Растения природы. Растения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Красота и разнообразие растительного мира природы России. Растения природы


Растения и окружающая среда | Student Guru

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле

Растительный мир является неотъемлемой составной часть природы. Он насчитывает около 500 000 видов всевозможных растений, которые имеют различное строение и отличаются условиями произрастания. Животный мир и растения совместно формируют природную среду, которая необходима для жизнедеятельности человека. Растения — это основные продуценты органического вещества на Земле и первое звено в цепи питания. Различные растения можно встретить во всех природно-климатических зонах нашей планеты. В пустынях, составляющих почти треть суши Земли, где практически нет высших растений, в изобилии встречаются водоросли, лишайники, бактерии. Шестая часть суши покрыта лесами. Есть также возделанные земли, где растут культурные растения. Растительность встречается и на больших глубинах в морях, океанах или пресноводных водоемах. Даже в Арктике и Антарктика или на высоких снежных горных вершинах тоже встречаются растения.

Природно-климатические условия На Земле могут сильно отличаться. В зависимости от этого сформировались различные типы растительного покрова, которые характеризуются определенными фитоценозами.

Все существующие живые организмы подвергаются воздействию различных факторов: абиотических, биотических и антропогенно-техногенных. Экологическим фактором называется любое условие окружающей среды, которое оказывает прямое влияние на живые организмы во времени и в пространстве. Следовательно, существование и развитие любых организмов зависит от целого комплекса экологических факторов.

Хотя в природе экологические факторы действуют на организмы комплексно, нельзя исключать специфики отдельных факторов. Хорошим доказательством этого являются экотипы растений, выделенные по различным экологическим факторам: свету, температуре, степени увлажнения среды и т.п.

Роль воды в жизни растений

Из большого количества различных частных условий жизни рассмотрим воду. Хотя влажность по своему значению уступает температуре, ее вполне можно отнести к основным экологическим факторам. Влажностью называют  количество водяного пара в воздухе. Вода и влажность — основа жизни. Все организмы на Земле сначала были водными, затем, хотя они и завоевали сушу, но свою зависимость от воды не утратили. Вода является составной частью всех живых организмов на нашей планете.

Основную массу воды растения получают из почвы. Практически полностью (97-99%) эта вода испаряется через листья. Такое испарение охлаждает листья, а сам процесс испарения называется транспирацией. Благодаря такому испарению происходит транспорт ионов: сперва через почву к корням растений, затем транспорт ионов между клетками растений и т.д. Вода является необходимой частью живого вещества, и потеря воды в в известных количествах приводит к неизбежной гибели.

Т.к. вода жизненно необходима для живых организмов, их местообитания зависит от их потребностей. Например, постоянно живут в воде водные организмы. Гидрофиты могут проживать лишь в очень влажных средах. Для мезофитов характерна умеренная потребность в воде либо в воздухе средней влажности. Такие организмы встречаются, как правило, в умеренном поясе. Ксерофиты в отличии от них проживают в сухих местах обитания. Главным образом, это пустынные регионы. Ксерофиты часто приспосабливаются при помощи морфологических изменений, например, редукцией вегетативных органов, в первую очередь листьев.

Влажность оказывает большое влияние и на жизненные функции организмов. К примеру, половое воспроизведение споровых растений возможно только при наличии капельно-жидкой среды (туман, дождь) в этот период жизни.

Вода относится и к экологическим лимитирующим факторам. А количество осадков, влажность, сухость воздуха и прочие категории являются основными экологическими факторами.

Таким образом, основой формирования любых свойств или признаков организмов всегда существовал или существует какой-то один либо несколько ведущих факторов, которые действуют через многосложный комплекс жизненных условий.

Перейти к оглавлению.

Растения и окружающая среда

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Роль воды в жизни растений.

Written by: Stepan Gurov

Date Published: 09/09/2016

В статье описывается взаимодействие растений и окружающей среды.

10 / 10 stars

from your own site.

www.studentguru.ru

На природу: полезные растения и флоротерапия

 

Как растения нам помогают

Современная реальность такова, что многие в повседневной жизни отдают предпочтение проведению свободного времени, просматривая телевизионные передачи или играя в компьютер. Мы, как прежде, уже не стремимся к прогулкам по лесу или в парке, все больше отдаляемся от природы и общения с ней. Развитие жизненного уровня человечества с его техническими удобствами, как ни странно, негативно воздействует на нас. Мы становимся нервными и апатичными, усталыми и раздраженными. Где же выход и что может нам помочь? Это, конечно же, общение с природой! 

Многие замечали и замечают, что загородный активный отдых и нахождение на  лоне природы в течение всего дня или даже нескольких часов заряжает людей положительной энергией, радостными эмоциями и впечатлениями, добавляет организму сил и дает ощущение умиротворенного покоя.

Если у вас есть дачный участок за городом, то вам уже повезло вдвойне.

Хотите сделать ваш сад красивым и комфортным? Тогда обращайтесь к флоротерапии, новому направлению по применению способностей растений положительно влиять на настроение человека, поднимать его жизненный тонус. Флоротерапия образовалась на стыке нескольких наук: садоводства, медицины и психологии. Она изучает и помогает на практике применить целебные способности растений и трав.

Способны накапливать токсины и тяжелые металлы, способствуя очищению окружающей среды, следующие растения: северный дуб, сибирская лиственница, красный клен, обыкновенный и казацкий можжевельник, облепиха обыкновенная и черемуха, западная туя.

Имеют способность защищать воздух и близлежащую территорию от пыли рябина, ива, вяз, сирень, калина и дуб. В летние дни они способны уловить до 80% пыли.

Сибирская лиственница, сосна и разные виды березы, обыкновенная рябина и казацкий можжевельник, западная туя обладают способностью насыщать воздух ионами с отрицательным зарядом, которые положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и кроветворную системы человека, а также способствуют укреплению и восстановлению иммунитета, снижению усталости, избавляют от головной боли, снижают уровень сахара в крови, улучшают настроение и благотворно влияют на усиление работы биотоков головного мозга.

Сад, где посажены красивые и душистые растения, каждый день и каждый час будет дарить вам прекрасные сеансы ароматерапии. Такими чудесными ароматами, которые успокоят и расслабят вас, обладают ромашка, тимьян, лаванда.

Как показала практика, выбор цветов и растений должен опираться на то, какое настроение вы бы хотели создать для своего сада, потому что на состояние человека влияют не только издаваемые растениями запахи. 

Не менее важное значение имеет форма крон деревьев и листва растений. Подарит романтическое легкое настроение колыхание и шелест листвы дерева с плакучим видом кроны. Добавит активности и устремленности в осуществлении ваших планов дерево с пирамидальной формой кроны. Придадут силу деревья с широкими мощными ветвями, крепким и мощным стволом с плотной и густой кроной. А кустарники и небольшие хвойные деревья помогут ощутить себя в гармонии с природой, защитят от негативных эмоций и воздействий.

Ощущение стабильности добавят растения с крупными широкими листьями, напимер, орех маньчжурский, безмятежности – растения с тонкими ажурными листочками.

В мире природы растения помогают друг другу, они полезны не только для человека, но и для себя самих. Хорошо в содружестве уживаются чеснок и петрушка, укроп и сельдерей, репчатый лук и прочие растения. Запах одних растений отпугивает и убивает насекомых и вредителей, спасая от них другие растения.

Русская конопля (фитонцидное растение) обладает сильным обезвреживающим свойством убивать бактерии корневого рака – опасной болезни плодовых деревьев (груш, слив, яблонь и других). Для этого ее однажды сеют в саду, после чего она размножается сама через посев семян в почву. Нужно оставить всего несколько растений, а лишнее убрать, измельчить, сделать настой и поливать им уже зараженные корни деревьев, а также здоровые – в целях профилактики заражения.

Посаженная рядом с яблоней малина защитит ее от парши, а яблоня, в свою очередь, спасет малину от серой гнили.

pihtahvoya.ru

Красота и разнообразие растительного мира природы России

Природа России достаточно разнообразна, а как может быть иначе, если страна имеют большую протяженность с юга на север. За огромные площади леса Россию прозвали «легкими Европы». Наше путешествие по растительному миру начнем с места проживания – городской среды. Зачастую это неприхотливые растения, которые пробиваются через тротуарное покрытие, например, одуванчик или подорожник. В парке зачастую произрастают дубы, клены, ясени, ели. Некоторым уже не одна сотня лет и может быть они видели, как строился город.

Чтобы лучше ознакомиться с нашей природой, нужно покинуть город и отправиться в лес, который очень богат на лиственные и хвойные породы деревьев, кустарники. Можно встретить и приятный сюрприз для посетителей леса: ягоды – ежевика, земляники, голубика; дикие яблоки и груши, орешки. Все, конечно же, зависит от поры года. Среди деревьев распространены сосны, липы, акация, осины и березы. Можно забрести и в дубовые рощи, которые вселяют своей фигурой мощь и чувство защищённости. Богат лес и на грибы: сыроежки, белые грибы, лисички. А сколько там цветов: подснежники, ландыши, ромашки, калужницы.

природы России

С леса выходим на просторную степь, которая как море, накатывает на вас волной из буйной растительности. К сожалению, большие степные просторы теперь используют в сельскохозяйственных целях. Но в заповедникам еще можно насладиться «нетронутой» степью. Там растет ковыль, цветут колокольчики и тюльпаны, ирисы и шалфей. Можно встретить и грибы – шампиньоны. Часто степи пересекают мелкие реки на берегах, которых растут ивы и вяз.

Теперь совершим виртуальное путешествие в тайгу. Климат здесь особый – лето короткое и достаточно теплое, а зимы длинные, холодные и снежные. В таких суровых условиях растут в основном хвойные деревья: ели, кедры, пихты. В таежных лесах достаточно хмуро, так как верхушки почти не пропускают солнечный свет, поэтому травы и кустарники здесь практически не растут, только лишь мхи и лишайники. На берегах рек и озер можно встретить привычным для нас растительные породы деревьев. Если хорошо поискать, то можно найти заросли малины и смородины – излюбленное лакомство медведей.

Еще более суровые условия в тундре, где лето совсем короткое и не очень теплое. Выдержать такие температуры могут только лишайники, карликовые деревца. Летом тундра расцветает и можно найти болотные ягоды: морошку, воронику. Наша природа очень богата. Нужно просто оглянутся вокруг.

Обновлено: 13/10/2015

www.bearworld.ru

Растения -часть живой природы

Растения –часть живой природы.

Растения –часть живой природы.

Растения Травянистые растения Деревья Кустарники

Растения

Травянистые растения

Деревья

Кустарники

Растения Воздух Свет Вода

Растения

Воздух

Свет

Вода

Интересные факты из жизни растений

Интересные факты из жизни растений

Молочное дерево Молочное дерево

Молочное дерево

Молочное дерево

Самый большой цветок- раффлезия Арнольди

Самый большой цветок- раффлезия Арнольди

Царские кувшинки –растения Виктория

Царские кувшинки –растения Виктория

Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей!

Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей!

Древнейшее растение на Земле – морские водоросли. Они существуют около 1 тысячи миллионов лет.

Древнейшее растение на Земле – морские водоросли. Они существуют около 1 тысячи миллионов лет.

Баобаб

Баобаб

compedu.ru

Растения — Мир Природы - энциклопедия для детей

Класс —Двудольные или магнолиопсидыОднодольные или Лилиопсиды

Порядок —Гераниевые Бегониевые КоммелиновыеГоречавковые ЛилейныеАронниковыеПротейные СинюховыеСложноцветные ЧайныеБромелиевые Мальвовые ГвоздичноцветныеМаслиновыеНоричниковыеКамнеломковыеМолочайныеФиалковыеПервоцветныеМиртовые Крушиновые

Семейство —АронниковыеБальзаминовые Бегониевые Бромелиевые Виноградные ВьюнковыеДербенниковыеИрисовыеКактусовыеКоммелиновыеМальвовые Мареновые МаслиновыеМолочайныеНоричниковыеПервоцветныеПротейные Сложноцветные СтрастоцветныеТолстянковыеЧайныеБигнониевыеГортензиевые, или гидрангиевыеКутровыеЛилейныеСинюховыеАкантовыеГераниевые Пасленовые АизовыеГеснериевые Меластомовые

Род —Бабиана БанксияДолихотеле Мандевилла КрокусЛобивия Эписция ФреезияХризантемаМаммиллярияТрихоцереус

Вид —Бальзамин УоллераБегония вечноцветущаяГардения жасминовиднаяГербера Джемсона Гибискус китайская розаГортензия садоваяЖасмин многоцветковыйЗебрина висячаяИпомея пурпурнаяКальцеолярия Камассия Лейхтлина Камелия японская Клитостома повойнаяКобея лазящаяКуфея огненно-красная Паслен Рантоннети Пассифлора голубая Пахистахис желтый Первоцвет мягковатыйСпатифиллум УоллисаТибухина ДюрвиляТилландсия уснеевидная Фаукария тигроваяФиалка узамбарская Циссус ромболистный Молочай голова МедузыОлеандр обыкновенныйПеларгония курчавая Пентас ланцетовидный Тунбергия крылатая Хлорофитум хохлатый Хризантема кустарниковаяЦикламен персидский Бальзамин новогвинейский Котиледон волнистыйОреоцереус Сельса Рипсалидопсис розовый Эхинопсис хамецереус

ОК Растения

Растения (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы, и др.

Растения являются объектом исследования науки ботаники.

Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным). Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений. Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений.

www.worldofnature.ru

Растения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета

Тетюшского муниципального района РТ»

МБОУ «Киртелинская средняя общеобразовательная школа

Тетюшского муниципального района РТ»

III Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке»

с.Киртели

Киртелинская СОШ

Класс 2

Направление: Окружающий мир

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Растения часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы.

Руководитель : Казаева Наталья Валентиновна первая квалификационная категория

Учащийся: Абраконов Кирилл Александрович

2012 год

Содержание

Стр.

1. Введение…………………………………………………………………….3

II Основная часть……………………………………………………………..4

1. Растения - часть живой природы ………………………………………. 4

2.Закладка долгосрочных опытов ………………………………………4

3.Наблюдение за долгосрочными опытами и получение результатов…5

4.Выводы по результатам долгосрочных опытов……………………….. 5

III Заключение………………………………………………………………...6

IV Список литературы……………………………………………………….8

V Приложение……………………………………………………………….9

^

Я, Абраконов Кирилл, учусь во втором классе. В школе мне нравится предмет «Окружающий мир». На этом уроке я узнал очень многое про то, что нас окружает. А окружает нас очень много интересного - это небо, земля, вода, солнце, животные, растения и многое другое.

Я узнал, что растения – это тоже часть живой природы. Так же, как всё живое на Земле, растения появляются на свет из семени, растут, развиваются, оставляют семена, чтобы взойти снова.

Я подумал, а какие же условия нужны для того, чтобы растение могло развиваться и расти. Действительно ли, для полноценного развития растению нужна связь с объектами неживой природы. Всё вышеизложенное определило выбор темы моей работы: « Растения - часть живой природы. Связь растений с объектами неживой природы». Так же помогло сформулировать проблему, которую нужно решить в ходе выполнения работы: « Какие условия необходимы для полноценного развития растений». Цель моей работы - опытным путём доказать, действительно ли для развития растений необходима его связь с объектами неживой природы: водой, воздухом, солнцем и т.д.

В соответствии с темой, целью и проблемой работы я наметил для себя следующие задачи:

  1. Заложить долгосрочный опыт, и вести наблюдение за растениями.
  2. Поместить растения в определённые условия и выяснить, как эти условия влияют на развитие растения.
  3. На основе результатов опытов сделать выводы: действительно ли растениям необходима связь с элементами неживой природы: солнцем, водой, воздухом.
Моя работа состоит из: введения, основной части, в которую входит изучение литературы по теме, описание работы по закладке долгосрочных опытов, наблюдение за изменениями растений, которые находятся в определённых условиях, заключения выводов, а также списка литературы и приложений.

^

  1. Растения – часть живой природы.
Растения - живые организмы. Без них люди и животные не смогли бы выжить Они дают нам пищу, насыщают воздух кислородом необходимым для нашего дыхания и поглощают из него углекислый газ. Растения могут расти в помещении и на открытом воздухе, высоко в горах, в жарких странах, в холодной тундре, в жарких пустынях и на морском дне.

На многих растениях есть цветы. Все растения имеют одинаковые части: сильный стебель поддерживает цветок; корни всасывают из почвы воду; зелёные листья поглощают солнечный свет, плоды дают семена, чтобы из них вскоре появились новые растения.[1]

Действительно ли для роста и развития растений нужны определённые условия?

Чтобы доказать это я провёл опыты.

^

Сегодня 12 октября. Я замочил во влажной вате семена фасоли. Вскоре появились ростки. Я посадил семена в четыре горшочка, чтобы потом поместить каждое растение в определённые условия. 20 октября растения взошли. 27 октября на растениях появились первые настоящие листья. Мои растения продолжали расти и развиваться. Я не забывал за ними ухаживать. Поместил их на подоконник, на самое светлое место, поливал, рыхлил почву в горшках. 28 ноября на моих растениях появились маленькие бутончики, а 2 декабря появились белоснежные цветы. Мне было, очень радостно, видеть среди зимы распускающиеся бутоны цветов. Мне они показались очень нежными и красивыми.

Растения выросли и достаточно хорошо развились. Пришло время провести основную часть опытов, результаты которых помогут мне доказать, что растения связаны с элементами неживой природы: солнцем, водой и воздухом.

Опытное растение №1 я оставил в теплой комнате на хорошо освещённом месте, регулярно поливал его и ухаживал за ним. Опытное растение №2 я поместил в тёмный шкаф и оставил без источника света и тепла, но продолжал поливать. Опытное растение под №3 я оставил на хорошо освещённом месте, но накрыл его стеклянной банкой, чем ограничил допуск воздуха к листьям, цветам и корням растения. Опытное растение № 4 я также оставил на солнечном месте, но не поливал его.

^

Всё это время я наблюдал за растениями. И вот какие результаты опытов я получил.

Опытное растение №1.Растение, которое получало в достаточном количестве воду, воздух и солнечный свет продолжало развиваться и на месте белых цветов завязались плоды фасоли. [2]

^ Это растение не получало в достаточном количестве солнечного света. В результате листья этого растения стали слабыми, начали терять свой зелёный цвет. Цветы этого растения опали. Оно не смогло дальше развиваться и на месте цветов не образовались плоды.[3.1] [3.2]

Опытное растение №3. Данное растение получало достаточное количество тепла, но оно было накрыто стеклянной банкой. Оно не имело необходимого для развития доступа воздуха. Первое, что я заметил при наблюдении за этим растением – это то, что стенки стеклянного сосуда покрылись капельками воды. Это говорит о том, что растение дышит и ему «жарко» без свежего воздуха. Вскоре, листья растения поникли, цветы опали. Также как и в первом случае на месте цветов не смогли завязать плоды. Вскоре растение погибло.[4]

^ Это растение тоже получало в достаточном количестве солнечный свет, но я его оставил без полива. Растение не получало в достаточном количестве воду. Четыре дня растение чувствовало себя неплохо, но потом его листья стали вялыми. Ещё через несколько дней листья растений свернулись в трубочку, а цветы опали. Стебель растения потерял гибкость, его легко можно было сломать.[5]

^

В результате проведённых мной наблюдений я сделал следующие выводы:

Для того чтобы растение росло, развивалось, цвело и образовало плоды необходимо, чтобы оно получало в достаточном количестве: солнечный свет, воду и воздух. Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдаться, то растение погибнет.

Оно не будет расти, цвести, завязывать плоды и давать семена.

В нашем классе есть комнатные растения. Они украшают наш класс, делаю его уютнее. Ведь ещё одна важная задача растений радовать нас красотой своих листьев и цветов. Я со своими одноклассниками ухаживаю за растениями, которые растут в классе. Мы их поливаем, рыхлим почву, что бы и корни растений получали достаточное количество воздуха. Ещё мы протираем листья растений влажной тряпочкой, чтобы листьям было легче дышать. Растения дают огромную пользу. Они поглощают углекислый газ и выделяют необходимый кислород. Растения в классе находятся на хорошо освещённом солнцем месте. Когда цветущие растения начинают цвести, мы радуемся. Любуемся красотой цветов.

^

В результате проведенной работы я смог доказать, что растения это часть живой природы. И они тесно связаны с элементами неживой природы: солнцем, водой и воздухом.

Ведь не случайно наши родители начинают работу на своих участках весной, только тогда, когда почва хорошо прогрета солнечным теплом. Когда день становится длиннее, а на улице идут дожди. Когда лето выдаётся жарким, я помогаю маме поливать растения в огороде, рыхлю почву и пропалываю сорные растения, чтобы растения получали в достаточном количестве свет и воду. Именно после полноценного ухода растения радуют нас хорошим урожаем своих плодов.

Наша задача ухаживать за растениями, которые мы выращиваем, а так же мы обязаны сохранить те растения, которые растут в дикой природе. Ведь очень часто необдуманная деятельность человека губит растения. А ведь ещё в древности мудрые люди говорил: « Пока на Земле живо хотя бы одно растение, планета будет жить».

Я считаю, ухаживая за растениями, человек становится наблюдательнее, трудолюбивее. Он учиться замечать красоту в простом и не заметном: пробивающемся ростке растения, нераспустившемся бутоне цветка и клейком весеннем листочке.

На уроке нравственности, я провел беседу по данной теме.

Считаю, что цели, поставленные мною в начале исследования, достигнуты:

я много нового узнал из книг, из личных наблюдений в течение трех месяцев. Я стал с большим удовольствием ухаживать за растениями в классе. Мои одноклассники вместе со мной наблюдали за моими опытами. Они с удовольствием ухаживают за комнатными растениями

img0093aIV Список литературы.

1. А. Ю Бирюкова. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля».

«Издательство Росмэн- Пресс», 2001.- 657 с.

2. В. А. Маркин. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2001.-557 с. 3. Г.В. Трофимова «Наш мир»: Учебник: 2 кл. – М.: Академкнига/Учебник,

2009. – 80 с4. О.Н. Федотова и др. «Давай знакомиться, мир»: Хрестоматия: 2 кл. – М.:

Академкнига/Учебник, 2009. – 80 с.

цветы

плоды

стебель

листья

корень

Приложение №1

img0101a

Приложение №2

img0105a

Приложение №3.1

img0100aПриложение №3.2img0102a

Приложение № 4

img0103a

Приложение №5

shkolnie.ru

Роль растений в природе

Роль растений в природе

Невозможно представить себе окружающий мир без растений - наших верных и молчаливых зеленых друзей. Каждый глоток воздуха, каждая крошка пищи подарены нам растениями, они помогают нам почувствовать радость общения с  природой, ее очарование и красоту. Ухаживая за безмолвными и прекрасными растениями, человек сам становится чище и добрее.                 

Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником пищи для всех животных. Даже самый кровожадный хищник зависит  от растений, которыми питаются его жертвы.

Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли   растений   создают свой климат, более мягкий и более влажный, потому что листва противостоит иссушающему действию солнечных лучей. Корни   растений   скрепляют и удерживают почву. Там, где сохранился лес, поверхность Земли не обезображена оврагами.

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. Фотосинтез протекает практически повсеместно на нашей планете, в связи с чем суммарный эффект его колоссален. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Зеленые растения в процессе фотосинтеза выделяют около 510" тонн свободного кислорода в год. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Годовая химическая энергия продуктов фотосинтеза в 1000 раз превышала выработку энергии в конце XX столетия всеми электростанциями мира. Установлено, что растения Земли в процессе фотосинтеза ежегодно образуют более 177 млрд. тонн органического вещества.

Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. Помимо углерода, водорода и кислорода в состав молекул многих органических веществ входят атомы азота, фосфора, серы, а нередко и других элементов (железа, кобальта, магния, меди). Все они добываются растениями из почвы или водной среды в виде ионов солей, главным образом, в окисленном виде. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесно взаимосвязана (рис.1).

Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека.   Растения   обитают на огромных пространствах суши:   в   тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие   растения, которые размножаются и расселяются без участия человека, называются дикорастущими. Сегодня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих   растений.

Роль растений в жизни человека

Велико значение растительности в жизни человека. Прежде всего, растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. Большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультуривания диких растений.

Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.

На протяжении многих веков человек добывает из растений многообразные лекарственные вещества, которые так необходимы в медицинской и ветеринарной практике. На современном мировом рынке находятся в обращении продукты свыше 1000 видов лекарственных растений. Среди них препараты из корня жизни - женьшеня, элеутерококка, ландыша майского, горицвета весеннего.

Так, около 80% людей в развивающихся странах, заботясь о своем здоровье, полагаются преимущественно на дикие лекарственные травы и другие растения. Около половины предписанных и не предписанных лекарств, потребляемых в мире, содержат натуральные ингредиенты, получаемые из диких организмов. Растения являются важнейшим пищевым ресурсом для человека, многие из них используются в разнообразных технологических процессах (пивоварение, хлебопечение, очистка сточных води т. д.). Растения служат основной кормовой базой для домашних и многих диких животных. Они участвуют в образовании полезных ископаемых, защищают от разрушения потоками воды и ветром поверхность Земли, от засыпания песками плодородной земли.

Растения разными способами осуществляют детоксикацию вредных веществ. Некоторые из вредных веществ связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными, другие подвергаются превращениям в растениях до нетоксических продуктов и участвуют в обмене веществ.

Для борьбы с вредными микроорганизмами растения выработали ряд веществ, способных подавлять их деятельность. К ним относятся антибиотики (пенициллин, стрептомицин, тетрациклин и др.) и фитонциды. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук и чеснок. В связи с этим они с давних пор применяются в качестве лечебных средств. Одно растение можжевельника выделяет за сутки 30 г летучих веществ, а один гектар - такое количество фитонцидов, которое достаточно для очистки от микробов всех улиц большого города. Растительность для человека - это и источник эстетического наслаждения, оказывающий на него психологическое воздействие

Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т. п.).

Здесь уместно привести еще один аргумент в пользу нежелательности истребления хотя бы одного-единственного вида растений, каким бы ненужным или даже вредным данный вид ни казался сегодня. Должен учитываться принцип потенциальной полезности. Мы не в состоянии предвидеть, какое значение для человека может иметь тот или иной вид в будущем. Виды, считавшиеся совершенно бесполезными или вредными, нередко затем приобретали огромную важность. Так, казавшиеся вредными плесневые грибы дали человечеству антибиотики. А многочисленные бактерии, также казавшиеся бесполезными, работают на человечество, включенные в технологию добычи ряда видов полезных ископаемых и т. д. Поэтому отрицательное воздействие растительности на человека чаще всего связано с нерациональным использованием растений, незнанием закономерности развития и взаимоотношений растительных сообществ, а также непредсказуемостью возможных последствий вмешательства человека.

Генофонд ныне существующих организмов - это бесценный эволюционный дар, от правильного использования которого во многом зависит направление научно-технического прогресса в самых различных областях деятельности человека.

Из всех растительных ресурсов планеты самое главное в жизни природы и человека - леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше всего стали объектами охраны.

Рис. 1. Значение растений в природе и жизни человека

2. ЛЕС КАК ВАЖНЕЙШИЙ РАСТИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПЛАНЕТЫ

Лес - богатство природы, значение которого трудно переоценить. Помимо огромного и разнообразного экономического значения, лес выступает как крайне важный географический фактор, оказывающий большое влияние на другие типы ландшафтов и на биосферу в целом.

Лес называют зеленым золотом, имея в виду его особую ценность и универсальное экономическое значение. Он является источником древесины, пищевого, технического и лекарственного сырья.

Исключительно высока экологическая роль леса. Он является одним из важнейших регуляторов круговорота влаги на Земле, предотвращает водную и ветровую эрозию, поддерживает плодородие почвы, препятствуя смыву и образованию оврагов, сдерживает движение песков, смягчает последствия засух. Леса влияют на газовый баланс и состав атмосферы, водный и  тепловой режим земной поверхности, регулируют численность и разнообразие животного мира. Лесной покров взаимосвязан с климатом: он уменьшает силу ветра, смягчает высокие и низкие температуры, аккумулирует влагу. Не менее важна водоохранная роль леса. Он способствует переводу атмосферных осадков в почву и грунтовые воды, регулируя тем самым гидрологический режим рек. Ныне лес рассматривается как ведущий фактор энерго- и массообмена на Земле. Лесной покров планеты - единая глобальная система мирового леса, являющегося важнейшим компонентом биосферы в целом.

Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. Это широкий пояс тайги в Северном полушарии, смешанные и лиственные леса умеренного пояса, вечнозеленые субтропические и влажные тропические леса. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средообразующую роль.

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.

Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах.

В последнее время большое значение уделяется санитарно-гигиенической, бальнеологической и рекреационной роли лесов. В России, как и в некоторых других регионах мира, стали широко использоваться «несырьевые» возможности зеленых насаждений: это зеленые зоны городов, природные или национальные парки, курортные зоны.

Общеизвестно благотворное влияние сосновых боров на больных туберкулёзом, вызываемое дезинфицирующими свойствами терпенов. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Древесные насаждения очищают воздух городов и поселков от пыли, вредных газов, копоти, защищают жителей от шума. Содержание пыли на зеленой улице в 3 раза меньше, чем на улице без деревьев.

Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия

Уничтожение лесов началось еще на заре развития человечества и продолжается до настоящего времени.

На первых порах лес вырубали и выжигали ради получения пашен и пастбищ. В дальнейшем, с развитием хозяйства и ремесел, к лесу стали относиться как к неисчерпаемому источнику топлива, строительного и поделочного материала. По мере развития цивилизации и техники потребность в древесине и побочных продуктах леса быстро возрастала; усиливалась и эксплуатация леса, которая особой силы достигла в эпоху капитализма с его высокоразвитой техникой и частной собственностью на землю. В эту эпоху наиболее сильно пострадали мировые запасы леса.

За последние 10 тыс. лет на земном шаре сведено 2/3 всех лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За историческое время около 500 млн. га превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне лесов сведено около половины их первоначальной площади. Быстро сокращаются площади первичных лесов в Западной Африке, Юго-Восточной Азии, Центральной Америке; несколько меньшими темпами – в Центральной Африке и бассейне Амазонки. Деградируют влажные тропические и муссонные леса, сокращая их площадь. Вырубленные участки сельвы не восстанавливаются, на их месте развиваются малопродуктивные кустарниковые формации, а при сильной эрозии происходит опустынивание.

Некоторым редким и ценным породам деревьев грозит полное исчезновение. Все это грозит исключительно опасными экономическими и экологическими последствиями.

Хищническая вырубка лесов в западноафриканском государстве Берег Слоновой Кости, начатая в конце XIX в. французскими колонизаторами и затем продолженная западными монополиями, привела в настоящее время к катастрофическому оскудению зеленых богатств в этой стране.

Резкое сокращение лесов на планете привело не только к истощению лесного капитала. Оно вызвало тяжелые для людей последствия, такие, как обмеление рек и озер, разрушительные наводнения, селевые потоки, эрозия почв, а также изменение климата.

Лес является прекрасным аккумулятором влаги, задерживает снеготаяние, преграждает путь внешним и дождевым водам, способствуя пополнению запаса грунтовых вод и нормальному режиму стока равнинных и горных рек. С уничтожением лесов возникают разрушительные весенние паводки и летние разливы рек. Вешние и дождевые воды, не встречая препятствий в виде леса, быстро стекают по оврагам в реки, а затем в моря. В результате грунтовые воды пополняются слабо, уровень их падает настолько, что они уже не могут восполнить убыль воды в реках и озерах, происходящую за счет испарения в летний период. Вследствие этого водоемы начинают мелеть, многие реки становятся несудоходными.

Наводнения, происхождение которых связано с уничтожением лесов, широко распространены во многих районах земного шара и приносят неисчислимые бедствия. Особенно они часто повторяются в Китае и на Индостане, в Северной и Южной Америке, Западной Европе.

Особо губительным последствием вырубки лесов является эрозия почв, которая широко распространилась по всему земному шару и стала бичом сельского хозяйства.

Наконец, уничтожение лесов на обширных территориях ухудшает климат, делает его более сухим и континентальным, способствует усилению ветров и распространению суховеев, появлению засух и т.д., что отрицательно сказывается на сельском хозяйстве.

Причины сокращения лесных ресурсов России

Россия – страна лесов. Леса  России составляют 22% от мирового запаса  лесов. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации, по состоянию на 01.01.98 г., составляла 1172,9 млн. гектаров, или 69% территории России. Покрытая  лесом  площадь составляла 770,7 млн. гектаров. Общий запас древесины в  лесах  - 81,5 млрд. кубометров, в том числе спелых и перестойных насаждений - 43,9 млрд. кубометров, из них хвойных - 34,5 млрд. кубометров. Общий запас древесины в лесном фонде составляет почти 82 миллиарда кубометров. На долю России приходится 1/5 площади лесов мира, 1/4 мировых запасов древесины. Леса  России богаты хвойными  лесами, имеющими высокое народнохозяйственное  значение. Хвойные  леса  занимают 70% земель лесного фонда, здесь же сосредоточено более 70% запаса древесины.

Наиболее распространенной древесной породой в лесном фонде Российской Федерации является лиственница, затем идут сосна, береза, ель, кедр, осина, пихта, дуб, липа.

Основная часть лесов размещена восточнее Урала. Здесь сосредоточено 80% всего лесного фонда. 2/3 потребностей народного хозяйства в древесине удовлетворяется за счет лесов европейской части и Урала и только 1/3 лесозаготовок приходится на восточные районы страны. Лесные богатства восточных районов начали активно осваиваться после завершения строительства Байкало-Амурской магистрали.

В целях правильного ведения лесного хозяйства леса государственного значения делятся на три группы.

К  лесам  первой группы относятся  леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также особо охраняемые природные территории.  Леса  первой группы разграничены на 20 категорий защитности: запретные полосы  лесов  по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы  лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные  леса; защитные полосы  лесов  вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного  значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры;  леса  на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие большое  значение  для защиты окружающей природной среды;  леса  зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;  леса  первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;  леса  первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы;  леса, имеющие научное или историческое  значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые  леса;  леса  государственных природных заповедников;  леса  национальных и природных парков; заповедные лесные участки. Они составляют около 15% лесной площади страны, и рубка в этих зонах строго регулируется.

К  лесам  второй группы относятся  леса  в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей;  леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное  значение, а также  леса  в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. Вторая группа составляет около 8%.

К лесам  третьей группы относятся  леса  многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное  значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих  лесов. Леса третьей группы занимают около 46%.

Удельный вес лесов первой группы постепенно повышается из-за развития промышленности и роста городов, а третьей – снижается.

В 2000г. только в лесах, подведомственных МПР России, возникло более 18 000 лесных пожаров (погибло около 183 тыс. га молодняков, на корню уничтожено 38 802 тыс. кубометров древесины).

Леса горели и болели всегда и во всех странах, где они есть; им стараются помогать - в борьбе с вредителями, в охране от огня. В России также ведутся работы по воспроизводству лесов, но они крайне ограничены из-за нехватки средств.

Но сокращаются не только площади лесов. На севере, например, за четверть века площадь лишайниковых тундр сократилась в два раза, наблюдается деградация 25% оленьих пастбищ. Одна из причин - деятельность ресурсодобывающих предприятий.

Деградирует растительность и в таежной зоне. Но самые серьезные проблемы сейчас - в степных и полупустынных районах. Степные природные экосистемы - это уникальный мир, создававшийся тысячелетиями. В России около 70% земель распахано в Центрально-Черноземном районе, столько же - в Поволжском и Северо-кавказском,  еще до 40% - в Восточно-сибирском и Западно-сибирском районах.

Невозможно одновременно сохранять природные экосистемы и использовать их как пашню или кормовые угодья. Но очень часто показатель урожайности на этих угодьях меньше, чем 5 (пять!) центнеров с гектара.  Более того - из-за антропогенных нагрузок на этих территориях снижается видовое разнообразие.

Тем не менее, те же степи практически полностью распаханы в Краснодарском и Ставропольском краях. В результате растительность Северо-кавказского региона деградирует; ксенофильные леса находятся под угрозой полной гибели (их фрагменты остались только на склонах гор близ Анапы, Геленджика и Новороссийска).

Рекреационное значение лесов

Одним из видов лесопользования является пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Лес всегда привлекал к себе большое количество охотников, сборщиков грибов и ягод, а также просто желающих отдохнуть. В последнее время с развитием в нашей стране массового туризма армия посетителей леса настолько возросла, что превратилась в фактор, который нельзя не учитывать при охране леса.

Многие миллионы людей в летнее время выезжают в пригородные леса, чтобы провести свои выходные дни или отпуск на природе; многие тысячи туристов совершают походы по одним и тем же маршрутам. Местами в пригородных лесах можно встретить целые палаточные городки с многочисленным населением.

Огромная армия посетителей леса вносит крупные изменения в его жизнь. Для установки палаток вырубают большое количество молодых деревьев, для костров используют не только сушняк, но и растущие здоровые деревья.

Далеко не все палатки устанавливают на чистом месте, очень часто на месте их установки вырубают подрост, снимают, ломают и губят молодую поросль. Последняя гибнет и под топорами, кострищами и просто под ногами многочисленных посетителей леса.

Леса, часто посещаемые туристами, местами настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т.д., что это отрицательно сказывается на естественном лесовозобновлении. Последнее вовсе становится невозможным в течение ряда последних лет на местах кострищ и на плотно утоптанных площадках вокруг них, общая площадь которых в лесу бывает весьма значительна.

Наконец, посетители леса часто наносят вред самим деревьям. Многие деревья (особенно вблизи от палаток) несут следы больших и мелких ран, залитых смолой. На некоторых из них смола выжжена, и значительная часть ствола опалена огнем. Эти деревья - кандидаты на высыхание.

Указанные действия организованных и не организованных туристов и иных посетителей леса наносят очень большой вред лесным ресурсам и особенно лесам, расположенным вокруг городов и промышленных центров. Все больше ощущается отрицательное воздействие туристов на леса и более далеких от городов районов, где число туристов с каждым годом возрастает.

Присутствие в лесах большого числа людей, разводящих костры, курящих, поджигающих смолу на стволах хвойных деревьев и т.д. является опасным и в пожарном отношении.

Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях организуется в специально выделенных в  лесу  зеленых зонах, в том числе в лесопарковых частях зеленых зон. Для этих целей создаются национальные и природные парки, зоны санитарной охраны курортов, памятники природы, а также специальные особо защитные участки  леса. Это могут быть участки  леса  в радиусе не более 1 км вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений; участки  леса  в радиусе

www.coolreferat.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта