Главные направления эволюции растений таблица ответы. Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии по теме "Главные направления эволюции органического мира". Главные направления эволюции растений таблица ответы


Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"

                           Урок - обобщения для учащихся 11 класса                              

             тема  «Главные направления  эволюции органического мира»

     Задание № 1

Вариант 1

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

2. Заполнить основные направления биологического прогресса:

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

Задание №_2

1. Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям:

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз;  Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

2. Заполнить понятия о биологическом прогрессе и биологическом регрессе:

Направления эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

Биологический регресс

Задание № 3

Вариант 2

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2.  Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян у голосеменных

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

2. Параллелизм. Определение. Отличительные  особенности изменений.  Привести примеры.

Задание № 4

1.Заполните пропуски в тексте.

1) Ароморфоз, …………..  и …………..являются путями эволюционного

процесса.

2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию

биологического ………. .

3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,

……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.

4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.

5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть

связаны с деятельностью…………….  .

2. Типы эволюционных изменений:   конвергенция и дивергенция.  Дать определение.

Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести

пример.

2. Заполнить основные направления биологического прогресса

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

                                                                                                                                 Эталон ответов

Понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе

Табл. 1

Направление эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

1. Увеличение численности особей вида.

2. Расширение ареала вида.

3. Образование новых популяций и систематических единиц.

Заяц-русак, нематоды (круглые черви), домовый воробей

Биологический регресс

1. Снижение числа особей вида.

 2. Уменьшение ареала вида.

3. Уменьшение числа видов, подвидов, популяций.

4. Вымирание видов.

Уссурийский тигр, гепард, белый медведь, выхухоль,

древние папоротникообразные

Основные направления эволюционного процесса

                                                           Табл. 2

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

 Крупное эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, но не является приспособлением к резко ограниченным условиям существования; дает возможность освоения новой среды обитания

 Приспособление к полету, появления теплокровности, возникновение волосяного покрова – у животных: появление фотосинтеза, разделение тела на органы, появление цветка и семени – у растений

Идиоадаптация

 Мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания (частные приспособления)

 Разный состав пищи привел к возникновению разных ротовых аппаратов у насекомых, разной формы  клюва у птиц и т.д.

Общая дегенерация

 Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни.

 Паразитические черви – отсутствуют органы чувств и нервная система; пещерные рыбы – нет глаз; растение раффлезия – нет корней, стебля, листьев…

Эталон ответов.                                          

Вариант 1

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

А

Б

1. Возникающие многоклеточных

А

2. Возникновение полового процесса

А

3. Образование позвоночника

А

4. Образование пятипалых конечностей

А

5. Образование ластов

И

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

И

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

А

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

А

9. Возникновение теплокровности

А

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

А

11. Усложнение головного мозга

А

12. Увеличение массы головного мозга

А

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

А

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

И

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

И

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

Д

17. Образование хобота у слона

И

18. Удлинение шеи у жирафа

И

Эталон ответов

Вариант 2

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

А

Б

1. Возникновение хлорофилла

А

2.  Возникновение фотосинтеза

А

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

А

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

И

5. Возникновение полового процесса

А

6. Появление проводящей ткани

А

7. Появление цветка у покрытосеменных

А

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

И

9. Появление плода у покрытосеменных

А

10. Появление семян у голосеменных

А

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

И

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

И

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

И

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

И

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

Д

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики

Д

17. Появление клубней у дикого картофеля

И

18. Железистые волоски на листьях душистой герани

И

       

nsportal.ru

Главные направления эволюции органического мира - Семинары - Каталог файлов

Время занятия     -     90 мин.

Место проведения  -  учебная аудитория

Вид занятия  - семинарское занятие

Цели занятия:

  1. Обучающая:

Обобщить знания студентов по изученному материалу, умения, навыки; оценить уровень знания; провести контроль знаний, умений, навыков; систематизировать знания.

  1. Развивающая:

Научить анализировать, выделять главное, развивать профессиональные умения

  1. Воспитательная:

 Воспитание настойчивости и целеустремленности в достижении цели, уверенности в знаниях, выработать умение мыслить; воспитание культуры общения, любознательность, объективность.

  1. Методическая

Активизировать познавательную деятельность студентов путем решения поставленных перед ними задач.

 

Задачи: углубить знания о биологическом прогрессе и регрессе, охарактеризовать три главных пути достижения биологического прогресса, подчеркнув, что в ходе эволюции эти пути закономерным образом сочетались и сменяли друг друга, на конкретных примерах растительного и животного мира рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса. Продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. 

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: 

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.

Репродуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, выполнение тестовых заданий

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

Форма работы: индивидуальная, групповая.

 

Квалификационные требования

К знаниям:

-Студенты должны знать материал по темам: «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Онтогенез», «Наследование признаков», «Изменчивость».

К умениям:

- Студенты должны уметь свободно ориентироваться в материале изученных тем.

- Сопоставлять знания и находить решения.

- Делать выводы, заключения, обосновывать свою точку зрения.

 

Межпредметные связи: Анатомия, психология, медицина.

Внутрипредметные связи: Темы: «Свойства живых организмов», «Клетка», «Деление клетки», «Митоз», «Мейоз», «Оплодотворение», «Формы размножения организмов», «Изменчивость», «Селекция».

 

 Оснащение:

иллюстрационный материал, видеопрограмма, мультимедийный комплекс, световые микроскопы, микропрепараты, дидактический материал: карточки, таблица Основные пути эволюционного процесса.

 

  1. Литература:

 

Основная литература

 

Зазаров В.Б. Общая биология: учебник./В.Б. Зазаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2007.-283 с.:ил.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступабщих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.

2.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

4.Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

5.Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

 

 

Обоснование темы

            Тема «Главные направления эволюции органического мира» является одной из важнейших тем биологии. Она связывает большинство разделов биологии в единое целое. Является ключевой для изучения таких тем как «Изменчивость», «Наследование признаков», «Селекция» и других. Тема напрямую связана с изучением ряда медицинских наук: акушерство, гинекология, анатомия, физиология, генетика, психология.

Позволяет рассмотреть ряд социальных аспектов, перспективы и достижения современной науки. Нацелить студентов на изучение последующих тем биологии, определить межпредметные связи.

План занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание этапа

Деятельность

преподавателя

студента

1

Организационный

3-4

Объявление темы, цели занятия

Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателя,

 

Оценка готовности аудитории и студентов

Проверяет присутствующих

Участвуют в перекличке

Характеристика порядка проведения семинарского занятия.

Объясняет порядок проведения семинарского занятия, критерии оценки за практическое занятие. Выясняет вопросы, которые вызвали затруднения, даёт пояснения

Внимательно слушают, задают вопросы

2

Систематизация знаний

5

Фронтальный опрос

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

3

Контроль знаний и умений.

75

Характеристика порядка проведения практической работы

Объясняет порядок выполнения заданий, контролирует выполнение, дает пояснения, индивидуальные консультации

 

Выполняют работу

4

Заключи-тельный этап

5-6

Обобщение,  выводы

Анализ достижений цели. Оценка работы  студентов.

 

Слушают, анализируют, оценивают свою работу

Ответы на вопросы студентов

Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения

Задают вопросы, слушают ответы

 

Всего

90

 

 

 

 

Приложение 1

 

Вопросы для фронтального опроса

 

Выберите правильный ответ.

А)

1.  Как называется период развития организма от зиготы до отмирания (филогенез, онтогенез)?

2. Какие признаки развития являются филогенетическими у животных (одноклеточная стадия, бластула, гаструла, покровительственная окраска, плавательные перепонки) и растений (одноклеточная стадия, однородные клетки зародыша, наличие хлоропластов, насекомоопыление)?

3. Какие изменения черт строения растений являются ароморфозами (многоклеточность, наличие побега, цветка, плода, ветроопыление, насекомоядность)?

4. Какие изменения черт строения животного являются ароморфозами (многоклеточность, легочное дыхание, форма тела, теплокровность, двойное дыхание)?

5. Какие черты строения свидетельствуют о морфофизиологическом регрессе (внеорганизменое пищеварение, утрата органов пищеварения, утрата глаз, Лишение хлорофилла, редукция корней)?

6. Свидетельствует ли морфофизиологический регресс о биологическом регрессе (да, нет)?

 7. Какие органы являются гомологичными у животных (рука, лапа, крыло, ласт, хвост), у растений (корнеплод, клубень, корневище, луковица)?

8. Какие органы являются аналогичными у животных (крыло стрекозы, крыло летучей мыши, крыло птицы, рука, плавник), и какие у растений (усики гороха, усики огурца, усы земляники)?

Б)

1. Когда началась биологическая история Земли (свыше 6 млрд., 6 млрд., 3,5 млрд., лет тому назад)?

2. Где возникли первые органические соединения (в недрах Земли, в первичном океане, в первичной атмосфере)?

3. Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана (охлаждение атмосферы, опускание суши, появление подземных источников)?

4. Какие первые органические вещества возникли в водах океана (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

5. Какими свойствами обладали коацерваты (рост, обмен веществ, размножение)?

6. Какие свойства присущи пробионту (обмен веществ, рост, размножение)?

7. Какой способ питания был у первых живых организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

8. Какой способ питания появился у хемотрофных и фототрофных организмов (автотрофный, гетеротрофный)?

9. Какие органические вещества возникли с появлением фотосинтезирующих бактерий (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)?

10. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира (бактерии, сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли)?

Приложение 2

Задание для самостоятельной работы.

Прочитать текст учебника, дать краткую характеристику одному из путей достижения биологического прогресса

1.Ароморфоз

2.Идиоадаптация

3.Общая дегенерация

Запишите определение направлений в тетрадь

Приложение 3

Выпишите сначала буквы, стоящие возле описания признаков ароморфозов, затем – идиоадаптаций речного окуня:

 

1)замкнутая кровеносная система;

2)наличие внутреннего скелета;

3)наличие плавников;

4)тело покрыто слизью;

5)жаберное дыхание;

6)орган боковой линии;

7)наличие головного и спинного мозга;

8)чешуя располагается от головы к хвосту;

9)покровительственная окраска;

10)обтекаемая форма тела.

Ответы:

А - 1,2, 5, 7

   И – 3, 4, 6, 8,9, 10

Приложение 4

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

1)ячеистые легкие у рептилий;

2)первичная кора головного мозга у рептилий;

3)голый хвост у бобра;

4)отсутствие конечностей у змей;

5)отсутствие корней у повилики;

6)возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

7)молочные железы у млекопитающих;

8)образование ластов у моржей;

9)отсутствие кровеносной системы у цепней;

10) отсутствие потовых желез у собак.

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

 1. 2. 6, 7,

3. 4. 8. 10

5, 9, 

Приложение 5

Контроль знаний.

Главные направления эволюции животных.

  1. Появление двусторонней симметрии.
  2. Втягивающие когти у кошачьих.
  3. Крючковатый клюв у орла.
  4. Появление многоклеточности.
  5. Наличие плавательных перепонок на лапках водоплавающих птиц
  6. Появление полового размножения
  7. Отсутствие кишечника у свиного цепня.
  8. Наличие хорошо развитой нервной системы
  9. Покровительственная окраска
  10. Появление теплокровности.

Ответы

Эволюция животных

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

  1, 4.6, 8. 10

2,3, 5, 9

   7

 

Главные направления эволюции растений.

  1. Появление цветка у покрытосеменных
  2. Образование семени
  3. Появление фотосинтеза
  4. Наличие крылышек у семян клена
  5. Яркая окраска венчика у цветка
  6. Появление полового размножения
  7. Опушенные листья у герани
  8. Отсутствие вегетативных органов у раффлезии
  9. Появление органов у растений
  10. Отсутствие корневой системы у повилики, в связи с паразитизмом.

 

Ответы:

Эволюция растений

 

Ароморфозы

Идиоадаптации

Дегенерация

   1,2,3, 6, 9

  4,5,7,

 8,10

 

 

 

Приложение 6

 

Рассмотрите схему, отображающую основные направления эволюции органического мира. Покажите стрелками взаимосвязь процессов.

 

Направление эволюции органического мира

 

Биологический прогресс                       

Биологический регресс

 

Ароморфоз                                                

Деятельность человека

 

Идиоадаптация

Факторы живой и неживой природы

Дегенерация                                               

 

 

 

Приложение 7

Заполните таблицу.

Характеристика этапов эволюционного процесса

 

Этапы

эволюционного

процесса

 

Где протекают

 

К чему приводят

 

Движущие силы

 

Микроэволюция

 

 

 

 

 

Макроэволюция

 

 

 

 

 

Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика процессов дивергенции и конвергенции

 

 

Название

процесса

 

 

Краткая характеристика

Причины сходства признаков

Причины различия признаков

Чем обусловлено действие процессов

Значение процессов для эволюции

 

Дивергенция

 

 

 

 

 

 

 

Конвергенция

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация

Главные направления эволюции животных

 

Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции

Направления эволюции

1. Возникновение многоклеточности

 

2. Возникновение полового процесса

 

3. Возникновение хорды

 

4. Образование позвоночника

 

5. Образование пятипалых конечностей

 

6. Образование ластов

 

7. Образование цепкого хвоста (у обезьян)

 

8. Образование у земноводных трехкамерного сердца

 

9. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

 

10. Возникновение теплокровности

 

11. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

 

12. Усложнение головного мозга

 

13. Увеличение массы головного мозга

 

14. Переход к внутреннему оплодотворения у позвоночных

 

15. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

 

16. Утрата конечностей (у китов)

 

17. Утрата густого шерстяного покрова (у слонов)

 

18. Утрата органов пищеварения (у цепня)

 

19. Образование хобота у слона

 

20. Удлинение шеи у жирафа

 

Приложение 9

Заполните таблицу, поставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз, И – идиоадаптация, Д – дегенерация

 

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции

Направления эволюции

1. Возникновение хлорофилла

 

2. Возникновение фотосинтеза

 

3. Дифференциация тела растения на лист, стебель, корень

 

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

 

5. Возникновение полового процесса

 

6. Появление проводящей ткани

 

7. Появление цветка у покрытосемянных

 

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

 

9. Появление плодов у покрытосемянных

 

10. Появление семян у голосемянных

 

11. Появление лазящего стебля у винограда, плюща

 

12. Появление крылышек и волосиков на плодах клена и одуванчика

 

13. Появление зацепок на плодах лопуха, череды

 

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

 

15. Утрата листьев, развитой корневой сосудистой системы и околоцветника у ряски

 

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики

 

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветах соцветия подсолнечника

 

18. Появление клубней у дикого картофеля

 

 

Приложение 10

Внимательно прочитайте задание

Дан ряд органов животных:

  1. Рука шимпанзе                    15. Жабры рыбы
  2. Передние ноги кошки         16. Чешуйки на коже ящерицы
  3. Хобот слона                         17. Панцирь черепахи
  4. Крыло птицы                       18. Перья на теле птиц
  5. Крыло летучей мыши         19. Чешуйки на теле курицы
  6. «пятак» свиньи                    20. Иголки на теле ежа
  7. Ласт пингвина                     21. Волоски на теле бабочки
  8. Клешня рака                        22. Щупальца осьминога
  9. Клешня скорпиона              23. Волоски на теле тарантула
  10. Легкие лягушки                   24. Иголки ехидны
  11. Легкие голубя                      25. Верхняя губа и нос лошади
  12. Трахея плавунца                  26. Ласт кита
  13. Жабры рака                          27. Передние ноги лошади
  14. Жабры беззубки                   28. Щупальца гидры

а) Какие из перечисленных органов являются гомологичными рукам человека?

б) Какие из них являются аналогами рук шимпанзе?

в) Какие – гомологи губы и носа кошки?

г) Какие -  гомологи легких кошки?

д) Какие – аналоги легких кошки?

е) Какие – гомологи волос кошки?

ж) Какие – аналоги волос кошки?

з) Какие – гомологи панциря речного рака?

 

www.biokan.ru

Направления эволюции | Биология

Выделяют три основных направления эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию. Все они ведут к биологическому прогрессу, т. е. процветанию видов и более крупных таксонов, когда группа увеличивает свою численность и видовое разнообразие, расширяет ареал.

Биологическому прогрессу противопоставляется биологический регресс, когда численность, ареал вида(ов), а также количество видов таксона уменьшаются в следствии неспособности группы приспособиться к изменяющимся условиям среды. Другими словами, биологический регресс происходит, когда историческое развитие таксона не идет по какому-либо из направлений эволюции.

Ароморфоз

Ароморфозом называют крупные эволюционные преобразования, обычно приводящие к появлению крупных таксонов, например, классов у животных. Ароморфозы повышают общий уровень организации, делают его более сложным, являются магистральным путем эволюции. Происходят редко, существенно изменяют морфофизиологию организмов, позволяют заселять новые среды обитания.

Ароморфоз имеет комплексный характер, затрагивает разные системы органов. Так появление легких "потянуло" за собой появление трехкамерного сердца. Возникновение четырехкамерного сердца и полное разделение кругов кровообращения сыграло важную роль в появлении теплокровности.

Примеры ароморфозов: появление фотосинтеза, многоклеточности, полового размножения, внутреннего скелета, развитие легких, появление теплокровности у животных, формирование корней и проводящих тканей у растений, появление цветка и плода.

Появление легких позволило организмам выйти на сушу, т. е. заселить среду обитания с новыми условиями среды. Теплокровность, возникшая у птиц и млекопитающих, дала им возможность меньше зависеть от температуры и заселить места обитания, недоступные для земноводных и пресмыкающихся.

Благодаря появлению корней, закрепляющих растение в почве и всасывающих воду, а также проводящей системе, доставляющей воду ко всем клеткам, растения смогли расти на суше. Их биомасса достигла здесь огромной величины.

Идиоадаптация

Идиоадаптацией называют небольшое эволюционное изменение, позволяющее виду приспособиться к специфическим особенностям среды обитания и узкой экологической нише. Это частные приспособления, не изменяющие общий уровень организации.

Идиоадаптация обеспечивает появление разнообразных приспособительных форм в пределах одного уровня организации.

Так все млекопитающие имеют сходное внутреннее строение. Однако разнообразие видов, приспособленных к разным местам обитания, способам питания достигалось таким направлением эволюции как идиоадаптация.

У покрытосеменных растений существует множество разных видов, ряд жизненных форм (травы, кустарники, деревья). Они сильно отличаются по внешнему виду, но их морфология и физиология имеют одинаковый уровень организации.

В результате идиоадаптаций изменяются несущественные для крупного таксона признаки. Например, все птицы обладают клювом, его появление обеспечил ароморфоз. Но у каждого вида своя форма и размер клюва, приспособленные к конкретным способам питания. Это было обеспечено идиоадаптациями.

Общая дегенерация

Общая дегенерация, или морфофизиологический регресс, – направление эволюции, приводящее к существенному упрощению строения вида. При этом вид начинает процветать. В основном по пути дегенерации идут организмы, приспосабливающиеся к паразитическому образу жизни, а также неподвижному у животных.

Так определенные группы паразитических червей не имеют пищеварительной системы, хотя она была у их предков, а также есть у других представителей таксона, к которому они относятся. Пример: свиной цепень не имеет кишечника.

Примером дегенерации в мире растений является повилика, у которой нет собственного хлорофилла, питается она за счет других покрытосеменных растений.

Видимо общую дегенерацию по значимости следует поставить вровень с ароморфозом, а не идиоадаптацией, так как она обычно затрагивает существенные изменения организма. Например, утрата целой системы или даже систем органов – это крупное изменение.

Мелкие частные дегенерации, приводящие к упрощению строения какого-либо органа, например, утрата хорошего зрения у зверей, ведущих подземный образ жизни, следует рассматривать как идиоадаптацию.

biology.su

Урок 11 класс "Гланые направления эволюции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

КАМСКОПОЛЯНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАОУ СПО «НИЖНЕКАМСКИЙ СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю

Зам. заведующей по УПР

____________Г.Р.Шигапова

«____»____________2013г

Открытый урок

Главные направления эволюции

Подготовила преподаватель I категории

Э.Г. Гильфанова

пгт Камские Поляны

2013 г.

Формируемые компетенции:

ОК. 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК. 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК. 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цель урока: познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса.

Задачи урока: Обучающая: изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

Развивающая: способствовать развитию логики - смыслового мышления обучающихся, развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Тип урока: Комбинированный

Метод обучения: частично-поисковый, проблемный, диалогический;

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа

Форма урока: групповая работа

Вид урока: Изучение нового материала

Метод преподавания: стимулирующий

Метод учения: частично - поисковый

Материально- техническое оснащение урока:

1.Раздаточный материал: папки с тестовыми заданиями

2. проектор, экран Презентация: «Главные направления эволюции

3. Видеосюжет: «Ароморфоз»

Литература:1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечник «Общая биология 10-11 классы»;

2. Т.А. Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии»;

3. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»

4. Красная книга Татарстана

5. Интернет-ресурсы

Межпредметные связи: экология (тема: Жизненные формы), география (темы: Материки, Мировой океан).

Внутрипредметные связи: ботаника (темы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные), зоология (темы: Нервная система, Опорно-двигательная система, Органы кровообращения)

Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута)

- приветствие обучающихся;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- рапорт дежурного;

- психологический настрой обучающихся к уроку.

II. Актуализация знаний ( 5 мин.)

Ключевые понятия по новой теме размещены на доске:

Параллелизм Конвергенция

Дивергенция

Биологический прогресс.Биологический регресс

АроморфозИдиоадаптацияДегенерация

Группа делится на 3 подгруппы (в подгруппе как сильные, так и слабые обучающиеся)

Цели урока (для обучающихся проговаривает преподаватель).(слайд № 1)

- На этом уроке мы рассмотрим и закрепим основные понятия по теме «Главные направления эволюции», закрепим умения работать с таблицами.

На столах лежит оценочный лист, где обучающиеся должны ставить оценки своей подгруппе за ответы (приложение №1)

- Мотивация урока. Ребята, обратите внимание на экран, как вы понимаете тему сегодняшнего урока «Главные направления эволюции» о чём мы сегодня будем говорить? (ответы обучающихся) (слайд № 2)

- Для того чтобы хорошо усвоить новую тему, вспомним ключевые понятия.

Мозговой штурм: (слайд № 3)

  • Термин эволюция? (процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора)

  • Вид? ((лат. «генус») – совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющие определённый ареал; обладающие определёнными морфо-физиологическими признаками).

  • Назовите критерии вида?

  • Морфологический – (сходство внешнего и внутреннего строения)

  • Физиологический (сходство всех процессов жизнедеятельности и прежде всего сходство размножения)

  • Генетический (характерный для каждого вида набор хромосом)

  • Экологический. (Набор факторов внешней среды, необходимых для существования)

  • Географический (распространение вида в природе (ареал))

  • Исторический (общность предков, единая история возникновения и развития).

  • Изменчивость? (способность организмов изменять свои признаки и свойства)

  • Естественный отбор? (выживают особи наиболее приспособленные, менее приспособленные погибают)

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Ребята откройте тетради и запишите тему урока «Главные направления эволюции»

Изучение нового материала начинается с самостоятельного изучения параграфа Задание №1. Самостоятельная работа с учебником

- Используя параграф 63 стр. 230 самостоятельно из учебника определите, какие типы эволюционных изменений зашифрованы (приложение №2). Назовите примеры, используя рисунки животных (приложение №3)

- Проверим правильность ваших ответов: 1 подгруппа - Параллелизм

2 подгруппа - Конвергенция

3 подгруппа – Дивергенция

(Записать в тетради)

Типы эволюционных изменений

Параллелизм

Дивергенция

процесс эволюционного

изменения сходные признаки

приобретают родственные

организмы. Например,

ласты.

Конвергенция

эволюционного изменения, в результате

которого сходные признаки

приобретают неродственные организмы

Например, измененные конечности, складки кожи

3.1. Типы эволюционных изменений.

(слайд № 4) Параллелизм – это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких родственных организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления – ласты.

(слайд № 5) Конвергенция – тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы. Классическим примером конвергентного развития является возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина. Сходство между неродственными организмами бывает только внешним. У птиц и у бабочек имеются крылья, но происхождение этих органов различно. В первом случае – это измененные конечности, во втором – складки кожи.

(слайд № 6) Дивергенция – процесс дивергенции представляют обычно в виде эволюционного древа с расходящимися ветвями. Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Примером дивергенции форм является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предковых форм на Галапагосских островах.

3.2 Главные направления органической эволюции

Объяснение преподавателя:

- Прогресс и регресс – это два главных направления органической эволюции. Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936) (слайд № 7)

- Ребята для получения дополнительной оценки, вы можете приготовить на следующий урок приготовить сообщение: «Биография И. И. Шмальгаузена и А. Н. Северцова.

Направления (слайд № 8)

Эволюции

Биологический Биологический

прогресс регресс

Беседа:

- Ребята, как Вы понимаете биологический прогресс? (ответы обучающихся)

- Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях? Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию? (биологический прогресс)

- Характеристика биологического прогресса? (Высокая численность, широкий ареал, большое количество подчиненных систематических групп)

Вывод: Биологический прогресс – это результат успеха в борьбе за существование.

- Снижение численности лишайников в густонаселенных районах? (биологический регресс).

- Дайте Характеристику биологического регресса (уменьшение численности, сокращение ареала, снижения числа систематических групп более низкого ранга).

Вывод: Биологический регресс – отсутствие необходимого уровня приспособленности.

- Чем опасен биологический регресс? (Вымиранием)

Биологический регресс чреват опасностью вымирания и в некоторых случаях человек способствует этому.

- Какой вы можете привести пример? (Вследствие усиленного отстрела сократилась численность, и сузился ареал распространения соболя, на грани вымирания уссурийский тигр).

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаются Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки.

Запишите в тетрадях (слайд № 9)

Биологический прогресс

Биологический регресс

(от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование.

(от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

- увеличение численности особей;

- расширение ареала;

- активное образование новых видов, популяций.

Вывод: гарантирует видам дальнейшее развитие.

- снижение численности особей данного вида;

- сужение ареала обитания;

Вывод: влечёт к вымиранию организмов.

3.3 Пути достижения биологического прогресса:

Работа в подгруппах

Пути достижения биологического прогресса

Ароморфоз (арогенез) Общая дегенерация (катагенез)

Идиоадаптация (алломорфоз)

(слайд № 10) Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу.

Примеры:

  • Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника двух -, трёх-, четырёх - камерному сердцу у позвоночных;

  • Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

  • Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

  • У животных: двусторонняя симметрия тела, развитие мышц, сегментация тела, появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком

  • Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений

  • У растений: развитие тканей, появление вегетативных органов, появление цветков, плодов, семян, появление фотосинтеза.

( слайд №11) Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

Пример:

  • покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц;

  • форма тела скатов и камбалы и др.

  • Различная окраска, форма тела у водных животных, различные конечности у насекомых и животных.

  • У растений приспособление к опылению цветков ветром, насекомыми, видоизменение листьев

( слайд № 12) Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов.

Пример:

  • У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

  • У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы.

Задание: Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции (приложение № 4)

А – ароморфоз

И – идиоадаптация

Д – дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

2

Возникновение полового процесса

3

Образование позвоночника

4

Образование пятипалых конечностей

5

Образование ластов

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9

Возникновение теплокровности

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11

Усложнение головного мозга

12

Увеличение массы головного мозга

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

17

Образование хобота у слона

18

Удлинение шеи у жирафа

(приложение №5) Сравните правильность ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл (внесите в таблицу Лист самооценки) (слайд №13)

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

а

2

Возникновение полового процесса

а

3

Образование позвоночника

а

4

Образование пятипалых конечностей

и

5

Образование ластов

и

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

и

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

а

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

а

9

Возникновение теплокровности

а

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

и

11

Усложнение головного мозга

а

12

Увеличение массы головного мозга

и

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

а

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

д

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

д

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

д

17

Образование хобота у слона

и

18

Удлинение шеи у жирафа

и

IV. Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Преподаватель озвучивает явление, а обучающиеся устно отвечают

(слайд №14)

  1. Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз)

  2. Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация)

  3. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация)

  4. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс)

  5. Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги. (Дивергенция)

  6. Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека. (Конвергенция)

Тест: Верно, или неверно (устно) (слайд №15)

  1. - Приводят ли идиоадаптации к морфологическому прогрессу?

  2. + Приводят ли идиоадаптации к биологическому прогрессу?

  3. + Является ли дегенерацией упрощение нервной системы и органов чувств, у бычьего цепня?

  4. + Отсутствие листьев, корней и хлорофилла дегенераций у повилики?

  5. - Биологический регресс ли гарантирует видам дальнейшее развитие?

  6. + Ароморфозы, идиоадаптации к биологическому прогрессу?

Рефлексия урока (2 мин) (Слайд №16)– Что нового узнал на уроке?– Где испытывал трудности?– Что понравилось на уроке?– Что не понравилось на уроке?– Где пригодятся эти знания?

В тетрадях составим синквейн 1) группа - Ароморфоз

2) - Идиоадаптация

3) - Дегенерация

Объявление и выставление оценок за урок.

Оценочный лист (приложение №1)

Задание

Оценка

(слайд № 17) V. Задание на дом (2 мин) § 63, стр. 230–236. В дополнительной литературе найдите новые для вас примеры

биологического прогресса регресса видов в связи с деятельностью

человека, запишите их в тетрадь.

Приложение №1

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задание

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Приложение №2

………….– это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких родственных организмов. Например, среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления – ласты.

…………..– тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки приобретают неродственные организмы. Классическим примером конвергентного развития является возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина. Сходство между неродственными организмами бывает только внешним. У птиц и у бабочек имеются крылья, но происхождение этих органов различно. В первом случае – это измененные конечности, во втором – складки кожи.

………….– Процесс дивергенции представляют обычно в виде эволюционного древа с расходящимися ветвями. Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Примером дивергенции форм является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предковых форм на Галапагосских островах.

(Дивергенция Параллелизм, Конвергенция)

Приложение №3

Галапагосские вьюрки

Приложение № 4

А – ароморфоз

И – идиоадаптация

Д – дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

2

Возникновение полового процесса

3

Образование позвоночника

4

Образование пятипалых конечностей

5

Образование ластов

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9

Возникновение теплокровности

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11

Усложнение головного мозга

12

Увеличение массы головного мозга

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17

Образование хобота у слона

18

Удлинение шеи у жирафа

Приложение № 5

За каждый правильный ответ – 1 балл

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

направления эволюции

1

Возникновение многоклеточных организмов

а

2

Возникновение полового процесса

а

3

Образование позвоночника

а

4

Образование пятипалых конечностей

и

5

Образование ластов

и

6

Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

и

7

Образование у земноводных трехкамерного сердца

а

8

Образование у земноводных двух кругов кровообращения

а

9

Возникновение теплокровности

а

10

Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

и

11

Усложнение головного мозга

а

12

Увеличение массы головного мозга

и

13

Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

а

14

Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

д

15

Утрата густого шерстного покрова (у слона)

д

16

Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

д

17

Образование хобота у слона

и

18

Удлинение шеи у жирафа

и

infourok.ru

Урок по теме "Направления эволюции"

Урок - обобщения для учащихся 11 класса

тема «Главные направления эволюции органического мира»

Задание № 1

Вариант 1

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

2. Заполнить основные направления биологического прогресса:

Пути биологического

прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

Задание №_2

1. Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям:

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз; Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

2. Заполнить понятия о биологическом прогрессе и биологическом регрессе:

Направления эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

Биологический регресс

Задание № 3

Вариант 2

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2. Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян у голосеменных

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

2. Параллелизм. Определение. Отличительные особенности изменений. Привести примеры.

Задание № 4

1.Заполните пропуски в тексте.

1) Ароморфоз, ………….. и …………..являются путями эволюционного

процесса.

2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию

биологического ………. .

3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,

……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.

4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.

5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть

связаны с деятельностью……………. .

2. Типы эволюционных изменений: конвергенция и дивергенция. Дать определение.

Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести

пример.

2. Заполнить основные направления биологического прогресса

Пути биологического

прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

Эталон ответов

Понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе

Табл. 1

Направление эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

1. Увеличение численности особей вида.

2. Расширение ареала вида.

3. Образование новых популяций и систематических единиц.

Заяц-русак, нематоды (круглые черви), домовый воробей

Биологический регресс

1. Снижение числа особей вида.

2. Уменьшение ареала вида.

3. Уменьшение числа видов, подвидов, популяций.

4. Вымирание видов.

Уссурийский тигр, гепард, белый медведь, выхухоль,

древние папоротникообразные

Основные направления эволюционного процесса

Табл. 2

Пути биологического

прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Крупное эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, но не является приспособлением к резко ограниченным условиям существования; дает возможность освоения новой среды обитания

Приспособление к полету, появления теплокровности, возникновение волосяного покрова – у животных: появление фотосинтеза, разделение тела на органы, появление цветка и семени – у растений

Идиоадаптация

Мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания (частные приспособления)

Разный состав пищи привел к возникновению разных ротовых аппаратов у насекомых, разной формы клюва у птиц и т.д.

Общая дегенерация

Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни.

Паразитические черви – отсутствуют органы чувств и нервная система; пещерные рыбы – нет глаз; растение раффлезия – нет корней, стебля, листьев…

Эталон ответов.

Вариант 1

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

А

Б

1. Возникающие многоклеточных

А

2. Возникновение полового процесса

А

3. Образование позвоночника

А

4. Образование пятипалых конечностей

А

5. Образование ластов

И

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

И

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

А

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

А

9. Возникновение теплокровности

А

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

А

11. Усложнение головного мозга

А

12. Увеличение массы головного мозга

А

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

А

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

И

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

И

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

Д

17. Образование хобота у слона

И

18. Удлинение шеи у жирафа

И

Эталон ответов

Вариант 2

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

А

Б

1. Возникновение хлорофилла

А

2. Возникновение фотосинтеза

А

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

А

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

И

5. Возникновение полового процесса

А

6. Появление проводящей ткани

А

7. Появление цветка у покрытосеменных

А

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

И

9. Появление плода у покрытосеменных

А

10. Появление семян у голосеменных

А

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

И

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

И

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

И

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

И

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

Д

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики

Д

17. Появление клубней у дикого картофеля

И

18. Железистые волоски на листьях душистой герани

И

infourok.ru

Главные направления эволюции органического мира



1. Что такое эволюция?

Ответ. Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции) . Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию.

Биологическая эволюция — необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая эволюция изучается эволюционной биологией

2. Какие эволюционные изменения называют микроэволюцией, а какие – макроэволюцией?

Ответ. Микроэволюция - эволюционные преобразования, происходящие в пределах популяций в сравнительно короткие промежутки времени (например, изменение частоты генов, гомо- и гетерозигот в популяции за несколько поколений). Иными словами, микроэволюция — это совокупность элементарных эволюционных явлений, направленно текущих в популяциях под влиянием различных эволюционных факторов.

Элементарное эволюционное явление - стойкое изменение генотипического состава популяции, т. е. совокупность необратимых генетических изменений, которые меняют эволюционные возможности популяции.

Такие генетические изменения могут возникнуть в результате действия различных эволюционных факторов и, в конце концов, сведутся либо к возникновению и распространению новых (ранее не существовавших в популяции) наследственных особенностей, либо к возникновению таких сочетаний генов, которые в сумме дадут совершенно новый результат в виде возникновения нового признака.

Микроэволюция, таким образом, - это процесс эволюционного преобразования популяций, приводящий к образованию внутривидовых форм и новых видов как конечного ее результата.

Макроэволюция — это процесс эволюционного преобразования и развития различных групп живых организмов на протяжении десятков и сотен миллионов лет. Иными словами, микроэволюция — это эволюционные преобразования живой природы на уровне выше видового (образование высших таксонов, новых органов и систем, вымирание отдельных групп и т. д.). В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на Земле в целом, включая и ее происхождение. Макроэволюционным событием считается также возникновение человека, по многим признакам отличающегося от других биологических видов. Между микро- и макроэволюцией нельзя провести резкую грань, потому что процесс микроэволюции, первично вызывающий изменение популяций (вплоть до видообразования), продолжается без какого-либо перерыва и на макроэволюционном уровне внутри вновь возникших форм.

Вопросы после § 63

1. Назовите основные характеристики биологического прогресса и биологического регресса.

Ответ. Палеонтолог А. Северцов (1912-1939) предложил различать в истории развития организмов два состояния, которые он назвал биологическим прогрессом и биологическим регрессом.

Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

1) Увеличение численности особей;

2) Расширение ареала распространения;

3) Усилением дифференциации прежней группы на новые (виды, подвиды).

Биологический регресс противоположен прогрессу и характеризуется:

1) Уменьшением численности особей;

2) Сокращением ареала распространения;

3) Уменьшением числа систематических группировок.

2. Перечислите главные типы эволюционных изменений, дайте их характеристику.

Ответ. При построении филогенетических рядов биологи-эволюционисты, помимо палеонтологических данных, широко используют сравнительный метод, с помощью которого они устанавливают сходство в строении организмов, их биохимических реакциях, особенностях размножения или иных свойствах, по которым можно судить о путях развития группы от общего предка.

Выделяют следующие характерные типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция и дивергенция. Иногда один филогенетический ряд может содержать в себе примеры изменений различного типа.

Параллелизм. Два разных вида дикобраза эволюционируют независимо друг от друга в Африке и Южной Америке. Более 7 мил. лет назад, они обитали вместе, их общий предок был похож на большую покрытую шерстью крысу. Когда два континента разошлись, популяция разделилась на две части, каждая из которых развивалась независимо от другой. Но они очень близки по строению и образу.

Конвергенция. Когда два или более вида, не связанные близким родством, становятся похожими друг на друга. Так крупные водные хищники возникли в четырех совершенно разных группах: среди рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Их внешнее сходство возникло в процессе эволюционного развития под влиянием образа жизни и факторов внешней среды при совершенно разных исходных положениях организмов. Это сходство скрывает глубокие различия внутреннего строения и обмена веществ результат глубоких различий их эволюционной истории.

Гомология и аналогия. При параллельной и конвергентной эволюции сходство внешнего строения может быть результатом гомологии — происхождения от общего предка или аналогии — независимой эволюции тех систем органов, которые выполняют сходные функции. Так крылья у птиц и насекомых имеют разное происхождение - это пример аналогии. Гомологичные структуры уже в эмбриональный период развиваются по одинаковым генетическим программам. Аналогичные структуры, наоборот, выполняют одинаковые функции однако не имеют общего генетического базиса. Птицы и мухи летают в одной среде, но не имеют общего крылатого предка и путешествуют в эволюционной истории разными маршрутами.

Дивергенция. Эволюция или радиация: общий предок дал начало двум или большему количеству форм которые, в свою очередь, стали родоначальниками многих видов и родов. Так, класс млекопитающих распался на многочисленные отряды которые различаются по внешнему строению, особенностям экологии, по характеру физиологических и поведенческих адаптаций (насекомоядные, рукокрылые, лищные, китообразные и др.) .

3. Каковы основные направления эволюции?

Ответ. Выделяют три главные линии эволюции.

1. Ароморфоз - наиболее существенные эволюционные изменения. Живорождение, способности к поддержанию постоянной температуры тела, возникновение замкнутой системы кровообращения, а у растений - появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.

2. Идиоадаптация - это прогрессивные, но мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к условиям среды обитания. Защитная окраска животных или приспособления некоторых рыб (камбала, сом) к жизни у дна — уплощение тела, окраска под цвет грунта, развитие усиков и пр.

3. Дегенерация - утрата ряда систем и органов и часто связана с переходом к паразитическому образу жизни. Упрощение организации паразита затрагивает системы, необходимые для жизни в открытой среде, но лишние внутри хозяина — органы ориентации, пищеварения, движения и т. п.

У паразитов возникают специфические приспособления (часто весьма изощренные) к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения.

Пути эволюции крупных систематических групп (например, типов и классов) очень сложны.

resheba.com

Урок биологии по теме "Главные направления эволюции органического мира"

Ещё в начале ХIX столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: “ Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”. (Слайд № 6)

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции.

А что такое эволюция?

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Прогресс и регресс – два главных направления органической эволюции.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)

(Слайд № 7)

 

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

Пути достижения биологического прогресса:

(Слайд № 8)

Ароморфоз (арогенез),

Идиоадаптация (алломорфоз),

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Примеры:

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

(Слайд № 13-14)

Пример:

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд №15-20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример:

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд № 21)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

(Слайд № 23-25)

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Усиленное истребление человеком многих видов ведёт их к биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо учитывать биологический прогресс и биологический регресс.

Восприятие и частичное осмысление нового.

Участвуют в обсуждении темы, делают необходимые записи.

Работа с терминологией.

Осмысление новых знаний. Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге с преподавателем.

 

 

Работа с терминологией.

 

Записывают критерии в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в диалоге, приводят примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение и применение новых знаний.

Участие в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы, участвуют в диалоге.

 

Приводят свои примеры.

Осмысление и систематизация новых знаний.

 

 

 

 

Работа со слайдами.

 

 

Тренинг по развитию способностей по применению новых знаний.

 

Ведение необходимых записей.

 

Участие в диалоге.

 

Работа со слайдами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта