ПРОЕКТ «Растения, которые нас лечат» Старший дошкольный возраст. Лекарственные растения в детский сад
№ 971 Проект "Лекарственные травы" - Воспитателю.ру
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области СП «Детский сад № 8 «Тополёк»
Проект для детей старшей группы «Лекарственные травы». Выполнила : воспитатель высшей квалификационной категории, Воровкина Вера Васильевна, ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевск Самарской СП «Детский сад № 8 «Тополёк» области |
Введение:
Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОО
Сроки выполнения проекта: июнь - июль
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, медсестра.
Задачи:
• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• Наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
• Слушание музыки.
Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОО.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Содержание проекта:
I этап.
1. Беседа «Лекарственные растения ».
Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)
2. Игра «Съедобное - Несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) .
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
4. Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• Н. Павловой «Загадки цветов»,
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
5. Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:
1. «На участке ищем полезные растения»
2. «Где лучше посадить растения? »
3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»
II этап
1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»
Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник… », «Я-ромашка… », «Я-крапива… »
3. Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Укроп - листья и молодые стрелки
Одуванчик – листья, корень
Календула – цветы и семена
Ромашка – цветы
Мелисса – листья
Зверобой – цветы, листья
Мать - и - мачеха – листья
Пастушья сумка – цветы
Мята – листья
Щавель – листья, стебель, молодые стрелки
Лопух – листья и корни
4. Экскурсия на поляну.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.) . Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
5. Занятия по ИЗО деятельности:
- «На лугу» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.
- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.
6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».
7. Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»
2. В. Моцарт «Цветы»
3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»
5. М. Протасов «Одуванчики»
III этап
1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение? », «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
3. Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми) .
4. Создание «Именной книги»
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) .
6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям) .
7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай! » и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)
8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет) .
9. Подведение итогов реализации проекта.
2016.vospitately.ru
ПРОЕКТ «Растения, которые нас лечат» Старший дошкольный возраст
Транскрипт
1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ромашка» ПРОЕКТ «Растения, которые нас лечат» Старший дошкольный возраст Павлик Т.В. воспитатель Советский, 2014
2 Первый этап. Выбор цели Цель: Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Формирование знаний о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья человека. Задачи: Расширить представления детей о многообразии лекарственных трав и их пользе. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям. Проект рассчитан на детей 5-6 лет и их родителей. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Проект долгосрочный, продолжительность 6 месяцев. Проблема: Расширить представление детей о лекарственных растениях. Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений. Создание презентации по теме. Второй этап. Разработка проекта Подготовка материала и оборудования. Для детей: Сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, оформление выставки «Зелёная аптека», загадок, стихов, сказок, рассказов о лекарственных растениях. Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам. Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Оздоровительные рецепты», помощь в подборе информации. Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях. Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. Третий этап. Выполнение проекта 1. Чтение литературных произведений: Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А.Стрижева; А. Онегова «Тропинка полевая»; Ю.Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А.Плешакова «Зеленые страницы». Заучивание загадок и стихов о растениях: В.Рождественский. «Подорожник»; П.Синявский «Зелёная аптека»; 2. Беседа «Лекарственные растения». Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
3 3. Беседа «Наука фитотерапия» 4. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие в лес за растениями» Цели: знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями Западной Сибири и Урала; с правилами сбора и хранения растений; умение разумно использовать дары природы на благо людей. Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков. 5. Художественно-творческая деятельность: «Одуванчик» - объёмная аппликация. Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья. «Помогите муравью» - рисование красками. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от прочитанного стихотворения П.Синявского «Зелёная аптека». 6. Наблюдение «Подорожник» Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Материал: наблюдение проводится на участке детского сада, где растет подорожник. 7. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Узнай растение» Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. Дидактическое упражнение «Определи по запаху» Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях. Дидактическая игра «Вершки-корешки» Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу. Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли самостоятельно. 8. Совместная деятельность с детьми и родителями: Сбор фотографий и иллюстраций лекарственных растений. Составление сказок о лекарственных растениях. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и их дегустация. Цель: умение самостоятельно и с помощью родителей находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой. Четвертый этап. Подведение итогов Оформление уголка «Зеленая аптека»
4 Оформление альбомов: «Детям о лекарственных растениях в стихах и загадках», «Для детей и их родителей: лекарственные травы знать хотите ли?», сказки о растениях. Ожидаемый результат. В ходе работы над проектом предполагаем следующие результаты: обобщить и обогатить опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Собрать материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми оформить картотеку и по возможности за летний период времени собрать гербарий по лекарственным растениям Западной Сибири и Урала. В период работы над проектом обогатить словарь и пополнить словарный запас детей по теме, если к началу работы над проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу должны более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей будет развиваться воображение, мышление, сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности. Научатся работать с некоторыми видами природного материала. Познакомятся с растениями и научатся передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Список использованной литературы 1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика Синтез» Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
5 Приложение 1 Беседа о лекарственных растениях Задачи: Расширить знание и представления детей о применении растений человеком. Уточнить знание детей о лекарственных свойствах многих растений. Развивать речь детей (описание, рассуждение, диалог). Воспитывать бережное отношение к растениям. Структура и методические приемы: Воспитатель: Растения украшают помещение, участок. С помощью растений можно узнать время. Растениями питаются люди и животные. Но есть растения, которые лечат. Что за чудо- цветок: Желтый яркий лепесток, От болезней помогает И зверей в лесу пугает? (зверобой) Дети находят зверобой, рассказывают о его лекарственных свойствах. Зверобоем можно лечить многие заболевания. Зверобой в переводе с казахского языка означает целитель ран. На Руси зверобой считали травой от 99 болезней. Найдите в нашей Зелёной аптеке календулу. Ее народное название ноготки. Почему ее так называют? Русское название ноготок объясняет сказка. Давным-давно в одной бедной семье родился мальчик. Назвали его Заморышем, потому что он был слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился за тридевять земель уму разуму набраться. Вскоре пронесся слух, что объявился человек, который лечит не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Люди стали лечиться у Заморыша, ведь это был он, а к старой ворожее никто не шел. Решила ворожея отравить лекаря, поднесла кубок вина с зельем. Заморыш выпил вино, а как почувствовал, что умирает, позвал людей, и завещал закопать после смерти ноготок с левой руки под окном коварной ворожеи. Выполнили его просьбу. Вырос на том месте золотистый цветок, который люди назвали ноготком. И лечит цветок ноготок людей от многих болезней, и слава о чудесном цветке ноготке по всему миру идет. Каким интересным свойством обладают цветы этого растения? (Цветок - часы) Дидактическое упражнение Душистые коробочки : Многие лекарственные растения обладают чудесным запахом. Но у каждого растения он свой. Предлагаю детям коробочки с душистыми травами (душица, чабрец, герань, мята перечная, календула). Воспитатель: Все растения аптекарского огорода лекарственные, а чем они отличаются. Давайте рассмотрим и сравним душицу и мяту перечную. (Дети рассматривают и сравнивают 2 растения: стебель, листья, цветы, запах) Рассказы детей. Воспитатель предлагает детям показать на огороде растение, которое им нравится больше всего, и рассказать о нем.
6 жизненная форма (лиана, папоротник, древовидное растение и др.), родина, отношение к свету, требовательность к влаге, лечебные свойства, используемые части растения и время сбора, способы размножения и особенности ухода. Беседа «Наука фитотерапия» Воспитатель: сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука фитотерапия. Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют). - А вот где они произрастают, мы выясним с помощью Игра «Что где живет?» Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает и какими целебными свойствами обладает. - Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения. - Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения. - А теперь давайте составим правила сбора лекарственных растений, и в этом нам поможет наш экран: 1. Нельзя рвать много лекарственных растений. 2. Нельзя собирать лекарственные растения около автомобильных дорог. 3. Нельзя собирать лекарственные растения возле ж/д путей. 4. Нельзя собирать лекарственные растения в сырую, мокрую погоду. 5. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду. 6. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно. 7. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус. 8. После сбора лекарственные растения надо тщательно вымыть руки. Занятие - беседа «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Экологическая игра «Узнай целебную траву». Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение. Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края». Презентация по теме занятия-беседы.
7 Содержание. Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения: Ax, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива) Рос шар бел, дунул ветер Шар улетел. (Одуванчик) Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке. (Ромашки) Каждый лист мой любит тропки У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник) Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита. Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник, что его вытопчут, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.
8 О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего Уральского края. Есть много трав полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Ромашка, мята, зверобой... Физкультминутка «Дождик, лей веселей!» Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей Для лесов, для полей, И для маленьких детей, И для мам, и для пап. Кап-кап! Кап-кап! Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог. 2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника. Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем.
9 Приложение 2 Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в лес за растениями» Цель: Знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями Урала; с правилами сбора и хранения растений. Умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; самостоятельно находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой. Ход: Ведущий. Внимание! На территории нашего детского сада открылась зеленая аптека! Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете? Чем еще можно лечиться? Почему растения называются лекарственными? Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо. Как найти в природе нужное растение? Где его искать: в лесу, в поле, на болоте? Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях значит, нужно собирать листья; у других в корнях, у некоторых в цветках и плодах. Это нее надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями. Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, научимся находить их в природе, узнаем об их использовании человеком. Входит Сова. Березка. Здравствуйте, ребята! Я, Сова, пришла к вам в гости. Хочу посмотреть, как вы знаете лекарственные растения. Я научу вас находить эти растения, научу применять их как лекарство. Ведущий. Здравствуй, Сова! Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Мы с тобой сегодня посмотрим, как ребята подготовились к занятию. Они самостоятельно приготовили рассказы о лекарственных растениях, загадки, стихотворения, альбомы. Группа разделена на три команды. Каждая команда открывает свою зеленую аптеку: I команда луговую аптеку II команда открыла аптеку на опушке леса III команда открыла аптеку в лесу Ведущий: Посмотрим, Сова, как дети справились с заданием.
10 Но прежде чем отправиться в путешествие по аптекам, вспомним основное правило поведения в природе: Не шуметь! Лес, луг, опушка леса это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме. Сова. Ребята, послушайте меня. Я хочу рассказать вам о Берёзке. Уральское дерево тоже лекарственное растение. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. Это про меня. На Земле насчитывается около 120 видов берез. Березовый сок прекрасный и очень полезный напиток; рекомендуется всем как общеукрепляющее средство. Почки березы используются в медицине как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек. Ребята, помните: сок березы можно брать только в определенное время и на специально выделенных вырубках. Ведущий. Нет на свете дерева милее и роднее березы! Сколько удивительных слов сказано о ней! Она воспета в стихах и прозе, в песнях, она персонаж хороводов, картин. Бережное отношение к березе это проявление заботливого отношения к своей малой родине. Отправляемся в «Луговую аптеку». (В.Рождественский. «Подорожник») Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет. Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли. При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка. Посмотрите на это растение. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка? Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой. Меня желтоглазым цветком называют, Сорвали цветок лепестками гадают, А чтобы счастливым поистине стать, Не стоит, поверьте, ромашки срывать. Родина ромашки Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись
11 по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку. Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля Отгадайте: Шел я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Крапива) Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей гласит народная мудрость. Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос. Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов. А вот и станция «Лесная». Мы пришли к лесной аптеке. Отгадайте: На зеленом шнурочке Белые звоночки. Белые горошки на зеленой ножке. Это ландыш. Самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло. Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков. А сейчас, ребята, мы отправляемся в «Зеленую аптеку» на опушке леса, чтобы познакомиться с мать-и-мачехой. Послушайте рассказ об этом растении. О нем написал В.Берестов: «Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара». Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку и станет тепло. Это мать говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке почувствуешь холод. Это мачеха.
12 Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле. Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, тысячелистник обыкновенный. В одной из древних рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем травы тысячелистника. Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта. Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тлей. Сова. Ребята! Вы все молодцы. Команды хорошо подготовились и прекрасно выполнили интересные задания, подготовили замечательные рассказы о лекарственных растениях. А посмотрите, какие интересные альбомы оформили ребята! Итак, о чем мы с вами узнали на занятии? (Ответы детей. Перечисляют лекарственные растения, называют их полезные свойства.) Мы познакомились с малым количеством растений, существует еще очень много других. Нужно ли охранять их? Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали. Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга это своеобразный закон об охране растений и животных, который надо выполнять. Нужно только не лениться, Нужно только поучиться Находить в лесу растении Те, что для людей полезны, И отступят все болезни! Будьте здоровы! А сейчас сыграем в игру «Целители». Приготовим из трав лекарство: от простуды, от ожога.
13 Приложение 3 Художественные произведения для ознакомления дошкольников БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их она вся покрыта густым войлочным опушением. С.П. Мацюцкий Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет. СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ Ты пошел в лес и вот неприятность! порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник. ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА А.А. Плешаков Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
14 В.Н. Андреева СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. * * * С.П. Красиков Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Загадки о лекарственных растениях. На откосе, на лугу, Босиком на снегу, Первые цветочки Желтые глазочки. (мать-и мачиха) У дороги вырос лекарь, Вдоль тропинки луговой; Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (подорожник) Кисть ягоды прекрасная, Жёлтая иль красная, Я достать её боюсь - О шипы уколюсь. Но уважаю с детства Сердечное средство. (Боярышник) С.П. Красиков
15 Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула) Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (Шиповник) Спроси телёнка и барашка Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. (Клевер) Такого модника как этот Ещё не видела земля, Он очень любит среди лета В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик) Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) Я шариком пушистым Белею в поле чистом. А дунет ветерок Остался стебелек. (одуванчик) Над лугом парашютики Качаются на прутике. (одуванчик) Шел я лугом, по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца жгучие лучи. (ромашка) Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
docplayer.ru
Детско-родительский экологический проект "Лекарственные растения"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «Ромашка» ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Детско-родительский экологический проект «Лекарственные растения нашего сада» г.о. Химки 2012 год |
Оглавление
Введение
1.Содержание проекта
1.1.Письмо лекарственному растению.
1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.
1.3.Именная книга.
1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.
1.5. Команда юных экологов.
1.6.Ознакомление с художественной литературой.
1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.
1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.
1.9. Слушание музыки.
1.10. Экологические викторины.
2.Вывод.
3.Список использованной литературы.
4. Приложение.
Справка о деятельности коллектива
Проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает исследование на экологической тропе зоны лекарственных трав.
Проект создавали и принимали участие: дети подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи,, учитель-логопед ,родители детей, воспитатель подготовительной логопедической группы, воспитатель-эколог
Введение
Место проведения исследования: территория МАДОУ № 56 «Ромашка»
Сроки выполнения проекта: май-август
Цель исследования:
Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
Задачи:
1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
2.Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3.Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.
4.Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада .
5.Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Обоснование
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, оно относится к образовательной области «Познание» , направлено на познавательно- речевое развитие дошкольников. Экологическое воспитание это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.
Методы исследования:
исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
ароматерапия;
слушание музыки.
1.Содержание проекта
1.1.Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить». (Приложение №1)
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
1.2. Разведка в царстве лекарственных растений.
Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.
Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту.
1.3. Именная книга (Приложение№2 )
Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.
Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
1.4. Открытие лесной аптеки в детском саду.
Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав. (Приложение №5)
В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.
1.5. «Команда юных экологов». (Приложение №3)
Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.
Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями
1.6. Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
В. Бианки “О травах”
Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”
1.7. Игры и беседы, загадки по экологии. (Приложение№4):
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
2.Дидактические игры: «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.
-Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
- «Секретный разговор»
Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой.
1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
“На участке ищем полезные растения”
“Где лучше посадить растения?”
“Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
“Высадка мяты ”
1.9. Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
В.Моцарт “Цветы”
П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
М. Протасов “Одуванчики”
1.10. Экологические викторины: (Подведение итогов)
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Викторина “Знатоки целебных трав”
“Лекарственное растение нашего региона”
“Планета целебных растений”
“Растения- помощники человека”
Достигнутый результат.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собираем материал о лекарственных растениях нашего сада,. г.Химки и Московской области. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Список использованной литературы
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство- Пресс 2009.
Приложение№1
Письма лекарственным растениям.
«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».
Воронин Максим
«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет»
Белоуско Катя
«Ты очень жгучая - крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой дружить, ты перестанешь «кусаться»
Хрящёв Ян
«Давай дружить с тобой – сирень. Ты такая разноцветная, красивая и нарядная, а еще ты пахуч Я никогда не буду ломать твои ветки, и ты не будешь плакать»
Кучеренко Даша
« Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».
Дачкина Лена
«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».
Кириллова Лена
«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».
Капаклы Вова
Приложение №2
Именная книга.
Мать-и-мачеха
Народные названия: подбел, камчужная трава.
Применение в медицине
Листья мать-и-мачехи, содержащие слизь, горький гликозид туссилягин, танин и дубильные вещества, входят в состав грудного сбора; в народной медицине это растение употребляется от очень многих болезней.
Мать-и-мачеха — ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом, пневмокониозом и эмфиземой лёгких.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для диабетиков!) подсластить мёдом.
Загадки
И матушка родная, и мачеха злаяБок о бок живут — через стеночку.
На откосе, на лугу, Босиком на снегу,Первые цветочки — Желтые глазочки.
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
Материал собран семьей Воронина Максим а
Подорожник.
Применение в медицине
Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.
Загадки о подорожнике
Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,Ему все нипочем.
У дороги вырос лекарь,Вдоль тропинки луговой;Он для нас с тобой аптекарь.Догадайся, кто такой?
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
Материал собран семьей Хрящёва Яна
Мята
МЯТА,Название рода происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде, возлюбленной бога подземного царства Гадеса. Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту
Применение
Растение широко используется: в пищевых продуктах, в косметике — мята японская и мята перечная ;в фитотерапии и ароматерапии — мята перечная, мята водяная ,мята болотная ;в фармакологии — преимущественно мята перечная.
Интересные факты
Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса
Материал собран семьей Кирилловой Лены
Пастушья сумка
Пасту́шья су́мка, или Су́мочник— род травянистых растений из семейства Капустные .
Латинское научное название дано по форме плода: лат. — ящичек, ларчик.
Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.
Наиболее известный вид — Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, однолетнее или двулетнее растение, широко распространённое в европейской части России. На окультуренных территориях является обычным сорняком.
Применение в народной медицине.
Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной медицине, в том числе в качестве кровоостанавливающего средства в гинекологической практике.
Листья пригодны в пищу.
Материал собран семьей Воронина Максима
Сирень
Научное название сирени происходит от греческого «syrinx», что означает «трубка», «дудочка». Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга
Применение в народной медицине. Сирень — хорошо известное в народной медицине лекарственное средство. В лечебных целях используют ее кору, почки, листья и цветки. В химическом отношении сирень изучена недостаточно. Известно, что различные ее части содержат горький гликозид синигрин, эфирное масло, сиригнопикрин и фарнезол.
Материал собран семьей Хрящёва Яна
Ландыш
Ландыш майский — широко известное лекарственное растение, входящее в фармакопеи многих стран.
Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша —лилия долин.
Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.
По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком — символом чистоты, любви и грусти.
Материал собран семьей Кучеренко Даши
Чистотел
Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10—15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3—4 раза в день.
Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.
Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?
Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.
Рецепты народной медицины:
- Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.
Ромашка
Применение в народной медицине.
Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.
Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.
Как же я люблю лето! А ромашки… Вы любите ромашки? Считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А ее название происходит от латинского слова солнца Ра. А еще говорят, что ромашки – это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков.
Если вы увидели ромашки во сне, то знак это благоприятный, сбор ромашек в поле символизирует благополучие, а если вам приснился букет ромашек, то вас ждет счастье.
На ромашке гадали, наверное, во все времена. Для того, чтобы узнать ответ на вопрос, который не давал покоя, взяв в правую руку ромашку, а лепестки обрывая левой рукой, нужно было приговаривать «да», «нет», «сбудется», «не сбудется», пока не сорвешь последний лепесток, который и будет ответом, а если вам приснился букет ромашек, то вас ждет счастье.
Загадки о ромашке
Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
Шел я лугом, по тропинке,Видел солнце на травинке. Но совсем не горячиСолнца жгучие лучи.
Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
На верхушке стебелька — Солнышко и облака. Белая корзинка, золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце.
Стоит в поле кудряшка —Белая рубашка,Сердечко золотое,Что это такое?
Упрятав мордашки в широких панамах,Ромашки выходят гулять на полянах.У каждой ромашки расшита рубашкаС зеленым листочком-платочком в кармашке.
С.П. Красиков
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Материал собран семьей Капаклы Вовы
Одуванчик.
Одуванчик лекарственный, род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.
Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.
Применение в народной медицине.
Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистымБелею в поле чистом.А дунет ветерок — Остался стебелек.
Над лугом парашютики Качаются на прутике.
* * *
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Материал собран семьей Дачкиной Лены
Приложение №3
Команда юных экологов.
Воронин Максим
Капаклы Вова
Дачкина Лена
Кучеренко Даша
Кириллова Лена
Хрящёв Ян
Приложение №5
Правила сбора лекарственных растений
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
infourok.ru
Поляна лекарственных трав в ДОУ
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад № 11
г.Балаково Саратовской области
СОЗДАНИЕ ПОЛЯНЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ
НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ
Кишкань Любовь Ивановна воспитатель
МДОУ-детский сад № 11
Октябрь 2011г.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимодействий ребёнка с природой ещё полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности. Знания о живом организме позволяют ребёнку в дальнейшем осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ, творением космическим, частью природы.
Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе дошкольных учреждений и в семье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются необходимые привычки и навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни, научить пользоваться силами природы, то есть лекарственными растениями, не могут создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма, его работоспособности. Этот пробел могут восполнить воспитатели ДОУ.
На территории нашего деткого сада решили создать «Поляну лекарственных трав». Были разбиты клумбы с такими лекарственными травами как
мята перечная,
мята лимонная (мелисса),
тысячелистник,
бессмертник,
зверобой,
подорожник,
полынь,
пастушья сумка,
спорыш,
репейник (лопух),
цикорий,
ромашка аптечная,
гусиная лапчатка или калган.
Зная о том, что многие садовые цветы имеют лекарственные свойства, решили и их поселить на «Поляну лекарственных трав»: календулу, эхиноцею, топинамбур, бархатцы.
Кроме этого высадили деревья и кустарники (клён, сосна, липа, ясень, каштан, боярышник, облепиха, вишня, слива, малина), так как они тоже нас лечат.
В это лето «Поляна» носила ознакомительно-информационный характер. Воспитатели с детьми приходили на экскурсию, и я рассказывала о лекарственных растениях, растущих на «Поляне». Дети проводили несложные опыты, эксперименты, устанавливали связи: растение — земля, растение — вода, растение — человек. Результаты экспериментов фиксировались в календаре наблюдений в группах. Мне удалось заинтересовать поляной не только детей, но и сотрудников детского сада, родителей. Они приходили на поляну, расспрашивали о растениях и их лечебных свойствах, делились своими знаниями.
В следующем году планирую изготовить таблички — указатели с названиями растений. Совместно с родителями оформить «сборник» лекарственных растений, включающий в себя народные рецепты, рисунки детей, сказки о лекарственных травах, выращенных на «Поляне», фотоматериалы. Для того чтобы дети приходили не только знакомиться с лекарственными растениями, наблюдать за их ростом, но и формировать интерес к оздоровлению собственного организма, решила между клумбами с растениями проложить фитотропу.
Отработав много лет в детском саду, с удовольствием учила детей наблюдать природу, рассматривать растения, знать их названия. Каждую прогулку начинала с обхода территории детского сада, приглашая детей то в «Берендеево царство», то в гости к «Дубу-дубочку». Я рассказывала детям о каждом растении — как растёт, какими лекарственными свойствами обладает. Часто детям повторяла, что каждое растение лечит, просто надо хорошо знать где растёт, какие части применяются для лечения.
Использовала стихи, песни, загадки, знакомила с простыми, доступными детям рецептами (оцарапал коленку — приложи листочек подорожника; заболело горло — попроси маму заварить ноготки, ромашку, малину). Рассказывая детям о новом растении всегда повторяла правила: будь осторожен с растениями, не пробуй на вкус незнакомые растение и ягоды.
Часто беседовала о пользе растений с родителями, особенно с бабушками, которые знают о лекарственных растениях, их применении в жизни. Рассматривая растения, старалась довести до сознания детей, что растения живые и ,срывая цветок, листочки, ломая ветки, мы делаем растениям больно.
В итоге дети подготовительной группы хорошо знали деревья, кустарники, травы, растущие на территории детского сада, рассказывали какую пользу приносят организму лекарственные растения.
sundekor.ru