Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. Растения в архитектуре
Архитектурные растения в дизайне сада
Наступает посадочный сезон, и у многих садоводов возникает непреодолимое желание немедленно приступить к покупке и посадке растений. Но возможно, стоит немного подождать и посвятить время планированию вашего участка? Попробуйте взглянуть на свой сад по-новому, чтобы возможно, устранить сейчас те промахи, которые были допущены в самом начале его освоения.
Такая «переоценка» облика вашего сада иногда бывает очень полезной. Ведь многое вы при желании можете изменить и сейчас, кроме тех элементов, которые уже являются постоянными на участке – это стены, изгороди, дорожки и те крупные растения, которые вы не планируете пересаживать. При этом полезно будет ответить себе на следующие вопросы:
- какая часть сада более солнечная, а какая – более тенистая?
- как освещенность изменяется по сезонам?
- возможно, где-то медленно высыхает почва после дождя, и она становится переувлажненной? не изменилась ли за последние годы ситуация в разных частях сада?
- если какая-то часть участка сильно продувается ветром — нет ли необходимости в посадке выносливых крепких растений или создании защиты от ветров?
Отметьте цвета строений и стен и учтите окраску существующих живых изгородей и крупных растений. Попробуйте оценить палитру вашего сада – сначала весной. Потом подумайте, где можно создать яркие пятна для летнего сезона? А для осени? Имеются ли в саду места, в которых вы чаще всего проводите время в определенное время дня? Одни цветущие растения хороши днем на солнце, а другие — по вечерам.
Собирая подобную информацию, вы будете обнаруживать подсказки для оформления вашего участка — не забывайте записывать ваши наблюдения!
Конечно, цветовая палитра сада очень важна для его гармоничного облика, но на цвет в саду также влияют и другие качества растений – например, форма и текстура листьев и цветков. И здесь речь пойдет о так называемых «архитектурных» растениях.
Форма, текстура и облик растений
Мы уже обсуждали, как глянцевые зеленые листья отличаются от матовых или войлочных, а ажурные метелки — от рельефных массивных лепестков такой же окраски. Попробуйте представить композицию с тщательно продуманной цветовой гаммой, но однообразную по форме и размерам - и такой результат получится совсем неинтересным!
Кроме листьев и цветков различной формы, не забывайте о разнообразии очертаний и характера роста растений. Ведь объединение растений с контрастным обликом существенно влияет на конечный результат: при создании растительных композиций вы можете добиться удивительного эффекта, если разместите нежную листву или цветы рядом с грубой текстурой и крупными формами — или наоборот!
К примеру, поразительный контраст по форме составляет дымчатое облако изящной гипсофилы и гофрированные листья калины Давида или крупные цветки таких растений, как пионы и эхинацея пурпурная.
Очень важным также является выбор правильной формы кроны у деревьев и кустарников, которые формируют «скелет» вашего сада. Все существующие кроны у древесных растений можно примерно сгруппировать таким образом:
- округлые (варианты — шары, овальные, яйцевидные, «подушки»)
- пирамидальные (разных соотношений по высоте и ширине)
- плакучие (с поникшими ветками)
- раскидистые
- распростертые (почти лежат на земле)
- зонтиковидные.
Пирамидальные кроны – это растения с четкими вертикалями, встречаются также названия «конусовидные» или колонновидные. Здесь очень важна ширина основания кроны — широкопирамидальные кроны выглядят устойчивыми и массивными. Узкие пирамидальные кроны иногда называют «восклицательным знаком» в саду – они всегда привлекают к себе внимание, являясь акцентом. Вы можете использовать такую крону, чтобы неизменно привлекать внимание к вашим самым эффектным композициям, но старайтесь этим не злоупотреблять.
Округлые кроны могут быть немного разными по форме – приближенными к овальной, яйцевидной, либо – шаровидной или похожей на подушку. В небольшом саду их часто используют как основное средство для формирования пространства. Но при их размещении нужно стремиться это делать более или менее равномерно по участку, что общая композиция была «сбалансированной».
Раскидистые («пейзажные») кроны развиваются достаточно свободно, и создают очень живописные картины в старом саду. Их можно использовать в качестве контраста рядом со строгими регулярными формами – либо чтобы придать вашему саду естественность.
Распростертые кроны имеют диаметр, намного больший, чем высоту, и при покупке таких растенийобязательно учитывайте их будущий размер! Взрослый кустарник с такой кроной может занять на участке площадку до 4 квадратных метров, и даже больше. Эти растения чаще используют как эффектные «горизонтали» на переднем плане композиций.
Плакучие кроны деревьев всегда обращают на себя внимание, а также направляют взгляд зрителя вниз. Если вы хотите посадить в саду такое дерево, то тщательно продумайте место. Эти растения замечательно подчеркивают красоту пруда или водоема, привлекают в уютный уголок отдыха под поникшими ветвями.
Некоторые растения не являются «архитектурными» по своему характеру роста, но им вполне можно придать форму – конечно, это не вариант фигурной стрижки, придающей растениям типа тиса или самшита всевозможные сложные формы в виде сфер, куполов или очертаний животных. Здесь стрижка лишь немного подчеркнет естественную форму и характер роста.
К примеру, таким растениям, как падуб или бирючина овальнолистная вы можете стрижкой придать форму широких конусов или пирамид, жимолости блестящей - форму густых куполов, а мелким кустарникам типа лаванды и сантолины — маленьких «холмиков». Многие кустарники можно сформировать в виде штамбов — в форме «шарика на палочке» с шаровидной массой листвы на голом стебле.
Архитектурные цветочные растения
Аналогично можно сочетать формы и текстуры в композициях цветочных растений. Старайтесь при этом больше использовать «архитектурные» растения – с выразительной формой куста, оригинальными листьями или цветками, сохраняющие свою привлекательность в любых погодных условиях и в течение всего сезона. В эту группу входят интересные по своему внешнему виду растения, представляющие собой надежную основу для композиций в саду.
В зависимости от климатических условий список таких архитектурных растений может отличаться. В северо-западном регионе — это борщевик, фенхель, дягиль и другие крупные зонтичные, ирис болотный, белокопытник, коровяк, ворсянка, а также некоторые злаки, например ковыль.
Из более южных растений — один из наиболее эффектных многолетних злаков, кортадерия, которое при хороших условиях достигает высоты 2,5–3 метра, создавая в саду эффектные вертикали. Ее пушистые соцветия, которым не страшны морозы и снег, красуются в саду с конца лета и до начала нового сезона.
Подобные архитектурные растения могут выступать и в роли солитеров, изолированно посаженных, скажем, на газоне или около входа в дом: например, высокие растения клещевины с большими листьями. Еще одно оригинальное растение – синеголовник. Это многолетник высотой до 1 метра, с жесткими кожистыми листьями, имеющий очень оригинальные синие соцветия цилиндрической формы.
Подобные «фактурные» растения могут выступать не только в качестве акцентов, но и обеспечивать ритм, тем самым помогая связать сад воедино. Тут подойдут крупные растения, хорошо видные издалека. Если вы выберете несколько экземпляров таких эффектных архитектурных растений и посадите их в разных уголках своего участка, то они великолепно будут объединять пространство и обеспечивать ритм, так необходимый любому саду.
my-dream-garden.ru
Растение, застывшее в камне. Акант (Acanthus)|| Сайт о травах и не только
Растение, застывшее в камне. Акант (Acanthus)
Сегодня мы с вами не будем сидеть в классе. А не смотря на погоду, прогуляемся. Сначала по нашему замку, а затем и по маггловским улицам - заглянем в один из красивейших городов России. И начать я хочу с одной легенды.
Много лет назад, 5 веков до нашей эры, жил был один греческий скульптор и ювелир. Звали его Каллимах. Он был не просто скульптором. Он был творцом и все время искал новые формы для своих работ. Он много работал над украшениями зданий. Придумывал новые варианты украшения капителей. Если вдруг кто-то не знает, что это такое, то вкратце – если вы увидите колонну (держит ли она свод в здании или просто как элемент украшения на стене здания), посмотрите внимательно, какой красивый венчающий элемент у такой колонны. Этот венец и есть капитель.
С тех самых пор, листья аканта прочно вошли в архитектуру. В разных вариациях, стилизованные или точная копия растения, в капителях или орнаментах – этот лист можно встретить очень много где. Вы наверняка не раз его видели, просто не задумывались, что это за растение. Существует даже специальный «учебник по аканту», изданный в Германии в 19 веке. Рассмотрите внимательно рисунок - как от листа растения перешли к различным формам и стилям изображения этого растения в камне.
В Египте около 3000 гг. до н.э., акант использовали для украшений бордюров. А в одной и найденных царских гробниц двухтысячелетней давности, вскрытых около Симферополя, были найдены гирлянды из листьев аканта, лавра, шишек сосны и астры. Известен еще один любопытный факт - Листья на короне английского короля Эдуарда III определяются как листья аканта.
Удивительно, что орнамент, выполненный в виде листьев аканта, можно встретить не только в больших городах, где классическая архитектура встречается очень часто, но и в обычных русских деревнях. В Русском музее хранится элемент резьбы, украшавшей в 19 веке русскую избу. И там тоже без труда можно узнать листья именно аканта. Представляете? Насколько прочно вошло в архитектуру сорняковое растение Средиземноморья, если даже в русских краях его вырезали наши мастера?
В средние века, времена готики и романского стиля, акант несколько уступил свои позиции. Более «резкие» времена требовали большей резкости и в архитектуре. И на смену аканту мягкому (acanthus mollis) пришли более узкие листья аканта колючего (A. spinosus), дающего более резкие тени. Кстати, любопытно, но в Греции отдавали предпочтение как раз мягкому аканту, чьи широкие, тупые, несколько вогнутые в разрезе листья, давали богатую светотень. А вот в Древнем Риме, как и потом в Германии, отдавали предпочтение аканту колючему.
Поскольку в Аргемоне у меня еще не налажено путешествие по нашим Домам и вообще я внутри у вас ни разу не была, придется нам заглянуть в старые башни.
Если вы найдете в символике Хогвартса еще что-то, связанное именно с растительным миром - то это благоприятно повлияет на вашу оценку за домашнюю работу)
А теперь пройдемте через портал в город Петербург. Где это растение можно встретить в самых разных местах. Меньшиковский дворец и ограда Летнего сада, Исаакиевский собор и колонны Казанского. Даже атланты на набережной Адмиралтейского канала прикрыты юбочками из акантовых листьев.
Капитель Исаакиевского собора | Капитель Казанского собора | Кроншейны Меньшиковского дворца |
При постройке царской резиденции в Павловске, решили обойтись минимализмом. Но от листьев аканта не отказались и там! Если присмотреться – то из всех украшений - под карнизом верхнего этажа тянется узкой полоской фриз с орнаментом в виде завитков аканта да три круглых медальона с изображением сцен на античные.
Решетка летнего сада | Дворец в Павловске |
Петербург, конечно, красивый город и по праву считается Северной Венецией. Но! Не только в нем можно найти акант на стенах зданий. Пройдитесь по своему городу. Наверняка вы встречались с этим растением и у себя в городе, просто не осознавали, что это именно оно. Это и будет вашим первым заданием – прогулка по городу и поиски такого растения в архитектуре.
Вернемся в Хогвартс. А точнее – в теплицы. Если внимательно посмотрите на воон те дальние грядки, то обнаружите там несколько видов этого растения. Один из них недавно привезен из Армении, где его обнаружили не так давно, нашли в горах. Это красивейший акант Диоскорида (Acanthus dioscoridis) с цельными листьями и крупными пурпурными цветками, собранными в длинное пирамидальное соцветие. Представляете? И в наше время можно найти новые виды. Вовсе не все осталось в прошлых веках, и сейчас есть «место подвигу» )
Название этого растения - «acantha» - пришло к нам из древнегреческого языка, «acantha» означает шип. Если вы внимательно посмотрите – то листья этого растения заканчиваются острием (не у всех видов, ибо их более 40 видов, но у многих). В 19 веке в аптечной латыни акант называли «Branca ursina» что означало «медвежья лапа» (это имя дал аканту Плиний Старший ). Иногда растение называли медвежьми когтями или остролистом.
Про магическую составляющую аканта мало кто говорит и о ней мало известно. Но акант является по сути аналогом нашего репейника. А репейник – это довольно сильное защитное растение, использующееся для охраны зданий и людей от всякой напасти. Соответственно, можно предположить, что акант, так же как и репейник, обладает защитными свойствами и то, что он так «прижился» в архитектуре – не спроста. Не известно, почему растение осталось не изученным с магической точки зрения. Возможно силы его достаточно слабы и не привлекли внимания сильных магов нашего мира. Но даже слабые, в магическом плане, растения, могут помочь нам, если используются в достаточном количестве. Известно, что ветвь аканта рассматривали как растение, помогающее от многих скорбей.
Шипы и колючки этого растения символизировали знак триумфа. Считалось, что растение растет на могилах героев. Ведь именно на кладбище нашел его наш древний архитектор. Акант олицетворял жизнь, бессмертие. Кстати, старшим курсам будет интересно узнать, что на тайном языке акант называли «кровью из плеча». А на языке цветов, букет из цветков аканта означает : «Ты очень талантлив и добьешься всего, чего пожелаешь, дерзай!» В медицине его использовали в качестве обволакивающего и смягчающего средства, при кашле, ожоге, поносе.
Вот такое вот любопытное растение растет у меня в теплице. И рассказ о нем сегодня у нас закончен. Но.
Акант не единственное растение в архитектуре. Внимательно изучив украшение зданий нашего замка или любого города, можно найти лавровые ветви, виноградную лозу, пальмы и розы, дубы, каштаны, клены, и многое многое другое. Поэтому вторым вашим заданием будет во время вашей прогулки обнаружить – какие же растения чаще всего применяются у вас в архитектуре и для украшений? Обратите внимание, что в чугунных оградках точно так же можно встретить растительные элементы!
И вы можете подготовить и сдать доклад о любом растении, встречающемся в архитектуре.
Домашнее задание к уроку:
- Первое задание вы уже видели в тексте лекции. Повторюсь. Пройдитесь по городу и посмотрите, где у вас используются листья аканта - украшения зданий, решетки и ограды, орнаменты и т.п. (1-3 балла) (фотографии приветствуются, их можно прислать совой дополнительно)
- Второе задание так же было в тексте: Посмотрите, какие еще растения используются у вас в городе и какие из них используются наиболее часто. (1-3 балла) (фотографии приветствуются, их можно прислать совой дополнительно)
- Как вы считаете, для чего вообще использовали растения в архитектуре? Только ли для красоты? Архитектура - это застывшая музыка в камне. А что тогда растения в архитектуре?(1-4 балла)
- Представьте, что вы можете выбрать растение, которое потом появится на фасаде одной из башен Аргемоны, что за растение? У какой бащни оно будет? Почему именно это растение? (1-3 балла)
- Представьте, что необходимо растениями в камне украсить башни дома Арцис, башню дома Пилвилинн и Башню ВУЗа (для Краннога) - выберете растения, почему именно эти? (1-3 балла)
herbalogya.ru
Архитектурные растения в саду: примеры классификация
Дорогие друзья, знаете ли вы, что у садовых дизайнеров есть понятие «архитектурное растение». В эту условную ландшафтно-ботаническую группу входят крупные древесные и травянистые культуры, которые привлекают внимание своим необычным крупным габитусом. Такие растения выполняют роль главных солистов в ландшафте участка.
Функция архитектурных растений в саду – вызвать интерес посетителя и желание их рассматривать. Поэтому важно правильно определиться с местом посадки таких растений. Необходимо, чтобы вид на солитер или архитектурную композицию открывался с такого расстояния, с которого можно полностью охватить его взглядом. Поэтому важно учитывать дорожную сеть на участке.
Стоит сразу сказать, что архитектурных растений не может быть много, так как при избытке они будут подавлять друг друга и визуальный эффект потеряется. Количество солитеров определяется по размеру самого участка. Как правило, для маленького сада бывает достаточно одного-двух подобных растений. А на большой площади с помощью живых объектов можно расставить акценты в разных точках, сфокусировав на них внимание. И даже клумба с хвойными будет смотреться необычно, если на ней присутствует такой растительный элемент.
Требования к архитектурным растениям
Необходимо помнить, что они должны иметь черты, качественно и количественно отличающие их от обычных представителей зеленого царства. Такими признаками являются:
- значительная высота;
- крупные листья;
- необычная фактура и форма листовой пластинки;
- яркое цветение;
- привлекательная форма куста;
- крупные стебли и черенки;
- соразмерность габитуса растений и площади сада.
Архитектурные растения для больших участков
Астильбоидес
Монументальное растение, имеющее огромные круглые листья до 1 метра в диаметре. Так же как и папоротники, эта культуру можно высаживать на околоводной территории.
Ревень дланевидный тангутский
Растение имеет сильнорассеченные листья. Эффектно смотрится в саду за счет своих ярких (красных или бронзовых) черешков и прожилок.
Гуннера
Ее листья вырастают до 2 метров в диаметре, а длина черешков превышает 1,5 метра. Культура теплолюбива и в условиях умеренного климата не переносит холодной зимы.
Бузульники «отелло» и «дездемона»
У этих представителей листья крупные с яркой пурпурной нижней стороной. Растения действительно можно назвать «гигантами».
Архитектурные растения для участков средних размеров
Кортадерия
Злак, достигающий высоты двух, а иногда и трех метров. Декоративность растению придают ланцетные листья с легким изгибом и прямые цветоносы с пышными соцветиями.
Мискантус китайский
Многолетний злак, имеющий эффектную форму. Представители некоторых сортов могут вырастать до двух метров в высоту. В качестве архитектурных ансамблей подходят пестролистные сорта этого растения.
Белокопытник японский
Этот гигрофит прекрасно чувствует себя на болотистых почвах и вдоль водоемов. Растение также можно использовать для декорирования хозяйственных построек и заборов.
Архитектурные растения для маленьких участков
Хосты
Это растения отлично подходит для оформления тенистых участков. В качестве архитектурных экземпляров стоит выбирать сорта с крупными пестрыми листьями.
Кохия венечная
Декоративность этого растения обусловлена стройной формой куста и необычной листвой. Летом листья имеют светло- или темно-изумрудный оттенок, который осенью переходит в огненно-бордовый цвет.
Пестролистная сныть
Растение красиво за счет бело-зеленых листьев. Но при его возделывании следует постоянно контролировать численность, так как корневище растения обладает быстрым ростом и сныть из архитектурного растения превращается в злостный сорняк.
Читайте также:
Как удачно выбрать газонную траву
Как вырастить в саду тсугу канадскую
Кукуруза
Декоративнолиственные сорта этой культуры можно использовать в виде живой изгороди для зонирования участка или прикрытия хозблока.
Бадан
Крупные листья этого многолетнего растения не теряют декоративности до следующей весны. Поэтому после схода снега выгодно освежают участок перезимовавшей листвой.
Конечно, это не весь список архитектурных растений. Их гораздо больше и при оформлении своего участка вполне можно подобрать наиболее подходящие виды и сделать с их помощью ландшафт изысканным и неповторимым.
Успехов вам в декоративных работах! Надежда Горюнова
r-kopilka.ru
Путешествие листика аканта - Орнамент
Не каждому растению удаётся войти в копилку орнаментики, а вот аканту в этом плане очень даже повезло. Растёт оно в Азии, в Африке и на Средиземноморском побережье, всего встречается около сорока видов разных акантовых. Название сохранилось ещё со времён древних греков «acantha» —по-гречески означает шип, у большинства видов этого растения листья завершаются острием. То есть акант — это попросту колючка, в какой- то мере символ преодоления трудностей: порвал штаны, исцарапался, но таки продрался сквозь куст.
Наверно именно поэтому это и послужило поводом к тому, что греческие архитекторы обратили на растение свои взоры, и положили его в основу орнаментов капителей коринфских колонн. К тому же колючий лист хоть и почти с помойки, но красив и весьма оригинален.
Итак, скромный листик аканта начал своё большое путешествие в мир декоративно – прикладного искусства.
Акант и сказки про Каллимаха
В трудах по архитектуре Марк Витру́вий Поллио́н (лат. Marcus Vitruvius Pollio, первый век до нашей эры) — учёный и механик, поведал о девушке из Коринфа. Он написал, что она умерла, и была похоронена своей кормилицей. Кормилица положила на могилу девушки её вещи в корзине, которую закрыла от дождя черепицей. Со временем корзина обросла листьями аканта, а из - за черепицы они загнулись по форме оконечностей волют. Проходящий мимо Каллима, художник по профессии, вдохновился новизной этого вида и оригинальной формой, и изготовил для коринфян ряд соответствующих колонн.
Вышеизложенную информацию какой-то недальновидный архитектор разместил в сети на своём сайте, в итоге бедолагу Каллимаха многократно произвели не только в скульпторы и архитекторы, но и в ювелиры, который годами якобы бродил по Греции и, только и делал, что разглядывал в лупу всевозможные листочки.
Как там было с Каллимахом, теперь сложно сказать, но наш листик аканта поселился на коринфской капители, на которую до сих пор восхищённо взирают все любители искусства. Надо сказать, что в Греции предпочитали мягкий вид аканта, у которого были широкие и тупые листья, которые давали довольно обширную светотень.
.
Акант покоряет Рим
Римляне без аканта тоже не обошлись. Причём у них было три вида аканта:
- Оливкообразный, изображение которого было похоже одновременно на столовую ложку и на листья одноимённых деревьев. Наш акант стал пластичным, обрёл изящество формы, хоть и был слегка простоват.
- Второй вид изгибается несколько свободнее, и напоминает реальный акант, именно этот вариант со временем эмигрировал в эпоху возрождения, где акант активно применялся во всех видах прикладного искусства.
- Травовидный акант выглядит так, как- будто листик изрядно помяли.
Акант в Византии
После развала Рима аканту пришлось нелегко: его изрядно огрубили и стали передавать почти условно. Дорогие материалы декора преобладали над былым совершенством пропорций и красотой изящной прорисовки всех деталей. Зато наш листик теперь поселился не только в архитектуре и на элементах декора, но и на тканях: его использовали на орнаменте каймы полотна.
Путешествие продолжается
Во времена готики акант стал узким и колючим, ведь форма аканта пластична и динамична. Теперь наше путешествующее растение приобрело сакральное значение, и этим изрядно возвеличилось: в средневековой архитектуре и декоративно – прикладном искусстве акант отождествляли с чертополохом и с терновым венцом, который напоминал о страданиях Христа.
Правда, во времена ренессанса акант таки приобрёл свою былую форму, и наверно вздохнул облегчённо, но ненадолго, так как в эпоху маньеризма акант так интерпретировали, что он стал почти не похож на себя. К тому же его стали украшать цветами и плодами. Кстати, листья на короне английского короля Эдуарда третьего – это тоже акант.
Он был настолько популярен, что успел побывать даже в простой деревне. В Русском музее Санкт – Петербурга имеется элемент резьбы, которая украшала в 19-ом веке русскую избу, и на ней явно видны знакомые листики. Кстати, именно в Питере акант украшает стены многих зданий. В Летнем саду листья аканта скрывают «неприличные» места у скульптур. Северная Венеция вообще пришлась по вкусу нашему путешественнику.
То есть, наш акант всё время видоизменялся и развивался, но, однако, был верен себе. Несмотря на пышность орнаментов барокко, и ренессанса и вьющийся вариант ампира, наш листик выжил, и попал в наше время.
Уильям Морис и Сталинский ампир
Знаменитый декоратор Уильям Моррис всю жизнь только и делал, что соединял идеал с реальностью, решив вернуть искусство к ранним чистым эпохам и красивым стилям. Естественно, про акант он на этом поприще не забыл, и наш лист красуется на всемирно известных среди любителей орнаментов шпалерах.
После шпалер Морриса наш акантовый друг триумфально взлетел прямо на сталинскую высотку, разместившись рядом с изображением государственной советской символики и скульптур, которые олицетворяли представителей народа. Мы видим воплощение коринфской капители на безумной высоте. Кстати, погуляв по столицам постсоветского пространства, можно, воочию, увидеть аканты почти на всех зданиях эпохи сталинского ампира.
Наше время
Орнамент из аканта по - прежнему используется различными видами декоративно прикладного искусства. Наш старый путешественник даже проник в святая святых целого поколения: на герб Хогвартса, созданный по всем правилам геральдики. По обе стороны от щита романтично и очень эффектно ниспадает намёт, созданный в виде стилизованных листьев аканта.
То есть, акант по- прежнему любим всем и по- прежнему независим. И никто не знает, куда он полетит дальше.
Ещё почитать:
ornament.rode.land
9 невероятных зданий, на возведение которых вдохновила сама природа
В конце XIX века архитектор-новатор Антони Гауди нашел вдохновение для грандиозного Барселонского собора Саграда Фамилия, гуляя по лесу. Через сто лет после удивительных проектов Гауди в архитектуре появилось новое течение, называемое биометрикой — имитированием природы в сооружениях, созданных человеком.
Природа – лучший источник вдохновения для архитекторов
За несколько десятилетий своего существования в архитектуре биометрика изменила свое содержание и общее направление. В самом начале архитекторы руководствовались природными формами в чертежах своих проектов, сегодня их интересует не только внешняя красота; направление стремится «понять» природу, ее возможности и то множество путей, с помощью которых природа максимально использует минимальное количество ресурсов.
Сегодня человечество все чаще сталкивается с потребностью экономии ресурсов, от электроэнергии до территории, и биометрика предлагает имитировать не только природные формы, но и процессы и конструкции, с помощью которых здание становится активной частью природного мира, не отнимая ресурсов, а наоборот, прибавляя их. Понимая необходимость быть ближе к природе, архитекторы изучают термитники и муравейники, чтобы понять схему естественной вентиляции. Крыши, фасады и даже стены домов используются для выращивания растений, а иногда и живых организмов. Предлагаем вам познакомиться с наиболее яркими проектами биометрической архитектуры.
Саграда Фамилия, Барселона, Испания
Гауди всегда считал природу лучшим архитектором, и каждый его проект становился своеобразной одой естественным силам. Самым величественным произведением Антони Гауди является собор Саграда Фамилия, который планируется окончить в 2026 году, ровно через сто лет после смерти архитектора.
Внутреннее убранство собора, и особенно колоннада, воодушевлены образом тихого леса. Колонны, словно стволы гигантских деревьев, стремятся вверх, где их освещает солнечный свет, проникающий в собор через зеленые и золотые витражные окна.
Художественный музей, Милуоки, Висконсин, США
Самая замечательная черта элегантного здания Художественного музея Милуоки – солнцезащитная крыша, которая напоминает крылья птицы и регулируется подъемным механизмом, способным опускать и поднимать 90-тонную защитную конструкцию.
Архитектор, по проекту которого строили музей – Сантьяго Калатрава, черпал вдохновение, наблюдая за озером Мичиган, именно на его берегу стоит музей. Озеро навеяло архитектору образ крыльев и парусов, который нашел отражение в конструкции здания.
Кунстхаус, Грац, Австрия
Кунстхаус обладает биоморфной структурой и очень контрастирует с исторической частью города, в которой построен. Главные архитекторы искали вдохновение у природы, но не пытались что-либо сымитировать. Результатом их трудов явилось здание, которое местные жители и любители современной архитектуры окрестили «дружественный инопланетянин». Кунстхаус оснащен медиафасадом, что делает его больше похожим на живое существо, чем на конструкцию из железобетонных панелей.
Национальный театр, Тайчжун, Тайвань
Архитектор Тойо Ито был вдохновлен естественными пещерами, каменными насыпями и линиями водных течений. Все это ему удалось объединить в одну конструкцию, которая стала словно естественным островком плавных линий и округлых форм в шумном и «прямоугольном» городе Тайчжун.
Мэри-Экс, 30, или Корнишон, Лондон, Великобритания
Башня, по форме напоминающая огурец и расположенная в центре Лондона, является одним из первых зданий, переосмыслившим понятие имитации природы в архитектуре. В этом проекте экологичными являются не только форма и потребление дневного света и площадки для насаждений. Корнишон построен с помощью «экзоскелета», конструкции, по которой через все здание проходит вентиляция. На такое решение архитекторов вдохновил питательный процесс морской губки, которая пропускает через себя воду. Абсолютное отсутствие углов у здания не позволяет потокам воздуха уходить вниз, тем самым обеспечивая естественную вентиляцию.
Проект «Эдем», Корнуолл, Великобритания
Огромный ботанический сад площадью в 22 тысячи квадратных метров расположен на территории заброшенного и окультивированного карьера. На территории Эдема растут виды деревьев, трав и кустарников тропических широт и средиземноморского климата, а также флора джунглей. Сад состоит из нескольких куполов, по форме и внешнему виду напоминающих мыльные пузыри.
Внутри сферы разделены на биомы – территории, объединенные общими климатическими условиями и растительностью. В центе "Эдема" находится образовательный центр, имитирующий спираль Фибоначчи – форму, которую повторяют сосновые шишки, ананасы, подсолнухи и панцири улиток.
Дом из водорослей, или Зеленый дом, Гамбург, Германия
Уникальный дом в Гамбурге включает в свою конструкцию живые организмы – микроводоросли, которые живут в аквариумах, расположенных в стенах здания. Эти водоросли растут в десятки раз быстрее любых других организмов на поверхности Земли, их регулярно собирают и используют в качестве биомассы для производства топлива. Жильцы такого дома используют стопроцентно экологичную энергию. Кроме энергетической функции водоросли регулируют освещение здания. В солнечную погоду они быстро размножаются и покрывают стенки аквариума зеленой полупрозрачной пеленой, выполняя функцию естественного фильтра. В непогоду стекло остается прозрачным и пропускает максимум дневного света.
Офисный центр "Истгейт", Хараре, Зимбабве
Главному архитектору этого офисно-торгового центра удалось спроектировать дом, используя ту самую естественную вентиляцию термитников. Идея пришла ему в голову во время просмотра документального фильма о термитах. Внешняя конструкция здания, его фасад покрыты отверстиями, словно кожа порами.
Архитекторы называют "Истгейт" лучшим на сегодняшний день примером биомимикрии, причем не только в строительстве и проектировании. Результатом идеи Мика Пирса стало понятие пассивной вентиляции, концепции, при которой здание не нуждается в системе обогрева или кондиционирования, что позволяет сэкономить на энергии.
Даунлэнд Гридшелл (DownlandGridshellBuilding), Чичестер, Великобритания
Это легкое и воздушное здание является частью одноименного музея под открытым небом. Его строительство завершилось в 2002 году, основным материалом стали тонкие дубовые планки, изогнутые таким образом, чтобы создать двойной изгиб, имитирующий форму ракушки.
Кроме природной формы, конструкция здания напоминает процесс строительства гнезда, путем переплетения тонких веточек. Таким образом, создается очень легкая, но крепкая конструкция. Использование возобновляемых природных ресурсов и расположение здания в самом центре леса делают его еще ближе к природе.
fb.ru
Архитектурные растения
Такое словосочетание применяется в основном к травянистым однолетним или многолетним растениям в отношении их внешнего вида и обозначают особенность их использования в определенных ландшафтах. Этот термин возник в Англии. В цветоводстве часто можно было встретить сочетание слова «plant» с прилагательным «bold», что дословно может переводиться как «смелое растение».
Этим словосочетанием обозначали крупные чаще всего многолетние травянистые растения, обладающими такими качествами как большие, даже гигантские размеры, особая привлекательность неповторимость в размере или форме листьев, красоте и оригинальности соцветий, плодов.
Их могли высаживать как солитеры или включать в композиции. Такие растения сразу привлекают к себе внимание, их просто невозможно не заметить и эту их особенность использовали в планировке сада. Благодаря яркости и самодостаточности такие растения могут увязывать, объединять разрозненные участки сада высаженные в ключевых местах сада соединять все части ландшафта в одну композицию, в один ансамбль. Привлекая наше внимание, последовательно расставленные архитектурные растения будто ведут нас по саду, выполняя роль указателей, направляя ваш взгляд в нужном направлении. Их важним атрибутом является сохранение своих качест при любом освещении, в сумерках или в пасмурные дни. В умеренном климате будут актуальны их качества в период покоя зимой, сохранение надземной части, плодов.
К архитектурным растениям относят такие растения как волжанку обыкновенную, коровяк олимпийский, эремурус Ольги, Эчисона и мощный, лук Христофора и Шуберта, дудник лекарственный, клопогон простой, наперстянку пурпурную,
ворсянку посевную, мордовник обыкновенный и шароголовый, синеголовник альпийский, борщевик Монтегацци, бузульник зубчатый и Пржевальского, табак лесной, энотеру двулетнюю, клещевину. Так же такими растениями в саду могут стать разнообразные сорта высокорослых злаков.
Посадка архитектурных растений это самый простой и быстрый способ освежить старый сад, объединить в композицию отдельные части участка с разным назначением, стилистикой, не меняя кардинально планировку а ассортимент растений.
Архитектурные растения 5.00/5 (100.00%) 3 Голосов
ozelenenie.in.ua
Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре
Листья и соплодия березы вишневой. | Листья тополя белого. |
Произрастает в поймах Волги, Камы, Дона и других рек. Встречается в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.
В культуре — от Ленинграда и южнее.
Светолюбив. Растет очень быстро: в 30—40лет достигает20—25м высоты. Пригоден для лесопарков, особенно в поймах рек. Не рекомендуется в городские посадки, так как дает множество корневых отпрысков и разрушает поверхностными корнями тротуары.
К типу относятся: тополь сереющий (P. canescens Sm.). Гибридного происхождения (осина и тополь белый), достигает громадных размеров: в 90 лет — 34 м высоты и не дает корневых отпрысков;тополь снежнобелый (P. nivea Willd.). Дерево до30—35м высотой, побеги и листья соснежно-белымопушением. Очень похож на тополь белый.
Физиономический тип тополя черного (осокоря) (P. nigra L.). Дерево до 30 м высотой, с мощной шатровидной кроной и толстыми редкими сучьями. Кора на стволе темно-серая, груборастрескивающаяся. Листья треугольные, сверху и снизу темно-зеленые. Мощные и долговечные деревья, в старости по своей величественности напоминают дуб. Светолюбив. Обычно встречается по берегам больших рек. К почве не требователен. Растет быстро. В благоприятных условиях к 40 годам достигает 33 м высоты.
В культуре используется для облесения берегов рек и в защитных целях, а также в лесопарках и крупных парках.
К типу относится тополь дельтовидный, иликанадский- (P. deltoides Marsch.). Дерево до 45 м высотой. Крона широкая с направленными вверх ветвями. Корапепельно-зеленая.Листья блестящие. Широко используется в культуре во всей европейской части СССР, но имеет существенный
недостаток — весной засоряет пушистыми плодами воздух. Поэтому рекомендуется сажать только мужские экземпляры.
Физиономический тип тополя Симона, или китайского(P. simonii
Сагг.). Дерево до 20 м высотой, с живописной кроной из тонких повислых ветвей, слегка напоминающей крону березы бородавчатой. Кора на стволе гладкая, светло-зеленая.
Естественно произрастает в горных лесах Дальнего Востока и Маньчжурии.
В культуре встречается от широты Рига — Москва и южнее. Устойчив против сухости воздуха. Осенью долго держит листву и сбрасывает ее зеленой. В садово-парковомстроительстве ценится за живописную, почти плакучую, крону и яркий зеленый цвет листьев и ствола.
Физиономический тип тополя пирамидального (P. pyramidalis Rozier.). Дерево до 40 м высотой, с ветвями, направленными вверх и узкопирамидальной или пирамидальной кроной.
Область естественного распространения, по-видимому,Афганистан, откуда широко распространен в культуру по Средиземноморью, Ирану, Кавказу, Средней Азии.
Широко распространен в зеленом строительстве в лесостепной и степной зонах СССР, особенно на Украине, Предкавказье и Средней Азии, где является иногда характерным элементом ландшафта.
К типу относится также тополь Болле (P. bolleana Lauche). Мощное дерево до 35 м высотой, с ветвями, направленными вверх, и широкопирамидальной кроной. Кора светлая, гладкая,оливково-зеленая.Листья крупные, кожистые, при распусканиибело-войлочные.Более долговечный и более мощный, чем тополь пирамидальный. Растет очень быстро: в 10 лет достигает высоты15—18м, в 40 лет — 25 м.
Группа ивовых типов (Salix L.)
Из всего обширного рода ив, содержащего около 600 видов, в садовопарковом строительстве наиболее широко применяются лишь несколько видов, которые можно отнести к ледующим физиономическим типам.
Физиономический тип ивы плакучей (S. alba f. vitelline pendula Rend.).
Деревья до 15м высотой, с изящной плакучей формойкроны. Основные ветви направлены косо вверх, ветви последующих порядков — длинные, тонкие, повислые часто до самой земли. Листья ланцетные, светлозеленые. Одна из наиболее декоративных ив, введенная в культуру во всех странах умеренной зоны земного шара, служит главным характерным элементом прибрежных ландшафтов. К сожалению, недолговечна, доживает до 30—40лет.
К этому типу также относится ива вавилонская (S. babylonica L.) с еще более тонкими и длинными ниспадающими ветвями, но менее морозостойка и может произрастать только в южных областях СССР.
Физиономический тип ивы белой (S. alba L.). Деревья до20—30м вы сотой, с раскидистой шатровидной кроной. Молодые ветви на концах се-ребристо-шелковистыес обеих сторон. Листья ланцетные, также сереб-
studfiles.net