Урок по природоведению на тему: "Жизнь растений". Что необходимо растению для жизни
Урок по природоведению на тему: "Жизнь растений"
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- На основе наблюдений дать представление о том, какие условия необходимы для нормального развития растения;
- повторить классификацию растений;
- развивать речь;
- расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент
-Встали, ребятки, здравствуйте! У всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу! Садитесь!
2. Целевая установка
В начале урока вам предстоит отгадать кроссворд.
Лист поделен на клетки. В каждой клетке есть секрет.
-Разгадав кроссворд, вы узнаете, изучение какой темы мы сегодня продолжим.
Итак, слушаем 1-й вопрос ... и т.д.
1) Это растение выглядит, как настоящее дерево, и никогда не цветет.
2) Назовите одним словом корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
3) У какого дерева хвоинки осенью желтеют и опадают?
4) У него есть все части растений, несколько стволов покрытых корой.
5) О ней в загадках говорят: “Зимой и летом одним цветом”.
6) Как называется наука о растениях?
7)
Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит?
8) сновной корм северных оленей.
- Прочитайте слово получившееся в выделенных клетках (растения) .
- Именно о растениях мы и продолжим сегодня разговор.
3. Повторение пройденного материала
Беседа по вопросам
- Вспомните классификацию растений и скажите, на какие группы делят растения?
- Какие органы растений вы знаете?
- Какая разница между культурными и дикорастущими растениями?
- Каким одним словом можно назвать растения, которые выращивают на полях, огородах, бахчах и в садах?
- Сейчас, я проверю, как вы их хорошо знаете.
Тестирование учащихся
- Выберите номер правильного ответа и обведите.
Тест
1) Какое из этих растений люди выращивают в садах?
а) пшеница
б) слива
в) помидор
2) Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?
а) рожь
б) ель
в) огурцы
3) Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?
а) дыня
б) овес
в) яблоня
4) Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахчах?
а) свекла
б) арбузы
в) картофель
5) Каким одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?
а) овощи
б) фрукты
6) Какую часть растения используют для размножения культурных растений?
а) цветок
б) лист
в) семена
4. Физминутка
Дети под музыку выполняют упражнения:
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.
5. Работа по теме урока
- А сейчас, продолжая наш урок, мы с вами установим, что нужно растениям для роста и развития на основе ваших наблюдений. Дома вы проводили опыты и наблюдали за тем, как прорастали семена фасоли в разных условиях.
1 -й опыт
- Рассмотрим первый опыт: одно семя вы положили в сухую тряпочку, а другое семя в мокрую. Пронаблюдав за семенами, сделайте вывод, что необходимо для прорастания семян? (ВОДА, слово на доске)
- Растениям нужна вода. Но растение из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с водой и растворенные в ней минеральные соли, которые находятся в почве.
2-й опыт
- Рассмотрим второй опыт: теперь проросшие семена фасоли, в которых появились корни, вы посадили в разные горшочки с землей и поставили в разных уголках своего дома. Куда вы поставили 1-й горшочек? 2-й? 3-й? Вы их поливали и наблюдали за их развитием и ростом. Рассмотрите растения, находившиеся в темном месте (в шкафу) и на свету (на окне) .
Сделайте вывод: какое условие необходимо для нормального развития растений? (СВЕТ на доске)
- Для роста растениям необходим свет, который они улавливают в основном листьями. На свету листья зеленого цвета, они образуют крахмал и сахар, необходимые для роста и развития растения. В темноте растение вырастает длинным, вытянутым и хилым, а листья у него желтые.
- Рассмотрите растение, поставленное в прохладное место, как оно развивалось?
- При температуре ниже нуля у растения никакого роста нет. Несколько выше нуля начинается медленный рост, и он усиливается с повышением температуры.
- Значит, какое еще необходимое условие нужно для роста и развития растений? (ТЕПЛО на доске)
- Растение, как животные и человек - дышит. Что им для этого им необходимо? (ВОЗДУХ на доске)
- Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, то растение наоборот: поглощает углекислый газ, а выдыхает кислород, необходимый для жизни человека. Поэтому растения называют “легкими города”, они очищают воздух.
6. Первичное закрепление
- Наши наблюдения убедили нас в том, что растениям для нормального развития необходимы:
вода
свет
тепло
воздух {хором)
За время своей жизни растение претерпевает много изменений: Ваше растение только в начальной стадии развития, а теперь посмотрим фрагмент из фильма, как будет развиваться ваше растение дальше, обратив внимание на начало его развития и на его окончание.
{Показ фрагмента)
7. Вторичное закрепление
- Заканчивая урок, давайте еще раз вспомним, что необходимо растению для его роста и развития?
(Работа по карточкам, рисунок 1)
8. Итог урока
(Показ фрагмента)
- Посмотрев эти кадры, в голову приходят слова:
“Если видишь что-то красивое, если видишь что-то хорошее - остановись!”
- А могут ли люди жить без природы?
9. Домашнее задание:
Подготовить рассказ о том, что необходимо растениям для роста и развития.
(Оценки - за опыты, тесты {После проверки})
Урок окончен!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Условия, необходимые для жизни растений Срок жизни растений.
Класс 2 «Г» учитель начальных классов Лингер Л.И. г.Костанай школа – лицей №2
Тема урока: Условия, необходимые для жизни растений Срок жизни растений.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с условиями, необходимыми для жизни растений и для чего нужны ему воздух, тепло и свет, повторить какие бывают плоды, части растений, узнать дополнительные сведения о растениях.
Развивающая: развивать внимание, мышление, зрительную память, наблюдательность;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, почве и всему окружающему нас миру
Тип урока: комбинированный
Вид урока: стандартный
Ход урока:
Этапы урока
Содержание учебного материала
1Орг.момент,
речевая разминка
2.Актуализация знаний
3. Новая тема
5.Индивидуальная работа ученика
(эксперимент)
6. Физминутка
7. Работа по теме
8. Физминутка
9.Индивидуальная работа ребят
10. Работа с текстом
11Закрепление
12. Итог урока
Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок.
Вот и начался урок.
Все на месте, всё в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
Проверка домашнего задания: тест
1. Растение – это…
Р) живой организм.
Д) неживой организм
В) неживая природа
2) Сколько всего органов у растений?
О)10 Д)5 А)6.
3) Что такое корень?
С) часть, которая находится в почве.
Д) часть, которая находится на поверхности
В) орган, который поглощает углекислый газ
4) Как называется вещество, которое придает листьям зеленый цвет?
Р) пигмент С) меланин Т) хлорофилл.
5) Из какого органа растения развивается плод?
И) стебля Е) цветка. О) корня
6) Для жизни растению нужны…
К) Тепло, свет Д) Вода, воздух Н) Тепло, свет, вода, воздух и питательные вещества.
7) Большое количество воды требуется для растения…
Е) во время созревания
И) в процессе роста.
О) во время цветения
8) Питательные вещества для роста, растение берет
Е) от солнца О) из воды Я) из почвы.
-Какое получилось слово? (РАСТЕНИЯ)
Тема урока: «Растению нужны воздух, тепло и свет. Срок жизни растений».
Знать: что нужно растению для жизни и срок жизни растений.
Уметь: определять органы растений, срок жизни растений; выделять главное.
Работа в группах . Составить правильно предложение из данных слов.
1 ряд - Растение – это живой организм.
2 ряд - Растения – зеленая одежда Земли.
3 ряд - Растения - легкие нашей планеты.
- Как вы думаете, почему их так называют?
Потому что, воздух дают нам растения, листочки
Благодаря растениям, мы с вами можем легко дышать. Ведь воздух насыщен кислородом.
- Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез?
Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не могли бы жить .
Но ребята, не только человеку нужен воздух, но и самим растениям он тоже необходим. Главным условием роста растений является воздух.
Эксперимент дома
Если взят два листочка и поставить их в стаканы с водой, в один стакан с водой мы нальем тонкий слой растительного масла, которое задерживает поступление воздуха в воду. Через некоторое время можно заметить, что растение, находящееся в стакане с маслом, начинает чахнуть и в конце концов погибает. А растение, находящееся в воде наоборот начинает свой рост.
ВЫВОД: Растению жизненно необходим воздух!
А так же нужна и вода!
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде раз!
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде два!
- Ребята, а что ещё необходимо для жизни и роста растений?
ЗАГАДКА: Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце)
Солнце дает тепло и свет. Пока почва хорошо не прогреется, нельзя начинать посев семян.
А) Весной - начинается рост растений
Б) Летом – растение не только растет, но на нем появляются плоды.
В) Осенью – сбор урожая
Г) Зимой – листья опадают с деревьев и кустарников, засыхают травянистые растения.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что если одно растение поставить в шкаф, куда не проникают солнечные лучи, а другое на подоконник. Через некоторое время мы обнаружим что, растение которое находилось, в шкафу оно погибло, а то которое стояло на подоконнике продолжало расти.
ВЫВОД: Растениям необходимо тепло и свет!
-Каждое растение имеет свой срок жизни. Например
1) арбуз , морковь
2) клубника, помидор
3)перец, берёза
Работа в группах. Придумайте и запишите свои пары растений.
- Каждое растение имеет свой срок жизни. Одни живут всего несколько месяцев, другие живут десятки и сотни лет.
Например: овес, весной развивается из семени, а осенью отмирает. Оно называется однолетним.
Морковь – двулетнее растение. В первый год развивается корнеплод и листья, а во второй год – цветки и семена.
Некоторые растения многолетние. Они живут от 3-х и более лет. Одуванчик, верблюжья колючка, роза, тюльпан и многие другие. Все деревья многолетние растения.
Индивидуальная работа ребят.
«Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?»
Загрязнение почвы тяжелыми металлами – одна из серьезных экологических проблем, с которой столкнулся современный человек. С недавних пор ученые предложили оздоравливать почву с помощью биометода, используя некоторые виды растений, обладающие способностью избирательно накапливать в своих клетках определенные виды тяжелых металлов. Таким свойством обладает сахалинская гречиха. Это растение было использовано для очистки отравленной мышьяком почвы на военном полигоне, где раньше испытывали химическое оружие. Через два года после посадки ядовитые вещества больше не обнаружились.
«Как растения предсказывают погоду?»
Непогода никогда не застанет врасплох наблюдательных знатоков растений: они вовремя предупредят о приближающемся ненастье. Заметил, на траве ранним утром блестит роса – смело отправляйся в поход или просто на прогулку: дождя не будет.
Берегись дождя, если белая кувшинка, полевой вьюнок, мальва, клевер, одуванчик, фиалка закрыли венчики своих цветов. Предчувствуя приближение дождя, сильно пахнут жимолость, сирень, левкой, душистый горошек, петунья. Листья деревьев показывают свою изнанку – дождь близко.
Растения могут рассказать нам и о погоде на много месяцев вперед. Замечено, что большой урожай рябины – к холодной зиме, а много желудей на дубе – к теплой. Если бурьян вырос очень высоким – зимой будет много снега. А если подзадержались в лесу грибы, вспомните: «поздний грибок – поздний снежок», не скоро ещё земля покроется пушистым белым покрывалом.
РАБОТА В ПАРАХ
«Из чего делают жевательную резинку?» Сапподилла – небольшое дерево с простыми кожистыми листьями родом из Мексики и Центральной Америки. У него такие сладкие, вкусные, сочные плоды, что его стали выращивать во всех тропических странах. Плоды круглые, зеленовато-коричневого цвета и похожи одновременно и на грушу и на яблоко. Мякоть у сапподиллы сочная, розовато-белая или красновато-коричневая. Эти плоды кажутся вкусными не только людям, но и всей живности в округе. Из коры сапподиллы, если сделать надрез, вытекает камедь – густая клейкая жидкость, которую называют «чикл». Она и становится основой жевательной резинки.
-Какое дерево сапподиллы?
-Откуда оно родом?
-Какие у него плоды?
- Что делают из коры сапподиллы?
ТЕСТ
1. Воздух насыщен кислородом благодаря…
□ солнцу
○ растениям.
∆ человеку
2. Растению жизненно необходимо
□ тепло
○ тепло, свет, воздух, вода.
∆ воздух
3. Что происходит весной с растением?
□ погибает
○ созревают плоды
∆ начинает свой рост.
4. Что происходит осенью с растением
□ погибает
○ созревают плоды, сбор урожая.
∆ начинает свой рост
5. Берёза, сосна, тополь, дуб – живут…
□ 1 год
○ 2 года
∆ много лет.
Ответ: ○○∆○∆
- Что нового вы узнали о растениях?
Домашняя работа 1 уровень стр.83 - 84 читать, отвечать на вопросы
2 уровень стр.85-86 пересказ, отвечать на вопросы 1,3,4,6.
3 уровень реферат «Сокровища растительного мира»
infourok.ru
Что необходимо для жизни животных и растений? Везде ли одинаковы условия для жизни, где они благоприятны, а где не очень?
Животным и растениям для жизни необходимы источники энергии. Ими могут быть вода, свет, воздух, органические вещества. Большинство растений используют солнечную энергию, углекислый газ и воду для получения энергии и органических веществ (происходит процесс фотосинтеза). Также для дыхания растениям необходим кислород. Животные не нуждаются в солнечном свете так сильно, как растения, но все же он им необходим. Животным для жизни необходимы вода, кислород, пища, минеральные соли и витамины и др. Исключение хотя бы одного компонента может привести к смерти организма или к его ослаблению. в жизни растений: 1. благоприятные условия: хорошая почва, теплый климат, вода. 2. неблагоприятные: сухая почва, никакого ухода за растением, холода и мерзлота в жизни животных: 1. благоприятные условия: способность охотиться, вода, много разной полезной пищи. 2. неблагоприятные: животное может заболеть, засуха, однообразная еда, пойманное животное перед употреблением может быть заразно и болеть разными заболеваниями.
Арктика? Африка? Сибирь?
touch.otvet.mail.ru
Что необходимо для роста растения??
Свет, тепло, вода, воздух и питательные вещества - жизненные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений. Все они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, должны подбираться с учетом вида растения и времени года. Свет - основной жизненно необходимый фактор определяющий развитие зеленых растений. Он служит источником энергии для фотосинтеза, в результате которого зеленые растения вырабатывают углеводы, необходимые ему для роста. Свет влияет на направление роста, форму, цвет листьев, развитие цветка. С уменьшением интенсивности света замедляются жизненные процессы. Интенсивность света выражается в люксах. Тепло-стимулирует рост, питание и процессы, происходящие в почве. Необходимое условие для всех растений: температура почвы не должна быть выше температуры помещения. Вода - основная составная часть растения. Она необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, движения образующихся в результате его органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов. Если растение не получает необходимое ему количество воды, оно становится вялым. Если ее слишком много, появляются такие же симптомы. В теплых или солнечных местах земля в горшках высыхает гораздо быстрее, чем в прохладных и тенистых. Растения с крупными, мягкими листьями нуждаются в большем количестве воды, т. к. испаряют больше влаги. Воздух. Для хорошего развития и роста большинству комнатных растений необходим свежий, чистый и не слишком сухой воздух. В духоте, если растения стоят слишком тесно, возникает благоприятная питательная среда для вредителей. Сквозняк, а также воздух, пропитанный газами или сигаретным дымом, - причина опадания листьев, цветков и бутонов. В субстрате, в котором выращиваются растения, должны содержаться все необходимые питательные вещества в легкоусваиваемой форме. Хороший субстрат должен содержать достаточное количество влаги и пропускать воздух. Субстраты вы можете составить самостоятельно из различных земляных смесей. Различают почвы, основанные на плодородной глине и на торфе (торфяном мхе) или его заменителе. Большая часть растений будет хорошо расти при любом типе смеси, но существуют "за" и "против", делающие какую-то одну более или менее пригодной для конкретного растения. Смеси, основанные на глине, включают стерилизованную глину как главный компонент, а также песок и торф для улучшения ее структуры и удобрения в дополнение к тем элементам, что уже присутствуют в почве. Глинистые смеси тяжелы и пригодны для крупных растений с мощной надземной частью, таких, как пальмы, поскольку придают устойчивость горшку. Смеси, основанные на торфе легки и приятны на ощупь, многие растения прекрасно себя чувствуют в них. Иногда добавляют песок или другие материалы, но качество зависит и от добавления удобрений для поддержания роста. Торфяные почвы дома требуют большего внимания, чем глинистые. Они могут совершенно высохнуть, и тогда их трудно снова увлажнить, но их также легче и "залить". В некоторых районах запасы торфа малы, и вместо торфа используют альтернативные продукты: шелуху кокосовых орехов или измельченную кору, корни папоротников. Существуют также добавки для почвенных смесей такие, как крошки стиропора, перлит, вермикулит, керамзит, которые делают субстрат рыхлым и обеспечивают корням хорошую аэрацию при сохранении влаги. А керамзит также хорошо удерживает воду, при необходимости отдавая ее корням. Лишь для немногих растений обычные почвенные смеси являются непригодными. Растения, не выносящие извести, такие как азалии, многие бегонии, вересковые и сенполии (фиалки) , будут плохо расти на обычных почвах, для них потребуется особый "вересковый" субстрат, который необходимо приобрести в специальных магазинах или цветочных питомниках.
свет, вода, почва
Подобрать правильную почву, тепло, свет, подкормки и конечно же любовь хозяйки! Они это чувствуют!!!
Любовь, - а свет, воздух, воду и прочее, не менее важное, тогда дадите Вы ЕМУ уж ТОЧНО!
влага. тепло и свет. удобрения и микроэлименты.
Свет, вода, удобрения, в зависимости от того какой цветок-определённая влажность воздуха.
Те условия которые нужны растению. Тепло, вода, свет, удобрения, почва))
Свет, тепло, вода, воздух и питательные вещества-жызнненые факторы, обеспечивают рост и развитие растений
свет вода тепло воздух почва
Воздух, тепло, солнечный свет, почва.
Обязательно: почва, вода, воздух, свет, тепло. Необязательно: звуковые волны, пищевые добавки (удобрения).
touch.otvet.mail.ru