Презентация по окружающему миру "Зона лесов". Растения лесной зоны 4 класс
Зона лесов (4 класс, окружающий мир)
Природная зона лесов располагается южнее зоны тундры и севернее степной зоны, и на карте обозначается зеленым цветом. Находится она в умеренном поясе, благодаря чему ярко выражены все времена года, зимы снежные и холодные, а лето – теплое. Это самая обширная природная зона на планете, и состоит она из тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Тайга
Тайга – это настоящее царство хвойных деревьев, расположенное к югу от тундры. Значительная часть хвойных массивов находится в холодном климате северных широт, однако могут встречаться и в других регионах планеты.
Зима в тайге очень холодная, суровая, и температура воздуха может опускаться до -60С. Далеко не все растения способны стойко переносить такие холода. Именно поэтому в тайге подавляющая часть флоры представлены хвойными деревьями. Они отличаются неприхотливостью, выносливостью, зимостойкостью. К хвойным деревьям относится ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.
Рис. 1. Тайга.
Главное отличие хвойных деревьев – видоизмененные листовые пластинки, которые выглядят как тонкие иголочки. Это хвоя, благодаря которой деревья могут без ущерба для себя переносить сильные морозы. В любое время года хвоя остается неизменно зеленой, и с наступлением заморозков не опадает. Единственное хвойное дерево, которое сбрасывает на зиму иголки – это лиственница.
Тайга занимает большую площадь зоны лесов и простирается на многие сотни километров. Она является поставщиком ценной древесины, и потому в настоящее время находится в большой опасности из-за бесконтрольной вырубки деревьев.
Рис. 2. Соболь.
В тайге обитает такие животные как росомаха, лось, белка, соболь, норка, песец, бурый медведь.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этойСмешанные и широколиственные леса
С продвижением на юг меняется климат, а вместе с ним и растительность лесов. В зоне смешанных и широколиственных лесов лето продолжительное и теплое, а зима мягкая и снежная. Более теплый и влажный климат благоприятно сказывается на росте разнообразной растительности.
- Зона смешанных лесов. На смену тайге приходит зона смешанных лесов, в которой наряду с хвойными породами деревьев растут лиственные деревья: береза, ольха, осина. У таких деревьев листовая пластина небольшая, и они сбрасывают листву с приходом холодов. Помимо деревьев, в этой зоне широко распространены кустарники: бузина, малина, лещина.
- Зона широколиственных лесов. Располагается к югу от зоны смешанных лесов. Здесь преобладают теплолюбивые лиственные породы деревьев, которые на зиму сбрасывают свои крупные листья. Здесь также в изобилии растут кустарники, травы и грибы.
Рис. 3. Широколиственные леса.
Благодаря большому видовому разнообразию в лесной зоне четко прослеживается ярусность. Самый первый ярус занимают наиболее высокие крупные деревья (ель, клен, сосна), второй ярус принадлежит деревьям пониже (ольха, осина, береза), третий ярус представлен кустарниками (малина, калина, шиповник), четвертый – травами, ну а на самом нижнем, пятом ярусе, произрастают мхи и лишайники.
Животный мир смешанных и широколиственных лесов отличается большим разнообразием. Этому способствует комфортный климат и обилие кормовой базы. В лесной зоне обитают олени, кабаны, лисы, волки, белки, куницы. Невероятно богат и мир пернатых.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Зона лесов» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, где располагается лесная зона, из каких частей она состоит. Мы выяснили, какой климат характерен для каждой из них, какой тип растительности преобладает.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Конспект урока окружающего мира на тему "Лесная зона" 4 класс
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи:
Знать географическое положение зоны лесов на карте.
Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
Познакомить с растительным и животным миром.
Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Оборудование: карта природных зон, физическая карта, картины леса, растений и животных, запись голосов животных, карточки с вопросами, карточки с заданиями теста «Тундра», спокойная мелодия для физминутки, мультфильм «Цветик-семицветик»
Урок сопровождается презентацией.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке
Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу,Он зовет нас в загадочный мир,Таинственный мир природы.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1) - С какой природной зоны мы начали своё путешествие по природным зонам России? ( Ледяная зона)
- Покажите на карте ледяную зону.
(У всех на столах открыты учебники на стр. 60 - 61)
- Презентация
- Отрывок мультфильма «Цветик-семицветик»
Знаете ли вы?
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.
2) – По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это была зона тундры)
– Покажите на карте природных зон зону тундры.
– Расскажите о природе тундры зимой, летом.
(Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)
Слайд
- За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, ниже, почти 500 м лежит слой многолетней (вечной) мерзлоты, который никогда не оттаивает.
Посмотрите на картины и вспомните, какие растения, какие животные обитают в зоне тундры.
Выполнение теста «Тундра» (каждому ученику дать листочек с тестом + презентация).
Тест “ТУНДРА”
1) Зона тундры расположена…
a) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2) Тундра находится …
a) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.
3) В тундре…
a) ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима, жаркое лето;
в) длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.
4) Главное занятие коренного населения тундры – …
a) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
5) Растения тундры…
a) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6) К тундровым растениям относятся…
a) лишайники, мхи, полярные маки;
б) кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.
7) В тундре обитают…
a) тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;
б) песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;
в) верблюды, лошади, коровы.
Самопроверка теста (слайд с ключом):
1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – б.
1 ошибка – солнышко за тучкой.
2 и более ошибок – тучку. Прочитайте ещё раз о природной зоне тундры по учебнику и подготовьте сообщение.
По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.
III. Работа над новой темой
Песня (Ада Якушева, «Я приглашаю вас в леса», 1 куплет + картинки с лесом)
- В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправиться наша экспедиция? (слайд) (лесная зона). Тема нашего урока: «Леса России».
- Для чего мы совершим данное путешествие?
(узнать, где расположена, какие есть растения и животные).
- Нужно ли вам знать об этой природной зоне?
- Я думаю, что каждый из вас узнает для себя что-то интересное и полезное, и полученные знания пригодятся вам в жизни.
Слайд 4
– Да, ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов.
1 ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. (Показать на физической карте.) Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
– Правильно в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
- Сегодня мы уделим большее внимание самой большой части – тайге.
- Как вы думаете, какие климатические условия тайги: какое там лето, какая зима?
- Зима в тайге холодная, лето короткое и прохладное.
- Вспомните, в каком произведении в 3 классе, мы читали, смотрели фильм, и уже побывали в тайге.
(«Чуки Гек» А. Гайдар)
– Как вы думаете, какие деревья, учитывая климатические условия, будут расти в тайге?
Слайд
Ученик: Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
- Слайд. Лето в тайге теплее и продолжительнее, чем в тундре. Зима достаточно суровая. Многие птицы и животные на это время впадают в спячку или уходят на юг.
Здесь тоже есть вечная мерзлота. Правда летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре.
Слайд
Ученик: Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Слайд
Ученик: Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
Слайд
Ученик: Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Слайд
Ученик: А это дерево сибиряки часто величают «Королевой тайги». Хвоя его густая, но мягкая. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет и зиму опадает. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Слайд
Ученик: Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Слайд
- Тайга – это однообразные по составу хвойные леса. Таёжные леса обычно образованы одним ярусом деревьев, под которым расстилается моховой ковёр с кустарничками брусники, черники и редкими травами.
IV. Физкультминутка
Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).
- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).
- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение в зоне лесов.
V. Закрепление о растениях леса
1. Работа с учебником. Чтение учащимися по учебнику на страницах 86-87 +
2. Работа в тетради: Выписать в два столбика растения – в 1 столбик – растения тайги, во 2 столбик - растения смешанных и широколиственных лесов.
– Где расположена зона лесов?– Какие растения растут в тайге? В смешанном лесу? В широколиственном?
VI. Продолжение новой темы
– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов.
Аудиоэнциклопедия со звуками зверей и птиц.
