охраняет счастье князя и красной девицы.

    В исследуемых сказках я проследил связь героев с травами и кустами. Так, в сказке «Золотой ботиночек» из зёрнышка выросла ива, которая долго помогала бедной сиротке, а в сказке «Волшебная дудочка» на болоте, где мачехина дочь погубила сводную сестру, выросла травяная дудка, с помощью которой была спасена бедная девушка. Часто в сказках участвуют калиновый, ракитовый, ивовый, смородиновый кусты. Слово «смородина» происходит от слова «смород», что означает очень резкий запах, смрад, вонь. Возможно, поэтому смородиновый куст в сказках связан с волшебным миром. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» к смородиновому кусту подлететают 12 волшебных голубиц – красных девиц, «а вслед за ними и тринадцатая» (1 с.421). В другой сказке «Елена Премудрая» : малиновка (солдат обернулся малиновкой) села под смородиновый куст. Немного погодя – на то место летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев» (1 с.516). Ракитов куст (в сказкае «Бурёнушка») становится волшебным помощником Марье – царевне: «Посадила она гузённую кишочку от коровушки Бурёнушки – вырос ракитов куст, на нём красуются сладкие ягодки. Пошла она ягоды брать, а мелкие пташки вдвое да втрое на блюдо кладут» (1 с.19). Так отблагодарила Марью коровушка за доброе и ласковое к ней отношение.

    Вывод: 1. Люди в древности верили, что их первопредком является какое–нибудь животное или растение. Таких животных–прародителей и такие растения называли «тотемами». Этим тотемам люди поклонялись, одушевляли, верили в их могущество, просили защиты и помощи.

    2. За внешнее величие дуба, его долголетие, прочность древесины наши прародители выделили дерево дуб, верили в его могущество, что нашло своё отражение в русских волшебных сказках.

    3. В сказках я читал о молодильных, серебряных, золотых яблоках. Веру в чудодейственную силу яблок прародители отразили в русских волшебных сказках

    4. Из летописей известно, что люди поклонялись берёзе – своей главной богине Берегине, матери всех духов и земных богатств. В русских народных сказаниях берёза нашла своё место в качестве помощника героям в преодолении препятствий, в борьбе со злом.

    5. Исследование сказок помогло мне представить жизнь наших предков.

    Фольклорные тексты – это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром, непонятным, необъяснимым нашими предками. История народа связана с народным фольклором и находит в нём своё отражение.

    Работу можно использовать на уроках литературного чтения.

    В дальнейшем планирую продолжить исследование по теме «Тотемные животные в русских народных волшебных сказках».

    wiki.pskovedu.ru

    Сказка в которой растения играют важную роль

    Сказки в аллегорическом смысле, дают понимание  об основных принципах взаимодействия с другими людьми. Они рассказывают о добре и зле, учат слушаться родителей, быть честными и так далее.

    Во многом, сказки схожи с пословицами. Но пословицы более короткие, а сказки представляют собой целое повествование со своим сюжетом.

    Сказка, в которой растения играют важную роль

    Существует немало сказок, в которых растениям отведена важная роль. При этом данные сказки не рассказывают о самих растениях, они имеют совершенно другой смысл. На примере растения и взаимодействия людей с ним, сказка объясняет о правильных моделях поведения. Поэтому, нужно привести в качестве примера несколько сказок, в которых растение играет важную роль:

    • Русская сказка про репку. В данном случае, репка выступает в качестве общей задачи для всех членов семьи. И только при помощи деда, бабки, внучки и собаки Жучки удается вытащить репку. То есть, сказка говорит о необходимости приложения совместных усилий. Только так можно добиться нужных результатов;
    • Сказка об Аленьком цветочке. Эта сказка рассказывает о готовности к самопожертвованию и силе любви. При этом она затрагивает отцовскую любовь и любовь между двумя молодыми людьми. Важное место в сказке играет зависть и душевная пустота, которые показываются, как отрицательные черты характера;
    • Еще одним примером станет «цветик-семицветик», который исполнял желания владельца.

    Почему растение играет ключевую роль

    Надо понимать, что растение представляет собой только образ, через который писатель выражает свою мысль. Само по себе, растение не имеет важного значения. Но именно оно привлекает внимание, вокруг него строится концепция сказки, показывающая важность взаимопомощи, любви и уважения.

    В целом, растение становится удобным инструментом для донесения до слушателей главной идее сказки. Но растения могут играть и вспомогательную роль, как в случае со сказкой о Золушке, где тыква превратилась в карету. Такие образы не имеют ключевого значения, они лишь придают сказке яркость, делают ее более красочной.

    vashurok.ru


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта