Растения тушью. Гохуа - китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси). Растения тушью


Рисуем листья тушью

Поэтапная инструкция покажет вам, как сделать наброски растений, цветов, листьев и деревьев.

Цветы с их нежными, часто полупрозрачными лепестками — один из интереснейших объектов для художника, рисующего тушью.Так же как в других случаях, рисование растений начинается с их изучения, затем делается простой набросок карандашом, передающий основную форму объекта. Я обычно начинаю рисовать каждый цветок с центра и, прорабатывая лепесток за лепестком, постепенно дохожу до наружного края.Таким образом я могу сделать цветок настолько большим, насколько это нужно, и до тех пор, пока не будет нарисован последний лепесток, у меня всегда будет достаточно свободного пространства. В последнюю очередь я дорисовываю стебель и листья, стараясь прикрепить их к цветку как можно естественнее. Часто я добавляю интересные изъяны и пятнышки, для того чтобы придать им естественный вид, особенно если объект — дикий цветок.

Прорисовка растений тушью должна быть настолько легкой и осторожной, насколько это возможно. Лучше использовать самые тонкие наконечники: 6×0, 4×0 и 3×0. Постарайтесь избегать тяжелых, толстых контурных линий. Рисуйте легкими прерывистыми штрихами, если контуры категорически необходимы для цветка. При любой возможности, чтобы наметить края лепестков, используйте контраст тона, текстуры или изменяйте направление линий.

Рисунок цветка тушьюРисунок цветка тушью

Законченный, проработанный тишью рисунок. Точечная штриховка, сделанная рапидографом 6хо, удачно передает легкую бархатистую фактуру.

Рисунок цветка урокРисунок цветка урок

В этом рисунке розы контраст тона, текстуры и изменение направления линий применены для того, чтобы выявить форму цветка. Для изображения лепестков применены контурные линии, для листьев – перекрестную штриховку, а фон был проработан параллельными линиями.

Для изображения всех диких цветов был использован рапидограф 6 х о.

Рисунок рисунка листа тушьюРисунок рисунка листа тушью

Хотя каждый из видов штриховки может применяться при изображении тушью цветов и листьев, я отдаю предпочтение точечной и перекрестной штриховке, а также штриховке контурными и параллельными линиями.

Точки придают изображаемому объекту изящество, и их можно использовать для изображения почти любого растения. Точечная техника особенно хороша для прорисовки тонких деталей и изображения системы жилок растения.

Контурные и параллельные линии замечательно передают очертания листьев, ими также хорошо заполнять пространство между жилками листа.Когда возникает необходимость в большей тестурированности или более темном тоне, я использую перекрестную штриховку.

Урок рисования листьев растений тушьюУрок рисования листьев растений тушью

narisuem.com

Рисование тушью - штрихи и фактуры

Искусство рисования пером состоит в умении накладывать штрихи на бумагу так, чтобы создавать выразительные композиции. Существуют два основных типа штрихов — точки и линии. Как точки, так и линии отличаются по размеру и форме. Путем изменения размера штрихов, их количества и способа наложения, а в случае с линиями — их формы, передаются различные фактуры.

Выделяют семь основных видов фактуры: линиями, повторяющими изгибы поверхности, параллельными линиями, перекрестными штрихами, точками, волнистыми и соприкасающимися линиями. Каждая из этих фактур и их многочисленные модификации будут рассматриваться в этой книге по отдельности. Кроме того, используются еще запутанные каракуле-образные линии, которые чаще применяются для создания контура, чем для внутренней прорисовки и теней.Художник, рисующий пером, иногда выбирает какой-либо один из приемов, иногда в одной работе применяет их несколько. Фактуры могут накладываться одна на другую и образовывать бесчисленные сочетания. Линии, которые использует художник, и способ, которым он их соединяет между собой, являются частью стиля, почерка, манеры художника. Как и при работе в других техниках, здесь художник может довести свое мастерство до совершенства, так что его работы будут отличны от других и легко узнаваемы.

Линейный рисунок

Рисунок тушью - детиРисунок тушью - дети

Линейный рисунок пером — это живые, мягкие контуры объектов, выявляющие их основную форму. Хотя фактура, блики и тени иногда дорисовываются добавочным росчерком пера, основной акцент в штриховом рисунке делается на простоту формы.Линейный рисунок — простейший способ, каким можно делать наброски — изображать кратковременные состояния и объекты в движении. У многих художников альбомы полны такими зарисовками, отражающими какую-либо интересную, необычную форму, которую автор рассчитывает использовать в дальнейших произведениях.

Рисунок “Соседские дети” был вначале легким карандашным наброском, впоследствии легко и размашисто обведенным рапидогра-фом 3 х 0. Однако предварительная прорисовка карандашом необязательна. Линейный рисунок, сделанный непосредственно тушью, имеет свободные очертания, что компенсирует нечеткость формы.

“Соседские дети” — линейный рисунок тушью , изображающий детей на празднике по случаю дня рождения. Как и но всех линейных рисунках, в наброске важна простота формы. Небольшое количество деталей лишь намекает на присутствие второстепенных форм, на индивидуальные качества, характер детей и их настроение.

Контурные линии - рисование тушьюКонтурные линии - рисование тушью

Контурные линии – рисование тушьюКонтурные линии — линии, которые точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Они должны как бы стекать но поверхности предмета, как тонкая струйка воды по стеклу, должны делать его гладким на вид. Эта техника выполнения рисунка может быть эффективно использована не только для изображения твердых предметов с блестящей поверхностью, но также для того, чтобы придать жидким, текучим предметам, таким как, например, океанские волны, видимость движения.Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими настолько, что их можно считать штрихами. Линии должны располагаться близко друг к другу, но не должны быть одинаковой длины, чтобы не формировались полоски, нарушающие единый облик предмета (см. пример A.).

Рисование тушью - контурные линииРисование тушью - контурные линии

Если ручку осторожно не отрывать от бумаги после каждого штриха, в начале или в конце линии образуются крючки, закругления, благодаря которым предмет уже не выглядит таким гладким (см. пример В). Крючки не будут образовываться, если снизить темп рисования и концентрировать свое внимание на каждом отдельном штрихе. С другой стороны, тенденция рисовать линии с закруглениями может быть исправлена с помощью ускорения процесса рисования и развития чувства ритма.

“Морские раковины и стеклянные шарики” — рисунок, сделанный контурными линиями, создание которого заняло приблизительно 12 часов. Я использовал рапидограф 4×0 и 6×0. Когда рисуешь контурными линиями, нужно помнить, что горизонтальная штриховка по краям предмета создает впечатление его твердости, прочности и веса. Обратите внимание на раковины внутри стеклянной вазы. Вертикальные же контурные линии делают предмет длиннее и изящнее.

Контурные линии успешно используются для изображения блестящих полированных поверхностей, а также гладких круглых предметов.

Параллельные линии - рисование тушьюПараллельные линии - рисование тушью

Параллельные линии – рисование тушьюЕсли рисунок прорабатывается параллельными линиями, наносимыми от руки, то они должны быть настолько прямыми, насколько это может сделать рука человека. Все они должны идти в одном направлении и прерываться, пересекаясь друг с другом. Их можно наносить в горизонтальном, вертикальном направлении или по диагонали.Предмет, нарисованный параллельными линиями, выглядит гладким и плоским. Если рисунок не обведен по контуру, он выглядит нечетким, размытым и отдаленным, что может применяться для изображения фоновых объектов. При прорисовывании плоской поверхности параллельные линии выглядят так же, как и контурные, но контурные линии изгибаются, заходят за закругленные стороны округлых предметов, в то время как параллельные линии всегда остаются прямыми.

Кисть человека изгибается в процессе работы и из-за этого нам сложно нарисовать длинную прямую линию. Я предпочитаю разбивать длинную линию на более короткие участки, оставляя небольшие промежутки между штрихами. Эти промежутки случайны, сделаны на некотором отдалении друг от друга, для того чтобы рисунок выглядел более естественным (см. пример А внизу).

Рисунок тушью - паралельные линии примерРисунок тушью - паралельные линии пример

Во время предварительной работы над карандашным наброском у вас может возникнуть соблазн взять линейку и через каждый сантиметр поставить своего рода визуальные вехи. Я, тем не менее, стараюсь не пользоваться линейкой, когда перехожу к работе с тушью. Одна абсолютно ровная линия портит все впечатление от линий, нарисованных вручную.

Перекрестная штриховка - рисование тушьюПерекрестная штриховка - рисование тушью

Перекрестная штриховка – рисование тушью

Примеры штриховки тонкими перекрестными линиями с использованием наконечника рапидографа 4-х о.

При перекрестной штриховке используется два и более вида контурных или параллельных линий, которые наносятся в разных направлениях и пересекаются. Такая штриховка используется для передачи шероховатой фактуры и для углубления тона. Перекрестной штриховкой контурными линиями изображают объемные предметы, параллельными линиями — плоские.

