Растения рек озер прудов 4 класс. Конспект урока для 4 класса «Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок познания мира в 4 классе "Растения и животные пресных водоёмов". Растения рек озер прудов 4 класс


Река, озеро, пруд. Наблюдение за растениями и животными



Стр. 74

Наблюдения

• Во время экскурсии (к реке, озеру, пруду, другому водоёму) сравни условия жизни на берегу, на поверхности воды и в самой воде (освещённость, температуру воды).

На берегу и на поверхности воды хорошая освещенность, но чем глубже в воде, тем освещенность становится хуже. Температурный режим на берегу и на поверхности подвержен колебаниям, но в воде колебания температур сглажены. Температура там меняется незначительно.

• Какие растения растут на берегу, на поверхности воды и под водой? Понаблюдай за ними. Определи, какие органы есть у этих растений, как они выглядят. Определи способы опыления и распространения плодов и семян у цветковых растений.

По берегам растут рогоз, тростник. На верхушке стебля рогоза — один тёмно-коричневый початок. Он состоит из плодов, покрытых многочисленными волосками. С помощью волосков зрелые плоды разлетаются на большое расстояние. Его стебли очень гибкие и прочные, а листья внутри пустые и заполнены воздухом.

На поверхности воды можно встретить кувшинку. Её легко узнать по крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим на поверхности воды. Прочные листья покрыты восковым налётом, благодаря которому не смачиваются водой. Черешки у листьев длинные и гибкие, как резиновые трубки. Внутри черешки пустые и заполнены воздухом. Цветки кувшинки целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Утром бутоны всплывают на поверхность и раскрываются. Концы лепестков цветка выделяют нектар, привлекая насекомых опылителей. После опыления цветок увядает, и на его месте появляется плод — чёрная ягода. Кувшинка — редкое, охраняемое растение. Под водой встречаются элодея. Это небольшое растение с ветвящимся стеблем, который сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Часто она образует большие скопления, вытесняя другие растения.

• Понаблюдай за животными. Определи, какие животные живут на берегу, на поверхности воды и в воде. Какие они имеют размеры, форму и окраску? Как передвигаются, чем питаются, как добывают пищу и защищаются от врагов эти животные? Как они приспособлены к условиям жизни?

Среди прибрежных растений обитает много стрекоз. Прозрачные сетчатые крылья стрекоз переливаются на солнце всеми цветами радуги. Личинки стрекоз, как и комаров, развиваются в воде. Стрекозы — хищники. Чаще всего питаются комарами, которых ловят на лету.

На поверхности воды можно увидеть хищных клопов водомерок и жуков – вертячек. Водомерки толчками скользят по гладкой водной поверхности на длинных тонких ногах. Жуки – вертячки кружатся на поверхности воды в поисках добычи. В случае опасности они быстро ныряют в воду или рассыпаются в разные стороны. Передние ноги у вертячек длинные и тонкие. Они служат для захвата и удержания добычи. Задние ноги похожи на короткие и широкие ласты.

На дне, наполовину зарывшись в грунт, обитают беззубки. Их раковина состоит из двух створок. Беззубок называют живыми фильтрами. Они питаются мельчайшими организмами, которых вместе с водой втягивают через отверстие в раковине. Пропуская через своё тело большое количество воды, беззубки очищают её от различных примесей и делают прозрачной.

• Определи, какое влияние на водные объекты оказывает человек.

Люди ловят рыбу, охотятся на водоплавающих птиц и пушных зверей. Довольно часто в водоемы спускают отходы промышленных предприятий. А с потоками талых вод или после сильных дождей попадают ядохимикаты и минеральные удобрения. Загрязняются водоемы и бытовым мусором. Всё это приводит к гибели живых существ, обитающих в воде и на берегу.

Стр.76

1. Расскажи об условиях жизни в реке, озере, пруде.

На поверхности этих водоемов достаточно освещения. Чем глубже опускаться в воду, тем меньше количество света. В глубине водоемов температурный режим не подвержен колебаниям, даже зимой там сохраняются плюсовые температуры. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, очищают воду от загрязнения, служат пищей и убежищем для многих животных.

2. Какие растения растут в прибрежной части пресного водоёма? В чём их особенности?

По берегам растут рогоз, тростник. На верхушке стебля рогоза — один тёмно-коричневый початок. Он состоит из плодов, покрытых многочисленными волосками. С помощью волосков зрелые плоды разлетаются на большое расстояние. Его стебли очень гибкие и прочные, а листья внутри пустые и заполнены воздухом. Тростник — такой же высокий, как рогоз. Но листья у него более тонкие и узкие, а стебель внутри пустой. Вверху стебля находится густая метёлка тёмно-фиолетовых колосков. Листья тростника поворачиваются ребром к ветру. Его стебель сильно сгибается, но не ломается

3. Какие растения можно увидеть на поверхности воды? Как они приспособлены к условиям жизни? Приведи примеры.

На поверхности воды можно встретить кувшинку. Её легко узнать по крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим на поверхности воды. Прочные листья покрыты восковым налётом, благодаря которому не смачиваются водой. Черешки у листьев длинные и гибкие, как резиновые трубки. Внутри черешки пустые и заполнены воздухом. Цветки кувшинки целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Утром бутоны всплывают на поверхность и раскрываются. Концы лепестков цветка выделяют нектар, привлекая насекомых опылителей. После опыления цветок увядает, и на его месте появляется плод — чёрная ягода. Летом пруды затягивает зелёный покров ряски. Это самое маленькое цветковое растение. Оно состоит из маленького плоского кружочка — стебля, плавающего на поверхности воды, вниз свешивается корень. Корень не даёт растению перевернуться. Цветёт ряска очень редко, а размножается в основном кусочками стебля. Осенью ряска становится тяжелее от накопившихся в ней органических веществ. Она погружается на дно и там зимует, а весной снова всплывает на поверхность.

4. Какие растения полностью погружены в воду?

Много в воде различных водорослей. У поверхности живут мельчайшие зелёные водоросли. К подводным предметам — камням, затопленным деревьям — прикрепляются водоросли, похожие на зелёные нити.

Стр.79-80

1. Каких животных можно увидеть на поверхности воды? Как они приспособлены к условиям жизни? Приведи примеры.

На поверхности воды можно увидеть хищных клопов водомерок и жуков-вертячек. Водомерки толчками скользят по гладкой водной поверхности на длинных тонких ногах. Жуки-вертячки кружатся на поверхности воды в поисках добычи. В случае опасности они быстро ныряют в воду или рассыпаются в разные стороны. Передние ноги у вертячек длинные и тонкие. Они служат для захвата и удержания добычи. Задние ноги похожи на короткие и широкие ласты.

2. Какие животные всю жизнь проводят в воде? В чём их особенности?

Постоянные обитатели пресных вод — рыбы. Часто встречаются карась, сазан, лещ, плотва, пескарь, щука. Они имеют обтекаемую форму тела, слизистое покрытие, плавники. Все это помогает им легко передвигаться в воде.

3. С помощью рисунка приведи примеры связей водных животных с растениями и друг с другом.

4. Составь характерные для реки или озера цепи питания:

а) из трёх звеньев

водоросли > рыба > цапля

б) из четырёх звеньев

водоросли > рачки > рыба > выдра

5. а) Что произойдёт, если в озере резко увеличится численность ондатры?

При увеличении численности ондатры сократиться количество растений, которыми она питается. По берегам будет больше подземных нор. Природный баланс будет нарушен.

б) Что произойдёт, если в реке исчезнут все беззубки?

Беззубки – прекрасные фильтраторы воды. Они очищают водоемы. Если их не будет, то водоем некому будет очищать, и он сильнее будет подвержен загрязнению.

resheba.com

Урок окружающего мира «Жизнь в пресных водоемах». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).

- Приведите примеры экологических связей луга.

2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Слайд 2.

Вопросы к кроссворду: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

С ветки на тропинку, С травинки на травинку Прыгает пружинка – Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)

На лугу он живёт, И всё время спать зовёт! - Пить-пирю, спать пора! Так до самого утра! Кто такую птичку знает? Кто загадку отгадает? (Перепел)

Та птичка хвостиком трясёт И на земле жучков клюёт. Живёт она, где есть вода, Её узнаешь без труда! (Трясогузка)

Словно синий огонёк Кто-то вдруг во ржи зажёг. Яркий полевой цветок. Что же это? (Василёк)

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

Быстрая и юркая, В змеевидной шкурке я, А за хвост меня поймаешь, Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)

Тёплым днём, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский ... (жук)

Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает. (Лягушка)

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон)

- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

- Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Слайд 3.

- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник, Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит – Бурно жизнь кипит в нём. Это пресный ... (водоём).

- О чём будем говорить на уроке?

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

- Что такое водоём?

Слайд 4.

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Слайд 5.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Слайд 6.

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

3. Работа с учебником.

Прочитать текст на стр. 178-179 .

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос)

Слайд 7.

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

- Кого можно увидеть на поверхности воды?

- В толще воды?

- На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка Ловит лягушек, Ходит вразвалочку- Спотыкалочку. (Утка)

Под водой Живёт народ, Ходит задом Наперёд. (Рак)

У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба)

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Строят дом без топора, Дом без хвороста и тины И плотину. (Бобры)

У кого глаза на рогах, А дом на спине. (Улитка)

V. Обобщение знаний.

Слайд 10.

Кто где живёт

На поверхности воды

—> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

—> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

—> головастики лягушек и жаб

—> разные виды рыб

—> водоросли

На дне

—> моллюски: перловица, прудовик, катушка

—> речные раки

Связаны с водоёмами

—> птицы: утки, цапли

—> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Слайд 11.

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Слайд 12.

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

Слайд 22.

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока?

- Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

- Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

- Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок в 4 классе на тему: "Растения и животные водоемов"

Тема урока:

Растения и животные водоёмов

Учитель: Кизилова Н.В.

4 класс

Тема: Растения и животные водоёмов.

Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного и животного мира.

Задачи: развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации, развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной литературой, расширять кругозор; прививать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:словесный,наглядный,практический,частично-поисковый,поисковый,сам.работы.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Формы: фронтально-коллективные, коллективные, индивидуальные.

Оборудование: учебник, интер.доска, карточки, наглядный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Садитесь.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое, пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда»полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Слайд 1

Ответы искать под зеленым шатром.

Дорогие зрители и телезрители! И снова в эфире передача «В гостях у Матушки природы» и с вами её ведущая Кизилова Н.В. Слайд 2

Просмотр наших передач позволит вам глубже проникнуть в тайны окружающего мира. Вы научитесь быть не пользователем и хозяином природы, а её настоящим другом.

  1. Проверка знаний.

Я, вижу, в зале присутствует много наших постоянных зрителей. Давайте, спросим у них, какие знания они приобрели, посмотрев нашу прошлую передачу, которая была посвящена теме Лес. Слайд 3

Вы познакомились с птицами, животными лесов. Узнали о пользе леса, и о том, как надо охранять лес.

-Что такое лес? (наше богатство, народное достояние)

-Что даёт нам лес? (Бытовые изделия, строительные материалы, мясо, пушнину, ягоды, грибы)

-Что можно почувствовать в лесу? (дуновение ветерка, тепло солнышка, запах хвои, вкус земляники)

-Что можно услышать в лесу? (пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка)

- Какие правила нужно соблюдать в лесу? Слайд 4

Молодцы! Вы были внимательны при просмотре прошлой передачи. В природе все взаимосвязано.

  1. Сообщение темы.

Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах. Что бы узнать тему нашей передачи вы должны разгадать кроссворд. Слайд 5

  1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (овраг)

  2. Место, где река берет своё начало. (исток)

  3. Нижняя часть горы, холма. (подошва)

  4. Есть у оврага, холма, горы. (склон)

  5. Балхаш, Алоколь, Жайсан – это (озера).

  6. Форма поверхности (холм)

- Что получилось? ВОДОЁМ. Слайд 6

  1. Формирование ЗУН.

  1. – Правильно, сегодня мы будем говорить о водоемах, о растениях и животных водоемов. Слайд 7

- Что такое водоем? Слайд 8

Водоём – естественная или искусственная впадина, в которой задерживается и накапливается вода, на поверхности или в недрах земли.

Естественные водоемы их создала природа. Слайд 9 – 12

Реки несут пресные воды. Озёра бывают пресными и солёными.

А еще бывают искусственные водоемы.

- Что значит искусственные водоемы? ( их создал человек) Слайд 13 - 14

- У нас в Казахстане есть мелкие и крупные водоёмы. Знаете ли вы их названия?

Слайд 15

А теперь я покажу эти водоёмы на физической карте РК. Водоемы на карте закрашены синим цветом. Слайд 16

2 . Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на водоём, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что, там в глубине , идет своя жизнь.

- А знаете ли вы, обитателей рек и озёр? Давайте проверим.

Загадка: В воде я живу,

Без воды пропаду. (рыба)

Мои помощники корреспонденты побывали на берегах водоемов нашей Республики. И принесли очень интересную информацию о жизни животных водоемов. Дадим им слово.

1 ученик :

Животный мир очень богат. Я предоставлю информацию о рыбах. В водоёмах обитают различные рыбы: щуки, караси, окуни, лещи, карпы, судаки, толстолобики и многие другие. А я сегодня расскажу о щуке и толстолобике. Слайд 17

Щука – является одной из самых распространенных хищных рыб. Водится в реках,, больших озерах, водохранилищах, мелких прудах. Щука принадлежит к крупным рыбам. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (в среднем от 1 до 10 кг). Пищу взрослой щуки составляют рыбы, типичные для того или иного водоёма. В озерах и водохранилищах – это плотва, красноперка, ерш, голец, карась, окунь; в реках – пескарь, гольян, вьюн, елец и др. Лакомую пищу щуки составляют головастики и лягушки. Крупная щука может схватить кулика, даже утку.

Толстолобик – пресноводная рыба средних размеров. Питается водорослями, эта рыба является очистителем водоёмов. При помощи ротового аппарата профильтровывает зацветшую, зеленую и мутную воду.

- Ну не думайте, что в водоёмах живут только рыбы. Это не так. Слайд 18

Оказывается, под водой живут и насекомые.

Посмотрите на этого жука. Кто знает как он называется?

Это клоп-водомер. И о нем нам расскажет корреспондент…

2 ученик:

По поверхности воды бегает удивительное насекомое – клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде. Водомерки питаются мелкими насекомыми. Осенью они выходят на сушу. На суше они не ловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами.

3 ученик: Слайд 19

Жук –плавунец – хищник. Живя в пруду, в реке, он охотится за другими водными насекомыми, за мелкими рыбешками, за головастиками. Большей частью они будут сидеть среди растений, лишь время от времени всплывая к поверхности, чтобы набрать воздуха, необходимого для дыхания. Дышат плавунцы своеобразно: они выставляют из воды кончик брюшка и набирают под свои жесткие надкрылья запас воздуха. Набрав воздуха, они снова опускаются вниз, жук-плавунец хорошо летает.

Самый обычный жук-плавунец – это так называемый «окаймленный плавунец». Длина его 2,5 – 3,5 см. Сверху этот жук-плавунец буроватый или зеленовато-черный, все его тельце сверху окаймлено желтой плоской каймой - отсюда и название.

Плавунец отлично плавает, работая задними ногами, которые у него длинные и уплощенные. Взмахивает он ими одновременно как веслами. Передние ноги у плавунцов служат для охоты и удержания добычи. Такой же хищный образ жизни, как и сам жук, ведет его личинка.

- Головастики тоже жители водоёмов. Кто такие головастики?

4 ученик: Слайд 20

Головастик, личинка бесхвостых земноводных. Развивающийся из икринки, головастик, ведет водный образ жизни. Головастик имеет: наружные жабры, двухкамерное сердце, длинный хвост (служащий для передвижения), орган прилипания, конечности отсутствуют. Питается главным образом растительной пищей, затем превращается в лягушку. Слайд 21

5 ученик:

Лягушка – это бесхвостое земноводное. Лягушка живет на границе суши и воды. В холодную и сухую погоду лягушки забиваются в укрытия. Когда наступает время зимовки, она опускается на дно. Лягушки не прихотливы и неразборчивы в пище, могут голодать и день и неделю. Едят бабочек, пчел, ос и других насекомых, а также мальков рыб.

6 ученик: Слайд 22

Возле водоёма можно всегда красивых стрекоз. Самую большую скорость полета среди насекомых развивает стрекоза до 58км/ч. А глаза у стрекозы размером чуть ли не с голову. Они обеспечивают насекомым прекрасное зрение. Питаются стрекозы мелкими насекомыми. А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоёма. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку.

7 ученик:

У водоёмов обитают птицы: утки, гуси, лебеди, цапли. Слайд 23

Жизнь птиц связана не только с сушей, но и с водоёмами. На водоёмах особые условия для жизни.

Гуси и утки – водоплавающие птицы. Их очень много, и они живут по всему миру. У этих птиц плотное оперение, которое помогает сохранять тепло, и прекрасно приспособленные для плавания перепончатые лапы.

Лебедь – птица принадлежит к отряду гусеобразных, семейству утиных. Свои гнезда птица располагает вблизи от водоёмов, на участках ,заросших тростником. Основной рацион лебедя- водные растения, а также небольшие беспозвоночные животные.

Но на берегах водоемов еще селятся ондатры и бобры. Слайд 24

Наши корреспонденты переслали видеоматериал из отдаленных регионов нашей Республики про бобра .( Видеоматериал)

Бобры населяют берега медленных лесных речек и озер.

Подсчитано, что за год семья бобров валит несколько сотен стволов. Бобры предпочитают лиственные мягкие породы деревьев .Одно дерево на несколько дней обеспечивает зверей кормом и дает строительный материал для жилья и плотины. Бобр ест все сочные части дерева- листья, кору, делая под водой древесные запасы. Любит он еще сочные стебли и корневища водных растений. На суше этот крупный , тяжелый зверь выглядит неуклюжим, неповоротливым, но в воде быстр и ловок, поэтому в случае опасности бобр стремится к водоему. Бобр стал для человека символом профессии строителя и примером трудолюбия.

8 ученик:

На дне пресных водоемов можно встретить раков. Слайд 25

Если вода в водоёме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают. На дне прудов и озёр живут моллюски, например беззубка и прудовик. Они питаются органическими остатками в воде и таким образом очищают её. Их называют животными фильтраторами.

Очень интересную информацию предоставили наши корреспонденты.

  1. Динамическая пауза. (Рекламная пауза).

  2. Продолжить формирование ЗУН.

  1. Работа по учебнику.

Водоемы богаты не только животными, но и растениями. А какими? На этот вопрос вы ответите сами дорогие зрители. Ведь вы знаете, что зрители в нашем зале не просто слушатели, но и активные участники передачи. У вас есть книги, откройте их на странице 60, прочитайте о растениях водоемов. Слайд 26-27

- Стоп! Вы узнали о растениях водоемов? Какие растения растут в водоемах и вблизи их?

  1. Работа в тетрадях.

- Я думаю, что многие зрители делают записи по ходу передачи. Откройте свои записные книжки, т.е. тетради. Запишите число. Тему урока.

Составим ассоциативный ряд к слову водоем. (Вода, растения, жизнь, животные, птицы, рыбы, насекомые). Слайд 28

Молодцы!

Зрители которые смотрят нашу передачу по ТВ прислали интересные задания, которые нам нужно выполнить.

Задание №1 Слайд 29

Определи, какие животные, живут в водоёме или вблизи него.

Белка, ондатра, волк, дятел, бобр, лягушка, синица, лебедь, медведь,

жук-плавунец, сова, окунь, водомерка.

Задание №2 Слайд 30

Ответьте на вопрос:

Реки и озёра – это естественные водоёмы или искусственные?

Задание №3 Слайд 31

Назовите водоёмы которые есть в нашей местности:

Реки, горы, океан, озеро, пруд, море, болото.

Задание №4 Слайд 32

Составьте правильно предложения:

  1. Растения, то, водоёмы, если, прибрежные, уничтожить, обмелеют.

  2. Нуждаются, охране, в, водоёмы.

- Далее в нашей передаче рубрика « Красная Книга Казахстана». Слайд 33

Что такое Красная книга? В Красную книгу занесены растения и животные, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в защите государства и человека.

Слайд 34

Пеликан, цапля, лебедь, чирок. Из-за высыхания Арала исчезает Аральский лосось.

Мы знаем, что надо охранять и беречь растения и животных не только тех, которые находятся на грани исчезновения, но и тех которые находятся рядом с нами.

Об этом мы поговорим в следующий передаче.

  1. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

  1. Оценивание.

multiurok.ru

Урок познания мира в 4 классе "Растения и животные пресных водоёмов"

Конспект урока в 4-м классе по теме "Водоемы"

Цели:

  • познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов;

  • расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Задачи:

  • сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;

  • расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Критерии успеха урока

Я могу назвать водоёмы области и города.

Я знаю, кто живёт в водоёмах и возле них.

Я умею рассказать о водоёмах.

Ход урока

1. Организационный момент. Тренинг

Учитель:

Прозвенел весёлый звонок.Мы начинаем наш урок.Любознательные в классе детиОбо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны . Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поляЛежит зеркало,Стекло голубое,Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежитНе лес, а шумит. (Река).

– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - рогоз, камыш, тростник, осока.

– Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.

– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.

– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,Улыбнулась, потянулась.Ра з – водой она умылась,Два – изящно покружилась,Три – нагнулась и присела,На четыре – улетела.

– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.

– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

– сосредоточение запаса воды;– рыбная ловля и охота;– источник энергии;– место для отдыха и занятий спортом;– источник эстетического наслаждения.

6. Закрепление

– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

– Является ли пресный водоём - сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

7. Итоги урока. Рефлексия

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Составить кроссворд “Пресный водоём”

kopilkaurokov.ru

Урок окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма;
  • познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • учить работать с дополнительной литературой, выделять главное, излагать материал;
  • учить рассуждать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе к водоёмам;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умения применять в работе ранее полученные знания;
  • продолжить расширять и обогащать кругозор учащихся.

Оборудование:

  • плакат-схема “Пресный водоем”;
  • рисунки с изображением растений пресного водоема;
  • рисунки с изображением животных пресного водоема;
  • карточки с опорными словами;
  • учебник; план-конспект.

1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется в форме разгадывания загадок по теме “Жизнь луга”.

Жюри в составе трёх учеников загадывают вопросы-загадки, учащиеся отвечают и рассказывают о своей отгадке.

Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, И жёлт, и синь и ал! (Луг)

Стоят в лугах сестрички — Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка)

Над цветами я кружу И без устали жужжу. Чёрно-жёлтый, полосатый, Шестилапый и усатый. (Шмель)

Со шмелём – надёжным другом Я жужжу над майским лугом. У меня усы как щётки, Крылья – чёрные трещотки. (Жук)

Я зелёная как травка, Проползаю по канавкам. Если ползать я устану, Яркой бабочкою стану. (Гусеница)

Он зеленый, попрыгунчик, Совершенно неколючий, На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

 Жюри оценивает ответы, предварительно задав дополнительный вопрос.

Итог проверки домашнего задания подводит учитель.

III. Новый материал.

Новый материал объясняют учащиеся по темам:

1. Растения пресного водоёма.

2. Животные пресного водоёма.

(доклады подготовлены заранее)

1-й докладчик Растительный мир пресных водоёмов разнообразен. Но чаще всего встречаются такие растения, как рогоз, неправильно называемый в народе камышом. Рогоз растёт по берегам водоёмов, образуя заросли. Листья у рогоза длинные и очень острые. Семена собраны в соцветие колос. После созревания они очень хорошо разносятся ветром, так как имеют приспособления – пушинки.

Поверхность воды покрыта очень маленьким растением – ряской. Это растение представляет собой маленький листочек, плавающий на поверхности воды, с нижней стороны которого растут маленькие корни. Размеры этого растения от трёх до десяти миллиметров.

Среди водорослей, растущих в толще воды, самое распространённое – элодея. На стебле элодеи расположены маленькие листочки. Это растение очень быстро размножается. Маленький кусочек стебля может дать жизнь новому растению.

2-й докладчик. К цветущим растениям пресных водоёмов относятся кувшинка и кубышка. Кувшинка – многолетнее корневищное растение. Корневище погружено в ил – это видоизменённый стебель. От корневища отходят корни, листья и цветы. Листья кувшинки округлые, плотные и покрыты восковым налётом, благодаря которому вода не смачивает лист. Цветки у кувшинки снежно-белые и душистые. В старину кувшинку называли одолень-травой. Люди, отправляясь в путь, прятали на груди кусочек корневища. Считалось, что оно помогает преодолевать всякие опасности. Из-за своей красоты эти растения уничтожались, что привело к уменьшению их численности. Они стали редко встречаться и находятся на грани исчезновения, поэтому они занесены в Красную книгу.

Водные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Они являются пищей для водных животных.

3-й докладчик. В мелких водоёмах живёт большое количество разнообразных животных, среди, которых есть насекомые. Очень распространены среди насекомых стрекозы. У стрекоз вытянутое блестящее брюшко, крупная голова с большими глазами и две пары прозрачных крыльев. Стрекозы прожорливые хищники. Они ловят на лету комаров, мух и других насекомых. Личинки стрекоз развиваются в воде. Они тоже хищники. Они ползают по дну и подстерегают добычу. Личинки стрекоз могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.

Много в мелких водоёмах жуков-плавунцов. У жука-плавунца три пары лапок. Третья пара лапок жука-плавунца похожа на вёсла, что помогает этому насекомому очень быстро передвигаться по воде. Питаются жуки-плавунцы животной и растительной пищей.

4-й докладчик. В пресных водоёмах живут разнообразные животные.

На водных растениях всегда можно найти крупную улитку – большого прудовика.

Тело улитки находится в раковине, которая служит защитой мягким частям тела. Прудовик питается водными растениями. В глотке у него есть язык, покрытый твёрдыми зубчиками. Прудовик соскребает языком, как тёркой, мелкие части растений. Размножается прудовик, откладывая яйца, которые прикрепляются к подводным растениям. Из яиц выходят маленькие улитки с тонкой раковиной.

5-ый докладчик. К водным животным относится и речной рак, обитающий в чистой воде. Днём раки скрываются у берегов под корнями деревьев в норах, а ночью выползают в поисках пищи. Раки всеядны. Они питаются растениями и животными. Тело рака покрыто твёрдым покровом, который является наружным скелетом. У рака несколько пар ног. Одна из пар ног – это клещи, которыми рак защищается, нападает и захватывает пищу. Самка рака в конце зимы вымётывает икринки, которые прикрепляются к её ногам. В начале лета из икринок появляются рачата.

6-й докладчик. Очень распространены среди животных пресных водоёмов – лягушки. Лягушки – земноводные животные, они могут жить и на земле и в воде. Питаются лягушки только подвижной пищей: насекомыми, жуками, иногда мальками рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, выбрасывают изо рта широкий липкий язык, к которому прилипает жертва. Лягушки активны только в тёплое время года.

С наступлением осени они уходят на зимовку. Весной лягушки начинают размножаться. Самочки откладывают в воду икру и через одну – две недели из икринок появляются головастики. Они похожи на маленьких рыбок. Через 2-3 месяца из головастиков вырастают лягушата.

IV. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 192 и рассмотрите рисунок.

- Какое ещё растение встречается в пресном водоёме?

Внимательно прочитайте текст на страницах 194-195.

- О каком насекомом не рассказали выступающие?

- Чем интересно это насекомое?

V. Продолжение изучения нового материала.

Инсценировка “Рыбак у водоёма”.

Рассказ рыбака.

В пресных водоёмах живут рыбы. Они передвигаются в воде при помощи плавников. Тело рыб сплюснуто по бокам, что помогает быстро двигаться в воде. Оно покрыто чешуйками, по которым можно узнать возраст рыб. Окраска многих рыб зависит от окружающей среды. У ручного окуня, обитающего в лесных озёрах с тёмным дном, окраска имеет тёмный цвет, а там, где дно светлое – окуни имеют светлую и яркую окраску. Окунь часто затаивается в зарослях, где он скрывается от врагов или подкарауливает добычу.

К хищным рыбам пресных водоёмов относится щука, которая также подкарауливает свою жертву в зарослях растительности.

В мелких водоёмах можно встретить таких раб, как карася, плотву, ерша.

Рыба является ценным питательным продуктом. Человек вылавливает большое количество рыбы и употребляет её в пищу. Для увеличения количества рыбы применяются различные меры по охране и воспроизводству рыбы. Рыбу разводят на специальных заводах, где выращивают в бассейнах личинки до мальков. Окрепших мальков выпускают в естественные водоёмы: реки, озёра, пруды.

VI. Беседа.

- Можно ли в домашних условиях создать маленький водоём?

Загадка.

На столе стеклянный пруд, а рыбачить не дают? (аквариум)

- Почему называется аквариум? “аква – вода” (перевод с латинского)

Люди, любящие природу, создают у себя дома небольшие животные уголки – аквариумы.

Они отбирают в природе самых ярких и красивых рыбок и выращивают их в домашних условиях, создают новые виды.

Далее демонстрация слайдов с различными видами аквариумных рыбок.

- У кого дома есть аквариум?

- Как надо ухаживать за рыбками?

VII. Итог урока.

- Какие обитатели водоёма показались вам наиболее интересными?

- Почему водоём называют природным сообществом?

VIII. Домашнее задание.

Задание “Подумай!” на странице 198.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира "Водоем". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока: знакомство с пресным водоемом, обитателями водоемов.

Задачи урока – уточнить знания обучающихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресных водоемов, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема; развивать кругозор, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к водным обитателям.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал, рабочие тетради, учебник, карточки.

Ход урока:

1. Орг. момент

– Долгожданный дан урок – Начинается урок! Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час!

2. Повторение изученного материала.

– В начале урока повторим тему прошлого урока “Лес. Обитатели леса”.

– Приведите примеры животных, обитающих в лесу.

 – Что вы можете о них рассказать?

– Как они приспособились к условиям жизни в лесу?

– Приведите примеры пищевой цепочки.

– Восстановите порядок в пищевых цепочках:

– Какие плакаты о правилах поведения в лесу вы нарисовали?

/Дети выходят к доске, демонстрируют и описывают свои плакаты/

– Молодцы, вы очень хорошо подготовились и усвоили предыдущий материал.

3. Подготовка к изучению нового материала.

– Чтобы новую тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать. <Рисунок1>

  1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг)
  2. Место, где река берет свое начало. (Исток)
  3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
  4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
  5. Самое теплое море России (Черное)
  6. Форма поверхности. (Холм)

– Что получилось? (Водоем)

– Это и есть новая тема урока. На уроке мы познакомимся с растениями и животными водоемов, связями между ними и постараемся доказать необходимость бережного отношения к водным обитателям.

4. Работа над новым материалом.

-Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе?

– Если раскрутить глобус, какого цвета станет Земля? Почему?

– 2/3 земной поверхности на планете Земля занимает вода. Какие водоемы вы знаете?

(Моря, озера, реки и т.д.)

– Какие водоемы расположены на территории нашего города?

<Рисунок2>

– В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, кислород, питательные вещества. Самые благоприятные условия у прибрежной части водоема, поэтому здесь встречается много разнообразных растений и животных. В толще воды и на дне водоема условия жизни менее благоприятные. Там меньше света, ниже температура, мало кислорода, поэтому там растительный и животный мир не такой богатый.

1) Рассмотрим вначале типичные растения водоемов

<Рисунок3>

– Прочитаем их описание по учебнику на стр. 74-76.

/Чтение по учебнику/

– В рабочих тетрадях на стр. 29 выполним задание 64, подписав только те растения, которые растут в водоемах.

2) Физминутка

– А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки? (бег на месте)

– Прямо к озеру спешим (ходьба на месте)

– Станет озеро большим (руки в стороны)

– С рыбками поплаваем (круговые движения руками)

– С бобрами поиграем (прыжки на месте)

– Вернемся к маме с папой мы,

Вновь став учениками (ходьба на месте)

Отдохнули? Продолжаем урок.

3) С растениями тесно связаны обитающие в нем животные.

<Рисунок 4>

– Прочитайте о насекомых по учебнику на стр.76-78.

– Каких рыб вы знаете? Птиц? Чем они питаются?

– Гуси и утки питаются зелеными частями растений, улитками, насекомыми. Лебеди интересны тем, что они в первый же день рождения перелезают через край камышового гнезда и отправляются в плаванье за кормом. Некоторое время мать еще достает со дна разные растительные остатки. Но вскоре молодые лебеди уже сами ищут знакомые водоросли и мелких водных животных.

– Среди обитателей водоемов есть и звери: бобры, ондатры, выдры. Все они хорошо плавают и ныряют, имеет гладкую непромокаемую шкурку. Выдра может закрывать при нырянии особыми клапанами.

5. Подведение итогов урока. Вывод о значении водоема в жизни человека.

– Скажите, что нового узнали на уроке? Что было особенно интересно?

– Что вы можете рассказать о значении водоема в жизни человека и о влиянии человека на жизнь его обитателей?

(Люди берут воду из водоемов для питья и приготовления пищи, для работы заводов и фабрик, по воде перевозят грузы и т.п.)

– Велико значение водоемов жизни человека, но водоемы являются и украшением земли. А всегда ли помнит об этом человек?

(высказывания детей)

– Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. Для тех растений и животных, которые живут в водоемах – это единственный дом. Организм человека состоит из 80% воды, т.е., больше, чем наполовину и в день человек должен употреблять 1,5 – 2 литра воды. На нашей планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, для человека же необходимо много пресной воды, поэтому воду надо беречь.

– Надеюсь, что отдыхая впредь возле различных водоемов вы не будете об этом забывать.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока для 4 класса «Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»

Конспект

открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме «Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»»

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: презентация, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

2. Сообщение темы и плана урока.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровозик окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Во -до-ё-мы.)

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

( слайд 1.).

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежит

Не лес, а шумит. (Река).

– Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

(слайд 2)

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

(слайд 3)

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения -рогоз, камыш, тростник, осока.

(слайды 4-7)

– Очень часто путают растения рогозу и камыш. У рогозы к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника — крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.(слайды 8-9)

– Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

(слайд 10)

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочкиряски. Ряска — это самое маленькое цветковое растение.

– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

(слайды 12-14)

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

(слайд 15)

– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

(слайд 16)

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

(слайд 17)

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

(слайд 18)

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

(слайд 19)

– На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

(слайд 20)

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

(слайд 21)

– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

(слайд 22)

– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.

(слайд 23)

– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

– сосредоточение запаса воды;

– рыбная ловля и охота;

– источник энергии;

– место для отдыха и занятий спортом;

– источник эстетического наслаждения.

(слайд 24).

6. Закрепление

– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30.(Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

– Является ли пресный водоём — сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

– Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

7. Итоги урока

— Какие бывают водоемы?

— Почему водоемы называют сообществом

— Какие растения и животные обитают в пресных водоемах?

— Как нужно охранять водоемы?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему “Пресный водоём”

МБОУ СОШ № 30

г. Подольска

КОНСПЕКТ

Открытого урока по окружающему миру

Тема: «Водоёмы. Водоёмы- природное сообщество.»

4 «Г» класс

Учитель: Мчедлидзе Светлана Ивановна

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Водоемы. Водоемы – природное сообщество».

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме «Водоемы. Водоемы – природное сообщество». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует программе «Школа России».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления учащихся о водоеме как природном сообществе.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

— познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявлять связи между обитателями пресного водоёма

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

— называть источники загрязнения вод.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Использовалось следующее оборудование:

Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация к уроку; гербарий; записи голосов птиц (уток), лягушек.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

— самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе, на воде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других;

— учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

— уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в водоеме; моделировать значение водных богатств в жизни людей;

В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.

  1. дети уже знают основные признаки растений, животных, рыб.

  2. Знают цепи питания, но не знают, что это природное сообщество.

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические (, работа с учебником, работа с тетрадью, работе с толковым словарем)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.

Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Урок целей достиг.

В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.

Самоанализ урока

Учитель. Мчедлидзе Светлана Ивановна

Класс. 4

Программа «Школа России»

Предмет.  Окружающий   мир 

Тема. Водоемы

Тип урока. Урок-исследование

Преподавание окружающего мира ведется по учебнику Плешакова

«Окружающий мир» (2 ч в неделю )

Цель курса — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

 Основные идеи курса:

  • Многообразие мира.

  • Экологическая целостность мира.

  • Уважение к миру.

Вы спросите: «Почему выбран предмет «окружающий мир»?!»Окружающий мир – это первое с чем сталкивается ребенок при знакомстве с реальным миром. Это самое близкое, где он может получить какой-либо опыт.

Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу

«Природа России»

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует программе «Школа России».

Структура урока полностью соответствует его типу.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

— ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;

— познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

Развивающие:

— развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

— развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Использовалось следующее оборудование:

Учебник А.А. Плешакова «окружающий мир», 4 класс; рабочая тетрадь к учебнику; презентация к уроку; гербарий; записи голосов птиц; муляжи и фотографии грибов; картины И.Шишкина; панно с растительным и животным миром леса.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

— самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний;

— находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

— уметь оформлять свою мысль в устной речи;

— слушать и понимать речь других;

— учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

— уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу.

В данном уроке отражена метапредметная тема «Знание и незнание», т.к.

  1. дети уже знают основные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений, но не знают, что они располагаются ярусами.

  2. Знают цепи питания, но не знают, что это природное сообщество.

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе — как сопровождение)

практические (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с толковым словарем)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах с гербарием, работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с гербариями, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)

Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Использовалась методика цветовой аналогии «Цветопись» А.Н.Лутошкина.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье — сберегающая технология была включена физпауза.

Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Урок целей достиг.

В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.

www.alllessons.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта