Исследовательская работа "Растения, которые помогли выжить". Растения которые помогли выжить в войну
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа Д Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия 186181 Пудожский район д Авдеево д 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67 Исследовательская работа Тема: «Растения – спасатели жизни Великой Отечественной Войны» Автор: Смирнов Иван , ученика 10 класса. Руководитель: Н.Н. Адамонис, учитель биологии 2014 – 2015 год Введение Четыре года шла война. Война справедливая. Отечественная. Гитлер и военное руководство, начав 22 июня 41-го года войну против СССР, не сомневались в быстрой победе. Однако блицкриг не состоялся. Все народы, живущие в СССР, поднялись на священную войну, враг оказался бессилен против монолита наций. Если история не знает столь кровопролитной и разрушительной войны, то она не знает также столь жестокой проверки на стойкость дружбы народов. Победили, и победили всем смертям назло. Война 1941- 1945 годов унесла много жизней. Но люди выжили в это страшное время, работали самоотверженно. Дети, оставшиеся без отцов, жены, оставшиеся без мужей, в тылу испытывали трудности не меньше, чем на войне. В домах царил холод, голод, но, несмотря на эти трудности, наш народ сумел выжить и победить. В канун 70-летия Победы у нас возникла идея – цель: исследовать особенности питания солдат и тружеников тыла во время ВОВ. Также заинтересовал вопрос – почему в настоящее время, несмотря на обилие пищи, население не чувствует себя здоровым и страдает от болезней, обусловленных особенностями питания. Задачи: изучить 1) особенности питания солдат и тружеников тыла; 2) пищевые ценности дикорастущих растений; 3) кулинарное использование дикорастущих пищевых растений; 4) влияние состава пищи на естественное восстановление здоровья; 5) особенности питания людей в современном обществе. Материальное положение крестьянства в условиях войны определялось двумя главными факторами: состоянием общественного производства колхозов и доходами от личного хозяйства крестьян. Война оказала большое влияние на все стороны развития крестьянства, на его численность и состав, уровень жизни. Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Поэтому сегодня, в День Победы, мы хотим вспомнить о таком важном стратегическом объекте времён Второй мировой войны – это растения, за счет, которых они выжили в эти нелегкие годы. Самым тяжелым, голодным годом оказался 1944 год, когда голодали все жители. В суровые годы Великой Отечественной войны солдаты, труженики тыла употребляли в пищу растения. Многие сорные растения оказались питательными и даже вкусными. Это поддержало силы людей в критические моменты жизни. Из дикорастущих растений, помимо ягод и грибов, в Карелии потребляли свежими молодые проростки папоротника-орляка и хвоща полевого, первую весеннюю крапиву, щавель, сныть, «мышиный горох», семена «пастушьей сумки», нераскрывшиеся завязи водяных «кувшинок». Повсеместным было лакомство для детей, а для взрослых весенняя витаминная подкормка, получаемая со свежесрубленного ствола сосны методом соскабливания верхнего подкоркового слоя ножом или натянутой железной струной. Главное было не ударить дерево о землю, иначе «сочевину» получить с него уже не удавалось. Весной, когда земля освобождается от снега и природа пробуждается, появляются дикорастущие съедобные растения: щавель, лебеда, дикий лук, двудомная крапива, сныть и другие – вот эти растения, применяемые в пищу на зиму сушили. Цитаты из воспоминаний: «Отец погиб на фронте 1 апреля 1942 года, когда мне исполнилось 9 лет. Наша семья получила «похоронку». В семье осталось трое детей и семидесятилетние бабушка и дедушка. Их надо было кормить, обувать, топить печь и за живностью ухаживать. Наша мать все трудности выдержала, но потом тяжело заболела и умерла. Для нашей семьи начались самые жестокие, спартанские годы испытания на выживание. Чтобы не умереть от голода, мы ели все съедобное, что попадало под руку. Хлеба не было, а есть всегда хотелось. Колхоз осенью картофель выкопает, а что осталось в земле или на поле, собирать не разрешали. Весной мы ходили за трактором, когда он пахал, как грачи собирали мороженую картошку и из нее пекли лепешки, которые в горле застревали, но мы все-таки ели. По советам нашей бабушки в течение всего периода Великой Отечественной войны, используя в пищу дикорастущие съедобные травы, мы выжили». Основным продуктом питания человека является хлеб. Каким он был хлеб военных лет? Из воспоминаний писателя Григория Люшнина «В концлагерях давали узникам суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах, аж мурашки сыпались по телу – один песок. В этом «хлебе» были отруби, опилки, кора желудей и выжимка гнилой брюквы. Резали его не ножом, а веревочкой, сплетенной из 4-х трикотажных ниток, выдернутых из рубашки». А вот каким был состав хлеба: Отруб Соя СоломаТрава Лиственная мука.«Военный хлеб. Он к щам годился постным, Раскрошенный, он был неплох с кваском. Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам, Его мы отдирали языком». Итак, мы видим, что хлеб был во время войны из отрубей, опилок, коры желудей, выжимки гнилой брюквы, тертого картофеля. Дети военных лет – ныне наши бабушки и дедушки, вспоминая о своем детстве, рассказывают: Всю тяжелую работу выполняли женщины и дети. Мы в тылу работали, не покладая рук. Питались очень скудно. Масло, молоко отдавали фронту, сами пользовались пахтой. С ранней весны начинали использовать в пищу первые листочки крапивы, молодые листья свеклы, сныть, борщевик, листья лебеды. лакомством для детей были почки липы, листья щавеля, стебли конского щавеля, ягоды черемухи, орехи, яблоки. Собирали для выпечки лепешек замерзшие прошлогодние клубни картофеля из которого вымывали крахмал. Этот крахмал добавляли для экономии муки в хлеб, пекли лепешки. На зиму собирали семена лебеды, конского щавеля. Их использовали для выпечки лепешек и хлеба. Жители сел и деревень издревле использовали дикорастущие растения в пищу. В годы войны они стали настоящими спасателями от голодной смерти и лекарствами от болезней. С ранней весны до глубокой осени везде растет крапива. Крапива– ценное пищевое и лекарственное растение. Ее листья – своеобразный природный поливитаминный концентрат, они содержат аскорбиновую кислоту, каротин. Значительное количество витамина К1, В2, В3. В них много белка, крахмала, сахара, органических кислот, солей железа и калия. Молодые листья крапивы добавляют в борщ и супы, из них варят зеленные щи, диетическая ценность которых особенно высока весной, когда в организме человека истощаются запасы витамина. Листья крапивы применяют как лечебное и профилактическое средство при гипо- и авитамизонах. Из листьев, перетертых солью и приправленных перцем и растительным маслом, получается превосходное пюре. Их сушат и консервируют в банках. Крапивный порошок из сушеных листьев идет на заправку первых блюд или в качестве витаминной добавки в фарш для котлет и пельменей. Сушеные листья используют в чайных смесях. Щавель конский – старинное лекарственное растение. Содержит витамин К, рутин, дубильные вещества, обладает кровоостанавливающим и антибактериальным действием. Используется как вяжущее противогнилостное средство. Молодые побеги съедобны, обладают противоцинготной активностью. Во время войны добавляли в хлеб смесь цветков и молодых плодов щавеля конского, которые собирали путем ошмыгивания верхушек растения. Щавель кислый - является ценным пищевым растением. Они содержат до 7% белковых веществ, витамины А и С. Листья широко используют ранней весной как приправу для зеленых щей, супов, пюре, для киселей и начинок для пирогов. Сныть обыкновенная - содержит витамин С. Она богата белковыми веществами и минеральными солями. Из молодых неразвернувшихся листьев и сочных, нежных листовых корешков готовят салаты, винегреты, окрошки, ботвиньи, а также варят супы, щи, пюре. Борщевик сибирский - в пищу употребляют молодые листья, стебли и неразвернувшиеся соцветия, а также корни. Листья и листовые черешки идут в щи, супы, ботвиньи и борщи. Отвар из них по вкусу напоминает куриный бульон. Листья можно есть в отваренном виде, как шпинат. Из очищенных и мелко изрубленных молодых листьев и стеблей делают начинку для пельменей и пирожков. Отваренные стебли едят с уксусом или сухарным соусом, а также поджаренными в растительном масле. Нежные побеги с неразвернувшимися соцветиями кладут в яичницу, жарят с луком и маслом, отваривают в подсоленной воде как цветную капусту. Высушенные молодые листочки борщевика хранят в виде порошка, который добавляют как приправу к первым и вторым блюдам. В корнях борщевика содержится большое количество сахара. В свежем и сушеном виде они применяются в качестве приправы, для улучшения вкуса, запахов блюд и напитков. Лебеда - молодые побеги и листья лебеды едят вареными как шпинат, кладут в винегреты, соусы, а вместе с щавелем – в щи. Из лебеды, ошпаренной кипятком для удаления горечи, можно приготовить салат. Впрок молодые побеги квасят как капусту и едят с растительным маслом. Из отваренной молодой зелени марей, пропущенной через мясорубку, после добавления к ней молока, сырых яиц, сухарей, соли и муки, можно приготовить вкусные запеканки, овощные котлеты и оладьи. Калина обыкновенная – лекарственное, пищевое и декоративное растение. В медицине используют кору и плоды. Отвары и экстракты коры применяются в качестве кровоостанавливающего и болеутоляющего средства. После промораживания плоды калины употребляют в пищу. В семенах калины содержатся аскорбиновая кислота, в плодах – сахар, пектин, дубильные вещества, каротин, витамины С и Р. Береза пушистая - березовый сок содержит сахар, органические кислоты, соли калия, кальция, кальция и железа. Сладкие сиропы, приготовленные из него, не только предупреждают кариес зубов, но даже останавливают его развитие. Поэтому березовый сок, а также сиропы и леденцы из него рекомендуются для профилактики заболевания зубов у детей. Свежий и консервированный березовый сок благоприятно влияет на обмен веществ, способствует выделению из организма вредных шлаков. Он также рекомендуется как укрепляющее средство при заболевании легких. Листья березы богаты каротином. Дуб - желуди содержат 20-35 % крахмала и служат сырьем для получения этого продукта. Желудевый кофе обладает лечебными свойствами. Порошок из желудей в смеси с какао дает прекрасный напиток. Листья дуба как пряность кладут в маринады и соленья. Шиповник - молодые травянистые сочные побеги шиповника хороши для салатов. Из очищенных от семян и волосков плодов варят мармелад, повидло, пастилу, варенье, джем. Из них также готовят кисели, компоты, витаминный напиток. Высушенные и растертые в порошок оболочки плодов служат прекрасной приправой к мясным блюдам и рыбе. Из лепестков цветков готовят варенье и уксус. Из сушеных лепестков, плодов и листьев можно приготовить чайный напиток. Чай из плодов шиповника обладает тонизирующим, общеукрепляющим свойствами. Он стимулирует работу желез внутренней секреции, и нормализуют обмен веществ в организме. Плоды шиповника рекомендуется употреблять в виде настоя для витаминизации супов, мясных подливок, томатных соусов, котлет, пирогов, каш, хлебных изделий, киселей и т.д. Боярышник - плоды боярышника содержат до 14% сахара, различные органические кислоты и витамины А и С. Из ягод можно варить варенье, готовить кисели, повидло, джем, пастилу, желе. Молодые листья, цветы и сухие ягоды являются заменителем чая и кофе. Для приготовления кофе плоды слегка обжаривают. Они дают хороший настой, так как содержат от 39% растворимых веществ. Из сушеных плодов можно приготовить муку, которую используют на кисели, как добавку при выпечке блинов и хлебобулочных изделий, чтобы придать сладковатый вкус. Мука боярышника в смеси с мукой черемухи – одна из лучших начинок для пирогов и для других кулинарных изделий. Черемуха - плоды едят в свежем виде как лакомство. Из них готовят безалкогольные напитки. Сушеные плоды перемалывают вместе с косточкой, которые используют как начинку для пирогов, ватрушек, сибирских шанежек и для киселя с медом. Из цветков заваривают чай. На территории Карелии произрастает около 150 видов дикорастущих съедобных растений. Массовое применение в пищу находят не более трех десятков. Мы в своей работе остановились на некоторых из них. Великолепным перевязочным материалом, прекрасно поглощающим кровь и дезинфицирующим рану, является белый мох сфагнум, желательно суховатый, т. е. он вместо ваты, а для перевязки, именно для фиксации - осока. Естественное восстановление здоровья По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), жители уже к 35 годам имеют в значительной степени зашлакованный организм. Чистить его надо, это очевидно. И не дожидаться 35 лет, когда наш кишечник, наша кровь, наша лимфа, наши сосуды уже будут основательно загрязнены. Китай на I месте в мире по средней продолжительности жизни – 93 года. А Россия – на одном из последних мест. Женщины у нас живут в среднем 56 лет, мужчины – 47 лет. Наш кишечник является канализацией. В канализационных трубах налет образуется с потрясающей быстротой. Вот такой же гнилостный налет образуется с годами и в нашем кишечнике. На внутренней стенке тонкого кишечника есть нежные, тонкие ворсинки. При длине 7м наш кишечник имеет площадь всасывания 200м2. когда мы едим, кое-что лишнее оседает и накапливается между ворсинками, в слизистой. Постепенно наш кишечник засоряется. И уже не работает так хорошо. И уже не всасывается то, что нужно. И это только потому, что наш кишечник засорен. Раньше, когда люди ели отруби, кишечник постоянно прочищался, и люди были здоровы. Но сейчас у нас с вами все хорошо перемолотое. Нет никакой грубой клетчатки. И кишечник не прочищается. Для очистки кишечника нужна клетчатка. Как мочалкой очищает всю слизь, всю грязь в тонком кишечнике. А под пленкой грязной слизи зажаты, задыхаются наши защитники – Т- лимфоциты, которые отвечают за иммунитет. Здесь, в кишечнике, у нас живут наши помощники: бифидо-, коли- и лактобактерии. Они составляют нашу родную микрофлору. Они регулируют чтобы то, что надо – всасывалось, а то, что не надо, выбрасывалось. У многих, у очень многих из нас микрофлора кишечника нарушена. Мы пьем «Кока-колу», едим продукты с консервантами. Микрофлора нарушается при применении антибиотиков. Антибиотики убивают не только болезнетворную микрофлору. От них гибнет нужная нам микрофлора кишечника. Когда мы почистили кишечник, убрали все лишнее, всю грязь и дали питание своей родной микрофлоре иммунная система кишечника восстанавливается, наши Т-лимфоциты начинают работать. Именно от работы кишечника в значительной степени зависит состояние нашего организма. Очень часто у человека болят суставы, голова оттого, что не в порядке кишечник. Какая здесь связь. Когда у нас кишечник не в порядке возникает синдром дырявой слизистой. Дырявая не потому, что пропускает внутрь микробы. Это бактерии всосались, пробрались к суставам, где нет кислорода – и вот воспаление суставов. А какая среда наиболее благоприятна для наших клеток, щелочная или кислотная? Только в слабощелочной среде рН=7,0-7,4 наши клетки здоровы и полноценно работают. В кислотной среде клеткам очень тяжело усваивать питательные вещества. Мы едим продукты, а они не в пользу. Не получая достаточного питания, клетки слабеют, начинают болеть. Чтобы оставаться здоровым, организму приходится постоянно поддерживать щелочное равновесие. Как бы хорошо мы не питались, какими бы лекарствами не пытались себя лечить, если наши клетки находятся в кислотной среде – мы не будем здоровы. Кальций делает организм щелочным, начинается лучшее усваивание кислорода – и болезни проходят. Нобелевский лауреат Отто Варбург еще в 1932 году доказал, что процесс развития рака наиболее активно протекает там, где мало кислорода. Если не хотите получить рак – не пейте «Кока – колу» и подобные ей напитки. Они чаще всего имеют, кислую реакцию. А чистая сырая вода слабощелочная, она имеет ≈ 100. Организм постоянно ищет резерв щелочи для нейтрализации большого количества кислоты. Когда мы пьем кислые напитки и едим кислую пищу мы неразумно растрачиваем свои запасы Са. Стрессы тоже вызывают огромный расход Са. Мы его расходуем и чаще всего не пополняем. Са регулирует иммунитет, процессы возбуждения и теоретические и торможения в головном мозге, является составной частью женских гормонов – эстрогенов, входит в состав мышечных клеток. А чем восполнять? Это творожок, холодец, костный бульон. Оказывается, в 1 л домашнего молока как раз содержится норма, которая нам нужна. Также использование дикорастущих съедобных растений укрепляет наше здоровье. Они могут служить прекрасным дополнением к овощам, фруктам и другим продуктам. Установлено, что они оказывают благотворное влияние на организм человека: усиливаются окислительно- восстановительные процессы, увеличивается щелочной запас крови и содержание аскорбиновой кислоты в органах. В связи с этим повышается сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям среды, улучшается самочувствие, повышается работоспособность человека. Вывод Таким образом, роль растений в жизни человека неоценима велика. В растительном мире наши экономические надежды, основа здоровья человека, душевного спокойствия. Питание должно обеспечивать организм всеми питательными веществами, необходимыми для образования белков, ферментов, гормонов и костной ткани, а также необходимым для нормальной жизнедеятельности количеством энергии. Список использованной литературы Берсон Гарри Залманович. Дикорастущие съедобные растения. Ленинград, 1991Губанов И.А. Дикорастущие пищевые растения. Москва,1987 г.Димитриев А.Д. Экология и здоровье человека. Чебоксары, 1999г. Маркова Л. Каталог дикорастущих лекарственных растений. Москва, 1985г. Федоров Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. Чебоксары, 1989г. |
zubstom.ru
Растения, которые помогли городу выжить
Растения, которые помогли городу выжить
Пермяков Г.А. 11Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М.Комарова»
Плахова Н.Ю. 11Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М.Комарова»
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
Тему данной работы подсказала поездка в Санкт-Петербургский Ботанический сад. Во время экскурсии по оранжереям сада я заинтересовался растениями, на которых были привязаны георгиевские ленточки. Экскурсовод пояснил, что этим деревьям и кактусам уже больше 80 лет, и они пережили тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Позже, изучая тему блокады Ленинграда, я узнал, что Ботанический сад имени В.Л. Комарова, а именно самоотверженный труд его сотрудников помог выжить многим людям в эти голодные годы.
Безусловно, что без помощи пищевых и лекарственных растений, знаний об их удивительных свойствах, учёные – ботаники, дендрологи, биологи не смогли бы оказать такую действенную помощь блокадникам. Очень многих культурные и дикие растения спасли от неминуемой голодной смерти, от авитаминоза и цинги, смогли поддержать иммунитет. Особенно в весенние и летние месяцы помогали дикие травы, растущие под ногами ленинградцев на улицах и пустырях. Меня поразили свойства таких простых растений, и я решил найти и изучить их в нашем городе, а затем повторить выставку, которая была представлена в стеклянных витринах магазинов в годы блокады Ленинграда.
Цель: Воссоздать выставку блокадного Ленинграда «Растения, которые помогли городу выжить» Задачи:
Изучить литературу и документы из архива Ботанического сада имени В.Л.Комарова города Санкт-Петербурга
Проанализировать выставку «Растения, которые помогли городу выжить» представленную в Санкт-Петербурге.
Изучить пищевые свойства травянистых растений, использованных в Ленинграде в годы блокады
Собрать и оформить гербарий соответствующих растений Урала.
Реконструировать выставку пищевых растений блокадного Ленинграда.
Методы исследования:
наблюдение;
рекогносцировочное обследование;
прокладка маршрутных проб;
сбор образцов растений;
гербаризация;
сбор архивной информации.
Гипотеза: в городе Снежинске и его пригороде встречаются виды пищевых дикорастущих растений, которые помогли ленинградцам в годы блокады.
Объект исследования: деятельность Ботанического сада в годы блокады.
Предмет исследования: пищевые дикорастущие травянистые растения.
Глава 1 Теоретическая часть
Процессе подготовки к работе мы столкнулись с трудностью в поиске литературы по этой теме: библиотеках города информации не было, а в интернет – источниках мы нашли только упоминание о работе Ботанического сада. Санкт- Петербурга в годы войны. Тогда мы решили обратиться в архив ботанического сада и отправили туда письмо с вопросами но, к сожалению не получили ответ. Мы очень нуждались в информации, поэтому обратились в библиотеку Челябинского педагогического университета, но и там нашлась только общие факты о жизни и питании жителей блокадного Ленинграда.
Моя сестра, студентка Санкт-Петербургского Педагогического университета Онищук Анастасия и студентка Санкт-Петербургской лесотехнической академии Сергеева Анастасия заинтересовались темой моего исследования и с письмом – запросом (приложение 1) посетили Ботанический сад. Им удалось найти очень нужную и интересную информацию: поработать в архиве и посетить выставку «Растения, которые помогли городу выжить».
Также мы встретились с Халтуриной Ларисой Владимировной жительницей блокадного Ленинграда, и она нам дала интервью. (Приложение 6)
Благодаря нашим совместным усилиям мне удалось изучить уникальную литературу и документы, а также представить в работе интересные и редкие факты и сведения из жизни жителей блокадного Ленинграда.
1.1Блокада Ленинграда – основные вехи
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой. 27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
1.2 Ботанический сад в годы блокады
Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук — одно из старейших научных учреждений России. Он был основан в 1714 г. Императором Петром I как Аптекарский огород. Первоначально его целью было выращивание лекарственных растений для нужд армии, но уже в первые десятилетия его деятельности были заложены научные коллекции и положено начало научной работе.
В XVIII веке Аптекарский огород именовался также Медицинским садом. В конце XVIII века он был передан в ведение Медико-хирургической академии (ныне — Военно-Медицинская академия им. С. М. Кирова) и стал ее Ботаническим садом. В 1823 г. по предложению выдающегося государственного деятеля князя В. П. Кочубея был реорганизован в Императорский ботанический сад, который стал бурно развиваться и вскоре стал одним из ведущих ботанических учреждений Европы и мира. В 1913 г. в ознаменование 200-летия со дня основания Императорскому ботаническому саду было присвоено имя Петра Великого. После октябрьской революции, в 1918 г. он стал именоваться Главным ботаническим садом РСФСР, с 1925 г. — Главным ботаническим садом СССР, а в 1930 г. был передан в ведение Академии наук СССР.
В 1940 г. ему было присвоено имя выдающегося отечественного ботаника В. Л. Комарова (приложение 2).
Великая Отечественная война – тяжелое время в жизни ботанического сада. Уже в начале осени 1941г. в результате прицельных обстрелов множество оранжерей было уничтожено или повреждено, большая часть теплолюбивых видовпогибла. В блокадные дни, когда от холода и голода люди в Ленинграде гибли сотнями, сотрудники Сада продолжали трудиться и проявили подлинный героизм, спасая ценные коллекционные растения. Хотя коллекция теплолюбивых видовсильно пострадала, банк семян был полностью сохранен, а многие растения - спасены.
Часть Ботанического сада в годы блокады была переоборудована под огороды. Там фактически заработала своеобразная фабрика витаминов, которых так недоставало жителям блокадного Ленинграда, страдающим от цинги. Трудились ботаники и над спасением уникального богатства Ботанического сада, насчитывавшего 15 млн. листов гербария, 150 000 томов ботанической литературы, свыше 100 000 живых растений и примерно столько же музейных экспонатов растений. Для того чтобы спасти растения, их распределяли по людям: сотрудники уносили их по домам, отдавали на хранение в госпитали. Один сотрудник тропической оранжереи взял кактусы в свою блокадную квартиру, спас растения, а сам умер в 1944 году. Всего в блокаду удалось сохранить чуть более 250 растений.
После войны коллекция постепенно восстанавливалась – первые посылки с растениями и семенами прибыли из Сухуми, Батуми, Лиссабона, которых война коснулась в меньшей степени. И теперь в оранжереях на этикетках некоторых экземпляров можно прочитать «1928 год, Палермо», «1959 год, Мельбурн» или «1969 год, Мексика». Некоторые растения украшены георгиевскими ленточками – в знак того, что растение пережило войну и блокаду.
Глава 2 Практическая часть
2.1Результаты изучения архивных документов
Мы тщательно изучили архивные документы Ботанического сада и узнали, какую уникальную и важную работу проводили сотрудники этого разрушенного почти до основания учреждения в годы блокады.
Из «Докладной записке о текущей работе Ботанического Института АН СССР и о возможностях наилучшего разворота оборонной работы в АН СССР по линии ботаники»(1941год) мы узнали о разных направлениях работы, которые представляем в кратком изложении.
Велась работа по разработке методики маскировки военных объектов живыми растениями.
Развернулись работы по внедрению торфяного мха – сфагна, как перевязочного средства.
Одновременно велась научно-исследовательская работа по изучению действия сфагнового мха, как доступного и действенного природного материала.
Выработан способ изготовления «пихтового бальзама» для заживления ран.
Выработан «шаирный бальзам» из казахского растения шаира и сибирской пихты - как заживляющая и антисептическая мазь.
Ввёлся синтез ацетил-амило-никотина для борьбы с отравляющими газами.
Получено желудочно-кишечное средство из диких растений для борьбы с массовой дизентерией.
Проведены массовые работы по получению витамина C из хвои сосны.
Для замены импортного выработан рецепт имморзионного масла.
Проведены работы для дешифрирования и определения военно-технических свойств болотных массивов.
Важная работа проведена по составлению геоботанической карты западной полосы Европейской части СССР (Урала).
Велась работа по борьбе с «домовым грибом» на военных заводах и складах.
Велись некоторые из незаконченных работ: разработка сердечных средств из растительного сырья и др.
Проведена работа по изысканию зимних пищевых растений для армии, составлены брошюры для их использования.
Прведена срочная работа по добыче пищевых дрожжей на торфяной основе.
Благодаря совместной работе был сохранён весь банк семян, проведена консервация музейных объектов.
Постоянно проводится работа по подготовке к эвакуации ценностей, охране чердаков от зажигательных бомб, вплоть до участия в командах МПВО.
При изучении дальнейших докладов и отчётов Ботанического института мы выявили и другие виды работ, которые, не смотря на осадное положение Ленинграда, проводились его сотрудниками. Деятельность в 1942-43 годах была сосредоточена на следующих видах работ, из которых представляем самые важные.
Заготовка пищевых растений, съедобных грибов, диких плодовых и ягодных растений.
Изучение и заготовка пищевых дикорастущих растений Ленинграда, составление брошюр и памяток по их использованию.
Подняты работы по использованию морских водорослей в промышленности и пищевых целей.
Заготовка и изучение полезных диких растений: лекарственные, красители, дубители, смолоносы и др.
Заготовка хвойной лапки, разработка и выпуск витаминного препарата из хвои для борьбы с цингой.
Внимательно изучив архивные документы, мы были крайне удивлены, что один из видов работ, проводимых в Ботаническом институте, посвящён геоботаническому описанию Урала, то есть именно тому краю, в которой мы живём. Мы заинтересовались, почему именно Уральский край исследовали ботаники, причём работы не прекратились даже в суровые годы войны. Изучив архивные документы, мы поняли, что западные области Европейской части СССР чрезвычайно богаты, особенно травянистыми видами и мхами. Флора Урала «отличается разнообразием видов лекарственных, витаминных и прочих полезных растений», а также имеет их «богатые запасы на относительно небольшой территории» и при этом малоизученна и очень перспективна.
В этой работе мы начали первый этап геоботанического исследования в пределах территории города Снежинска. Задачей, которого было найти и собрать те виды дикорастущих травянистых растений, которые помогли ленинградцам выжить в тяжёлые годы блокады.
2.2 Методика исследования
Рекогносцировочное обследование местности с целью определения вида биотопа.
Обозначение на карте опорных точек для исследования.
Составление маршрута движения.
Движение по маршруту, определение травянистых растений, ведение полевого дневника.
Сбор образцов растений для изготовления гербария.
2.3 Результаты исследования При проведении рекогносцировочного обследования в пределах городской черты мы выявили несколько видов биотопов: смешанный лес, луг, поляна, огород, газон, пустырь, болото, берег озера, парк. (Приложение 3). При обходе и объезде (на велосипеде) территории города и прилегающих к нему лесов мы соблюдали принцип «пешеходной доступности», как было определено в Ленинграде в 1941-43 г.г. Нам удалось отыскать много пищевых растений, которые рекомендовали для использования сотрудники Ботанического сада ленинградцам в годы блокады. (Приложение 4). Но все, же один вид из списка – стрелолист обыкновенный найти не удалось, видимо, потому что нам не встретились его типичные места обитания (пруд, зарастающий берег реки или озера). Большую часть найденных растений удалось собрать для гербаризации, а часть трав были собраны в прошлые годы. Таблица 1. Найденные и определённые виды пищевых растений.
Вид растения | Биотоп | № точки | Встречаемость |
Рогоз широколистный | берег озера | 2 | cop2 |
Тростник обыкновенный | болото | 1 | cop3 |
Крапива двудомная | парк, вдоль дороги | 3 | cop2 |
Щавель курчавый | луг, вдоль дороги | 8 | Sp |
Лебеда раскидистая | пустырь | 7 | Sol |
Звездчатка средняя | огород | 6 | cop3 |
Ярутка полевая | огород | 6 | sp |
Сурепка | поляна | 9 | Sp |
Пастушья сумка | поляна | 9 | cop2 |
Клевер луговой | луг | 8 | cop1 |
Иван-чай | опушка смешанного леса | 4 | Sp |
Купырь лесной | смешанный лес | 4 | Sol |
Мать – и - мачеха | огород | 6 | Sp |
Глухая крапива – яснотка | пустырь | 7 | Sol |
Подорожник большой | парк, вдоль дороги | 3 | cop1 |
Лопух паутинистый | куча мусора, огород | 6 | Sp |
Бодяк полевой | огород | 6 | Sp |
Одуванчик лекарственный | газон | 5 | cop3 |
Осот огородный | огород | 6 | Sp |
Сныть обыкновенная | парк | 3 | Cop1 |
Встречаемость определялась по шкале Друде (приложение 5) Изучив документ: «Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области» мы узнали о многих интересных особенностях сбора, приготовления, заготовки впрок травянистых растений, а также содержания в них питательных веществ, мест их произрастания.
- Больше всего углеводов и белков содержится в корневищах и клубнях рогоза, стрелолиста и лопуха.
- Больше всего витамина. С на 100 грамм сырой массы в листьях сурепки и ярутки.
- Самыми полезными и питательными являются молодые побеги и листья растений весной и в начале лета, а корни, корневища и семена - ранней осенью.
- Из распространённых диких растений можно приготовить много разных блюд и напитков: салаты, маринад, винегрет, суп, пюре, лепёшки, щи, начинка для пирогов, каши, оладьи, котлеты, приправы, суррогаты кофе и чая. Травы можно тушить, варить, квасить, размельчать и добавлять в хлеб.
- Существует много способов заготовки растений впрок: сушка, помол в муку, в виде пюре, соление, квашение, маринование.
С помощью выставки «Растения, которые помогли выжить» мы познакомились с пищевыми растениями Ленинграда, открыли для себя пищевые свойства многих простых и даже сорных трав. Мы узнали о самоотверженных ботаниках, дендрологах и других служащих Ботанического сада. Они не уехали в эвакуацию, а продолжали трудиться, отдавая свои знания, умения, силы, а подчас и жизни сохранению уникальных коллекций, помощи ленинградцам и раненым фронтовикам. На выставке мы познакомились с редкими и уникальными памятками и брошюрами, которые были изданы в годы блокады и помогали бороться с голодом и авитаминозом. Мы решили попробовать воссоздать выставку блокадного Ленинграда, которая размещалась в полуразрушенных теплицах и витринах продуктовых магазинов и аптек. Нам пришлось заменить живые травы на гербарные образцы и разместить лишь некоторые памятки по использованию растений. Результаты:
Изучена литература и документы из архива Ботанического сада имени В.Л.Комарова по исследуемой теме.
Изучены основные виды работ Ботанического института Ленинграда в годы блокады.
Проанализирована выставка Ботанического сада имени В.Л. Комарова «Растения, которые помогли городу выжить» по фотографиям и описанию.
Изучены пищевые свойства травянистых растений по документам ботаников Ленинграда 1942-44 года.
Проведён первый этап геоботанического исследования в городе Снежинске.
Собран и оформлен гербарий аналогичных пищевых растений Урала.
Реконструирована выставка пищевых растений блокадного Ленинграда.
Выводы:
Дикорастущие травянистые растения Ленинграда помогли людям справиться с голодом и авитаминозом в годы блокады.
Учёные Ботанического института Ленинграда проводили в годы войны более 20 видов работ для военных и тружеников тыла.
Из дикорастущих травянистых растений можно приготовить много вкусных и полезных блюд.
Сотрудники Ботанического сада, часто ценой своей жизни спасали коллекции и растения.
Гипотеза подтвердилась: в городе Снежинске и его пригороде встречаются виды почти все пищевых дикорастущих растений, которые помогли ленинградцам в годы блокады.
Мы считаем что работа, проведённая нами по изучению пищевых растений интересна и актуальна всегда. Сейчас всё больше продаётся пищевых продуктов, которые содержат опасные для здоровья вещества, А, оказывается, у нас под ногами можно найти прекрасные источники питания, выращенные самой природой – пищевые дикие растения. Зная их свойства, питательную ценность, способы приготовления, можно использовать эти экологически чистые природные продукты хотя бы как добавку к повседневной пище. Особенно это актуально для малообеспеченных людей, в том числе пенсионеров. Наша работа открывает новую страницу героической истории жителей, учёных, ботаников блокадного Ленинграда. Возникает чувство гордости за этих самоотверженных русских людей, за их преданность делу и верность Родине.
Список литературы
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. — М.: Дрофа, 2002,160 с.
Славик Богомил. Растения полей и лесов.- Прага: Артия, 1982,190 с.
Дары нашего леса. Сост./О.П.Капорейко. – Екатеринбург: «Фактория», 2000, 494 с.
Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М.: Мир, 1991.- 263 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
http://www.neuch.ru/referat/78354.html
ru.wikipedia.org›Ботанический сад БИН РАН
http://konkretno.ru/2014/01/26/botanicheskij-sad-podgotovil-yekskursiyu-o-rabote-v-blokadu.html
Документы из архива Ботанического института им. В.Л. Комарова за 1942-1944 г.г.
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДВ РЕЦ творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова |
Сотрудникам Ботанического сада. Санкт- Петербурга |
456770, г. Снежинске Челябинской обл., ул. Комсомольская, 2, а/я 520 Тел.: (35146) 3-28-38 Факс: (35146) 3-20-13 Email: [email protected] |
|
_______________№___12_________ на №__12/_34_________от__6.08.2015_ |
Уважаемые сотрудники!
Просим вас оказать помощь в поиске информации для исследовательской работы учащихся отдела экологии Дворца творчества по теме: «Использование дикорастущих растений в пищевых и лекарственных целях в годы блокады Ленинграда». Преподаватели и учащиеся будут благодарны за любую информацию предоставленную вашим уважаемым учреждением.
Зам. директора по ВР Моломина Т.В.
Приложение 2
Владимир Леонтьевич Комаров (1869—1945) — русский советский ботаник и географ, педагог и общественный деятель. Член-корреспондент Академии наук (1914), действительный член (1920), вице-президент (1930—1936) и президент (1936—1945) Академии наук СССР, организатор многочисленных филиалов, ботанических садов и баз Академии наук.
Полагал, что познание флоры может быть осуществлено только в установлении её истории, в свете миграции различных флористических комплексов, изменяющихся под влиянием условий существования, климата, конфигурации материков и морей.
Разработал принцип модельных групп для выяснения генезиса флор: историю флор следует реконструировать преимущественно на основе монографической обработки нескольких небольших родов. Успешно применил этот принцип при анализе генезиса флор Китая и Монголии.
Развил представления А. Кернера, С. Коржинского и Р. Веттштейна, специфику ареала считая одним из существенных признаков вида: «Вид — это морфологическая система, помноженная на географическую определённость».
Исследования В. Л. Комарова, как и других передовых русских ученых, были практически целенаправленны. Ученого интересовали растения, полезные в той или иной степени для человека. Он пытался оценить природные ресурсы исследуемой местности, наметить перспективы ее хозяйственного развития. По широте и глубине научных исследований В. Л. Комарова можно причислить к классикам естествознания. Комаров принадлежал к замечательным русским путешественникам, которые были гордостью и украшением Русского географического общества. Пешком, на лошадях и по воде на небольших примитивных судах В. Л. Комаров прошел тысячи километров пути.
Приложение 3
Карта с контрольными точками и маршрутом следования
Приложение 4
Приложение 5
Шкала оценок обилия по Друде (с дополнениями А.А. Уранова)
Обозначение обилия по Друде |
Характеристика обилия |
Среднее наименьшее расстояние между особями (счетными единицами) вида, см |
сор3 (copiosae3) |
очень обильно |
не более 20 |
сор2 (copiosae2) |
обильно |
20-40 |
cop1 (copiosae1) |
довольно обильно |
40-100 |
sp (sparsae) |
рассеяно |
100-150 |
sol (solitariae) |
единичнно |
более 150 |
Приложение 6
Интервью с Халтуриной Ларисой Владимировной представлено в отдельном звуковом файле.
Просмотров работы: 79
school-science.ru
Исследовательская работа "Растения, которые помогли выжить"
Наша страна в 2014 году отмечала знаменательное событие – 70 лет со дня окончания блокады Ленинграда. У меня сердце сжималось от леденящих душу рассказов о блокаде. В истории современного человечества мы не найдем трагедии, подобной ленинградской блокаде. 8 сентября вокруг трехмиллионного города замкнулось кольцо блокады. В первый блокадный год погибло 780 тысяч человек, 97% – от голода и холода. К моменту прорыва блокады в январе 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч жителей. Только через год, 27 января 1944 года, Ленинград был полностью освобожден от 900-дневной блокады. Сухие факты не поддаются осмыслению: немыслимое число погибших от голода и холода в одном месте земного шара. Меня заинтересовал вопрос: как могли выжить люди в изоляции от всей страны? Позже возник более глубокий вопрос: как пережил советский народ эти трагичные годы? Тема выживания советского народа в период ВОВ очень обширная, поэтому я решила провести своё исследование в одном направлении: как растения помогали выжить людям в годы тяжёлых испытаний. Это исследование я начала весной, а закончила летом, когда попробовала многое из того, чем питался и лечился русский народ в годы войны.
Краткий обзор литературы: изучала в основном информацию из интернета. Нигде не увидела полного освещения данной темы. Материал был очень разрозненным. Появилась возможность объединить всё изученное.
Актуальность данного исследования в том, что:
1. В последнее время стали забывать об ужасах войны, слышны всё чаще разговоры непатриотического содержания - «лучше бы нас немцы завоевали». Пожилых людей не уважают. Даже родных «сдают» в дома престарелых. Я хочу чтобы люди вспомнили о понятии « патриотизм» и о таком чувстве, как уважение к своим предкам. При помощи своего исследования я хочу дать возможность внукам поговорить со своими бабушками и дедушками на определенную тему, чтобы старшее поколение почувствовало себя нужными людьми и вспомнило своё трудное, но героическое прошлое.
- В современном мире значительно вырос интерес населения к здоровому питанию и лекарственным средствам природного происхождения. Исследуя тему «Растения, которые помогали выжить…», мы можем пополнить свои знания о лекарственных растениях и о чудо - растениях, в которых содержались витамины, микроэлементы, поддерживающие ослабленный, истощённый организм защитников отечества, работников тыла и детей войны.
Цель исследования: выяснить, какую службу наряду с солдатами Советской армии несли растения в неравных боях с врагами Родины. На себе исследовать свойства растений, которые помогали выжить советскому народу. Углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне.
Объект исследования: съедобные и лекарственные растения, преимущественно произрастающие в Ростовской области.
Предмет исследования: история применения растений в годы Великой Отечественной войны советским народом; истории, рассказанные жителями родного хутора, о выживании в суровые годы.
Гипотеза исследования заключается в том, что растения играли огромную роль в выживании народа, в условиях недостатка лекарственных средств и продуктов питания. Мне понравится «военное» меню и лекарственные отвары.
Для доказательства гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. расширить свои знания о роли растений в годы Великой Отечественной войны;
2. привлечь внимание молодёжи к изучению природы родного края;
3.встретиться с участниками ВОВ, работниками тыла, ныне живущими в нашем хуторе, записать их воспоминания;
4. изучить литературу по данной теме;
5. систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.
6. Использовать полученную информацию на собственной практике.
База исследования: хутор Малая Каменка, Ростовской области, Каменского района.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
I. Теоретические:
- изучение информационных источников, фотодокументов;
- систематизация;
- обобщение
II. Практические:
- поиск;
- описание;
- сопоставление;
- анализ;
- осмысление.
Исследование проводилось в 2014 году и включало в себя опросы местных жителей. На основе, полученной от них информации, были исследованы свойства растений и область их применения. При этом задействовали интернет - ресурсы и печатную литературу. Воспроизвели на практике «военное» меню.
multiurok.ru
Исследовательская работа "Растения- спасатели жизни"
2015 год знаменательный - человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для нашей страны и для меня тоже эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…
В годы войны Удмуртия отдавала фронту очень много, в том числе и продуктов питания. Для мирного населения спасением от голодной смерти и болезней стали дикорастущие растения. На территории нашей республики более ста съедобных растений, которые помогли выжить нашим дедушкам и бабушкам в трудные военные и послевоенные годы
Перед началом работы я выдвинула гипотезу: дикорастущие растения содержат некие вещества, которые повышают жизнестойкость человеческого организма и помогают выжить даже в экстремальных ситуациях.
Цель моей работы : определить значимость дикорастущих растений для функционирования организма человека.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1.изучить литературные источники
2.изучить особенности питания тружеников тыла, побеседовав с людьми, жившими в годы Великой Отечественной войны
3.проанализировать использование в пищу дикорастущих растений
4.изучить наличие в дикорастущих растениях веществ необходимых для организма человека
Основным продуктом питания человека является хлеб. Каким он был, хлеб военных лет? Вот как пишет про хлеб Винокуров Евгений в стихотворении «Хлеб войны».
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам,
Его мы отдирали языком.
Мне не довелось самой это слышать, но мой прадед, Камашев Фёдор Георгиевич, дед моей мамы, рассказывал своим внукам о трех проведенных в концлагерях Франции годах, рассказывал, каким был хлеб военнопленного. Это был суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах так, что мурашки сыпались по телу. В этом «хлебе» были отруби, древесные опилки, желуди и выжимка гнилой брюквы.
Моя соседка Анастасия Ивановна Соковикова, с которой я часто общаюсь, родилась и росла в деревне Малая Сюга Можгинского района. Она рассказывала, что по весне они собирали в поле мороженую картошку, делали из нее крахмал, варили кисель, собирали молодые листочки липы, из них пекли маленькие лепешки, собирали лебеду, листья свеклы. Ну, а летом, когда поспевали ягоды, ходили в лес, ели их свежими и сушили на зиму.
Моя прабабушка, Чернова Акулина Константиновна, в годы войны жила в Алнашском районе в деревне Дубровка, вспоминает, что на зиму собирали семена лебеды, конского щавеля. Их использовали для выпечки лепешек и хлеба. С весны до конца лета лакомством для детей были почки липы, листья щавеля, стебли конского щавеля, ягоды черемухи, орехи, яблоки
Нелегко было и в послевоенные годы, мой дед Лимонов Валентин Иванович рассказывает, как мальчишкой бегал в лес ранней весной, чтоб полакомиться сиверихой - шишечками-цветами ели или сосны.
Жители сел и деревень Удмуртии, как следует из литературных источников, издавна использовали дикорастущие растения в пищу. В годы Великой Отечественной войны они спасали от голодной смерти, были лекарствами от болезней. Особенно активно местным населением использовалось 15 видов дикорастущих растений. Именно о них я и хочу рассказать.
Крапива двудомная – ценное пищевое и лекарственное растение, ее листья – своеобразный природный поливитаминный концентрат, они содержат аскорбиновую кислоту, каротин, значительное количество витамина К1, В2, В3. В них много белка, крахмала, сахара, органических кислот, солей железа и калия.
Лебеду в нашем районе можно встретить практически повсюду, она в изобилии произрастает на приусадебных участках, пустырях, берегах рек, полях и огородах. В трудные военные годы лебеду считали очень ценным растением, способным спасти от голода. Из-за содержания в молодых побегах лебеды большого количества протеинов, она по своей питательности способна соревноваться даже с продуктами животного происхождения. Витамин Е, С, калий, рутин, различные минеральные соли, каротин, эфирные масла, семнадцать аминокислот – все это имеет в своем составе лебеда.
Сныть обыкновенная содержит витамин С, каротин. Она богата белковыми веществами и минеральными солями.
Борщевик сибирский сегодня считают очень ядовитым растением. А в годы войны в пищу употребляли молодые листья, стебли и неразвернувшиеся соцветия, а также корни. Они содержат витамин С и каротин.
Щавель конский – известное с древности лекарственное растение, которое одержит витамин К, рутин, дубильные вещества.
Сок березы пушистой содержит сахар, органические кислоты, соли калия, кальция, кальция и железа. Финские врачи выявили лечебные свойства березового сока. Сладкие сиропы, приготовленные из него, не только предупреждают кариес зубов, но даже останавливают его развитие.
Изучив содержание полезных веществ в дикорастущих растениях и их влияние на организм человека, я составила таблицу, которая должна помочь тем, кто решить использовать эти растения в пищу. Кроме того, мы нашли несколько рецептов блюд, и некоторые из них я приготовила.
Как только появилась первая крапива, а это было начало апреля , мы с мамой решили сварить щи по бабушкиному рецепту. Набрали мелкие веточки молодой крапивы , промыли в проточной воде , ошпарили кипятком .Картофель мелко нарезали и поварили 15 минут. Лук, морковь и помидор обжарили в растительном масле и добавили в варящийся картофель, поварили 10 минут. В самом конце добавили мелко порезанную крапиву, посолили, поперчили по вкусу. Суп ели со сметаной, было необычно вкусно.
На десерт мы сварили кисель с красной смородиной . Взяли две картофелины , натерли на мелкой терке и вымыли из них крахмал; выждав несколько минут , крахмал опустился на дно стакана ,и тогда мы слили лишнюю жидкость. Заварили крахмал кипятком , добавили ягоды красной смородины и немного сахара. Получился достойный десерт, при этом без лишних ароматизаторов и усилителей вкуса.
В зимне-весенний период мы готовим чай из шиповника:
завариваем высушенные ягоды шиповника в термосе ,получается
великолепный ароматный витаминный напиток. Ягоды шиповника
собираем поздним летом в лесах нашего района.
Хотелось бы напомнить, что к сбору дикорастущих лекарственных растенийнеобходимо подходить со знанием дела. Прежде всего, нужно хорошо изучить их ботанические особенности отдельных частей. Срок сбора необходимо приурочить ко времени максимального накопления в растении ценных питательных и биологически активных веществ. При преждевременном или запоздалом сборе растительная пища низкого качества, а лечебное сырье лишено терапевтического действия.
И в заключении хочется сделать выводы:
1.В годы Великой Отечественной войны в хлеб добавляли отруби, опилки, желуди и выжимки гнилой брюквы, цветки и листья липы, лебеды, картофель.
2.С ранней весны начинали использовать в пищу первые листочки крапивы, молодые листья свеклы, сныть, борщевик, листья лебеды. С весны до конца лета лакомством для детей были почки липы, листья щавеля, стебли конского щавеля, ягоды черемухи, орехи, яблоки.
3.Местным населением использовалось 15 видов дикорастущих растений. Самым распространенным растением была лебеда, в ее состав входит очень много белка.
4.В дикорастущих растениях содержится все необходимые для организма человека вещества. Они и помогли людям выжить в «голодные» военные годы.
Гипотеза подтвердилась.
infourok.ru
В годы Великой Отечественной войны знания о народной медицине были не так широко известны, как сейчас, но срабатывала генетическая память. И сама природа протягивала веточки и листочки помощи нашему героическому народу. Растения помогли людям выдержать, они помогли им выжить.
Вот что рассказывают о фитотерапии в те героические годы ветераны: « В те годы мало кто и болел зимой. Чаёв никаких импортных не было. Загодя собирали травки в степи: чабрец, душицу, зверобой, шиповник.Мяту выращивали дома. Мама собирала листочки смородины и малины.Из всего этого сбора и готовили чаи. Сахара не было, редко когда удавалось подсластить чай медком. Вот и не болел никто, хотя ходили почти всегда голодными и замёрзшими». «Я никогда не забуду, как мы лечились полынью. А ещё календулой, настоянной на самогоне. Ведь царапин было много. А ещё были березовые почки, настойка. Листья малины. Подорожник. Всё шло в дело. Это очень помогало. Не кашляли, не чихали, это точно…» «У папы- фронтовика была болезнь ног, экзема. И очень хорошо крапива, пропаренная крапива. И лопух. Вот это спасало. Всё прикладывали.» «Как- то заболела я… И вот она, мама, меня лечить. Заворачивала в капустный лист, здесь были и медок, чабрец, листья череды, и листья лопуха. На ночь всё это оставляла. Три дня и простуды как не бывало.» «Однажды в мрачном настроении врач вышел из избы, где было невыносимо смотреть на раненых: он был бессилен помочь из за отсутствия ваты. Врач вышел за околицу где начиналось унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул ногой по кочке и вдруг замер: под ногой был чистый мох. Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат с большими пустыми клетками, которые впитывают воду. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро отправилась за этим мхом. Разрывали снег, выдергивали мерзлые пласты мха. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо натопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован в перевязочной.»
Всю страну спасали растения, которые обладали лекарственными свойствами. За годы войны благодаря патриотическому движению населения было собрано 5996 тонн сырья. Флора нашей страны оказала большую помощь и поддержку отечественному здравоохранению. В качестве активных антисептиков использовались фитонциды лука и чеснока, препараты из календулы, зверобойное масло, бальзам из пихты. В 1941 году в госпиталях впервые стали применять настойку из лимонника китайского, которая не только помогала быстро восстановить силы раненых, но и способствовала повышению остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. Для лечения желудочных заболеваний были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, травы льнянки.
Читая материалы о блокаде, у меня всё время возникал вопрос: как можно было выжить в городе, где сгорел последний продуктовый склад, где не было особых запасов продуктов питания и топлива? Никто не думал, что блокада будет длиться так долго. Думали- ну месяц, ну три и выбьют немцев… Но всё пошло иначе. Поэтому в первые четыре месяца погибло от голода и холода 360000 человек. Это 120 таких маленьких хуторов, как Малая Каменка! Жуткая цифра, трагедия всего советского народа. Ну, а дальше люди стали приспосабливаться к суровым условиям блокады и в этом помогли им чудо- растения. Их веточки, листочки, корешочки давали жизненную силу, спасали от авитаминоза. Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами. В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев. Вера Осиповна Егорова, ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду. Вера Осиповна жила в прифронтовой полосе — в самом конце Рощинской улицы. Рядом были огороды Московского района. В 1942 и 1943 годах их засевали одним турнепсом. Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля. Потом появилась картошка сорта «берлиха», красная, с желтой мякотью, необыкновенно вкусная. Из слов участника блокады: «Мои родители, Серафим Петрович и Нина Романовна Титовы, работали в блокаду на заводе «Радист», на Геслеровском проспекте Петроградской стороны. На заводе были прессы. Из подшефного колхоза «Выборгский» привозили срезанные елочки и еловые ветки. Из них прессами выдавливали сок, который спас многих ленинградцев. Весной 1943 года заводу «Радист» на Крестовском острове была выделена земля под огороды, ее разделили между сотрудниками завода. В колхозе удалось получить немножко семян для посева моркови, свеклы, капусты, огурцов. Картошку сажали из очистков и глазков, которые давали кухни подшефного детского сада и стационара. Поливали чайниками, воду брали из воронок. Мы жили на Кировском проспекте. До огорода ездили на велосипеде: я на перекладине спереди, папа на сиденье, а мама сзади на багажнике. Овощей хватало не только поесть в свежем виде, но и запасти на зиму. В ванной комнате появились десятилитровые бутыли с маринованной свеклой и морковью. После войны на месте наших огородов был разбит Приморский парк Победы...» А чтобы чуть- чуть обеспечить витаминами раненых солдат, ходили собирать чеснок и лук. Собирали лекарственные растения. Готовили хвойный напиток: были подняты архивы двухвековой давности, когда Россия использовала противоцинговую настойку, как готовить ее дома и тут же ее использовать в госпиталях, больницах, как использовать проросший горох в госпиталях. Для гражданского населения был произведен выпуск хвои в пакетиках. За 16 км. Ленинградцы носили хвою на себе. Лето 1942 года. С питанием стало лучше. В столовых можно было прочесть меню: Щи из подорожника. Котлеты из одуванчиков. Пюре из крапивы. Биточки из лебеды. Соус из рыбо-костной муки. Вот что рассказывают бабушки об их рационе питания в годы войны. « Кушали всё что было съедобного в лесу, поле и огороде. Весной, как только сходил снег появлялся гусиный лук . Мы выкапывали луковички, сдирали с них тонкую, грязную кожицу и с удовольствием поедали их в большом количестве. Как только появлялся вдоль берега реки купырь, снимали жёсткую плёнку со стебельков и упивались морковным сочным вкусом. Выкапывали корни лопуха, одуванчика, варили их, запекали в костре- вкусно было… Попозже появлялись «калачики» (просвирник)… . Голодными с весны по осень не сидели. А по осени и картошечку запасали, капусту, огурцы и помидоры квасили. Хлеба было мало…» Многие советские люди уходили в ополчение в тылу врага. Их скрывали густые лесы средней полосы России. Укрывали настолько хорошо, что фашисты не могли их найти, как бы они не пытались. В этих же лесах строили временные убежища те, кто лишился жилища в результате карательных операций немецкой армии. Землянки были тёплыми, удобными. Есть среди растений и настоящие легенды.. «На восточном берегу седого Буга раскинулась дубовая роща, в которой могучей кроной выделялся вековой дуб. От первых дней войны живет в народе легенда об этом дубе и о подвигах пограничников. Первые дни войны… Два бойца возвращались из наряда, и теперь они залегли на самом берегу реки, у дуба. Отсюда открывался хороший обзор, и сам дуб был надежным укрытием. В его стволе было огромное дупло, в котором и укрылись пулеметчик и его напарник. Как только фашисты прекращали обстрел и десант выходил на середину Буга, воины открывали огонь из пулемета. Захватчики открывали яростный обстрел, но пулеметчика надежно укрывал от вражеских пуль старый дуб». |
biologiiurok.ucoz.ru
Как животные и растения помогли одержать победу в Великой Отечественной войне?
Две патриотические конференции в преддверии празднования Дня воинской славы России ‑ Дня начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой в 1941 году прошли в школах №2044 и №709 района Северный (СВАО). Организаторами мероприятий выступили ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и ГБОУ ДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма». Конференции были посвящены обороне Москвы в Великой Отечественной войне, а также «спутникам Победы» ‑ животным и растениям.
Почтить память советских солдат собрались учащиеся начальных классов. Ребята рассказали о своих родных, воевавших на фронте, пели военные песни и вспоминали о подвигах советского народа.
Но ведь в войне участвовали не только люди, но и животные. Многие из них стали незаменимыми помощниками человека на фронте. Собаки, например, подрывали вражеские танки, ходили в разведку, выполняли задания вместе со связистами, помогали санитарам, разыскивали фугасы и мины. Для перевозки боеприпасов, провизии и медикаментов использовали лошадей, лосей, оленей и даже верблюдов.
Говорили и о растениях. Казалось бы, как могут помочь растения? Но и они стали участниками военных событий 1941-1945 годов. Для нужд фронта активно велась заготовка древесины: строились лесные завалы и деревянные противотанковые надолбы, землянки. Лес давал защиту многочисленным отрядам партизан и диверсионным группам в тылу противника. Важную роль во время Великой Отечественной войны сыграли лекарственные растения, заменявшие лечебные препараты и медикаменты. Так, например, торфяной мох или сфагнум с успехом использовался в качестве перевязочного материала благодаря своим бактерицидным свойствам, а настойку лимонника применяли не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, выполнявших ночные полеты.
Обе конференции вызвали большой интерес у школьников. Они узнали много интересных фактов о «спутниках Победы», которых довольно часто и незаслуженно забывают, не придавая им большого значения.
Обороне Москвы в Великой Отечественной войне посвящается. Животные и растения – «спутники Победы» над фашизмом.
Ежегодно в начале декабря в школе № 709 СВАО г. Москвы проходят митинги, встречи учащихся с Ветеранами Великой Отечественной войны. Одно из таких мероприятий, посвящённых животным и растениям, помогавшим в освободительном движении народов СССР в Великой Отечественной войне организовали педагоги и методисты Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения, туризма и сотрудники Дирекции природных территорий СВАО и Сокольники ГПБУ «Мосприрода» для учащихся школы № 709. В зале собралось 120 младших школьников. Открыли тематическое мероприятие педагог ГБОУ ДЮЦ ЭКТ Волкова Т.В. и методист Дирекции Михайлова Л.В. Они рассказали о практической значимости проектных творческих работ школьников по эколого-краеведческому направлению - ведь каждый класс собрал документальные данные о прадедах, воевавших в Великой Отечественной войне и защищавших Москву от немецко-фашистских захватчиков.
Об исторических событиях обороны Москвы рассказала десятиклассница Чаус Галя. Победный день воинской славы России стал памятным событием для нынешних москвичей, потому что 5 декабря 1941 г. началось контрнаступление советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 года.
Классы подготовили выступления и презентации о животных и растениях - спутниках Победы в Великой Отечественной войне.
Третьеклассники школы № 709 рассказали о важной роли лекарственных растений, которые помогали в выздоровлении раненых солдат во время Великой Отечественной войны. Для всего населения сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения.
Пятиклассники Земскова Таня, Матвеев Иван, учитель истории Яковлева Анна Алексеевна показали фрагмент художественного фильма «Смелые люди» о спасении раненого бойца любимым конём. Также защитили проект с документальными кадрами Парада Победы на Красной площади с участием Ивана Трофимовича и преданного коня Кумира, сохранившего жизнь человеку, показали презентацию о животных - верных друзьях военного времени.
Необходимо помнить исторические уроки Великой Отечественной войны, чтить подвиги нашего народа. Наш долг сохранить мир в нашей любимой России.
ooptsvao.mos.ru
Дикие растения, которые помогут выжить | Екабу.ру
За редкими исключениям эти растения имеют даже вполне приятный вкус. Узнать, где есть хорошая еда, можно, зная условия местности. В районе с повышенной влажностью большинство растений будет под солнцем, в засушливом районе — около воды. Эти 8 видов съедобных растений могут стать серьезным подспорьем во время выживания в дикой местности.
Дикий лук
Дикий лук распространен в местах, где часто косят траву. Зимой найти его можно в солнечных местах на открытых участках земли. Лук очень нежный, некоторые его виды по вкусу ближе к чесноку, другие — к шнитт-луку. Его можно собирать и использовать в пищу, но все же стоит вглядываться в то, что вы срываете, чтобы не набрать все, что хотя бы отдаленно похоже на лук.Одуванчик лекарственный
Найти одуванчик сможет даже ребенок. Это молодое зеленое растение с большими лепестками посередине на деле является съедобным. Самое вкусное в нем — это цветки. Их нужно сорвать со стеблей и отщипнуть зеленый стебель пальцами так, чтобы не осталось белого сока, потому что он горьковат. Будучи сладкими и довольно сочными, эти дикие цветки в наших широтах растут в изобилии.Кислица обыкновенная
У кислицы приятный освежающий вкус с небольшой кислинкой. Как правило, цветки кислицы желтые, но порой можно встретить и розоватые. Есть стоит стебель, потому как цветки и листья довольно горькие. Это растение можно найти не только на лугах и полях, но и в дикой природе. Кислица содержит высокий уровень щавелевой кислоты, которая вполне съедобна, но в больших количествах может привести к расстройству пищеварения и желудка.Яснотка стеблеобъемлющая
Еще одно пригодное в пищу растение. На этот раз с нежным вкусом мяты. Так же, как и с кислицей, стоит отрывать цветки, чтобы не есть стебли. Это растение стелется ковром в начале года, а затем на этих местах очень часто вырастает кислица.Глухая крапива
О съедобности этого растения из семейства яснотковых (как, собственно, и яснотка), пожалуй, знает каждый второй. Употреблять в пищу крапиву можно так же, как и яснотку. И она так же укрывают ковром землю, особенно весной.Подорожник
Практически все виды подорожника похожи между собой, да и растет он почти во всех регионах. Выглядит он довольно просто — розетка состоит из темно-зеленых листьев, овальной, яйцевидной или ланцетной формы. Используется подорожник не только в народной медицине, но и в качестве еды. Молодые листья подорожника имеют солоноватый привкус. В кулинарии их иногда даже добавляют в банки с соленьями.Осот
С листьями осота нужно быть достаточно осторожным, как и с листьями одуванчика, чтобы избежать попадания в рот горького сока. Желтые цветки этого растения похожи на цветки одуванчика, но осот вкуснее, хотя и готовится так же, как и одуванчик. У осота прямой стебель и выглядит он как чертополох.Кресс-салат
Это одно из диких растений из семейства крестоцветных, которое растет в городах. Будучи молодым, кресс-салат имеет нежные листья со вкусом горчицы. Когда растение становится старше, его можно использовать как листья горчицы.Источник
ekabu.ru