Перекрестная штриховка - рисование тушьюПерекрестная штриховка - рисование тушью

Если ваш штрих размашистый и быстрый, меняющий направление, конечный рисунок будет иметь неровную, грубую, текстурированную поверхность (см. пример A). Это свойство может быть использовано при изображении необработанной древесины, скалистых гор, повидавшей виды кровли, коры деревьев и т.д.

При применении тонких наконечников, позволяющих делать очень точную штриховку, предмет будет выглядеть гладким, лишь сметка текстурированным. Техника рисования тонкими штрихами такая гибкая и управляемая, что очень многие художники пользуются исключительно ею. Особенно красиво смотрится тонкая перекрестная штриховка при проработке затененных частей человеческого тела.Если вы используете три и более вида линий сразу, пересекающихся между собой, вы создаете геометрический рисунок. Я называю такой тип перекрестной штриховки “сотовидной” (см. пример В).

Точечная штриховка - рисование тушьюТочечная штриховка - рисование тушью

Точечная штриховка – рисование тушьюДля того, чтобы нанести точку, рапидограф нужно держать перпендикулярно поверхности, на которой рисуете, чтобы наконечник касался бумаги. Отрывать его от бумаги нужно резко, не волоча в сторону. Тогда у вас получится круглая черная точка. Поверхность, покрытая точками, может выглядеть грязновато-пыльной, присыпанной песком или бархатистой.

Точечная моделировка формы используется также для изображения объектов, состоящих из множества мелких частей, таких как брызги воды, облака и песок.Выполнение всей композиции в технике точечной штриховки придает ей налет старины, как бы окутывая пылью веков.

Точечная штриховка — один из наиболее утомительных и неблагодарных приемов рисования. Особенно много времени занимает медленное, точка за точкой, создание тени. С другой стороны, несколько точек, поставленных не к месту, редко привлекают чье-либо внимание.Многие художники любят использовать точечную штриховку из-за той легкости, с которой изменяется тон — простым увеличением или уменьшением расстояния между точками, а также изменением их количества. Чем меньше размер наконечника рапидографа, которым вы пользуетесь, тем тоньше, изящнее и ровнее будет выглядеть работа (см. пример А). Я редко использую наконечник толще чем 00.

Точечная штриховка тушью - примерТочечная штриховка тушью - пример

 

Каракулеобразные линии – рисование тушью

Каракулеобразные линии - рисование тушьюКаракулеобразные линии - рисование тушью

Запутанные, каракулеобразные линии петляют и извиваются небрежно, свободно и причудливо. Такие линии идут в любом направлении и могут быть настолько длинными или короткими, насколько это необходимо. Каракулеобразные линии часто используются при создании быстрых набросков, сделанных ни природе, так как ими можно быстро набросать нужный объект и в то же время они достаточно размашисты, а потому легко поддаются корректировке.Использованные для создания фактуры запутанные линии придают предмету густой, плотный и растрепанный вид. Закругленные завитки выглядят мягкими и успению используются для изображения деревьев, располагающихся на заднем плане, кустарника, переплетенных ветвей подлеска, а также курчавых волос (см. пример А). Если запутанные линии пересекаются, образуя острый угол, они напоминают проволоку (см. пример В).

Каракулеобразные линии - рисование тушьюКаракулеобразные линии - рисование тушью

Некоторые художники используют стилизованные варианты запутанных линий, сложные, причудливые узоры, орнаменты в виде завитков или серии повторяющихся петель (см. пример С). Стилизованные варианты запутанных липни иногда копируют узоры ткани. Их также применяют для создания как реальных, так и вымышленных персонажей.

 

Волнистые линии – рисование тушью

Волнистые линии - рисование тушьюВолнистые линии - рисование тушью

Волнистые линии наносятся близко друг к другу — так, чтобы создавалась волнистая поверхность, похожая на рябь. Они используются для изображения повторяющегося рисунка или узора, характерного для мрамора, древесины, кругов на воде, перышек и прожилок некоторых листьев.

Начнем с изображения древесины. Сначала нужно отметить карандашом ее структуру: сучки, свищи, трещины. Обведите намеченные участки тушью. Затем проведите первую волнистую линию по направлению древесных волокон, так чтобы она проходила рядом и обрисовывала один из сучков или свищей, как перчатка охватывает руку. Каждая следующая волнистая линия, представляющая собой отдельное волокно, должна соответствовать изображаемой композиции и включать в себя все новые сучки и трещины. Для более крупных волокон используйте широкие наконечники и располагайте их дальше друг от друга.

Волнистые линии - рисование тушью примерВолнистые линии - рисование тушью пример

Структура мрамора передается так же, как и структура древесины, но пространство между линиями выделяется и заштриховывается контурными, параллельными, пересекающимися, пунктирными и запутанными линиями или комбинациями из них. Эти выделенные полосы демонстрируют изменение цвета и пласты минеральных отложений в мраморе.

Когда волнистые линии используются для прорисовки волокнистой структуры, на них следует вторым слоем накладывать штриховку контурными или параллельными линиями. Если штриховка накладывается по направлению волокон, изображаемая древесина или мрамор будут выглядеть гладкими, отшлифованными. Если штрихи располагаются перпендикулярно волокнам, поверхность кажется грубой, необработанной или изношенной.

Соприкасающиеся линии – рисование тушью

Соприкасающиеся линии - рисование тушьюСоприкасающиеся линии - рисование тушью

Соприкасающиеся линии похожи сразу и на контурные и на перекрестные, так как они тоже огибают поверхность изображаемого предмета. Но, в отличие от контурных, соприкасающиеся линии могут пересекаться друг с другом в любых направлениях,Соприкасающиеся линии не оканчиваются резко у края предмета, но заходят за край, передавая ворсистую или пушистую фактуру.

Расположенные вертикально, соприкасающиеся  линии   могут быть использованы для изображения травы или колосьев. Каждый штрих, таким образом, представляет собой отдельный волосок или травинку. Линии, следовательно, должны быть такими же длинными или короткими, прямыми или завитыми, как изображаемый мех или трава. Я выяснила, что соприкасающиеся линии получаются более естественными, если их рисовать в направлении к себе. По этой причине я часто поворачиваю рабочую поверхность в стороны или даже переворачиваю вверх ногами, чтобы было удобнее наносить штрихи в нужном направлении.

Соприкасающиеся линии – рисование тушьюСоприкасающиеся линии – рисование тушью

Помните, что при изображении шерсти животного соприкасающимися линиями каждая линия представляет собой отдельный волос. Поэтому нужно обращать особое внимание на длину каждой линии и ее направление.

narisuem.com

китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, – это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа – китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные водяные краски, черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.китайские картины

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.живопись водяными красками

Свитки

Гохуа – китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины – это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного художественного искусства, можно сказать, что гохуа – китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый – шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.китайский стиль

Второй жанр – хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр – жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби – это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника – точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и – это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения. китайские художники

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали. гохуа китайская живопись

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода – темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек – это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы – это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа – стойкость и несгибаемость;
  • бамбук – это символ человеческого характера.

обучение живописи

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна – это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям. стиль гохуа

Ци Бай-ши – один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись – это поэзия, которая обрела форму».

fb.ru

Прекрасные рисунки тушью « FotoRelax

Pavneet Sembhi — создает прекрасные рисунки тушью. «Мне кажется я помешана на деталях. Я всегда любила рисование, спросите любого из моих учителей или одноклассников. Я рисовала в дневнике вместо домашнего задания или по бокам листов.

 

За годы работы я поставила перед собой задачу уделять больше внимания деталям, быть более творческой и превратить обычные вещи в маленькие произведения искусства. Черная тушь-это мой лучший друг, всегда надежный и заставляет рисунок говорить.

 

Теперь я провожу целые дни в создании этих маленьких персонажей, которые имеют свою собственную историю; иногда они игривы, иногда они темные, иногда занудные, иногда они интригуют, но они всегда стремятся радовать.»

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-01

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-02

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-03

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-04

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-05

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-06

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-07

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-08

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-09

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-10

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-11

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-12

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-13

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-14

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-15

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-16

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-17

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-18

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-19

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-20

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-21

i-am-obsessed-with-drawing-super-detailed-art-22

fotorelax.ru

Основные техники в живописи тушью

В изображении цветов и птиц Четыре Благородных Господина играют особенно важную роль, потому что именно с ними в течение столетий ассоциировалось изучение четырех основных мазков живописи тушью.Четыре основных мазка. 1. Дикая орхидея - с ее помощью выражают различную силу нажима в рамках одного мазка.2. Создание оттенков с помощью наполненной кисти и косых мазков изучают, изображая бамбук.3. Цветущая слива хорошо подходит для изучения резкого изменения направления, округлых линий и плоскостей.4. Чтобы научиться писать формы листьев медленными мазками с нарастающим нажимом, изучают изображение хризантемы.Четыре Благородных Господина являются столь излюбленными мотивами еще и потому, что они часто используются в китайской и японской литературе в качестве символов.Название Четыре Благородных Господина появилось из-за слияния символического значения этих растений с личностными качествами, которые присущи настоящим господам: честность, настойчивость, выдержка, сдержанность.Символика играет большую роль в восточной живописи, где преобладают изображения птиц и растительные мотивы. Чтобы настроить вас на восприятие этой символики, приведем к каждому из четырех объектов соответствующее толкование.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

Дикая орхидея

Наступает весна, и сладковатый аромат орхидеи влечет нас в леса (цветы дикой орхидеи обладают особым запахом). Это свойство орхидеи часто упоминается в стихотворениях-хайку. Орхидея является символом любви, красоты, утонченности, элегантности, обильного потомства и идеального человека.Инструменты и материалыБумага Феникс-6Тушь трех оттенковКисти Цвет зимней сливы, Юркая ласка ТехникаПлоские мазки с изменяющимся нажимом Шаг первый - листьяПервыми на бумаге появляются листья. Для их прорисовки выбирают большую кисть, наполняют ее светло-серой, серой и черной тушью. Затем следует опустить кисть горизонтально, задержать и с сильным нажимом совершить мазок снизу вверх.Ведя кисть вправо, ее снова отнимают от листа так, чтобы в конце движения бумаги касался лишь кончик волосяной части.Все листья начинаются в некой условной точке, которая находится в нижней части композиции.Между листьями следует оставить достаточно свободного места для цветов, которые будут написаны позднее.Шаг второй - цветыКисть окунают в светло-серую тушь. Следите за тем, чтобы все лепестки сходились к одной точке, но при этом не смыкались.Прижмите кисть к листу. Проводя ею по бумаге, уменьшайте нажим, чтобы при полном развороте на 90° (вправо или влево) бумаги касался лишь кончик кисти.Когда тушь просохнет, с помощью маленькой кисти, наполненной черной тушью, можно добавить тычинки в форме маленьких точек.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

Шаг третий - различные формы и виды цветовХудожник не всегда изображает одинаковые цветы, поэтому следует сочетать рассмотренные в этой книге варианты изображения цветов. Орхидея, распускающаяся вертикально, изображается двумя-тремя лепестками.В этом примере кисть сначала прижимают к листу, а затем постепенно удаляют от него во время мазка. Угол в рамках одного цветка может отличаться в зависимости от формы цветка.Стрелки на лепестках указывают направление мазка.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Бамбук

Летом статный бамбук дарит столь желанную тень. Он является символом добродетели, устойчивости, дружбы, которая выдержала испытание временем, а также долгожительства.Кроме прочего, бамбук, сосна и цветущая слива олицетворяют собой зиму (их называют три друга холодной зимы).Инструменты и материалыБумага сикисиТушь трех оттенков4- Кисти Цвет зимней сливы, Юркая ласка

ТехникаКосой мазок

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Шаг первый - стебельДля того чтобы изобразить стебель бамбука, необходима кисть Цвет зимней сливы, наполненная темно-серой тушью. После наполнения следует тщательно убрать лишнюю влагу. Пальцами придают кисти приплюснутую форму волосяной пучок становится более жестким и широким.Затем в черную тушь окунают маленькую кисть и проводят полосы по бокам большой кисти. Отдельные участки стебля изображаются согласно указаниям на рисунке.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Шаг второй - участки стебляКисть наполняют светло-серой тушью и устанавливают ее горизонтально. После некоторого промедления быстрым движением кисть проводят вверх, а затем ненадолго оставляют на бумаге. Подождав, убирают.Второй участок стебля изображается по тому же принципу: направление - пауза - проведение - пауза. Каждый мазок длится лишь мгновение! После того как тушь высохнет, можно приниматься за прорисовку почек, ветвей и листьев. Для их изображения потребуется маленькая кисть. Ее наполняют черной тушью.

 

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Шаг третий - завязьНа кончиках ветвей можно различить новую завязь. Каждое такое сочленение является одновременно символом начала и конца, оно обхватывает каждый новый участок стебля. Будто из сосуда, из него произрастает новый фрагмент жизни.Тонкой кистью прописываются узлы бамбука. На рисунке направления мазков и их смена обозначены стрелками. Узел изображается без отрыва кисти от с листа, одним движением.

Шаг четвертый - ветвиНа этом этапе приступаем к написанию ветвей. Они изображаются зигзагообразными движениями. Для этого художник проводит косую линию вверх, чуть возвращается, поворачивает кисть на 45° и продолжает мазок.Эти движения повторяются до тех пор, пока на бумаге не появляются ветви.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

Шаг пятый - листьяДля изображения листьев необходимо прибегнуть к коротким тонким линиям, а затем развернуть кисть. Проводя кистью по бумаге, усиливайте нажим до середины линии, а затем постепенно ослабляйте его, чтобы в конце линии бумаги касался лишь кончик кисти.Так изображается группа, в которую входят от двух до шести листьев.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Сначала прорабатываются все черные группы листьев. Для этого кисть наполняют черной тушью. Следом изображаются темно-серые и светло-серые группы листьев.Следите за тем, чтобы перед каждым обмакиванием в тушь кисть промывалась в чистой воде. Перед каждой заменой оттенка следует также удостовериться, что тушь действительно высохла, потому что в противном случае она поплывет и смешается.

ПравилоЧем темнее градация цвета, тем быстрее тушь высыхает на бумаге.

Хризантемы

Осенью хризантема возвращает цвет в опустевший сад. Она является символом дружелюбия и приятной жизни после ухода с ответственной должности.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Инструменты и материалыБумага сикисиТушь трех оттенковКисти Цвет зимней сливы и Юркая ласкаТехникаПлоский мазок с постепенно нарастающим нажимом

Шаг первый - цветыСначала маленькую кисть окунают в светлую тушь. Лепесток хризантемы изображается двумя мазками. Последующие лепестки добавляют по крестообразной схеме. Затем между каждыми двумя лепестками помещаются еще два.Теперь пройдите еще два круга вокруг первого, добавляя лепестки по такому же принципу.После того как светлая тушь просохнет, в сердцевину цветка с помощью черной туши помещаются тычинки в форме черных точек.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

На иллюстрации представлены различные формы цветов и различные стадии их цветения.Затем маленькая кисть окунается в светло-серую тушь. Изображая распускающийся бутон, нарисуйте сначала три сомкнутых лепестка, а слева или справа еще два одиночных.Сначала изображают сомкнутые лепестки бутона. Затем черной тушью под лепестками добавляют чашечку цветка.Хризантема, которая вот-вот полностью распустится, изображается следующим образом.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

Каждый лепесток отделяется от других, они направлены наружу.Сначала нужно нанести на бумагу от трех до пяти лепестков, прижатых друг к другу. Затем справа и слева добавьте отстающие лепестки. Последующие детали изображаются над первым рядом.Шаг второй - стебли цветов и листьяСтебель пишется линейным стилем с помощью умеренно-серого оттенка туши. Для этого используется быстрый прямой мазок сверху вниз. Листья хризантемы наносятся тремя короткими мазками. Для этого кисть наполняют серой тушью, направляют горизонтально и с нажимом ведут вниз. Завершив движение, кисть медленно поднимают.Когда кисть поднимается плавно, линия утолщается и закругляется на конце.В конце добавляются два коротких чашелистика в том же стиле.

Цветы сливы

Зимой, когда все остальные растения давно сбросили праздничный наряд, слива радует нас своим нежным цветением. Цветущая слива является символом долголетия и дружбы.Инструменты и материалыБумага Облако драконаТушь трех оттенковКисть Скачущая лошадь (для ствола), Цвет зимней сливы (для цветов), Юркая ласкаТехника Плоский и линейный мазки, изменение направления и круговые мазки

Шаг первый - стволСначала кисть наполняют тремя оттенками туши. Перед использованием с кисти убирают лишнюю жидкость. Затем ручку кисти устанавливают прямо, прижимают к листу и одним движением проводят наклонную линию вверх. Во время ведения линии локоть художника поднимается, и направление мазка изменяется. Последующее изменение направления тоже исходит от локтя, и, продолжая движение, кисть отрывают от листа.Затем, пока ствол еще влажный, к нему добавляется ветка.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

Не забывайте прерывать линию и оставлять свободное пространство для цветов.

Шаг второй - лепесткиНабрав тушь различных тонов, описываем кистью круг. Последующие четыре круга добавляются так, чтобы они тоже образовывали круг.В заключение зигзагообразными движениями добавляются тычинки в форме точек.С помощью маленькой кисти с черной тушью в середине цветка одной линией рисуют окружность. Той же кистью по каждому лепестку проводят три тонкие линии, изнутри наружу.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

Шаг третий - чашечка цветкаЧашечку цветка изображают маленькой кистью с черной тушью. Кисть устанавливают прямо, не слишком сильно прижимают ее к бумаге и снова поднимают не менее трех раз. Затем третий лепесток чашечки тонким мазком удлиняется до ветки.На следующей иллюстрации изображена схема написания цветка, склоненного вбок. Три передних лепестка видны снаружи, два внутренних - изнутри.

основные техники в живописи тушью - четыре благородных господина (Ши Кунси)

 

 

 

blogs.masterclassy.ru

Тушь - это... Что такое Тушь?

О косметическом средстве см. Тушь для ресниц. О китайской культуре каллиграфии есть более подробная статья Тушь китайская.

Тушь черная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.

Свойства и характеристики

Неразмываемость

Неразмываемость туши проверяют следующим образом: на листке чертежной бумаги вычерчивают несколько линий различной толщины и, после того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Неразмываемая тушь не размоется и не потечет.

Спиртостойкость

Спиртостойкость туши позволяет обезжиривать отдельные загрязненные участки перед окрашиванием, не нарушая закрепленного тушью рисунка.

Применение

В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.

Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки. Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, которой также разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака.

Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент — сажа — химически инертна. Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике сухая кисть. Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии.

До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской.

Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной.

Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.

Тушь в китайской живописи

Традиционная китайская живопись (гохуа) появилась в глубокой древности. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию, которые в Китае развивались в стилистическом единстве и взаимно развивали друг друга. Связь китайской живописи с каллиграфией и ее акцент на линиях — одна из наиболее отличительных черт китайской живописи. И если в европейских традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, то китайская живопись практически не обходится без линии. В Китае художники, как правило, прекрасные каллиграфы и очень часто — поэты, что для европейца может показаться непривычным и необычным. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства. Такое мастерство неотделимо от техники владения кистью, совершенствующейся на протяжении многих веков.

Китайская тушь, применяемая для живописи и каллиграфии, по качеству во многом превосходит европейскую тушь. В Китае всегда используют плитки первосортной туши, с черным лаковым блеском. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами.

Великие мастера древней живописи зачастую собственноручно наносили тушью контуры рисунка, а накладывать цвета поручали своим ученикам. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. Он писал тушью, но, меняя ее наслоение, заражал зрителя своим восприятием изображаемого, создавая одноцветную оттеночную живопись. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча — глубокую ночь. В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Такого рода язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства.

Иногда изображенное на картине конкретное время суток определяется стихотворной строчкой, усиливающей ассоциацию зрителя. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны». Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. Китайская живопись — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.

В китайской живописи существует два стиля письма, широко распространенных в Китае и взаимно дополняющих друг друга: гунби и сеи. Для картин в стиле «гунби» («тщательная кисть») характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали, на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий». Сделав абрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле «гунби» выглядят очень декоративно. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.

В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Стиль «сеи» называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле «сеи» трудно поддаются копированию и имитированию.

В большинстве случаев художники «сеи» писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле «сеи» заняли доминирующее положение. На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль «гунби», на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль «сеи». Стиль «гунби» был обязательным для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль «сеи» оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы «гунби» и «сеи», их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр (изображение животного мира). Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое. Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук. Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие жанры. «Специализация» эта хороша тем, что позволяет художнику глубже проникнуть в сущность изображаемого предмета и достигнуть большего совершенства в его передаче. Так, например, знаменитый художник XVIII в. Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к такой своеобразной разновидности изобразительного языка, как китайская живопись пальцем, при которой также используется тушь.

Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись пальцем (вариант — чжимо — «тушь пальцем») — разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (пальцами) художника.

Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца, ногтем и краем ладони. Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у мастера чжитоухуа Гао Ципэя). Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).

Суйбокуга, или суми-э

Суйбокуга, или суми-э — японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали «цветами» туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы.

Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани. Среди первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга, следует упомянуть Као Нинга и Мокуан Рэйэн. Мастер живописи тушью Сюбун, живший в XV в., был связан с художественной академией при храме Сёкокудзи в Киото. Его более известный последователь Сэссю Тоё оставил чрезвычайно важное художественное наследие. Созданный им «Ландшафт Хабоку» («Хабоку сансуйдзу», 1495) являет собой пример стиля «разбрызгивания туши» — стиля абсолютно свободной, экспрессивной живописи тушью, поначалу ассоциировавшегося с эксцентричным китайским художником VIII в. Ван Мо.

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия. В числе самых ранних исполненных тушью картин эпохи Муромати имеется несколько идеализированных изображений уединенных в сельской местности приютов ученого (сёсайдзу). Картины эти, часто игравшие роль прощальных подарков, которые вручались в знак признания взаимных духовных целей и которые испещрялись стихами, принадлежат к категории сигадзику («разрисованные свитки со стихами»). Выдающимся их образцом является работа Минтё «Домик у ручья» ("Кэйин сётику дзу, 1413).

Ландшафт стал важным объектом живописи тушью. Ранние японские ландшафты, исполненные тушью, часто включают фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. С постепенной натурализацией живописи тушью натурализировалась и ее ландшафтная составляющая. Сэссю начал этот процесс, рисуя реальные японские ландшафты, как на то указывает его шедевр «Аманохасидатэ» (примерно 1501). Стиль ландшафтной живописи тушью еще более натурализировался в дальнейшем художниками школ Ами и Сога, чьи мягкие, словно бы водянистые пейзажи инкорпорировали элементы ямато-э в той ее разновидности, которая практиковалась школой Тоса. Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц, растения, овощи и фрукты. На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы художников школы Ами, — Ноами, Гэйами и Соами, — прикомандированных к двору сёгуна. Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600—1868) и нашла отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома, и которые настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов.

Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей эпохи Эдо как источающий бурную энергию жанр. К этому развитию приложили усилия художники таких резко отличавшихся друг от друга стилистических направлений, как Римпа и бундзинга. Сотацу, мастер школы Римпа, изобрел богато смотревшийся «капельный эффект» (тарасикоми), который достигался посредством нанесения капель туши на все еще сырые мазки и слои туши. Японские писатели — художники, например, Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, подобно давним дзэнским монахам, продолжали изображать тушью ландшафты и прочие атрибуты китайской тематики. Хотя первое поколение писателей — художников базировало свои работы на китайских образцах, о которых они знали, главным образом, по руководствам, издававшимся в виде отпечатанных с досок гравюр, позднее им удалось освоить свои собственные идиосинкразические стили. После 1868 г. традиции суйбокуга поддерживали такие художники японского стиля (нихонга), как Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.

Важные записи в документах

Благодаря свойствам свето- и водостойкости туши она широко применяется для внесения записей в документы (паспорта, военные билеты, дипломы).

Иные способы применения туши

  • В Японии до сих пор бытует Ханецуки — похожая на бадминтон национальная новогодняя игра, в которую играют прямоугольными деревянными лопатками-хагоита (hagoita) и ярко-оперённым воланом. Волан должен оставаться в воздухе настолько долго, насколько это возможно. Игроку, пропустившему волан, делают на лице отметку тушью[1].
  • Тушью выполняют татуировки в домашних условиях. Поверх рисунка, нанесенного тушью на кожу, делаются уколы острой швейной иглой.
  • Тушь применяется также в микробиологии для образования негативного пятна — тушь позволяет затемнить фон, при этом наблюдение за бактериями облегчается из-за более светлого цвета клеток бактерий. Такая техника применяется чаще всего для получения капсульных пятен, в которых фон представляет собой пятно туши, клетки бактерий окрашиваются в пурпурный или фиолетовый, а вокруг клеток бактерий образуются прозрачные участки.

История применения туши

В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой, к примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса. По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году д.н. э. Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски — пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы (в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур, для извлечения 1,5 гр. красящего вещества ему пришлось переработать 12 тыс. моллюсков), потому была запрещена для использования вне пределов императорского дворца. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В конце XI века Патриарх Иерусалимской Римско-католический Церкви Ираклий (Eraclius) в своем манускрипте De Coloribus et Artibus Romanorum («О красках и искусствах римлян») предложил несколько способов приготовления туши, в том числе один несложный метод получения туши из сажи, получаемой при сжигании дерева. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек В состав туши не обязательно входили связующие вещества — в описанном Теофилиусом в 1581 году рецепте приготовления туши отсутствует упоминание о них. В туши, приготовленной таким образом, молекулы углерода находятся в коллоидной связи с уксусом и образуют после высыхания нерастворимый в воде слой, хотя все же связующие вещества (шеллак) в тушь добавлялась практически всегда. В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ EnglishJapaneseOnlineDictionary.com: The HANETSUKI game

dic.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта