План-конспект урока окружающего мира для 1 класса по теме "Дикорастущие и культурные растения". Растения культурные и дикорастущие 1 класс
Урок по естествознанию на тему "Культурные и дикорастущие растения" (1 класс)
Краткосрочный план
2.Живая природа(В контексте темы «Моя школа»)
Подраздел
1.2.1 Растения
Сквозная тема
Моя школа
Цели обучения
1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения;
Ожидаемые результаты
Все учащиеся:
различают дикорастущие и культурные растения.
Большинство учащихся выделяют сходство и различия дикорастущих и культурных растений.
Некоторые учащиеся:
аргументируют значимость культурных растений
Языковые цели
Учащиеся будут: обсуждать и сравнивать сходства и отличия растений (например, между культурными и дикорастущими растениями
Ключевые слова и фразы:
Дерево – ағаш, tree
Куст- бұтақ, bush
Трава – шөп, qrass
Вопросы для обсуждения:
В чем отличия/сходства кустарников от деревьев?
Как вы думаете, эти растения дикорастущие или культурные?
Назовите 10 местных растений
Почему вы считаете, что данное растение культурное/дикое?
Письменные задания:
Соедините рисунок с правильным заданием
Критерии успеха
Дети различают группы растений;
Различают дикорастущие и культурные растения на рисунках
Аргументируют значимость культурных растений
Предыдущее обучение
1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы;
Создание коллаборативной среды. Разминка.
- Ребята, давайте сделаем небольшую разминочку, повторяйте за мной:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, руки встряхнули,
Ветер сбивает росу.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.
2) Деление на группы: собрать пазлы с изображениями (дуб, смородина, одуванчик, яблоня)
1 группа – дуб
2 группа – смородина
3 группа – одуванчик
4 группа - яблоня
Команда собравшая пазл раньше всех поднимает руки вверх «Пять рук»
Исследовательская беседа
- Какие растения мы собрали?
- Где встречаются эти растения?
- Можем ли мы разделить их на какие-нибудь группы?
- Что общего между ними?
- Чем они отличаются?
- А как-нибудь еще можем разделить эти растения?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Картинки
Дуб,
смородина,
одуванчик,
яблоня
Середина урока
Введение в тему. Показ слайда. Задание для групп.
«Составление семантического графа»
Распределите картинки этих растений, дать характеристику:
Культурные растения
Дикорастущие растения
(Дифференцированное задание)
1-группа «Дерево»
Груша и берёза
2-группа «Кустарники»
Смородина и
3-группа «Трава»
Клубника и кувшинка
4-группа «Яблоня»
Яблоня и дуб
/Совместное составление с детьми критериев к заданию/
Правильно сгруппировать растения.
Различать растения по признакам.
культурные
дикорастущие
После окончания работ группы по часовой стрелке оценивают по дескрипторам составленных критерий.
Дескрипторы:
Находят рисунок дикорастущего/культурного растения.
Сходство/отличие растений
Применяется стратегия формативного оценивания:
«Две звезды и одно пожелание». Каждая группа указывает на стикерах.
Физминутка «Угадай-ка»
- Назвать растение. Какое это растение? Дикорастущее или культурное? При показе культурных растений – хлопнуть в ладоши, при показе дикорастущих растений – топнуть ногами. Каждой группе показ на слайде по два растения, остальные группы оценивают стратегией «Большой палец»
Конец урока
Составление кластера «Растения»
- Что мы узнали про растения?
Межпредметныесвязи
1. Командам собрать пазлы с изображениями (дуб, смородина, одуванчик, яблоня).
2. Исследовательская беседа
3. Задание для групп.
«Составление семантического графа»
4. Задание для физминутки
1.«Пять рук»
2.Смайлики
3.«Две звезды и одно пожелание»
4. «Большой палец»
Познание мира,
Математика,
ИЗО
Привитие ценностей
Навыки использования ИКТ
Рефлексия
Ценности — воспитание любви, внимания к природе, родному краю, бережное отношение к
природе, осознанию себя в этом мире.
Ценности — сотворчество, сотрудничество.
Использование ИКТ на уроке делает работу учащихся активной и целенаправленной, развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации о растениях, развивает познавательные интересы.
Составление кластера «Растение»,
На этапе рефлексии «Одним словом» дети встают в круг и передают цепочкой «одним словом» свое мнение - настроение «как для меня прошел урок?».
Итоговая оценка
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Ход урока | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I .Самоопределение деятельности | Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности | ||
1.Приветствие | Здравствуйте, ребята! Я прошу Вас подойти ко мне, встаньте в кружок! Возьмите друг друга за руки! Я дарю Вам свою улыбку и прошу Вас, чтобы вы подарили мне свою! У Вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный осенний день и нашу встречу! А сейчас… | Учащиеся подходят к учителю, встают в кружок. | Личностные УУД -формирование интереса к учению, мотивирование к учебной деятельности |
2. Мотивация к учебной деятельности (…мин) | Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо!Мы легонечко вздохнем,Урок окружающего мира начнем! | Ребята подходят к своим партам. Садятся на свои места. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности . ( …мин) Слайд 1 Слайд 2 Картинки: машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик. Слайд №3 | Цель: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового. | Познавательные УУД : умение выразительно читать стихотворение. Познавательные УУД – умение группировать предметы на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД – умение вступать в речевое общение, принимать участие в диалоге со сверстниками, учителем. Регулятивные УУД -умение обобщать и классифицировать по признакам. | |
- Так что такое природа? Верно! Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду встретите их. -Внимание на экран! Игра: «Какая картинка лишняя и почему?» Если не называют «лишнее» из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос: - Как одним словом назвать все объекты природы? -Ребята, для чего нам необходимы растения? -У нас в классе есть ребята, которые уже умеют читать. Прочитайте, какое значение имеют растения для человека. - Знаете ли вы, что в г. Приволжске выпускают льняные ткани, которые ценятся не только в нашей стране, но и за рубежом. А в г. Плесе стало доброй традицией ежегодное проведение фестиваля «Льняная палитра». | Ученик читает стихотворение: Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло-голубое,Солнце светит золотое.Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Поле, речка и трава,Горы, воздух и роса.Человек и время года – Это все вокруг… (природа) К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек. Примерные ответы детей: Машина – все остальное природа;Солнце - все остальное живая природа;Петух - все остальное растения. - Растения. -Ответы учащихся Ученица читает на слайде. | ||
III. Постановка учебной проблемы. ( … мин) Проверка работы в группах. (…мин) | Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать затруднение, причину затруднений. | Познавательные - общеучебные УУД- осознанное построение речевого высказывания. Познавательные УУД – постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД -умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Познавательные УУД – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сравнивать растения:находить общее и различие. Общеучебные УУД – осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | |
Растительный мир богат и разнообразен. -Сегодня я предлагаю вам расширить свои знания о растительном мире. Оказывается, все растения мы можем разделить на две большие группы. Хотите узнать, какие ? -Но мне нужна ваша помощь, ребята! -Давайте попробуем все растения разделить на две группы. Для этого будем работать в группах: разделите предложенные растения на 2 группы. -Проверим выполнение Вашей работы – Почему объединили эти растения (крапива, сосна, орешник ) в одну группу? - Верно! Еще говорят, что эти растения растут в дикой природе. - Почему объединили эти растения (яблоня, крыжовник, огурец) в другую группу? - Правильно! Говорят, что такие растения окультуренные человеком. – Предположите, о каких растениях пойдет речь на уроке? -Их называют дикорастущими. Они носят название культурные растения. | Ученик читает стих: Не можем жить мы без растений! Об этом скажет только гений. Как воздух нам нужны они. Они разнообразны… И все по-своему прекрасны!» -Да! Самостоятельная работа учащихся- У каждого учащегося на одежде прикреплен бейджик с №1 или №2. Ребята подходят к столу и, работая в группах, могут разделить растения (крапива, сосна, орешник, яблоня, крыжовник, огурец) на 2 такие группы: растения, растущие сами по себе (крапива, сосна, орешник) и растения, за которыми ухаживает человек (яблоня, крыжовник, огурец) Все учащиеся садятся на места. Один ученик от группы выступает. - Растут в лесу, в поле, на лугу . - Растут в саду, в огороде. -О растениях, которые растут сами по себе. -И о растениях, которые выращивает человек. | ||
| Цель: самостоятельное целеполагание детьми, формирование регулятивных универсальных учебных действий. | ||
Слайд №4 Слайд №5 (Цель урока) | - Как будет звучать тема нашего урока? Открываю на доске тему. - Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить все растения на две группы и объяснить принятое решение. - Чему вы хотите научиться на этом уроке? | - Дикорастущие и культурные растения. -Нет! -Я хочу научиться различать дикорастущие и культурные растения. -Я хочу знать, какие бывают дикорастущие и культурные растений. | Логические УУД- (выдвижение гипотез) Регулятивные УУД-самостоятельное целеполагание учащимися. |
V. Построение проекта выхода из затруднения, поиск решения. ( … мин) Слайд № 6 (культурные растения) Слайд №7 (дикорастущие растения) Слайд 8 (плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком) | Цель: построить проект выхода из затруднения. | Личностные УУД -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД -- умение извлекать информацию из иллюстраций; характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. Познавательные УУД –умение производить сравнение и классификацию по заданным критериям. Личностные УУД - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД (прогнозирование) Личностные УУД - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД - умение осуществлять действие по образцу . Коммуникативные УУД -умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные УУД (действие смыслообразования) Регулятивные УУД -умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | |
-К нам на урок прилетела бабочка. Она летает везде, садится и на культурные растения и на дикорастущие, поэтому она будет сопровождать нас на уроке. Предлагаю вместе с ней научиться отличать культурные растения от дикорастущих. -Подскажите бабочке, какие это растения? - Какие растения называются культурными? - Подскажите бабочке, а это какие растения? - Что такое дикорастущие растения? - Откуда же взялись на земле культурные растения? В древние времена все растения на земле были дикорастущими. От дикорастущих предков и произошли все плодовые растения, которые выращивают в садах. Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поближе к своему жилью. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения. - Сейчас бабочка вас познакомит с двумя яблоньками. Откройте учебник , где закладка – левая страница. Одну яблоньку бабочка повстречала в лесу. К каким растениям относится эта яблоня? - А другую - в нашем школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня? - А кто из вас встречал дикую яблоню? - В нашей деревне Панино тоже растёт несколько диких яблоней… - Может из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони? - Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются? - Верно! Культурные формы плодовых растений сильно отличаются от дичков своими крупными, сочными и сладкими плодами. Посмотрите на яблоки, какие они все разные . Учитель показывает яблоки разных сортов.) - Известно ли вам, что во всех овощах и фруктах находится много витаминов, которые называются витаминами роста? Люди выводят сорта культурных растений. Их называют селекционерами. В г.Иваново находится сельскохозяйственная академия – один из старейших вузов России, которая готовит специалистов сельского хозяйства. Выводить новые сорта растений - это нелегкий труд, требующий больших знаний и умений. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы получить хороший урожай? | - Культурные. - Это растения, которые посадил и вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай, употребляет в пищу. - Дикорастущие. - Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают. Ответы детей. - К дикорастущим. - К культурным. Ответы детей. Ответы детей. -Плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие. -Для этого нужно много трудиться! | ||
VI.Физкультминутка | Цель: уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала. | Регулятивные УУД – умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценить правильность своих действий. | |
Давайте и мы с вами тоже поработаем! Игра «Какие бывают растения». Правила: исходное положение – стоя у парты. Если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть. Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы. | Учащиеся выполняют движения, внимательно слушая слова учителя. | ||
VII. Первичное закрепление ( …мин) | Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней среде. | Познавательные УУД –умение обобщать полученные знания, анализировать и синтезировать полученные знания. Познавательные УУД- умение извлекать информацию из иллюстраций; умение выявлять сущность, особенности объектов;умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД -учатся слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД-умение точно выражать свои мысли. | |
- Бабочка предлагает вам обратиться к учебнику (правая страница), потому что там есть такое задание, которое вам поможет ещё лучше различать культурные и дикорастущие растения. Работать будете в парах по одному учебнику. Положите его на середину. Разложите на странице фишки: дикорастущие растения накройте зелёными фишками, культурные – жёлтыми. После выполнения задания проверьте себя с помощью карточки – помощницы. Проверка работы. -Молодцы! Справились с заданием! Давайте подведем итог, какие же растения мы называем культурными , а какие дикорастущими? -Ребята, хотите проверить, правильно ли мы сделали вывод? | Работа в парах. Есть растения, которые человек сам сажает, ухаживает и собирает урожай. Такие растения называют культурными. Есть растения, которые растут сами по себе, человек за ними не ухаживает . Их называют дикорастущими. -Да! | ||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( …мин) Слайд №9 (задание из тетради). | Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности). | Коммуникативные УУД-умение слушать и понимать других;умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
- Бабочка предлагает поработать в тетради , самостоятельно, чтобы проверить, как вы усвоили материал. Откройте тетрадочки, где закладка. Задание №1(левая страница): закончи каждый ряд, наклеив картинку в нужную строку. Проверка на интерактивной доске. -Почему именно так нужно было наклеить? | -В 1 ряду дикорастущие растения, поэтому тут нужно наклеить шиповник. Во 2 ряду культурные растения. Значит тут нужно наклеить розу. | ||
IX. Физкультминутка для глаз (…мин) Слайд №11 | Цель: снять зрительное утомление, повысить умственную работоспособность. | Регулятивные УУД – умение осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценить правильность своих действий. | |
- Прилетела бабочка, села на указку. Постарайся вслед за ней пробежаться глазками. | - Дети следят глазками за указкой. | ||
X. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельное применение знаний. ( …мин) | Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание. | Коммуникативные УУД -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
- Ребята, мы знаем, что культурные растения играют огромную роль в жизни человека.А теперь представьте себе, что вы приобрели участок земли под сад. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать. Работать будете в группах. Бабочка приготовила для вас картинки. Приклейте на листок бумаги то, что будете выращивать в саду. - Проверка задания. - Скажите, а каких культур нет в ваших садах и почему? | Обсуждают в группах и приклеивают картинки, какие культурные растения будут выращивать. Один человек от группы рассказывает, какие растения они будут выращивать. Ответы детей. | ||
XI. Рефлексия деятельности ( … мин) Слайд № 13 Слайд №12 | Цель: зафиксировать новое содержание; провести анализ учебной деятельности; зафиксировать неразрешенные затруднения. | Регулятивные УУД – умение выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности. | |
- Вернёмся к нашей проблеме: в начале урока нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и культурные. - А теперь ответьте мне, какие растения называют дикорастущими? - Какие растения называют культурными? -Наш урок, ребята, подходит к концу. Давайте подведем итог нашим знаниям по теме «Дикорастущие и культурные растения». Какие цели мы ставили перед собой на уроке? (на экран проецируются цели урока) -Что нового для себя вы узнали на уроке, чему научились? | Дикорастущими называют растения, которые растут сами по себе, «дико», люди их не выращивают. -Культурными называют растения, которые выращивают люди. -Различать дикорастущие и культурные растения | ||
XII. Самооценка деятельности учащихся. Слайд №.. | Цель: оценить собственную деятельность. | Регулятивные УУД -умение оценивать правильность выполненного действия на уровне адекватно-ретроспективной оценки. | |
- Ребята, оцените с помощью сигналов свою работу. На интерактивной доске появляются цветовые критерии оценки: Красный – отлично поработал, справился со всеми заданиями. Зеленый – хорошо поработал, но были недочеты. Синий – испытывал трудности при выполнении заданий. - Довольны ли вы своей работой? - Ребята, поднимите вверх правую ладонь, в которой были ваши знания. А теперь поднимите левую ладонь, в которой появились новые знания. Соедините обе ладошки и похлопайте себе и своим одноклассникам. Вы все молодцы! Мне хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам! - Сейчас в награду за дружную работу съедим, ребята, яблоки, которыми угощает нас бабочка. | Ребята оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Возможные ответы учащихся: - Я доволен своей работой на уроке. – Я хорошо поработала, узнала много интересного о культурных и дикорастущих растениях. – Я справилась со всеми заданиями. |
multiurok.ru
Презентация Дикорастущие и культурные растения, 1 класс
Какое значение для человека имеют растения?Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста…Растения одевают человека –лен, хлопок.Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза…Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…
Чем отличаются ель от яблони?? ОбщееРазличиеРастёт в лесу.Растёт в саду. За ней ухаживает человек.дереводеревоПриносит пользуПриносит пользу
Чем отличаются орешник от крыжовника?? ОбщеекустарниккустарникПриносит пользуПриносит пользуРазличиеРастёт в саду. За ним ухаживает человек.Растёт в лесу.
?Чем отличаются одуванчик от помидора? ОбщееРазличиеТравянистое растениеТравянистое растениеРастёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай.Растёт повсюду.
На какие две группыможно разделить все растения???Растения, которые выращивает специально человек.Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме..КультурныеДикорастущие
Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте).Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками).Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево).Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание).По тропинке побежим,До лужайки добежим. (Бег на месте).На лужайке, на лужайкеМы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах).Стоп! Немножко отдохнём.И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте).- На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и продолжаем говорить о растениях.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ДикорастущиеДеревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь.Ярко-синий и пушистый,Только жаль, что не душистый.василёк
ВасилекС чем можно сравнить цветы васильков?Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Дуб дождя и ветраВовсе не боится.Кто сказал, что дубуСтрашно простудиться?Ведь до поздней осениОн стоит зеленый.Значит, дуб выносливый,Значит, закаленный.Что это за дерево?КультурныеРастения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.КультурныедеревьякустарникитравыЯблоняГруша…КрыжовникСмородина…ПомидорОгурец…ppt_yppt_yppt_yppt_yppt_yppt_yppt_yppt_yppt_y
Приложенные файлы
profhelp.net
Дикорастущие и культурные растения (1 класс УМК "Перспектива")
Урок №35. Окружающий мир.
14.01.2016 г.
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Задачи: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрыть их значение для человека.
Материально-техническое оборудование
Учебник «Окружающий мир» первая часть, 1 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» первая часть, 1 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
компьютер, интерактивная доска;
Планируемые результаты:
- Предметные: Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.
Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.
Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.
- Личностные:. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре.
Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку.
- Метапредметные:
Познавательные: поиски и выделение необходимой информации.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.
I.Организационный момент (2 мин)Учитель:
Прошла перемена, услышан звонок
Пора поскорее начать нам урок!
Организационный момент:
- Ребята, мы начинаем урок.
Учащиеся:
Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Регулятивные:
-готовность и способность к осознанию новых знаний
II.Актуализация знаний (2 мин)
Учитель: Задается вопрос:
-Ребята давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?
Учащиеся:
-мы говорили о крупах, чае, кофе.
Уметь: применять в устной речи свои знания
Познавательные:
-умение применять на практике имеющиеся знания
III. Работа по теме урока (12 мин)
1.Работа в учебнике с.68-71
Учитель:
-Давайте вспомним какое значение для человека имеют растения?
-Человек очень тесно с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Приведите примеры таких растений.
Учащиеся:
-Растения кормят человека-яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека-лен, хлопок. Растения-лечат человека -душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей-мебель, топливо.
-Свекла, картофель, пшеница, лен.
Уметь:
Знать:
Познавательные: поиски и выделение необходимой информации.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
IV. Физкультминутка (2 мин)
Включение презентации на интерактивной доске.
Выполняют движения под руководством учителя
V.Продолжение работы по теме урока (13 мин)
1.
Учитель:
-Какое название вы бы дали этой группе растений?
-Давайте посмотрим в учебнике на с.72, как назвали эти группы растений авторы учебника.
-Рассмотрите рисунки и фотографии на с.72. Попробуйте объяснить, откуда взялись культурные растения.
Выполнение заданий из рабочей тетради.
-Выполните задания №1,2 на с.56
Дети работают в паре, выполняя задание на с.73. Проверяют себя на с.93.
- Выполните задания №3,4 на с 57.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Выполняют задания.
-Выполняют задания.
Познавательные:
-перерабатывать полученную информацию
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Коммуникативные: формировать умение объяснить свой выбор, участвовать в диалоге с учителем.
VI Рефлексия (2 мин)
Учитель:
- Оцените свою работу на уроке (поставьте смайлик)
-Кому нужна помощь учителя?
Учащиеся: Учащиеся поднимают смайлики, оценивают работу класса.
И своё эмоциональное состояние.
Уметь: оценивать свою работу на уроке с помощью смайлика.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
VII Итог урока (4 мин)
Учитель:
-Что нового узнали на уроке?
-Чему вы научились?
-Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?
Учащиеся: ответы учащихся.
Уметь:
Обобщать и делать выводы.
Сравнивать свои выводы с выводами одноклассников и учителя.
Регулятивные:
- умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников.
infourok.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить? — Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в группе. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л— мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; — умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (15 мин) Цели: — актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие — животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева — сад/поле/огород. А справа — лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому. Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. — Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? | При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают в группах Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску. Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке. Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р— планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П — анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. — А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания? — Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен. — Когда у нас возникают разногласия? — Какой вопрос у нас возник? — Какая же цель сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы учителя. Показывают знак согласия/несогласия -Когда мы чего-то не знаем. — На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока. | Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (6 мин) Цель: — организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений — Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. — А какое же название получила другая группа растений? — Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое? -Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? | Отвечают на вопросы учителя. -их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Вспоминают правила поведения в лесу. | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; — анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л — умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (10 мин) Цель: — организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа — дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород — лес/луг/озеро. — Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать? — Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак «?» — Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком «?» | Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски. — зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы Заполняют схему на доске и в тетради
Р
Д К | Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К — умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию -Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно. — Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» линеечки. -Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку в рабочей тетради. | К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
www.alllessons.ru
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Целеполагание и мотивация. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой: Позвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Улыбнулись все учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш – хоть куда, Мы начнём урок друзья. | Настраиваются на рабочее настроение. | 2 мин | |
2. | Актуализация опорных знаний. | ЭОР №1 Одуванчик. ЭОР №2 Капуста. ЭОР №3 Липа. | Демонстрирует ЭОР и предлагает сравнить одуванчик и капусту. (Общее; различия: где растут, ухаживает ли человек за ними, приносят ли пользу). Так же сравнивают липу и яблоню, крыжовник и можжевельник. (Показывает картинки) Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что общее у этих растений то, что это травянистые растения, оба они приносят пользу человеку; различия в том, что одуванчик растёт в поле, на лугу, а капуста в огороде, и человек за ней ухаживает. Так же сравнивают пары других растений. | 6 мин |
3. | Выявление места и причины затруднений. | Организует беседу по вопросам: Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? Приведите примеры, какие растения кормят, лечат, одеваю, дают строительные материалы. Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые он сам сажает и ухаживает за ними. Приведите примеры. Как вы думаете, как называются такие растения? Есть растения, которые растут сами, независимо от человека. Какое название вы дали бы такой группе растений? Приведите примеры? | Отвечают на вопросы учителя: растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей для человека. | 5 мин | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | ЭОР №4 Разнообразие растений. | Предлагает дать объяснение значения слов «дикорастущие» и «культурные». Демонстрирует презентацию. | Дети смотрят презентацию, называют каждое растение и определяют, к какой группе растений относятся. | 4 мин |
5. | Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали! | Дети маршируют на месте. Ладонь прикладывают к глазам. Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку». Машут руками. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Маршируют, делают вдох – выдох. Дети садятся на свои места. | 2 мин | |
6. | Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. | ЭОР №5 Цветы полевые и садовые. | Демонстрирует ЭОР, просит определить название растения и группу, к которой это растение относится (культурное или дикорастущее). | Выполняют интерактивное задание. | 4 мин |
7. | Самостоятельная работа и самопроверка по эталону. | Организует работу по учебнику на стр. 73. Найдите в учебнике дикорастущие и культурные растения, обозначьте разными фишками, проверьте себя на «Страничках Умного Совёнка». | Обсуждают информацию учебника через побуждающий диалог, работают самостоятельно в парах, выполняя задание на стр. 73 учебника и проверяют себя на стр. 93 | 6 мин | |
8. | Включение в систему знаний и повторение. | Организует работу в тетради на стр. 56 задания №1, 2. Организует игру «Мальчики-девочки». Если называет дикорастущее растение, встают мальчики, если культурное – девочки. (Лопух, крапива, гладиолус, лебеда, смородина, капуста, берёза, астра, подорожник, клубника, роза, липа). | Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания. Выполняют игровые упражнения, повторяя культурные и дикорастущие растения. | 7 мин | |
9. | Рефлексия. Итог урока. | Проводит рефлексию по вопросам: - Какой вывод для себя вы сделали? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднения? - Оцените свои достижения на уроке? _ Давайте подведём итог урока, для этого воспользуемся фразами: «Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…». | Высказывают свое мнение. Оценивают себя и своих товарищей. | 3 мин | |
10. | Домашнее задание. | Дает домашнее задание: нарисуйте одно культурное и одно дикорастущее растение, которые растут на территории нашего посёлка, напишите их название и что особенного в этих растениях. Это будет наша энциклопедия «Растения посёлка Мучкапский». | 1мин | ||
40 мин |
multiurok.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности (3мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить? — Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в группе. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л— мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; — умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (15 мин) Цели: — актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. На прошлом уроке мы рассматривали любимую нами пищу и обнаружили, что некоторые продукты питания изготавливаются из растений, а другие — животного происхождения. Какие продукты изготавливаются из растений? Что вы знаете о растениях? Где мы можем увидеть растения? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией пополам. Слева — сад/поле/огород. А справа — лес/луг/озеро. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в группах: где растёт ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Учитель помогает распределить работу. Последующим группам учитель предлагает договориться и разместить свой лист рядом с листом первой группы, если у них сделано так же; и разместить подальше от работы первой группы, если сделано по-другому. Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. — Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? | При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают в группах Первая группа, показавшая готовность, вывешивает результаты на доску. Остальные группы вывешивают свои работы согласно группировке. Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р— планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П — анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: — организовать формулировку темы урока детьми; — организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. — А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания? — Мне кажется, что те растения, которые растут в саду и огороде красивее. Кто со мной согласен? Кто – не согласен. — Когда у нас возникают разногласия? — Какой вопрос у нас возник? — Какая же цель сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы учителя. Показывают знак согласия/несогласия -Когда мы чего-то не знаем. — На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока. | Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (6 мин) Цель: — организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений — Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. — А какое же название получила другая группа растений? — Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое? -Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам? | Отвечают на вопросы учителя. -их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Вспоминают правила поведения в лесу. | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; — анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л — умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (10 мин) Цель: — организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растених. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. Слева у нас – культурные растения, справа — дикорастущие. У вас на столах лежат картинки с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте доски с помощью магнита. Учитель обращает внимание на детей, которые не взаимодействуют в парах, помогает им наладить обсуждение. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, уходя от деления на сад/поле/огород — лес/луг/озеро. — Ребята, а где мы можем зафиксировать наше открытие? И как удобнее это сделать? — Куда нужно размещать кактус? Дикорастущее это или культурное растение? Возникает знак «?» — Получается, что мы не знаем. Поэтому мы не можем пока договориться и прийти к единому мнению. Если мы не знаем, то будем пользоваться знаком «?» | Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски. — зафиксировать мы можем в тетради открытий в виде схемы Заполняют схему на доске и в тетради Р Д К | Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. — Какую цель ставили? Достигли цели? — Какая тема урока была? — Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К — умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию -Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно. — Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» линеечки. -Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждой группы можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о групповой работе: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку в рабочей тетради. | К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Лумение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
vekor.ru