– О ком мы будем сейчас говорить? (о животных)
Слайд
Ученик: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Слайд
Ученик: Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Слайд
Клест-еловик — чисто лесная птица, питается семенами ели (отсюда и название-клёст-еловик), может питаться и семенами других хвойных деревьев. Его отличает своеобразное строение клюва: надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и их острые концы выдаются по бокам клюва. Подобно попугаям, клест использует клюв для лазания. Это дневная шумная и подвижная птица. Почти все время проводит на деревьях. Летает быстро, по волнистой траектории. В стайном полете клесты перекликаются, издавая звуки наподобие “кеп-кеп-кеп”.В любое время года клесты совершают перекочевки, покидая области с неурожаем шишек и скапливаясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Удивительны сроки размножения клестов — они выкармливают птенцов даже суровой зимой, потому что их главная пища – еловые и сосновые шишки.
Слайд
Ученик: Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Слайд
Ученик: Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Слайд
Ученик: Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Слайд
Ученик: Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Слайд
Ученик: Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Слайд
– О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом.
Слайд
Животные всегда найдут себе пропитание в своём доме, который называется лес.
VII. Закрепление изученного
Работа в тетради.
Ответить на вопросы одним словом:
Какой лес мы называем тайгой?
Какое особое отличие есть у лиственницы.
Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Самопроверка. Слайд.
Нет ошибок – солнышко
1 ошибка – солнышко за тучкой.
2 и более ошибок – тучка.
– Ребята, почему животный мир зоны лесов так разнообразен? (Много пищи; есть, где укрыться).
2. Ответить на вопросы. (Приложение 2)
– Какие леса характерны для северной части лесной зоны? (Хвойные)– Укажи хвойные растения (учащиеся на листах выписывают хвойные растения, а затем проверяют себя): пихта, клен, кедровая сосна, лиственница, липа, ель, сосна, дуб.– Кто распространяет плоды дуба? (Сойка)– Что нам дает лес? (Место для отдыха, древесину, ягоды, грибы, лекарственные растения, чистый воздух)
Слайд
Тайга является домом для диких зверей. Вырубая леса, мы лишаем их естественной среды обитания.
Многие растения и животные зоны лесов занесены в Красную книгу.
Слайд
Русский писатель, большой любитель природы. Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину»
Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин».
Действительно, мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину.
VII. Оценивание.
Встаньте, у кого в тетради появилось 2 солнышка? Оценка «5»
У кого солнышко и солнышко за тучкой или два солнышка за тучкой оценка «4»
Остальным сделать вывод: слушать внимательно, хорошо готовиться к урокам, читать, составлять план, тезисы.
VIII. Домашнее задание
Прочитать стр. 84-94 учебника, задание по выбору:
Рекомендации МЧС.
Не менее 7 пунктов.
Научное сочинение.
По какой природной зоне России мы путешествовали?
Знаете ли вы, что наш лес занесён в книгу рекордов Гиннеса? Подумайте, почему? Почитайте энциклопедии. На следующем уроке у вас будет возможность, рассказать.
Что мы можем сделать для охраны нашей великой лесной державы?
infourok.ru
Конспект урока : "Зона лесов" (4 класс)
Тема урока: Леса России
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи:
Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесов, с растительным и животным миром зоны лесов.
Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой.
Воспитывать любовь уважение к родной природе
Оборудование: карта «Природные зоны России»; слайды: рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов, схемы; индивидуальные карточки – тесты; мультимедийная установка.
План урока
ОНУ
Актуализация знаний
Природные зоны
Работа в парах по карточкам
Открытие новых знаний
Растительный мир лесной зоны
Физкультминутка
Животный мир лесной зоны
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Работа по учебнику
Работа в тетради
Подведение итога урока
Домашнее задание
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний
- С какими природными зонами мы познакомились? Показать на карте.
- О какой зоне идёт речь, отгадайте:
Слайд 1-2
«Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира»-зона арктических пустынь
«Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры
Какая цепь питания к какой зоне относится? Слайд 3-4
Ученики работают по карточкам (работа в парах)
Показать стрелками в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное:
песец лемминг
белый медведь ягель
водоросли полярная сова
тупик Арктика гагара
брусника голубика
северный олень белая куропатка
морошка Тундра лишайник
полярный мак морж
тюлень рачки
Слайд 5
Открытие новых знаний
Нет ничего милее, бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет, накормит русский … (лес)
- О чём говорится в этом стихотворении? (О лесе) слайд 6
- Сегодня мы поговорим о лесной зоне России.
Лес – это источник энергии, лес – это кислород, растения, грибы, животные. Без леса нет жизни на земле. Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром леса, расположением лесной зоны и её климатическими условиями. Слайд 7
- В каком поясе расположена зона лесов?
В умеренном.
- Как вы думаете, какие здесь климатические условия?
Холодная зима и тёплое лето.
- Это самая большая природная зона. В ней три части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Между тундрой и зоной лесов находится лесотундра Слайд 8
Растительный мир
-Растительный мир лесной зоны очень разнообразен. Например, тайга покрыта хвойными лесами Слайд 9
Смешанные леса покажут нам и сосну, и тополь, и ольху, и березу, и осину, а вот широколиственные –дуб, липу, клен, иву
Слайд 10-11
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.
Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён. Слайд 12
3.3. Животный мир зоны лесов. Слайд 13 – 15
-А вот какие птицы и животные обитают в этой местности?
Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь,
бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.
(Идёт показ слайдов с текстовым описанием некоторых животных и птицы)
Самостоятельная работа с последующей проверкой
4.1. Работа по учебнику. Страница 100 – 101
- Рассмотрите внимательно картину и составьте цепи питания зоны лесов.
Работа в тетради.
Учащиеся составляют цепи питания и записывают в тетрадь
(работа в парах)
растения ---- заяц-беляк ----- рысь;
растения ---- мышь –полёвка --- соболь;
растения ---- белка - сокол;
проверка ---------- Слайд 16
Подведение итога урока Слайд 17
- С какой природной зоной мы сегодня познакомились?
- Сколько частей можно выделить в лесной зоне? 3
- Назовите их! Тундра, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов
6. Рефлексия
Домашнее задание: Слайд 18
1в – рассказать о растениях зоны лесов;
2в – рассказать о животном мире зоны лесов.
infourok.ru
Презентация по окружающему миру "Зона лесов"
План
Расположение зоны лесов
Растения зоны лесов
Животные зоны лесов
Роль леса в природе и жизни людей
ЗОНА ЛЕСОВ России расположена южнее зоны тундры. Огромным массивом тянется от Кольского полуострова до Тихого океана.
Зима суровая, но менее продолжительная, а лето теплое и длится дольше, чем в тундре.
РАСТЕНИЯ ЗОНЫ ЛЕСОВ
На севере лесной зоны в тайге прижились хвойные деревья- пихта, сосна, лиственница, ель, сосна сибирская. Под этими деревьями произрастают: мхи, папоротники, ягодные кустарнички- черника и брусника. Ближе к югу лесной зоны встречаются смешанные леса и широколиственные: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.
В лесу выделяются три-четыре яруса.
Верхний – дуб, липа, ясень.
Пониже- осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха.
Кустарники- орешник, калина, крушина, бересклет, бузина, малина, жимолость.
Травянистые растения- ветреница, чистяк, медуница, хохлатка, ландыш.
ЖИВОТНЫЕ ЗОНЫ ЛЕСОВ
У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть: медведи, волки, лисицы, рыси, куницы, соболя, лоси, летяги.
Птицы не покидают лес зимой- дятел, кедровка, клест, сова, рябчик, глухарь.
Животный мир смешанных и широколиственных лесов очень богат: благородный олень, кабан, зубр, косуля и другие.
Птицы- иволги, зяблики, синицы, дятлы, совы, тетерева, дрозда, мухоловка.
Роль леса в природе и жизни людей
Лес- не только общий дом обитания растений, животных, грибов, но и защитник других природных сообществ- лугов и полей.
Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа.
Процесс питания зеленных растений (фотосинтез) - очень интенсивный пример взаимосвязи неживой и живой природы Земли.
Зеленые растения являются началом любой цепи питания.
Лес- непосредственный участник круговорота воды в природе.
videouroki.net
Природная зона лесов - Начальные классы
План описания природной зоны
1.Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
3. Растительность.
4. Животный мир.
5. Занятия населения
Автор: Шагрова Е.В. Учитель начальных классов МОСШ№14 г.Нижневартовск
В направлении с севера на юг
сменяются несколько природных зон:
ледяная зона, зона тундры, зона лесов,
зона степей, зона пустынь.
Автор: Шагрова Е.В. Учитель начальных классов МОСШ№14 г.Нижневартовск
Зона лесов
Русский лес -
одна из великих и животворных стихий нашей природы!
Зона лесов занимает больше половины территории России. Здесь много водоёмов, лугов. Немалую часть лесов люди вырубили, чтобы построить города и поселки, шоссейные и железные дороги, создать поля и сады …
тайга
смешанный лес
широколиственный лес
Глухомань тайги и роскошь дубрав, торжественный строй сосен в борах и чащи белоствольных березняков, северные редколесья с болотами и перевитые лианами дальневосточные дебри - все это разные лики явления, имя которому - лесная зона.
Климат
Зона лесов занимает больше половины территории России.
По всей этой полосе благоденствуют самые могучие и многолетние формы растительного мира - деревья. Зона лесов - это очень широкая полоса и климат здесь разный.
На севере - лето намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями, да и для других растений. Эти деревья и растения образуют хвойные леса - тайгу.
Южнее климат становится мягче, зимы не так суровы, нет вечной мерзлоты, лето достаточно тёплое и продолжительное. Здесь находятся смешанные леса. Южнее растут широколиственные леса. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Для роста и развития растений достаточно тепла и влаги.
Растительный мир
В тайге:
- хвойные деревья - ель, сосна, лиственница, пихта;
- кустарнички: брусника, черника;
- травы: кислица, майник, седмичник;
- мхи.
В смешанных лесах:
- кустарники: орешник, бересклет, жимолость.
- травы: сныть, копытень, зеленчук, медуница
В широколиственных лесах:
теплолюбивые растения, деревьями с широкими, крупными листьями - дуб, клён, липа.
Деревья
дуб
пихта
ель
липа
клён
Кустарники
орешник
жимолость
Кустарнички и травы
кислица
брусника
черника
медуница
сныть
- Птицы тайги.
- Животные тайги.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса.
Животные
птицы
звери
насекомые
земноводные
- Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей.
- Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или нору зверька. Строят птицы свои гнёзда и в дуплах деревьев. В таком укрытии и тепло и безопасно.
- Под корягами, валежником делают себе норы барсуки, лисицы, в глухих местах находят убежища волки.
- Жизнь многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки, куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево.
- Куницы и горностаи питаются в основном мышами. Рыси— мелкими зверьками, особенно зайцами. Это — животные-хищники.
- В лесах живут не только звери, птицы, насекомые. Но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж).
барсук
лисица
горностай
волк
куница
белка
лось
бобр
В лесах живут жабы, лягушки, змеи - гадюки и ужи. В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.
уж
жаба
лягушка
гадюка
Рысь
Бурый медведь
Заяц-русак
кедровка
клёст
соловей
зяблик
Мохноногий сыч
Тетерев
Глухарь
Черный дятел
В тайге встречается больше мошек и комаров, особенно в заболоченной местности. Другие насекомые живут в смешанных и широколиственных лесах
Дом для растений,
животных,
грибов.
Защитник воздуха,
водоемов
и почв
Значение леса
Источник
древесины
источник ягод, грибов,
лекарственных растений
Место отдыха
для человека
Использование древесины
Из древесины получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много-много других необходимых изделий
Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.
Не оставляй в лесу мусора!
- Лес теряет свою красоту, если он захламлен! Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.
- Очень опасны в лесу костры. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар.
Охрана леса
Человек - часть природы. В природе все тесно связано между собой. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Человек стремится не причинять вред природе, чтобы она как можно меньше страдала от его вмешательства, так как он понимает значение леса в его жизни и жизни планеты. Поэтому люди стали создавать заповедники и принимать участие в охране природы.
Охрана животных и растений
В лесной зоне встречаются редкие растения и животные. Многие из них занесены в Красную книгу. На территории зоны лесов существует много заповедников и заказников, ведется борьба с браконьерами
Заповедники
На конец 2002 г. в России действовало 100 государственных природных заповедников во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации. Одними из самых известных заповедников являются Баргузинский, Курильский, Комсомольский-на-Амуре.
Баргузинский заповедник
- Заповедник расположен в Бурятской АССР, на западном склоне Баргузинского хребта, включая северо-восточное побережье Байкала и часть акватории озера.
- Создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя. Охраняются горно-таёжные ландшафты этого района. Обитают: лось, кабарга, бурый медведь, черношапочный сурок, каменный глухарь, у побережья - лежбища нерпы. В реки заходят на нерест омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок.
Курильский заповедник
Заповедник находится на Дальнем
Востоке, в Сахалинской области. Он
расположен на острове Кунашир и ещё
нескольких находящихся рядом
островах Малой Курильской гряды.
Заповедник разделен на три участка.
Целью создания заповедника является
сохранение и изучение природных
процессов и явлений, генетического
фонда растительного и животного мира,
отдельных видов и сообществ растений
и животных, типичных и уникальных
экологических систем южных
Курильских островов.
Природные комплексы заповедника
являются уникальными и аналогов в мире не имеют.
Комсомольский-на Амуре заповедник
Обширная и во многом своеобразная территория Нижнего Приамурья обладает лишь единственным заповедником, где охраняется участок Амурской поймы. Он расположен на гористом левобережье Амура, приблизительно посредине расстояния от устья Уссури до впадения Амура в море.
В настоящее время в заповеднике описано 12 видов земноводных и пресмыкающихся, 236 птиц, 45 млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Комсомольского заповедника являются научно-исследовательские работы, природоохранные и экологические мероприятия.
Вывод
- В зону лесов входят хвойные леса (тайга), смешанные и широколиственные леса.
- Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды.
- Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.
- Растения и животные лесов очень разнообразны. Многим грозит исчезновение.
- Леса нужно беречь!
Фото:
http://www.photokonkurs.com/uploads/img/2007-03-21/LANDSCAPES/125477.jpg слайд 1
http://www.bankoboev.ru/oboi_leto_v_lesu.s.htm слайд 5
http://foto.mail.ru/mail/aleks50_50_50/6520/6790.html тайга
http://www.wallon.ru/photo/nature/smeshannye_gustye_lesa/22-0-15712 смешанный лес
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/04.htm широколиственный лес
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed =
http://www.samara-photo.ru/browse/mode.visits.cat.3.p.222.html дубрава слайд 9
http://www.interesplus.ru/gallery/postcards.php?image_id=727&mode
=search&sionid=2e25b4d433bdcd9373408870ab007c94 тайга слайд 9
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0
%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0&p=1&img_url
=www.dombayinfo.ru%2Fimg%2Ffoto_arkhiz19.jpg&rpt=simage слайд 11
http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?page=1&author_id=201967&sort=comments слайд12
http://www.blikst.ru/nat/nature.html слайд13
- http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?page=1&author_id=201967&sort=comments слайд12 http://www.blikst.ru/nat/nature.html слайд13
http://www.photosight.ru/photos/category/3/?pager=2338 сосны слайд 15
http://www.playcast.ru/?module= берёза
http://www.ua.allbiz.info/g653834/ ель
http://www.roslist.ru/kuplyaprodazha/id_158714 пихта
http://www.rasteniya-tatarstan.ru/lekarstvennye-rasteniya/dikorast-lekarstv/derevya-kustarniki/ дуб
http://slaviy.ru/facts/rodnoverie/page/28/ клён
http://batfx.com/lofiversion/index.php/t2555.html липа
http://www.westernhorse.ru/php/vet/kislitza.php кислица
http://justsite.wordpress.com/2009/10/19/таинство-деревьев/ орешник
http://travi.ucoz.ru/blog/2010-11-30 брусника
http://www.woman-today.ru/themes/diets/10069/?page=1 черника http://just-meller.livejournal.com/109266.html жимолость http://www.nature.chita.ru/Plants/Flowers/Boragin/index.htm медуница http://www.darlesa.ru/2009/09/ сныть http://fotozveri.ru/medved.html медведь http://ziza.qip.ru/2006/12/08/ljagushki_39_foto.html лягушка слайд 19 http://www.max-foto.info/birds/aist/fotografiya-aista-v-gnezde аисты Шмель- авторская фотография http://www.photosight.ru/photos/245974/ лягушка слайд 23 http://www.floranimal.ru/pages/animal/g/1534.html гадюка http://zoopodolsk.ru/animals/zmei/69-uzh-aziatskij-polosatyj.html уж http://www.photosight.ru/photos/305955/ жаба http://www.liveinternet.ru/photo/2936124/post16509995/ рыси http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=1294 тетерев http://go.mail.ru/search_images?q=%E1%F3%F0%FB%E9+%EC%E5%E4%E2%E5%E4%FC&rch=l&fr=rc медведь http://www.apus.ru/site.xp/049051052054124049056049048.htmlзаяц -русак http://foto.mail.ru/inbox/peregudov2009/ptica/11509.html мохноногий сыч http://www.zoovet.ru/petfoto.php?id=5256&pid=508глухарь http://rbcu.ru/gallery/Lapponicus_1955/2109/19962/кедровка http://birds-altay.ru/page/15/чёрныйдятел http://darwin.museum.ru/expos/floor2/vid_1_2.htm клёст
http://www.photosight.ru/photos/2087430/ зяблик
http://gorinov.spb.ru/15solovey07v.htm соловей
http://nayki.ru/news69084.html пчела
http://someideas.ru/2009/07/06/%D0%B
F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ муравейник
http://www.photosight.ru/photos/1068861/божья коровка
http://ppcsoft.narod.ru/mobilewallpapers/animals/index3.htm бабочка
http://www.lookandtravel.ru/?page_id=1850&show=gallery барсук
http://www.goodfon.ru/wallpaper/117286.html волк
http://dirty.ru/comments/225875 горностай
http://copypast.ru/2007/10/26/zabavnye_belki_49_foto.html белка
http://www.zooclub.ru/wild/hish/100.shtml куница
http://www.sniper.ru/i/img_doc/los2.jpg лось
http://fotopets.ru/publ/foto_gryzunov/porody_gryzunov_v_foto/foto_bobra/34-1-0-79 бобр
http://victoria.gorod.tomsk.ru/index-1307867204.php Баргузинский заповедник
http://oopt.info/kuril/photo/01.html Курильский заповедник
http://ru.wikipedia.org/wiki информация о Курильском заповеднике
http://russia.rin.ru/guides/6420.html информация о Комсомольском-на-Амуре заповеднике
multiurok.ru
Природные зоны России 4 класс
На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон.
Арктические пустыни
Они расположены на островах, лежащих в Северном Ледовитом океане, и на севере полуострова Таймыр. Климат этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. Почвы в арктических пустынях почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.
Зона тундры
Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Берингова пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре — тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.
Зона лесотундры
Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра — переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.
Зона тайги
Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор Дальнего Востока. Наибольшая ширина тайги достигается в Восточной Сибири. Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.
Зона смешанных и широколиственных лесов
Эта зона не образует сплошной полосы в России: на Восточно-Европейской равнине она расположена южнее зоны тайги, в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.
Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.
Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.
Зона лесостепей
Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной растительности.
Зона степей
Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири. Участки степей есть в Забайкалье и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи — зона формирования типичных черноземов с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади — тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки — в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.
Зоны полупустынь и пустынь
Расположены они в Прикаспии и на границе с Казахстаном. Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.
Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных — степная, на суглинистых и глинистых — пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.
В пустынных районах России лето еще более жаркое, снежный покров зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних горизонтах почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.
Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.
geographyofrussia.com
Природная зона лесов 4 класс, ПНШ
Приложенные файлы
schoolfiles.net