Осенняя жизнь растений 2 класс рассказ
У р о к 23. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ | Поурочные планы по окружающему миру 1 класс
У р о к 23. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ
19.08.2015 2120 0Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.
Оборудование: рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)
Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.
II. Актуализация знаний.
Б е с е д а «Изменения в неживой природе осенью».
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.
– Какая бывает погода летом?
– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.
– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?
– Что интересного вы заметили в жизни растений?
– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.
Учитель обобщает ответы детей и делает в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.
В ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
– Расскажите о погоде осенью.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 26–27).
– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?
– Какие растения вы видите с вертолета?
– У каких растений листья меняют окраску?
– Что такое листопад?
– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)
– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?
– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?
– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)
– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.
А бывают длинные-предлинные иголки или нет?
Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.
– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)
– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)
– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)
– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы весной сажали сад,
А Семен стоял у гряд.
Вот мы яблоки едим,
А Семену не дадим.
Нам лентяев здесь не надо!
Выходи, Семен, из сада.
2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».
IV. закрепление изученного материала.
1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и я 18, 19).
– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.
– Раскрасьте рисунки.
– Нарисуйте свои овощи и фрукты.
– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.
– Какие деревья здесь нарисованы?
– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.
2. И г р а «Отгадай растение».
Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.
– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.
– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.
Береза
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен
Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Ель
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.
Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.
Лиственница
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Отгадайте загадку:
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево.)
– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?
Опавшей листвы разговор еле слышен:
– Мы с кленов…
– Мы с яблонь…
– Мы с вязов…
– Мы с вишен…
– С осинки…
– С черемухи…
– С дуба…
– С березы…
Везде листопад: на пороге – морозы!
Ю. Капотов
tak-to-ent.net
«Жизнь растений осенью»
Тема: «Жизнь растений осенью».
Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью,
с разнообразием форм, окраски листьев в осенний период;
дать понятие о лиственных и хвойных растениях;
продолжить формирование деятельности наблюдения, показать
пример культуры поведения на природе;
собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся раз-
личать деревья и кустарники зимой».
1. Оргмомент.
2. Создание психологической комфортности на уроке.
- Ребята, какое время года сейчас?
- Вот в это прекрасное время года мы и совершим экскурсию.
- Сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
3. Актуализация опорных знаний.
- Нравится ли вам осенний лес?
- А что особенно вам нравится в осеннем лесу?
- Какие народные приметы осени вам известны?
4. Знакомство с правилами поведения на природе.
(разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговари-
вать, обращаться с вопросами или за помощью к учителю; нельзя рвать
растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насе-
комых, отставать от группы, играть в лесу в прятки).
5. Озвучивание темы урока.
6. Постановка проблемы.
- Постарайтесь отгадать загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
- Но сегодня мы будем говорить не только о деревьях, а вспомним кустарни-
ки, травянистые растения.
- А вы, дети, знаете загадки о деревьях, кустарниках?
7. Открытие новых знаний.
- Рассмотрите находящиеся недалеко от вас деревья, кустарники
и травянистые растения.(высказывания детей).
- А знаете ли вы их названия?
- Давайте попробуем разгадать загадки.
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина).
- Ребята, потрогайте кору и листья разных деревьев, понюхайте веточки де-
ревьев, позднюю траву, соберите букеты опавших листьев.
- Обратите внимание на разнообразие цвета в ваших букетах.
- А знаете почему осенью листья меняют окраску?
- Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного
света, зелёное вещество в листьях разрушается и листья окрашиваются по-
разному.
- Послушайте стихотворение «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
- О чём пойдёт речь? (о листопаде).
Рассказ учителя.
- Ребята, а почему нельзя разжигать костёр в осеннем лесу? (высказывания
детей).
- Огонь не только губит растения, их семена, но и животных леса, насекомых
8. Работа по группам. (индивидуальные задания).
9. Закрепление.
Выполнение заданий в тетрадях.
10. Подведение итогов.
- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени?
- Как нужно относиться к природе?
Литература
1. Адольф Т.А. Заповедными тропами.-М. : Просвещение, 1988
2. Береги природу (серия книг).- М.: Педагогика, 1986-1990
3. Дмитриев Ю. Книга природы. – М.: Дет. лит., 1990
4. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях. – М.: Дет. лит., 1987
5. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе//
Начальная школа.- №8.- 1988
6. Плешаков А.А. Зелёные страницы.- М.: Просвещение, 1994
lib.znate.ru
Жизнь растений осенью - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ
Тема: «Жизнь растений осенью» (урок-экскурсия)
Задачи урока-экскурсии: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю; продолжить формирование деятельности наблюдения, показать пример культуры поведения на природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники зимой».
В сельской местности в хорошую погоду экскурсию целесообразно провести как целевую прогулку в лес. В условиях города урок-экскурсия проводится в парке или сквере. Накануне урока важно предупредить школьников и родителей о том, что одежда и обувь для экскурсии должны быть теплыми и удобными.
Примечание. Это один из первых уроков вне стен школы, поэтому детей на экскурсии должны сопровождать родители (1—2 человека). Перед началом экскурсии взрослые обращают внимание на то, как одеты ученики, соответствует ли это погодным условиям, взяли ли дети «Дневники наблюдений» (блокноты) и карандаши.
Учитель знакомит детей с правилами поведения во время экскурсии. Например, им разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым. Но они не должны рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в лесу (парке) в прятки.
Начать знакомство с жизнью растений осенью можно с предложения рассмотреть и назвать находящиеся недалеко от группы детей деревья, кустарники и травянистые растения. Учитель может услышать, например, такие ответы: это кустарник, но я не знаю его название; это деревья — березка и клен, это травянистое растение — крапива. Если учитель знает вид кустарника, он его называет. Далее можно обратить внимание детей на шорох падающих листьев в осеннем лесу, шелест опавших листьев под ногами в парке или сквере, побеседовать о разнообразии запахов и других ощущений в лесу (парке, сквере). С этой целью можно предложить детям потрогать кору и листья разных деревьев, понюхать веточки деревьев, поздние травы, собрать плоды деревьев (собираются плоды березы, вяза, клена, липы, рябины).
Можно завести с детьми разговор о преобладании в убранстве растений желтых, оранжевых, красных цветов. Собрав букеты опавших листьев, ребята собираются в круг возле учителя, который рассказывает детям, почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет.
Дополнительный материал
Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества — хлорофила. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску? Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют. Листья, где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков. (При возможности можно обратить внимание учащихся на листья сирени и ольхи осенью и спросить: почему они осенью не меняют свою окраску? Потому, что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.)
Следующую часть урока можно посвятить тайнам листопада. Учитель предлагает учащимся высказать свои предположения, почему осенью с растений облетают листья. Ошибочные представления ребят о ветре как причине листопада и станут отправной точкой для последующей работы на уроке. Внимание детей обращается на то, что летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не опадает. Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
Обратите внимание учеников на листья сломанной летом ветки. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. Пусть дети для сравнения попробуют оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Лист отделяется легко. Почему? Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Ученики в лупы рассматривают веточки и не находят ранок. Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.
Далее можно сравнить листопад у разных растений. Отметить, что у липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем — со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей. Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза и др.), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, конский каштан), то может опадать лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка и черешок. Зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме. Учитель обращает внимание на травянистые растения осенью. Одни из них рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения), другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы расстаются со своей надземной частью. Главное для них — спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и в
compendium.su